Какие основания могут быть положены в основу классификации социальных технологий

Обновлено: 02.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Классификация социальных технологий

Любая социальная технология, будучи конкретно направленной на решение определенной социальной проблемы, всегда имеет те или иные модификации. Связано это с конкретными условиями ее реализации: с состоянием материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов, с историческими условиями, традициями и др.

Все это вместе взятое определяет содержание социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. Технологизация любого процесса возможна при наличии следующих условий: во-первых, процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволяет расчленить его на относительно обособленные части; во-вторых, должны иметься средства, позволяющие так оптимизировать действия социального работника, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

Несмотря на то, что в социальных технологиях диапазон различий, дифференциации может быть достаточно большим, что определяется как сложностью индивидуального объекта социальной работы, так и ее творческим характером, по сути эти различия не затрагивают общего алгоритма, фиксирующего предельные границы дифференциации, переход за которые чреват игнорированием опыта, последовательности, закономерности и правил, что приводит к снижению эффективности социального действия.

Социальная технология, как правило, является ответом на некоторую назревшую социальную потребность, поэтому создание новых социальных технологий выступает как объективный и закономерный процесс.

В процессе осуществления социальных технологий может изменяться объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных повторяющихся и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если стереотипность процедур предпочтительна в производственных технологиях, то в социальных технологиях она применима в основном лишь на организационном уровне, тогда как в частных технологиях, в конкретных условиях, она невозможна и даже вредна.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны. Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологиинаправлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологииизучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических. В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

1) позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;

2) демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;

3) компромисс, взаимные уступки;

4) односторонние уступки, удовлетворение всех претензий;

компенсация (финансовая, экономическая и др.);

5) ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической Деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологии (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Кроме того, для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые из них имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуры (микро- и макроуровни и т.д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

- степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

- масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

- сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

- степень зрелости социальных объектов;

- инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

- область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

- уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

- цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:

- технологии поиска стратегии управления;

- технологии социального моделирования и прогнозирования;

- обучающие инновационные технологии;

- технологии прошлого опыта.

Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:

- технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:

Технология социальной работы как форма особого освоения социальной действительности находится в тесном взаимодействии не только со смежными теоретическими системами, но и с практическим опытом, традициями, ритуалами, обычаями, социально-психологическими явлениями и фактами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Социальные технологии: сущность и виды

В широком смысле социальные технологии понимаются как деятельность по организации, изменению другой деятельности. Для этого разрабатывается комплекс методов процедур, правил, предлагаемых конкретным людям с целью улучшения их труда.

Социальная технология - это деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности (в данном случае под социальной технологией мы понимаем любую технологию, относящуюся к общественным отношениям). Как и любая социальная деятельность, социальная технология многообразна по своему конкретному воплощению, целевым функциям, своему характеру и результатам.

Технологизация социального взаимодействия - это цивилизованный путь решения социальных проблем общества и человека или группы. Он обусловливается целым рядом факторов.

Во-первых, отсутствие социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к нарушениям социального функционирования человека в обществе и социальным проблемам.

Во-вторых, все более утверждающиеся в мировом общественном сознании идеи гуманизма обязывают каждое государство решать социальные проблемы человека в соответствии с принятым международным правом.

В-третьих, социальная помощь, поддержка, содействие человеку в формировании его способности и готовности к самостоятельному взаимодействию с окружающим его миром становятся объективной необходимостью и определяющими факторами преуспевающего экономического и социального самосовершенствования страны.

Необходимость обеспечения достойного уровня материального и духовного благосостояния каждого человека выдвигает требования стандартизации социальных услуг, разработки специальных методик, форм, приемов и способов взаимодействия с ним.

В-четвертых, технологии в социальной сфере в принципе не отличаются от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизации любого социального процесса заключена в структуре человеческой деятельности и придает социальному действию динамичный, целенаправленный, конструктивно созидательный характер.

В-пятых, становление рыночных отношений предполагает организацию и самоорганизацию жизни людей, практическое освоение ими правил взаимодействия друг с другом, природой, овладение стандартами отношений с органами власти, людьми иного круга и статуса и т. д.

Решение этих задач возможно лишь путем социализации, обучения и подражания образцам, освоения операций тех или иных жизненно необходимых алгоритмов действия в рамках дозволенного обществом, т. е. предсказуемыми средствами в определенной жизненной среде.

Многообразие - закон развития общества, и говорить о какой-либо пользе от упорядоченной деятельности в различных социальных сферах можно лишь тогда, когда для определенной социальной деятельности создается специальная технология. При этом речь идет не о какой-то универсальной технологии, а о множестве технологий, каждая из которых сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект ставит перед собой и которых он стремится достичь. В социальных технологиях однозначность проявляется в общих требованиях к процессу.

Для технологизации любого процесса необходимо наличие определенных условий.

1. Сам процесс должен иметь такую степень сложности, которая позволила бы и требовала расчленения его на относительно обособленные части.

2. Изыскание средств, которые позволили бы так систематизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий.

Разрабатываемые социальные технологии также должны обладать рядом признаков.

Первый признак - разграничение, разделение, расчленение данного процесса на внутренние, между собой связанные этапы, фазы, операции.

Смысл этой процедуры - точное определение границы имманентных требований к субъекту, действующему по данной технологии, обеспечить оптимальную или близкую к оптимальной динамику развития процесса. Чем точнее описание процесса будет соответствовать его объективной логике, тем вероятнее возможность достичь высокого эффекта деятельности людей, занятых в данной сфере. В силу этого жизнеспособными оказываются те технологии, которые учитывают требования объективных законов и на их основании ориентируют социального субъекта на действия обоснованные, опирающиеся на достижения науки.

Второй признак - координированность и поэтапность действий, направленных к достижению искомого результата. Последовательность действий, порядок их исполнения должны базироваться на внутренней логике формирования и развития данного процесса.

Однако реализация данного сущностного признака технологии вовсе не означает, что субъект будет "прикован" к установленной этапности. У него всегда остается возможность "вмешаться" в объективный ход процессов, изменить их порядок в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.

И, наконец, третий , весьма существенный признак . Каждая технология предусматривает однозначность выполнения включенных в нее процедур и операций. Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее и серьезнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет неудовлетворительные последствия.

Хотя для социальных технологий возможен гораздо больший диапазон отклонений, но и в этом случае отклонения возможны только до определенной грани, за которой вместо творчества начинается уже субъективизм, приводящий к снижению эффективности.

Эти соображения необходимо учитывать, приступая непосредственно к вопросу о причинах, факторах, закономерностях, определяющих многообразие социальных технологий.

Как правило, любая новая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность. Если возникает такая потребность, рано или поздно неизбежно формируется и соответствующая деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Поэтому создание все новых и новых социальных технологий представляет собой объективно обусловленный, закономерный процесс.

Учитывая подобную динамичность объектов социальных технологий, логично, что наряду с использованием уже имеющихся технологий необходимо создавать новые, углубляя анализ социальных процессов и явлений. То есть для воздействия на один и тот же объект зависимости от его состояния и от цели воздействия не только можно, но и необходимо разрабатывать и применять различные технологии.

Многие исследователи различают технологии, созданные эволюционным путем и научно разработанные. Первые рождаются и отбираются на протяжении всего исторического процесса социально-экономической деятельности. В их основании лежит практический опыт применения тех или иных средств поддержания порядка, стабильности жизни, укрепления устоев труда и быта, духовности. Эти технологии рождаются самой жизнью и являются органической принадлежностью социальной практики, а потому становятся объектом научного познания. Их преимущество в том, что они выверены и отобраны не одним поколением людей, удобны и просты в употреблении, адаптивны, имеют компенсационные резервы.

Научно разработанные технологии - это систематизированные и определенным образом интегрированные формы и способы реального взаимодействия людей. Последовательность средств этого взаимодействия оформляется в более или менее четкие формулы - правила, имеющие целью упорядочить то или иное явление или социальный процесс. Привычные, наилучшие, удобные и полезные, проверенные на прочность отбираются с учетом перспектив и становятся алгоритмом деятельности.

Человек осуществляет функционирование в обществе и удовлетворяет потребности через использование социальных технологий. Социальные технологии - это способы, средства и правила упорядочения социального объекта в целях регулирования и оптимизации отношений с ним.

Социальными они называются, потому что:

во-первых, они представляют собой продукт длительного отбора, проверки на пригодность в социальной организации общества;

во-вторых, они отвечают на вопрос о характере взаимодействия людей в обществе и поэтому входят в культуру общественного сознания и дают универсальную характеристику состояния общественной жизни и самого человека. Э. С. Маркарян определял социальную технологию как "систему средств практического действия и способов их использования, выработанных человеком во всех областях его многогранной социально-исторической практики".

Следовательно, социальные технологии отличают по их основным признакам:

1) они направлены на удовлетворение потребностей человека;

2) рождаются из повседневной жизни или создаются специально;

3) являются инструментом управления и имеют правовое регулирование и т. д.;

4) могут быть четко алгоритмизированы (законом, инструкцией) или носить творческий характер;

5) направлены на преобразование проблем человека путем влияния на его сознание и подсознание или процессов и явлений общества в целом.

Главное назначение социальных технологий - регулирование социальных процессов общества с помощью специфических социальных средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, и технологий их регулирования обусловлено широким спектром социальной деятельности человека.

Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Вполне обоснованно поэтому определять и создавать социальные технологии для различных областей социальной сферы: медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания и т. д. Именно поэтому представляется, что речь не может идти о какой-то универсальной социальной технологии. Социальных технологий много. Каждая из них сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект поставил перед собой и которых он стремится достичь.

Однако следует отметить, что реализация любой социальной технологии всегда сопровождается теми или иными модификациями. Зависит это от определенных условий: состояния материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов общества; исторических условий, традиций и др. Все вместе взятое определяет и конкретизирует содержание любой социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу. С точки зрения управления технологизация любого процесса возможна при выполнении следующих условий: а) процесс должен иметь определенную структуру сложности, которая позволила бы и требовала расчленения его на относительно обособленные части; б) должны быть средства, которые позволили бы так оптимизировать действия субъекта, чтобы максимальный эффект достигался при минимуме усилий и времени.

В процессе осуществления социальных технологий меняется объект воздействия, что, в свою очередь, предопределяет необходимость постоянного поиска все новых и новых технологий. Социальное воздействие на один и тот же объект в различных условиях в зависимости от его состояния и поставленной цели также объективно требует разработки и применения новых технологий.

Усложнение общественных отношений предопределяет не только разнообразие социальных технологий, но и диалектическое единство стереотипных и творческих действий. Это соотношение зависит от видов социальных технологий. Если в производственных технологиях стереотипность, повторяемость предпочтительна, то в социальных технологиях она более ярко прослеживается лишь на организационном уровне, а что касается технологий работы с конкретным человеком в конкретных условиях, то она невозможна и даже вредна. В этом и состоит особенность социальных технологий.

Любая социальная технология применяется адресно, но имеет те или иные нюансы. Она не может быть спроектирована или внедрена без учета особенностей, как объектов, так и субъектов взаимодействия. Для разрешения одной социальной проблемы не просто возможно, но и необходимо разрабатывать и внедрять набор социальных технологий. Примером может служить разнообразие технологий социального обслуживания населения, обусловленное спецификой социальных учреждений и социальных служб, их формой собственности, функциями и перечнем оказания социальных услуг.

Однако только этим не исчерпывается разнообразие социальных технологий. Решение любой социальной проблемы человека требует создания своей технологии. Еще более конкретно и наглядно можно представить специфику социальных технологий на следующем примере. Чтобы решить задачу социальной помощи детям-инвалидам, необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки и условия. Речь идет о таких факторах и предпосылках, без которых невозможно ни поставить, ни решить проблему. Если представить детей-инвалидов, то у них проблема общая - инвалидность, но условия у каждого разные, поэтому процесс решения их проблемы не может быть одинаковым. Таким образом, равноценны по своей значимости не только технологии, предназначенные для решения одной и той же проблемы, но и те, которые обеспечивают решение проблемы каждого конкретного ребенка.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие социальных технологий, является различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и других качеств, которыми должны обладать специалисты по разработке и исполнению социальных технологий. Оно определено также обширностью социальных отношений и видов социального взаимодействия; системным, сложным характером объектов социальных технологий; разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия; различным уровнем профессионализма их разработчиков и исполнителей.

Многообразие социальных технологий не исключает возможности их классификации и типизации. Типология как учение о видах, признаках, свойствах относится к разряду теоретических знаний, выполняющих важную методологическую функцию.

Как система теоретических знаний она:

1) выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий;

2) выполняет прогностическую функцию (на основе творческой переработки используемого на практике инструментария появляется возможность прогнозирования применения тех или иных способов решения социальных проблем в различных условиях);

3) выполняет ориентационную функцию.

В основе классификации и типизации социальных технологий лежат те же принципы, которые используются в любой другой практической деятельности. Как правило, в качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации. В этом смысле классификация выявляет существенные сходства и различия между явлениями и имеет большое познавательное значение.

В классификации социальных технологий наиболее ценным является их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами. Приступая к рассмотрению классификации социальных технологий, следует отметить, что даже самые простые имеют сложную внешнюю и внутреннюю структуру (микро- и макроуровень и т. д.), в результате чего любая их классификация не может быть однолинейной и представляет собой сложное разветвление.

Вопрос о классификации социальных технологий сложный и дискуссионный. В их разработке и типизации существуют многообразные подходы. Они диктуются различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации.

В основу типологии социальных технологий могут быть положены:

степень ассоциированности объекта воздействия(личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т. д.);

сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственные, политические, социальные, духовные);

степень зрелости социальных объектов;

инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

область общественной жизни (экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность);

уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Так как взаимодействие с человеком в процессе социальной работы осуществляется в сфере социальных отношений, то социальную работу можно отнести к особому виду социальных технологий. Под внутренним механизмом социальной работы чаще всего понимается совокупность средств, методов и форм, с помощью которых осуществляется взаимодействие с человеком или группой и достигается конкретный результат-приводятся в действие и саморегулируются его ресурсы как условие восстановления (поддержания), коррекции или развития его социальности.

Общественные отношения все более усложняются. Технологии имеют свою внутреннюю логику развития и функционирования.

Любая технология - диалектическое единство стереотипных и творческих действий. Но соотношение рутинных и конструктивных начал в отдельных видах технологий различно. В производственных технологиях высокая степень повторяемости процедур и операций - необходимое условие высшего качества. В социальных технологиях такая повторяемость не только не является предпочтительной, но и попросту невозможна. Вследствие динамики социальной жизни любая технология всегда применяется конкретно, всегда сопровождается теми или иными модификациями.

Социальная технология не отличается в принципе от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизировать любой социальный процесс заключена в структуре человеческой деятельности.

Все большее количество людей оказывается вовлеченными в сферу социальных технологий, выступая как их объектами, так и субъектами.

ТСР – это идеальная модель решения некой совокупности близких задач социальной защиты и помощи, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, психолого-педагогических и правовых механизмах.

Основная функция технологии социальной работы - целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента. Социальный работник является активным участником и творцом технологии влияния на жизнедеятельность клиента.

Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций входят социальные исследования, выработка моделей, создание новых методик и т.д.

Суть социальной технологии - не в том, что делать, а в том, в какой последовательности.

Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка зрения (Н.С. Данакин) состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Сутьсоциальной технологии, в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса.

Таким образом, социальные технологии – это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей, а сущностью этой деятельности является работа по некоторой схеме, воплощение в жизнь определенной модели деятельности, направленной на активизацию личностных ресурсов человека и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации.

Классификация социальных технологий.

Классификация социальных технологий может быть по различным основаниям

1) СФЕРАМ ПРИМЕНЕНИЯ:

- правовое обеспечение функционирования общества;

- политическое административно-властное регулирование;

- экономическое функционирование общества;

- информационное обеспечение в средствах массовой информации, по компьютерным связям;

2) МАСШТАБУ ОБЪЕКТА, который подвергается воздействию, можно выделить:

- глобальные социальные технологии,цель которых – решение общечеловеческих проблем.

- региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений;

- локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем.

3) СТЕПЕНИ НОВИЗНЫ:

- инновационные социальные технологии, направлены на создание и внедрение нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни

- рутинные(традиционные) социальные технологии характеризуются методами, основанными на прошлом опыте, не мотивируют социальную систему к переменам.

4) МАСШТАБУ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ принято выделять двакласса технологий социальной работы: общие (универсальные) и частные.

Общие (универсальные) технологии: социальный контроль и социальная профилактика, социальная диагностика, социальная реабилитация и терапия, социальное обслуживание, опека и попечительство, социальная защита и другие.

Любая общая (универсальная) технология социальной работы реализуется с помощью пакета частных технологий: социально-бытовая адаптация инвалидов, обучение техникам составления профессионального резюме безработного, реадаптацию граждан, вышедших из пенитенциарных учреждений и т.д. Сложилось деление частных технологий в соответствии с социальной группой или категорией объекта. Поэтому можно выделить технологии социальной работы по различным ее категориям: технологии социальной работы с инвалидами, лицами пожилого возраста, безработными, мигрантами и т.д.

5) ИНФОРМАЦИОННЫЕ социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

6) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

7) ИСТОРИЧЕСКИЕ технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний

8) ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

9) СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОГЛАСИЯ представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия.

10) СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ, в частности социально-этнических. Эти технологии используют как образные способы снятия напряженности, решения проблем ( например, компромисс, компенсация и т.д.)

11) ПОЛИТИЧЕСКИЕ технологии - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

12) АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

13) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Таким образом, социальные технологии существенно различаются своим содержанием и применяются в зависимости от сложившейся ситуации и решаемой проблемы.

Социальная технология – это совокупность методов и средств, позволяющих добиваться результатов при решении задач по обеспечению эффективного взаимодействия между людьми.

Технология – это строго упорядоченная последовательность (алгоритм) организационных мер и операций с целью воздействия на предмет труда.

Технологии коммуникации – это совокупность методов и средств обмена сведениями при передаче информации.

Коммуникация – это передача сведений (информации) от кого-то или чего-то кому-то, или чему-то при помощи языка или других знаковых систем.

Корреспондент – это источник информации.

Респондент – это приёмник информации.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 5 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Технологии социальной работы / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: ИНФРА - М, 2003.
  3. Словарь справочник по социальной работе. / Под ред. Е. И. Холостовой. – М., 1997.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Социальные технологии осуществляются по таким направлениям:

  • Социальное планирование;
  • Разработка комплексных программ развития городов, регионов, отраслей;
  • Социальное проектирование решения стандартных проблем;
  • Управление.

Социальные технологии, быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально – педагогические, социально – психологические, социально – медицинские.

Методы социальных технологий согласуются с целями, предназначением и направлениями воздействия, личностными особенностями людей или сообществ и их потребностями.

Все социальные технологии делятся по сферам применения: производственно – экономическая деятельность; политика; государственное управление; система наказаний; социально – этническая среда; расселение людей в городах, сёлах; здравоохранение; образование; наука; культура и досуг; бытовое обслуживание населения; социальная работа.

Социальные технологии можно классифицировать по разным основаниям.

По масштабности: глобальные, региональные и локальные.

Целью глобальных социальных является решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает положительное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность. Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений. Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

По типу социального процесса:

  • Экономические, социальные, регулирующие социальную сферу общества
  • Политические, оперирующие политическими процессами;
  • Культурологические, представляющие явления и процессы в сфере культуры;
  • Духовно – идеологические;
  • Информационные, отражающие информационные процессы;
  • Управленческие, ориентированные на оптимизацию управленческих процессов;
  • Комплексные, отражающие явления во всех сферах их проявления.

По степени новизны: Инновационные и устаревшие.

По выполняемой функции:

  • Познавательные;
  • Диагностические, обеспечивающие диагностику социальных проблем;
  • Информационные, ориентированные на получение, передачу, хранение и переработку информации;
  • Обучающие, осуществляющие процесс обучение в аспекте той или иной педагогической доктрины;
  • Игровые, являющиеся средством имитации реальной деятельности;
  • Управленческие, осуществляющие процесс управления;
  • Деятельностные, представляющие собой модели тех или иных видов деятельности;
  • Технологии противоборства, обеспечивающие победу в борьбе;
  • Миротворческие, ориентированные на мирное решение социальных проблем.

По характеру воздействия:

  • Формирующие, направленные на формирование определенных социальных процессов;
  • Стимулирующие, ориентированные на поддержание или развитие социальных процессов;
  • Сдерживающие, задающие определенные границы социальных процессов
  • Разрушающие, направленные на подрыв и устранение определенных процессов.

К социальным технологиям относятся и технологии общения или коммуникации. Коммуникация – это передача сведений (информации) от кого – то или чего – то кому – то, или чему – то при помощи языка или других знаковых систем.

Эти технологии являются ведущими в социальных процессах.

Технологии коммуникации – это совокупность методов и средств обмена сведениями при передаче информации. Коммуникация может осуществляться в следующих четырёх вариантах:

  • Обмен сведениями между людьми;
  • Передача информации от человека к машине, например, введение программ в компьютер;
  • Передача информации от машины к человеку, например, показ фильма по телевизору или чтение на планшете, электронной книге;
  • Обмен информацией между машинами, например, между компьютером и принтером.

Общаясь друг с другом, люди пользуются речью, мимикой, жестами. Когда непосредственно общение невозможно, применяются такие средства связи как почта, телефон, телеграф, телевидение, электронная почта, Интернет.

Существует множество профессий, связанных с технологией коммуникации.

Это почтальоны, телефонисты, модераторы, операторы связи и другие. Одна из старейших профессий, связанных с передачей информации – почтальон, ей более 300 лет.

Почтальоны сортируют корреспонденцию, газеты и журналы и разносят их по адресатам. Почтальон должен обладать хорошей памятью, выносливостью, быть вежливым и аккуратным. С появлением интернета люди все реже стали писать друг другу письма и выписывать различные периодические издания, поэтому есть предположение, что эта профессия в скором времени прекратит свое существование.

Одной из ведущих профессий связи является оператор связи (телефонист, телеграфист). Основная деятельность связана с общением с людьми и со знаковой информацией (цифрами, расчётами, таблицами). Профессия связана с применением автоматизированных и автоматических систем. Специалист осуществляет работу по обслуживанию всех видов телефонной связи, по приёму и передаче телеграмм.

Социальные технология – это основа социального прогресса, создания благоприятных условий для воспроизводства жизни, реализации творческого потенциала каждой личности для обеспечения жизнедеятельности людей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Варианты ответа:

  1. государственное управление
  2. система наказаний
  3. расселение людей в городах, сёлах
  4. культура и досуг
  5. все перечисленные

Правильный вариант ответа: 5.

Пояснение: Государственное управление, система наказаний, расселение людей в городах и сёлах, культура и досуг – все это сферы применения социальных технологий, т.е. технологий работы с людьми.

Задание 2. Установите соответствие между названием основания для классификации и направлениями социальных технологий.

Варианты ответа:


Правильный вариант ответа:


Пояснение: Масштабность технологий зависит от охвата территории: глобальные решают проблемы мира, человечества, региональные – страны или региона, локальные – небольшой территории. Новизна технологий оценивается по времени возникновения и значимости на данный момент времени: инновационные – новые и актуальные, рутинные – устаревшие.

Социальная технология – деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности (Н.Степанов).

Социальная технология – способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно (М.Марков).

Социальная технология – совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь определенной цели (А.Зайцев).

Социальная технология – совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки… описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования (Большой энциклопедический словарь).

Таким образом, социальная технология – это совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.

Классификация социальных технологий.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.

Рекомендуемые файлы

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить технологии глобального характера, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

По сферам применения социальные технологии разделяются на специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений.

По характеру решаемых задач выделяют универсальные и частные социальные технологии.

Если говорить о дифференциации социальных технологий под влиянием теории социальной работы можно выделить о психолого- и социолого-ориентированных технологиях, а также комплексных.

Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий, показывающих специфику в социальной работе.

Глобальные технологии связаны с решением общечеловеческих проблем и способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Их внедрение прямо или косвенно связано с жизнедеятельностью людей, их социальной защищенностью.

Региональные социальные технологии изучают закономерности территориальной социальной жизни и планомерные ее изменения.

Инновационные СТ представляют собой такие методы, приемы инновационной деятельности, которые направлены на создание и материализацию таких нововведений в обществе, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, рациональному использованию материальных и др. ресурсов.

Рутинные СТ (технологии, основанные на прошлом опыте) в отличие от инновационных характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные СТ имеют своим содержанием способы, приемы, оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Интеллектуальные СТ направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей.

Исторические СТ предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации.

Демографические СТ - изучение и выработка способов механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава, размещения и т.д.

Социальные технологи согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу примыкают социальные технологии разрешения конфликтов.

Политические СТ - методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

Административно-управленческие СТ – способы непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект.

Психологические СТ – способы воздействия на психологические процессы, качества, явления, отношения, характер, волю человека, межличностные отношения.

СТ социальной работы – средства и методы оказания социальной помощи незащищенным категориям населения и помощь в решении проблем. Используются такие общие технологии как: социальная диагностика, социальная терапия, социальная коррекция, социальная профилактика, социальное обслуживание, социальное консультирование, социальное посредничество, социальное обеспечение, социальная реабилитация и др. Такие частные технологии как: социальная работа с пожилыми, социальная работа с инвалидами, социальная работа с молодежью, социальная работа с семьей и др.

Читайте также: