Какие политические силы были представлены в законодательном собрании 1791 года

Обновлено: 30.06.2024

Законодательное собрание было законодательным органом Франции с 1 октября 1791 до сентября 1792 в течение лет Французской революции. Это обеспечило центр политического спора и революционного законодательства между периодами Национального Учредительного собрания и Национального Соглашения.

Законодательное собрание вели две противостоящих группы. Члены первой группы были прежде всего умеренными членами буржуазии (Богатый средний класс в 3-м Состоянии), который одобрил конституционную монархию, представленную Feuillants, который чувствовал, что революция уже достигла своей цели. Вторая группа была демократической фракцией, для которой королю больше нельзя было доверять, представленный новыми членами клуба Jacobin. Эта группа утверждала, что более революционные меры были необходимы.

30 сентября 1791 Национальное Учредительное собрание расторгнуло себя. На движение Робеспьера это установило декретом, что ни один из его участников не будет иметь право к следующему законодательному органу. Его тело преемника, Законодательное собрание, работающее в соответствии с либеральной французской конституцией 1791, продлилось до 10 августа 1792, когда новое Национальное Соглашение было избрано.

Законодательное собрание укрепило воспринятый лево-правильный политический спектр, который все еще обычно используется сегодня.

Было 746 участников.

Выборы законодательного собрания

Выборы 1791, проводимого привилегией переписи, ввели законодательный орган, который желал нести Революцию далее. Видный среди этого законодательного органа был Доминиканский Клуб и его связанные общества всюду по Франции.

1 октября 1791 Законодательное собрание встретилось в первый раз. Это состояло из 745 участников, главным образом от среднего класса. Участники были вообще молоды, и, так как ни один не сидел в предыдущей Ассамблее, они в основном испытали недостаток в национальном политическом опыте. Они имели тенденцию быть людьми, которые сделали их имя посредством успешной политической карьеры в местной политике.

История

Для подробного описания слушаний Законодательного собрания и связанных событий, посмотрите Законодательное собрание и падение французской монархии.

Декларация 27 августа 1791 Pillnitz уже угрожала Франции нападением ее соседями. Король Людовик XVI одобрил войну, надеющуюся эксплуатировать военное поражение, чтобы восстановить его неограниченную власть; Ассамблея склонялась к войне также, чтобы распространить идеалы Революции. Это привело в апреле 1792 к первой из французских войн за независимость.

Король наложил вето на многие законопроекты Ассамблеи в течение ее существования. Например:

  • Законодательство, объявляющее эмигрантов, виновных в заговоре и преследуемых по суду как таковой, прошло 8 ноября 1791, но наложило вето Луи.
  • Осуществление Гражданской конституции Духовенства: 29 ноября 1791 Ассамблея постановила, чтобы каждый non-juring священнослужитель дал гражданскую клятву в течение восьми дней, под страхом потери его пенсии и, если бы какие-либо проблемы вспыхнули того, чтобы быть высланным. Луи наложил вето на этот декрет как совесть.

Людовик XVI сформировал серию кабинетов, повернув время от времени столь же крайне левый как Жирондисты. Однако к лету 1792 года, среди войны и восстания, стало ясно, что монархия и теперь доминирующие Доминиканцы не могли достигнуть никакого соглашения. 11 июля 1792 Ассамблея формально объявила Страну в опасности, из-за страшной военной ситуации.

9 августа 1792 новая революционная Коммуна овладела Отель-де-Виль, и рано утром от 10 августа повстанцы напали на Tuileries, где королевская семья проживала. Луи и его семья запросили политического убежища с Законодательным собранием.

Ассамблея раздела Луи, подозреваемого в разведке с врагом, во всех его королевских функциях и прерогативах. Король и его семья были впоследствии заключены в тюрьму в Храм. Резолюция принята, 10 августа 1792, чтобы вызвать новое Национальное Соглашение, быть избранной универсальным избирательным правом.

Многих, кто сидел в Национальном Учредительном собрании и еще много, кто сидел в Законодательном собрании, переизбрали. Соглашение встретилось 20 сентября 1792 и стало новым правительством Франции.

Реформа брака

15 февраля 1792 Оноре Мюрер, сообщающий для Законодательного Комитета, представил серию рекомендаций на реформе брака, включая внедрение регистров гражданского статуса (заменяющий реестры, ведомые духовенством) и разрешающий младшим людям жениться

Началомпервого этапа революции считаетсядень 14 июля 1789 года,когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла боль­шая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках.

В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборны­ми органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее автори­тетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - усло­вие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, пред­ставлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стре­мившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической де­ятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

4. 26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программ­ный документ революции- Декларация прав человека и гражданина.

Декларация провозглашала принципы демократического государствен­но-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъем­лемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их винов­ность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образова­нии закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также про­должительность их взимания.

Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого долж­ностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

5. Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработкеконституции.

Окончательный текст конституции был составлен на основе много­численных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного де­ления страны, об упразднении цехов и т. д. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие ста­тус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 года, а через несколько дней король присягнул на верность Конституции. Сопротивление угнетению путем восстания объявлено не только правом, но и обязанностью граждан. Избирательное право для всех французов после 21 года. Отменялось деление избирателей на активных и пассивных. Выборы депутатов - прямые и равные. Высшая зак-ая власть принадлежала нации. Был постоянно действующий 1-палатный законодательный корпус. Срок легислатуры - 1 год (этот орган мог издавать декреты, не подлежащие одобрению народа). Функции гос-управления осуществлял Исполнительный сове из 24 человек. Он действовал на основе законов и был подотчетен законодательному корпусу. Подотчетность, выборность, сменяемость, многочисленность Совета препятствовали узурпации власти. Конституция была хорошей, но тяжелая внешняя обстановка не позволила ввести ее в действие.

59.Конституция 1793 г.Политическая ре­шительность и радикализм якобинцев проявились в новой Декларации прав человека и гражданина и в Конституции, принятой Конвентом 24 июля 1793 г. и одобренной подав­ляющим большинством народа на плебисците (Конститу­ция I года республики).Эти документы, составленные с использованием конституционных проектов жирондистов, испытали на себе сильное влияние взглядов Ж. Ж. Руссо. Так, целью общества объявлялось "общее счастье". Основной задачей правительства (государства) являлось обеспе­чение пользования человеком "его естественными и неотъ­емлемыми правами". К числу этих прав были отнесены ра­венство, свобода, безопасность, собственность.

Равенству якобинцы в силу своих эгалитаристских убе­ждений придавали особое значение. В Декларации подчер­кивалось, что все люди "равны по природе и перед законом". В трактовке права собственности якобинцы пошли на уступку сформировавшимся за годы революции новым бур­жуазным кругам и отказались от выдвигавшейся ими ранее в полемике с жирондистами идеи прогрессивного налогооб­ложения и необходимости ограничительного толкования правомочий собственника.

Декларация 1793 г. в ст. 16 определяла право собствен­ности в традиционно широком и индивидуалистическом плане как возможность "пользоваться и располагать по ус­мотрению/своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла". Но в подходах к решению других вопросов, в частности относящихся к сфере личных и иму­щественных прав граждан, якобинцы сделали значитель­ный шаг вперед по сравнению с предшествующими консти­туционными документами.

По ст. 122 Конституции каждому французу гарантиро­вались всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода: печати, право петиций, право объ-, единения в народные Общества и другие права человека. Статья 7 Декларации 1793 г. в число личных прав граждан включила право собраний с "соблюдением спокойствия", право свободного отправления религиозных обрядов.

В якобинской декларации особое внимание уделялось гарантиям от деспотизма и произвола со стороны государ­ственных властей. Согласно ст. 9, "закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнете­ния со стороны правящих". Всякое лицо, против которого совершался незаконный, т. е. произвольный и тиранический акт, имело право оказывать сопротивление силой (ст. 11).

Поскольку сопротивление угнетению рассматривалось как следствие, вытекающее из прочих прав человека, Дек­ларация 1793 г. делала революционный вывод о том, что в случаях нарушения правительством права народа "восста­ние для народа и для каждой его части есть его священное право и неотложнейшая обязанность" (ст. 35). Таким образом, в отличие от Декларации 1789 г., где говорилось о на­циональном суверенитете, якобинцы в своих конституцион­ных документах проводили идею народного суверенитета, восходящую к Ж. Ж. Руссо.

Конституция якобинцев отвергла принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее суверенитета народа, выступающего как единое целое. Она предусматривала простое и, казалось бы, демократическое по тем временам устройство государства. В противовес про­явившимся в годы революции планам регионализации Фран­ции в ст. 1 подчеркивалось, что "французская республика едина и неделима".

Упразднив деление граждан на активных и пассивных как несовместимое с идеей равенства, Конституция прак­тически узаконила всеобщее избирательное право для муж­чин (с 21 года). Своеобразное стремление якобинцев соче­тать представительные органы с непосредственной демо­кратией (влияние Ж. Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год Законодательный корпус (Национальное собрание)по ряду важных вопросов (граж­данское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики, объявление войны и т. д.) мог лишь предлагать законы.

Принятый Национальным собранием законопроект при­обретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спус­тя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. Такая процедура была- попыткой во­плотить в жизнь идею народного суверенитета, проявляю­щегося в данном случае в том, что только "народ обсуждает и постановляет законы" (ст. 10). По ряду вопросов, согласно Конституции, Национальное собрание могло издавать дек­реты, имеющие окончательную силу.

Исполнительный советявлялся высшим правительст­венным органом республики. Он должен был состоять из 24 членов, избираемых Национальным собранием из кандида­тов, выдвинутых списками от первичных и департамент­ских собраний. На Исполнительный совет было возложено "руководство общим управлением и наблюдением за ним (ст. 65). Совет нес ответственность перед Национальным собранием в случае неисполнения законов и декретов, а так­же в случае недонесения о злоупотреблениях" (ст. 72).Но предусмотренная якобинской Конституцией систе­ма государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными усло­виями Конвент был вынужден отсрочить вступление кон­ституции в силу. Будучи убежденными, фанатичными и бес­компромиссными революционерами, якобинцы полагали, что окончательное подавление контрреволюции и упрочение республики в сложившейся обстановке могут быть осуще­ствлены лишь в результате энергичных действий прави­тельства, путем установления режима революционной дик­татуры.

60.Жирондистская республика (Первая республика)

1. Политическая обстановка.

2. Установление Жирондистской республики (второй этап революции).

3. Падение Жирондистской республики.

1. Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания по­литической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформилисьтри основные политичес­кие группировки:

фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

жирондисты - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии;

якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуа­зии, ремесленников, крестьянства.

В это же время подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. - Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов фран­цузской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные союзники интервентов - связывали с иностранным вторжением свои , надежды на будущее.

Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию 10 августа 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии.

2. На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в рукахжирондистов, являвшихся самой влия­тельной политической силой в Законодательном собрании. Из их пред­ставителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783де-путата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большин­ство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составля­ли политический центр.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции. Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неде­лимой республикой.

3. Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоя­тельств:

• придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить револю­цию;

• отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый рес­публиканский конституционный документ;

• оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;

• резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны.

Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвен­та привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто кон­трреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.

1. Политическая обстановка

Принятие французской Конституции 1791 г. не означало окончания политической борьбы в стране. Новая система государственных органов отражала лишь временное равновесие. К лету 1791 г. совершился раскол третьего сословия. Окончательно оформились три основные политические группировки:

· фельяны (фейяны) - консерваторы, представители крупной конституционно-монархической буржуазии и либерального дворянства;

· жирондисты - центристы, представители более радикальной торгово-промышленной средней буржуазии;

· якобинцы - радикалы, выражавшие интересы мелкой, средней буржуазии, ремесленников, крестьянства.

В это же время подготовка европейских монархий к интервенции против революционной Франции приняла открытый характер. В 1792 г. в войну с Францией вступили Австрия, Пруссия и Сардиния, в 1793 г. - Великобритания, Нидерланды, Испания и др. Измена многих генералов французской армии облегчила интервентам проникновение на территорию Франции, а затем наступление на Париж. Король и дворяне - тайные союзники интервентов - связывали с иностранным вторжением свои надежды на будущее.

Слухи о заговоре короля подтолкнули народные массы к восстанию Юавгуста 1792 года. Мощное восстание свергло монархию и сбросило стоявшую у власти партию фельянов - партию крупной буржуазии.

2. Установление Жирондистской республики (2 этап революции)

На втором этапе революции (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся самой влиятельной политической силой в Законодательном собрании. Из их представителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти - Национального Учредительного конвента.

Выборы в Конвент завершились в сентябре 1792 г. Были избраны 783де-путата, из них около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большинство депутатов не принадлежали ни к одной из группировок и составляли политический центр.

В ночь с 21 на 22 сентября 1792 года Конвент своим декретом утвердил упразднение королевской власти и отмену Конституции 1791 г., а также принял на себя подготовку новой Конституции.

Декретом от 25 сентября 1792 года Франция объявлялась единой и неделимой республикой.

3. Падение Жирондистской республики

Дальнейшее развитие событий определилось острой борьбой между жирондистским правительством в Конвенте и якобинской оппозицией. Падению авторитета жирондистов способствовало несколько обстоятельств:

· придя в качестве правящей партии на смену фельянам и переходя на консервативные позиции, жирондисты стремились остановить революцию;

· отменив Конституцию 1791 г., они не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ;

· оставался нерешенным вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне;

· резко ухудшилось экономическое и в особенности продовольственное положение вследствие войны.

Непоследовательная центристская политика жирондистского Конвента привела республику на грань гибели. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Попытка жирондистов противопоставить Парижу провинцию, где их позиции были сильны, а также сближение жирондистов с открыто контрреволюционными элементами сделали неизбежным новое народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 года.

Якобинская республика

1. Утверждение власти якобинцев (третий этап революции)

Восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев завершилось 2 июня 1793 года изгнанием жирондистов из Конвента и переходом власти к якобинцам. Наступил третий этап революции - утверяадеиие Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года). Серией декретов, принятых в июне - июле, Конвент, где теперь преобладали якобинцы, передал крестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли (отчасти бесплатно, отчасти по льготной цене) и полностью ликвидировал все оставшиеся феодальные права и привилегии. Принятые решения стали немедленно претворяться в жизнь. Одновременно с этим проводились преобразования в государственном строе.

2. Конституция 1793 г.

Вместо отмененной цензовой Конституции Конвентом 24 июня 1793года была принята новая Конституция ("Конституция первого года республики"), гораздо более демократическая.

Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и гражданина и собственно Конституционного акта.

Новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что целью общества является "общее счастье", что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами. Однако если в первой Декларации в качестве естественных и неотъемлемых прав провозглашались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению, то вторая к числу таковых отнесла:

· равенство (юридическое - в полном объеме);

В Декларации последовательно проводился принцип законности. Закон определялся как выражение общей воли. Верховенство закона неразрывно связывалось с понятием "суверенитет народа", введенным взамен понятия "суверенитет нации".

Демократические принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 г., устанавливавшем государственный строй. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства не менее шести месяцев. Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики.

Органом законодательной власти объявлялся постоянно действующий Законодательный корпус (Национальное собрание). Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать декреты, имеющие окончательную силу.

Высшим правительственным органом республики являлся Исполнительный совет, на который было возложено руководство деятельностью всех ведомств (министерств). Его члены избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.

3. Якобинская диктатура

Критическое положение республики в связи с внутренними и международными условиями вынудило Конвент отсрочить введение в действие конституционного режима и заменить его режимом диктатуры - системой правления, наделенной исключительными правомочиями. Полнотой власти в этой системе обладали:

· Конвент, имевший право издания и истолкования законов;

· Комитет общественного спасения, ставший фактически главным органом правительства;

· Комитет общественной безопасности.

На местах они опирались на созданные по всей стране революционные комитеты и "народные общества".

Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, подотчетные Комитету общественного спасения.

Судопроизводство осуществлял революционный трибунал, применявший смертную казнь в качестве единственной меры наказания. За один год якобинская диктатура разрешила главные задачи революции, остававшиеся нерешенными в течение четырех предшествовавших лет.

Уже к октябрю 1793 г. якобинское правительство добилось перелома в ходе военных операций, а к лету 1794 г. в результате побед революционной армии военная опасность исчезла и новый республиканский строй стал политической реальностью.

Однако упрочение республики привело к распаду единства и к усилению внутренних разногласий в якобинском блоке. Режим, созданный для борьбы с контрреволюцией, ради претворения в жизнь идеалов демократии, начал превращаться в авторитарный.

Принятые в феврале - марте 1794 г. вантозские декреты (согласно которым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления крупнособственнических элементов в аппарате якобинской диктатуры. Якобинцев перестали поддерживать:

· сельская беднота и плебейские элементы - потому, что ряд их социальных требований не был удовлетворен;

· зажиточное крестьянство (а с ним и среднее) и буржуазия - потому, что не желали мириться с ограничительным режимом и политикой реквизиций.

27 июля 1794 года в результате заговора против возглавлявшегося Робеспьером правительства произошел переворот, свергнувший якобинскую республику. Установился режим Директории.

Французская революция 1789-1794 гг., ее роль в процессе утверждения Конституционного порядка и демократических принципов организации государственной власти. Анализ причин принятия Французской Конституции 1791 г., характеристика ее основных положений.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.07.2010
Размер файла 18,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

    Введение
    • 1.Французская революция 1789 - 1794 гг.
    • 2. Французская Конституция 1791 года
    • Заключение
    • Список использованной литературы

    Введение

    Во второй половине XVIII века Франция являлась аграрной страной. Ее население насчитывало 25 млн. человек, из которых более 22 млн. составляло крестьянство. Во французской деревне произошло значительное расслоение крестьянства: выделились группы "пахарей" (зажиточных, крепких хозяев), "работников" (вынужденных подрабатывать батрачеством или кустарными промыслами) и "поденщиков", или "слуг" (сельских бедняков-пролетариев). Крестьяне, разоренные феодальными повинностями, налогами и особенно неурожаем 1788 года, массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяжелым положение городских низов. Повсеместное обнищание деревень приводило к запустению целых областей. Дефицит в бюджете страны угрожал государству банкротством.

    В результате к 1789 году во Франции создалась революционная ситуация. Всеобщее недовольство политикой правительства заставило короля созвать Генеральные штаты. Отказавшись обсуждать частности, депутаты провозгласили себя Национальным собранием, а затем назвало себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка.4 августа 1791 года Учредительное собрание на ночном заседании объявило Принципы нового гражданского общества, закрепленные в "Декларации прав человека и гражданина", которая в свою очередь послужила преамбулой к тексту Конституции, выработка которого продолжалась до сентября 1791. Конституционные дебаты в Собрании сопровождались принятием декретов, регламентирующих важнейшие стороны жизни Франции.

    Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы.

    Цель работы: всестороннее изучение, анализ причин принятия Французской Конституции 1791 года, характеристика ее основных положений.

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.

    1. Французская революция 1789 - 1794 гг.

    В 80-х годах XVIII столетия во Франции сильно обострились социальные и экономические противоречия внутри общества, и возник глубокий торгово-промышленный кризис 1787-1789 гг. Его усугубил жестокий неурожай, поразивший страну в 1788 году. Все это стало причиной того, что крестьяне, разоренные феодальными повинностями и налогами, огромными массами стекались в города, где пополняли ряды бедноты. Дороговизна делала крайне тяжелым положение городских низов. Дефицит в бюджете угрожал государству банкротством.

    К осени 1788 года народные восстания усилились, а зимой и весной 1789 года восстания охватили такие крупные города, как Марсель, Тулон и Орлеан. В конце апреля восстание вспыхнуло в самом Париже, в Сент-Антуанском предместье. Против восставших направили отряды королевской гвардии и кавалерии.

    И хотя восстание было подавлено, однако это не принесло спокойствия. Король и аристократия оказались бессильными остановить нарастание возмущения бедноты: отказывали старые рычаги, с помощью которых королевские власти удерживали народ в повиновении прежде, репрессии уже не достигали своих целей.

    Революция 1789-1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм: перестал выражать общенациональные интересы; защищал средневековые сословные привилегии; защищал исключительные права дворянства на землю; поддерживал цеховой строй; установил торговые монополии и др.

    Монархия вынуждена была пойти на уступки и 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 года.17 июня собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

    Ход Французской революции 1789-1794 гг. условно делится на этапы:

    первый этап - создание конституционной монархии (14 июля 1789 года - 10 августа 1792 года);

    второй этап - установление Жирондистской республики (10 августа 1792 года - 2 июня 1793 года);

    третий этап - утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 года - 27 июля 1794 года).

    Началом первого этапа революции считается день 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла большая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках. В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборными органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - условие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам.

    Этот этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, представлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стремившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

    Взгляды этой партии нашли свое отражение в первых конституционных документах Франции: Декларации прав человека и гражданина и Конституции. В этих документах учредительное собрание выступало в интересах буржуазии в целом и даже от имени всего народа.

    26 августа 1789 года Учредительным собранием была принята "Декларация прав человека и гражданина", которая провозглашала принципы демократического государственно-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

    Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке Конституции.

    2. Французская Конституция 1791 года

    Важным актом первого этапа революции стала Конституция 1791 года, которая завершает этот этап и является его итогом. В ней сочетаются теоретические принципы Монтескье (разделение властей) и отчасти Руссо (суверенитет народа и понятие закона как выражение общей воли).

    Окончательный текст конституции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т.д.

    Декларация 1789 года вошла в нее как вводная часть. Конституция состоит из введения и семи разделов, которые делятся на главы.

    Во введении торжественно подтверждаются начала "Декларации прав человека и гражданина". Отменяются наследственные и сословные отличия, феодальный порядок, титулы, звания преимущества, проистекавшие из этого порядка, вотчинная юстиция, равно как и продажа и передача по наследству государственных должностей. Упраздняются привилегии какой-либо части нации или индивида, сословные цеховые управы, профессиональные или ремесленные корпорации. Однако конституция так же, как декларация, умалчивает об отмене феодальных повинностей крестьянства.

    В разделе первом говорится о естественных и гражданских правах. Конституция гарантирует:

    1) свободу передвижения;

    2) свободу слова и печати без предварительной цензуры;

    3) свободу отправлять обряды того вероисповедания, к которому принадлежит гражданин;

    4) свободу собраний в общественных местах под условием сохранения спокойствия, соблюдения законов и без оружия;

    5) свободу петиций, но не коллективных, а подписанных отдельными гражданами.

    Оговорки, ограничивающие свободу собраний и свободу петиций, вызывались страхом перед трудящимися массами.

    Законодательная власть не может издавать законов, препятствующих осуществлению естественных и гражданских прав, перечисленных в этом разделе и обеспеченных конституцией. Но она может установить наказание за действия, вредные для общества, т.е. нарушающие общественную безопасность или права других граждан.

    В Конституции были указаны условия, при которых допускались задержание, арест и содержание под стражей, и установлена ответственность должностных лиц за нарушение этих правил.

    Конституция обеспечивает неприкосновенность собственности и справедливое предварительное возмещение в том случае, "если установленная законом необходимость потребует имущественных жертв".

    Наконец, объявляется, что будут учреждены органы призрения, организовано образование, бесплатное в части, необходимой для всех людей.

    Таким образом, в Конституции дается более полное и развитое изложение демократических принципов, выраженных в декларации, и открыто провозглашается уничтожение феодального порядка и сословного строя общества.

    Раздел второй определяет форму государственного устройства и устанавливает новое административное деление. Франция объявляется единым и неделимым королевством. Страна была разделена на 83 департамента, каждый департамент - на дистрикты, а каждый дистрикт - на кантоны. Городские и сельские общины (коммуны) получили право самостоятельно решать свои местные дела.

    Третий раздел посвящен форме правления и избирательному праву. Признается, что суверенитет принадлежит нации; провозглашается его неделимость и неотчуждаемость. Здесь же говорится, что нация, которая является единственным источником всякой власти, может осуществлять ее лишь путем уполномочия. Поэтому французская конституция имеет представительный характер, а представителями нации считаются законодательный корпус и король.

    Таким образом, во Франции устанавливается конституционная монархия.

    Законодательная власть вручается законодательному собранию (законодательный корпус), избираемому на два года, исполнительная власть - королю и назначаемым им министрам, судебная власть - выборным судьям.

    По Конституции, избирательным правом пользуются только так называемые активные граждане: французские граждане 25 лет от роду, проживающие оседло в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере не менее платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении (т.е. не домашняя прислуга), внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу. Из 26 млн. населения Франции активными гражданами могли быть только 4 млн., т.е.15%.

    Выборы депутатов в законодательный корпус были не прямыми, так как первичные собрания в городах и кантонах должны были избирать выборщиков (один выборщик на каждые сто активных граждан). Для выборщиков устанавливался повышенный ценз.

    Депутаты, избранные по департаментам, считались представителями всей нации и пользовались неприкосновенностью. Избиратели не могли давать им никаких наказов.

    Избирательное право, установленное Конституцией, было откровенным выражением интересов крупной буржуазии и резко расходилось с принципами Декларации прав человека и гражданина, а также основными положениями самой Конституции.

    Регулируя взаимоотношения законодательной и исполни тельной власти, Конституция предоставила королю право отказывать в утверждении законопроектов, но не больше двух раз (так называемое суспензивное или отлагательное вето). Если этот законопроект будет предложен собранием третьего созыва, то считается, что король утвердил его.

    Правосудие, по Конституции, должно отправляться судьями, избираемыми народом и утверждаемыми королем. Судьи могут быть смещены только за преступления по должности, надлежаще установленные в судебном порядке. Они не могут вмешиваться в осуществление законодательной власти, приостанавливать применение законов или вторгаться в круг деятельности исполни тельной власти.

    Раздел четвертый содержит постановление о вооруженных силах, в том числе и национальной гвардии. Ни один агент вооруженных сил не может проникать внутрь жилища граждан без приказа полиции или органов правосудия или в случаях, не предусмотренных законом. Если целый департамент охвачен волнениями, король под ответственность министров издает распоряжения, необходимые для восстановления порядка, одновременно уведомляя законодательный корпус или созывая его, когда он распущен.

    Раздел пятый посвящен государственным налогам, которые обсуждаются и устанавливаются законодательным корпусом ежегодно.

    В разделе шестом говорится об отношении французской нации к иностранным нациям и торжественно провозглашается отказ от завоевательных войн и использования вооруженных сил против свободы другого народа. Но в разделе седьмом говорится и о том, что Конституция не распространяется на французские колонии и владения в Азии, Африке и Америке, т.е. на порабощенные колониальные народы.

    Таким образом, в Конституции ярко и четко выражены многие характерные институты буржуазного государственного права: разделение властей, неприкосновенность депутатов, независимость и несменяемость судей, равенство граждан перед законом, политические права граждан и др.

    Вместе с тем Конституция так же, как и декларация, обнаруживает свою классовую ограниченность. Она еще более открыто, чем декларация, защищает интересы крупной буржуазии, устанавливая цензовое избирательное право и утверждая бесправное положение коренных жителей колоний.

    Заключение

    Французская революция 1789-1794 гг. сыграла важную роль в процессе утверждения Конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти. Она дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации.

    Конституция была утверждена 3 сентября 1791 года, Франция провозглашалась Конституционной монархией.

    Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы: высшая исполнительная власть предоставлялась королю, а высшая законодательная власть - Законодательному собранию. В выборах могли принимать участие только так называемые активные граждане, которые составляли около 15% населения страны, что вызывала резкое недовольство среди народных масс.

    Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления.

    Однако Конституция так и не отменила рабства, которое все еще продолжало существовать в колониях Франции.

    Список использованной литературы

    1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра - М.: Юрайт, 1999. - 245 с.

    3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов: в 2 ч. / Под ред. О.А. Жидкова. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - Ч.1. - 609с.

    4. История государства и права: Хрестоматия: В 2-х томах. Т.1/Лазарев В.В., Липень В.В. - М.: Юрист, 2001. - 458 с.

    5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра. - М.: Юристъ, 2000. - Ч.1. - 392 с.

    Подобные документы

    Причины кризиса системы государственной власти и оценка социально-экономической ситуации во Франции накануне конституционного периода Великой французской революции. Переход от генеральных штатов к Конституции 1791 года, принятие Декларации 1789 года.

    курсовая работа [56,1 K], добавлен 09.11.2013

    Взятие Бастилии. Конституция 1791 года. Война с Австрией и Пруссией. Свержение монархии. Конвент. Якобинская диктатура. Контрреволюционный переворот 9 термидора. Французская буржуазная революция предопределила развитие по капиталистическому пути.

    курсовая работа [32,4 K], добавлен 20.03.2003

    История принятия Конституции США. "Билль о правах" 1791 года: история принятия и значение. Общая характеристика Конституции США. Конституция США в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ.

    контрольная работа [30,8 K], добавлен 26.10.2006

    Популярность конституционной идеи во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. как устои нового правопорядка. Конституция 1791 г. как новый шаг на пути закрепления политико-правовых порядков. Государственный строй Франции по Конституции.

    реферат [24,8 K], добавлен 13.01.2010

    Государство и право Древнего Египта. Источники (формы) Римского права. Англосаксонская раннефеодальная монархия. Великая Французская буржуазная революция. Биль о правах 1791 г США. Англия после второй мировой войны. Образование ФРГ, конституция 1949 г.

    шпаргалка [2,2 M], добавлен 07.01.2010

    Исторические аспекты разработки и принятия Билля о правах в США в 1791 году. Расплывчатость формулировок, введение буржуазной демократии. Дополнение Конституции статьями о правах и свободах. Меры защиты частной жизни. Характеристика внесенных поправок.

    реферат [19,0 K], добавлен 23.03.2010

    Апартеид как краеугольный камень политики Национальной партии в Южно-Африканском Союзе. Экономические основы системы расизма и колониализма на юге Африки. Основные черты французской Конституции 1958 г.: положение президента, правительства и парламента.

    Читайте также: