Какие льготы у врачей рентгенологов

Обновлено: 30.06.2024

Существует ряд нормативных документов ограничивающих медицинское облучение.

· При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).

· По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

· Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

· Радиационная защита пациентов при медицинском облучении должна быть основана на необходимости получения полезной диагностической информации и/или терапевтического эффекта от соответствующих медицинских процедур при наименьших возможных уровнях облучения.

· Проведение медицинских процедур, связанных с облучением пациентов, должно быть обосновано путем сопоставления диагностических или терапевтических выгод, которые они приносят, с радиационным ущербом для здоровья, который может причинить облучение, принимая во внимание имеющиеся альтернативные методы, не связанные с медицинским облучением.

· Перед проведением диагностической или терапевтической процедуры, связанной с облучением женщины детородного возраста, необходимо определить, не является ли она беременной или кормящей матерью. Беременная или кормящая женщина, а также родители детей-пациентов должны быть информированы врачом о пользе планируемой процедуры и о связанном с ней радиационном риске для эмбриона/плода, новорожденных и детей младшего возраста для принятия сознательного решения о проведении процедуры или отказе от нее.

· Проведение диагностических рентгенорадиологических исследований должно быть обосновано с учетом следующих требований:

- наличие клинических показаний;

- выбор наиболее щадящих в отношении облучения методов исследований;

- рассмотрение альтернативных (нерадиационных) методов диагностики.

· Радиационная защита лиц, проходящих диагностические рентгенорадиологические исследования, должна быть оптимизирована следующими средствами:

- использованием надлежащего оборудования и методик, при которых пациент получает наименьшую дозу, необходимую для получения изображения или другой диагностической информации надлежащего качества;

- использованием референтных диагностических уровней (РДУ) дозы для отдельных видов исследований;

- измерением или вычислением дозы, получаемой пациентами;

- обеспечением качества исследований.

· Радиационная защита лиц, подвергающихся терапевтическим рентгенорадиологическим процедурам, должна быть оптимизирована следующими средствами:

- использованием надлежащего оборудования, программного обеспечения и радиофармацевтических препаратов (в случае радионуклидной терапии);

- планированием и проведением процедуры таким образом, чтобы ткани за пределами органа-мишени получили наименьшие возможные дозы излучения, а орган-мишень - требуемую терапевтическую дозу;

- определением поглощенной дозы в объеме органа-мишени и в других тканях, указанных врачом-рентгенологом/радиологом;

- обеспечением качества процедур.

· Использование технических средств радиационной защиты пациентов (стационарных, передвижных и индивидуальных) является обязательным при проведении диагностических рентгенологических процедур. Части тела пациентов вне поля излучения должны быть защищены средствами индивидуальной защиты (фартуки и накидки из просвинцованной резины). Эффективность средств индивидуальной защиты подлежит контролю.

Основные требования к защите и ограничению от медицинского облучения можно сформулировать так:

· Дозы, получаемые пациентами при проведении рентгенорадиологических процедур, не нормируются. У лиц, проходящих медицинские рентгенорадиологические исследования в связи с профессиональной деятельностью или в рамках медико-юридических процедур либо участвующих в профилактических обследованиях или в медико-биологических исследованиях, годовая эффективная доза, обусловленная этими процедурами, не должна превышать 1 мЗв.

· Проведение терапевтических рентгенорадиологических процедур должно быть обосновано с учетом следующих требований:

-ожидаемая эффективность лечения превосходит эффективность альтернативных (нерадиационных) методов;

-риск отказа от лучевой терапии заведомо превышает риск от облучения при ее проведении.

· Необходимо стремиться к уменьшению облучения пациентов как за счет исключения необоснованных назначений рентгенорадиологических процедур, так и их необоснованных повторений.

· Использование технических средств радиационной защиты пациентов (стационарных, передвижных и индивидуальных) является обязательным при проведении диагностических рентгенологических процедур. Части тела пациентов вне поля излучения должны быть защищены средствами индивидуальной защиты (фартуки и накидки из просвинцованной резины). Эффективность средств индивидуальной защиты подлежит контролю.

· Доза, полученная пациентом при проведении рентгенорадиологического исследования или процедуры лучевой терапии, подлежит регистрации. Дозы должны вноситься в персональный лист учета доз медицинского облучения пациента, являющийся приложением к его амбулаторной карте.

· Рентгенорадиологические диагностические или лечебные процедуры, связанные с облучением пациентов, проводятся только по назначению лечащего врача и с согласия пациента, которому предварительно разъясняют пользу от предложенной процедуры и связанный с ней риск для здоровья. Окончательное решение о проведении соответствующей процедуры принимает врач.

· При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур по требованию пациента ему предоставляется информация об ожидаемой или полученной дозе облучения и о его возможных последствиях.

Медикам, которые работают с зараженными коронавирусом, пообещали дополнительные выплаты. Одни зависят от количества смен, другие фиксированы и назначаются за факт работы с группами риска. За болезнь должны заплатить еще и страховку.

Если эти деньги платят не всем или не полностью, можно пожаловаться через специальный сервис. Вот как это работает.

Виды доплат для медработников из-за пандемии

Если медперсонал контактирует с зараженными коронавирусной инфекцией или группами риска, государство должно ему денег:

  1. Фиксированные федеральные доплаты за факт работы — от 25 000 до 80 000 Р за апрель, май и июнь. Сумма зависит от должности и места работы. Но не зависит от длительности контакта с пациентами и количества смен.
  2. Региональные надбавки в процентах — от 20 до 100% среднемесячного дохода по региону. Точные суммы зависят от количества отработанных смен.
  3. Страховые выплаты из-за болезни , инвалидности или смерти — от 68 тысяч до 2,7 млн рублей единовременно. Деньги платит соцстрах — медику или его близким.

Если вы или ваши знакомые не получили положенных выплат, можно пожаловаться через госуслуги. Вопросы с выплатами находятся на особом контроле правительства. Разобраться должны за 5 дней.

Расскажите о выплатах медработникам:

Медики, требуйте свои деньги!

О каких выплатах речь

Медицинские работники и водители сейчас имеют право на дополнительные фиксированные выплаты. Сумма зависит от должности, но не привязана к окладу.

Отдельно медработники могут получить стимулирующие выплаты за усиленный режим работы. Эти доплаты рассчитываются в процентах от среднемесячного дохода и зависят от количества смен.

Еще медикам или их близким положены дополнительные страховки на случай болезни, инвалидности или смерти. В обычном режиме таких доплат и гарантий нет, но весной 2020 года их ввели специально из-за пандемии , чтобы хоть как-то компенсировать опасность и тяжелые условия работы.

Дополнительные выплаты пообещал президент. Теперь ситуация с ними на контроле у правительства, потому что с этими надбавками не все гладко.

Фиксированные выплаты за контакты с зараженными

Если медработник или сотрудник скорой помощи непосредственно контактирует с больными коронавирусной инфекцией, ему положены доплаты за апрель, май и июнь. Деньги за апрель уже должны быть выплачены.

Размер дополнительных выплат

В стационарах На скорой помощи
Врачи 80 000 Р 50 000 Р
Медсестры и фельдшеры 50 000 Р 25 000 Р
Санитарки 25 000 Р
Водители 25 000 Р

Фиксированные выплаты не зависят от даты, когда больные начали поступать в медучреждение, и от времени контакта. Сначала в некоторых больницах высчитывали поминутную продолжительность работы — в итоге некоторые медработники получили меньше ста рублей. Потом правительство изменило правила начисления выплат. Теперь они фиксированные, назначаются за факт работы и должны быть гарантированно выплачены именно в указанном объеме, а не по частям.

В регионах могут устанавливаться дополнительные выплаты. Например, в Москве за работу с больными COVID-19 или пневмонией врачам стационаров доплачивают по 70 000 Р в месяц, а в Московской области — по 50 000 Р . Это сверх федеральных доплат.

Если не платят. На портале госуслуг есть специальный сервис для жалоб на занижение или отсутствие выплат. Его сделали именно для медработников. Обращения поступают в Минздрав, а оттуда — в регионы. За 5 дней должны разобраться и дать ответ: либо выплаты будут назначены, либо пришлют мотивированный отказ. Жалоба не анонимная, писать ее должны те, кому может быть положена выплата, а не все, кто недоволен реалиями российского здравоохранения.

Стимулирующие выплаты за усиленный режим работы

За дополнительную нагрузку и особые условия труда медики могут получить ежемесячную надбавку. Она зависит от ставки, количества смен и среднего дохода за 9 месяцев 2019 года по данным Росстата. Эти выплаты положены только за работу с пациентами, у которых подтвержден диагноз COVID-19 , и группами риска.

Выплаты назначаются за работу с 30 января и рассчитываются на уровне регионов. Поэтому о каких-то гарантированных суммах тут говорить не приходится. В отличие от федеральных выплат, на эти суммы влияет количество отработанных смен.

Например, врачу скорой помощи должны доплатить 80%, медсестре — 40%, а врачу и медсестре стационара — 100 и 50% соответственно. Внешним совместителям такие выплаты тоже положены. Список медработников и подразделений, которые могут получить больше денег за особые условия труда, утверждает руководство медучреждения.

Если не платят. С этими выплатами до сих пор много проблем: их платят не всем, считают по минутам и задерживают. Если есть подозрения, что главврач решил сэкономить или регион не дает денег врачам, можно пожаловаться через госуслуги.

Страховые гарантии при болезни или смерти

Если медик заразился коронавирусной инфекцией на работе, получил из-за этого инвалидность или умер, государство обещает за это заплатить. Это временные страховые гарантии на период пандемии, в обычном режиме у медработников таких выплат нет.

Страховые выплаты положены врачам, среднему и младшему медперсоналу, а также водителям скорой помощи, которые непосредственно работают с зараженными COVID-19 или пациентами с подозрением на эту инфекцию. Если медработник умирает, выплату получают его родственники.

Шобохонова М. В.

Расскажем, как правильно провести расследование, если медик заразился при выполнении трудовых обязанностей, чтобы выплата была получена с первого раза. Разберем особенности признания страховых случаев

Какие выплаты положены медикам

В борьбе с новой коронавирусной инфекцией участвуют 433 тысячи российских медработников, в том числе 114 тысяч врачей, 240 тысяч фельдшеров и медицинских сестер и братьев, 47 тысяч работников из числа младшего медицинского персонала, 44 тысячи студентов медицинских вузов и около 5000 волонтеров (из доклада заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Татьяны Семеновой). Во время пандемии коронавируса погибло 1378 человек.

Чтобы поддержать заболевших медработников и членов их семей, Президент РФ издал Указ № 313 от 6.05.2020 года о выплате денежной компенсации пострадавшим медикам.

Единовременная страховая выплата медикам за коронавирус производится за счет сверхлимитных средств Фонда социального страхования.

Причинение вреда здоровью в связи с развитием заболевания или осложнения, вызванного COVID-19 и повлекшего временную нетрудоспособность, но не приведшего к инвалидности.

Заболевание/осложнение должно быть включено в перечень, утверждаемый Правительством РФ

2 064 339 руб. — инвалиду I группы

1 376 226 руб. — инвалиду II группы

Порядок проведения расследования профзаболевания коронавирусом

Если работник выжил и не стал инвалидом

Расследование ведется согласно Постановлению Правительства РФ от 20.02.2021 № 239.

Практика взаимодействия с территориальным органом ФСС показывает: в выплатах отказывают, если в диагнозе указан только COVID-19 и не указано осложнение. Для назначения выплаты недостаточно только результатов ПЦР на новую коронавирусную инфекцию (НКИ). В медицинском заключении должен быть указан диагноз из Перечня заболеваний и осложнений (утв. Постановление Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р).

В правительственный перечень входят:

Код по МКБ-10 Наименование
J02-J06 Острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей (без развития пневмонии, потребовавшие назначения врачом этиотропной терапии)
J12 Вирусная пневмония, не классифицированная в других рубриках (любой стадии)
I40.0 Инфекционный миокардит
I74 Эмболия и тромбоз артерий
К71 Токсическое поражение печени
A40-А41 Сепсис
D65 Диссеминированное внутрисосудистое свертывание [синдром дефибринации]
J80 Синдром респираторного расстройства [дистресса] у взрослого
J81 Легочный отек
J84 Другие интерстициальные легочные болезни
J95 Респираторные нарушения после медицинских процедур, не классифицированные в других рубриках
I26 Легочная эмболия
K72 Печеночная недостаточность, не классифицированная в других рубриках
N17-N19 Почечная недостаточность
R09.2 Кардиореспираторная недостаточность
R65 Синдром системного воспалительного ответа

Пример. Основное заболевание — COVID-19, код U 07.1, вирус идентифицирован. Осложнение — легочный отек, код J81. Сопутствующих заболеваний нет. Если указан только код U 07.1, вирус идентифицирован, но не указан один или несколько кодов из перечня № 1272-р, то работник не получит возмещения.

Когда извещение о диагнозе будет получено, нужно провести расследование. Комиссия должна установить, пострадал ли работник от новой инфекции при исполнении трудовых обязанностей или возможен бытовой путь заражения. При установлении связи заболевания с профессией применяется порядок, указанный в Постановлении № 239.

Обратите внимание: если заболевание не привело к смерти, факт работы медика в ковидарии достаточен, чтобы признать случай страховым и подлежащим назначению выплаты.

Ковидарий — одно или несколько структурных подразделений медицинской организации, которое специально создано для оказания помощи больным коронавирусом.

Если медик не участвует в работе подразделения, он не имеет право на выплату, так как не исключается преимущественно бытовой контактный путь заражения. Нельзя уравнивать работников больницы в Коммунарке и окулиста в районной поликлинике.

Таким образом, для положительного решения по выплате для выживших работников не требуется заключения центра профпатологии о признании случая страховым. Такое заключение требуется только в случае смерти медработника или если он стал инвалидом.

Чтобы выживший медик получил компенсацию, комиссия должна составить справку и приложить к ней:

  • протокол расследования;
  • приказ о развертывании отделения о борьбе с новой коронавирусной инфекцией;
  • дополнительное соглашение к трудовому договору о доплатах за работу с больными НКИ;
  • письменное согласие сотрудника на продолжение трудовой функции в условиях риска инфицирования НКИ в свободной форме;
  • любые другие документы, подтверждающие факт работы в ковидарии.

После того как документы будут представлены в ФСС, в течение четырех рабочих дней должна быть произведена выплата на банковскую карту пострадавшего работника.

Если медработник умер от ковида

Расследование проводится в этом случае согласно Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967.

Если причиной смерти стало заражение коронавирусом во время работы в ковидарии, это страховой случай. Расценивается как хроническое профессиональное заболевание. Расследование проходит в несколько этапов:

Для принятия решения по результатам расследования необходимы следующие документы (п. 25 Положения о расследовании):

  • приказ о создании комиссии;
  • санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника (Приложение № 2 к Приказу Минздрава РФ от 28.05.2001 № 176);
  • сведения о медицинских осмотрах;
  • выписка из журналов регистрации инструктажей и протоколов проверки знаний работника по охране труда;
  • протоколы объяснений работника, опросов лиц, работавших с ним, других лиц;
  • экспертные заключения, результаты исследований и экспериментов (акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни);
  • медицинская документация о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью работника;
  • копии документов, подтверждающих выдачу работнику средств индивидуальной защиты;
  • выписки из ранее выданных по данному производству предписаний центра госэпиднадзора;
  • другие материалы по усмотрению комиссии.

Комиссия устанавливает обстоятельства и причины профессионального заболевания работника, определяет лиц, допустивших нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил, иных нормативных актов, и меры по устранению причин возникновения и предупреждению профессиональных заболеваний. По результатам комиссия составляет акт расследования о случае профессионального заболевания, который и станет основанием для выплаты 2,7 млн руб. родственникам умершего согласно Указу РФ № 313.

Кроме подачи информации в ФСС, работодатель обязан разработать и утвердить Перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по локализации и ликвидации очага. Об исполнении плана необходимо известить Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Вопросы установления порядка определения компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях труда, имеют широкое и детальное правовое регулирование, но на практике в медорганизации возникает множество вопросов, связанных с их предоставлением.

Регулирование вопроса

6 правил установления размера компенсаций
за вредные условия труда

Вопросы установления порядка предоставления и определения размера компенсаций и гарантий за работу во вредных и опасных условиях регламентированы Федеральным законодательством и являются обязательными для исполнения на всей территории РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – это подзаконные нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, Федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, направленные на разъяснения порядка применения норм федерального законодательства и не противоречащие федеральному законодательству.
Письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами (п. п. 1, 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 ), следовательно, не содержат обязательных для исполнения норм и предписаний, а носят рекомендательный и информационный характер.
Так, в частности, письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ЩЩГ-486 разъяснено, что вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы Федеральными законами от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда.
В письме от 26 марта 2014 г. № 17-3/10/В-1579 Минтруд России разъяснил, что, несмотря на различия в аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда, процедура оценки соответствия условий труда нормам и устанавливаемые по их результатам классы (подклассы) условий труда при проведении специальной оценки условий труда и при проведении аттестации рабочих мест в целом идентичны, в связи с чем, при определении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР следует учитывать класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда.
В письме Минздрава России от 4 сентября 2014 г. № 16-3/10/2-6752 говорится, что в медицинских организациях компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в ряде учреждений устанавливаются исходя из списочного (статусного) подхода по основаниям отнесения к той или иной профессии (должности, подразделению), тогда как, в трудовом законодательстве РФ установлены принципы предоставления компенсаций исходя из реального состояния условий труда на каждом конкретном рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий.
Специальная оценка условий труда должна проводиться на основе объективных, измеряемых параметров; в случае признания рабочих мест оптимальными или допустимыми указанные компенсации должны быть отменены. Минтруд РФ в Правительственной телеграмме от 19 декабря 2014 г. № 15-0/10/П-7498 рекомендует в случае объективного установления по результатам специальной оценки условий труда допустимых условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников ранее предоставлявшиеся им компенсационные надбавки за вредные (опасные) условия труда направлять на сохранение уровня оплаты труда данных работников с учетом выполнения показателей эффективности. Говорит о недопустимости уменьшения фонда оплаты труда и сохранении достигнутого уровня заработной платы медицинских работников (в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 ).

ИЗ ВСЕГО ВЫШЕИЗЛОЖЕННОГО СЛЕДУЕТ:

Конкретные размеры надбавок и гарантий устанавливаются медорганизацией и должны быть отражены в коллективном и трудовом договоре, других локальных актах и предварительно согласованы с профсоюзным органом работников.

Как установить размер оплаты за вредность условий труда.

В настоящее время существует ряд неотмененных правовых актов, которыми руководствовались при расчете компенсаций работникам:
- Постановление Госкомтруда № 298/П-22 от 25.10.1974, устанавливающее списки специальностей и рабочих мест, отнесенным к вредным, которым устанавливаются соответствующие гарантии;
- Инструкция о порядке применения данного списка, утвержденная Госкомтруда в постановлении №273/П-20 от 21.11.1975;
- Постановление Госкомтруда СССР, №387/22-78 от 03.10.1986, в котором утверждено Типовое положение оценки условий труда, а также порядок применения перечня отраслевых работ, на которых возможно устанавливать доплаты.
Применять данные положения можно только в том случае, если в соответствующем локальном акте медорганизации имеется прямая отсылка к использованию вышеуказанных документов. При этом важно учитывать, что для отдельных категорий работников размер компенсаций прямо установлен федеральным законодательством. Далее будут рассмотрены некоторые виды компенсаций.

Сокращенное рабочее время.

Основания для предоставления работникам медицины уменьшенной продолжительности времени работы можно условно разделить:
1.Общее основание по результатам отнесения условий труда к вредным (3 и 4 степень опасности);
2. Прямое указание на сокращение рабочего времени для медперсонала, установленное трудовым законодательством.
Нам интересен второй вариант, предусмотренный ст. 350 ТК РФ. Данная норма является отсылочной, и устанавливает, что продолжительности времени работы медицинских работников определены Постановлением Правительства России № 101 от 14.02.2003 года. В этом же постановлении указаны и конкретные списки должностей, для которых устанавливается сокращенное рабочее время.
Таким образом, сокращенная продолжительность рабочего времени медработников не зависит от результатов специальной оценки условий труда.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медработникам

В соответствии с положениями трудового законодательства, предоставление дополнительных отпусков некоторым группам работников устанавливается нормативными актами правительства. В Постановлении Правительства № 482 от 06.06.2013 утвержден перечень лиц, имеющих право на такой отпуск. К ним отнесены:
Работники, оказывающие психиатрическую помощь, например, (врач, главная медсестра, сестра-хозяйка и т.д.)
Служащие, которые работают с людьми, больными туберкулезом (врач и врач-фтизиатр)
Работающие с материалами, содержащими вирус ВИЧ, осуществляющие лечение и диагностику ВИЧ-инфекции (врач, врач лабораторной диагностики и иные лица, работающие с указанными материалами).
Если у указанных категорий лиц возникает право на получение дополнительного отпуска за вредность труда по иным основаниям, то отпуск предоставляется лишь по одному из оснований. Таким образом, расчет дополнительного отпуска за вредные условия медработникам производится с учетом требований ТК, названного постановления и отражается в коллективном и трудовом договоре.

Оплата за вредность условий труда

  1. Для сотрудников медучреждений, находящихся в ведении федерации, а также государственным академиям наук - 20% надбавка от должностного оклада или тарифной ставки (Постановление Правительства № 391 от 03.04.1991);
  2. Для работающих в медучреждениях, находящихся в ведении субъектов федерации - надбавка устанавливается непосредственно правовыми актами субъекта Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъекта федерации должны при назначении размера повышения оплаты труда руководствоваться приказом № 307/221 от 30.07.1996 года Госкомсанэпиднадзора, в котором утверждены перечни организаций и производств, работа в которых дает право на получение 20% надбавки.

При установлении конкретной надбавки за работу с ВИЧ-инфицированными больными и материалами учитывается мнение профсоюзного органа работников.

Как сохранить надбавки и гарантии в случае отнесения условий труда к оптимальным

В случае признания ранее вредных условий труда безопасными и приемлемыми по результатам специальной оценки условий труда, предоставленные ранее компенсационные выплаты и гарантии не сохраняются, соответственно в таком случае медучреждение обязано прекратить начисление компенсационных выплат.
Для сохранения выплат указанным категориям лиц можно сделать следующее:
Никто не запрещает медорганизации ввести допвыплаты компенсационного характера, которые связаны с исполнением сотрудниками своих обязанностей. Данные выплаты должны быть отражены в Положении об оплате труда, например, в разделе стимулирующих выплат, учитывая выполнения работниками определенных показателей эффективности. Для этого в другие локальные акты организации включаются соответствующие поправки, детализирующие основания предоставления подобных стимулирующих выплат. Данного подхода придерживается Министерство труда России.
Такое решение позволяет сохранить уровень заработной платы работников медучреждений на прежнем уровне. В целом, схема введения стимулирующих выплат для руководителя медицинского учреждения выглядит следующим образом:
1. Утверждается список должностей, советующий положению об оплате труда организации, в которых предусмотрены социальные гарантии и допвыплаты
2. Вносятся поправки в локальные правовые акты медорганизации, касающиеся системы оплаты труда.
3. Включаются виды установленных допвыплат в трудовые договоры работников, либо оформляются допсоглашениями.

Положена ли доплата за вредность медицинскому работнику, работающему по совместительству на 0,25 ставки?

В соответствии с ч. 1 ст. 282 ТК РФ под совместительством понимается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Согласно ст. 147 ТК РФ, оплата труда медработников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.

С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ , в соответствии с которыми в ст. 92 , ст. 117 , ст. 147 ТК РФ внесены изменения, вводящие минимальные размеры и дифференцированный порядок предоставления гарантий (компенсаций) в зависимости от класса (подкласса) условий труда на рабочих местах, выявленного по результатам специальной оценки условий труда. В соответствии с письмом Минтруда России от 20 мая 2014 г. № 15-1/ООГ-486вопросы установления порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы вышеуказанными федеральными законами. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, ранее регламентировавшее предоставление компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, в настоящее время отменено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 726 .

На основании ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно должны указываться гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях.
При этом ч. 2 ст. 287 ТК РФ установлено, что гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Таким образом, медицинский работник, работающий по совместительству на 0,25 ставки имеет право на получении соответствующей доплаты за работу с вредными условиями труда в соответствии с системой оплаты труда, действующей в медицинской организации.

Читайте также: