Какие международные соглашения заключил ссср

Обновлено: 02.07.2024

Не редко приходится слышать о кровожадном Пакте Молотова-Риббентропа. Правда на поверку оказывается, что Пакт совсем не кровожадный, а логичный, выверенный и обоснованный.

В конце 1920-х годов международное положение СССР ухудшилось. Это было вызвано антисоветской направленностью внешнеполитической деятельности консервативного правительства Великобритании. В них гарантировалась неприкосновенность западных соседей Германии и ничего не говорилось о восточных. В международных договорах СССР практически игнорировалась. Москва расценила эти соглашения как направленные против СССР и настояла на подписании Германией в 1926 году договора о нейтралитете и ненападении.

В 1931 году был продлен договор о нейтралитете с Германией. Советский Союз подписал ряд двусторонних соглашений о ненападении и мирном урегулировании конфликтов с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией и Италией. В 1933 году были установлены дипломатические отношения с США.

Хронология внешнеполитических событий для Советского Союза 30-х годов

В декабре 1933 года советское правительство предложило создать систему коллективной безопасности, при которой государство – агрессор должно было встретить сопротивление всех европейских стран. СССР предложил подписать конвенцию об определении агрессора. Ведущие капиталистические страны отказались подписать такую конвенцию.

1934 год. Пакт Пилсудского-Гитлера (Германия, Польша). Договор о ненападении между Германией и Польшей. Он был дополнен договором о торговле и мореплавании, отдельными соглашениями по вопросам печати, кино, радиовещания, театра и др. Предусматривалось сохранение пакта в силе и в случае вступления в войну с третьими государствами одной из договаривающихся сторон.

1 марта 1935 г. — к Германии перешёл (на основании результатов плебисцита) Саарский промышленный район.

3 октября 1935 г . — Италия без объявления войны напала на Эфиопию; санкции Лиги Наций против агрессора оказались безрезультатными.

7 марта 1936 г. — немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую зону.

25 октября 1936 г. — подписано соглашение между Германией и Италией (создана так называемая ось Берлин — Рим).

1936 год. Антикомиртерновский Пакт (Германия, Япония). Договор Германией и Японией, оформивший (под флагом борьбы против Коминтерна) блок этих государств в целях завоевания мирового господства.

В 1937 голу Япония захватила часть Китая.

1938 год Германия присоединяет Австрию; требует Судеты и получает их по Мюнхенскому соглашению; признает границы с Францией.

12—13 марта 1938 г. — аншлюс (присоединение) Австрии Германией.

После ряда провокаций 29 июля 1938 года японские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан не далеко от Владивостока, но получив отпор, японская группировка отступила на свою территорию.

1939г., июль – включение Бессарабии и Северной Буковины в состав СССР.

22 сентября 1938 г. — Гитлер потребовал, чтобы Германии были переданы Судеты — пограничная область Чехословакии, где часть населения составляли немцы.

29—30 сентября 1938 г. Мюнхенский сговор (Англия, Франция, Германия, Италия). — Мюнхенское соглашение руководителей Германии, Италии, Великобритании и Франции о передаче Германии части чехословацкой территории.

Соглашение касалось передачи Чехословакией Германии Судетской области. Встреча в Мюнхене в Фюрербау состоялась 29—30 сентября. Основой соглашения являлись предложения Италии, практически ничем не отличавшиеся от требований, выдвинутых ранее Гитлером при встрече с Чемберленом. Чемберлен и Даладье приняли эти предложения.
В час ночи 30 сентября 1938 г. Чемберлен, Даладье, Муссолини и Гитлер подписали Мюнхенское соглашение. После этого в зал, где было подписано это соглашение, была допущена чехословацкая делегация.

Руководства Великобритании и Франции оказали давление на правительство Чехословакии, и президент Бенеш без согласия Национального собрания принял к исполнению данное соглашение.

1938, 30 сентября между Великобританией и Германией была подписана декларация о взаимном ненападении.

Аналогичная декларация Германии и Франции была подписана чуть позже.

1939 год. Германо-Румынские экономические договоры и соглашения.

Кабальные договоры, навязанные монархо-фашистской Румынии, поставившие румынскую экономику в зависимость от военных нужд фашистской Германии.

1939 год. Договор о ненападении Германии на страны Прибалтики. Для Германии цель договора состояла в предотвращении западного и советского влияния в балтийских государствах и окружения Германии (договор о ненападении с Литвой был уже заключён в марте 1939 года после немецкого ультиматума по поводу Клайпеды). Балтийские государства должны были служить препятствием против вмешательства СССР в планировавшееся вторжение в Польшу.

Германия предложила заключить договоры о ненападении с Эстонией, Латвией, Финляндией, Данией, Норвегией и Швецией 28 апреля 1939 года. Швеция, Норвегия и Финляндия отказались. Черновики договоров были готовы в начале мая, но подписание было отложено дважды, так как Латвия запрашивала уточнения.

19 августа 1939 года были подписаны советско-германское экономическое соглашение, а 23 августа Пакт Молотова-Риббентропа.

23 августа 1939г. – пакт Молотова – Риббентропа о ненападении сроком на 10 лет и секретные протоколы к нему о разделе сферы влияния в Восточной Европе. В сферу влияния СССР вошли Восточная Польша (Зап. Украина, Зап. Белоруссия), румынская часть Молдавии, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия.

Пакт предусматривал договор о ненападении и обязательства соблюдать нейтралитет, если одна из сторон станет объектом военных действия третьей стороны.

Ноябрь 1939г. – присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии.

1939 г. конфликт с Японией в Монголии. Сражение в районе реки Халхин-Гол. Итоги: ликвидирован очаг войны на Дальнем Востоке.

Сентябрь – октябрь 1940г. – были присоединены к СССР Прибалтийские республики.

Если хотите узнать, что обозначает слово или словосочетание, в ОПЕРЕ выделите это слово(сочетание), нажмите правую клавишу мыши и выберите "Искать в . ", далее - "Yandex". Если это текстовая ссылка – выделите ее, нажмите правую клавишу мыши, выберите "перейти …". Все! О-ля-ля!

Если вам понравилась статья, то поставьте "лайк" и подпишитесь на канал! Не забудьте поделиться в соцсетях! Если не понравилась – все равно комментируйте, подписывайтесь и делитесь. Этим вы поможете каналу.

Международные договоры Союза Советских Социалистических Республик являются важным средством проведения ленинской политики мира, упрочения безопасности народов и широкого международного сотрудничества. Союз Советских Социалистических Республик заключает и исполняет международные договоры, исходя из конституционных основ внешней политики, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Верный принципу соблюдения международных договоров их участниками СССР неукоснительно и добросовестно выполняет свои международные обязательства.

Содержание

Настоящий Закон устанавливает порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР, призванный содействовать осуществлению целей и принципов внешней политики СССР, провозглашенных и закрепленных Конституцией СССР.

Порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР — межгосударственных, межправительственных и межведомственных, установленный настоящим Законом, применяется в отношении всех международных договоров СССР независимо от их формы и наименования (договор, соглашение, конвенция, пакт, протокол, обмен письмами или нотами, иные формы и наименования международных договоров).

Заключение, а также денонсация международных договоров СССР подлежат ведению Союза Советских Социалистических Республик.

Международные договоры СССР заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени:

Союза Советских Социалистических Республик; Президиума Верховного Совета СССР; Правительства СССР; министерств, государственных комитетов и ведомств СССР.

Предложения о заключении международных договоров СССР представляются в установленном порядке в Совет Министров СССР Министерством иностранных дел СССР. Другие министерства, а также государственные комитеты и ведомства СССР представляют в Совет Министров СССР предложения о заключении международных договоров СССР совместно с Министерством иностранных дел СССР или по согласованию с ним, а самостоятельно — лишь в случаях, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

Предложения о заключении международных договоров СССР по вопросам внешней торговли, включая вопросы торгово — экономического и промышленного сотрудничества, по вопросам экономического сотрудничества и оказания технического содействия, по вопросам научно — технического сотрудничества представляются в Совет Министров СССР соответственно Министерством внешней торговли СССР, Государственным комитетом СССР по внешним экономическим связям, Государственным комитетом СССР по науке и технике самостоятельно либо совместно с Министерством иностранных дел СССР или по согласованию с ним. Предложения о заключении международных договоров СССР по вопросам, связанным с осуществлением социалистической экономической интеграции, представляются в Совет Министров СССР министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договорами, по согласованию с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР.

Порядок представления предложений о заключении министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР международных договоров СССР межведомственного характера определяется Советом Министров СССР.

Предложения о заключении международных договоров СССР, устанавливающих иные правила, чем те, которые содержатся в советском законодательстве, представляются в Совет Министров СССР по согласованию с Министерством юстиции СССР.

Предложения о заключении международных договоров СССР могут представляться союзными республиками в лице их высших органов государственной власти и управления.

Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров СССР принимаются:

1) в отношении договоров, заключаемых от имени Союза Советских Социалистических Республик, — Президиумом Верховного Совета СССР, а в отношении договоров, заключаемых от имени Союза Советских Социалистических Республик по вопросам, относящимся к ведению Правительства СССР, — Советом Министров СССР; 2) в отношении договоров, заключаемых от имени Президиума Верховного Совета СССР, — Президиумом Верховного Совета СССР; 3) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства СССР, — Советом Министров СССР.

Решения о проведении переговоров и о подписании международных договоров СССР межведомственного характера принимаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров СССР выдаются:

1) в отношении договоров, заключаемых от имени Союза Советских Социалистических Республик, — Президиумом Верховного Совета СССР, а в отношении договоров, заключаемых от имени Союза Советских Социалистических Республик по вопросам, относящимся к ведению Правительства СССР, — Советом Министров СССР. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров могут быть также выданы от имени Президиума Верховного Совета СССР либо Правительства СССР Министерством иностранных дел СССР; 2) в отношении договоров, заключаемых от имени Президиума Верховного Совета СССР, — Президиумом Верховного Совета СССР или Министерством иностранных дел СССР от имени Президиума Верховного Совета СССР; 3) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства СССР, — Советом Министров СССР или Министерством иностранных дел СССР от имени Правительства СССР; 4) в отношении договоров межведомственного характера — соответствующим министерством, государственным комитетом или ведомством СССР.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР, Председатель Совета Министров СССР и Министр иностранных дел СССР вправе вести переговоры и подписывать международные договоры СССР без специальных полномочий. Глава дипломатического представительства СССР в иностранном государстве или глава представительства СССР при международной организации вправе вести без специальных полномочий переговоры о заключении международного договора СССР соответственно с государством пребывания или в рамках данной международной организации.

Министр СССР, председатель государственного комитета СССР, руководитель ведомства СССР в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры СССР межведомственного характера без специальных полномочий.

В соответствии с Конституцией СССР ратификация международных договоров СССР производится Президиумом Верховного Совета СССР.

Ратификации подлежат международные договоры СССР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, договоры о взаимном отказе от применения силы или угрозы силой, мирные договоры, договоры о территориальном разграничении СССР с другими государствами, договоры, устанавливающие иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах СССР.

Равным образом ратификации подлежат международные договоры СССР, при заключении которых Стороны условились о последующей ратификации.

Президиум Верховного Совета СССР может ратифицировать также иные международные договоры СССР.

Предложения об одобрении Советом Министров СССР международных договоров СССР и об их ратификации представляются в Совет Министров СССР Министерством иностранных дел СССР самостоятельно либо совместно или по согласованию с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР. Совет Министров СССР рассматривает предложения об одобрении договоров и о представлении их в Президиум Верховного Совета СССР на ратификацию и принимает соответствующие постановления.

По поручению Президиума Верховного Совета СССР Комиссии по иностранным делам Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР предварительно рассматривают представленные на ратификацию международные договоры СССР и дают соответствующие заключения.

Президиум Верховного Совета СССР рассматривает представленные Советом Министров СССР на ратификацию международные договоры СССР и выносит соответствующие решения. Решение Президиума Верховного Совета СССР о ратификации международного договора СССР принимается в форме указа. На основании указа о ратификации подписывается ратификационная грамота.

Обмен ратификационными грамотами и сдача грамот о ратификации международных договоров СССР на хранение депозитариям производятся Министерством иностранных дел СССР либо по его поручению дипломатическим представительством СССР или представительством СССР при международной организации.

Утверждение (принятие) международных договоров СССР, которые не подлежат ратификации, но предусматривают их утверждение (принятие), производится:

1) в отношении договоров, заключаемых от имени Союза Советских Социалистических Республик, — Президиумом Верховного Совета СССР, а в отношении договоров, заключаемых от имени Союза Советских Социалистических Республик по вопросам, относящимся к ведению Правительства СССР, — Советом Министров СССР; 2) в отношении договоров, заключаемых от имени Президиума Верховного Совета СССР, — Президиумом Верховного Совета СССР; 3) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства СССР, — Советом Министров СССР.

Утверждение (принятие) международных договоров СССР межведомственного характера производится в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Решения о присоединении Союза Советских Социалистических Республик к международным договорам принимаются:

1) в отношении подлежащих ратификации договоров — Президиумом Верховного Совета СССР; 2) в отношении не подлежащих ратификации договоров, присоединение к которым производится от имени Союза Советских Социалистических Республик, — Президиумом Верховного Совета СССР, а в отношении не подлежащих ратификации договоров, присоединение к которым производится от имени Союза Советских Социалистических Республик, по вопросам, относящимся к ведению Правительства СССР, — Советом Министров СССР; 3) в отношении не подлежащих ратификации договоров, присоединение к которым производится от имени Президиума Верховного Совета СССР, — Президиумом Верховного Совета СССР; 4) в отношении не подлежащих ратификации договоров, присоединение к которым производится от имени Правительства СССР, — Советом Министров СССР.

Решения о присоединении к международным договорам межведомственного характера принимаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Международные договоры СССР подлежат неукоснительному соблюдению Союзом Советских Социалистических Республик в соответствии с нормами международного права.

В соответствии с принципом добросовестного соблюдения международных договоров Союз Советских Социалистических Республик выступает за то, чтобы и другие участники двусторонних и многосторонних международных договоров, в которых участвует СССР, неукоснительно выполняли свои обязательства, вытекающие из этих договоров.

В соответствии с Конституцией СССР Совет Министров СССР принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР.

Министерства, государственные комитеты, ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и другие государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами СССР, обеспечивают выполнение обязательств, принятых по договорам Советской Стороной, наблюдают за осуществлением принадлежащих Советской Стороне прав, вытекающих из таких договоров, и за выполнением другими участниками договоров их обязательств.

Общее наблюдение за исполнением международных договоров СССР осуществляет Министерство иностранных дел СССР.

В случаях, когда в целях выполнения международного договора СССР необходимо издание закона СССР, указа или постановления Президиума Верховного Совета СССР либо принятие постановления или распоряжения Совета Министров СССР, заинтересованные министерства, государственные комитеты и ведомства СССР по согласованию с Министерством юстиции СССР в установленном порядке представляют предложения о принятии надлежащего акта.

Вступившие в силу для СССР международные договоры, заключенные от имени Союза ССР, решения о подписании которых приняты Советом Министров СССР, договоры, заключенные от имени Правительства СССР и не подлежащие ратификации, договоры, присоединение к которым было осуществлено на основании решений Совета Министров СССР, публикуются по представлению Министерства иностранных дел СССР в Собрании постановлений Правительства СССР.

Международные договоры СССР, аутентичные тексты которых составлены на иностранных языках, публикуются на одном из этих языков с официальным переводом на русский язык. Порядок опубликования международных договоров СССР межведомственного характера определяется Советом Министров СССР.

Предложения о денонсации международных договоров СССР представляются в установленном порядке Министерством иностранных дел СССР в Совет Министров СССР самостоятельно либо совместно или по согласованию с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами СССР.

Денонсация международных договоров СССР, заключенных от имени Союза Советских Социалистических Республик, решения о подписании которых были приняты Президиумом Верховного Совета СССР, международных договоров СССР, заключенных от имени Президиума Верховного Совета СССР, ратифицированных договоров, договоров, присоединение к которым было осуществлено на основании решений Президиума Верховного Совета СССР, производится Президиумом Верховного Совета СССР.

По поручению Президиума Верховного Совета СССР Комиссии по иностранным делам Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР предварительно рассматривают представленные для денонсации международные договоры СССР и дают соответствующие заключения.

Денонсация международных договоров СССР, заключенных от имени Союза Советских Социалистических Республик, решения о подписании которых приняты Советом Министров СССР, договоров, заключенных от имени Правительства СССР и не подлежавших ратификации, договоров, присоединение к которым было осуществлено на основании решений Совета Министров СССР, производится Советом Министров СССР.

Денонсация международных договоров СССР межведомственного характера производится в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик и Президиум Венгерской Народной Республики, воодушевленные желанием укреплять тесную и прочную дружбу между обеими странами и в области правовых отношений, решили заключить Договор об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

С этой целью они назначили своими уполномоченными:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик - Патоличева Николая Семеновича, первого заместителя министра иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик,

Президиум Венгерской Народной Республики - д-ра Ференца Незвала, министра юстиции Венгерской Народной Республики,

которые после обмена своими полномочиями, найденными в полном порядке и должной форме, согласились о нижеследующем:

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

1. Граждане (физические и юридические лица) одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны такой же правовой защитой личности и имущества, как и собственные граждане этой Договаривающейся Стороны.

2. Граждане одной Договаривающейся Стороны могут выступать в органах другой Договаривающейся Стороны, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, предъявлять иски, подавать заявления и жалобы на тех же условиях, как и граждане другой Договаривающейся Стороны.

Оказание правовой помощи

1. Суды, органы прокуратуры и государственного нотариата Договаривающихся Сторон оказывают друг другу правовую помощь по гражданским, семейным и уголовным делам.

2. Органы, упомянутые в пункте 1, оказывают правовую помощь также другим органам, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела.

1. При оказании правовой помощи органы, упомянутые в пункте 1 статьи 2, сносятся друг с другом через свои центральные органы, поскольку настоящим Договором не установлен иной порядок.

2. Другие органы, действующие в области гражданских, семейных и уголовных дел, направляют свои поручения об оказании правовой помощи в органы, упомянутые в пункте 1 статьи 2, если в отдельных случаях настоящий Договор не предусматривает иного.

Объем правовой помощи

Правовая помощь оказывается путем исполнения отдельных процессуальных действий, в частности, путем проведения обысков, выемок и наложения ареста на имущество, пересылки и выдачи вещественных доказательств, допроса обвиняемых, свидетелей и экспертов, опроса сторон и других лиц, судебного осмотра, исполнения поручений о вручении документов, направления материалов дел, составления и направления документов.

Форма поручения об оказании правовой помощи

1. Поручение об оказании правовой помощи должно содержать следующие данные:

a) наименование органа, от которого исходит поручение;

b) наименование органа, к которому обращено поручение;

c) наименование дела, по которому ходатайствуется об оказании правовой помощи;

d) имена и фамилии сторон, обвиняемых, подсудимых или осужденных, их постоянное местожительство или местопребывание, гражданство, занятие, а по уголовным делам, по возможности, также место и дату рождения обвиняемых и имена родителей;

e) фамилии и адреса уполномоченных;

f) содержание поручения и необходимые сведения по существу поручения, а по уголовным делам и описание состава преступления.

2. Материалы, пересылаемые на основании настоящего Договора, должны быть снабжены подписью и печатью.

3. При обращении об оказании правовой помощи Договаривающиеся Стороны пользуются формулярами на двух языках, текст которых они сообщают друг другу.

1. При исполнении поручения об оказании правовой помощи орган, к которому обращено поручение, применяет законодательство своего государства. Этот орган, однако, может применять по просьбе запрашивающего органа процессуальные нормы Договаривающейся Стороны, от которой исходит поручение, поскольку они не противоречат законодательству его государства.

2. Если орган, к которому обращено поручение, не компетентен его исполнить, он пересылает поручение компетентному органу и уведомляет об этом орган, от которого исходит поручение.

3. По просьбе органа, от которого исходит поручение, орган, к которому обращено поручение, уведомляет его своевременно о времени и месте исполнения поручения.

4. После выполнения поручения орган, к которому обращено поручение, возвращает документы органу, от которого исходит поручение, или уведомляет его о препятствиях исполнения.

Неприкосновенность свидетелей и экспертов

1. Свидетель или эксперт, который по вызову, врученному ему органом Договаривающейся Стороны, к которой обращено поручение, явится в орган Договаривающейся Стороны, от которой исходит поручение, не может быть привлечен к уголовной ответственности или взят под стражу ни за преступление, составляющее предмет разбирательства, ни за иное преступление, совершенное до перехода границы государства, от которого исходит поручение, а также не может быть подвергнут наказанию за подобные преступления на территории запрашивающей Договаривающейся Стороны.

2. Свидетель или эксперт утрачивает эту привилегию, если он не оставит территорию Договаривающейся Стороны, от которой исходит поручение, до истечения одного месяца с того дня, когда допрашивающий его орган сообщит ему, что в его дальнейшем присутствии нет необходимости. В этот срок не засчитывается время, в течение которого свидетель или эксперт не по своей вине не мог покинуть территорию Договаривающейся Стороны, от которой исходит поручение.

Поручение о вручении документов

1. Орган, к которому обращено поручение, осуществляет вручение в соответствии с законодательством, действующим в отношении вручения документов в его государстве, если вручаемые документы написаны на языке Договаривающейся Стороны, к которой поступило поручение, или же снабжены заверенным переводом. В противном случае запрашиваемый орган передает документы адресату, если он согласен добровольно их принять.

2. В поручении о вручении документа должны быть указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.

3. Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, то орган, к которому обращено поручение, по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. Если установление адреса органом, к которому обращено поручение, окажется невозможным, он уведомляет об этом орган, от которого исходит поручение, и возвращает ему документы, подлежащие вручению.

Подтверждение вручения документов

Подтверждение о вручении документов оформляется в соответствии с правилами о вручении документов, действующими в государстве, к которому обращено поручение. В подтверждении о вручении должны быть указаны дата и место вручения.

Вручение документов собственным гражданам

1. Договаривающиеся Стороны имеют право вручать документы собственным гражданам через свои дипломатические или консульские представительства.

2. При таком вручении не могут быть применены меры принуждения.

Расходы, связанные с оказанием правовой помощи

1. Договаривающаяся Сторона, к которой обращено поручение, не может требовать возмещения расходов по оказанию правовой помощи. Договаривающиеся Стороны сами несут все расходы, возникшие при оказании правовой помощи на их территории.

2. Орган, к которому обращено поручение, уведомит орган, от которого исходит поручение, о сумме понесенных расходов. Если орган, от которого исходит поручение, взыщет эти расходы с лица, обязанного их возместить, то взысканные суммы поступают в пользу взыскавшей Договаривающейся Стороны.

(в ред. Протокола от 19.10.1971)

Министерство юстиции Союза Советских Социалистических Республик и Министерство юстиции Венгерской Народной Республики по просьбе предоставляют друг другу информацию о действующих или действовавших законодательных актах в их государствах, а также информацию о разъяснениях соответствующих судебных органов Договаривающихся Сторон по законодательным актам.

Пользование языками при оказании правовой помощи

При взаимных сношениях по вопросам оказания правовой помощи органы Союза Советских Социалистических Республик пользуются русским языком, а органы Венгерской Народной Республики - венгерским языком.

Засвидетельствование и признание документов

1. Документы, которые были на территории одной Договаривающейся Стороны изготовлены, составлены или засвидетельствованы ее органом или официальным лицом в пределах их компетенции и к которым приложена гербовая печать, принимаются на территории другой Договаривающейся Стороны без легализации.

2. Официальные документы, изготовленные на территории одной Договаривающейся Стороны, пользуются и на территории другой Договаривающейся Стороны доказательной силой официальных документов.

В очередной раз один мой знакомый затронул тему ответственности СССР за развязывание Второй Мировой Войны, и в очередной раз мне пришлось выслушивать мантры про пакт Молотова — Риббентропа. То ли Украина по каким-то каналам пиарила принятие "декларации об ответственности СССР за начало Второй мировой войны", то ли просто звезды, иногда, выстраиваются определенным образом, но у людей регулярно случаются обострения на эту тему. И вот, в результате, я решил как-то зафиксировать информацию по этому поводу тут. Далее будет коротко приведен весь букет ярких и пахнущих пактов, договоров и прочих соглашений, которые принимались странами Европы в отношении Германии, которая, особо не скрывая своих намерений, закладывала плацдарм для дальнейших событий.

15 июля 1933 года. Пакт четырех (Италия, Германия, Англия, Франция).

26 января 1934 года. Пакт Пилсудского-Гитлера (Германия, Польша).


Декларация о неприменении силы между Германией и Польшей. Польша, видя ремилитаризацию Германии, попустительство со стороны Англии и Франции, а также испугавшись подписанного летом 1933 года Пакта четырёх, попыталась "обезопасить себя от возможной агрессии двусторонним договором с Германией". При этом Польша сама была не против передела версальских границ и после Мюнхенского соглашения 1938 года, вместе с Германией и Венгрией приступила к разделу чехословацкой территории.

Германский посол Ганс-Адольф фон Мольтке, лидер Польши Юзеф Пилсудский, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс и министр иностранных дел Польши Юзеф Бек на встрече в Варшаве 15 июня 1934 г., через 5 месяцев после подписания Договора о ненападении между Германией и Польшей.

18 июня 1935 года. Морское Англо-Германское соглашение.

В результате соглашения Германия получила возможность построить 5 линкоров, 2 авианосца, 21 крейсер и 64 эсминца, окончательны были сняты ограничения Версальского договора. В документах подчеркивалось, что это позволит Германии установить морское господство на Балтийском море, таким образом договор получал выраженную антисоветскую направленность.

25 ноября 1936 года. Антикомиртерновский Пакт (Германия, Япония).


Японо-германское соглашение по обороне от коммунизма, целью которого было не допустить распространения советского влияния в мире, никак не скрывалась. В дальнейшем к пакту присоединился ряд стран с ультраправой идеологией и их марионеточные правительства: Италия, Венгрия, Маньчжоу-го(Японская марионетка), Китайская республика(Японская марионетка), Испания, Финляндия, Румыния, Болгария, Хорватия(Германская марионетка), Дания(Германская марионетка), Словакия(Германская марионетка). Как можно легко увидеть, против Советского Союза последовательно, год за годом формируются блоки и занимаются стратегические позиции.

29 сентября 1938 года. Мюнхенский сговор (Англия, Франция, Германия, Италия).


Самый горячий из всех пактов, только такие упоротые ура-украинцы как Владимир Карасев или Вячеслав Ковтун, могут не замечать этого соглашения. Суть его в том, чтобы сдать часть Чехословакии Гитлеру. Таким образом Англия и Франция открывает путь на восток для нацистской Германии, отводя угрозу от себя и направляя её на СССР.

Во время подписания Мюнхенского соглашения. Слева направо: Чемберлен, Даладье, Гитлер, Муссолини и Чиано


Чрезвычайный и полномочный посол Французской Республики в Российской Федерации Робер Кулондр отмечал следующее:

. это особенно сильно угрожает Советскому Союзу. После нейтрализации Чехословакии Германии открыт путь на юго-восток.


Об этом же открыто говорится и в дипломатических документах США, Франции, Германии, Италии, Польши и других стран.
После этого события закружились гораздо быстрее. В тот же день, 30 сентября, Польша, одновременно с немецкими войсками, ввела свою армию в Тешинскую область, по поводу которой имела территориальные споры с Чехословакией.

30 сентября 1938 года. Англо-германская декларация о дружбе и ненападении (Англия, Германия).

На следующий день после Мюнхенского сговора, Чемберлен посещает Гитлера и подписывает декларацию о дружбе и ненападении.

6 декабря 1938 года. Франко-германская декларация (Франция, Германия).

сложилось впечатление, что отныне германская политика будет направлена на борьбу с большевизмом. Рейх дал понять о наличии у него стремления к экспансии в восточном направлении.


Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, министр иностранных дел Франции Ж. Бонне и другие

1939 год. Договор о ненападении Германии на страны Прибалтики.

В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий, с тем чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских калёным железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году.

Возможно я что-то упустил, но в целом международная ситуация того времени однозначна была направлена на развязывание войны Германии против Советского Союза. Если есть что добавить - я с удовольствием прочитаю и дополню свою "шпаргалку".

Читайте также: