Какие качества способствуют становлению гражданина

Обновлено: 04.07.2024

Гражданство можно понимать как:

  • общественный и государственный патриотизм, т.е. осознание и ощущение принадлежности к многонациональному государству и обществу. В это явление входит уважение к Конституции, Закону, символам государственной системы, готовность защитить государственные системы, законы и порядки;
  • интегрированное качество, позволяющее человеку ощущать юридическую, социальную, моральную и политическую компетентность.
  1. Житель города, гражданин, посадский.
  2. Член общины или лицо, состоящее из одной общей администрации; любое лицо или лицо из числа учредителей, земли, государства.

Это специфическая особенность понимания гражданства в России: акцент на приоритетах должен быть выше закона (позиция решения вопросов с точки зрения не столько правовых, сколько моральных принципов), с акцентом на духовное и моральное единообразие в принципах.

В России в советское время понятие гражданства было связано с национальной идеологией. Гражданственность не существовала как самостоятельное явление, но выражалась понятиями патриотизма и гражданского долга. Теперь мы считаем, что эти понятия не отражают суть гражданства, а скорее обозначают его проявления.

Георгий Николаевич Филонов придерживается несколько иной точки зрения. На его взгляд, гражданственность — это субъективные черты личности, которые проявляются:

  • в отношениях и действиях человека, выполняющего основные социальные и ролевые функции;
  • в сознательной законопослушности;
  • в патриотической преданности служению своей Стране и защите ее интересов;
  • искренне, и без учета руководящих принципов общепринятых норм и моральных ценностей, в том числе в сфере работы, семейных, межнациональных и межличностных отношений.

Основываясь на вышеупомянутых подходах к определению гражданства, можно составить следующее определение:

Гражданственность — это совокупность взглядов и убеждений, которая, с одной стороны, свидетельствует о высокой степени независимости принимаемых в компании решений, с другой стороны — о сильной социальной солидарности, которая отражается в участии людей, то есть в жизни общества и государства.

Наиболее важными элементами гражданственности являются:

  • гражданское понимание своих прав и свобод, их практическое применение;
  • уважение прав и свобод других граждан;
  • личная ответственность гражданина за свое поведение и выбор;
  • повышение осведомленности о правовых и моральных обязательствах перед государством и обществом;
  • эффективное и критическое отношение к социальной реальности, основанное на свободном личном выборе, моральных убеждениях и идеалах равноправия граждан;
  • способность вести позитивный диалог с властями, другими гражданами и гражданскими объединениями;
  • осознание своей гражданской идентичности — принадлежности к государству, обществу и стране, их правовому, культурному и языковому пространству.

В зависимости от уровня гражданской активности человека можно выделить уровень гражданственности:

  • уровень I — характеристики граждан (ответственность, совесть, совесть);
  • уровень II — гражданский статус (определенное отношение человека как гражданина к тому, что происходит вокруг него);
  • III уровень — гражданская компетенция (является механизмом обеспечения прав и обязанности в соответствии с гражданством).

Разница между патриотизмом и гражданственностью

Что такое патриотизм? Мы можем долго спорить, любовь ли это к стране или Родине, комплекс эмоций, мыслей, идей, взгляд на мир. Понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. В любом случае патриотизм воплощает в себе любовь к своей стране, уважение и знание ее истории, культуры, достижений, особенностей.

Истинный патриотизм гуманен и предполагает уважение к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям.

В современном мире гражданственность и патриотизм являются ключевыми чертами взаимоотношений между человеком и страной. Между ними есть много общего, но в то же время патриотизм и гражданственность — это два разных явления.

Основное различие между гражданством и патриотизмом заключается в том, что гражданство предполагает наличие прав, свобод и обязанностей, закрепленных в нормах закона, а патриотизм чаще всего определяется как чувство.

Патриотизм не зависит от формы управления страной, а гражданственность характерна для демократической формы правления.

Сходство между патриотизмом и гражданственностью заключается в следующем: национальность и патриотизм — это ценности, которые характеризуются позитивным отношением к собственной стране, а также чувством долга перед своей страной, народом, друзьями и семьей.

В США гражданственность и патриотизм являются факторами, которые скрепляют общество, являются стимулом для позитивного развития личности и общества. Гражданственность неотделима от приверженности государству — патриотизма. Однако гражданственность — это не только любовь к родной стране, но и добросовестное и цивилизованное выполнение гражданских обязанностей и соблюдение гражданских прав. Гражданственность тесно связана с патриотизмом и является его высшей формой.

Функции, характеристики и особенности гражданственности

Основными функциями гражданственности являются:

  1. Мобилизирующая: гражданственность в форме активного отношения людей к происходящему вокруг них способствует созданию и развитию гражданского общества.
  2. Направляющая: гражданственность связана с постановкой целей, обеспечением стабильности действий отдельных лиц и частных объединений.

Гражданственность характерна для уже политически зрелого человека, интересующегося политическими процессами и событиями, способного самостоятельно анализировать происходящее. То есть имеющего наличие качеств, способствующих созданию готовности принять решение, когда придет момент, а также чувства долга перед своей страной. Человек с гражданственностью — патриотичный, ответственный гражданин, политически социализированная личность с высокой политической культурой и развитым политическим сознанием.

  • гордость за свою страну, ее культуру и историю;
  • уверенность в правильности выбора целей и методов их достижения;
  • возможность и силу отстаивать человеческое достоинство в любой ситуации;
  • способность рассматривать принципы своей страны как личные;
  • понимание роли, интеллектуальное и духовное богатство, чувство чести и долга;
  • социальный оптимизм;
  • шанс ощутить сопричастность не только к судьбе своей семьи, но и к судьбе других людей, окружающих его, к судьбе страны.

Развитие гражданственности возможно через институты социализации, которые включают:

  1. Учебные заведения. Образование человека в области права, истории, культуры оказывает влияние на осознание гражданственности.
  2. Добровольческое движение. Добровольческая деятельность позволяет раскрыть лучшие гражданские и человеческие качества, показывает зрелость личности и приносит пользу обществу.

Гражданственность означает гордость человека за культуру, историю, страну. Она придает силы и уверенность в выбираемых целях и методах их достижения. Именно эти качества дают обычному человеку силы для того, чтобы сохранять свое достоинство в различных жизненных ситуациях.

Какие преимущества она дает человеку

В понимании многих людей гражданственность лишь накладывает обязанности на человека. Но это мнение в корне неверно. Развитая гражданственность дает человеку:

  • осознание себя как части чего-то большего, что приводит к самоуважению;
  • здоровую гордость за свою страну, ее историю, народ и культуру;
  • огромное уважение к стране, ее культуре и людям, которые в ней живут;
  • силу и решимость для защиты свей семьи, страны и народа, что отражается и в других сферах жизни человека.

Развитие в себе такого качества позволяет вам не только раскрыть свой потенциал, совершенствоваться, но и стать достойной частью общества.

Примеры проявления гражданственности

Можно найти много различных проявлений гражданственности в своей повседневной жизни. Например, это выражается в преодолении случаев дискриминации в обществе по признаку нации, религии или расы. Гражданственность также можно наблюдать в семье, когда родители своим примером показывают ребенку, что свою страну и окружающих людей нужно любить и ценить. Тогда и он будет относится ко всем остальным членам общества с уважением и терпимостью.

Ярким примером гражданства также является Конституция страны и ее законодательная система. В законе прописаны основные права человека, которыми можно свободно пользоваться в стране, а также обязанности, принадлежащие ему как гражданину государства.

Служба в армии также рассматривается как проявление гражданского статуса. Когда человек поступает на военную службу, он готов защищать свою страну от потенциальных угроз. В то же время защита страны во время реальных боевых действий является одним из самых ярких примеров гражданства.

Такое отношение к стране мы видим и в литературных произведениях. Это особенно заметно в классической литературе: писатели и поэты ясно выражают любовь к своей стране, своему народу, уважение к ее традициям и культуре.

Примеры проявления гражданственности в наши дни: люди с активной гражданской позицией проводят митинги, пикеты, мирные шествия, собрания, развешивают агитационные плакаты, идут в Администрацию области, края, президента, пишут открытые письма в газеты, выкладывают обращения в соцсетях.

В годы ВОВ весь советский народ совершил гражданский подвиг, Юрий Гагарин полетел в космос — это тоже примеры проявления гражданственности.

2 Лях Валентина Ивановна. Учитель ОБЖ Бочанихинской ООШ. Классный руководитель 6 класса.

3 Невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться, он не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного, нравственного и патриотического воспитания учащихся, поскольку это затрагивает как судьбы подрастающего поколения, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование детей, подростков? Роль семьи в воспитании в настоящее время чрезвычайна низка, у родителей нет времени этим заниматься, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в современной России испытывает массу трудностей. За ворохом бумаг, новых требований порой учитель не успевает качественно учить, что уж говорить о воспитании. Кроме того, наблюдается кризис и в досуговой сфере, дети всё чаще предоставлены сами себе и телевидению, которое и влияет на формирование ценностных ориентаций школьников.

4 Надеюсь, я вас убедила, что в настоящее время нашему государству жизненно необходимо воспитывать патриотов, способных вывести страну из экономического и нравственного кризисов, защитить Россию от любого нашествия извне и любых проявлений терроризма. Важность работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. К сожалению в современном обществе материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места.

5 На становление гражданской позиции наиболее сильное положительное влияние оказывают семья и авторитетные взрослые; СМИ (особенно телевидение), ближайшее социальное окружение (друзья, любимые); учебное заведение. Но, безусловно, в первые годы жизни решающее воздействие в данном отношении оказывает семья. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

6 Какие качества, способствующие становлению гражданина, должны воспитывать в своем ребенке родители:

7 В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, образе жизни семьи и усваиваются как единственно возможный способ поведения. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Это во многом зависит от отношений, которые сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье. Чтобы ребенок рос хорошим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений между членами семьи.

8 Методы и приемы для родителей, используемые для формирования патриотизма

9 Нравственное воспитание, воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела. Чтобы выработать высокие нравственные принципы у ребенка, необходимо, чтобы родители сами придерживались этих принципов. При этом важно не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, но и учитывать, как он усваивается самим ребенком: что из обстоятельств семейной жизни им принимается, что отвергается и почему.

10 Какие традиции и обычаи, способствующие формированию патриотических чувств, есть в каждой семье.

11 Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем то же уважение. Он должен понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдения за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Формирование историко-патриотических представлений, начинается с песен, сказок, рассказов старших членов семьи о Родине, ее знаменитых людях, героях, умельцах

12 Какие мероприятия могут способствовать формированию патриотизма и гражданственности школьников в школе

13 Такие мероприятия, рассказы и сказки благоприятно воздействуют на процесс усвоения гражданско-патриотических ценностей, в семьях, бережно хранящих память о своих предках, героях и славных событиях российской истории, царит дух, способствующий воспитанию детей в патриотических традициях; в результате именно в таких семьях вырастают полноценные граждане и патриоты Уходят из жизни те, кто в лихую годину грудью заслонил от порабощения Отечество. Их боевые ордена, медали, благодарственные листы Верховного Главнокомандующего остаются в семье. Очень важно, чтобы эти реликвии не только хранились, но и использовались как инструмент глубокого эмоционального воздействия на детей.

14 Родителям необходимо ввести в традицию, если ее еще нет, поздравлять своих ветеранов войн в семье по датам. Детям указать на то, что, участвуя в боевых в надежде на лучшую жизнь страны они самоотверженно совершали и героические поступки. Если они погибли, вспомнить о совершенных подвигах и почтить память. Уделять внимание надо не только своим родственникам, но и близ живущим ветеранам. Поездки и походы родителей с детьми по родной стране при активной позиции родителей способствуют воспитанию патриотических чувств. Во время поездок и походов подростки непосредственно знакомятся с Родиной, ее народом, их жизнью в прошлом и настоящем, их культурой и языком.

15 Наши дети это наша старость. Хорошее воспитание- это наша счастливая старость. Плохое воспитание это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

16 Вопросы к родителями. Как научить детей беречь и любить то, что имеешь, свой дом, свою семью, свой род, свою семейную историю? Как воспитать в них умение быть человеком не на словах, а на деле? Как научить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них и этот мир, и эту страну? Как научить быть достойными их памяти? Ни для кого не секрет, что умения закладывается не только и не столько в школе, сколько в семье. От того, насколько патриотично настроены мать и отец, во многом зависит, каким будет ребенок. Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми по нарядной площади на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь. Большое внимание на детей оказывают конкретные проявления патриотических чувств родителей в повседневной жизни. Например: отец, придя с работы, увлеченно рассказывает о своих делах на производстве, об успехах.

17 Или: мать, листая семейный альбом, рассказывает детям о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминает истории из жизни семьи. Если в семье ценят искусство, показывают детям шедевры народного творчества, уважительно относятся к искусству всех народов нашей страны – все это воспитывает в детях чувство патриотизма. Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна наша помощь. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм. Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что ребенку вся жизнь начнет казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают в душу ребенка мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств, содержать сына или дочь так, как они того хотят. Из недостатков семейного воспитания вырастают различные пороки. Вырастают молодые люди, у которых нет ничего святого: ни семьи, ни родины.

19 Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины. Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете?


Патриотизм - любовь к своей стране, уважение к окружающим нас людям, а так же к природе (в последнее время мировая экологическая обстановка сильно ухудшается из - за некультурности людей по отношению к природе), дружелюбие, знание и следование правилам этикета.


Какую роль в становлении личности играет общество?

Какую роль в становлении личности играет общество?


Каким вы видите гражданина будущего?

Каким вы видите гражданина будущего?


Помогите, пожалуйста?

Надо сравнить традиционную и современную семью.

•Как воспитывали детей?

Спасибо что прочитали и ответили.


Примеры детских игр, которые воспитывают в ребёнке( мужские и женские ) качества?

Примеры детских игр, которые воспитывают в ребёнке( мужские и женские ) качества.


Практикум1 Вспомните своё детство или понаблюдайте за поведением младших родствиников2привидите премеры детских игр которые воспитывают в ребёнке мужские качества3 примеры которые воспитывают женские ?

1 Вспомните своё детство или понаблюдайте за поведением младших родствиников

2привидите премеры детских игр которые воспитывают в ребёнке мужские качества

3 примеры которые воспитывают женские качества.


1 какие качества необходимы человеку для жизни в обществе?

1 какие качества необходимы человеку для жизни в обществе?

2 Какую роль играет мотив поведения "делать как все" в становлении личности?

3 что такое социализация личности?

4 что такое симпатия и антипатия?

5 в чём проявляется дружба?


Какого называют гражданином страны?

Какого называют гражданином страны.


Назовите качества личности, факторы, способствующие развитию личности, назовите границы подросткового возраста, основные особенности этого возраста?

Назовите качества личности, факторы, способствующие развитию личности, назовите границы подросткового возраста, основные особенности этого возраста.


Каким гражданином я хочу стать?

Каким гражданином я хочу стать.


Какие фазы проходит процесс личностного становления?

Какие фазы проходит процесс личностного становления.


Обмен - меняют какой либо продукт на такой же продукт по качеству и еще по нескольким критериям Торговля - обмен продукта на денежные средства, что наиболее выгодно для торговца, тк эти деньги могут пойти на приобретение ресурсов и тд.


В результате разных видов деятельности : общение, обучение, игра. Агенты первичной социализации - семья агенты вторичной социализации - друзья, знакомые, одноклассники, учителя и т. Д. Детство и юность (индивидуализация).


Белый - чистота синий - мирное небо красный - кровь.


В жизни человека всё побудет, но не смотря что я маленькая, я должна поступать правильно! Люди взрослеют уже с 8 лет. Не смотря что мне 10 лет, у меня не должны быть недостатки. Многие думают что быть взрослым значит отвечать за свои поступки, нет..


А двховное это то что мы саоимииглазами нн видели, но во чтото верим, поэтому некоторые христианы, ннкоторые мусульманы и т. Д.


У всех почти у дураков нету морали у дураков нету а у нас есть слотам правила морали это относить к другому так как хочешь чтобы относились также тебе и. Если хочешь чтоб с тобой относились хорошо что делаем как хорошо значит добрым если хочешь чтоб..


1 - б 2 - в 3 - в 4 - в 5 - в 6 - г 7 - а 8 - в 9 - а 10 - г Ответы на открытие вопросыОтвет на вопрос 1 : А) валовой внутренний продукт Б) преступлением Ответ на вопрос 2 : Федеративные государства Ответ на вопрос 3 : Вооруженные силы Ответ на вопро..


Причины межнациональных конфликтов : 1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра) ; 2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, ..


Необходимая оборона— это правомерная защита личности и прав обороняющегося и других лиц, а также охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, путём причинения вреда посягающему лицу. Правовая защита - к..


Короткий рассказ Вересаева "Легенда" очень метафоричен, аллегоричен. В конце его автор поясняет, что лес символизирует человеческую жизнь. Но мне кажется, что не жизнь одного человека, а каждое дерево в священном лесу символизирует человека, а лес ..

© 2000-2021. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: