Какие мотивы участия граждан в политике

Обновлено: 05.05.2024

Какова роль политики в жизни общества?

Политика играет важнейшую роль в жизни общества. Политика — это искусство управлять. Именно поэтому управленцем может стать не каждый. Важной чертой политики является то, что она нацелена на рациональное и прогрессивное развитие общества.

Гражданин – это человек, имеющий принадлежность (гражданство) к государству.

В чём заключаются права и обязанности гражданина России?
Гражданин в Российской Федерации несет права и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и в других законодательных актах.

За их несоблюдение законом предусмотрены санкции, закрепленные в нормативных актах. Например, в уголовном кодексе закреплены санкции за совершенные преступления, а в Кодексе об административных нарушениях закреплены санкции за совершение правонарушений.

Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Каждый гражданин может влиять на политику государства и участвовать в управлении делами государства. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Зачем людям нужны политические свободы?

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Кто может участвовать в управлении делами государства?
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены. Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Зачастую граждане не знают элементарных прав, их естественно нарушают, а способов защиты не знают и не могут знать из-за политической непросвещенности.
Чтобы я лично активно участвовал в политической жизни, мне необходимо стремление защищать свои нарушенные права, и права своих близких.

В Конституции РФ, в статье 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Соответственно, уведомительный порядок будет полнее отвечать соблюдению прав граждан, ведь разрешительный порядок может нарушать право граждан на свободу собраний, митингов.
Если речь о разрешительном порядке, соответственно, граждане должны спрашивать разрешение на вышеперечисленные формы выражения мнения.

Я считаю, что данные показатели вполне оправданы.
Молодое поколение скептически относится к своей возможности влиять на власть. Они считают, что даже их голос на голосовании ничего не решает, ну или они просто не имеют право голосовать до достижения 18 лет.

Самые пожилые граждане проявляют малый интерес к политике потому, что в силу своего самочувствия и болезней им не хочется активно участвовать в подобных мероприятиях. Зачастую это уже разочарованные граждане.

Средние возрастные группы считают, что никто кроме них не сможет изменить жизнь в стране в лучшем направлении. Они активно голосуют, проводят собрания, пишут обращения, звонят на горячую линию Президента РФ и так далее.

1. Как гражданин может участвовать в управлении делами государства?

Каждый гражданин может влиять на политику государства и участвовать в управлении делами государства. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены. Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

2. Какие возможности влиять на политику дают выборы и референдумы?

Выборы позволяют гражданам отдать свой голос за достойного по их мнению кандидата. Тем самым, если каждый гражданин выразит свою волю, то у власти будет именно тот, кого они хотели бы видеть.
Референдумы действуют по тому же принципу. На них решаются важнейшие вопросы. Например, на референдуме была принята Конституция Российской Федерации – основной закон.

3. Как можно воздействовать на власть, используя различные политические права и свободы?

Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех.

В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены.

Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе. Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом. Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

4. Чем определяются ограничения политических свобод?

Например, в статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Например, запрещено собрание людей с оружием (даже самодельным), так как это создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц.

Угрозу могут представлять и митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Существуют и иные ограничения, связанные с необходимостью поддержания общественного порядка. Например, большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

5. При каких условиях человек может сознательно участвовать в политической жизни?

Для того чтобы участвовать в политической жизни, необходимо наличие двух критериев: это вменяемость и дееспособность.
Существует две категории: дееспособность и правоспособность.

Правоспособность – способность иметь права, а дееспособность — способность их использовать.

До достижения 18 лет человек считается не дееспособным в политической сфере, так как не сможет максимально верно оценить существующие политические явления.

Именно поэтому, участие в выборах допускается только с 18 лет. Что касается прямого участия в выборах (право быть избранным), то возможность стать кандидатом в депутаты возникнет только в 21 год, а кандидатом в Президенты РФ только с 35 лет.

6. Какие действия являются проявлениями политического экстремизма?

В Российской Федерации к проявлениям политического экстремизма относят:

  • 1. Подготовку и совершение действий, которые направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • 2. Подрыв безопасности Российской Федерации;
  • 3. Захват или присвоение властных полномочий.
  • 4. Создание незаконных вооружённых формирований и осуществление террористической деятельности.
  • 5. Возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
  • 6. Унижение национального достоинства;
  • 7. Осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы.
  • 8. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

В КЛАССЕ И ДОМА

В дискуссии высказаны две точки зрения: 1) политикой может заниматься каждый человек; 2) политикой может заниматься лишь тот человек, который обладает качествами политического деятеля. А какова твоя точка зрения? Аргументируй свой ответ.

Я считаю, что политикой может заниматься каждый, и каждый имеет право участвовать в политической жизни. Предусмотрены специальные формы участия граждан в политической жизни общества. Это выборы (Например, голосование на выборах Президента), референдум (на нем была принята Конституция Российской Федерации) Каждый гражданин имеет право выбирать и быть избранным.

Политические свободы нужны как раз для того, чтобы влиять на политику и участвовать в управлении делами государства.
Каждому гражданину предоставляется право на доступ к государственной службе, оно является равным для всех. В Конституции закреплены основные политические права граждан, которые не могут быть нарушены.

Граждане могут писать обращения к органам власти, а также, создавать общественные объединения или политические партии, чтобы участвовать в политической борьбе.

Граждане имеют право участвовать в митингах и шествиях. Они должны проходить без оружия и мирным образом.
Необходимо упомянуть, что граждане имеют право участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжных и арбитражных заседателей.

Я считаю, что такое отношение к своей стране можно считать предательством. Нельзя не интересоваться политикой и не участвовать в государственных делах, ведь речь идет о нашей жизни, о жизни общества в целом, которую мы должны делать максимально комфортной и защищенной. Нельзя относиться с пренебрежением к своей возможности участвовать в политике.

3. В ряде стран и в нашей стране органы власти регламентируют время и место проведения митингов, например не разрешают митинги на центральных магистралях в рабочие дни недели и т. п. Выскажи своё мнение, не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний.

Я считаю, что это обосновано. В статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Например, запрещено собрание людей с оружием (даже самодельным), так как это создаёт угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц.

Угрозу могут представлять и митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Существуют и иные ограничения, связанные с необходимостью поддержания общественного порядка. Например, большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

4. На митинг, разрешённый органами власти, для охраны порядка были направлены наряды полиции. Во время митинга его возбуждённые участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по-твоему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или полиция? Свой ответ аргументируй.

Я считаю, что ущерб, который был понесен во время митинга, должны возмещать организаторы. В Кодексе об административных правонарушениях, а именно КоАП РФ Статья 7.17. Уничтожение или повреждение чужого имущества.

Из нее следует, что умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, -влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Я считаю, что это верно. Из статьи 29 Конституции Российской Федерации следует, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. А также гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Можно сделать вывод о том, что мы живем в демократии.
Например, в советские времена была строгая цензура, все произведения искусства, картины, книги, стихотворения – все подлежало тщательной проверке.

6. Объясни, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признаётся условием нормального развития человека и общества.

Это объясняется тем, что каждый человек имеет право выразить свою волю посредством разрешенных в Конституции РФ способов. В статье 31 Конституции РФ 31 закреплено право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. С помощью данных способов народ может в мирной форме высказать свое недовольство и свои требования.

7*. Подбери из газет и журналов (возможно, из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.

В предстоящие годы в соответствии с парадигмой становления России как правового, демократического и социального государства с рыночной экономикой в крае необходимо проведение государственной политики, направленной на развитие гражданского общества и его активное вовлечение в социально-экономическую жизнь и реализацию Стратегии развития края.

Основной целью государственной политики в сфере развитии гражданского общества является создание правовых, информационных, организационных, инфраструктурных условий для поддержки и развития форм общественного участия и самоорганизации граждан.

В предстоящие годы проводимая государственная политика в сфере развития гражданского общества будет сосредоточена на следующих основных направлениях: 1. Совершенствование механизма исполнения социальных обязательств государства путем конкурсного перераспределения части исполнительных полномочий по предоставлению социальных услуг от государственных учреждений к общественным институтам.

Участие гражданина в политической жизни считается обязательным элементом современного общества. С его помощью люди становятся активными субъектами политической жизни, влияют на важные общественные проблемы, определяют условия собственного существования.

Особенности участия

Участие граждан в политической жизни страны является разновидностью политической деятельности. Оно состоит в воздействии граждан на принятии в государстве различных важных решений.

участие гражданина в политической жизни

Характерные черты

Необходимо внести определенные уточнения к данному термину. Участие гражданина в политической жизни предполагает влияние рядовых граждан на жизнь общества. В данном термине не учитываются должностные лица, наделенные государственной властью, выполняющие непосредственные управленческие функции.

Участие граждан в политической жизни государства не связано с профессиональной деятельностью людей, которые входят в состав силовых, исполнительных, представительных, властных структур. Чиновники и профессиональные политики выступают в качестве обычных жителей страны только во время процедуры голосования.

Варианты участия

Возможность участия граждан в политической жизни является добровольной, не обязательной для всех жителей.

каковы возможности участия граждан в политической жизни

Абсентеизм

Это нежелание граждан принимать активное участие в политической жизни, которое объясняется отсутствием интереса к данной стороне жизни общества. В настоящее время подобное качество демонстрируется гражданами во время голосования.

какие возможности участия граждан в политической жизни

Формы участия

Рассмотрим основные формы участия граждан в политической жизни. Среди них особый интерес представляют массовые манифестации. К ним относятся пикетирования, демонстрации, митинги, забастовки.

Кроме того, участие граждан в политической жизни общества проявляется в голосовании на референдумах и выборах. Граждане могут выражать собственную позицию, мнение о деятельности различных политических партий, воспользовавшись средствами массовой информации. Мнение о принятии определенных законов, уровне их исполнения рядовые граждане могут представить в виде обращений, писем в органы исполнительной власти.

Участие гражданина в политической жизни проявляется и в виде контроля депутатов, постоянном контакте с местными властями. У людей появилась возможность осуществлять контроль деятельности муниципальных и государственных органов.

участие граждан в политической жизни выборы референдумы

Распространенный вариант

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? В качестве самой распространенной формы подобной деятельности можно рассмотреть участие в различных выборах. В тех странах, в которых существует развитая демократия, количество граждан, которые принимают участие в национальных выборных кампаниях, достигает 90 процентов. В среднем показатель составляет 50-80 процентов.

возможность участия граждан в политической жизни

Классификация

Каковы возможности участия граждан в политической жизни? Учитывая многообразие форм, принято классифицировать их по разным основаниям. Возможно легальное участие, которое разрешено законодательными актами. Терроризм относится к нелегальному виду политической деятельности, он запрещается законодательством.

В зависимости от количества участников выделяют коллективную и индивидуальную политическую деятельность.

По характеру действий отмечают: постоянное действие, характерное для активистов, а также эпизодическое участие граждан в политической жизни (выборы, референдумы).

Демонстрировать свое отношение к действиям политических партий, государственных структур рядовые граждане могут на местном или региональном уровне.

участие граждан в политической жизни государства

Направленность действий

Мотивация политического участия

Какие возможности участия граждан в политической жизни существуют в настоящее время? Почему люди стремятся к подобной деятельности? Каково основное назначение политического участия? Г. Пэрри, занимающийся на протяжении нескольких лет изучением данной проблемы, отмечал, что есть три главных объяснения феномена политического участия.

Самой распространенной формой участия является инструментальная модель. В качестве основного мотива выступает возможность реализации групповых или индивидуальных интересов. Люди пытаются таким способом получить от государственной власти решения, действия, которые будут для них выгодными.

Коммунитарная модель участия в политической жизни предполагает применение в качестве источника и основного мотива желание людей вносить позитивные изменения в жизнь общества. Граждане не задумываются о собственных интересах, ими движет желание помочь другим людям устранить какие-то проблемы.

Образовательная модель предполагает обращение внимания не на источники участия, а на результаты деятельности. Политическая деятельность граждан является важным элементом социализации. Для некоторых людей политическое участие превращается в важную часть жизни, является возможностью реализации своих способностей, творческого потенциала.

Основными мотивами участия являются рационально-инструментальные принципы. Действия граждан направлены на создание, принятие, а также внедрение государственных решений, поиск достойных представителей в институты власти.

Группы граждан

Объем допустимого участия ограничивается политическими правами граждан. По данному показателю население подразделяется на две группы. Одну из них представляет политическая элита. Основой деятельности таких людей является политика. К ним относятся представители партий, государственных органов власти. Во второй группе находятся обычные люди.

Их политическая активность является добровольной деятельностью, желанием оказывать влияние на органы государственной власти.

Одни ученые придерживаются позиции, согласно которой участие рассматривается как политическое действие обеих групп. Есть и те, кто выделяет в качестве политического участия только действия рядовых граждан.

Далеко не все люди становятся профессиональными общественными и политическими деятелями, поэтому поговорим о действиях обычных граждан. Участвовать в политической жизни страны можно двумя способами. Первый вариант предполагает непосредственное участие, второй - опосредованное (представительное) действие.

В качестве примеров непосредственного участия можно отметить посещение митингов, участие в пикетировании, голосование на выборах, письма и обращения в государственные органы, деятельность в политических партиях.

Опосредованное участие производится путем выбора представителей от партий, групп. Именно им рядовые граждане передают полномочия, чтобы они принимали решения. К примеру, делегат сможет стать активным участником парламентской комиссии, будет вести переговоры с властными структурами, налаживать неофициальные отношения с представителями государственной власти.

Подобные виды политического участия соответствуют определенным политическим ролям: членам партии, избирателю, инициатору петиции. Независимо от выбранной роли, предполагается активное участие, приносящее определенный результат.

Автономное участие предполагает добровольные и свободные действия граждан, связанные с проявлением определенной политической позиции, касающиеся преследования личных либо групповых интересов.

Мобилизованное участие является принудительным вариантом, оно предполагает обязательное участие граждан в демонстрациях, выборах. Этот вариант существовал во времена Советского Союза.

Американский политолог С. Верба подчеркивал, что только для демократического общества можно вести речь о действенном механизме политического участия обычных граждан в жизни общества. Это проявляется в передаче людьми, не являющимися профессиональными политиками, информации о собственных предпочтениях, интересах, потребностях представителям власти.

Например, граждане, которые возмущены несправедливостью, существующей в обществе, составляют петиции, выступают на телевидении, готовят письма-протесты во властные структуры. В конкретных ситуациях возможна организация митингов, забастовок, направленных на решение сложившейся проблемы.

Такое поведение населения несет позитивные результаты. Власти вынуждены прислушаться к позиции обычных граждан, скорректировать принятое решение.

формы участия граждан в политической жизни

Заключение

У каждого гражданина есть право на участие в политической жизни своей страны. Чтобы воспользоваться им, необходимы два основных фактора: сознательность личности, культура демократии. Основой создания главных политических процессов является непосредственное участие людей в политической жизни своего государства.

На политическое участие граждан оказывает влияние обстановка в обществе. В зависимости от того, каков уровень развития государства, возможно привлечение к подобной деятельности различных слоев населения.

Социальная дифференциация приводит к возникновению определенных социально-политических сил, например, партий, организаций.

Есть ли у обычного гражданина возможность воздействовать на политический процесс? С какой целью формируется культура демократии в современном обществе? Политическая деятельность постоянно повергается модернизации, она считается динамичной системой.

В нее включаются социальные группы, люди, властвующая элита. Каждая структура преследует при этом свои корыстные интересы, имеет определенный уровень культуры, образование.

Именно при взаимодействии субъектов современной политики происходят завоевание, сдерживание, применение государственной власти, модернизация политических процессов в обществе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тип урока: изучение нового материала

Урок занимает особое место в формировании политической и правовой культуры учащихся. Он позволяет учащимся осознать собственные возможности воздействия на власть, а также оценить свою подготовленность к участию в политической жизни.

Тема урока: Участие граждан в политической жизни.

Цель: Способствовать развитию гражданской активности учащихся, политической убежденности в том, что нужно участвовать в политической жизни страны, чтобы высшая власть народа была реальной и эффективной.

помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;

сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;

развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры учащихся, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, плакаты, Конституция РФ, тетрадь на печатной основе.

Учащиеся научатся : определять, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны; объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Учащиеся получат возможность научиться формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, корректно вести диалог.

Организационный момент.

Формулирование темы урока.

На доске цитаты:

- Какие проблемы иллюстрируют данные высказывания, о чем хотели сказать нам мудрейшие, какие мысли хотели донести?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. Учащиеся предлагают варианты.

III . Мотивационный момент. Актуализация знаний.

- Что такое политика? ( 1. Участие в делах государства, цели и средства их достижения, направленные на проведение в жизнь интересов больших групп людей. 2.Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.)

-Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

Изучение новой темы.

- Итак, мы поговорим с вами о политике, политических правах, о выборах и референдумах, политическом участии и его формах.

План урока: 1. Выборы, референдумы.

2. Право на равный доступ к государственной службе.

3. Обращение в органы власти.

4. Другие пути влияния на власть.

5. Опасность политического экстремизма.

1. Выборы, референдумы .

- С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ? (работа с Конституцией РФ)

Работа учащихся с текстом Конституции : прочитайте ст.32 п. 1. и сделайте вывод - Каковы формы участия граждан в политической жизни?

-Запишите новые понятия в виде схемы

Формы политического участия

Непосредственное Опосредованное

( прямое) ( через представителей)

федеральный, региональный, местный.

Работа учащихся с тетрадью на печатной основе (авторы О.А.Котова, Т.Е.Лискова) – упражнение 4 на стр.26: ознакомьтесь с данными социологических опросов и выполните задания.

Работа со ст. 32 п. 2 Конституции РФ - вывод об активном и пассивном избирательном праве .

В России избиратель – это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. Граждане России, проживающие или находящиеся за границей, обладают всеми избирательными правами.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет, то пассивное избирательное право наступает с более позднего возраста. Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет.

Теперь давайте поговорим о принципах избирательного права в России. Работа учащихся с текстом учебника (стр.49-50): объясните основные принципы избирательного права в демократическом обществе. Запись в тетрадь:

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Стадии процесса выборов в РФ:

1.подготовительная (назначение срока выборов, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий, регистрация и учет избирателей)

2.выдвижение и регистрация кандидатов

4.голосование и подведение итогов выборов.

Ситуация 1. Из разговора с членом избирательной комиссии: - Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Что мы не люди, как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера - и до свидания, сами справимся- бюллетени подсчитаем и итоги подведем.

Ситуация 2. Из разговора с избирателем: - Пришел на выборы, а одна из девушек в комиссии меня в кабинку завела да и посоветовала мне, за кого голосовать. Ну а я не против, наверное, он достойный кандидат.

Ситуация 3. Из беседы с членами комиссии: - К концу дня голосования мы обнаружили, что более 40 % избирателей не пришли голосовать из-за плохих погодных условий. Населенный пункт у нас маленький, все друг друга знают. Мы, члены комиссии, дружно взялись за телефоны, обзвонили непришедших, выяснили их позицию и паспортные данные и получили согласие заочно проголосовать. Заполнили бюллетени за них и тем самым обеспечили 100% подачу голосов своего избирательного участка.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме.

Накануне выборов молодому человеку исполнилось 18 лет и ему предстоит принять участие в выборах. Он не стал себя утруждать долгим чтение предвыборной агитации и попросил помощи друга. Друг написал ему, за какую партию надо голосовать. Молодой человек сделал свой выбор. Согласны ли вы с молодым человеком?

В ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф. В Турции может наступить уголовная ответственность за постоянное уклонение от выборов. Согласны ли вы с такой позицией?

Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Согласны ли вы с действиями комиссии?

-Какую проблему иллюстрируют данные ситуации?

( Политическая пассивность граждан, уклонение избирателей от участия в выборах, уклонение от участия в политической жизни)

Обществоведы дали четкое название данной позиции граждан:

Абсентеизм - уклонение от участия в выборах.

- Каковы на ваш взгляд причины абсентеизма?

Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.

Отсутствие доверия к политикам.

Неверие в проведение честных и справедливых выборов.

Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.

- Выдвиньте свои предложения, как повысить избирательную культуру граждан.

Чем раньше гражданин начнёт готовиться к роли избирателя, тем осознанней будет его гражданская позиция.

Нужно помнить, что каждый человек может повлиять на исход выборов, любовь к своей стране, своей малой родине не оставит равнодушным к ее судьбе, поможет реализовать себя и в профессиональной и в общественной жизни.

Право на равный доступ к государственной службе

Работа с Конституцией (ст. 32 п.4,5)

Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определённый порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

3.Обращение в органы власти.

- Какие способы политического участия граждан существуют кроме названных? Работа с Конституцией (ст. 33)

- В каких случаях возможно обращение граждан в органы власти?

( самостоятельная работа с учебником с.51-52)

- индивидуальные интересы граждан (жилищная контора не делает ремонт и т. п.).

- жалоба с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства ,

- заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии),

- предложение об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы

Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Работа с документом : ст. 29 п. 1 Конституции РФ

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

- В условиях какого государства это возможно? (повторение определения правового государства и его признаков)

4. Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через элементы гражданского общества: общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений (повторение определения гражданского общества).

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Работа с документом . Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

- На какие условия проведения митингов, собраний обращается особое внимание?

5.Опасность политического экстремизма.

Изучение вопроса о политическом экстремизме - комментируемое чтение в классе соответствующего раздела изучаемого параграфа. При этом поясняется опасность каждого из названных в тексте экстремистских действий.

Обобщение пройденного, рефлексия.

- Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты. В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведённые в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий – средние возрастные группы (по материалам учебника).

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств,

личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную

политическую роль: захочет или не захочет пойти на митинг или станет, к

примеру, участником какого-либо общественного движения. А, может быть,

кто-то ставит своей целью стать депутатом.

Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Но можно ли участие в политической жизни страны считать делом необязательным?

Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни страны характеризует его политическую и правовую культуру.


VI. Самооценка, домашнее задание.

- У вас на столах лежат карточки. В каждой из них содержится определенная позиция, выражается отношение к участию в политической жизни своей страны. Выберите приемлемый для вас вариант.

Результаты поместите на доске.

1. Соотнесите понятия:

2. Установи соответствие между признаками и формами политического участия граждан:

А) согласие или несогласие с 1) выборы

с поставленным вопросом

Б) голосование за кандидата 2) референдум

в депутаты парламента

В) подсчет голосов избирательной 3) и выборы, и референдум

Г) агитация политических партий

Д) тайная подача голосов

3. Действующая Конституция РФ была принята:

А) на заседании Государственной Думы

Б) решением референдума

В) постановлением Президента РФ

Г) партийным голосованием

4. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

А) на применение силы в качестве метода убеждения

Б) на использование огнестрельного оружия

В) на равный доступ к государственной службе

Г) на всеобщее высшее профессиональное образование

5. Кто не имеет права участвовать в выборах в Государственную Думу?

А) гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

В) гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории РФ

Г) гражданин РФ, находящийся под следствием

6. Верно ли, что А) выборы у нас прямые и многоступенчатые

Б) в выборах участвуют все проживающие в РФ

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7. Верно ли, что А) свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой

Б) свобода слова исключает нарушение прав человека

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

8. Верно ли, что А) политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих угрозу для общества и государства

Б) любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм, как метод борьбы за власть

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Что характеризует политические права граждан РФ?

1) право на обращение в органы власти

2) преследование инакомыслящих

3) право на участие в референдумах

4) право собственности

5) право на вандализм

10. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, характеризуют выборы в РФ. Укажите лишний термин:

Вслед за Всеобщей декларацией прав человека в законодательстве большинства стран были закреплены гражданские и политические права. Они определили широкий круг форм политического участия граждан в жизни государства. Так, в Конституции Российской Федерации мы можем найти следующие политические права и свободы.

Полит_права.jpg

Политическое участие — это совокупность действий рядовых участников политической системы, посредством которых они влияют или пытаются влиять на политику государства.

• участие в массовых манифестациях ( митинг , пикетирование , шествие );
• участие в деятельности политических партий и общественно-политических движений;
• выражение своего мнения о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, через СМИ.

К политическому участию НЕ стоит относить:
• политическую деятельность, осуществляемую под принуждением или угрозой применения наказания;
• политическую агитацию, осуществляемую за плату;
• профессиональную деятельность должностных лиц, наделённых властно-публичными полномочиями.

Митинг — это массовое собрание граждан в определённом месте для обсуждения вопросов, имеющих важное значение для общества и государства.

митинг.jpg

Пикетирование — публичное выражение одним участником или группой лиц мнения о политических событиях с использованием плакатов, транспарантов у зданий органов государственной власти.

Шествие — массовое прохождение граждан по определённому маршруту с использованием плакатов, транспарантов и звукоусилительной техники с целью привлечения внимания к существующим общественно-политическим проблемам.

шествие.jpg

Для проведения митинга, шествия или пикетирования, организуемого группой лиц, требуется разрешение органов местного самоуправления или органов государственной власти субъекта РФ. Только одиночное пикетирование не требует подобного разрешения.

Участие в голосовании — это способ политического участия, предполагающий выражение мнения населения при принятии решения через участие в выборах или референдуме.

Участие в голосовании является самой распространенной формой политического участия. В выборах и референдумах могут участвовать все совершеннолетние дееспособные граждане.


Не разрешается дискриминация по поводу:
• расы;
• национальности;
• пола;
• возраста;
• положения в обществе;
• образования.

Избирательное право имеет не только всеобщий, но и равный и тайный характер, то есть один избиратель может подать только один голос, и сделать это тайно от других людей.

Кроме того, граждане РФ имеют право как индивидуально, так и коллективно обращаться в органы государственной власти , равно как и в о рганы местного самоуправления . На любое обращение гражданина орган власти должен дать ответ в течение \(30\) дней.

Немаловажным способом участия в политической жизни является и участие в деятельности политических партий, участниками которых могут стать граждане РФ, достигшие \(18\)-летнего возраста. Граждане РФ могут одновременно состоять только в одной политической партии. В деятельности общественно-политических движений могут принимать участие как граждане РФ, так и иностранные граждане, равно как и лица без гражданства.

Значимым является и тот факт, что граждане РФ имеют полное право выражать своё мнение о событиях, имеющих важное значение для общества и государства, публично, равно как и через СМИ . Политическая цензура запрещена! Но под свободой слова не стоит понимать вседозволенность. Так, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни недопустимо и запрещено нормами уголовного права.

Читайте также: