Какие кривые вписывают в продольном профиле для обеспечения плавности движения
Обновлено: 02.07.2024
На основании анализа зрительной плавности дорог разработаны следующие рекомендации по сочетанию элементов трассы и профиля:
а) количество переломов в плане и профиле должно быть по возможности одинаковым
б) нежелательно, чтобы смежные кривые располагались в вогнутых вертикальных кривых
в) следует избегать коротких кривых в плане между длинными прямыми в пределах вогнутых вертикальных кривых, которые кажутся водителю издалека резкими переломами и вызывают снижение скорости.
Рекомендуются следующие соотношения прямых и кривых
Наименьшая длина прямой, м | |||
Rmin, м | 2Rmin | 1,2Rmin | Rmin |
Rmin – минимальный радиус кривой в плане для соответствующей категории дороги (ТКП).
г) недопустимы короткие прямые вставки между кривыми, направленными в одну сторону в пределах вогнутой вертикальной кривой, которые воспринимаются как излом дороги.
д) Для достижения наилучшей плавности трассы следует по возможности совмещать вертикальные и горизонтальные кривые. Желательно, чтобы длина горизонтальной кривой несколько превышала длину вертикальной кривой. Смещение вершин совпадающих вертикальных и горизонтальных кривых допустимо не более чем на ¼ длины наименьшей из кривых.
Радиус вогнутых вертикальных кривых должен быть в 6 раз больше радиуса кривой в плане, совпадающей с ней.
- короткие вогнутые участки продольного профиля в пределах длинных прямых или кривых в плане
- выпуклые вертикальные кривые малых радиусов на прямых участках, в частности на пересечении дорог в разных уровнях;
Пространственную плавность трассы проверяют построением перспективных изображений. Наибольшая плавность трассы достигается при укладке ее в виде кривых с непрерывно изменяющейся кривизной, гармонично вписанных в ландшафт – клотоидная трасса.Клотоидная трасса – это трасса состоящая из сопрягающих круговых и переходных кривых. Параметр клотоиды А должен быть в пределах от 0,4 R до 1,4 R, при этом параметры смежных кривых не должны отличаться более чем в 1,5 раза.
Для зрительной плавности дороги угол поворота трассы при вписывании переходной кривой должен составлять не менее 3°, длина переходной кривой должна быть не менее 1/4 длины круговой кривой.
При сопряжении S-образных кривых желательно, чтобы обе переходные кривые имели одинаковый параметр А, а между радиусами удовлетворялось соотношение R1 ≤ 3R2. Для сопряжения кривых, направленных в одну сторону, рекомендуется соотношение 0,5 R1
Длина прямой вставки между обратными клотоидами с параметрами А1 и А2 не должно превышать l
При этом А1 и А2 не должны различаться более чем в 2 раза.
Расположение малых и средних мостов должно быть полностью подчинено общему положению трассы. Прямолинейные мосты небольшой длины, расположенные между кривыми в плане, и горизонтальные мосты в пределах вертикальных кривых резко нарушают плавность дороги. Не допускается назначать кривые малых радиусов перед въездом на мост. Расположение малых и средних мостов на кривых повышает безопасность движения и улучшает транспортно-эксплуатационные характеристики дороги.
По требованиям БД и для обеспечения плавности трассы в соответствии с нормативными документами рекомендуется следующая предельная длина прямых участков в зависимости от категории дороги и типа местности
Категория дороги | Предельная длина прямых в плане, м | |
равнинная | пересеченная | |
I II, III IV | 3500 ÷ 5000 2000 ÷ 3500 1500 ÷ 2000 | 2000 ÷ 3000 1500 ÷ 2000 |
Большие длины при преобладании легкового, меньшие – грузового движения.
Повороты дороги на малые углы смягчают вписыванием кривых больших радиусов
α, ° | 7, 8 |
Rmin в плане, м |
Для зрительного ориентирования необходимо создавать опорные точки для взгляда водителя, подсказывающие ему направление дороги. Средствами зрительного ориентирования являются:
- указательные столбики и боковые ограждения;
- отдельные возвышающиеся предметы на горизонте.
Возможно проектирование трассы методом сплайнов. Трассу укладывают в виде непрерывной кривой, аппроксимированной полиномами, чаще всего кубическими. Такую трассу целесообразно укладывать при помощи ПЭВМ.
УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Требования удобства и безопасности движения
Для того, чтобы дорога удовлетворяла требованиям удобства и БД необходимо соблюдать следующие требования:
- элементы плана и профиля не должны затруднять управление автомобилем (Rmin, iдоп);
- направление трассы должно быть совершенно ясным для водителя;
- предусматривать при трассировании такое сочетание элементов трассы с окружающим ландшафтом, чтобы обеспечивалась оптимальная напряженность водителя;
- в открытой равнинной местности прямые участки дороги не должны превышать 1,5 ÷ 4 км.
Объективной характеристикой условий движения с точки зрения безопасности является график коэффициентов безопасности
где vдоп – безопасная скорость проезда по какому-либо участку дороги (кривая, мост и т. д.);
vвх – максимально возможная скорость въезда с предыдущего участка дороги.
Читайте также: