Какие из приведенных в перечне источников права относятся к древнему обычному праву законы хаммурапи

Обновлено: 18.05.2024

Основным источником права Древнего Вавилона считаются Законы царя Хаммурапи, принятые в XVIII в. до н.э. Причина их принятия лежит в сфере экономических и социальных противоречий, приведших богатые и бедные слои общества к противостоянию.

Совокупность указанных причин и вызвала необходимость разработать и принять новый крупный нормативный акт, который бы, во-первых, несколько уменьшил социальную напряженность в обществе; во-вторых, укрепил общественный порядок, в том числе и правопорядок, с учетом новых экономических и социальных процессов; в-третьих, содействовал в конечном итоге более действенной правовой защите существующего государственно-политического режима. До настоящего времени нет сведений, позволяющих проследить историю разработки и принятия Законов Хаммурапи. Можно лишь предположить, что, как и любой памятник права, он готовился в течение относительно длительного времени, а не подготовлен в одночасье. При подготовке проекта Законов Хаммурапи его составители использовали различные источники права: правовые обычаи, традиции, нормативные акты текущего законода тельства, правовые прецеденты и религиозные писания. Непосредственное влияние последнего источника слабо отражено в основной части памятника права. В силу сравнительно низкого уровня развития законодательной техники по структуре Законы Хаммурапи несовершенны: его текст не разделен на части (главы, разделы) и статьи (параграфы), да и изложение правовых норм дается в казуистической форме, а не абстрактной. Условно в Законах Хаммурапи можно выделить три части: введение, основная часть и заключение. Во введении в описательной манере указываются некоторые причины и цели принятия Законов Хаммурапи, их божественный характер. В основной части излагаются конкретные нормы (правовые предписания) различных отраслей права и ответственность за их нарушение. В заключении вновь подчеркивается божественный характер законов, которые должны соблюдаться всеми.

Законы Хаммурапи обнаружили французские археологи в 1901 г., и первым его переводчиком был французский ученый В. Шейл, который для удобства научного изучения текста и пользования им выделил в нем 282 статьи. Текст Законов был высечен на базальтовой стеле, вверху которой; был изображен бог солнца Шамаш и коленопреклоненный царь Хаммурапи, а затем шел текст самих законов. Законы Хаммурапи как сборник действующих правовых норм в Вавилоне богат по содержанию. Он охватывает большой круг общественных отношений и содержит правовые предписания (нормы, положения), относящиеся к государственному (конституционному) праву, уголовному, гражданскому, брачно-семейному, процессуальному. При этом следует иметь в виду, что в период действия Законов Хаммурапи древневавилонское право не знало такого понятия как отрасли права, выделение которых и их название введены учеными для лучшего изучения правовых положений памятника права с учетом современной системы права и правовой терминологии. Гражданское право по Законам Хаммурапи. К основным институтам гражданского права относятся лица, собственность, вещи, обязательства, договоры и др. Они в той или иной мере отражены в Законах Хаммурапи. Лицами в гражданско-правовых отношениях древнего Вавилона в ХУШ в. до н.э. признавались как физические (человек), так и юридические лица (церковь, община, дворец царя). Физическим лицом признавался, как правило, свободный человек (воин, тамкар, ремесленник, надитум и т.д.) независимо от своей социальной принадлежности. В Законах Хаммурапи не указан возраст гражданской дееспособности. Этот вопрос решался в каждом конкретном случае судьей на основе правового обычая или правового прецедента. Нет отдельной статьи, в которой бы определялся объем правоспособности в зависимости от пола (женщина, мужчина), физического состояния (здоровый или сумасшедший). Только анализ различных норм позволяет сделать общий вывод, что и женщина, хотя и не в полном объеме, наравне с мужчиной обладала гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Например, в ст. 40 речь идет одновременно о правах тамкара (купца) и надитум (жрицы) на продажу дома, поля и сада; в ст. 109 — о доме женщины-корчемницы. Правоспособность женщины зависела и от того, была ли женщина замужем или нет, была ли она светской женщиной или жрицей и ряда других обстоятельств. Большое внимание в памятнике права уделено и такому важному институту гражданского права, как собственность. В собственности могло быть как движимое (зерно, раб, лодка, оружие, драгоценности и т.п.), так и недвижимое имущество (дом, поле, сад и др.). Любое посягательство на имущество наказывалось, но тяжесть наказания зависела от формы собственности (дворцовое или частное), от вида имущества и многих других обстоятельств, при которых совершено посягательство на имущество. Анализ статей 6 и 8 дает основание утверждать, что законодатель различал три формы собственности: дворцовую (государственную), храмовую (церковную) и частную. Способами приобретения собственности по Законам Хаммурапи были наследование (ст. 168), дарение (ст. 150), завещание (ст. 165), договор (ст. 278). Такие способы приобретения собственности, как царская служба и военная добыча, которые имели широкое применение на практике, прямо не указаны в законах. В Законах Хаммурапи большое внимание уделено такому институту гражданского права, как договор. Следует заметить, что в силу несовершенства законодательной техники в памятнике права нет общего понятия договора, основных условий его законности, но, касаясь того или иного вида договора, указываются отдельные обязательные условия, которые должны соблюдаться сторонами при его заключении. Из анализа статей, посвященных договорам, усматривается, что по способу заключения договоры были и устные (ст.ст. 7, 106, 124), и письменные (ст.ст. 7, 165). По содержанию в Законах Хаммурапи речь идет о договорах купли-продажи (ст.ст. 9, 40 и др.), найме (лица и имущества) (ст.ст. 78, 228, 257, 273, и др.), залога (ст. 114, 115), аренды (ст.ст. 42, 45, 46 и др.), хранения (ст.

Читайте также: