Какие источники влияют на формирование современного российского права эссе

Обновлено: 04.07.2024

Актуальность темы. Тема источников современного российского права традиционно является одной из ключевых для отечественной правовой науки и неизменно привлекает повышенное внимание исследователей. При этом, несмотря на весьма внушительную историю разработки проблем, связанных с сущностью, содержанием, эволюцией источников права, наблюдаются серьезные разногласия по широкому кругу относящихся к ним вопросов. Это обстоятельство свидетельствует о том, что трудности, с которыми в данном случае сталкиваются исследователи, обусловлены не только отсутствием четкого понимания источников права, единой концепции их исследования, но и сложностью, неоднозначностью самого изучаемого феномена.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. …1
Глава 1. Понятие источников современного Российского права
1.1 Проблема источников права в истории правовой мысли…………..…3
1.2 Юридическое понятие источника современного Российского права.8
Глава 2. Источники современного права в Российской Федерации
2.1. Основные принципы системы источников современного права в РФ…………………………………………………………………………………12
2.2. Виды источников современного права в РФ…………………………15
Заключение………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

Правовые обычаи представляют собой естественноисторический процесс развития и становления санкционированных источников права. Будучи одной из первых исторических форм права, появившихся помимо государственной правотворческой деятельности, они инициировали последующее возникновение иных источников права санкционированного характера и способствовали их закреплению в правовых системах. Они демонстрируют особый путь, особый метод правообразования, который государство вынуждено терпеть и использовать с целью обеспечения единства и согласованности всей системы источников права. И все-таки государственный интерес присутствует и в правовых обычаях, ибо их санкционирование, правотворческое или молчаливое, свидетельствует о том, что государственная власть берет их под свое покровительство и защиту, возводит просто социальные обычаи в ранг правовых. В связи с этим, справедливо отмечает В.М. Баранов, правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства[75].

Правовой обычай есть объективно сложившееся в результате неоднократного повторения правило общественного поведения, основанное на соображениях его целесообразности и полезности, которое признается государством в качестве источника права. Другими словами, это вошедшее в привычку и достаточно широко применяемое правило поведения, отражающее правовое содержание общественных отношений, которому придана форма позитивного права[76]. В основе правового обычая лежат признаки многократности применения, целесообразности, полезности и авторитетности выработанного практикой человеческого общения стандарта, образца поведения в определенных жизненных условиях. В отличие от других источников права правовой обычай характеризуется своеобразием своей формы. Он менее формализован и значительно больше предоставляет сторонам свободу собственного усмотрения, согласования индивидуальных воль. Следование санкционированному обычаю означает не только выражение согласия с государственной волей, но и проявление социальной солидарности с нормами общественного порядка, на которых он основывается. Вся система реально существующих правовых обычаев образует так называемое обычное право, роль и авторитет которого в различных правовых системах мира существенно отличается.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что обычай как самостоятельная форма правообразования восполняет пробелы в зонах правового общения, а также там, где предписания правовых актов нежизнеспособны. Чем совершеннее законодательство, тем меньше роль и сфера обычая. Все вышесказанное также свидетельствует, что правовые обычаи как особый источник права России не исчерпали себя и имеют перспективу развития.

Судебная практика. Для развития российской правовой системы характерна также тенденция, состоящая в том, что в качестве источников права признается судебная практика, то есть судебный прецедент.

Некоторые ученые признают правотворческое и нормативное значение актов судебной власти, в основном решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ[78]. Хотя в РФ официально судебный прецедент не признается источником права, тем не менее, он играет немаловажную роль на практике. Судебный прецедент представляет собой более гибкий механизм преодоления пробелов в законодательстве.

Для того чтобы признать определенные судебные акты в качестве источника российского права, необходимо изучить их правовые основы. Согласно ст. 15 Конституции РФ федеральная правовая система включает Конституцию, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты органов исполнительной власти. Международные договоры России наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы РФ.

Структуру правовой системы следует исследовать на основе анализа всех статей Конституции в совокупности, поскольку Конституция в целом формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ одним из высших органов судебной власти является Конституционный Суд РФ, который осуществляет функции конституционного контроля, а также принятие мер по устранению этих отклонений. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие. Конституционный Суд РФ дает официальное толкование Конституции РФ.

Необходимо подчеркнуть правотворческую функцию решений Конституционного Суда РФ, так как именно они выступают в качестве источников современного российского права, устанавливают правила, реально регулирующие отношения в обществе.

В соответствии со ст. 126, 127 Конституции РФ за Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ закреплены полномочия по даче разъяснений по вопросам судебной практики, а, следовательно, по своей природе они являются правоприменительными.

В современной правовой системе России прецедент фактически выступает регулятором общественных отношений, восполняет законодательные пробелы и способствует осуществлению конституционного принципа судебной защиты. Поэтому сложилась парадоксальная ситуация: когда официально в нормах позитивного права прецедент отсутствует, а в практической судебной деятельности никто не отрицает огромного правового значения судебной практики.

Международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права. Международные договоры традиционно выделяются и рассматриваются в качестве особого источника права, санкционированного государством. Однако, на наш взгляд, международный договор является лишь разновидностью договора с нормативным содержанием, действующим на международной арене. И в этом смысле точнее будет говорить об общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах как о комплексном источнике права, санкционированном Российским государством (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

В общей теории права принято считать, что международный договор считается источником внутригосударственного права, если Российское государство было участником данного соглашения либо присоединилось к нему, подписав соответствующий протокол, и если он ратифицирован высшим органом государства. Поэтому вопросы ратификации международных договоров рассматриваются на заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации (ст. 106 Конституции РФ).

В целом же значение общепринятых норм, принципов международного права и международных договоров состоит в том, что они являются своеобразными эталонами свободы и разума в общении между людьми, на которые должно ориентироваться внутригосударственные источники права.

Процесс формирования современной российской правовой системы начался еще в период перестройки. Его характеризовали две основные тенденции. Первая заключалась в необходимости подготовки законодательных актов, обеспечивавших правовое регулирование новых общественных отношений, возникших в связи с кардинальными изменениями экономического и политического строя. Вторая тенденция была обусловлена необходимостью кодификация российского законодательства, в котором до середины 1990-х гг. действовали некоторые нормативные акты бывшего СССР и Российской Федерации, которые нередко содержали противоречия.

В 1990-е гг. изменения затронули практически все отрасли российского права. В этот период активно развивались конституционное, гражданское, трудовое и административное законодательство. Это было вызвано необходимостью обеспечить правовое регулирование развития рыночных отношений, деятельности высших органов государственной власти, статуса субъектов Федерации и органов местного самоуправления, прав и свобод граждан и т.д.

В связи с тем, что современное отечественное право подробно изучается в курсах, посвященных отдельным отраслям права, мы лишь кратко охарактеризуем некоторые из них.

30 ноября 1994 г. была утверждена первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, которая положила начало третьей кодификации гражданского права в России. В первой части ГК РФ устанавливались основные принципы частного права и определялся правовой статус физических и юридических лиц. Кроме того, в ней регулировалось право собственности и иные вещные права, а также была представлена общая часть обязательственного права.

Во второй части ГК РФ, принятой 26 января 1996 г., главное внимание уделялось способам возникновения обязательств. Это касалось договоров, а также внедоговорных способов возникновения обязательств, к которым относятся, прежде всего причинение вреда (деликт) и неосновательное обогащение. К специфическому виду возникновения обязательств был отнесен публичный конкурс.

26 ноября 2001 г. была утверждена третья часть ГК РФ, в которой регулировались вопросы наследственного и международного частного права.

Семейное право. 29 декабря 1995 г. был принят Семейный кодекс Российской Федерации, в котором подчеркивалось, что семейное законодательство находится в совместном ведении федерального центра и субъектов Федерации. Это положение способствует учету в семейной политике государства национальных и местных особенностей. В Семейном кодексе нашли отражение принципы добровольности союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения споров в семье по взаимному согласию, а также защиты прав детей и нетрудоспособных членов семьи.

Семейный кодекс устанавливал единый возраст в 18 лет для мужчин и женщин, не имевших препятствий к вступлению в брак. В нем указывается, что выявление у одного из супругов сокрытой венерической болезни или ВИЧ-инфекции может являться основанием для признания брака недействительным.

Кодекс предусматривает внесудебный порядок расторжения брака в органах ЗАГС при взаимном согласии и отсутствии несовершеннолетних детей. Брак может быть расторгнут также по заявлению одного из супругов в случае признания судом недееспособным, безвестно отсутствующим или осужденным на срок более 3 лет.

В Семейном кодексе уделяется большое внимание вопросам воспитания и образования детей, установления отцовства и имущественных отношений супругов.

В нормах Трудового кодекса предусматриваются меры защиты прав работников и ответственности работодателей в случаях задержки выплаты заработной платы, а также компенсации морального вреда, причиненного неправомерным действием или бездействием работодателя. Кроме того, устанавливается ответственность работников за разглашение сведений, составляющих государственную тайну.

Уголовное право. 13 июня 1996 г. был принят Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), в соответствии с которым главной задачей являлась охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации, а также предупреждение преступлений.

В УК РФ устанавливаются основания и принципы уголовной ответственности, определяется какие деяния признаются преступлениями и указываются виды наказаний, а также иные меры за совершение преступлений. В статье 32 УК устанавливается норма об умышленном характере соучастия в преступлении.

29 февраля 2012 г. были также внесены изменения и дополнения в УК РФ, в соответствии с которыми усиливалась ответственность за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних и вводилась ответственность за использование несовершеннолетних для изготовления порнографических материалов.

К сожалению, президент России Б.Н. Ельцин и его окружение в 1990-е гг. не только не смогли отстаивать интересы России, но и нередко поддерживали такую политику США, пользуясь рекомендациями американских советников, которых было немало при отдельных ведомствах правительства России. Второму президенту РФ В.В. Путину удалось постепенно избавиться от диктата США в международных делах. Однако США организовали государственный переворот на Украине и фактически способствовали развязыванию гражданской войны на ее территории. Кроме того, под руководством США НАТО стало распространять свое влияние не только на территории восточноевропейских государств и прибалтийских стран, но и непосредственно на территорию Украины, граничащей с Россией.

Тем не менее меры, принимаемые нынешним руководством страны в сфере обороны и национальной безопасности свидетельствуют о том, что ни экономические санкции, ни политическое давление со стороны США и западных стран не смогут поставить Россию на колени. Мобилизационный ресурс, заложенный в действующей системе органов государственной власти, а также практически всеобщая поддержка политики президента России В. В. Путина со стороны населения, несомненно, помогут преодолеть препятствия и трудности, искусственно созданные США и их союзниками.

Конституция РФ.Является источником права высшей юридической силы. Она закрепляет основы экономического и политического строя. Основополагающие права и свободы человека. Федеративное устройство России. Устанавливает систему органов государственной власти.

Федеральные конституционные законы.Принимаются по вопросам, прямо указанным в Конституции. Принимаются Госдумой и Советом Федерации.

Федеральные законы.Принимаются Госдумой и Советом Федерации РФ, распространяют свое действие на территорию всей страны и регулируют наиболее важные сферы общественных отношений.

Указы Президента РФ.Нормативные (содержат нормы права общего характера), обладают высшей юридической силой среди подзаконных актов. Как правило, распространяют своё действие на территорию всей страны, общеобязательны для исполнения.Ненормативные (регулируют вопросы назначения конкретных лиц на государственные должности).

Акты Правительства РФ.Постановления (содержат нормы права).Распоряжения (регулируют оперативно—технические вопросы).

Нормативно правовые акты федеральных министерств и ведомств.Принимаются в форме приказов, инструкций, постановлений, уставов. Данные акты обычно регулируют отношения в сфере экономики, науки, образования, обороны и др. Нормативно правовые акты федеральных министерств и ведомств обязательны для организаций, должностных лиц, подведомственных данным министерствам и ведомствам, и для граждан.

Законы субъектов РФ.Принимаются законодательными органами субъектов РФ и регулируют вопросы:- Совместного ведения РФ и субъектов РФ - Исключительного ведения субъектов РФ.

Законы субъектов Федерации общеобязательны для исполнения на территории соответствующ. субъекта РФ

Нормативный договор.Является отдельным источником права в РФ. Он регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения с её субъектами и между субъектами РФ.

Локальные нормативные акты.Издаются отдельными организациями различных форм собственности.

Обычай.Является редким источником права РФ. Среди правовых обычаев можно привести обычаи делового оборота, санкционированные Гражданским кодексом.

Международные договоры РФ и признанные РФ международные нормы.Согласно конституции РФ нормы данных актов действуют в РФ непосредственно.

Капиталистическое государство, его сущность и функции

Капиталистическое государство - это по­ли­ти­че­ская ор­га­ни­за­ция бур­жуа­зии, за­кре­п­ля­ющее власть и ин­те­ре­сы соб­ст­вен­ни­ков на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва. Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование. И таким основным является власть, её принадлежность.

Внут­рен­ние функ­ции капиталистического государства:

1) Ох­ра­на ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва.

2) По­дав­ле­ние со­про­тив­ле­ния не­иму­щих сло­ев об­ще­ст­ва.

3) Управ­ле­ние де­ла­ми об­ще­ст­ва.

Прибавились современные функции:

1) Эко­но­ми­че­ское пла­ни­ро­ва­ние.

2) Эко­но­ми­че­ское и со­ци­аль­ное про­гно­зи­ро­ва­ние.

3) Со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

4) Ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды и др.

Внеш­ние функ­ции капиталистического го­су­дар­ст­ва до­мо­но­по­ли­сти­че­ско­го эта­па:

1) Раз­вя­зы­ва­ние войн с це­лью за­хва­та тер­ри­то­рий и рас­ши­ре­ния по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го влия­ния (прекратила существование).

2) По­дав­ле­ние на­цио­наль­но-ос­во­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния (прекратила существование).

3) Обо­ро­на от на­па­де­ния из­вне.

4) Осу­ще­ст­в­ле­ние ди­пло­ма­ти­че­ских и тор­го­вых от­но­ше­ний с дру­ги­ми стра­на­ми.

В на­ше вре­мя при­ба­ви­лись сле­дую­щие:

1) Борь­ба с ме­ж­ду­на­род­ным тер­ро­риз­мом.

2) Ли­к­ви­да­ция воо­ру­жен­ных кон­флик­тов ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

3) Ли­к­ви­да­ция эко­ло­ги­че­ских ка­та­ст­роф ме­ж­ду­на­род­но­го ха­рак­те­ра.

4) Ли­к­ви­да­ция по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий и т.д.

Категории и понятия теории государства и права

Категория – наиболее общее или специальное априорное (умозрительное) понятие, используемое при построении теорий.

- причина и следствие;

- необходимость и случайность;

- общее, особенное, единичное;

- сущность и форма и т. п. являются отправными, исходными знаниями, которые в теории государства и права конкретизируются применительно к государственно-правовым явлениям. Это позволяет научно достоверно вырабатывать общетеоретические знания о государстве и праве в виде категорий (понятий).




В системе понятий ТГП главную теоретико-познавательную роль выполняют наиболее общие понятия – категории, являющиеся результатом максимального обобщения:

1. сущность государства;

2. форма государства;

3. тип государства;

4. функция государства;

5. механизм государства;

6. сущность права и т. д.

Понятие отражает и закрепляет характерные признаки, свойства предметов или явлений. Именно в понятиях как способах отражения государственно-правовых явлений теория права и государства концентрирует накопленные знания. Понятия правовых и государственных явлений выражаются в научных определениях, разрабатываются и формируются теорией права и государства.

Наиболее общие, предельно широкие юридические понятия называются юридическими категориями. Они представляют собой результат обобщения существующих понятий. Совокупность фундаментальных категорий и понятий образует ту или иную отрасль права, науку о ней и соответствующую учебную дисциплину. Юридические категории, понятия, определения публикуются в энциклопедических словарях, юридических словарях, других изданиях.

Классификация законов. Виды законов в Российской Федерации.

Виды законов:
- по юридической силе: Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта федерации;
- по субъектам законодательства: принятые на референдуме, принятые законодательным органом;
- по предмету: конституционные, административные, гражданские, уголовные;
- по сроку действия: постоянные, временные.
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.
В современной России к подзаконным нормативным правовым актам федерального уровня относятся: 1) нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации; 2) нормативные указы главы государства - Президента Российской Федерации; 3) нормативные постановления Правительства Российской Федерации; 4) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; 5) нормативные правовые акты иных ведомств Российской Федерации.

Марксистская теория права, её основные идеи и место в современной правовой культуре

Данная теория представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. В основе теории лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически государствующего класса. Как и государство, оно является продуктом классового общества. Его содержание носит классово-волевой характер. Марксистско-ленинское учение видит сущность права в его классовости и материальной обусловленности.

Если марксизм-ленинизм видит в праве средство закрепления воли и охраны интересов экономически господствующих классов, то представители научных течений концентрируют внимание на соотношение права и государства, права и личности.

Заслугой данной теории является вывод о том, что право не может быть выше, чем экономический и культурный строй общества. Но, все же, понимание права ограничено лишь классовым обществом, в котором государство является единственным творцом права, не учитывающим интересы человека.

Обратим теперь внимание на формальные источники российского права. Для того чтобы осветить вопрос об источниках современного российского права, нужно прежде всего подчеркнуть, что речь идет о праве, основным источником которого является закон.

Российское право – это преимущественно законодательное право. Оно развивается главным образом законодательным путем и характеризуется бурным обновлением текущего законодательства в связи с принятием новой конституции российской федерации 1993 г. И изданием важных нормативных правовых актов.

Конституция российской федерации закрепляет следующие фундаментальные принципы системы источников права.

Во-вторых, признание за конституцией российской федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории россии. Все законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в российской федерации, не должны противоречить конституции.

В-третьих, закрепление приоритета общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров российской федерацией перед национальным правом.

Источниками российского права являются: закон, иной нормативный правовой акт, обычай, договор, судебная практика, общие принципы права, международно-правовые акты.

Для современной правовой системы россии характерно признание приоритетным источником права закона.

Конституция – важнейший источник российской правовой системы. Она может рассматриваться как источник права в следующих значениях:

1.Высшая юридическая сила конституции проявляется, во-первых, в том, что нормы законов и иных нормативных правовых актов должны соответствовать нормам конституции, и, во-вторых, в том, что сами законы и иные нормативные правовые акты принимаются предусмотренными конституцией органами и в установленном ею порядке.

2.Конституция россии имеет прямое действие.

3.Российская конституция в определенной степени формирует структуру федерального законодательства, т.е. В ряде статей оговари вает, какие и в каких случаях должны быть изданы законодательные акты.

В качестве источников российского права выступают также федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов российской федерации. Роль законов в системе источников российского права будет возрастать. Законы должны быть социально обусловлены и материально обеспечены.

Доминирующая роль закона не исключает, однако, важного значения других факторов, воздействующих на развитие российского права, в том числе его источников.

В современном российском законодательстве все большее признание получает обычай как источник права. Гражданский кодекс россии признает в общей форме, а не для отдельных отношений возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору. Применение обычая предусмотрено и семейным кодексом.

Новым явлением для российской правовой системы является заключение нормативных договоров и соглашений между органами федерации и ее субъектов. Это договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами российской федерации и органами субъектов федерации.

Судебная практика занимает важное место в российской правовой системе. Если в советское время признание судебной практики трактовалось как покушение на принципы социалистической законности и верховенства закона, то в современный период все больше ученых-юристов признают судебный прецедент источником российского права. В настоящее время многие решения конституционного суда россии (например, о неконституционности тех или иных правовых норм), по существу, являются источником права.

Следует отметить, что судебный прецедент имеет качество производного от законодательства: ни одно из судебных решений не должно иметь преимущество перед законом. Вместе с тем признание судебной практики источником права значительно повысит роль суда и правосудия в жизни общества, придаст российской правовой системе динамизм, повысит эффективность правоприменения.

Общие принципы права являются источником российского права. Они могут использоваться как источники права в двух случаях:

Во-первых, в случае наличия пробела в праве, когда необходимо применение аналогии права;

Во-вторых, в случае издания таких нормативных правовых актов, необходимость принятия которых прямо вытекает из принципов права.

Международно-правовые акты признаются важнейшими источниками российского права. Согласно п. 4 ст. 15 конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры российской федерации являются составной частью ее правовой системы.

Таким образом, с-ма источников российского права отражает традиционную для всех стран романо-германской правовой семьи концепцию, согласно которой право не создается априорным путем и не содержится исключительно в законодательных нормах.

Читайте также: