Какие изменения произошли в правовом положении православного духовенства

Обновлено: 02.07.2024

Еще в 1649 г. был образован светский Монастырский приказ, суду которого подлежали все церковные лица и зависимое от них население. Государство стремилось полностью подчинить церковь своей юрисдикции. Борьба была жестокой: в 1677 г. Монастырский приказ был упразднен, но в 1701 г. восстановлен с более широкими полномочиями. Он стал фактически высшим административно-судебным учреждением, контролировавшим и управлявшим духовенством, церковными вотчинами и их населением.

В 1700 г. в России упраздняется патриаршество. В 1721 г. была издана Духовная коллегия, стоящая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату (полное название органа: Святейший Правительственный Синод). Однако расширения компетенции Синода не произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и экономическая самостоятельность церкви сохранялась, особенно на уровне местных органов.

В 1726 г. была сделана неудачная попытка разделить синод на два департамента: первый, состоящий из членов Синода, находя­щихся на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управлять богослужебно-каноническими делами церкви. Второй, состоящий из светских чиновников, должен был решать судебные и административно-хозяйственные вопросы церковного управления. Это был проект бюрократизации церковного управления.

В 1744 г. архиерейские домовые правления (исполнительные органы архиереев в епархиях) преобразуются в консистории. В них входили светские чиновники-секретари, в присутствии находилось пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода.

Новые политические взаимоотношения абсолютистского государства и церкви требовали правовой регламентации имущества церкви и правового статуса духовенства. Необходимо было решить вопросы об административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегулировании стала секуляризация церковных земель в 1762—1764 годах.

Уже в первой четверти XVIII в. определилось правовое положение императора в церковной системе:

1) император стал источником и носителем высшей власти в православной церкви, власть церкви стала производной от государственной власти;

2) император осуществлял свою власть в церкви в рамках государственного законодательства;

3) Священный Синод стал органом распорядительной власти императора;

4) церковная организация стала частью государственного аппа­рата, его ведомством. Как государственная, власть монарха была поставлена над церковью.

Разработка положений о церкви, осуществленная Уложенной комиссией 1754 г., затронула ряд существенных вопросов о господствующем положении православной веры. Отход от православия, совращение в нехристианскую веру, богохульство оставались тяжкими преступлениями и наказывались смертной казнью.

Правовой статус других вероисповеданий и церкви полагался ограниченным, их проповедь (не вероисповедание) запрещалась. Также ограничивалось распространение нехристианских вероучений, прежде всего, мусульманства.

Приверженцы раскола получали право на равный с другими подданными суд. Облагались обычным (не двойным) подушным налогом, но вступление их в государственные должности ограничивалось. Распространение вероучения раскольников запрещалось.

В области брачно-семейных прав православные получали определенные привилегии. Вполне законным признавался брак, заключенный между лицами одного вероисповедания. Допускались браки православных с лютеранами, но дети от этого брака могли быть крещены только в православии. Все незаконнорожденные от православных дети считались православными. Наступление государства на имущественные права церкви выразилось уже в ограничении прав собственности церкви на землю и крепостных крестьян: духовные лица лишались права распоряжаться своим имуществом, за ними сохранялось лишь право сбора оброка.

В 1764 г. была проведена секуляризация церковных и монастырских земель. Церковь лишалась вотчинных прав, свыше девятисот тысяч душ перешли в собственность казны и под управление Коллегии экономии.

Из двадцати шести епархий только три оставались на прежнем материальном обеспечении, остальные переходили во второй и третий классы обеспечения. Из девятисот пятидесяти четырех монастырей оставалось триста восемьдесят пять, остальные закрывались. Только пятая часть доходов с прежних земель отводилась на содержание церкви.

В "Наказе" Екатерины II (1768 г.) наряду с тремя общественными слоями (дворянство, "средний род людей", крестьянство) духовенство не упоминалось как особое сословие, подчеркивался; принцип свободы вероисповедания. Ограничено было и участие духовных лиц в работе Уложенной комиссии, высказывались даже предложения о полном упразднении Синода и замене его чисто государственным органов по делам церковного управления.

Сокращалось влияние церковных судов и давалась четкая регламентация их полномочий, чисто юридические принципы вытесняли нормы церковные и нравственные. Многие правонару­шения, касавшиеся церкви приравнивались к должностным, общеуголовным и утрачивали черты квалифицированного преступления. Зато причастность духовного лица к преступлению рассматривалась как отягчающее обстоятельство.

Проекты, выработанные в Уложенной комиссии уложения, определили дальнейшее развитие законодательства о церкви: в 1773 г. была провозглашена свобода вероисповедания. При проведении губернской реформы 1775 г. дела о суевериях передавались в совестные суды, с 1782 г. — в управы благочиния, подчи­ненные городским властям. Туда же передавались дела о волшебстве и богохульстве. С 1772 г. отменялись уголовные наказания за ересь.

На разборе 1769 г. многих духовных лиц, не имевших должностей священно — и церковнослужителей, в возрасте от пятнадцати до сорока лет призвали в армию. Духовенство численно регулировалось по аналогии с государственной бюрократией: в 1786 г. хлебное жалованье было полностью заменено денежным, с 1791 г. началось пенсионное обеспечение священнослужителей.

С 1783 г. вступление в духовное звание было закрыто для крепостных, в 1779 г. были отменены телесные наказания для духовных лиц.

В начале XIX в. правительство стремится создать собственный идеологический аппарат и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается Министерство духовных дел и народного просвещения. Министру передавались административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел. Однако уже в 1824 г. министерство ликвидируется.

Во второй четверти XIX в. в ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее рассматриваемые самим этим органом. В 30-е годы в непосредственное ведение обер-прокурора переходит канцелярия Синода и комиссия духовных училищ.

В 1836 г. создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет, подчиненные обер-прокурору. Bсе исполнительные органы Синода оказались подчиненным одном, лицу, а высший орган церковного управления оказался изолированными от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и административные функции перешедшие к светским органам и чиновникам. Государство стремилось организационно и административно подчинить себе церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.

1. Алфавитный указатель действующих и руководственных канонических постановлений, указов, постановлений и распоряжений Святейшего Правительствующего Синода (1721—1901 гг. включительно) и гражданских законов, относящихся к духовному ведомству Православного исповедания / сост. С. В. Калашников. СПб., 1902.
2. Беллюстин И. Описание сельского духовенства в России // Русский заграничный сборник за 1858 год. Берлин, 1859.
3. Бенедиктов Д. Г. Палачи в рясах. М., 1923.
4. Благовидов Ф. Б. К работе общественной мысли по вопросу о церковной реформе. Казань, 1905.
5. Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди. Мои духовные встречи / сост. А. К. и Н. В. Светозарские. М., 1997.
6. Верховский П. В. Очерки по истории русской церкви в XVIII и XIX вв. Варшава, 1912.
7. Высочайше утвержденный Устав гражданского судопроизводства (20.10.1864 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е (далее — ПСЗРИ II). СПб., 1864. Т. 39. № 41477. С. 306—400.
8. Высочайше утвержденное учреждение Государственной Думы (6.08.1905) // ПСЗРИ-III. Петроград, 1915. Т. 25. № 26661. С. 640—651.
9. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 3. Д. 4305.
10. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 615.
11. ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 837.
12. ГАОО. Ф. 174. Оп. 1. Д. 9.
13. ГАОО. Ф. 174. Оп. 1. Д. 16.
14. ГАОО. Ф. 174. Оп. 1. Д. 141.
15. ГАОО. Ф. 174. Оп. 1. Д. 222.
16. ГАОО. Ф. 174. Оп. 1. Д. 229.
17. Голубинский Е. Е. О реформе в быте русской церкви. М., 1913.
18. Грекулов Е. Ф. Нравы русского духовенства. М., 1928.
19. Дмитриев А. Церковь и идея самодержавия в России. М., 1930.
20. Законы о состояниях // Свод Законов Российской империи (далее — СЗРИ). СПб., 1857. Т. 9.
21. Знаменский П. В. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра Великого. Казань, 1873.
22. Зольникова Н. Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск, 1981.
23. Зырянов П. Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905—1907 гг. М., 1984.
24. Колесникова В. Л. Правовая регламентация жизни вдов служителей церкви во второй половине XIX — начале XX в. (На примере Курской губернии) // Успехи современного естествознания. 2006. № 11. С. 23—27.
25. Мельгунов С. Церковь и государство в России. М., 1907.
26. Николаевский П. Русская церковь в царствование государя императора Александра III. СПб., 1894.
27. О дополнительных правилах к уставам о духовных училищах (27.08.1814 г.) // ПСЗРИ-I. Т. 32. № 25658. С. 885—888.
28. О заведении шнуровой книги для внесения записей на домы и дворы священно- и церковнослужителей и о порядке перехода таковых мест от одного лица к другому (22.01.1768) // ПСЗРИ-I. Т. 18. № 13067. С. 443—445.
29. О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных (17.04.1863) // ПСЗРИ-II. Т. 38. № 39504. С. 352—253.
30. О правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий (15.03.1871) // ПСЗРИ-II. СПб., 1874. Т. 46. № 49361. С. 203—204.
31. О правилах приема в военную службу вольноопределяющимися детей белого духовенства (25.07.1827) // ПСЗРИ-II. СПб, 1830. Т. 2. № 1262. С. 629—630.
32. О предоставлении права обязываться векселями всем сословиям, коим по закону дозволено вступать в долговые обязательства (3.12.1862) // ПСЗРИ-II. Т. 37. № 38993. С. 452—453.
33. О семейных правах детей православного духовенства (20.03.1871) // ПСЗРИ-II. СПб., 1874. Т. 46. № 49382. С. 231—232.
34. О усовершении Духовных Училищ; о начертании правил для образования сих Училищ и составлении капитала на содержание Духовенства (26.06.1808) // ПСЗРИ-I. Т. 30. № 23122. С. 368—395.
35. Об общих средствах призрения для всего служащего при церквах духовенства (22.05.1867) // ПСЗРИ-II. СПб., 1871. Т. 42. № 44610. С. 797—798.
36. Об освобождении домов священно- и церковнослужителей от полицейских повинностей (3.12. 1798) // ПСЗРИ-I. Т. 25. № 18772. С. 463—464.
37. Об освобождении от постоя дворов священно- и церковнослужителей, состоящих в действительной службе при церквах (7.04.1742) // ПСЗРИ-I. Т. 11. № 8546. С. 597—598.
38. Об устройстве детей лиц православного духовенства (26.05.1869) // ПСЗРИ-II. СПб., 1873. Т. 44. № 47138. С. 521—522.
39. Об учреждении особых Присутствий и других мерах для улучшения быта православного духовенства (14.04.1863) // ПСЗРИ-II. СПб., 1866. Т. 38 № 39481. С. 339—340.
40. Писарев В. Церковь и крепостное право в России. М., 1930.
41. Положение о Губернских и уездных земских учреждениях (01.01.1864) // ПСЗРИ-II. СПб., 1874. Т. 39. № 40457. С. 1—14.
42. Положение о способах к улучшению состояния духовенства (06.12.1829) // ПСЗРИ-II. СПб., 1829. Т. 4. № 3323. С. 834—836.
43. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке. М., 1995.
44. Пулькин М. В. Православный приход и власть в середине XVIII — начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск, 2009.
45. Римский С. В. Российская церковь в эпоху великих реформ (церковные реформы 1860—1870 гг.). М., 1999.
46. Римский С. В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. 1996. № 4. С. 32—48.
47. Ростиславов Д. И. О православном белом и черном духовенстве в России : в 2 т. Лейпциг, 1866.
48. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра II. Казань, 1898.
49. Рыбкин Г. Православие на службе самодержавия в России. М., 1930.
50. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / сост. Т. В. Барсов. СПб., 1885. Т. 1.
51. Симина В. А. К истории сословной политики самодержавия в 60-е гг. XIX в. (Изменение законодательства о духовном сословии) // Вестник Ленинградского государственного университета. Сер. История, язык, литература. 1982. Вып. 3, № 14. С. 124—127.
52. Смолич И. К. История Русской церкви: 1700—1917 : в 2 т. М., 1996.
53. Титлинов Б. Б. Православие на службе самодержавия в Русском государстве. Л., 1924.
54. Устав Духовных Консисторий. СПб., 1843.
55. Устав о воинской повинности (01.01.1874) // ПСЗРИ-II. СПб., 1874. Т. 49. № 52983. С. 1—29.
56. Уставы о повинностях. Уставы рекрутские // СЗРИ. СПб., 1857. Т. 4.
57. Уставы о податях // СЗРИ. СПб., 1857. Т. 5.
58. Федоров В. А. Русская православная церковь и государство. СПб., 2003.
59. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1890—1907. Т. 9.

5 февраля 2013 года Освященный Архиерейский Собор принял новую редакцию Устава Русской Православной Церкви. Документ, согласно которому организована внутренняя жизнь Церкви, – не застывший во времени письменный памятник канонического права. Это документ, в котором находят отражение важнейшие изменения церковной жизни. Предлагаем нашим читателям экскурс в историю, который позволит увидеть, как на протяжении веков изменялись уставы церковной жизни, какими документами руководствовались в своей деятельности Первоиерархи, архипастыри и священнослужители Русской Церкви.

Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
В первые века бытия Русской Церкви

До обретения автокефалии в XV веке Русская Православная Церковь как одна из митрополий Константинопольского Патриархата руководствовалась теми же "Номоканонами", что и Константинопольская Церковь, все постановления ее Соборов, Патриархов и Синодов были обязательными и для Русской Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям.

При этом как автономная митрополия Константинопольского Патриарха Русская Церковь осуществляла и свою суверенную законодательную деятельность в пределах этой автономии. Местными органами церковного правотворчества в первую очередь были Соборы. Кроме соборных постановлений, к памятникам церковного законодательства древней Руси принадлежат также канонические послания и ответы митрополитов и епархиальных архиереев.

Своеобразие отечественной истории в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: местной великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами.

Сохранились и некоторые грамоты византийских императоров по русским церковным делам, но участие императоров в церковной жизни Руси было весьма ограничено и в силу ее политической независимости от Константинополя, и ввиду географической удаленности Русской земли.

Уставы жизни автокефальной Русской Церкви

Собор 1675 года установил положения о преимуществах и отличиях Патриарха, митрополита, архиепископа, епископа и других иерархических лиц.

Церковные правоотношения регламентировались и государственным законодательством. В Московской Руси, помимо Освященных (церковных) Соборов, созывались Земские соборы. Так, принятое двухпалатным Собором и изданное в 1649 году Уложение включало в себя в том числе главы, посвященные делам церковным.

Синодальный период

Восстановление Патриаршества в преддверии тяжелейших гонений на Церковь

Каноническая ущербность синодальной системы отягощала совесть архиереев, клириков и мирян. Во второй половине XIX века необходимость преобразования церковного строя начинает обсуждаться публично. У церковного народа появляется надежда на созыв Всероссийского Поместного Собора. В умах людей, особенно болезненно переживавших неканоничность синодального управления, зреет мысль о восстановлении Патриаршества.

Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер.

Патриарха Собор наделил правами, соответствующими каноническим нормам, прежде всего 34 Апостольскому правилу и 9 правилу Антиохийского Собора: нести попечение о благополучии Русской Церкви и представлять ее перед государственной властью, сноситься с автокефальными церквами, обращаться к всероссийской пастве с учительными посланиями, заботиться о своевременном замещении архиерейских кафедр, давать епископам братские советы. Патриарх получил право посещения с визитами всех епархий Русской Церкви и право принимать жалобы на архиереев. Согласно Определению, Патриарх является епархиальным архиереем Патриаршей области, которую составляют Московская епархия и ставропигиальные монастыри. Управление Патриаршей областью под общим руководством Первоиерарха возлагалось на архиепископа Коломенского и Можайского.

Поместный Собор 1917-1918 гг. образовал два органа коллегиального управления Церковью в период между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а в ведение Высшего Церковного Совета — административные, хозяйственные, школьно-просветительные. И, наконец, особо важные вопросы, связанные с защитой прав Русской Православной Церкви, подготовкой к предстоящему Собору, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и Высшего Церковного Совета.

Высший Церковный Совет просуществовал в Русской Церкви совсем недолго. Уже в 1921 году в связи с истечением трехлетнего межсоборного срока прекратились полномочия избранных на Соборе членов Синода и Высшего Церковного Совета, а новый состав этих органов был определен единоличным Указом Патриарха в 1923 г. Указом Патриарха Тихона от 18 июля 1924 года Синод и Высший Церковный Совет были распущены.

Жизнь Русской Церкви под гнетом атеистического государства

В мае 1927 года Заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) учредил Временный Патриарший Синод. Но это было лишь совещательное учреждение при Первоиерархе, которому принадлежала тогда вся полнота высшей церковной власти.

8 сентября 1943 года в Москве открылся Архиерейский Собор, в состав которого входили три митрополита, одиннадцать архиепископов и пять епископов. Собор избрал митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

В отличие от документов Собора 1917-1918 годов, в указанном Положении наша Церковь называется не Российской, а, как и в древности, Русской.

Священный Синод, согласно Положению об управлении Русской Православной Церковью 1945 года, отличался от Синода, образованного в 1918 году, тем, что он не делил свою власть с Высшим Церковным Советом и имел иной состав, а от Временного Синода при Заместителе Местоблюстителя он отличался наличием реальной власти, поскольку не являлся только совещательным органом при Первоиерархе.

Архиерейский Собор, состоявшийся в 1961 году, пересмотрел Положение о Русской Православной Церкви в части, касающейся приходского управления; клирики устранялись от распоряжения материальными средствами приходов, которое возлагалось теперь исключительно на приходские собрания и приходские советы во главе с их председателями-старостами. Это решение утвердил в 1971 году Поместный Собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков).

Новый период исторического бытия Русской Православной Церкви

Этот документ на двенадцать лет стал основным законом нашей Поместной Церкви, а в 2000 году согласно решению Юбилейного Архиерейского Собора году его сменил новый Устав, который также со временем претерпевает изменения, являющиеся отражением изменений в жизни Русской Церкви.

Ныне действующий Устав Русской Православной Церкви был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. Документ составили положения, регламентирующие деятельность Русской Православной Церкви как Поместной Автокефальной Церкви, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. В Уставе говорится о порядке созыва и работы Поместного Собора и Архиерейского Собора, их статусе и полномочиях; отдельная глава посвящена деятельности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Также в документе содержатся положения, касающиеся деятельности Священного Синода, Московской Патриархии и Синодальных учреждений, церковного суда. Устав также содержит положения, регулирующие вопросы учреждения и жизнедеятельности самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, и перечисляет существующие в настоящее время самоуправляемые Церкви, рассматривает вопросы, связанные с деятельностью Экзархатов Русской Православной Церкви, учреждением и жизнедеятельностью Митрополичьих округов в составе Московского Патриархата.

Уставом регламентируются деятельность епархий Русской Православной Церкви, благочиний, учреждений Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье; регулируются вопросы создания и жизнедеятельности приходов и монастырей, работы учебных заведений Русской Православной Церкви, а также другие вопросы, касающиеся церковного управления и деятельности церковных учреждений.

Изменения Устав ранее вносились Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 годов.

Освященный Архиерейский Собор 2013 года, изучив предложения Межсоборного присутствия по уточнению полномочий Поместного и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, по определению правил избрания Патриарха Московского и всея Руси, а также по составу Поместного Собора, вынес Определение о принятии новой редакции Устава Русской Православной Церкви. Кроме того, Священный Синод принял ряд решений, требующих внесения изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви. В частности, это решения об учреждении Среднеазиатского митрополичьего округа, о создании Высшего Церковного Совета, об образовании митрополий, об образовании епархиальных викариатств, о внесении изменений в составе Священного Синода. Эти изменения нашли отражение в новой редакции Устава. Вместе с новой редакцией этого документа Собор утвердил Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси и Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви.

В начале XVIII века в России был проведен ряд мероприятий, которые в истории известны как церковные реформы Петра 1. Цель этих преобразований заключалась в кардинальном изменении системы управления православной церковью. Император хотел, чтобы церковь полностью подчинялась светской власти, а ее административная и экономическая самостоятельность была ликвидирована.

Причины и цели церковной реформы Петра 1

Исторические предпосылки

К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.

Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:

Император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин,

  • Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
  • Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
  • Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.

С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:

  • Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
  • Подчинение духовенства государственным законам и царю.
  • Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
  • Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
  • Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.

Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.

Причиной обращения императора именно к восточным священнослужителям стало то, что они находились на содержании российского правительства, а патриарх Досифей информировал обо всем происходящем в Константинополе.

Проведение реформы

После смерти патриарха Адриана император всячески стал препятствовать избранию нового главы духовенства. Одновременно был создан Монастырский приказ, которому отошли земли монастырей и архиерейское имущество. Руководил им светский человек, то есть фактически весь контроль и судебные дела над священнослужителями осуществляло государство.

Проведение церковной реформы

Петра 1 больше всего интересовало церковное богатство, поэтому первые преобразования носили больше материальный интерес, чем духовный. Было издано несколько указов, которые ограничивали деятельность духовенства:

  • из монастырей были выгнаны все инакомыслящие;
  • в монахини разрешалось вступать только после 40 лет;
  • монахам запрещалось владеть земельными участками;
  • запрещено было подавать милостыню, а добровольные взносы можно было сделать только в богадельнях.

Решение царя о дальнейшей судьбе церковного устройства

Решению царя о дальнейшей судьбе церковного устройства помешала Северная война, а после победы в ней император вернулся к реформированию. Для решения некоторых нюансов он привлек к помощи епископа Нарвского и Псковского, на которого была возложена разработка регламента взаимодействия государства и церкви.

Согласно этому документу царь издал указ об упразднении патриаршества и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:

Синод, который зависел от Петра 1

  1. Император.
  2. Синод.
  3. Митрополиты и епископы.
  4. Священники.
  5. Диаконы.

Синод, который зависел от Петра 1, представлял собой коллегиальную структуру, состоявшую из епископов. В итоге создание нового органа привело к отмене существования соборов и патриаршества почти на 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который был обязан осуществлять контроль деятельности Синода.

Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было существенно сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.

Во время проведения церковной реформы положение традиционных конфессий (мусульманство, католицизм) стало широко распространяться в России, но ведущей считалось православие. Поэтому мусульмане, владеющими земельными участками, не имели права владеть православными крестьянами.

Итоговые результаты

Последствия церковных реформ обладают как положительными, так и отрицательными результатами. Ниже представлена таблица с минусами и плюсами преобразований.

Достоинства Недостатки
В государственную казну стали поступать деньги с духовенства. Церковные земельные участки начали продавать всем желающим, а монастырский доход стал облагаться налогом. Стали более жесткими правила посещения церквей. Каждый гражданин раз в год обязан исповедоваться, что контролировалось очень строго. При этом тайна исповеди не соблюдалась.
Велась борьба с нищенством, а в богадельни стали допускаться только действительно немощные люди. Граждане другого вероисповедания в течение полугода должны были принять православие. За это полагались некоторые поощрения.
Уменьшилось количество священнослужителей, что позволило более эффективно распределить человеческие ресурсы. На улице нельзя больше было подавать милостыню.
Преобразование календаря было связано с проведением реформ, а дата 1 января стала наступлением нового года. Женщинам в монастырях разрешили постриг только после 40 лет.
Сократилось число бродячих священнослужителей. На дому они могли посетить только больных и умирающих людей. Несмотря на реформы, число бедных и попрошаек все равно росло. Их насильно отлавливали, избивали и отправляли назад хозяину.

​Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов.

Говоря кратко о ходе церковной реформы Петра I, важно отметить ее продуманный и целенаправленный характер. По окончанию реформы, Россия, в результате, сложилась абсолютная монархия, а церковь окончательно потеряла свое влияние на власть.

cerkovnaya-reforma-petra-1.jpg

Церковная реформа Петра I

С 1701 по 1722 годы Петр Великий пытался снизить авторитет Церкви и установить контроль над ее административно-финансовой деятельностью. Предпосылками к этому стал протест Церкви против происходящих в стране изменений, называя царя антихристом. Имея огромный авторитет, сравнимый с авторитетом и полнотой власти самого Петра, Патриарх Московский и Всея Руси был главным политическим конкурентом российского царя-реформатора.

istoriya-37672-molodoy-petr.jpg

Рис. 1. Молодой Петр.

Кроме всего прочего, у Церкви были накоплены огромные богатства, которые были необходимы Петру для ведения войны со шведами. Все это связывало руки Петру для использования всех ресурсов страны ради желанной победы.

Перед царем стояли задачи ликвидировать экономическую и административную автономии Церкви и снизить численность духовенства.

Таблица “Суть проводимых реформ”

События

Содержание

Заменить избрание Патриарха Церковью императорским назначением

Петром лично был назначен новый Патриарх

Секуляризация крестьян и земель

Ликвидация финансовой автономии Церкви

Церковные крестьяне и земли переданы в управление Государству.

Уменьшить количество священнослужителей

Нельзя строить новые монастыри и проведение переписи монахов

Контроль Сената над Церковью

Ограничение административной свободы Церкви

Создание Сената и передача в его управление церковных дел

Указ об ограничении числа священнослужителей

Повышение эффективности распределения человеческих ресурсов

Служители прикрепляются к определенному приходу, им запрещено странствовать

Подготовительный этап упразднения Патриаршества

Получить всю полноту власти в империи

Разработка проекта учреждения Духовной Коллегии

25 января 1721 года является датой окончательной победы императора над патриархом, когда патриаршество было упразднено.

istoriya-37672-general-prokuror-yaguzhinskiy.jpg

Рис. 2. Генерал-прокурор Ягужинский.

Актуальность темы была не только при Петре, но также и при большевиках, когда упразднялась не только церковная власть, но и сама структура и организация Церкви.

istoriya-37672-zdanie-12-kollegiy.jpg

Рис. 3. Здание 12 коллегий.

Духовная Коллегия имела и другое название – Правительствующий Синод. На должность обер-прокурора Синода назначался светский чиновник, а не духовное лицо.

Как следствие, реформа Церкви Петра Великого имела свои плюсы и минусы. Так, Петр открыл для себя возможность вести страну к европеизации, однако в случаях, если этой властью начать злоупотреблять, в руках другого человека Россия могла оказаться в деспотическом режиме. Тем не менее, последствиями являются снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Постепенно все учреждения начали сосредотачиваться вокруг Санкт-Петербурга, в том числе и церковные. За деятельностью Синода велось наблюдение фискальными службами.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование.

Итоги реформы

  • Упразднена должность Патриарха;
  • Увеличены налоги;
  • Ведутся рекрутские наборы из церковных крестьян;
  • Снижено число монахов и монастырей;
  • Церковь зависима от императора.

Что мы узнали?

Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел неограниченную власть, установив в России абсолютизм.

Тест по теме

Что не входило в список задач, стоявших перед Петром I в отношении Церкви?

  • Уменьшение административной автономии
  • Уменьшение финансовой автономии
  • Уменьшение численности духовенства
  • Упразднение всей церковной системы

Пётр Великий стремился к укреплению абсолютной монархии. Его целью был контроль над всеми сферами жизни граждан, в том числе и духовной.

Первые изменения

В 1701 году был создан Монастырский приказ, по которому под контроль были взяты архиерейские и монастырские владения и земли. На доходы церкви содержалась армия, а также школы и богадельни. Таким образом были взяты под контроль финансы церкви.

Кроме этого, церковнослужители были обязаны отбывать воинскую службу. Среди священников начали проводиться рекрутские наборы.

Такие изменения стирали грани между особым положением церкви и простых граждан.

Священный Синод

В 1721 году по приказу Петра Великого был учреждён специальный орган для контроля над церковью — Священный Синод. Патриаршество было упразднено. Для граждан стало обязательным посещение храма и исповедь.

Во главе Синода стоял обер-прокурор, который находился на государственной службе. В обязанности последнего входило обязательное информирование о подозрительных планах жителей страны, которые были услышаны на исповеди. Таким образом, нарушались церковные таинства. Фактически церковь была подчинена государству.

Прочие изменения в жизни церкви

Количество священников значительно уменьшилось, а за каждым приходом был закреплён свой настоятель.

Церковнослужители были обязаны в своём приходе нести просвещенскую деятельность, то есть учить молитвам простых людей, читать проповеди и уважать государя и церковь. В связи с такими изменениями значительно было сокращено количество белого духовенства.

Чёрное духовенство также претерпело реформирование. Монахам запрещалось на длительное время покидать стены монастырей. Разрешение на отлучки давалось настоятелем и в письменном виде. Такое решение было обусловлено личным отношение государя к монастырям. Он считал, что в их стенах зреют заговоры против власти.

Стараниями Петра Великого к церковным приходам относились духовные школы, где обучались дети прихожан.

Результат

В ходе изменения внутри церкви в 17 веке духовная и светская власть оказалась в руках государя. Пётр I сделал церковь опорой для государства, таки образом укрепив самодержавие.

tserkovnaya-reforma-petra-1.jpg

Свою церковную реформу Пётр I проводил упорно и целенаправленно на протяжении многих лет

Проведённая в начале 18 века церковная реформа Петра I была тщательно продумана царём. Он решил, что церковь стала второй властью в стране, и это положение его категорически не устроило, а потому царь приложил все усилия для дискредитации духовенства. Позднее, при его преемниках, многие из его преобразований были отменены, но положение церкви всё равно изменилось очень сильно. Свою роль сыграл и церковный раскол, случившийся при Алексее Михайловиче, отце Петра I, из-за которого количество внутренних проблем в церковной среде лишь возросло. Соответственно, задачей церковной реформы Петра стало установление стабильности в этом вопросе. Кроме того, самодержец хотел отобрать у духовного сословия власть, сосредоточив её полностью в своих руках. Известно, что он даже хотел полностью уничтожить монастыри, считая их ненужными и вредными, но так и не решился на столь радикальную меру. Вместо этого он ввёл ряд ограничений, которые, правда, не успели вступить в полную силу из-за кончины самодержца.

Причины церковной реформы Петра I

Цели и задачи церковной реформы Петра I

Царь всеми силами стремился избежать религиозных войн, которые были вполне реальной во времена церковного раскола 17 века. Другой задачей церковной реформы Петра I было ограничение власти духовенства, особенно патриарха, и этой цели он достиг. Заменив практически всесильную должность патриарха на позицию Блюстителя патриаршего престола, создав подчинённые себе Святейший Синод и Монастырский приказ, Пётр I добился своего. При нём церковь полностью утратила независимость, её финансовыми делами стал ведать вышеупомянутый Монастырский приказ, а верхушка духовного сословия попала в прямую зависимость от самодержца. При этом царь считал уровень образования священников очень низким, а ведь они была напрямую связаны с образовательной системой, и от них многое зависело. Так что другой целью церковной реформы Петра I было повышение уровня образованности среди духовенства, что и было достигнуто благодаря постройке духовных училищ и семинарий по всей стране. Одновременно с этим началось притеснение монастырей – монахов Пётр Первый считал дармоедами и нахлебниками, а потому его “Духовный регламент” заметно усложнил им жизнь.

Суть церковной реформы Петра I кратко

Преобразования Петра Великого, затронувшие духовное сословие, были его борьбой с духовенством. Признавая полезность религии, как инструмента для управления страной, царь стремился поставить этот инструмент себе на пользу, не желая делить власть с главой церкви. По сути, церковная реформа Петра I просто лишила духовное сословие самостоятельности, поставив его в прямую зависимость от государственной власти. Церковь лишилась множество привилегий, появились дополнительные налоги и штрафы, деятельность низших представителей духовного сословия начала ограничиваться – царь прилагал все усилия для того, чтобы выжать из института церкви максимум пользы для страны. Разумеется, из-за этого он не приобрёл популярности среди духовного сословия, но зато это помогло ему укрепить вертикаль государственной власти. Задачи церковной реформы Петра Первого были выполнены – он ограничил власть духовенства и укрепил свою собственную.

Итоги и последствия церковной реформы Петра I

  • Должность главы церкви была фактически ликвидирована. Патриарх традиционно был одним из первых лиц в стране, но Пётр Первый, создав взамен позицию Блюстителя патриаршего престола, фактически упразднил её. А этот Блюститель был человеком на жалованье, его можно было назначить и уволить в любой момент.
  • Вступил в силу запрет на строительство новых монастырей. Сперва только в Сибири, а затем и по всей стране. В результате церковных реформ Петра I привлекательность монашеской жизни снизилась, а процесс становления монахом усложнился, что привело к снижению численности чёрного духовенства. Позднее запрет на строительство был отменён.
  • Церковные крестьяне стали рекрутироваться в армию. В прошлом принадлежавшие духовенству крепостные были свободны от рекрутского набора, но царь изменил это обстоятельство.
  • Автономность церкви снизилась. Причём как финансовая, так и административная! Именно это можно назвать основным последствием церковной реформы Петра I: церковь стала зависимым от самодержца государственным институтом, утратив самостоятельность.

Церковные преобразования Петра I. Упразднение патриаршества. Создание Священного Синода.

petr-1-ekonomiceskie-raformi.jpg

Церковные преобразования Петра 1

Причины, предпосылки и цель церковной реформы Петра I

Историки отмечают, что церковные преобразования Петра Первого необходимо рассматривать не только в контексте других государственных реформ, которые позволили сформировать новое государство, но и в контексте прошлых церковно-государственных отношений.

Прежде всего, следует вспомнить фактическое начало противостояния между патриаршей и царской властью, которые разворачивались почти за век до начала правления Петра. Стоит упомянуть глубокий конфликт, в который был включён и его отец – царь Алексей Михайлович.

Одним из самых первых подобных актов в России было подписание Соборного уложения в 1649 году, когда царь фактически ограничил церковную власть, что было расценено как первые признаки тог, что рано или поздно царь всё же отберёт церковные земли, что и происходит в восемнадцатом веке.

Пётр Первый, несмотря на свой юный возраст, имел опыт конфликтных отношений. Помнил он и напряжённые взаимоотношения своего отца с Никоном, бывшим при нём патриархом. Однако, сам Пётр не сразу пришёл к необходимости проведения реформ, регулирующих отношения между государством и церковью. Так, в 1700 году после кончины патриарха Адриана, правитель останавливает данный устой на двадцать один год. При этом, спустя год он одобряет, отменённый за несколько лет до этого монастырский приказ, сутью которого как раз было управление всеми церковными изменениями со стороны государства и владение судебными функциями, которые распространялись на людей, проживающих в церковных имениях.

Как видим, в самом начале царя Петра интересовал лишь фискальный аспект. То есть, он заинтересован, насколько велики церковные доходы, приносимые патриаршей сферой и иными епархиями.

Перед окончанием долгой Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, правитель снова пытается внести ясность в форму государственно-церковных отношений. На протяжении всего периода войны так и не было понятно, будет ли созван Собор и будут ли даны Петром санкции на выбор патриарха.

Упразднение патриаршества и создание Священного Синода

Вначале царь, видимо и сам не был полностью уверенным в решении, которое ему стоит предпринять. Однако, в 1721 году он избирает человека, который должен был предложить ему совершенно отличную новую систему государственно-церковных отношений. Этим человеком был епископ Нарвский и Псковски Феофан Прокопьевич. Именно он должен был в установленное царём время создать новый документ – Духовный регламент, полностью включивший в себя описание новых взаимоотношений государства и Церкви. Согласно подписанному царём Петром Первым регламенту патриаршество было полностью упразднено, а вместо него был учреждён новый коллегиальный орган с названием Святейший Правительствующий Синод.

Стоит отметить то, что сам Духовный регламент является довольно интересным документом, представляя собою не столько закон, сколько публицистику, обосновывающую обновлённые отношения государства и Церкви в имперской России.

Священный Синод представлял собой коллегиальный орган, все члены которого назначались на должности исключительно самим императором Петром. Он всецело зависел от императорских решений и власти. В самом начале формирования органа состав его должен был носить смешанный характер. Он должен был включать в себя епископов, монашествующее духовенство и белое духовенство, то есть, женатых священников. Глава Синода назывался при Петре не иначе как президентом духовной коллегии. Однако, позже, в него, по большей части, будут входить только епископы.

Таким образом, царю удалось упразднить патриаршество и вычеркнуть на два столетия из русской истории Церковные Соборы.

По этой причине такие обер-прокуроры имели право толковать текст царского указа, согласно своим интересам и склонностям. Одни – достаточно жёстко вмешивались в дела Церкви, пытаясь максимально расширить собственные полномочия на данной должности, а другие – вовсе не хотели разбираться с деталями работы, ожидая довольно оплачиваемой пенсии.

Таблица: церковная реформа императора Петра I

Преобразования церкви Петра I
Ликвидация независимости церковной власти от светской власти
Упразднение патриаршества Создание Святейшего Синода

Церковные преобразования Петра I

cerkovnie-preobrazovania-petra-1.jpg

Церковные преобразования Петра I

Схема: реформы Петра I в духовной сфере

praobrazovania-petra-1-v-duhovnoy-sfete.jpg

Схема: церковная реформа Петра I

Читайте также: