Какие парадигмы положены в основу информационных и информационно деятельных моделей обучения

Обновлено: 01.06.2024

Информационно-знаниевая система образования. Педагогическая парадигма лежащая в основе информационно-знаниевой системы образования. Характеристика информационно-знаниевой системы образования.

Информационно-знаниевая система образования (устаревшая традиционная система образования). Подача готовых знаний учащимся.

Педагогическая парадигма лежащая в основе информационно-знаниевой системы образования.

Традиционная информационно-знаниевая парадигма образования, основана на возможности трансляции целостного, непротиворечивого и полного знания.

Парадигмы образования:

рационалистическая, (Бихевиористская) которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию - бихевиоризм.

Бихевиоризм - это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды:

феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т. п.

Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - вот что в основе этой модели образования , а не субъект-объектные отношения (как у других моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека - феномен культуры, образования и природы.

Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма

Эта парадигма имеет в своей основе 3 постулата.

Первый постулат: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, т. е. чтением, письмом и математической грамотностью.

Второй постулат: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания, т. е. в образовании надо отделить зерна от плевел. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.

Третий постулат: гуманистический. Большое место надо уделять этическим ценностям. Речь идет об общечеловеческих ценностях.

В СССР система образования базировалась именно на этой парадигме , и ее эффективность налицо: в 50-х гг. прошлого столетия по уровню интеллектуализации советская молодежь находилась на 2-3-м месте в мире (данные ООН).

Характеристика информационно-знаниевой системы образования.

Цель обученияВоспитание грамотного, дисциплинированного, исполнителя, способного реализовать программы, заданные другими

Принципы обучения:Принципы научности, систематичности, последовательности, доступности обучения, связи обучения с жизнью, прочности, осознанности и активности учащихся, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Содержание образования: Предметная система обучения, построенная на систем готовых знаний, умений и навыков, обеспечивающая движение от частного к общему.от простого к сложному, опт предметного к абстрактному.

Методы и средства образования: Методы направлены на активизацию воспроизводящей деятельности, типа: объяснение, показ, контроль.

Организационные формы обучения:Урок – основная форма обучения; домашняя работа; лабораторные; практические задания; учебные экскурсии;

Результаты:Высокая успеваемость, толковый, грамотный исполнитель. Бальная система оценки

Особенности Традиционной "Знаниевой" педагогики:

1. Цель: Формирование знаний, умений и навыков

3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений: Субъект – объектный

5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость
Формы организации: Фронтальные, индивидуальные

6. Формы обучения :Иллюстративно-объяснительные, информационные

7. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Репродуктивный, воспроизводящий

8. Функции учителя: Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

¡ учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

¡ класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

¡ основной единицей занятий является урок;

¡ урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

¡ работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

¡ учебники применяются в основном для домашней работы.

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.

Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Проблема отечественного образования не только в бюрократической вертикали управления образованием, проблема еще и в мотивации. Авторы подтверждают, что нужно кардинально менять педагогическую и психологическую составляющую подготовки учителей, содержание общепрофессиональной (прежде всего психолого-педагогической и мето-дической) подготовки. Дано обоснование, почему изменение содержания и организации учебного процесса необходимо осуществлять на основе представлений о когнитивном портрете обучаемого. В работе предложена когнитивно-информационная педагогическая парадигма на основе объединения когнитивных, информационных и педагогических технологий. Приводится краткий обзор работ, посвященных когнитивному подходу в обучении, и ставится задача формирования у студента устойчивых когнитивных схем с помощью специальной обучающей среды - коммуникационной сети коллективного обучения. Для реализации методики когнитивного обучения предлагается создание групповой коммуникационной сети, узлами которой являются обучающиеся, сам преподаватель в роли фасилитатора и облачное хранилище всех необходимых материалов. Приведены факторы, способствующие повышению уровня мотивации изучения студентами учебного материала. В качестве одного из мотиваторов изучения дисци-плины - методика обучения математике - предложено использовать кроссплатформенный онлайновый процессор знаний WolframAlpha®, ко-торый позволяет студенту выполнять различные задания (в том числе, ис-следовательского плана) не только по математике, но и в области науки и технологий, повседневной жизни человека и общества. Таким образом, систематическая работа методами когнитивного обучения в соответствии с целями и задачами учебного процесса способствует формированию широкого спектра навыков оперирования понятиями, а также учебными действиями.

Ключевые слова

Об авторах

Список литературы

2. Александров Ю. А. Психофизиологические закономерности научения и методы обучения // Психологический журнал. - 2012. - № 6. - С. 5-19.

5. Блинова Т. Л. Конвергентный подход в обучении // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8 (в печати).

6. Болбаков Р. Г. Когнитивные методы оценки качества образования // Образовательные ресурсы и технологии. - 2016. - № 1 (13). - С. 34-39.

7. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19. - № 3. - C. 32-40.

8. Горкальцева Е. Н. Когнитивность в современном образовании // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. - № 2 (5).

9. Меськов В. С., Мамченко А. А. Оценка качества образования: социологический подход // Образовательные технологии. - 2011. - № 2. - С. 16-36.

11. Стариченко Б. Е., Сардак Л. В., Стариченко Е. Б. Система управления обучением на основе облачной платформы Google for education // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С. 130-139.

12. Усольцев А. П. Бюрократизм как индикатор системных противоречий системы образования // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 3. - С. 9-32.

13. Цветков В. Я. Когнитивные образовательные модели // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 1 (13). - С. 32-42.

15. Швецов Ю. Г. О бюрократизации и застое в образовательном и научном секторах непроизводственной сферы РФ // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2017. - № 37. - С. 265-273.

16. Ertmer P. A., Newby T. J. Behaviorism, cognitivism, constructivism: Comparing critical features from an instructional design perspective // Performance Improvement Quarterly. - 1993. - № 6 (4). - P. 50-72.

17. Tsvetkov V. Ya. Intelligent control technology // Russian Journal of Sociology. - 2015. - Vol. (2). - Is. 2. - Р. 97-104.

Для цитирования:

Блинова Т.Л., Подчиненов И.Е. КОГНИТИВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(8):49-54.

For citation:

Blinova T.L., Podchinenov I.E. COGNITIVE-INFORMATIONAL PARADIGM OF LEARNING. Pedagogical Education in Russia. 2018;(8):49-54. (In Russ.)


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Информационно-знаниевая система образования. Педагогическая парадигма лежащая в основе информационно-знаниевой системы образования. Характеристика информационно-знаниевой системы образования.

Информационно-знаниевая система образования (устаревшая традиционная система образования). Подача готовых знаний учащимся.

Педагогическая парадигма лежащая в основе информационно-знаниевой системы образования.

Традиционная информационно-знаниевая парадигма образования, основана на возможности трансляции целостного, непротиворечивого и полного знания.

Парадигмы образования:

рационалистическая, (Бихевиористская) которая соответствует деятельному подходу в культуре и используется для адаптации человека к культуре. Здесь уже в центре внимания не знания, а умения, способы действия;эта парадигма имеет в своей основе не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию - бихевиоризм.

Бихевиоризм - это психологическая теория поведения, которая рассматривает его как реакцию человека на воздействие внешней среды:

феноменологическая (гуманистическая), относящаяся к человеку как к главному феномену культуры, как к субъекту образования. Она ставит в центр внимания развитие ученика, его интеллектуальные потребности и межличностные отношения. Ее ядро - гуманистический подход к ученику, помощь в его личностном росте, хотя уделяется внимание и его подготовке к жизни, адаптации и т. п.

Итак, развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность - вот что в основе этой модели образования , а не субъект-объектные отношения (как у других моделей). Здесь партнерские отношения сотрудничества.

Гуманистическая парадигма вошла в образовательное пространство России после 1991 г. не по приказу министерства, а по инициативе учителей на местах. Она весьма актуальна для нашей страны, так как возвеличивает человека - феномен культуры, образования и природы.

Традиционалистско-консервативная (знаниевая) парадигма

Эта парадигма имеет в своей основе 3 постулата.

Первый постулат: в основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, т. е. чтением, письмом и математической грамотностью.

Второй постулат: содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые, а не второстепенные знания, т. е. в образовании надо отделить зерна от плевел. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Внимание школы должно быть направлено на то, что выдержало проверку временем и является основой образования.

Третий постулат: гуманистический. Большое место надо уделять этическим ценностям. Речь идет об общечеловеческих ценностях.

В СССР система образования базировалась именно на этой парадигме , и ее эффективность налицо: в 50-х гг. прошлого столетия по уровню интеллектуализации советская молодежь находилась на 2-3-м месте в мире (данные ООН).

Характеристика информационно-знаниевой системы образования.

Цель обученияВоспитание грамотного, дисциплинированного, исполнителя, способного реализовать программы, заданные другими

Принципы обучения:Принципы научности, систематичности, последовательности, доступности обучения, связи обучения с жизнью, прочности, осознанности и активности учащихся, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Содержание образования: Предметная система обучения, построенная на систем готовых знаний, умений и навыков, обеспечивающая движение от частного к общему.от простого к сложному, опт предметного к абстрактному.

Методы и средства образования: Методы направлены на активизацию воспроизводящей деятельности, типа: объяснение, показ, контроль.

Организационные формы обучения:Урок – основная форма обучения; домашняя работа; лабораторные; практические задания; учебные экскурсии;

Результаты:Высокая успеваемость, толковый, грамотный исполнитель. Бальная система оценки

Особенности Традиционной "Знаниевой" педагогики:

1. Цель: Формирование знаний, умений и навыков

3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений: Субъект – объектный

5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость
Формы организации: Фронтальные, индивидуальные

6. Формы обучения :Иллюстративно-объяснительные, информационные

7. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Репродуктивный, воспроизводящий

8. Функции учителя: Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний

Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии:

¡ учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

¡ класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

¡ основной единицей занятий является урок;

¡ урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

¡ работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

¡ учебники применяются в основном для домашней работы.

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, домашнее задание, отметки.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.

Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Презентация на тему Презентация Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей, используемых в современном образовании, предмет презентации: Информатика. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей, используемых в современном образовании

Особенности информационных и информационно-деятельностных моделей, используемых в современном образовании

Информационные и информационно-деятельностные модели, используемые в современном образовании Базовые модели обученияКлассическая модель обученияПоисковая (сетевая) модельОткрытое образованиеДистанционное обучение

Информационные и информационно-деятельностные модели, используемые в современном образовании

Базовые модели обучения

Классическая модель обучения

Поисковая (сетевая) модель

Классическая модель обучения Ориентирована на передачу твердых и глубоких классических знаний.

Классическая модель обучения

Ориентирована на передачу твердых и глубоких классических знаний.

Уровни классической модели обученияпередача информации, составляющей содержание учебных предметовпредметная подготовка, специализация знанийперсонализация, т. е. создание ситуаций самоопределения

Уровни классической модели обучения

передача информации, составляющей содержание учебных предметов

предметная подготовка, специализация знаний

персонализация, т. е. создание ситуаций самоопределения через разработку и внедрение авторских курсов, мастерских, лабораторий без нарушения базовой модели

Поисковая (сетевая) модель Данная модель рассчитана на развитие у обучаемых навигационных компетенции, на квалифицированное умение работать

Поисковая (сетевая) модель

Данная модель рассчитана на развитие у обучаемых навигационных компетенции, на квалифицированное умение работать в системе "диалога культур". Здесь главным образовательным ресурсом становятся не столько знания, сколько способность добывать их, передавать, отфильтровывать, превращать в новый тип знаний.

Открытое образование предполагает:
реализацию прав граждан на образование с учетом их интересов и свободного развития своей индивидуальности;
самостоятельный выбор тех учебных заведений, форм и способов учебы, которые соответствуют интересам и потребностям обучаемого;
доставку знаний за короткое время и в нужное место с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности электронной почты, Всемирной сети (www), кейс-технологий.

Дистанционное обучение Дистанционное обучение — это преимущественно самостоятельная познавательная деятельность обучаемого при его взаимодействии с педагогом на

Дистанционное обучение — это преимущественно самостоятельная познавательная деятельность обучаемого при его взаимодействии с педагогом на расстоянии с использованием информационно-образовательной среды, включающей информационно-телекоммуникационные технологии и их технические средства.

Применений средств ИКТ ведение делопроизводства;ведение кадровых дел сотрудников;ведение личных дел обучаемых;составление расписания;тестирование, диагностика, контроль;учет успеваемости;информационно-методическое обеспечение;информационное

Применений средств ИКТ

ведение делопроизводства;
ведение кадровых дел сотрудников;
ведение личных дел обучаемых;
составление расписания;
тестирование, диагностика, контроль;
учет успеваемости;
информационно-методическое обеспечение;
информационное взаимодействие в локальных и глобальных сетях

Два принципа автоматизации управления учебно-воспитательным процессом

Читайте также: