Какие меры по вашему мнению могут эффективно обеспечить баланс выбытия и восстановления лесов

Обновлено: 02.07.2024

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Абрамченко о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Россия - одна из крупнейших лесных держав, на территории которой расположена пятая часть всех лесов планеты. По запасам лесных ресурсов Российская Федерация в 2 раза превосходит США и занимает второе место после Бразилии. При этом доля продукции лесного комплекса в валовом внутреннем продукте по итогам 2019 года составила 0,74 процента, что в 10 раз ниже, чем в США, и в 1,5 раза ниже, чем в Бразилии.

Между тем лесное хозяйство - одна из важных, традиционных для нашей страны отраслей экономики.

В целях регулирования лесных отношений в 2007 году введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым полномочия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, контролю и надзору за их использованием были переданы субъектам Российской Федерации, получила развитие система арендных отношений.

Так, площадь участков, переданных в аренду в целях заготовки древесины, по сравнению с 2006 годом увеличилась более чем в 1,5 раза и в 2019 году составила 173 млн гектаров, объемы заготовки древесины выросли более чем в 1,3 раза и по итогам 2019 года составили 219 млн куб. метров.

С 2019 года реализуется федеральный проект "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", финансирование которого на весь период реализации составляет 151 009,8 млн рублей. В рамках указанного проекта субъектами Российской Федерации закуплено более 5 тыс. единиц лесохозяйственной техники и оборудования, более 17 тыс. единиц лесопожарной техники и оборудования.

Вместе с тем основными причинами выбытия лесов по-прежнему остаются лесные пожары и незаконные рубки. Так, в 2019 году площадь, пройденная лесными пожарами, превысила 10 млн гектаров, а ущерб от них превысил 13,5 млрд рублей. Ущерб от незаконных рубок - более 12,5 млрд рублей. Фонд лесовосстановления в настоящее время составляет 35 млн гектаров.

В целом развитию лесной отрасли препятствует ряд системных проблем, в том числе отсутствие достоверной информации о состоянии лесных ресурсов, должного контроля за использованием лесов, их охраной, защитой и воспроизводством, низкая доходность лесного хозяйства, отсутствие развитой лесной инфраструктуры и труднодоступность части лесных ресурсов, недостаточная эффективность мер, направленных на повышение прозрачности оборота древесины, в частности недостатки функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), и другие.

Вопросам декриминализации лесной отрасли в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации уделяется особое внимание. На основании рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, изложенных в постановлении от 30 января 2019 года N 17-СФ "Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке", Правительством Российской Федерации доработан и 18 февраля 2019 года утвержден план мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины.

В 2019 - 2020 годах Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводятся проверки соблюдения порядка заключения и реализации договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины.

В 2019 году контрольные мероприятия проведены на территориях 64 субъектов Российской Федерации, проверено 4,6 тыс. договоров с объемом заготовки 190 млн куб. метров - три четверти расчетной лесосеки всех арендаторов страны.

Всего выявлено 3,5 тыс. нарушений, то есть фактически по каждому второму договору, из которых 280 требуют расторжения. Расторгнуто 34 договора аренды с расчетной лесосекой 2 млн куб. метров, на стадии рассмотрения в судах находятся исковые заявления еще по 13 договорам аренды (с расчетной лесосекой 0,8 млн куб. метров), а также формируются материалы для направления в судебные органы по 122 договорам аренды (с расчетной лесосекой 2,8 млн куб. метров). По итогам проведения контрольных мероприятий компетентными органами возбуждено 6 уголовных дел.

Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости реформирования системы управления лесным хозяйством.

В целях решения проблем лесной отрасли Правительством Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан и 1 октября 2020 года утвержден план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.

Лесной отрасли нужны новые ориентиры. Необходим комплексный подход к решению всех вопросов - от лесоустройства до производства продукции глубокой переработки древесины и ее дальнейшей реализации, развития смежных отраслей, в том числе биоэнергетики и деревянного домостроения.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Абрамченко о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства.

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в трехлетний период обеспечить разработку и реализацию комплекса следующих первоочередных мер, направленных на сохранение и приумножение лесов, развитие лесного комплекса, повышение доходности лесного сектора экономики, увеличение доли отечественной продукции лесного комплекса на мировом рынке:

1) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты, предусматривающие:

создание единой информационной системы лесного комплекса, обеспечивающей прослеживаемость оборота древесины от ее заготовки и переработки до реализации готовой продукции, в том числе до вывоза за пределы Российской Федерации в случае ее экспорта;

реформирование системы лесоустройства как основы учета, планирования, инвентаризации и оценки лесов с разграничением полномочий органов власти, закреплением функций по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральном уровне;

осуществление федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусмотрев распространение федерального государственного лесного надзора на отношения в сфере транспортировки, хранения и переработки древесины;

разграничение полномочий по федеральному государственному лесному надзору и государственной лесной охране, включающей патрулирование лесов, а также распространение на работников государственной лесной охраны отдельных мер государственной защиты;

установление запрета на нахождение в лесу лиц с лесозаготовительной и лесовозной техникой без правоустанавливающих или разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений;

установление возможности безвозмездного изъятия лесозаготовительной и лесовозной техники, являющейся орудием незаконной рубки лесных насаждений и принадлежащей на праве собственности третьим лицам, определение условий такого безвозмездного изъятия;

уточнение критериев, определяющих основания для расторжения договора аренды лесного участка с арендатором, допустившим существенное нарушение лесного законодательства, и для заключения на новый срок договора аренды лесного участка без проведения торгов для лесопользователя, не допустившего существенных нарушений условий такого договора;

введение требования реализации на биржевых торгах древесины, полученной при рубках лесных насаждений в рамках выполнения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями мероприятий по сохранению лесов (за исключением реализации древесины для собственных нужд местного населения);

создание механизма экономической устойчивости отдельных типов государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за счет расширения перечня видов работ, выполняемых этими учреждениями в рамках приносящей доход деятельности;

развитие деятельности в области семеноводства, в том числе путем обеспечения функционирования лесного семеноводства как самостоятельного вида деятельности по производству семян и посадочного материала лесных растений отечественного происхождения;

совершенствование нормативно-правового регулирования в области создания и эксплуатации лесных дорог, введение механизмов софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства;

совершенствование использования лесов и нормативно-правового регулирования в части определения права собственности на древесину, в том числе при использовании лесов, не связанном с ее заготовкой;

приведение действующих договоров аренды лесных участков в соответствие с утвержденными типовыми договорами;

наделение арендаторов лесных участков отдельными полномочиями по производственному контролю в области предупреждения, выявления и пресечения незаконных рубок лесных насаждений в границах лесных участков, предоставленных в аренду и (или) постоянное (бессрочное) пользование;

2) проработать вопрос об увеличении общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, до уровня, предусмотренного нормативами;

3) проработать вопрос о возможности установления целевого характера средств, поступающих в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде регулярных платежей за пользование лесными ресурсами, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов;

4) разработать комплекс мер по поддержке работающих в лесном комплексе молодых специалистов, включая предоставление гарантии трудоустройства выпускникам образовательных организаций и выделение субсидий на строительство или приобретение жилья в сельской местности;

5) рассмотреть возможность использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации для погашения кредиторской задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации, образовавшейся в том числе в результате ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;

6) рассмотреть вопрос актуализации профессиональных стандартов и образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров в области лесного хозяйства;

7) принять меры, направленные:

на поддержку модернизации производства и создания мощностей для глубокой переработки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность по экспорту необработанной древесины;

на стимулирование перевода на биотопливо котельных, работающих на мазуте, в том числе путем предоставления субсидий в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению инновационных технологий;

на развитие деревянного домостроения, в том числе с использованием механизма субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов на приобретение деревянных домов и предоставления льготных кредитов на приобретение жилья в сельской местности в рамках государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696;

на обеспечение доступности лесных ресурсов для населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях;

8) утвердить новую Стратегию развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года и план мероприятий по ее реализации, обеспечив участие в подготовке указанной Стратегии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных и общественных природоохранных организаций;

9) разработать в том числе с учетом международной практики отечественную систему оценки законности происхождения лесоматериалов и продукции из древесины;

10) установить ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу или переработку круглого леса, за приобретение древесины без доказательств законности ее происхождения, в том числе без подтверждения наличия разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений;

11) рассмотреть предложения, предусматривающие:

определение размера расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов для осуществления заготовки древесины;

увеличение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при использовании лесов, в том числе за счет формирования системы рыночного ценообразования на лесные ресурсы, учитывающей динамику цен на древесину и изделия из нее на отечественном и мировом рынках, затраты лесопользователей, связанные с охраной, защитой и воспроизводством лесов;

оказание содействия отечественным предприятиям машиностроительной и станкостроительной промышленности в разработке и запуске в производство продукции для лесного комплекса, предусмотрев меры государственной поддержки организаций, приобретающих такую продукцию;

12) разработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", направленных на совершенствование механизмов взаимодействия уполномоченных органов государственной власти при выявлении пересечений установленных границ лесничеств или лесных участков и населенных пунктов;

13) подготовить предложения по нормативно-правовому регулированию перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в целях освоения месторождений урана.

4. Рекомендовать Генеральной прокуратуре Российской Федерации обратить особое внимание на соблюдение требований лесного законодательства, в частности на правомерность реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, назначения и проведения санитарных рубок, соблюдение особого правового режима в отношении защитных лесов, распоряжение землями лесного фонда.

5. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации продолжить работу:

по утверждению правил осуществления контроля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, предоставляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;

по внесению в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих соблюдение принципов непрерывного и неистощительного лесопользования в границах лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных по договорам аренды для заготовки древесины;

по изменению параметров расчета размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается.

6. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части включения объектов создаваемой и (или) реконструируемой лесной инфраструктуры, объектов, обеспечивающих воспроизводство лесов (лесных селекционно-семеноводческих центров, лесных питомников и других), в перечень объектов соглашения, в отношении которых возможно заключение соглашений о государственно-частном партнерстве.

7. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства:

1) провести совместно с органами государственной власти Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Архангельской и Иркутской областей в 2021 году в отношении земель лесного фонда на территориях указанных субъектов Российской Федерации эксперимент по осуществлению федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) разработать меры по стимулированию воспроизводства лесов, в том числе наиболее пострадавших от лесных пожаров и незаконных рубок, и поддержке организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию посадочного материала лесных растений и в области лесного семеноводства;

4) представить предложения по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда;

5) рассмотреть вопрос о включении работ по осуществлению ухода за лесными культурами до перевода их в покрытую лесом площадь в перечень работ по лесовосстановлению;

6) ускорить разработку методических указаний по организации лесопожарных формирований с учетом лесопожарного зонирования лесов.

8. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства:

1) продолжить проведение надзорных мероприятий по проверке законности заключения договоров долгосрочной аренды лесных участков и соблюдения инвестиционных обязательств, предусмотренных конкурсными предложениями и договорами аренды лесных участков, заключенными ранее в целях заготовки древесины;

Читайте также: