Какие изменения в государственно правовой системе произошли в царствование петра 1

Обновлено: 02.07.2024

До момента вступления Петра на престол система государственного управления была очень неудобной, несовершенной и громоздкой, что едва ли справлялась с наведением порядка на территории России. Особенно остро это ощущалось после присоединения больших территорий в результате завоевательных походов, на местах практически отсутствовало должное управление, что не минуемо, могло привести к кризису. А те органы, которые кое – как ещё могли продолжать свою работу давно устарели, например приказы уже практически не справлялись со своими функциями, все вело к тому, что необходимо было данную систему коренным образом реформировать, за что и взялся новый император.

Так как изменения стоило проводить в короткие сроки, и немедленно четко продуманного плана у самодержца не было, это сразу стало понятно, ведь многие преобразования были не до конца оформлены или носили половинчатый характер, но, несмотря на все Петр знал, что хотел и шел к своей цели. В процессе корректируя свои замыслы.

Реформирование.

К его компетенции относилось:
- разработка новых законодательных актов;
- контролирование системы местного судейства;
- рассмотрение жалоб;
- налоговый и финансовый контроль;
- кредитные отношения;
- контроль за работой на местах и др.

3) Коллегии. Еще одно важное нововведение связано с появлением коллегий. Именно они пришли на смену устаревшим и несовершенным приказам. Коллегиальную систему управления царь фактически заимствовал у Европы. Именно там он впервые с ней познакомился. Процесс их появления относится к 1717 – 1726 года. Преимуществом данной реформы стало то, что коллегиальный принцип стал четко разграничивать сферы влияния органов управления. Всего коллегий было одиннадцать, у каждой свои заботы, например - штатс- коллегия ведала только денежными вопросами государства, мануфактур – только промышленностью, адмиралтейская – флотом соответственно.

4) Герольдмейстер и Рекетмейстер. Для упорядочения службы государевой в Сенате появилась высшая должность – герольдмейстера, в его подчинении находилась вся служба людей дворянского происхождения. Именно ему необходимо было строго следить за процедурой регистрации прохождения службы. Это был большой шаг вперед в плане кадровой работы при высшей администрации. Рекестместер, еще одна новая должность, этот человек должен был рассматривать жалобы, поданные на коллегии в случаи невнимательности, волокиты или неправильно – принятого решения.

5) Тайная канцелярия, еще один новый орган, появилась она в 1718 году, ее основная функция – сыск и суд, канцелярия работала вместе с Преображенским приказом, так как у него были схожие функции.

6) Прокуратура, она появилась так же благодаря великому реформатору, первоначально выполняла общий надзор. Прокуроры имели право приостанавливать решение вынесенные судом.

7) Полиция, еще одно петровское новшество, это новый орган в системе государственного управления. Главная задача, которую ставили перед полицией - оберегать монархические традиции и крепостное право. В 1718 году в Петербурге была открыта Главная полиция. Чуть позже именно полиция стала ведать вопросами порядка в городе, а так же следила за городским потребным внешнем видом, например мощение улиц или осушение болот так же входило в ее обязанности. Чуть позже на полицию возложили судейские полномочия (назначение наказания).

8) Синод. Помимо коллегий было решено изменить систему церковных учреждений. Петр учредил высший церковный орган управления – Синод. Для его правильного функционирования был разработан специальный регламент, опубликованный в 1721 году. Это нововведение было очень важно, так как Петру удалось внести церковь в цельный механизм работы государства.

9) Табель о рангах. Это новый законодательный документ, который произвел четкое разделение между военной и гражданской службой. Всего было предусмотрено 14 рангов. Как только человек достигал восьмого разряда, ему тут же присуждался титул потомственного дворянина. Получается, отныне не значило, знатен человек или нет, только его личные качества могли влиять на его продвижение.

Итоги проведенных реформ.

1) Построена четкая вертикаль органов власти, которые находятся в подчинение непосредственно у императора, то есть стали более существенно проявляться зачатки абсолютной власти самодержца.
2) Полностью обновлен административный аппарат.
3) Впервые решения принимаются сообща – коллегиально.
4) Боярские и дворянские роды отныне не имеют никакой политической силы.
5) Возросло количество чиновничьего аппарата.

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петр I

Петр I

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I

Схема управления при Петре 1

Схема управления государством при Петра I

Схема управления государством при Петра I

Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Реформы Петра I в сфере управления

Реформы Петра I в сфере управления

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Местное самоуправления после реформ Петра

Местное самоуправления после реформ Петра

Безусловным является тот факт, что в период правления Петра I в России произошли фундаментальные общественно-политические преобразования, сказавшиеся на развитии государства и права. Правовые реформы Петра I полностью изменили вектор развития российского права, по сути создав платформу для функционирования эффективной и гибкой правовой системы.

Практически каждый год в период Правления Петра I принималось более 160 крупных нормативных-правовых актов (касающихся значимых вопросов функционирования государственного аппарата и развития права) и огромное количество менее значимых нормативных актов. В виду этого, рассматривая вопрос правовых памятников при Петре I, следует отметить, что в рамках любого единичного исследования практически невозможно полностью исследовать всю массу нормативных актов, создаваемых в ту эпоху.

Что касается значимости теоретического исследования вопросов правовых памятников при Петре I, то следует отметить, что изучение данного вопроса позволит выявить определенные закономерности в развитии права в России и его дальнейшей эволюции. Именно это, а также ряд иных теоретических вопросов правовых памятников при Петере I обуславливает актуальность темы исследования.

Основной целью данной работы является комплексное исследование правовых памятников, созданных в эпоху Петра I.

При постановке цели курсовой работы, было определено решение следующих задач:

- рассмотреть общие аспекты развития права в эпоху правления Петра I;

- дать общую характеристику правовых реформ Петра I;

-рассмотреть особенности и источники законодательства о государственном устройстве в эпоху правления Петра I;

- рассмотреть особенности и источники уголовного законодательства в эпоху правления Петра I;

- рассмотреть особенности и источники гражданского законодательства в эпоху правления Петра I.

Объектом исследования являются нормативные правовые акты изданные в эпоху правления Петра I.

Предметом исследованияявляются нормативные правовые акты, обуславливающие развитие той или иной отрасли права в эпоху правления Петра I.

При исследовании теоретических аспектов правовых памятников при Петре I, использовались труды ученых: Верховский П.В., Голикова Н.Б., Земцов Б.Н., Сусликова А.В. и других.

Методологические основы исследования составляют общие и специальные методы научного исследования: сравнительно-правовой метод и метод нормативно-логического анализа.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I

1.1. Общие аспекты развития права в эпоху правления Петра I

Значение норм обычного права в это время ослабло, оно сохранялось лишь в сельских общинах государственных крестьян. Помещики также использовали в своих целях отдельные институты (например, круговую поруку).

Господствующим источником права при абсолютизме становится нормативный правовой акт в его разнообразных формах: уставах, регламентах, указах, имевших одинаковую юридическую силу. На первый план выдвигается законодательная деятельность императора.

Императорские указы Петр разделил на временные (издаваемые по какому-либо конкретному случаю) и вечные (дополнявшие или уточнявшие Уложение 1649 г.). Петр I, принимая активное участие в подготовке законодательных актов, не всегда критически изучал иностранный опыт и законодательство, заимствуя их положения, особенно в военной области. В период его правления была сужена юрисдикция церковных судов, из которой были изъята часть дел о половых преступлениях, а также в области брачно-семейных и нравственных отношениях[3].

При Петре I рост числа законов приводит к необходимости к их отраслевой систематизации. Первоначально Петр хотел издать новое Уложение, но затем пошел по пути создания отдельных кодексов. В первую очередь систематизации подверглись нормативные акты, связанные с военным делом.

Важнейшим элементом организации государственной службы в России была созданная Петром I иерархическая система чинов, титулов и званий, положившая начала формированию порядка кадрового обеспечения органов государственной власти и управления. По замыслу императора такая система была призвана, во-первых, способствовать укреплению порядка и субординации при взаимодействии государственных служащих различного уровня как внутри каждого ведомства, так и между ними, а во-вторых, стимулировать последовательное продвижение по ступеням служебной лестницы каждого чиновника согласно его способностям и заслугам. Создание Правительствующего Сената и коллегий определяло новую систему органов государственной власти и управления. Реформы центрального и местного управленческого аппарата потребовали новой организации государственной службы и ее кадрового обеспечения.

В эпоху Петра I все государственные учреждения были обеспечены регламентами, инструкциями, штампами. Создавалась упорядоченная и внешне стройная структура органов управления, которую современники сравнивали с часовым механизмом. Как в нем все элементы системы находятся во взаимодействии, выполняя конкретную функцию, так и в государственном аппарате устанавливался порядок деятельности, предполагающий соподчиненность государственных ведомств и учреждений, разделение их полномочий.

1.2. Характеристика правовых реформ Петра I

Преобразования, проводимые Петром I в XVII - XVIII вв. не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период.

Исследование правовых реформ Петра I начнем с традиционной реформы – учреждение Сената. Данную реформу прямо трудно отнести к праву, однако, как подчеркивают ученые, опосредованно повлияла на развитие каждой из отраслей права.

Общая тенденция развития процессуального законодательства и судебной практики предшествующих веков в России - постепенное увеличение удельного веса розыска в ущерб так называемому суду, т. е. замена состязательного принципа следственным, инквизиционным - привела к полной победе розыска в начале правления Петра I.

Тенденция к замене суда розыском определяется обострением классовой борьбы, неизбежно вытекающим из общего развития феодализма. Переход к высшей и последней стадии феодализма - абсолютизму, обусловленный в России в первую очередь громадным размахом крестьянских восстаний, сопровождается стремлением господствующего класса к наиболее беспощадным, террористическим формам подавления сопротивления трудящихся масс. В этом деле не последнюю роль играет и судебная репрессия.

Суд призван стать быстрым и решительным орудием в руках государства для пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок. От судебных органов требовалось, чтобы они стремились не столько к установлению истины, сколько к устрашению трудящихся. В этом плане для государства более важно покарать иногда и невиновного, чем вообще никого не покарать, ибо главная цепь - общее предупреждение. Этим задачам и отвечает процессуальное законодательство эпохи Петра I.

Экономическое развитие страны нашло свое отражение в развитии обязательственного права, прежде всего, в правовом регулировании договоров.

В наследственном праве в этот период произошли интересные изменения.

Важное место занимает уже упоминавшийся указ о единонаследии 1714 г. Этот указ вводил большие ограничения в наследование, как по закону, так и по завещанию. По указу о единонаследии можно было завещать недвижимое имущество только какому-нибудь одному родственнику. При этом сыновья имели преимущество перед дочерями, дочери - перед более отдаленными родственниками. Но во всех случаях недвижимость должна была передаваться какому-либо одному лицу. Что касается движимого имущества, то его наследователь мог распределить между другими детьми по своему усмотрению.

Аналогичный порядок действовал и в отношении наследования по закону. В соответствии с указом о единонаследии в этом случае всю недвижимость получал старший сын, остальные делили поровну движимое имущество.

Для чего был введен такой порядок? Петр I в своем указе объяснил смысл его. На первое место царь ставил податные цели. Во вводной части закона он весьма образно, с арифметическими выкладками, показывал вредность разделения земельного имущества. Если, считал Петр, у помещика была тысяча крестьянских дворов, с которых он кормился, а он разделил эти дворы между пятью сыновьями, то каждому достанется, лишь по двести дворов. А поскольку сыновья захотят жить так же, как жил отец, то повинности крестьянского двора возрастут в пять раз. Но если помещик будет так обирать своих крестьян то, что же останется государству? С таких крестьян не соберешь податей.

Второй целью Петр ставил необходимость сохранения у дворян крупных имений, чтобы они не нищали и не превращались в однодворцев. Но тут вставал вопрос: куда же деваться другим дворянским детям, не получившим земли?

И Петр I выдвинул третью цель - заставить дворян служить государству.

Такой экономической целью Петр хотел подкрепить свой закон об обязательной службе дворян. Дворянские дети, оставшиеся без поместий, должны будут искать себе доход от государственной службы. Таким образом, указ был направлен и на укрепление феодального строя, феодального государства.

При Петре I светский закон вносит некоторые изменения в семейно-правовые институты. И на протяжении всего XVIII в. издается довольно много царских указов и постановлений Синода, вносящих порой заметные изменения в семейное право.

На протяжении XVIII в. менялись нормы, относящиеся к заключению брака, в первую очередь о брачном возрасте. Указ о единонаследии поднял брачный возраст до 20 лет для жениха и 17 для невесты. Правда, как и другие петровские реформы, это новшество продержалось недолго. После смерти Петра I вновь вернулись к прежней норме: 15 и 13 лет, но в 1830 г. опять подняли ее до 18 и 16 лет.

Менялись нормы и о соотношении обручения и венчания. Сначала, при Петре 1, временной разрыв между тем и другим был уменьшен до шести недель, а в 1775 г. венчание было вообще соединено с обручением.

Были введены некоторые новые ограничения, или, по крайней мере, условия для вступления в брак. Запрещалось жениться слабоумным (дуракам), неграмотным дворянам, офицерам без согласия начальства, осуждались браки между лицами с большим разрывом в возрасте, распространенные как среди дворянства, так и особенно среди крестьян, где погоня за дополнительной рабочей силой заставляла нередко женить мальчиков на девушках, годящихся им порой в матери[11].

Несколько расширились имущественные права жены. Она сохраняла право собственности на приданое и на благоприобретенное имущество, включая право распоряжения недвижимостью.

Сохранялся старинный принцип полного подчинения детей родителям с некоторой детализацией прав родителей на наказание детей. Так, предусматривалось право наказывать детей розгами, а при Екатерине II была предусмотрена возможность помещения детей в смирительный дом.

Развод, как и прежде, был весьма затруднен. Но в XVIII в. были приняты законы, устанавливающие основания для прекращения брака (политическая смерть или ссылка в вечную каторгу) и для развода (пострижение супругов в монашество, безвестное отсутствие одного из супругов и пр.).

[1] Земцов Б.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. – М.: Юрлитинформ, 2009. – С. 94.

[2] Ромашкин П.С. Основные начала уголовного и военно-уголовного законодательства Петра. – М.: Военно-юридическая академия, 1947. – С. 38.

[3] Морхат П.М. Реформа Петра I в сфере правового регулирования государственной службы: Нравственный аспект // Муниципальная служба. -2008. - № 1. - С. 36.

[4] Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I: По материалам Преображенского приказа. – М.: Из-во МГУ, 1957. – С. 84.

[5] Кароленко С.В. Особенности развития законодательства в эпоху Петра I // Власть. – 2012. - № 12. – С. 163.

[6] Ибрагимов К.Х. Петр Великий и Правительствующий Сенат: монография. – М.: Юнити-Дана, 2010. – С. 119.

[7] Кулыгин В.В. Влияние реформ Петра I на развитие отечественного уголовного права // Правовая политика и правовая жизнь. -2007. - № 4. - С. 180.

[8] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – С. 278.

[9] Юшков С.В. История государства и права России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – С. 174.

[10] Серов Д.О. Следствие при Петре I: изменения в процессуальном законодательстве, сопутствующие созданию специальных следственных органов // Российский следователь. -2015. - № 3. - С. 48.

[11] Тараборин Р.С. У истоков отраслевого оформления гражданского права России: законодательная и систематизационная деятельность при Петре I в рамках модернизационного развития российского общества // История государства и права. -2015. - № 10. - С. 35.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

В конце XVII века было ясно, что Россия отстаёт от европейских держав. Отставание в развитии обусловливалось неразвитостью экономики, военной сферы, культуры. Российский правитель Пётр I понимал, что страна нуждается в реформах.

Петровские преобразования

Первым действием Петра I стало укрепление южных границ России. С этой целью в 1695 году царь решил взять турецкую крепость Азов. Попытка была неудачной. Правитель понял, что для ведения победных военных действий, а также для защиты государства нужен флот. Пётр I немедленно приступил к его построению. В качестве места построения был выбран Воронеж. Строительство шло в ускоренном темпе. Всего за год удалось построить 2 больших судна, около 20 галер, около 1000 барок. За это время возросла и численность сухопутной армии. Уже в 1696 году Петр I предпринял вторую попытку взятия Азова. На этот раз крепость перешла в руки русской армии.

Следующим действием царя стала поездка в Европу в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Целью посольства был поиск союзников для войны с Турцией. Во время поездки царь посетил:

  • Голландию;
  • Вену;
  • Англию;
  • Ригу;
  • Кёнигсберг.

В Европе русский царь вызывал недоумение. Он всё хотел попробовать сам, своими руками. В Голландии и Англии он под видом урядника Петра Михайлова нанялся плотником на судостроительную верфь. Он хотел самостоятельно пройти все стадии строения корабля. Также его интересовали многие другие области: артиллерия, медицина, изготовление бумаги. Удивление вызвало то, что ему нужно было всё попробовать самостоятельно, всему научиться и научить своих людей.

Различных мастеров Пётр и уговаривал ехать в Россию. Многих уговорить получилось. Но главной цели достигнуть не удалось. Этому помешал бунт стрельцов, организованный царевной Софьей.

Вернувшись домой, Петр I немедленно занялся этим вопросом. Однако он не оставил идею модернизации России по европейскому образцу.

Реформы Петра I

Петр первый

Реформы, проводимые Петром I, имели масштабный характер. Преобразования коснулись многих областей. Еще одной отличительной чертой было то, что правитель не имел конкретного плана действий. Все преобразования проводились бессистемно.

Военная реформа

Была сформирована регулярная армия, созданы рекрутские наборы. Офицеры стали проходить специальную подготовку. Старое снаряжение и экипировка заменялись на новые, по европейскому образцу. В военных преобразованиях Петр I отличился тем, что построил военно-морской флот. Общая численность армии на фоне изменений достигла 200000 человек.

Реформа государственного управления

В 1711 году Боярская дума была заменена на Сенат. В него входили 9 самых приближенных к царю чиновников.

  • разрабатывание законов;
  • контроль финансов;
  • контроль административных органов.

В 1722 году у Сената появился руководитель – генерал-прокурор.

Что касается местного управления, были созданы 8 губерний, которые делились на провинции и уезды.

Приказы заменились коллегиями. Первые коллегии:

  • Военная (вопросы армии);
  • Коллегия иностранных дел (международные и политические вопросы);
  • Берг-мануфактур-коллегия (промышленность);
  • Адмиралтейств-коллегия (вопросы военно-морского флота);
  • Ревизион-коллегия (движения средств казны);
  • Коммерц-коллегия (международные торговые вопросы);
  • Штатс-коллегия (вопросы государственных расходов).

Каждая коллегия имела право заниматься только вверенными ей делами. Позднее по мере необходимости создавались и другие коллегии.

Церковная реформа

В церковном управлении царь тоже провел изменения. В 1721 году для этой цели он создал Святейший синод. Это было нужно, чтобы подчинить церковную власть. Отныне за работой церкви следил обер-прокурор.

Социальная реформа

Культурные реформы

Происходило создание школ различных направлений, появилась Академия наук. Выезд за границу для получения образования поощрялся.

Интересный момент! 1699 год стал самым коротким для русских людей. Он длился всего 4 месяца. В это время Петром I было перенесено празднование Нового года с 1 сентября на 1 января. Также был принят Юлианский календарь. До этого страна жила по Византийскому летоисчислению. По этой системе 1699 год приходился на 7208 год. А 7209 год так и не наступил из-за перехода на Европейское летоисчисление. Вместо него наступил 1700 год.

Экономические реформы

Происходило развитие промышленности. В этом вопросе выделились Урал и Петербург. Успехи были достигнуты в следующих областях:

  • текстильная промышленность;
  • металлургия;
  • шелкопрядие;
  • изготовление бумаги;
  • изготовление стекла.

Появилось много новых отраслей, например, судостроение. Со временем из промышленников стал образовываться костяк буржуазии.

Итогом реформ стало то, что Россия приблизилась в развитии к европейским государствам. Военная мощь страны заметно возросла.

Однако были и отрицательные стороны. Противостояние между верхними и нижними слоями общества усилилось. Обострился вопрос крепостничества.

Абсолютизм

Итогом проведенных реформ стал абсолютизм. Это явление означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека – монарха.

Позднее абсолютизм существовал еще при нескольких поколениях Романовых, пока развитие общественной мысли не положило ему конец.

Читайте также: