Какие характерные особенности присущи осанки человека передается по наследству

Обновлено: 15.05.2024

Многие люди считают, что осанка является положением позвоночника, а также спины человека, который находится в вертикальном положении. На самом деле частично так и есть, однако в действительности осанка человека – это более широкое понятие, которое объединяет в себя следующее:

  • анатомические особенности формы живота, грудной клетки;
  • положение шеи, головы;
  • положение ног и таза;
  • насколько симметричны структуры, которые образуют пояс верхних конечностей (сюда входят лопатки, ключицы, а также все группы мышцы, которые их окружают);
  • выраженность изгибов позвоночного столба, их особенности, что формирует положение, форму спины.

Особенно важно запомнить один момент. Осанка является типичным положением, а также анатомическим взаимоотношением сегментов тела каждого отдельного человека, в котором он находится в вертикальном положении в привычном состоянии покоя. Если же говорить в общем, то можно сказать, что осанка – это именно то положение тела, в котором человеку комфортно, удобно находиться, стоя при этом в вертикальном положении.

Осанка, йога

Каким образом формируется осанка и от чего зависит ее правильность?

Благодаря эволюции человек научился передвигаться на двух нижних конечностях, находясь в это время в вертикальном положении. Это достаточно сложный рефлекс, участниками которого являются:

  • связочно-капсульный аппарат конечностей, позвоночника;
  • костные образования скелета, куда входят пяточные и кости стоп, бедер, голеней, таза, а также все отделы позвоночника;
  • нейро-рефлекторные механизмы, которые при переходе тела в вертикальное положение поддерживают непроизвольный мышечный тонус;
  • мышечные структуры: мышцы шейных, околопозвоночных, других мышечных групп туловища, а также поясов, нижних, верхних конечностей.

Важно знать, что изначально осанка формируется в зависимости от наследственности. Однако на ее тип влияет не только данный фактор, есть и другие. Только в том случае, если есть серьезные врожденные деформации, можно сказать, что осанка будет патологической, а в будущем у взрослого человека она такой останется. Во всех других ситуациях, те фенотипические факторы, которые оказывают влияние на организм человека после его рождения в период жизнедеятельности, роста, намного важнее, чем врожденные.

На самом деле формирование осанки выполняется в зависимости от тех нагрузок, функциональных особенностей, которым подвергается механизм в определенный временной период. Когда рождается ребенок, он с первых же дней имеет строго выпрямленный позвоночник, и только спустя время его сменяет изогнутый тип.

В процессе развития новорожденного, его способностей удержания головки, далее сидения, ходьбы происходит постепенное формирование плавных физиологических изгибов позвоночного столба в заднем, а также переднем направлениях, угол наклона таза также меняется. А тип формирования осанки, ее дефекты определяются благодаря соответствию объема, тонуса мышечного околопозвоночного корсета, а именно его сгибательно-разгибательных групп, нагрузок, которым они подвержены, а также активности роста костных структур.

Следует знать, что позвоночник должен иметь умеренные изгибы по той причине, чтобы существенно улучшить амортизационные свойства в процессе ходьбы при выполнении других нагрузок, а также по возможности как можно больше снизить нагрузки на его нижние отделы.

Большую роль в этом важном процессе играют нейрогенные, общесоматические факторы. Ведь, как известно, даже если все компоненты осанки будут идеальными с точки зрения функционального, анатомического отношения, то есть риск утратить свои способности и структуру из-за сбоя в обменно-трофических процессах в организме. Все это в комплексе непосредственно или косвенно оказывает влияние на характеристики позвоночника, а также других сегментов тела, которые определяют, насколько осанка правильная.

Основные характеристики правильной осанки

Осанку можно назвать правильной, если ее срединная вертикальная ось тела проходит от центра свода черепа. Когда она касается нижней челюсти по задней поверхности, она спускается к выпуклости шейного отдела по касательной. Далее она немного срезает дугу поясничного лордоза, а затем непосредственно через центр таза проходит возле переднего края коленного сустава, и уже заканчивая в центральном отделе стопы. В результате все структуры, которые расположены по обе стороны от данной линии, в обязательном порядке должны быть симметричными.


Что касается уже практики, то правильность осанки проверяется на основе определения таких признаков, как:

  • наличие симметрии в тех местах, где расположено предплечье, соски, углы лопаток;
  • голова находится в прямом положении;
  • наличие симметрии треугольников талии, то есть треугольных щелей между опущенными руками, туловищем;
  • наличие симметрии рельефа грудной клетки, поясничной области исключительно в вертикальном положении, а также положении, когда туловище немного наклонено вперед;
  • шейно-плечевые линии, то есть те условные линии, которые соединяют ухо и плечевой сустав, имеют идентичное расположение, длину;
  • нормальные характеристики сводов стоп;
  • нижние конечности имеют одинаковую длину;
  • ось таза имеет исключительно горизонтальное положение, а его костные ориентиры симметричны;
  • изгибы позвоночника спереди в поясничном, шейном отделе, а также сзади в крестцовом с грудным имеют равномерную выраженность.

В зависимости от возраста характеристики нормальной осанки претерпевают некоторые изменения. Это совершенно незначительные отличия, однако они дают возможность выделить типичные виды осанки школьного, дошкольного возраста, а также юношеского. Последняя такая же, как у среднестатистического взрослого человека. Если полученные данные не соответствуют тем, которые считаются типичными для правильной осанки, это свидетельствует о том, что есть определенные нарушения. Чаще всего, все это происходит в школьном возрасте по причине неправильной рабочей позы, больших нагрузок, и если не сделать своевременно коррекцию, можно на протяжении всей жизни остаться с такой проблемой.

Важно! То, насколько правильная у человека осанка, можно определить при обычном осмотре, но только в том случае, если основные ориентиры будут обнажены, то есть нужно будет раздеться до нижнего белья. При этом человек находится стоя с равномерной опорой на обе ноги, которые расположены в разогнутом в коленных суставах положении с разведенными носками и соединенными пятками.

Основные виды нарушений осанки и как они проявляются

Осанка оказывает довольно существенное влияние на здоровье человека, хотя отдельные патологические состояния со стороны опорно-двигательной системы не выделены в самостоятельные заболевания. Это говорит о том, что неправильная осанка способна стать просто фоном, на котором будут развиваться нарушения анатомических взаимоотношений, а также функции таких внутренних органов, как сердце, легкие, пищеварительная система, возникать дегенеративно-дистрофические процессы в позвоночнике (стойкий сколиоз, остеохондроз, компрессионные переломы, ряд других деформаций).

Кроме того, неправильная осанка приводит к тому, что из-за сдавливания в шейном отделе позвоночника артерий, значительно хуже становится кровоснабжение головного мозга. Все это в комплексе приводит к развитию синдрома выраженной позвоночной боли.

В настоящее время разделяют несколько отдельных типичных видов нарушений осанки. Рассмотрим более детально основные из них. Существует два основных вида: искривления позвоночника во фронтальной плоскости, а также искривления позвоночника в саггитальной плоскости. Разновидностью первого типа нарушений выступает сколиотическая осанка. Она имеет следующие характеристики: отсутствие симметрии треугольников талии – они имеют разную высоту, выраженность, форму. Также снижается мышечная масса.

Что касается искривления позвоночника в саггитальной плоскости, то здесь есть такие виды нарушений, как:

Важно помнить! Также стоит помнить, что, иногда возникают ситуации, как у детей, так и взрослых людей, когда разные виды нарушения осанки сочетаются. В основном это может произойти на фоне плоской спины, так как это связано со слабостью позвоночника, который способен деформироваться в разных направлениях, а также мышечной дистонией.

Беременность

Беременность и послеродовый период – один из факторов риска возникновения нарушений осанки у взрослых

Возможности коррекции и борьбы с проблемой

Лечение любых нарушений осанки – длительный процесс, поскольку он связан с необходимостью изменения структуры плотных анатомических образований скелета. Лучше, если все будет проходить под контролем ортопеда. Комплекс лечебных мероприятий при нарушениях осанки может быть представлен следующим образом:

Нормализация режима дня и двигательной активности

  • Полноценное питание.
  • ЛФК и лечебная гимнастика.
  • Использование специальных корригирующих корсетов.
  • Массаж и мануальная терапия.
  • Физиотерапевтические процедуры.
  • Санаторно-курортное лечение.
  • Нормализация режима дня и двигательной активности

У взрослых и у детей с нарушениями осанки очень важно правильно откорректировать режимы ежедневных физических нагрузок, отдыха и сна. Их неправильная организация зачастую становится причиной возникновения данных отклонений. Режим дня должен быть построен таким образом, чтобы в нем достаточно времени уделялось активному отдыху, исключению тяжелых нагрузок на позвоночник. Во время сна рекомендовано положение на спине, исключается использование высоких подушек и мягких кроватей. Используется либо твердый щит, либо специальные ортопедические матрацы и подушки.

Что касается режимов двигательной активности тех, у кого плохая осанка, то они определяются степенью выраженности нарушений и могут быть такими:

  1. Щадящий – предполагает обязательное ношение индивидуально подобранного корсета. Назначается при тяжелых степенях нарушений осанки (декомпенсированный сколиоз, послеоперационный период и т.д.).
  2. Щадяще-тренирующий – предполагает исключение напряженных нагрузок на позвоночник. Назначается при выраженных, но компенсированных нарушениях осанки, которые склонны к медленному прогрессированию.
  3. Тренирующий – предполагает укрепление мышц позвоночника и расширение объема движений до уровня повседневных нагрузок, но исключает профессиональный спорт и тяжелую работу. Показан при незначительно выраженных нарушениях осанки.

Данный компонент лечебного комплекса включает в себя коррекцию рациона в виде нормализации количества белковой, углеводистой и жирной пищи. Обязательно употребление в достаточном количестве продуктов, богатых витаминами, микроэлементами и электролитами, в первую очередь кальцием.

ЛФК и лечебная гимнастика

Так как одним из механизмов нарушений осанки является мышечный, путем укрепления определенных мышечных групп плечевого пояса и спины можно добиться положительных результатов при борьбе с данной проблемой. Установлено, что мощный мышечный корсет способен полностью устранить умеренное искривление позвоночника и удерживать его в правильном положении. Декомпенсированные нарушения не могут быть полностью устранены, но значительно уменьшаются на фоне ЛФК. Главное в организации этого процесса – подобрать комплекс правильных упражнений.

Использование специальных корригирующих корсетов

При помощи индивидуально изготовленных жестких или эластических мышечных корсетов может лечиться не только умеренно, но и тяжело деформированная осанка у детей. Однако не стоит надеяться только на этот метод коррекции и обязательно применять его в комплексе с другими методиками. Его преимущества в том, что существует возможность устранения костных деформаций. Недостаток только один – возникновение гипотрофии мышц на фоне длительного ношения корсета. Но этот недостаток может быть устранен путем обязательного включения в лечебный комплекс ЛФК и исключения ношения жесткого корсета при легких нарушениях осанки.

Массаж, физиотерапия и санаторно-курортное лечение

Их роль в коррекции нарушений осанки дополнительная. Использование данных методов лечения тем актуальнее и эффективнее, чем меньше степень выраженности патологии. При декомпенсированных деформациях массаж и физиотерапия (водные процедуры, магнитотерапия, электрофорез, парафин и др.) дополняют базовые методы консервативного и оперативного лечения. Санаторно-курортные мероприятия отлично подходят для всех детей и взрослых в периоде реабилитации.

Ребенок

Правильное положение за учебной партой – один из главных методов профилактики нарушений осанки у детей

Как предотвратить проблему

Профилактика нарушений осанки должна проводиться с раннего детского возраста. Она включает в себя:

  • использование твердой и ортопедической постели для сна;
  • коррекцию патологии стоп (косолапость, плоскостопие) путем изготовления специальной обуви и использования ортопедических стелек;
  • правильную организацию двигательного режима и режима отдыха;
  • исключение тяжелых физических нагрузок на позвоночник. Преимущество должно отдаваться обычному активному образу жизни;
  • жесткий контроль за правильностью положения тела в повседневной жизни (сидение за партой, равномерные распределение нагрузок при ношении рюкзаков и портфелей и т.д.);
  • полноценное сбалансированное питание, соответствующее возрасту;
  • подбор эргономичной мебели соответственно возрастным или индивидуальным особенностям взрослого или ребенка;
  • занятия водными видами спорта и закаливание.

Нарушения осанки считаются распространенной проблемой, которую в большинстве случаев можно устранить без использования специальных медицинских мероприятий. Достаточно лишь осознания причин ее возникновения и желания внести небольшие коррективы в привычный образ жизни.

Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении [1] .

Содержание

Этимология

Английский термин

Типы осанки



Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника по Ф. Штаффелю (1898) [8] :

  1. нормальная осанка — I;
  2. круглая спина — II;
  3. плоская спина — III;
  4. плоско-вогнутая спина — IV;
  5. вогнуто-круглая спина — V.
  • Круглая спина (сутулость) представляет собой усиление грудного кифоза. Если он сильно выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально-круглой.
  • Плоская спина характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплощена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба — сколиозами.
  • При плоско-вогнутой спине усилен только поясничный лордоз.
  • При кругло-вогнутой (седловидной) спине одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз.

Биомеханика осанки

Осанка — это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом, скелетным равновесием и мышечным балансом. [источник не указан 893 дня]

Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако осанка способна к совершенствованию в процессе индивидуального развития (онтогенеза) человека.

Осанка здоровых людей, несмотря на ряд индивидуальных особенностей, имеет типичную и устойчивую биомеханическую и иннервационную структуру и определяется двигательным стереотипом, вариантом развития скелета, балансом мышц и особенностью высшей нервной деятельности, включая характер человека. Все они — генотипически обусловлены. Чаще всего плохая осанка является результатом плохой привычки или заболевания.



Перегрузка мышц, связок, костей при неправильном привычном выравнивании, при плохой осанке является причиной дискомфорта, боли, заболеваний скелета.

Значение осанки

Положение сегмента тела при движении существенно сказывается на эффективности двигательное действие. Например, трудно представить эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье, осанка и карьера…), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина, физическая культура, военное дело, театральное искусство, эстетика, эргономика, которые дают следующие определения осанки:

Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека. Хорошая осанка — эффективный и надежный путь профилактики и лечения таких болезней цивилизации как боль в спине и остеохондроз позвоночника, а также важный фактор карьеры.

Осанка — это язык тела, поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии, социального происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.

Задачи осанки

  • Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц.
  • Осанка выполняет утилитарную задачу. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.
  • Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих. [источник не указан 456 дней]

Осанка — продукт эволюции человека




Признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости

См. также эволюция осанки.

Осанка — предмет изучения различных наук

Осанка является объектом исследования самых различных наук (эстетика, физиология, биомеханика, медицина, педагогика, физическая культура). Наиболее полно осанку изучают физическая культура и медицина.



Рассмотрим простой пример. Сутулая осанка, в положении сидя (справа изображена хорошая осанка).

Осанка — показатель физического развития

Осанка — важный показатель, характеризующий физическое развитие человека. Это физическая характеристика человека, которая рассматривается как прямое отражение здоровья и физического развития. От рождения до глубокой старости человек проходит определенные этапы развития. Изменяются формы и пропорции тела, изменяется нервная система и, вместе с ней, формируются, закрепляются и угасают комплексы безусловных и условных рефлексов. Все это, так или иначе, отражается на осанке. Изменение осанки в процессе индивидуального развития человека — важный аспект физического развития.

Процесс формирования осанки начинается с возраста от 6 до 8 лет и продолжается до возраста от 17 лет до 21 года, по мере созревания нервной системы и формирования устойчивого двигательного стереотипа. В этот период окончательно формируются изгибы позвоночника, своды стопы, выравниваются нижние конечности.

У маленьких детей осанки как таковой ещё нет, физиологические изгибы позвоночника отсутствуют, вертикальная поза неустойчива. В процессе роста ребенка формируется двигательный стереотип, и в младшем школьном возрасте появляются первые элементы сегментального выравнивания. Однако у детей 6-9 лет осанка неустойчива, мы видим избыточный прогиб поясничного отдела позвоночника, выступающий живот, торчащие лопатки — это норма для 6-9 летних детей. Устойчивая осанка формируется в среднем и старшем школьном возрасте. Окончательно формирование осанки происходит с прекращением роста скелета.

Осанка — показатель физической культуры и здоровья человека

Осанка — это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, привлекательной внешности, то есть осанка — понятие комплексное.

Осанка является видом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой.

Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение. [18]

Из этого вытекают прошедшие проверку временем и практикой постулаты:

Структура нагрузки повседневных движений влияет и на рост детского скелета (например, быстрее растет более нагружаемая толчковая, обычно правая, нога), и на структуру скелета у взрослых. Например, внешняя форма костей может изменяться под влиянием различных видов спорта или профессиональных движений. Они становятся массивнее и толще за счет увеличения костной массы в наиболее нагружаемых участках.

Статическая нагрузка может оказывать негативное влияние на структуру кости, вызывая её деформацию. Согласно известному закону Гютера-Фолькмана (Hueter-Volkmann) сжимающие нагрузки приводят к замедлению скелетного роста, а растягивающие к его ускорению. Например, следуя этому закону, ограниченная асимметрия позвонка в результате локальной дисплазии приводит к увеличению деформации и к распространению прогрессирующей деформации на большую часть позвоночника, замыкая порочный круг сколиотической болезни.

Нечто подобное мы видим при синдроме патологического выравнивания нижних конечностей. Особенности развития сводов стопы, костей голени и бедра нарушают ось конечности, нарушенная ось конечности приводит к нерациональному распределению нагрузки, при которой возможна деформация стопы и суставов и ещё большее нарушение оси конечности. Это является причиной развития и прогрессирования заболеваний стопы, коленного и тазобедренного суставов, которые обознаются как плоскостопие и диспластические артрозы.

Изменение структуры скелета связано с самыми разнообразными внутренними и внешними причинами (конституция, диспластический фактор, остеопения, обувь…), но, безусловно, большое значение для этого имеет способ привычного выравнивания скелета (скелетного баланса), выражением которого является осанка.

Связочный аппарат и нормальная функционирующие мышцы без особого труда справляются с многочисленными и распространенными отклонениями в развитии скелета. Но в определенные, сенситивные отрезки индивидуального развития возникает несоответствие возможности связочно-мышечного аппарата особенностям скелетного баланса. При этом возникает риск развития самых различных заболеваний, таких как сколиоз позвоночника во время ускоренного роста позвоночника или диспластический коксартроз в период возрастного снижения функции мышц и эластичности связок.

Осанка — показатель психического здоровья

— любил повторять генерал русской армии Густав Маннергейм [22] Действительно, в ответ на отрицательные эмоции, рефлекторно, как результат врожденного поведенческого инстинкта, человек принимает так называемую пассивно-оборонительную позу [23] .


1. Белоусова Н.А. Особенности морфофункциональных показателей подростков препубертатного периода, страдающих сколиозом на начальных этапах // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 6 (52). – С. 20-23.

2. Бехнам Г. Оздоровительная технология при нарушении осанки у детей 7-8 лет : дис. . канд. пед. наук. – М., 2004. – 137 c.

5. Корзаков В.Н. Направленное воздействие на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростков 12-15 лет со сколиозом первой степени // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 9 (103). – С. 75-79.

7. Рукавишникова С.К. Методика коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток использованием средств пилатеса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 11 (69).

Осанка – это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, то есть осанка – понятие комплексное [4; 5].

Опорно-двигательный аппарат подростка, в частности осанка, является результатом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции и правильного напряжениями мышц тела подростка с нарушением опорно-двигательного аппарата в возрасте 12-15 лет. Формирование правильной осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, занимающихся каратэ киокусинкай, достигается путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой по методике специально подобранных упражнений разной сложности каратэ киокусинкай, разработанной Корзаковым В.Н.

Малоподвижный режим учеников средних классов в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые чаще проводят свое время за партой в школе и дома за столом, выполняя домашнее задание, переходят от класса к классу с сутулой спиной из-за большого веса своего портфеля (рюкзака, торбы), выпирающими лопатками, вытянутой шеей с наклонённой головой вперед, и другие деформации, получаемые различными факторами, влияющими на формирование осанки и опорно-двигательного аппарата подростка в возрасте 12-15 лет, приводят к нарушению осанки и опорно-двигательного аппарата подростка в возрасте 12-15 лет [2; 3; 6].

Нарушение осанки может формироваться при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а возможно формирование ее нарушений на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера: соединительнотканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у подростков астенического телосложения [1; 3; 4].

К факторам, определяющим осанку у подростков в возрасте 12-15 лет, занимающихся каратэ киокусинкай, относятся:

  • неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы (например: длительное пребывание подростка в неправильном положении тела, в результате чего происходит образование привычки нахождения тела подростка в неправильном положении);
  • недостаточная физическая (двигательная) активность и нерациональное увлечение однообразными упражнениями;
  • вследствие недостаточной чувствительности рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника;
  • неразвитость мышц, удерживающих вертикальное положение позвоночника;
  • неправильно подобранная одежда для подростков в возрасте 12-15 лет;
  • малая освещенность рабочего места и несоответствие высоты мебели росту подростка и др. [2; 3; 5; 6].

Из таблицы видно, что при сравнении распространенности неблагоприятных факторов, определяющих нарушения осанки, среди подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и подростков без нарушений опорно-двигательного аппарата было выявлено несколько достоверных различий.

Фактор нарушений опорно-двигательного аппарата из-за наследственности среди подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями распространен достоверно больше, чем среди подростков, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата [3; 4; 6].

Распространенность факторов, влияющих на подвижность позвоночника, определялась методом опроса (как устного, так и анкетирования, результаты были занесены в дело подростка) родителей занимающихся каратэ киокусинкай подростков в возрасте 12-15 лет.

Распространенность факторов, определяющих нарушение осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без них

Нарушения ОДА, n=40

Без нарушений ОДА, n=8

Асимметрия таза, нижних конечностей, плечевого пояса

Условия дома для выполнения д/з

Выполнение утренней гигиенической гимнастики

учреждения дополнительного образования

Наследственность нарушений ОДА

К внутренним факторам, определяющим осанку у подростков в возрасте 12-15 лет, занимающихся каратэ киокусинкай с нарушением опорно-двигательного аппарата, относятся:

1. Строение скелета.

Состояние костного аппарата и соединительных структур, отсутствие нарушений в их строении и функциях определяют правильную осанку. И, наоборот, некоторое нарушение фактора (например, уплощение и ухудшение эластичности межпозвоночных дисков, растяжение связок, избыточная либо ограниченная подвижность в суставах) может явиться причиной серьёзных дефектов осанки.

2. Тонические и фазотонические свойства мышц, фиксирующих позу, и корреляционные соотношения в их развитии.

В поддержании правильной осанки и вертикального положения тела принимает участие более трехсот мышц одновременно. Поэтому становление и совершенствование осанки во многом зависит от развития определенных групп мышц, обеспечивающих фиксирования позы подростка, а также от уровня развития статической выносливости. Общая слабость мышц или их неправильное развитие часто является причиной функциональных нарушений осанки.

3. Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция её высшими отделами центральной нервной системы (ЦНС).

В формировании осанки участвуют врождённые механизмы установочных и других рефлексов, основу выработки правильной осанки составляет осознанно приобретаемый навык фиксированной позы подростка.

4. Состояние анализаторов (зрительных и слуховых восприятий).

Нарушение зрительного или слухового восприятия часто сопровождается нарушением осанки. По данным Е.И. Ливадо и Г.Г. Демирчогляна, дети и подростки, имеющие нарушение зрения, также имеют и нарушения в опорно-двигательном аппарате.

5. Психоэмоциональное состояние.

Осанка определяется взаиморасположением частей тела подростка в отдельности – головы, пояса, верхних и нижних конечностей, а также зависит от положения общего центра тяжести, наклона таза, выраженности изгибов позвоночника, положения линии остистых отростков, формы грудной клетки, живота, ног.

Все части тела, как звенья единой цепочки, располагаются так, чтобы обеспечить телу подростка вертикально ровное положение без особого напряжения мышц и создать благоприятные условия для нормального функционирования систем организма в различных положениях подростка в возрасте 12-15 лет, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата 3.

В положении стоя голова подростка удерживается разгибателями головы против момента её силы тяжести. Так как из-за шейного изгиба вперёд (лордоз) вес головы направлен на сгибание шейного отдела позвоночного столба, удерживающую работу совершают мышцы шеи. Удержание головы даже при незначительном опускании её вперёд рефлекторно способствует увеличению грудного изгиба назад (кифоза). Удержание головы при незначительном сгибании шейного отдела позвоночного столба способствует уменьшению грудного кифоза. Положение головы вызывает рефлексы позы, которые создаются тоническими рефлексами спинного, продолговатого мозга и мозжечка. Нарушение равновесия головы и плохое или неправильное развитие мышц шейного отдела сказывается на кровоснабжении мозга. Если неправильное положение головы становится привычным, то изменяется тоническое напряжение не только мышц шейного отдела, но и других отделов подростка, таких как мышцы спинного отдела и ног, вследствие чего происходит нарушение осанки и опорно-двигательного аппарата подроста [1; 2; 7].

Верхний плечевой пояс может быть выведен вперёд и лопатки отведены от позвоночного столба, что также связано с усилением грудного кифоза. Это способствует изменению не только изгибов позвоночного столба, но и конфигурации верхней части туловища. Связки и мышцы спины растягиваются, вследствие чего не обеспечивают максимальное разгибание позвоночного столба, что отражается на глубине вдоха и приводит к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки.

Положение головы и верхнего плечевого пояса оказывает влияние на осанку подростка механически, влияние оказывает и рефлекторное распределение тяги мышц. Изгибы позвоночного столба значительно зависят от веса расположенных выше отделов туловища, а также головы и верхних конечностей. Мышцы своим напряжением противодействуют моментам сил тяжести, уменьшают изгибы. Изгибы позвоночника также зависят и от ниже расположенных частей тела.

В зависимости от тяги мышц таз подростка, опираясь на тазобедренные суставы (сгибателей и разгибателей этих суставов), в большей или меньшей может наклоняться, поворачиваясь вокруг поперечной оси; при этом увеличиваются или уменьшаются изгибы позвоночного столба. Чем больше наклон таза вперёд, тем глубже поясничный лордоз, брюшная стенка при этом растянута, что может способствовать опущению органов брюшной полости. Сильный наклон таза назад выпрямляет все изгибы позвоночника, что снижает рессорные свойства и подвижность позвоночника (особенно в поясничном отделе) и отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга. Положение таза особенно зависит от равномерной тяги ягодичных мышц, а также мышц передней и задней поверхности бёдер.

Hа осанку влияет и наклон голени, разгибание в голеностопных суставах: при меньшем наклоне голени таз выводится назад и увеличивает свой наклон, при большем – наоборот.

Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза и задней поверхности бёдер. Особую роль в изменении осанки играют состояние позвоночного столба и положение таза, также имеет значение то, какой у подростка вес и рост, степень развитости мускулатуры и др.

Поскольку между формой и функцией организма существует взаимосвязь, правильная и красивая осанка определяет правильное физическое развитие и нормальное физическое и психическое состояние человека.

При правильной осанке и правильно развитом опорно-двигательном аппарате голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, тело фиксировано без особых напряжений, части тела симметричны относительно позвоночного столба. Плечи развёрнуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, линия надплечий горизонтальна. Лопатки прижаты к спине, расположены на одном расстоянии от позвоночного столба, их углы находятся на одной горизонтальной линии. Физиологические изгибы позвоночника нормально выражены (примерно равномерно), отсутствуют боковые искривления. Грудная клетка развёрнута, слегка выпуклая, симметрична относительно средней линии. Живот подтянут, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Треугольники талии симметричны. Угол наклона таза находится в пределах от 35° до 55°. Ноги имеют одинаковую длину, разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; смыкание бёдер, голеней и пяток происходит без напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренним лодыжками; внутренние части стоп не касаются пола. Мышцы правой и левой, передней и задней сторон туловища характеризуются гармоничным развитием.

При оценке состояния осанки учитывают признаки, характеризующие положение основных звеньев тела относительно вертикали, профиль позвоночного столба и величины его изгибов, угол наклона таза (по показателям тазомера), привычное положение стоп. Для нормальной осанки по этим признакам характерны: близость к вертикали продольных осей основных звеньев тела, соразмерность изгибов позвоночного столба в переднезаднем направлении и отсутствие его боковых искривлений, сравнительно небольшой угол наклона таза [2-4; 6; 7].

При благоприятных условиях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остаётся неизменной.

Анализ распространенности неблагоприятных факторов показывает, что они значительно влияют на нарушения осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, значительное влияние оказывают оптимальность рабочего места подростка дома, вес школьного портфеля, а также наследственность нарушений ОДА.

Как отмечено в ряде работ 2, у 70% подростков имеются нарушения осанки, 10% – имеют сколиоз или боковое искривление позвоночника [2; 3; 5; 6].

При воздействии благоприятных условий на подростка в возрасте 12-15 лет с нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата осанка стабилизируется.


1. Белоусова Н.А. Особенности морфофункциональных показателей подростков препубертатного периода, страдающих сколиозом на начальных этапах // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 6 (52). – С. 20-23.

2. Бехнам Г. Оздоровительная технология при нарушении осанки у детей 7-8 лет : дис. . канд. пед. наук. – М., 2004. – 137 c.

5. Корзаков В.Н. Направленное воздействие на развитие мышечного корсета в процессе занятий каратэ кёкусинкай у подростков 12-15 лет со сколиозом первой степени // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 9 (103). – С. 75-79.

7. Рукавишникова С.К. Методика коррекции функциональных нарушений позвоночника у студенток использованием средств пилатеса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 11 (69).

Осанка – это не только привычное положение человека в покое и в движении, но и признак состояния здоровья, гармоничного развития опорно-двигательного аппарата, то есть осанка – понятие комплексное [4; 5].

Опорно-двигательный аппарат подростка, в частности осанка, является результатом двигательной активности. Сохранение при определённых условиях правильной позы человека достигается за счёт её постоянной коррекции и правильного напряжениями мышц тела подростка с нарушением опорно-двигательного аппарата в возрасте 12-15 лет. Формирование правильной осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, занимающихся каратэ киокусинкай, достигается путем укрепления мышечной системы, её разносторонней физической и физиологической тренировкой по методике специально подобранных упражнений разной сложности каратэ киокусинкай, разработанной Корзаковым В.Н.

Малоподвижный режим учеников средних классов в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые чаще проводят свое время за партой в школе и дома за столом, выполняя домашнее задание, переходят от класса к классу с сутулой спиной из-за большого веса своего портфеля (рюкзака, торбы), выпирающими лопатками, вытянутой шеей с наклонённой головой вперед, и другие деформации, получаемые различными факторами, влияющими на формирование осанки и опорно-двигательного аппарата подростка в возрасте 12-15 лет, приводят к нарушению осанки и опорно-двигательного аппарата подростка в возрасте 12-15 лет [2; 3; 6].

Нарушение осанки может формироваться при отсутствии функциональных и структурных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, а возможно формирование ее нарушений на фоне патологических изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного характера: соединительнотканная дисплазия позвоночника и крупных суставов, остеохондропатия, рахит, родовые травмы, аномалии развития позвоночника и др. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными, чаще всего встречаются у подростков астенического телосложения [1; 3; 4].

К факторам, определяющим осанку у подростков в возрасте 12-15 лет, занимающихся каратэ киокусинкай, относятся:

  • неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы (например: длительное пребывание подростка в неправильном положении тела, в результате чего происходит образование привычки нахождения тела подростка в неправильном положении);
  • недостаточная физическая (двигательная) активность и нерациональное увлечение однообразными упражнениями;
  • вследствие недостаточной чувствительности рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника;
  • неразвитость мышц, удерживающих вертикальное положение позвоночника;
  • неправильно подобранная одежда для подростков в возрасте 12-15 лет;
  • малая освещенность рабочего места и несоответствие высоты мебели росту подростка и др. [2; 3; 5; 6].

Из таблицы видно, что при сравнении распространенности неблагоприятных факторов, определяющих нарушения осанки, среди подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и подростков без нарушений опорно-двигательного аппарата было выявлено несколько достоверных различий.

Фактор нарушений опорно-двигательного аппарата из-за наследственности среди подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями распространен достоверно больше, чем среди подростков, не имеющих нарушений опорно-двигательного аппарата [3; 4; 6].

Распространенность факторов, влияющих на подвижность позвоночника, определялась методом опроса (как устного, так и анкетирования, результаты были занесены в дело подростка) родителей занимающихся каратэ киокусинкай подростков в возрасте 12-15 лет.

Распространенность факторов, определяющих нарушение осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без них

Нарушения ОДА, n=40

Без нарушений ОДА, n=8

Асимметрия таза, нижних конечностей, плечевого пояса

Условия дома для выполнения д/з

Выполнение утренней гигиенической гимнастики

учреждения дополнительного образования

Наследственность нарушений ОДА

К внутренним факторам, определяющим осанку у подростков в возрасте 12-15 лет, занимающихся каратэ киокусинкай с нарушением опорно-двигательного аппарата, относятся:

1. Строение скелета.

Состояние костного аппарата и соединительных структур, отсутствие нарушений в их строении и функциях определяют правильную осанку. И, наоборот, некоторое нарушение фактора (например, уплощение и ухудшение эластичности межпозвоночных дисков, растяжение связок, избыточная либо ограниченная подвижность в суставах) может явиться причиной серьёзных дефектов осанки.

2. Тонические и фазотонические свойства мышц, фиксирующих позу, и корреляционные соотношения в их развитии.

В поддержании правильной осанки и вертикального положения тела принимает участие более трехсот мышц одновременно. Поэтому становление и совершенствование осанки во многом зависит от развития определенных групп мышц, обеспечивающих фиксирования позы подростка, а также от уровня развития статической выносливости. Общая слабость мышц или их неправильное развитие часто является причиной функциональных нарушений осанки.

3. Рефлекторные механизмы поддержания позы и общая регуляция её высшими отделами центральной нервной системы (ЦНС).

В формировании осанки участвуют врождённые механизмы установочных и других рефлексов, основу выработки правильной осанки составляет осознанно приобретаемый навык фиксированной позы подростка.

4. Состояние анализаторов (зрительных и слуховых восприятий).

Нарушение зрительного или слухового восприятия часто сопровождается нарушением осанки. По данным Е.И. Ливадо и Г.Г. Демирчогляна, дети и подростки, имеющие нарушение зрения, также имеют и нарушения в опорно-двигательном аппарате.

5. Психоэмоциональное состояние.

Осанка определяется взаиморасположением частей тела подростка в отдельности – головы, пояса, верхних и нижних конечностей, а также зависит от положения общего центра тяжести, наклона таза, выраженности изгибов позвоночника, положения линии остистых отростков, формы грудной клетки, живота, ног.

Все части тела, как звенья единой цепочки, располагаются так, чтобы обеспечить телу подростка вертикально ровное положение без особого напряжения мышц и создать благоприятные условия для нормального функционирования систем организма в различных положениях подростка в возрасте 12-15 лет, имеющего нарушения опорно-двигательного аппарата 1.

В положении стоя голова подростка удерживается разгибателями головы против момента её силы тяжести. Так как из-за шейного изгиба вперёд (лордоз) вес головы направлен на сгибание шейного отдела позвоночного столба, удерживающую работу совершают мышцы шеи. Удержание головы даже при незначительном опускании её вперёд рефлекторно способствует увеличению грудного изгиба назад (кифоза). Удержание головы при незначительном сгибании шейного отдела позвоночного столба способствует уменьшению грудного кифоза. Положение головы вызывает рефлексы позы, которые создаются тоническими рефлексами спинного, продолговатого мозга и мозжечка. Нарушение равновесия головы и плохое или неправильное развитие мышц шейного отдела сказывается на кровоснабжении мозга. Если неправильное положение головы становится привычным, то изменяется тоническое напряжение не только мышц шейного отдела, но и других отделов подростка, таких как мышцы спинного отдела и ног, вследствие чего происходит нарушение осанки и опорно-двигательного аппарата подроста [1; 2; 7].

Верхний плечевой пояс может быть выведен вперёд и лопатки отведены от позвоночного столба, что также связано с усилением грудного кифоза. Это способствует изменению не только изгибов позвоночного столба, но и конфигурации верхней части туловища. Связки и мышцы спины растягиваются, вследствие чего не обеспечивают максимальное разгибание позвоночного столба, что отражается на глубине вдоха и приводит к уменьшению дыхательной экскурсии грудной клетки.

Положение головы и верхнего плечевого пояса оказывает влияние на осанку подростка механически, влияние оказывает и рефлекторное распределение тяги мышц. Изгибы позвоночного столба значительно зависят от веса расположенных выше отделов туловища, а также головы и верхних конечностей. Мышцы своим напряжением противодействуют моментам сил тяжести, уменьшают изгибы. Изгибы позвоночника также зависят и от ниже расположенных частей тела.

В зависимости от тяги мышц таз подростка, опираясь на тазобедренные суставы (сгибателей и разгибателей этих суставов), в большей или меньшей может наклоняться, поворачиваясь вокруг поперечной оси; при этом увеличиваются или уменьшаются изгибы позвоночного столба. Чем больше наклон таза вперёд, тем глубже поясничный лордоз, брюшная стенка при этом растянута, что может способствовать опущению органов брюшной полости. Сильный наклон таза назад выпрямляет все изгибы позвоночника, что снижает рессорные свойства и подвижность позвоночника (особенно в поясничном отделе) и отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга. Положение таза особенно зависит от равномерной тяги ягодичных мышц, а также мышц передней и задней поверхности бёдер.

Hа осанку влияет и наклон голени, разгибание в голеностопных суставах: при меньшем наклоне голени таз выводится назад и увеличивает свой наклон, при большем – наоборот.

Правильное положение тела является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза и задней поверхности бёдер. Особую роль в изменении осанки играют состояние позвоночного столба и положение таза, также имеет значение то, какой у подростка вес и рост, степень развитости мускулатуры и др.

Поскольку между формой и функцией организма существует взаимосвязь, правильная и красивая осанка определяет правильное физическое развитие и нормальное физическое и психическое состояние человека.

При правильной осанке и правильно развитом опорно-двигательном аппарате голова и туловище расположены по одной вертикальной линии, тело фиксировано без особых напряжений, части тела симметричны относительно позвоночного столба. Плечи развёрнуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, линия надплечий горизонтальна. Лопатки прижаты к спине, расположены на одном расстоянии от позвоночного столба, их углы находятся на одной горизонтальной линии. Физиологические изгибы позвоночника нормально выражены (примерно равномерно), отсутствуют боковые искривления. Грудная клетка развёрнута, слегка выпуклая, симметрична относительно средней линии. Живот подтянут, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Треугольники талии симметричны. Угол наклона таза находится в пределах от 35° до 55°. Ноги имеют одинаковую длину, разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; смыкание бёдер, голеней и пяток происходит без напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренним лодыжками; внутренние части стоп не касаются пола. Мышцы правой и левой, передней и задней сторон туловища характеризуются гармоничным развитием.

При оценке состояния осанки учитывают признаки, характеризующие положение основных звеньев тела относительно вертикали, профиль позвоночного столба и величины его изгибов, угол наклона таза (по показателям тазомера), привычное положение стоп. Для нормальной осанки по этим признакам характерны: близость к вертикали продольных осей основных звеньев тела, соразмерность изгибов позвоночного столба в переднезаднем направлении и отсутствие его боковых искривлений, сравнительно небольшой угол наклона таза [2-4; 6; 7].

При благоприятных условиях осанка такого типа формируется и стабилизируется уже в первые возрастные периоды развития индивида, но не остаётся неизменной.

Анализ распространенности неблагоприятных факторов показывает, что они значительно влияют на нарушения осанки у подростков в возрасте 12-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата, значительное влияние оказывают оптимальность рабочего места подростка дома, вес школьного портфеля, а также наследственность нарушений ОДА.

Как отмечено в ряде работ 2, у 70% подростков имеются нарушения осанки, 10% – имеют сколиоз или боковое искривление позвоночника [2; 3; 5; 6].

При воздействии благоприятных условий на подростка в возрасте 12-15 лет с нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата осанка стабилизируется.

Читайте также: