Какие международные соглашения запрещают применение и производство химического оружия

Обновлено: 25.06.2024

Конвенция о запрещении химического оружия, КЗХО (тж. Конвенция о химическом оружии, КХО [5] ) — соглашение по контролю за вооружениями, которое запрещает производство, накопление и применение химического оружия. Её полное название Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении.

Главным обязательством конвенции, налагаемым на её участников, является запрет на производство и применение химического оружия и уничтожение всех его запасов. Вся деятельность, связанная с уничтожением, контролируется Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО). К июлю 2010 года около 60 % всех запасов химического оружия было уничтожено [6] . Конвенция также предполагает систематический контроль за военно-химическими производственными объектами, а также расследования по заявлениям о производстве и применении химического оружия.

К ноябрю 2013 года 190 государств являются участниками этой Конвенции и ещё 2 страны подписали, но пока не ратифицировали её [1] .


Международное обсуждение вопроса о запрещении химического и биологического оружия началось в 1968. Его проводил Комитет по разоружению, состоявший из 18 государств, который после многочисленных изменений названия и состава был преобразован в 1984 в Конференцию по разоружению. [7] 3 сентября 1992 Конференция предоставила Генеральной Ассамблее ООН свой ежегодный отчёт, который содержал текст Конвенции о запрещении химического оружия. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию 30 ноября 1992. 13 января 1993 в Париже Генеральный секретарь ООН открыл её для подписания. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 спустя 180 дней после того, как была ратифицирована 65-м её участником (Венгрия). Конвенция дополняет собой Женевский протокол 1925 года.

Контроль за соблюдением статей Конвенции осуществляется Организацией по запрещению химического оружия, которая выступает как международная правовая площадка для уточнения положений Конвенции (Конференция стран-участниц уполномочена вносить изменения в КХО, а также принимать подзаконные акты о выполнении требований Конвенции и т. п.). Кроме того, организация проводит инспекции военно-промышленных объектов с целью обеспечить выполнение требований КХО странами-участницами.

  • Запрещение производства и применения химического оружия.
  • Ликвидация (или использование в других целях) мощностей по производству химического оружия.
  • Уничтожение всех запасов химического оружия (включая запасы, находящиеся за пределами территории государства).
  • Взаимопомощь между государствами и взаимодействие с ОЗХО в случае применения химического оружия.
  • Инспекции ОЗХО с целью контроля над производством химикатов, из которых может быть изготовлено химическое оружие.
  • Международное сотрудничество в мирном использовании химикатов в соответствующих областях.

Государства-участники КХО Государства, которые заявили о наличии запасов ХО и/или известно об обладании ими мощностей по его производству

Почти все страны в мире присоединились к Конвенции о запрещении химического оружия. В настоящее время 190 из 193 государств-членов ООН являются участниками КХО. [1] Из 6 оставшихся государств 2 подписали, но ещё не ратифицировали Конвенцию (Мьянма и Израиль). 4 государства не подписали Конвенцию (Ангола, Северная Корея, Египет и Южный Судан). Последняя на данный момент Сирия подписала Конвенцию 13 сентября 2013 года [8] . Официальное присоединение Сирии к Конвенции состоялось по истечении 30-дневного срока, 12 октября 2013 года.

Ключевые организации стран-участниц

Страны-участницы имеют в ОЗХО своих постоянных представителей. Для подготовки инспекций ОЗХО страна-участница должна создать специальный орган.

В зависимости от риска, который представляет собой химикат

    : химикаты, которые разрабатывались, производились, накапливались или применялись в качестве ХО и представляют собой высокий риск (люизит, сернистый и азотистый иприт, рицин и сакситоксин а также все ОВ нервно-паралитического действия). Государствам запрещается иметь вещества из этого списка в количестве превышающем 1 тонну. Производство этих химикатов в количестве более 100 граммов в год должно быть задекларировано в ОЗХО. Эти вещества имеют очень ограниченную сферу применения в мирных целях. Примером может служить азотистый иприт, который используется при лечении некоторых форм рака. : химикаты, некоторые из которых являются прекурсорами химикатов Списка 1 и которые рассматриваются как представляющие значительный риск для предмета и целей Конвенции. Их производство должно быть задекларировано в ОЗХО. Существуют ограничения на их экспорт в страны, не присоединившиеся к КХО. Примером из этой группы может служить тиодигликоль, который может быть использован в производстве иприта, а также служить растворителем в чернилах. : химикаты, представляющие определённый риск. Они находят широкое применение в химической промышленности и могут производиться в больших количествах в коммерческих целях для не запрещенных Конвенцией целей. О заводах, производящих более 30 тонн этих химикатов в год должно быть заявлено в ОЗХО, которая может их инспектировать. Существуют ограничения на экспорт этих веществ в страны, не присоединившиеся к КХО. Примерами из этой группы являются фосген, который используется в производстве многих органических соединений, и триэтаноламин, используемый в производстве моющих средств.

Соответственным образом, химическое оружие подразделяется на Категории 1, 2 и 3. Категория 1 включает в себя химическое оружие на основе химикатов Списка 1. Категория 2 включает в себя химическое оружие на основе всех других химикатов, кроме химикатов Списка 1, и его части и компоненты. К Категории 3 относятся не снаряженные боеприпасы и взрыватели [9] .

По времени и месту производства:

  1. ХО, произведённое до 1925 года.
  2. ХО, произведённое в период между 1925 и 1946 годами и состояние которого настолько ухудшилось, что не может быть использовано в качестве ХО.
  3. Оставленное химическое оружие — ХО, включая старое ХО, которое было оставлено на территории другого государства без согласия последнего.

Кроме того, в Конвенции идёт речь о соединениях углерода, которые именуются в ней отдельные органические вещества (англ. Discrete organic chemicals ). [10] Это любые соединения углерода, кроме полимеров, оксидов, сульфидов и карбонатов, к примеру органофосфаты. ОЗХО должна быть проинформирована о любом заводе, производящем в год более 200 т этих веществ либо 30 тонн, в случае содержания веществами фосфора, серы или фтора, если только завод не производит взрывчатые вещества или углеводороды.

Через три года после вступления в силу (29 апреля 2000) государства-участники должны уничтожить 1 процент запасов ХО категории 1, а к концу пятого года (29 апреля 2002) — 20 процентов (2 этап). Полностью все запасы подлежат уничтожению к 29 апреля 2007 — то есть в течение 10 лет после вступления Конвенции в силу. По решению Конференции государств-участников, этот срок может быть продлен до 15 лет — то есть до 29 апреля 2012. Общие известные запасы химического оружия в начале 2010 составляли приблизительно 30308 тонн. [11] К 2005 г. общее количество объявленных запасов ХО Категории 1 составляло 71373 т, а боеприпасов и контейнеров — 8671564. К 2005 г. было уничтожено 10698 т (по весу ОВ) химоружия категории 1 и 2151777 боеприпасов и контейнеров. Из 61 объявленного объекта по производству химического оружия ОЗХО выдала сертификаты об уничтожении 29. 9 ОПХО подверглись конверсии, 14 — находились в стадии уничтожения, разрешена конверсия ещё 9 объектов.

Сроки уничтожения

В Конвенции оговариваются сроки поэтапного уничтожения химического оружия с возможностью их продления. Ни одна страна не достигла полной ликвидации своих запасов в установленные сроки, хотя некоторые сократили их до требуемого уровня.

Этапы уничтожения
Этап Сокращение % Последний срок Примечания
I 1 % Апрель 2000
II 20 % Апрель 2002 Полное уничтожение пустых боеприпасов, боевых систем, контейнеров и прокурсоров
III 45 % Апрель 2004
IV 100 % Апрель 2007 Допускается продление срока до апреля 2012

Ход уничтожения

Три государства: Албания (имевшая 16678 кг иприта, люизита, адамсита, и хлорацетофенона), [13] не уточнённая страна-участница [13] (по всей вероятности Республика Корея) [14] и Индия [14] завершили уничтожение своих запасов.

Россия полностью ликвидировала свои запасы химического оружия. 27 сентября 2017 года был уничтожен последний химический боеприпас [15] .

В США, которые заявили о большом количестве запасов ХО, уничтожено 75 % [6] .

Ирак и Ливия, которая в 2004 году представила первоначальную декларацию о своих запасах ХО, а также предоставила планы по его уничтожению. Согласно декларации, она располагала почти 24 т иприта и более чем 1000 т прекурсоров, относящихся к категории 2. Эти страны ещё не приступили к выполнению требований КХО. 1 сентября 2010 года Япония и Китай заявили об открытии завода по уничтожению ХО, оставленного Японией в Китае в годы второй мировой войны. [16]

Страна Дата присоединения/вступления в силу Объявленные запасы (тонн) % уничтожено (Дата полного уничтожения) Последний срок
Албания 29 апреля 1997 16,7 100 % (11 июля 2007) [17] н/д
Государство-участник (Возможно, Республика Корея ) 29 апреля 1997 - 100 % (конец 2008) [13] [18] н/д
Индия 29 апреля 1997 - 100 % (апрель 2009) [14] )
США 29 апреля 1997 31 500 75 % [6] апрель 2012
Россия 5 декабря 1997 40 000 100 % (27 сентября 2017) [19] декабрь 2015
Ливия 5 февраля 2004 - 0 % -
Ирак 12 февраля 2009 - 0 % -
Япония (в Китае) 29 апреля 1997 - 0 % -

13 сентября 2013 года [20] 16-й президент Сирии Башар аль-Асад, под давлением международного сообщества, подписал акт об отказе от химического оружия, его полной утилизации и последующей ратификации Сирией Конвенции о запрещении химического оружия (КХО) в полном объёме. 23 июня 2014 г. в ОЗХО заявили об успешном завершении вывоза химического оружия с территории Сирии [21] .

Запасы Ирака

Финансирование

Финансовая поддержка албанской и ливийской программ по уничтожению химического оружия была осуществлена Соединёнными Штатами Америки. Россия получала финансовую помощь от ряда государств, включая США, Великобританию, Германию, Нидерланды, Италию и Канаду. В общей сложности к 2004 году Россией было получено около $2 млрд. Затраты на албанскую программу составили приблизительно $48 млн. США израсходовали $20 млрд на свою программу. Ожидается, что им предстоит потратить ещё $40 млрд. [24]

Известные заводы по производству

13 стран заявили о наличии у себя заводов по производству ХО:

К 2007 году все 65 заводов были остановлены, 94 % (61) были ликвидированы или переоборудованы под гражданские нужды. [25] По состоянию на конец февраля 2008 года 42 завода были уничтожены и 19 переоснащены в гражданских целях. [26] В 2009 году Ирак заявил о 5 производственных площадках, которые были разрушены в ходе войн 1991 и 2003 годов, однако необходимо их инспектирование ОЗХО. [14]

Оставленное и старое химическое оружие

По данным ОЗХО, к 2005 году три государства официально объявили о наличии у них оставленного оружия, и 10 — старого ХО. Оставленное оружие находилось на территории Китая, Италии и Панамы. Австралия, Бельгия, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Словения, Великобритания и США официально объявили в ОЗХО о том, что на их территориях находится старое ХО.

25 тысяч старых боеприпасов времен Первой мировой войны находится на территории Бельгии. Единственное предприятие в Пулькапелле производит разборку около 1500 проблемных боеприпасов в год. Рассматривается вопрос о строительстве нового завода по уничтожению, где утилизация ХО будет осуществляться, возможно, методом сжигания.

Япония выразила готовность оказать содействие в уничтожении старого химического оружия, оставленного в КНР со времен Второй мировой войны. В 2001 году японское правительство одобрило план утилизации запасов оставленного ХО, находящегося в провинции Гирин и о выделении на данные цели требуемых средств. Токио объявил о намерении уничтожить все оставшееся в Китае химоружие к 2007 году. В апреле 2004 года Токио и Пекин подписали соглашение о строительстве завода в КНР стоимостью в 2,8 млрд долларов. Однако этот завод открылся только 1 сентября 2010 года, и первое мероприятие по уничтожению химического оружия планируется провести в конце сентября 2010 года. [16]

США признали наличие оставленного ими ХО на о. Сан-Хосе в Панаме. Они предложили этой стране помощь в размере $1,5 млн на закупку оборудования для уничтожения этих запасов и на подготовку персонала. Однако Панама отклонила это предложение, и Вашингтон считает этот вопрос закрытым.

Сообщалось об обнаружении в провинции Тыграй, Эфиопия, более 1400 боеприпасов, включая химические боеприпасы времен Итало-эфиопской войны. В тот период Италия доставила в Эфиопию около 80 тыс. т ОВ. Рим выразил готовность оказать содействие Аддис-Абебе в уничтожении этих запасов, однако совместная работа на местах итальянских и эфиопских специалистов не обнаружила химического оружия на территории этой страны.

После распада СССР Россия осталась обладательницей крупнейших в мире запасов химического оружия — около 40 тыс. т (по весу). Арсеналы данного вида оружия массового поражения имелись только в РСФСР, в других республиках их не оказалось.

Россия объявила о наличии у себя химоружия Категории 1 на семи объектах — кожно-нарывного действия в Горном (Саратовская обл.) и Камбарке (Республика Удмуртия), а также нервно-паралитического действия в Щучьем (Курганская обл.), Почепе (Брянская обл.), Марадыковском (Кировская обл.), Леонидовке (Пензенская обл.) и Кизнере (Республика Удмуртия). Примерно 4/5 запасов составляют нервно-паралитические ОВ и 1/5 — кожно-нарывные. При этом наибольшую проблему с точки зрения безопасности представляли собой устаревшие запасы кожно-нарывных ОВ, находящиеся в Камбарке со времен второй мировой войны.

В 1992 году Мирзаянов, сотрудник ГНИИОХТ — головного института по разработке боевых ОВ, — выступил в печати с заявлением о нарушении Россией принципов КЗХО вследствие тайной разработки нового поколения ОВ, формально не подпадающего под утверждённые списки прекурсоров. Ему было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны, которое затем было снято, и Мирзаянов отпущен на свободу.

В связи с финансовыми трудностями Россия не уложилась в первые два этапа программы по уничтожению ХО. Вместо необходимых ежегодно $100 млн из федерального бюджета выделялись только несколько миллионов, а страны Европы и США не оказывали помощь в обещанных объёмах. Кроме того, ситуацию осложняли протесты местных властей и населения.

Положение стало меняться только в 2000-х годах, при передаче функций государственного заказчика Российскому агентству по боеприпасам, которое возглавлял доктор химических наук Зиновий Петрович Пак.

Под руководством Зиновия Пака была разработана новая программа химического разоружения РФ, создана государственная система управления химразоружением, построены первые полномасштабные заводы по уничтожению химического оружия. По предложению Зиновия Пака Президент РФ В.В. Путин передал в Росбоеприпасы все арсеналы с запасами химоружия из Министерства обороны РФ. Также в подчинение Зиновию Паку были переданы крупные воинские формирования для безопасного хранения и уничтожения химического оружия (порядка 10000 человек).

По инициативе Зиновия Пака была создана Государственная комиссия Российской Федерации по химическому разоружению и ее председателем назначен Полномочный представитель президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе С.В. Кириенко. Основной задачей комиссии было взаимодействие с регионами, в которых осуществлялось строительство заводов.

Особая заслуга Зиновия Пака заключается в том, что ему единственному из всех руководителей Государственной программы химического разоружения получилось убедить страны, являющиеся участниками Конвенции по запрещению химического оружия, в способности Российской Федерации выполнить свои обязательства по Конвенции, результатом чего было выделение донорской помощи России, которая составила сотни миллионов долларов США и позволила осуществить запуск химического разоружения в РФ.

По состоянию на 1 сентября 2010 в России уничтожено 19336 тонн или 48,4 % имеющихся запасов. Этот процесс будет завершен в ближайшие годы [27] .

По состоянию на 25 ноября 2012 года уничтожено 70 % объявленных Россией запасов химического оружия [28] .

По состоянию на середину апреля 2014 года уничтожено 78 % объявленных Россией запасов химического оружия [29] .

США отстают от графика уничтожения оружия более, чем на 6 лет. Взяв на себя обязательство уничтожить ХО в 2012 году, они вновь перенесли сроки. Согласно заявлению представителя пресс-службы оборонного ведомства Мишель Балданца новый предполагаемый срок уничтожения химоружия в США - 2023 год. Первые 25 % они ликвидировали уже к концу 2001 года. Однако в дальнейшем процесс уничтожения несколько замедлился и к 2005 году ими было уничтожено чуть более 1/3 (33,34 %) запасов химоружия. К 2005 году они ликвидировали 42 % боеприпасов. По состоянию на 6 октября 2010 года США уничтожили 80 % от общего количества запасов химического оружия. Согласно официальным источникам, речь идет об утилизации 22958 тонн отравляющих веществ и 2,1 млн боеприпасов. 70-процентный порог США перешагнули в феврале 2010 года [32] . Завершить уничтожение своего арсенала США планируют к 2023 году [33] .

Конвенция о запрещении химического оружия ( КХО ), официально Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении , является контроль над вооружениями договор в ведении Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), межправительственная организация, базирующаяся в Гааге , Нидерланды. Договор вступил в силу 29 апреля 1997 года и запрещает широкомасштабное использование, разработку, производство, накопление и передачу химического оружия и его прекурсоров , за исключением очень ограниченных целей (исследования, медицина, фармацевтика).или защитный). Основным обязательством государств-членов по конвенции является выполнение этого запрета, а также уничтожение всего существующего химического оружия. Вся деятельность по уничтожению должна осуществляться под контролем ОЗХО.

По состоянию на март 2021 года 193 государства стали участниками КХО и приняли на себя ее обязательства. Израиль подписал, но не ратифицировал соглашение, в то время как три других государства-члена ООН ( Египет , Северная Корея и Южный Судан ) не подписали и не присоединились к соглашению. [1] [5] Совсем недавно Государство Палестина сдало на хранение свой документ о присоединении к КХО 17 мая 2018 года. В сентябре 2013 года Сирия присоединилась к конвенции в рамках соглашения об уничтожении химического оружия Сирии . [6] [7]

По состоянию на февраль 2021 года было уничтожено 98,39% объявленных в мире запасов химического оружия. [8] Конвенция содержит положения о систематической оценке объектов химического производства, а также о расследовании утверждений о применении и производстве химического оружия на основе разведданных других государств-участников.

Некоторые химические вещества, которые широко использовались в военных действиях, но имеют многочисленные крупномасштабные промышленные применения (например, фосген ), строго регулируются; однако существуют некоторые заметные исключения. Газообразный хлор очень токсичен, но, будучи чистым элементом и чрезвычайно широко используемым в мирных целях, официально не включен в список химического оружия. Некоторые государственные державы (например, сирийский режим Асада ) продолжают регулярно производить и использовать такие химические вещества в боевых боеприпасах. [9] Хотя эти химические вещества конкретно не перечислены как контролируемые Конвенцией по химическому оружию, использование любого токсичного химического вещества в качестве оружия (когда оно используется для гибели людей исключительно или в основном из-за его токсического действия) само по себе запрещено договором. Другие химические вещества, такие как белый фосфор , очень токсичны, но являются законными в соответствии с Конвенцией о химическом оружии, когда они используются вооруженными силами по причинам, не связанным с их токсичностью.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 5.2.1 Иракские запасы
  • 5.2.2 Сирийское разрушение
  • 5.2.3 Финансовая поддержка уничтожения
  • 6.1 Соответствующее международное право
  • 6.2 Всемирные договоры по другим видам оружия массового уничтожения
  • 6.3 Химическое оружие
  • 6.4 Связанный день памяти

КХО дополняет Женевский протокол 1925 года, который запрещает использование, но не разработку или владение химическим и биологическим оружием. [10] КХО также включает обширные меры проверки, такие как инспекции на месте, в отличие от Конвенции о биологическом оружии 1975 года (КБО), в которой отсутствует режим проверки. [11]

После нескольких изменений названия и состава КР в 1984 г. превратилась в Конференцию по разоружению (КР). [12] 3 сентября 1992 г. КР представила Генеральной Ассамблее ООН свой годовой отчет, в котором содержался текст Конвенции о химическом оружии. . Генеральная Ассамблея утвердила конвенцию 30 ноября 1992 года, а затем Генеральный секретарь ООН открыл конвенцию для подписания в Париже 13 января 1993 года. Конвенция оставалась открытой для подписания до ее вступления в силу 29 апреля 1997 года, через 180 дней после подписания. сдача на хранение Венгрией в ООН 65-й ​​ратификационной грамоты.

  • Запрещение производства и применения химического оружия
  • Уничтожение (или контролируемое преобразование в другие функции) объектов по производству химического оружия
  • Уничтожение всего химического оружия (включая химическое оружие, оставленное за пределами территории государства-участника)
  • Содействие между государствами-участниками и ОЗХО в случае применения химического оружия
  • Режим инспекции ОЗХО для производства химикатов, которые могут быть преобразованы в химическое оружие
  • Международное сотрудничество в мирном использовании химии в соответствующих областях

Конвенция различает три класса контролируемых веществ [16] [17] химические вещества, которые могут быть использованы либо в качестве оружия, либо в производстве оружия. Классификация основана на количестве вещества, произведенного в коммерческих целях для законных целей. Каждый класс разделен на Часть A, которая представляет собой химические вещества, которые могут использоваться непосредственно в качестве оружия, и Часть B, которые представляют собой химические вещества, используемые при производстве химического оружия. Помимо прекурсоров, конвенция определяет токсичные химические вещества как «любое химическое вещество, которое своим химическим действием на жизненные процессы может вызвать смерть, временную утрату трудоспособности или необратимый вред людям или животным. Сюда входят все такие химические вещества, независимо от их происхождения или их метода производства, и независимо от того, производятся ли они на объектах, в боеприпасах или где-либо еще ". [18]

  • У химикатов Списка 1 мало или вообще нет применения за пределами химического оружия. Их можно производить или использовать для исследовательских, медицинских, фармацевтических или химических испытаний в целях защиты оружия, но производство на объектах, производящих более 100 граммов в год, должно быть заявлено в ОЗХО . Страна ограничена владением не более 1 тонной этих материалов. Примерами являются серный иприт и нервно-паралитические вещества , а также вещества, которые используются исключительно в качестве химических веществ-прекурсоров при их производстве. Некоторые из этих химикатов имеют очень мелкое невоенное применение, например, миллиграммы азотистого иприта используются для лечения некоторых видов рака.
  • Химикаты Списка 2 имеют законное маломасштабное применение. Производство должно быть заявлено, и существуют ограничения на экспорт в страны, не подписавшие КХО. Примером является тиодигликоль, который можно использовать в производстве ипритных добавок, но он также используется в качестве растворителя в чернилах .
  • Химические вещества Списка 3 широко используются не только в химическом оружии. Заводы, которые производят более 30 тонн в год, должны быть декларированы и могут быть проверены, и существуют ограничения на экспорт в страны, не подписавшие КХО. Примерами этих веществ являются фосген (наиболее смертоносное химическое оружие, использованное во время Первой мировой войны ) [19], который использовался в качестве химического оружия, но который также является прекурсором при производстве многих законных органических соединений (например, фармацевтических агентов и многих распространенных пестицидов). ) и триэтаноламин , используемый в производстве азотного иприта, но также широко используемый в туалетных и моющих средствах.

До вступления в силу Конвенции о химическом оружии в 1997 году ее подписали 165 государств, что позволило им ратифицировать соглашение после получения внутреннего одобрения. [1] После вступления договора в силу он был закрыт для подписания, и единственный способ для не подписавших его государств стать его участником - это присоединение. По состоянию на март 2021 года участниками КХО являются 193 государства, представляющие более 98 процентов населения мира. [1] Из четырех стран-членов Организации Объединенных Наций , которые не являются участниками договора, Израиль подписал, но не ратифицировал договор, а Египет , Северная Корея и Южный Суданне подписали и не присоединились к конвенции. Тайвань, хотя и не является государством-членом, подтвердил, что он соблюдает договор. [22]

Государства-члены представлены в ОЗХО своим постоянным представителем. Эта функция обычно совмещается с функцией посла. Для подготовки инспекций ОЗХО и подготовки деклараций государства-члены должны создать национальный орган.

В ОЗХО заявлено в общей сложности 72 304 метрические тонны химических агентов и 97 производственных объектов. [8]

Договор установил несколько этапов с указанием сроков полного уничтожения химического оружия с процедурой подачи запроса на продление сроков. Ни одна страна не достигла полного исключения к первоначальной дате договора, хотя некоторые из них завершили свою работу в рамках разрешенных продлений. [23]

Фазы сокращения
Фаза% СнижениеСрокПримечания
я1%Апрель 2000 г.
II20%Апрель 2002 г.Полное уничтожение пустых боеприпасов, химических веществ-прекурсоров,
снаряжения и систем вооружения
III45%Апрель 2004 г.
IV100%Апрель 2007 г.После апреля 2012 года продление не разрешено.

По состоянию на конец 2019 года было подтверждено уничтожение 70 545 из 72 304 (97,51%) метрических тонн химического агента. Уничтожено более 57% (4,97 миллиона) химических боеприпасов и контейнеров. [24]

Семь государств-участников, а именно Албания, неуказанное государство-участник (предположительно Южная Корея), Индия, Ирак, Ливия, Россия и Сирия завершили уничтожение своих заявленных запасов. Соединенные Штаты находятся в процессе уничтожения, завершение которого намечено на 2023 год. [25] Уничтожение ливийского химического оружия категории 1 было завершено в 2014 году; уничтожение его прекурсоров химического оружия было завершено в ноябре 2017 года. [26] [27]

Япония и Китай в октябре 2010 года начали уничтожение химического оружия времен Второй мировой войны, оставленного Японией в Китае, с помощью мобильных единиц уничтожения и сообщили об уничтожении 35 203 единиц химического оружия (75% запасов Нанкина). [25] [28]

СтранаДата присоединения /
вступления в силу
Заявленные запасы
(Список 1) (тонны)
% Подтверждено ОЗХО уничтожено
(дата полного уничтожения)
Разрушение
срок
Албания29 апреля 1997 г.17 [29] 100% (июль 2007 г.) [29]
Южная Корея29 апреля 1997 г.3 000–3 500 [30] 100% (июль 2008 г.) [30]
Индия29 апреля 1997 г.1044 [31] 100% (март 2009 г.) [32]
Ливия5 февраля 2004 г.25 [33] 100% (январь 2014 г.) [33]
Сирия (правительство удерживается)14 октября 2013 [34] 1,040 [35] 100% (август 2014 г.) [35]
Россия5 декабря 1997 г.40 000 [36] 100% (сентябрь 2017 г.) [37]
Соединенные Штаты29 апреля 1997 г.33 600 [38] 91% [38] 29 апреля 2012 г. (планируется к 2023 г.) [39]
Ирак12 февраля 2009 г.остаточные боеприпасы [40] 100% (март 2018 г.) [41]
Япония (в Китае)29 апреля 1997 г.-непрерывный2022 год (обязательство) [42]

Совет Безопасности ООН приказал ликвидировать запасы химического оружия Ирака в 1991 году. К 1998 году инспекторы ЮНСКОМ учли уничтожение 88 000 снаряженных и неснаряженных химических боеприпасов, более 690 метрических тонн боеприпасов и химических агентов в больших объемах, примерно 4000 тонн химических прекурсоров. , и 980 единиц ключевого производственного оборудования. [43] Инспекторы ЮНСКОМ уехали в 1998 году.

В 2009 году, до того, как Ирак присоединился к КХО, ОЗХО сообщила, что с 2004 года военные США уничтожили почти 5000 единиц старого химического оружия в результате взрывов на открытом воздухе. [44] Это оружие, произведенное до войны в Персидском заливе 1991 года , содержало зарин и иприт. но были настолько сильно корродированы, что их нельзя было использовать по назначению. [45]

13 марта 2018 года Генеральный директор Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) посол Ахмет Узюмджю поздравил правительство Ирака с завершением уничтожения остатков химического оружия в стране. [41]

После химической атаки в Гуте в августе 2013 года [48] Сирия, которая давно подозревалась в хранении химического оружия, признала их в сентябре 2013 года и согласилась поставить их под международный контроль. [49] 14 сентября Сирия сдала на хранение свой документ о присоединении к КХО в ООН в качестве депозитария и согласилась на его временное применение до вступления в силу с 14 октября. [50] [51] Ускоренный график уничтожения был разработан Россией и США 14 сентября [52] и одобрен Резолюцией 2118 Совета Безопасности ООН [53] и Решение Исполнительного совета ОЗХО EC-M-33 / DEC.1. [54] Их крайним сроком для уничтожения была первая половина 2014 года. [54] Сирия предоставила ОЗХО инвентарный перечень своего арсенала химического оружия [55] и начала его уничтожение в октябре 2013 года, за 2 недели до его официального вступления в силу, одновременно подав заявку. условно. [56] [57] Все заявленные материалы Категории 1 были уничтожены к августу 2014 года. [35] Однако химическая атака в Хан-Шейхуне в апреле 2017 года показала, что необъявленные запасы, вероятно, остались в стране. Химическая атака на Думупроизошел 7 апреля 2018 года, в результате которого погибли по меньшей мере 49 мирных жителей, многие получили ранения, и в этом возложили ответственность на правительство Асада. [58] [59] [60]

Финансовая поддержка программ уничтожения запасов в Албании и Ливии была предоставлена ​​Соединенными Штатами. Россия получила поддержку ряда стран, включая США, Великобританию, Германию, Нидерланды, Италию и Канаду; к 2004 году было выделено около 2 миллиардов долларов. Затраты на программу Албании составили около 48 миллионов долларов США. Соединенные Штаты потратили 20 миллиардов долларов и планируют потратить еще 40 миллиардов долларов. [63]

Четырнадцать государств-участников объявили объекты по производству химического оружия (ОПХО): [24] [64]

В настоящее время все 97 заявленных производственных объектов дезактивированы и сертифицированы как уничтоженные (74) или переоборудованные (23) для использования в гражданских целях. [24]

  • Австралийская группа стран и Европейская комиссия, которая помогает странам-членам определять экспорт, который необходимо контролировать, чтобы не способствовать распространению химического и биологического оружия.
  • Соглашение между СССР и США 1990 года о контроле над вооружениями
  • Критерий общего назначения , концепция международного права, которая широко регулирует международные соглашения в отношении химического оружия.
  • Женевский протокол , договор, запрещающий первое применение химического и биологического оружия

Основные статьи: Список договоров об оружии массового уничтожения и Список участников договоров об оружии массового уничтожения

То, что определенные вещества и предметы их горения могут представлять смертельную опасность, знали еще древние. Учеными выдвинуто предположение, что первыми применили химическое оружие против своих врагов древние персы. Саймон Джеймс, британский археолог из университета города Лестера, обнаружил, что персидские войска использовали ядовитые газы во время осады города Дура на востоке Сирии еще в III веке до нашей эры. Город занимали римские войска. Теория Саймона Джеймса была основана на изучении останков 20 римских воинов, которые были найдены у основания городской стены.

Согласно теории археолога, для захвата Дура персы использовали подкопы под стены. При этом римляне для нападения на осаждавших рыли собственные тоннели. В тот момент, когда римские солдаты заходили в тоннель, персы просто поджигали битум и кристаллы серы, результатом было образование густого ядовитого дыма. Уже через несколько секунд римские солдаты теряли сознание, а через несколько минут умирали. Результаты проведенных в Дуре археологических раскопок говорят нам о том, что персы были не менее искусны в осаде крепостей, чем римляне, и применяли даже самые жесткие приемы, отмечает доктор Джеймс.


В Российской империи постройка заводов, которые могли выпускать химическое оружие, началась только в августе 1915 года. Однако в Советском Союзе этому виду вооружений уделялось гораздо большее внимание. В результате к 1990 году наша страна обладала крупнейшими в мире запасами ОВ (более 39 тысяч тонн). Большая часть этих боевых отравляющих веществ была представлена ипритом, люизитом, смесью иприта и люизита, зоманом, зарином и VX. В 1993 году Российская Федерация подписала, а в 1997 году и ратифицировала КХО — Конвенцию о запрещении химического оружия. С тех пор в России идет процесс планомерного уничтожения накопленных за долгие годы ОВ. Сроки полного уничтожения запасов российского химического оружия неоднократно переносились. По оценкам экспертов, оно может быть полностью уничтожено не раньше 2017-2019 годов.

Запрет

Химическое оружие пытались запретить несколько раз. Первый раз это произошло еще в 1899 году. В статье 23 Гаагской конвенции 1899 года говорилось о запрете использования боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника. Однако наличие данного запрета никак не повлияло на использование химического оружия в годы Первой мировой войны. Второй раз химическое оружие было запрещено Женевским протоколом 1925 года. Но и Женевская конвенция от 1925 года не смогла приостановить использование химического оружия.


Так, в 1938 году Япония неоднократно использовала иприт и другие отравляющие вещества во время войны в Китае. В результате использования японскими войсками химического оружия погибло не менее 50 тысяч человек. В последующем химическое оружие неоднократно использовалось в 1980-е годы во время ирано-иракской войны, причем использовали его обе стороны конфликта.

Наконец третьим документом, запрещающим использование химического оружия, стала Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении от 1993 года. Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года. Именно она стала первой по-настоящему успешной. Уже к июлю 2010 года на планете было уничтожено 60% всех запасов имеющегося химического оружия. По состоянию на январь 2012 года данную конвенцию подписали 188 стран мира.

Впрочем, и наличие данной конвенции не положило конец использованию химического оружия. В 2013 году во время гражданской войны, которая развернулась в Сирии, было зафиксировано несколько случаев применения отравляющих веществ. Под давление ООН сирийское руководство вынуждено было принять конвенцию от 1997 года. Уничтожением имеющихся запасов сирийского химического оружия (примерно 1300 тонн) занялись Россия и США.

Химическое оружие

Стоит отметить, что различные отравляющие вещества долгое время не рассматривались военными всерьез в качестве одного из средств ведения боевых действий. Ситуация изменилась лишь после того, как их стало возможно изготавливать и хранить в достаточных для войны целях. Также можно отметить тот факт, что химическое оружие — это единственное оружие массового поражения, которое попытались запретить еще до начала его использования. Однако, как и в случае с другими видами ОМП, это мало кого остановило. Как результат — химическая атака, проведенная немцами 22 апреля 1915 года в районе города Ипр и бурное развитие разнообразных отравляющих веществ в XX веке. Именно атака под Ипром практически ознаменовала день рождения химического оружия.


Наиболее массово химическое оружие использовалось в годы Первой мировой войны. Всего до конца войны было выпущено около 180 тысяч тонн разнообразных ОВ. А общие потери от использования сторонами конфликта химического оружия оцениваются в 1,3 миллиона человек, из которых порядка 100 тысяч человек погибли. Использование разнообразных ОВ в годы Первой мировой войны стало первым зафиксированным нарушением гаагской декларации 1899 и 1907 годов. При этом США отказались поддержать гаагскую конференцию 1899 года. В то время как Германия, Франция, Россия, Италия, Япония согласились с декларацией 1899 года, а в 1907 году к ним присоединилась Великобритания.

Итогом этих деклараций стало то, что стороны договорились не использовать нервно-паралитических и удушающих газов в военных целях. При этом уже 27 октября 1914 года Германия применила боеприпасы, которые были снаряжены шрапнелью, смешанной с раздражающим порошком. Немцы при этом ссылались на точную формулировку декларации (запрещалось использование боеприпасов, единственным предназначением которых является отравление живой силы противника), мотивируя свои действия тем, что данное применение не было единственной целью данного обстрела. Это же относится и к случаям использования несмертельного слезоточивого газа, который использовался Францией и Германией во второй половине 1914 года.

Оружие под запретом. Часть 8. Химическое оружие

В период между двумя мировыми войнами все ведущие державы мира осуществляли активные разработки в области создания химического оружия. Так американцы получили собрата иприта по способу поражения, новое отравляющее вещество назвали люизит. В нацистской Германии во время поисков инсектицида было создано первое фосфорорганическое отравляющее вещество, получившее название табун. Не остановились работы в этом направлении и после Второй мировой войны, когда на свет появилось одно из самых смертоносных веществ на планете — VX (Ви-экс).

Как действую смертоносные отравляющие вещества

Нервно-паралитические (VX, зоман, зарин, табун).

Нервно-паралитические ОВ нарушают работу нервной системы человека. У отравившегося появляются судороги, которые переходят в паралич. Признаками отравления являются: миоз (сужение зрачков), ухудшение зрения, тяжесть в груди, затруднение дыхания, появление головной боли. При поражении через кожу признаки отравления могут появиться у человека лишь через 24 часа.

Кожно-нарывные (люизит, иприт).

Поражают кожу человека (приводят к образованию язв), дыхательные пути, легкие, глаза. Если ОВ попадают в человеческий организм с едой и водой, то страдают внутренние органы, главным образом пищеварительная система. Признаки отправления: покраснение кожи, появление мелких пузырей. Проявляются уже через несколько часов.


Удушающие (хлор, фосген и дифосген).

Данные ОВ поражают легочную ткань, вызывая у человека токсичный отек легких. Скрытый период может длиться до 12 часов. Признаками отравления являются: сладковатый привкус во рту, головокружение, слабость, кашель. В случае отравления хлором: покраснение, жжение и отек век, а также слизистой оболочки ротовой полости и верхних дыхательных путей.

Общеядовитые (синильная кислота, хлорциан).

Данные ОВ, попадая в организм человека, нарушают передачу кислорода из крови к тканям. Являются одними из самых быстродействующих отравляющих веществ. Признаки отравления: жжение и металлический привкус во рту, покалывание в области глаз, онемение кончика языка, царапанье в горле, слабость, головокружение.

Организационные выводы

Уже в годы Первой мировой войны были достаточно четко сформулированы основные минусы, которые были присущи химическому оружию. Во-первых, такое оружие являлось очень метозависимым. Для проведения атаки приходилось ждать наступления подходящих условий. Малейшее изменение направления ветра и вот уже отравляющие вещества летят в сторону или даже на самих атакующих (реальные прецеденты). В то же время синильная кислота очень быстро разлагается при повышенной влажности и под прямыми солнечными лучами. Во-вторых, химическое оружие оказалось неэффективным против рассредоточенных на местности войск. В-третьих, по итогам проведенного анализа понесенные от химического оружия потери не превышали аналогичных потерь от обыкновенного огня артиллерии.


Значительно снизило спрос на ХО и постоянное развитие средств коллективной и индивидуальной защиты. Современные противогазы, в отличие от своих далеких предшественников начала прошлого века, способны эффективно сдерживать большинство ОВ. Добавив сюда специализированную защитную одежду, современные средства дегазации и антидоты, становится понятной невысокая популярность химического оружия для ведения полномасштабных боевых действий.

Отдельной и очень серьезной проблемой стало само производство и длительное хранение разнообразных химических боеприпасов, а также процесс их последующей утилизации. Аварии, которые происходили на участках этой технологической цепочки, иногда приводили к значительным человеческим жертвам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1993 году в Женеве ведущие страны мира решились на подписание Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.

Конвенция о запрещении химического оружия ( КХО ), официально Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении , является контроль над вооружениями договор в ведении Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), межправительственная организация, базирующаяся в Гааге , Нидерланды. Договор вступил в силу 29 апреля 1997 года и запрещает крупномасштабное использование, разработку, производство, накопление и передачу химического оружия и его прекурсоров , за исключением очень ограниченных целей (исследовательских, медицинских, фармацевтических или защитных). Основным обязательством государств-членов по конвенции является выполнение этого запрета, а также уничтожение всего существующего химического оружия. Вся деятельность по уничтожению должна осуществляться под контролем ОЗХО.

По состоянию на март 2021 года 193 государства стали участниками КХО и приняли на себя ее обязательства. Израиль подписал, но не ратифицировал соглашение, в то время как три других государства-члена ООН ( Египет , Северная Корея и Южный Судан ) не подписали и не присоединились к соглашению. Совсем недавно Государство Палестина сдало на хранение свой документ о присоединении к КХО 17 мая 2018 года. В сентябре 2013 года Сирия присоединилась к конвенции в рамках соглашения об уничтожении химического оружия Сирии .

По состоянию на февраль 2021 года было уничтожено 98,39% объявленных в мире запасов химического оружия. Конвенция содержит положения о систематической оценке объектов химического производства, а также о расследовании утверждений о применении и производстве химического оружия на основе разведданных других государств-участников.

Некоторые химические вещества, которые широко использовались в военных действиях, но имеют множество крупномасштабных промышленных применений (например, фосген ), строго регулируются; однако существуют некоторые заметные исключения. Газообразный хлор очень токсичен, но, будучи чистым элементом и чрезвычайно широко используемым в мирных целях, официально не включен в список химического оружия. Некоторые государственные державы (например, сирийский режим Асада ) продолжают регулярно производить и использовать такие химические вещества в боевых боеприпасах. Хотя эти химические вещества конкретно не перечислены как контролируемые Конвенцией по химическому оружию, использование любого токсичного химического вещества в качестве оружия (когда оно используется для гибели людей исключительно или в основном из-за его токсического действия) само по себе запрещено договором. Другие химические вещества, такие как белый фосфор , очень токсичны, но являются законными в соответствии с Конвенцией о химическом оружии, когда они используются вооруженными силами по причинам, не связанным с их токсичностью.

СОДЕРЖАНИЕ

История

КХО дополняет Женевский протокол 1925 года, который запрещает использование, но не разработку или владение химическим и биологическим оружием. КХО также включает обширные меры проверки, такие как инспекции на месте, в отличие от Конвенции 1975 года о биологическом оружии (КБО), в которой отсутствует режим проверки.

После нескольких изменений названия и состава КРР в 1984 г. превратилась в Конференцию по разоружению (КР). 3 сентября 1992 г. КР представила Генеральной Ассамблее ООН свой годовой отчет, содержащий текст Конвенции по химическому оружию. Генеральная Ассамблея утвердила конвенцию 30 ноября 1992 года, а затем Генеральный секретарь ООН открыл конвенцию для подписания в Париже 13 января 1993 года. Конвенция оставалась открытой для подписания до ее вступления в силу 29 апреля 1997 года, через 180 дней после подписания. сдача на хранение Венгрией в ООН 65-й ​​ратификационной грамоты.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО)


Ключевые положения Конвенции

  • Запрещение производства и применения химического оружия
  • Уничтожение (или контролируемое преобразование в другие функции) объектов по производству химического оружия
  • Уничтожение всего химического оружия (включая химическое оружие, оставленное за пределами территории государства-участника)
  • Содействие между государствами-участниками и ОЗХО в случае применения химического оружия
  • Режим инспекции ОЗХО для производства химикатов, которые могут быть преобразованы в химическое оружие
  • Международное сотрудничество в мирном использовании химии в соответствующих областях

Контролируемые вещества

Конвенция различает три класса контролируемых веществ, химикатов, которые могут использоваться либо в качестве оружия, либо в производстве оружия. Классификация основана на количестве вещества, произведенного в коммерческих целях для законных целей. Каждый класс разделен на Часть A, которая представляет собой химические вещества, которые могут использоваться непосредственно в качестве оружия, и Часть B, которые представляют собой химические вещества, используемые при производстве химического оружия. Помимо прекурсоров, конвенция определяет токсичные химические вещества как «любое химическое вещество, которое своим химическим действием на жизненные процессы может вызвать смерть, временную утрату трудоспособности или необратимый вред людям или животным. Сюда входят все такие химические вещества, независимо от их происхождения или их метода производства, и независимо от того, производятся ли они на объектах, в боеприпасах или где-либо еще ".

  • У химикатов Списка 1 мало или вообще нет применения за пределами химического оружия. Они могут производиться или использоваться для исследовательских, медицинских, фармацевтических или химических испытаний в целях защиты оружия, но производство на объектах, производящих более 100 граммов в год, должно быть заявлено в ОЗХО . Страна ограничена владением не более 1 тонной этих материалов. Примерами являются серный иприт и нервно-паралитические агенты , а также вещества, которые используются исключительно в качестве химических веществ-прекурсоров при их производстве. Некоторые из этих химикатов имеют очень мелкое невоенное применение, например, миллиграммы азотистого иприта используются для лечения некоторых видов рака.
  • Химикаты Списка 2 имеют законное маломасштабное применение. Производство должно быть заявлено, и существуют ограничения на экспорт в страны, не подписавшие КХО. Примером является тиодигликоль, который можно использовать в производстве ипритных добавок, но он также используется в качестве растворителя в чернилах .
  • Химические вещества Списка 3 широко используются помимо химического оружия. Заводы, которые производят более 30 тонн в год, должны быть декларированы и могут быть проверены, и существуют ограничения на экспорт в страны, не подписавшие КХО. Примерами этих веществ являются фосген (самое смертоносное химическое оружие, использованное в Первой мировой войне ), который использовался в качестве химического оружия, но который также является прекурсором при производстве многих законных органических соединений (например, фармацевтических агентов и многих распространенных пестицидов ), и триэтаноламин , используемый в производстве азотного иприта, но также широко используемый в туалетных и моющих средствах.

Государства-члены

До вступления в силу Конвенции о химическом оружии в 1997 году ее подписали 165 государств, что позволило им ратифицировать соглашение после получения внутреннего одобрения. После вступления договора в силу он был закрыт для подписания, и для не подписавших его государств единственным способом стать его участником было присоединение. По состоянию на март 2021 года участниками КХО являются 193 государства, представляющие более 98 процентов населения мира. Из четырех стран-членов Организации Объединенных Наций , которые не являются участниками договора, Израиль подписал, но не ратифицировал договор, в то время как Египет , Северная Корея и Южный Судан не подписали и не присоединились к конвенции. Тайвань, хотя и не является государством-членом, подтвердил, что он соблюдает договор.

Ключевые организации стран-членов

Государства-члены представлены в ОЗХО своим постоянным представителем. Эта функция обычно совмещается с функцией посла. Для подготовки инспекций ОЗХО и подготовки деклараций государства-члены должны создать национальный орган.

Мировые запасы химического оружия

В ОЗХО заявлено в общей сложности 72 304 метрические тонны химических агентов и 97 производственных объектов.

Сроки договора

Договор установил несколько этапов с указанием сроков полного уничтожения химического оружия с процедурой подачи запроса на продление сроков. Ни одна страна не достигла полного исключения к первоначальной дате договора, хотя некоторые из них завершили свою работу в соответствии с разрешенными продлениями.

Фазы сокращения
Фаза % Снижение Крайний срок Примечания
я 1% Апрель 2000 г.
II 20% Апрель 2002 г. Полное уничтожение пустых боеприпасов, химических веществ-прекурсоров,
снаряжения и систем вооружения
III 45% Апрель 2004 г.
IV 100% Апрель 2007 г. После апреля 2012 года продление не разрешено.

Прогресс разрушения

По состоянию на конец 2019 года было подтверждено уничтожение 70 545 из 72 304 (97,51%) метрических тонн химического агента. Уничтожено более 57% (4,97 миллиона) химических боеприпасов и контейнеров.

Семь государств-участников, а именно Албания, неуказанное государство-участник (предположительно Южная Корея), Индия, Ирак, Ливия, Россия и Сирия завершили уничтожение своих заявленных запасов. Соединенные Штаты находятся в процессе уничтожения, завершение которого намечено на 2023 год. Уничтожение ливийского химического оружия категории 1 было завершено в 2014 году; уничтожение его прекурсоров химического оружия было завершено в ноябре 2017 года.

Япония и Китай в октябре 2010 года начали уничтожение химического оружия времен Второй мировой войны, оставленного Японией в Китае, с помощью мобильных единиц уничтожения и сообщили об уничтожении 35 203 единиц химического оружия (75% запасов Нанкина).

Страна Дата присоединения /
вступления в силу
Заявленные запасы
(Список 1) (тонны)
% Подтверждено ОЗХО уничтожено
(дата полного уничтожения)
Разрушение
срок
Албания 29 апреля 1997 г. 17 100% (июль 2007 г.)
Южная Корея 29 апреля 1997 г. 3 000–3 500 100% (июль 2008 г.)
Индия 29 апреля 1997 г. 1,044 100% (март 2009 г.)
Ливия 5 февраля 2004 г. 25 100% (январь 2014 г.)
Сирия (правительство удерживается) 14 октября 2013 г. 1,040 100% (август 2014 г.)
Россия 5 декабря 1997 г. 40 000 100% (сентябрь 2017 г.)
Соединенные Штаты 29 апреля 1997 г. 33 600 91% 29 апреля 2012 г. (до 2023 г.)
Ирак 12 февраля 2009 г. остаточные боеприпасы 100% (март 2018 г.)
Япония (в Китае) 29 апреля 1997 г. - непрерывный 2022 год (обязательство)

Иракские запасы

Совет Безопасности ООН приказал ликвидировать запасы химического оружия Ирака в 1991 году. К 1998 году инспекторы ЮНСКОМ учли уничтожение 88 000 снаряженных и неснаряженных химических боеприпасов, более 690 метрических тонн боеприпасов и химических агентов в больших объемах, примерно 4000 тонн химических прекурсоров. , и 980 единиц ключевого производственного оборудования. Инспекторы ЮНСКОМ уехали в 1998 году.

В 2009 году, до того, как Ирак присоединился к КХО, ОЗХО сообщила, что с 2004 года военные США уничтожили почти 5000 единиц старого химического оружия в результате взрывов на открытом воздухе. Это оружие, произведенное до войны в Персидском заливе 1991 года , содержало зарин и иприт, но были такими. сильно корродированы, поэтому их нельзя было использовать по назначению.

13 марта 2018 года Генеральный директор Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) посол Ахмет Узюмджю поздравил правительство Ирака с завершением уничтожения остатков химического оружия в стране.

Сирийское разрушение

После химической атаки в Гуте в августе 2013 года Сирия, которая давно подозревалась в хранении химического оружия, признала это в сентябре 2013 года и согласилась поставить его под международный контроль. 14 сентября Сирия сдала на хранение свой документ о присоединении к КХО в Организации Объединенных Наций в качестве депозитария и согласилась на его временное применение до вступления в силу с 14 октября. Ускоренный график уничтожения был разработан Россией и США 14 сентября и одобрен Резолюцией 2118 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и Решением Исполнительного совета ОЗХО EC-M-33 / DEC.1. Крайний срок их уничтожения - первая половина 2014 года. Сирия предоставила ОЗХО инвентарный перечень своего арсенала химического оружия и начала его уничтожение в октябре 2013 года, за 2 недели до официального вступления в силу, применяя конвенцию на временной основе. Все заявленные материалы Категории 1 были уничтожены к августу 2014 года. Однако химическая атака в Хан-Шейхуне в апреле 2017 года показала, что необъявленные запасы, вероятно, остались в стране. Химическое нападение на Думу произошло 7 апреля 2018 , что погибли по меньшей мере 49 гражданских лиц с десятки получили ранения, и который был обвинен в правительстве Асада.

Финансовая поддержка разрушения

Финансовая поддержка программ уничтожения запасов в Албании и Ливии была предоставлена ​​Соединенными Штатами. Россия получила поддержку ряда стран, включая США, Великобританию, Германию, Нидерланды, Италию и Канаду; к 2004 году было выделено около 2 миллиардов долларов. Затраты на программу Албании составили около 48 миллионов долларов США. Соединенные Штаты потратили 20 миллиардов долларов и планируют потратить еще 40 миллиардов долларов.

Известные объекты по производству химического оружия

Четырнадцать государств-участников объявили объекты по производству химического оружия (ОПХО):

В настоящее время все 97 заявленных производственных объектов дезактивированы и сертифицированы как уничтоженные (74) или переоборудованные (23) для использования в гражданских целях.

Читайте также: