Какие парадигмы положены в основу информационных и информационно деятельных моделей обучения
Обновлено: 01.06.2024
Информационно-знаниевая система образования. Педагогическая парадигма лежащая в основе информационно-знаниевой системы образования. Характеристика информационно-знаниевой системы образования.
Информационно-знаниевая система образования (устаревшая традиционная система образования). Подача готовых знаний учащимся.
Педагогическая парадигма лежащая в основе информационно-знаниевой системы образования.
Традиционная информационно-знаниевая парадигма образования, основана на возможности трансляции целостного, непротиворечивого и полного знания.
Парадигмы образования:
• рационалистическая, (Бихевиористская) которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию - бихевиоризм.
Бихевиоризм - это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды:
• феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т. п.
Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - вот что в основе этой модели образования , а не субъект-объектные отношения (как у других моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.
Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека - феномен культуры, образования и природы.
Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма
Эта парадигма имеет в своей основе 3 постулата.
Первый постулат: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, т. е. чтением, письмом и математической грамотностью.
Второй постулат: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания, т. е. в образовании надо отделить зерна от плевел. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.
Третий постулат: гуманистический. Большое место надо уделять этическим ценностям. Речь идет об общечеловеческих ценностях.
В СССР система образования базировалась именно на этой парадигме , и ее эффективность налицо: в 50-х гг. прошлого столетия по уровню интеллектуализации советская молодежь находилась на 2-3-м месте в мире (данные ООН).
Характеристика информационно-знаниевой системы образования.
Цель обученияВоспитание грамотного, дисциплинированного, исполнителя, способного реализовать программы, заданные другими
Принципы обучения:Принципы научности, систематичности, последовательности, доступности обучения, связи обучения с жизнью, прочности, осознанности и активности учащихся, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Содержание образования: Предметная система обучения, построенная на систем готовых знаний, умений и навыков, обеспечивающая движение от частного к общему.от простого к сложному, опт предметного к абстрактному.
Методы и средства образования: Методы направлены на активизацию воспроизводящей деятельности, типа: объяснение, показ, контроль.
Организационные формы обучения:Урок – основная форма обучения; домашняя работа; лабораторные; практические задания; учебные экскурсии;
Результаты:Высокая успеваемость, толковый, грамотный исполнитель. Бальная система оценки
Особенности Традиционной "Знаниевой" педагогики:
1. Цель: Формирование знаний, умений и навыков
3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений: Субъект – объектный
5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость
Формы организации: Фронтальные, индивидуальные
6. Формы обучения :Иллюстративно-объяснительные, информационные
7. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Репродуктивный, воспроизводящий
8. Функции учителя: Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
¡ учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
¡ класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
¡ основной единицей занятий является урок;
¡ урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
¡ работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
¡ учебники применяются в основном для домашней работы.
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.
Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.
Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.
© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)
Проблема отечественного образования не только в бюрократической вертикали управления образованием, проблема еще и в мотивации. Авторы подтверждают, что нужно кардинально менять педагогическую и психологическую составляющую подготовки учителей, содержание общепрофессиональной (прежде всего психолого-педагогической и мето-дической) подготовки. Дано обоснование, почему изменение содержания и организации учебного процесса необходимо осуществлять на основе представлений о когнитивном портрете обучаемого. В работе предложена когнитивно-информационная педагогическая парадигма на основе объединения когнитивных, информационных и педагогических технологий. Приводится краткий обзор работ, посвященных когнитивному подходу в обучении, и ставится задача формирования у студента устойчивых когнитивных схем с помощью специальной обучающей среды - коммуникационной сети коллективного обучения. Для реализации методики когнитивного обучения предлагается создание групповой коммуникационной сети, узлами которой являются обучающиеся, сам преподаватель в роли фасилитатора и облачное хранилище всех необходимых материалов. Приведены факторы, способствующие повышению уровня мотивации изучения студентами учебного материала. В качестве одного из мотиваторов изучения дисци-плины - методика обучения математике - предложено использовать кроссплатформенный онлайновый процессор знаний WolframAlpha®, ко-торый позволяет студенту выполнять различные задания (в том числе, ис-следовательского плана) не только по математике, но и в области науки и технологий, повседневной жизни человека и общества. Таким образом, систематическая работа методами когнитивного обучения в соответствии с целями и задачами учебного процесса способствует формированию широкого спектра навыков оперирования понятиями, а также учебными действиями.
Ключевые слова
Об авторах
Список литературы
2. Александров Ю. А. Психофизиологические закономерности научения и методы обучения // Психологический журнал. - 2012. - № 6. - С. 5-19.
5. Блинова Т. Л. Конвергентный подход в обучении // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8 (в печати).
6. Болбаков Р. Г. Когнитивные методы оценки качества образования // Образовательные ресурсы и технологии. - 2016. - № 1 (13). - С. 34-39.
7. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 32-40.
8. Горкальцева Е. Н. Когнитивность в современном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2 (5).
9. Меськов В. С., Мамченко А. А. Оценка качества образования: социологический подход // Образовательные технологии. - 2011. - № 2. - С. 16-36.
11. Стариченко Б. Е., Сардак Л. В., Стариченко Е. Б. Система управления обучением на основе облачной платформы Google for education // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 130-139.
12. Усольцев А. П. Бюрократизм как индикатор системных противоречий системы образования // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 3. - С. 9-32.
13. Цветков В. Я. Когнитивные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 1 (13). - С. 32-42.
15. Швецов Ю. Г. О бюрократизации и застое в образовательном и научном секторах непроизводственной сферы РФ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2017. - № 37. - С. 265-273.
16. Ertmer P. A., Newby T. J. Behaviorism, cognitivism, constructivism: Comparing critical features from an instructional design perspective // Performance Improvement Quarterly. - 1993. - № 6 (4). - P. 50-72.
17. Tsvetkov V. Ya. Intelligent control technology // Russian Journal of Sociology. - 2015. - Vol. (2). - Is. 2. - Р. 97-104.
Для цитирования:
Блинова Т.Л., Подчиненов И.Е. КОГНИТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):49-54.
For citation:
Blinova T.L., Podchinenov I.E. COGNITIVE-INFORMATIONAL PARADIGM OF LEARNING. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):49-54. (In Russ.)
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
Информационно-знаниевая система образования. Педагогическая парадигма лежащая в основе информационно-знаниевой системы образования. Характеристика информационно-знаниевой системы образования.
Информационно-знаниевая система образования (устаревшая традиционная система образования). Подача готовых знаний учащимся.
Педагогическая парадигма лежащая в основе информационно-знаниевой системы образования.
Традиционная информационно-знаниевая парадигма образования, основана на возможности трансляции целостного, непротиворечивого и полного знания.
Парадигмы образования:
• рационалистическая, (Бихевиористская) которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию - бихевиоризм.
Бихевиоризм - это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды:
• феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т. п.
Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - вот что в основе этой модели образования , а не субъект-объектные отношения (как у других моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.
Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека - феномен культуры, образования и природы.
Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма
Эта парадигма имеет в своей основе 3 постулата.
Первый постулат: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, т. е. чтением, письмом и математической грамотностью.
Второй постулат: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания, т. е. в образовании надо отделить зерна от плевел. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.
Третий постулат: гуманистический. Большое место надо уделять этическим ценностям. Речь идет об общечеловеческих ценностях.
В СССР система образования базировалась именно на этой парадигме , и ее эффективность налицо: в 50-х гг. прошлого столетия по уровню интеллектуализации советская молодежь находилась на 2-3-м месте в мире (данные ООН).
Характеристика информационно-знаниевой системы образования.
Цель обученияВоспитание грамотного, дисциплинированного, исполнителя, способного реализовать программы, заданные другими
Принципы обучения:Принципы научности, систематичности, последовательности, доступности обучения, связи обучения с жизнью, прочности, осознанности и активности учащихся, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Содержание образования: Предметная система обучения, построенная на систем готовых знаний, умений и навыков, обеспечивающая движение от частного к общему.от простого к сложному, опт предметного к абстрактному.
Методы и средства образования: Методы направлены на активизацию воспроизводящей деятельности, типа: объяснение, показ, контроль.
Организационные формы обучения:Урок – основная форма обучения; домашняя работа; лабораторные; практические задания; учебные экскурсии;
Результаты:Высокая успеваемость, толковый, грамотный исполнитель. Бальная система оценки
Особенности Традиционной "Знаниевой" педагогики:
1. Цель: Формирование знаний, умений и навыков
3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений: Субъект – объектный
5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость
Формы организации: Фронтальные, индивидуальные
6. Формы обучения :Иллюстративно-объяснительные, информационные
7. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Репродуктивный, воспроизводящий
8. Функции учителя: Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:
¡ учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
¡ класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
¡ основной единицей занятий является урок;
¡ урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
¡ работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
¡ учебники применяются в основном для домашней работы.
Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.
Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.
Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.
© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)
Презентация на тему Презентация Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей, используемых в современном образовании, предмет презентации: Информатика. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей, используемых в современном образовании
Информационные и информационно-деятельностные модели, используемые в современном образовании
Базовые модели обучения
Классическая модель обучения
Поисковая (сетевая) модель
Классическая модель обучения
Ориентирована на передачу твердых и глубоких классических знаний.
Уровни классической модели обучения
передача информации, составляющей содержание учебных предметов
предметная подготовка, специализация знаний
персонализация, т. е. создание ситуаций самоопределения через разработку и внедрение авторских курсов, мастерских, лабораторий без нарушения базовой модели
Поисковая (сетевая) модель
Данная модель рассчитана на развитие у обучаемых навигационных компетенции, на квалифицированное умение работать в системе "диалога культур". Здесь главным образовательным ресурсом становятся не столько знания, сколько способность добывать их, передавать, отфильтровывать, превращать в новый тип знаний.
Открытое образование предполагает:
реализацию прав граждан на образование с учетом их интересов и свободного развития своей индивидуальности;
самостоятельный выбор тех учебных заведений, форм и способов учебы, которые соответствуют интересам и потребностям обучаемого;
доставку знаний за короткое время и в нужное место с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности электронной почты, Всемирной сети (www), кейс-технологий.
Дистанционное обучение — это преимущественно самостоятельная познавательная деятельность обучаемого при его взаимодействии с педагогом на расстоянии с использованием информационно-образовательной среды, включающей информационно-телекоммуникационные технологии и их технические средства.
Применений средств ИКТ
ведение делопроизводства;
ведение кадровых дел сотрудников;
ведение личных дел обучаемых;
составление расписания;
тестирование, диагностика, контроль;
учет успеваемости;
информационно-методическое обеспечение;
информационное взаимодействие в локальных и глобальных сетях
Два принципа автоматизации управления учебно-воспитательным процессом
Читайте также: