Какие группы условий введения фгос до должна обеспечивать нормативно правовая база

Обновлено: 30.06.2024

Коренева-Леонтьева Е.В., Новицкая В.А.

Разработка образовательной программы проходит несколько этапов и сопровождается изданием следующих локальных актов:

1 этап – разработка проекта образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО). На данном этапе создается рабочая группа по разработке ОП ДО (издается приказ и положения, утверждающие состав, полномочия и ответственность рабочей группы). Рабочей группой разрабатывается проект образовательной программы, который выносится на общественное и профессиональное обсуждение в соответствии с Уставом образовательной организации. На данном этапе необходимо регламентировать процесс принятия и утверждения образовательной программы. Возможно сделать это в Положении о разработке и утверждении образовательной программы.

2 этап – внедрение образовательной программы. Внедрение образовательной программы предполагает наличие у образовательной организации условий для ее реализации. К таким условиям относят кадровые условия, в частности компетентность кадров. Исходя из данного условия необходима организация повышения компетентности кадров, реализующих образовательную программу. Материально-технические и финансовые условия, которые требуют, как минимум, мониторинга на соответствие требованиям внедряемой ОП ДО, а по его итогам возможного укрепления материально-технической базы и дополнительного финансирования. В связи с этим необходимы следующие документы: программа мониторинга условий внедрения образовательной программы, включающий в себя следующие компоненты: мониторинг кадровых условий и содержания образовательной деятельности по внедрению образовательной программы, мониторинг материально-технического и информационного обеспечения, мониторинг условий реализации образовательной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для инвалидов (при планируемом наличии данной категории обучающихся в образовательной организации), мониторинг финансово-экономических условий реализации образовательной программы. Программа мониторинга может быть утверждена на Педагогическом совете Образовательной организации, возможна также разработка Положения о мониторинге внедрения и реализации образовательной программы. Объединение двух этапов в данном положении целесообразно, так как большая часть мониторингов являются сквозными для этапов внедрения и реализации образовательной программы.

К календарно-тематическому планированию в соответствии с ФГОС ДО предъявляются следующие требования:

- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательного процесса;

- наличие элементов планирования индивидуального образовательного маршрута в календарно-тематическом планировании;

- наличие блоков планирования совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности обучающихся;

- наличие блока ежедневного планирования работы с семьей, включающего в себя разнообразные формы работы).Требования к содержанию и оформлению рабочих программ и календарно-тематического планирования необходимо утвердить в Положении о рабочей программе педагога образовательной организации и Положении о календарно-тематическом планировании в Образовательном организации. Данные документы принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждаются распорядительным актов администрации.

4 этап – контроль за реализацией образовательной программы. Основной формой контроля за реализацией образовательной программы является мониторинг. Контроль за реализацией образовательной программы может проходить как представителями образовательной организации, реализующими образовательную програ мму, так и родительским сообществом (в рамках системы общественного управления организацией). Возможно также привлечение внешней экспертизы (например, инициация общественно-профессиональной экспертизы – так называемый аудит реализации образовательной программы). Все возможности контроля за реализацией образовательной программы, предполагаемые к реализации в образовательной организации, закрепляются в Положении о системе контроля по реализации образовательной программы. Данный документ подлежит обязательному общественному обсуждению с привлечением членов родительской общественности. Данный локальный нормативный акт должен описывать методы, формы, периодичность контроля, требования к документам, фиксирующим результаты контроля, действия уполномоченных лиц по результатам контроля.Для упорядочивания контроля за соблюдением законодательства в области разработки, внедрения, сопровождения и контроля за реализацией образовательной программы дошкольного образования возможно использование дорожной карты по данному направлению, либо ведение общей дорожной карты внедрения ФГОС ДО.

Размер файла: 350.50 кб

Пояснительная записка и сравнительный анализ проектирования ЛНА обеспечивающих ООП ДО

Нормативно-правовая база школы должна обеспечивать четыре группы условий введения и реализации ФГОС ООО.

Первая группа условий, это те условия, реализация которых требует или принятия локального акта, или изменения действующего нормативного акта, принятого ОУ ранее. К ним относятся следующие требования введения ФГОС основного общего образования:

-эффективное управление ОУ с использованием информационно-коммуникационных технологий;

-внедрение новых финансово-экономических механизмов;

-обязательность участия обучающихся и их родителей, в т.ч. заинтересованной общественности (при наличии органа ГОУ в школе) в разработке ООП, проектировании образовательной среды школы, формировании и реализации персональных образовательных маршрутов;

-обновление содержания ООП, технологий реализации.

Вторая группа условий – это условия, которые требуют принятия локального акта или изменения существующих, по решению школы (о взаимодействии ОУ с другими субъектами). К этой группе относятся следующие требования введения ФГОС основного общего образования:

-выявление и развитие способностей обучающихся через систему клубов, секций, кружков, организацию ОПД, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;

-включение обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города).

Третья группа условий не требует принятия специального локального акта, но, тем не менее, требует действий по созданию документов и (или) пакета документов (планов, графиков и.т.д.) Документы необходимы для реализации таких требований введения ФГОС как:

-применение в УВП современных образовательных технологий деятельностного типа;

-использование эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

-достижение планируемых результатов освоения ООП и др.

Четвертая группа условийне требует создания или изменения локальных актов школы. К ним следует отнести аспекты, связанные с кадровым обеспечением образовательного процесса, за исключением вопросов по НСОТ (например, непрерывность профессионального развития педагогических работников общеобразовательного учреждения).

Локальные акты образовательного учреждения

(по направлениям деятельности)

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС

9. Проект модернизации образовательной системы основного общего образования (вторая ступень) в соответствии с ФГОС нового поколения

10. План-график введения ФГОС нового поколения основного общего образования.

12. Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО .

13. План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы

14. Положение о Совете по введению ФГОС ООО

15. План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по реализации ФГОС ООО образовательного учреждения (в структуре плана учебно-воспитательной работы ОУ).

16. Основная образовательная программа (далее ООП) ООО (вторая ступень) образовательного учреждения, рассмотренная и принятая на заседании органа самоуправления ОУ и утвержденная директором ОУ.

17. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приложение к ООП ООО школы).

18. Программы внеурочной деятельности (приложение к ООП основного общего образования ОУ).

19. Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе образовательного учреждения (приложение к приказу).

20. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или) физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности.

21. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении основного общего образования.

22. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.

Финансово-экономическое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

23. Локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ.

26. Дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками (с учетом требований ФГОС).

27. Локальные акты, регламентирующие привлечение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительных финансовых средств.

Организационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

28. Модель организации образовательного процесса школы, обеспечивающая реализацию внеурочной деятельности обучающихся.

29. План методической работы ОУ по введению ФГОС ООО с учетом мероприятий по внутришкольному повышению квалификации учителей с ориентацией на проблемы реализации ФГОС ООО.

Кадровое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

32. Должностные инструкции работников ОУ (в соответствии с требованиями ФГОС ООО и новыми квалификационными характеристиками).

33. План-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников ОУ в связи с реализацией ФГОС ООО.

34. Информационно-аналитическая справка об укомплектованности ОУ педагогическими кадрами с указанием образовательного ценза, квалификации, квалификационной категории, сведений о повышении квалификации учителей среднего звена школы.

Информационное обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

35. Материалы для организованного изучения общественного мнения родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам введения ФГОС ООО. Документы, отражающие анализ результатов изучения общественного мнения (анкеты, опросники и др.).

36. Информация о созданных в ОУ условиях реализации ООП основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО, размещенная на официальном сайте ОУ в сети Интернет.

37. Инструкция по организации делопроизводства (электронного документооборота) в образовательном учреждении.

38. Соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся о персональных данных для ведения электронных дневников и журналов.

39. Локальные акты, регламентирующие организацию и проведение публичного отчета образовательного учреждения.

Материально-техническое обеспечение внедрения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

40. Информационно-аналитическая справка о материально-техническом обеспечении ОУ в соответствии с требованиями ФГОС ООО, санитарными и противопожарными нормами, нормами охраны труда работников ОУ, нормами охраны здоровья обучающихся.

41. Информационно-аналитическая справка о создании в ОУ информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

42. Локальные акты, устанавливающие требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса (положение о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, учебном или учебно-методическом кабинете и др.)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию

Мельникова Ирина Валентиновна

воспитатель высшей кв. категории

Глава 1. Нормативно-правовая база системы дошкольного образования

Документы регионального уровня, муниципального,

Глава 2. Основные документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС

2.3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"--------------------------------------------------------------10

Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.

Объектом моей работы является нормативно-правовая база системы дошкольного образования.

Предметом – нормативно-правовые документы и акты, регламентирующие введение и реализацию ФГОС ДО.

Цель: Систематизация и обобщение содержания нормативно-правовых документов, регламентирующих введение и реализацию ФГОС ДО.

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и дать характеристику нормативным документам, законодательным актам системы дошкольного образования.

2.Проанализировать документы федерального уровня, регламентирующие введение и реализацию ФГОС.

3. Определить значение новых нормативных документов в развитии системы дошкольного образования.

В работе по данной теме я использовала теоретические методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация нормативных документов.

Глава 1. Нормативно-правовая база системы дошкольного образования

Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Нормативный правовой акт в Российской Федерации является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему [11].

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса [13].

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального, уровня учредителя образовательной организации, а также институционального уровня (уровня образовательной организации). Рассмотрим ключевые документы.

1.2. Документы международного уровня

К документам международного уровня относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.)

Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка [13].

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Вопросы реализации идей Конвенции - это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми [13].

Документы федерального уровня

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ и других министерств. Например:

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации

Семейный кодекс РФ (1996 г.) определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Глава 11 кодекса регламентирует права несовершеннолетних детей, закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54), право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст.55), право ребенка на защиту (ст.56), право ребенка выражать свое мнение (ст.57), право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст.58), право на изменение имени и фамилии ребенка (ст.59), имущественные права ребенка (ст.60) [2].

1.4. Документы регионального уровня, муниципального, уровня образовательной организации

На муниципальном уровне принимаются нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, не противоречащие федеральному и региональному законодательству [15].

На институционном уровне (уровень образовательного учреждения) принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о родительском комитете и др.

Как уже говорилось ранее, в системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС [10,с.3]. Далее рассмотрим основные нормативные документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС.

Глава 2. Основные документы, регламентирующие введение и реализацию ФГОС

Закон впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4).

Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).

Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 п.3).

Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ.

Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дошкольной образовательной организации.

Согласно ст. 12 п.6 образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

В ст.11 п.2 указано, что федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения, т.е. освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

Согласно п. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с п. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей.

Комплекс мер, касающихся снятия ограничения круга лиц с правом на образовательную деятельность с изменениями в законе РФ о дошкольном образовании предполагают немало возможностей для расширения системы частных дошкольных учреждений.

Появление новых возможностей для развития коммерческих детских садов, несомненно, влекут за собой гарантии доступа негосударственных образовательных учреждений к средствам федерального и местного бюджетов.

Закон устанавливает следующие типы образовательных организаций:

- дошкольная образовательная организация

- профессиональная образовательная организация

- образовательная организация высшего образования.

Дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми [13].

Мы видим, Что Федеральный закон внёс много изменений в систему ДО. Отсюда появляется необходимость разработки нового документа, регулирующего отношения в сфере дошкольного образования.

ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования [14].

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

В ч.1 п.1.7 указано, что стандарт является основой для:

1) разработки Программы;

2) разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования (далее - примерные программы);

3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования;

4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;

5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;

6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [4].

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы).

В требованиях к структуре образовательной программы дошкольного образования указано:

- Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ (ч.2 п.2.5).

- Содержание программы охватывает должно охватывать следующие образовательные области - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие (ч.2 п.2.6).

- Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).

- Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).

- Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления (ч.2, п.2.13).

Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде (ч.3 п.3.1).

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (ч.4 п.4.1). Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ч.4 п.4.3).

Отсюда вытекает, что ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.[9, с.59].

2.3 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Во второй части настоящего Порядка подробно описана организация и осуществление образовательной деятельности [6]. В третьей части Порядок указывает на особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями.

Признан утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".

В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.

С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база ДО.

В соответствии с принятым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования , дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг [13]. Всё это вселяет надежду на то, что принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие ДО.

Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечит более внимательное к нему отношение.

Во-вторых, это повлечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования.

Коренева-Леонтьева Е.В., Новицкая В.А.

Разработка образовательной программы проходит несколько этапов и сопровождается изданием следующих локальных актов:

1 этап – разработка проекта образовательной программы дошкольного образования (ОП ДО). На данном этапе создается рабочая группа по разработке ОП ДО (издается приказ и положения, утверждающие состав, полномочия и ответственность рабочей группы). Рабочей группой разрабатывается проект образовательной программы, который выносится на общественное и профессиональное обсуждение в соответствии с Уставом образовательной организации. На данном этапе необходимо регламентировать процесс принятия и утверждения образовательной программы. Возможно сделать это в Положении о разработке и утверждении образовательной программы.

2 этап – внедрение образовательной программы. Внедрение образовательной программы предполагает наличие у образовательной организации условий для ее реализации. К таким условиям относят кадровые условия, в частности компетентность кадров. Исходя из данного условия необходима организация повышения компетентности кадров, реализующих образовательную программу. Материально-технические и финансовые условия, которые требуют, как минимум, мониторинга на соответствие требованиям внедряемой ОП ДО, а по его итогам возможного укрепления материально-технической базы и дополнительного финансирования. В связи с этим необходимы следующие документы: программа мониторинга условий внедрения образовательной программы, включающий в себя следующие компоненты: мониторинг кадровых условий и содержания образовательной деятельности по внедрению образовательной программы, мониторинг материально-технического и информационного обеспечения, мониторинг условий реализации образовательной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для инвалидов (при планируемом наличии данной категории обучающихся в образовательной организации), мониторинг финансово-экономических условий реализации образовательной программы. Программа мониторинга может быть утверждена на Педагогическом совете Образовательной организации, возможна также разработка Положения о мониторинге внедрения и реализации образовательной программы. Объединение двух этапов в данном положении целесообразно, так как большая часть мониторингов являются сквозными для этапов внедрения и реализации образовательной программы.

К календарно-тематическому планированию в соответствии с ФГОС ДО предъявляются следующие требования:

- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательного процесса;

- наличие элементов планирования индивидуального образовательного маршрута в календарно-тематическом планировании;

- наличие блоков планирования совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной деятельности обучающихся;

- наличие блока ежедневного планирования работы с семьей, включающего в себя разнообразные формы работы).Требования к содержанию и оформлению рабочих программ и календарно-тематического планирования необходимо утвердить в Положении о рабочей программе педагога образовательной организации и Положении о календарно-тематическом планировании в Образовательном организации. Данные документы принимаются педагогическим советом образовательной организации и утверждаются распорядительным актов администрации.

4 этап – контроль за реализацией образовательной программы. Основной формой контроля за реализацией образовательной программы является мониторинг. Контроль за реализацией образовательной программы может проходить как представителями образовательной организации, реализующими образовательную програ мму, так и родительским сообществом (в рамках системы общественного управления организацией). Возможно также привлечение внешней экспертизы (например, инициация общественно-профессиональной экспертизы – так называемый аудит реализации образовательной программы). Все возможности контроля за реализацией образовательной программы, предполагаемые к реализации в образовательной организации, закрепляются в Положении о системе контроля по реализации образовательной программы. Данный документ подлежит обязательному общественному обсуждению с привлечением членов родительской общественности. Данный локальный нормативный акт должен описывать методы, формы, периодичность контроля, требования к документам, фиксирующим результаты контроля, действия уполномоченных лиц по результатам контроля.Для упорядочивания контроля за соблюдением законодательства в области разработки, внедрения, сопровождения и контроля за реализацией образовательной программы дошкольного образования возможно использование дорожной карты по данному направлению, либо ведение общей дорожной карты внедрения ФГОС ДО.

Размер файла: 350.50 кб

Пояснительная записка и сравнительный анализ проектирования ЛНА обеспечивающих ООП ДО

Читайте также: