Какие качества способствующие становлению гражданина необходимо воспитывать в ребенке

Обновлено: 23.05.2024

Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении (и о воспитательной системе его), обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

конкретизировать цели воспитательной работы;

дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

обосновать выбор содержания и методов воспитания;

соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:

- определение цели и задач изучения;

- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;

- выбор методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- обработка и интерпретация результатов исследования;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Усвоение критериальных атрибутов установления идентичности должно стать предметом целенаправленного формирования в процессе школьного обучения, обеспечивая основу развития гражданской идентичности личности.

Формирование гражданской идентичности рассматривается как ценностный системообразующий ориентир методологии образования, которая, в свою очередь, является ведущей социальной деятельностью общества.

В соответствии с основными принципами разработки Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения разработка примерных программ общего образования должна осуществляться в соответствии с требованиями к личностным, предметным и метапредметным результатам образования.

Применительно к ступени начального образования требования к результатам формирования гражданской идентичности включают:

В отношении когнитивного компонента:

- представление о России как стране, занимающей определенную территорию;

- представление о географических особенностях России;

- представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы);

- знание государственной символики – герб, флаг, гимн;

- знание государственных праздников;

- знание основных исторических событий;

- знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения);

- знание о своей этнической принадлежности, владение родным языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;

- знание о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национального;

- знание истории края, культурных традиций, достижений, географии;

- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости);

- знание ценностей и истории семьи, профессии родителей;

- сформированность экологического сознания как знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе;

- знание основ безопасности жизнедеятельности; норм и правил сохранения здоровья; поведения в чрезвычайных ситуациях.

В отношении ценностного и эмоционального компонентов:

- чувство гордости за свою страну;

-эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности;

- уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность;

- уважение истории, культурных и исторических памятников;

- уважение семейных ценностей и устоев;

-уважение личности, признание достоинства. Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии;

- признание ценности жизни и здоровья, своего и других людей;

- любовь к природе;

-доброжелательное отношение к окружающим;

-оптимизм в восприятии мира;

-эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства;

- чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении.

В отношении поведенческого компонента:

- участие в школьном самоуправлении (дежурствах в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях);

- выполнение требований и норм школьной жизни;

- выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками и родителями;

- сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии (помощь младшим и сотрудничество со старшими);

- участие в общественно-полезной деятельности и благотворительных акциях;

- посещение музеев, театров, библиотеки;

- реализация установок здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях;

- чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач

В зависимости от состава и полноты формируемых качеств лично­сти, ее направленности и нравственной позиции можно выделить три уровня идентичности — достаточный или высокий, средний и низкий.

В отношении когнитивного компонента:

Низкий уровень : ученик не обладает глубокими знаниями о России как своей Родине; плохо владеет специальной терминологией; не умеет оперировать фактами и сведениями из истории страны и родного края; не может применить свои знания в других областях; не знает свои гражданские права и обязанности; сформированность экологического сознания низкая; отвечать на вопросы по теме не может.

Для среднего уровня характерно следующее: ученик обладает недостаточными заданиями о России, о своей Родине, о родном крае; терминология по теме освоена не в полном объеме; знания не глубокие; на вопросы по теме отвечает не всегда осознанно.

Признаками высокого уровня является обладание глубокими знаниями по данным вопросам; хорошая ориентация в терминах; владение фактами и сведениями из истории страны и родного края, своей семьи, которые всегда можно применить в других областях; хорошее знание своих прав и обязанностей как гражданина; умение, верно отвечать на поставленные вопросы по теме.

В отношении ценностного и эмоционального компонента:

Низкий уровень : отсутствие чувства гордости за свою страну и свой край; непринятие других национальностей и этических групп; равнодушие в отношении истории своей страны, края, семьи; отвержение ценности жизни и здоровья своего и других людей; недоброжелательное отношение к людям; отсутствие общей, гражданско-правой и экологической культуры.

Средний уровень : присутствие чувства гордости за свою страну, родной край, семью, но не в полной мере; ученик эмоционально безразличен к другим людям; проявление чувств патриотизма, уважения к таким ценностям как Родина, семья, здоровье, культура, жизнь, природа выражено слабо, лишь при условии, что это не мешает личным планам и делам.

Высокий уровень : чувства патриотизма, гордости, уважения за свою страну, свой край, народ, семью проявляется на высоком уровне; ученик принимает и уважает других людей независимо от их национальности, возраста, пола; ученик признает как базовые ценности: семью, здоровье, жизнь, природу, культуру; удовлетворение и радость приносят все сферы деятельности; обладает чувством собственного достоинства, общей и гражданско-правовой культурой; обладает качествами личности для саморазвития.

В отношении поведенческого компонента:

Низкий уровень выражается следующими параметрами: пассивная гражданская позиция; неучастие в общественно-полезной деятельности; целью взаимодействия с другими людьми является удовлетворение личных потребностей.

Средний уровень : гражданская позиция среднего уровня активности; сопоставление своей деятельности с принципами и правилами гражданского общества происходит не в полной мере; интерес к общественно-полезной деятельности не высокий.

Высокий уровень : сопоставляет свою деятельность с принципами и правилами гражданского общества; направляет свою жизненную энергию на патриотические, полезные дела; интересуется новостями и событиями окружающего мира; улучшает состояние своего края; осознает важность данной деятельности.

Мониторинг за процессом формирования гражданской идентичности школьников – это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность.

Критерий и показатели эффективности процесса формирования гражданской идентичности могут быть разработаны с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей программы и этапа ее реализации.

Читайте также: