Какие качества способствующие становлению гражданина необходимо воспитывать в ребенке
Обновлено: 23.05.2024
Мониторинг в образовании чаще всего определяют как постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг в воспитании – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в образовательном учреждении (и о воспитательной системе его), обеспечивающая непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития.
Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
конкретизировать цели воспитательной работы;
дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;
обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;
обосновать выбор содержания и методов воспитания;
соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;
видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.
Алгоритм изучения членами школьного сообщества эффективности процесса воспитания:
- определение цели и задач изучения;
- подбор критериев и показателей для определения результатов процесса воспитания учащихся;
- выбор методик изучения;
- подготовка диагностического инструментария;
- обработка и интерпретация результатов исследования;
- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.
Подбор критериев и показателей является важным этапом, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности процесса воспитания обучающихся. Содержание критериев и показателей эффективности воспитательного процесса, обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом или педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.
Усвоение критериальных атрибутов установления идентичности должно стать предметом целенаправленного формирования в процессе школьного обучения, обеспечивая основу развития гражданской идентичности личности.
Формирование гражданской идентичности рассматривается как ценностный системообразующий ориентир методологии образования, которая, в свою очередь, является ведущей социальной деятельностью общества.
В соответствии с основными принципами разработки Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения разработка примерных программ общего образования должна осуществляться в соответствии с требованиями к личностным, предметным и метапредметным результатам образования.
Применительно к ступени начального образования требования к результатам формирования гражданской идентичности включают:
В отношении когнитивного компонента:
- представление о России как стране, занимающей определенную территорию;
- представление о географических особенностях России;
- представление о государственной организации (высшая власть, законодательные и исполнительные органы);
- знание государственной символики – герб, флаг, гимн;
- знание государственных праздников;
- знание основных исторических событий;
- знание основных прав и обязанностей гражданина (право получить бесплатное образование и обязанность учиться; право использования культурных и материальных ценностей общества и обязанность бережно относиться к ним; право на использование природных ресурсов и обязанность сохранять природу, право на бесплатную медпомощь и обязанность вести здоровый образ жизни; право на принятие решения и обязанность нести ответственность за последствия этого решения);
- знание о своей этнической принадлежности, владение родным языком, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
- знание о народах и этнических группах России;
- освоение общекультурного наследия России, установление связи всеобщего и специфического национального;
- знание истории края, культурных традиций, достижений, географии;
- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности, правдивости);
- знание ценностей и истории семьи, профессии родителей;
- сформированность экологического сознания как знание норм и правил охранно-бережного отношения к природе;
- знание основ безопасности жизнедеятельности; норм и правил сохранения здоровья; поведения в чрезвычайных ситуациях.
В отношении ценностного и эмоционального компонентов:
- чувство гордости за свою страну;
-эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности;
- уважение и принятие других народов и этнических групп, межэтническая толерантность;
- уважение истории, культурных и исторических памятников;
- уважение семейных ценностей и устоев;
-уважение личности, признание достоинства. Нетерпимое отношение к любым видам насилия и агрессии;
- признание ценности жизни и здоровья, своего и других людей;
- любовь к природе;
-доброжелательное отношение к окружающим;
-оптимизм в восприятии мира;
-эмоциональное восприятие художественных произведений литературы и искусства;
- чувство гордости при следовании моральным нормам, стыда и вины при их нарушении.
В отношении поведенческого компонента:
- участие в школьном самоуправлении (дежурствах в классе и школе, детских общественных организациях, школьных мероприятиях, внеклассных занятиях);
- выполнение требований и норм школьной жизни;
- выполнение моральных норм в школе, дома, со сверстниками и родителями;
- сотрудничество со сверстниками и участие в межвозрастном взаимодействии (помощь младшим и сотрудничество со старшими);
- участие в общественно-полезной деятельности и благотворительных акциях;
- посещение музеев, театров, библиотеки;
- реализация установок здорового образа жизни, участие в спортивных мероприятиях;
- чтение газет и просмотр информационных телевизионных передач
В зависимости от состава и полноты формируемых качеств личности, ее направленности и нравственной позиции можно выделить три уровня идентичности — достаточный или высокий, средний и низкий.
В отношении когнитивного компонента:
Низкий уровень : ученик не обладает глубокими знаниями о России как своей Родине; плохо владеет специальной терминологией; не умеет оперировать фактами и сведениями из истории страны и родного края; не может применить свои знания в других областях; не знает свои гражданские права и обязанности; сформированность экологического сознания низкая; отвечать на вопросы по теме не может.
Для среднего уровня характерно следующее: ученик обладает недостаточными заданиями о России, о своей Родине, о родном крае; терминология по теме освоена не в полном объеме; знания не глубокие; на вопросы по теме отвечает не всегда осознанно.
Признаками высокого уровня является обладание глубокими знаниями по данным вопросам; хорошая ориентация в терминах; владение фактами и сведениями из истории страны и родного края, своей семьи, которые всегда можно применить в других областях; хорошее знание своих прав и обязанностей как гражданина; умение, верно отвечать на поставленные вопросы по теме.
В отношении ценностного и эмоционального компонента:
Низкий уровень : отсутствие чувства гордости за свою страну и свой край; непринятие других национальностей и этических групп; равнодушие в отношении истории своей страны, края, семьи; отвержение ценности жизни и здоровья своего и других людей; недоброжелательное отношение к людям; отсутствие общей, гражданско-правой и экологической культуры.
Средний уровень : присутствие чувства гордости за свою страну, родной край, семью, но не в полной мере; ученик эмоционально безразличен к другим людям; проявление чувств патриотизма, уважения к таким ценностям как Родина, семья, здоровье, культура, жизнь, природа выражено слабо, лишь при условии, что это не мешает личным планам и делам.
Высокий уровень : чувства патриотизма, гордости, уважения за свою страну, свой край, народ, семью проявляется на высоком уровне; ученик принимает и уважает других людей независимо от их национальности, возраста, пола; ученик признает как базовые ценности: семью, здоровье, жизнь, природу, культуру; удовлетворение и радость приносят все сферы деятельности; обладает чувством собственного достоинства, общей и гражданско-правовой культурой; обладает качествами личности для саморазвития.
В отношении поведенческого компонента:
Низкий уровень выражается следующими параметрами: пассивная гражданская позиция; неучастие в общественно-полезной деятельности; целью взаимодействия с другими людьми является удовлетворение личных потребностей.
Средний уровень : гражданская позиция среднего уровня активности; сопоставление своей деятельности с принципами и правилами гражданского общества происходит не в полной мере; интерес к общественно-полезной деятельности не высокий.
Высокий уровень : сопоставляет свою деятельность с принципами и правилами гражданского общества; направляет свою жизненную энергию на патриотические, полезные дела; интересуется новостями и событиями окружающего мира; улучшает состояние своего края; осознает важность данной деятельности.
Мониторинг за процессом формирования гражданской идентичности школьников – это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность.
Критерий и показатели эффективности процесса формирования гражданской идентичности могут быть разработаны с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей программы и этапа ее реализации.
Читайте также: