Какие функциональные стили составляют основу языка права

Обновлено: 05.07.2024

Среди многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный язык (книжный).

Разговорный язык (разговорный стиль речи) используется обычно в устной форме. Литературный (книжный) язык включает научную, официально-деловую, публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности. В зависимости от этого различают научный, официально-деловой, публицистический и особо – художественный стиль, или язык художественной литературы.

Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.


Функциональные стили речи
— это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основных функциях языка.

Под сферами общения принято понимать широкие области общественной деятельности человека, которым соответствуют определенные формы общественного сознания: наука, политика, право, искусство. Каждую из выделенных сфер общения обслуживает определенный функциональный стиль: научный, публицистический, официально-деловой, художественный.

Сфера общения человека с небольшим кругом лиц в различных, обычно бытовых, ситуациях позволяет выделить разговорный стиль.

Таким образом, на основании различий в сферах общения выделяют пять основных функциональных стилей.

Для характеристики функциональных стилей существенно также и второе основание их выделения — учет общественной функции языка.

Язык служит не только для выражения мысли, но и для выражения чувств и воли. Разумеется, проявления чувств возможны и вне языка. Поэтому функции эмоционального и волевого воздействия рассматривают как дополнительные функции языка.

Таким образом, функции языка, определяющие цели и задачи общения, следующие:

Различные стили речи по-разному реализуют функции языка. Эти различия связаны с природой стиля, с тем, что задачи коммуникации неодинаковы в разных сферах общения. Реализуемые стилем функции языка являются его важной характеристикой.

Функциональные стили представляют собой устойчивые разновидности речи, обусловленные сферой общения и типичной для этой сферы задачей коммуникации (функцией языка). Сфера общения и задача коммуникации являются внеязыковыми факторами, от которых зависит языковое своеобразие стиля и отчасти особенности содержания речи в рамках того или иного стиля.

Какова же языковая структура функционального стиля? На чем держится то ощущение стилистической целостности, единства, которое позволяет нам интуитивно отличать научную речь от художественной или разговорной?

До последнего времени эти вопросы были дискуссионными. Однако применение статистического метода в стилистике убедительно показало, что один стиль отличается от другого не столько языковой материей, сколько различной частотностью языковых единиц.

Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, т.е. от речевой ситуации.

Признаки речевой ситуации могут быть представлены в виде схемы:

Речевая ситуация - с кем говорим?, где?, с какой целью?

В разных речевых ситуациях мы говорим или пишем по-разному, т. е. пользуемся разными стилями речи.

Разговорная речь используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке (1 — 1, неофициальная обстановка).

Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим узнать. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах (1 —много, официальная обстановка).

План стилистического анализа текста


I. Экстралингвистический анализ текста

1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора.
2. Вид речи (монолог, диалог, полилог).
3. Форма речи (устная или письменная).
4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.


II. Лингвистический анализ текста

1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста:
а) лексические;
б) морфологические;
в) синтаксические.
2. Средства создания образности и экспрессивности текста.


III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).

При анализе текста помните, что все языковые средства на материале конкретного текста рассмотреть невозможно и не нужно. Объем разбора определяется характером самого текста и его особенностями.
Ваш анализ текста должен представлять собой связный текст!


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Функциональные стили речи

Функциональные стили речи — это системы языковых единиц различного уровня, которые используются для достижения определенных коммуникативных целей.

Знать язык в совершенстве — значит владеть его стилями, потому что именно благодаря стилистическому разнообразию язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, точность, богатство, выразительность. Наука, изучающая функциональные разновидности литературного языка и характерные для них стилистические ресурсы, называется стилистикой .

В процессе развития языка происходит процесс распределения его коммуникационных единиц согласно сфере, где они чаще всего применяются. Так возникают стили речи.

Так, в разговорной речи люди могут использовать сленг, короткие и неполные предложения, содержание которых понятно из контекста или обстоятельств, при которых происходит коммуникация. В разговоре речь эмоционально окрашена. В ней могут использоваться просторечные слова, диалектизмы и пр.

Эти языковые средства никогда не появятся в, например, научном или официально-деловом стиле, как и наоборот. Было бы смешно, если бы молодой человек, объясняясь в любви, использовал бюрократические штампы, а исследователь, вместо терминологии, использовал красочные метафоры, чтобы описать феномен деления ядра.

Стили речи в русском языке строго дифференцированы. Каждый из них решает четко очерченные коммуникативные задачи, используется в определенной среде, имеет своего адресата. Согласно этим требованиям, подбирается лексика, используются определенные грамматические и синтаксические единицы и формы. Фактически стиль речи — это набор коммуникативных единиц, строго регламентированный целями общения. С их помощью могут создаваться законы и инструкции; поэмы и романы; энциклопедии и словари; статьи в СМИ, интервью, реклама. Один из них (разговорный) используют в устной речи для решения бытовых вопросов.

В каждом из этих стилей реализуется определенная функция языка:

Стили речи легко распознать. Главное — знать их особенности.

Художественный стиль — стиль литературы (романов и повестей, поэтических произведений, драматургии). Он отличается эмоциональностью и выразительностью. Главная задача — создать художественный образ, вызвать эстетическое переживание. Поэтому в художественном стиле используется как общепринятая лексика (зафиксированная в словарях), так и маркированная (варваризмы, диалектизмы, жаргонизмы и арго, сленг). Здесь встречается и научный термин, и разговорные формы речи.

Публицистический стиль — стиль общественной информационной системы — СМИ. Главная задача языковых средств, которые используются в этом стиле, — проинформировать о каком-то событии, воздействовать на сознание читателя или слушателя, формировать общественное мнение, побуждать человека и общество к действиям. Средства, которые использует публицистика, отличаются синтетичностью: для реализации определенных задач и в зависимости от жанра журналисты могут оперировать научными терминами и художественными метафорами, канцелярскими штампами и разговорными формами.

Научный стиль — стиль учебников, монографий, научных статей. Его средства отличаются рационализмом, логикой, четкостью, строгостью и регламентированностью значений. В научном стиле преобладают термины.

Официально-деловой стиль — стиль бюрократии: законодательных актов, дипломатической переписки, делопроизводства. Его средства используют как в устной, так и письменной речи. Здесь царствуют речевые клише и канцелярские штампы. Все слова используются в прямом значении.

Разговорный стиль — стиль живого устного общения. Такая форма общения в основном диалогическая. Она отличается непосредственностью и импровизацией. Поэтому для этого стиля характерны паузы, повторные вопросы, короткие эмоционально окрашенные предложения. Используются специфические грамматические формы: конденсаты (например, подсобка в значении ‘подсобная комната’) синонимы-дублеты (например, мореход — ‘мореплаватель’).

Каждый стиль речи русского языка применяется в определенной области. Они отличаются темами, которые раскрывают, жанрами, фразеологией, грамматическими и синтаксическими формами.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классификация функциональных стилей русского языка

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, т.е. обладать речевой культурой.

Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен понимать:

- что такое национальный русский язык;

- в каких формах он существует;

- чем книжная речь отличается от разговорной;

- что собой представляют функциональные стили речи;

- в чем заключается их различие.

Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Культура речи - неотъемлемая часть личностной харак­ теристики. А для людей, чья деятельность непосредственно связана с речевым общением, она, кроме того, является нема­ ловажным условием их профессионального успеха.

Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а его речевые оплошности нередко стано­ вятся мишенью для насмешек. Как показывает жизнь, это может пагубно сказаться и на оценке профессиональной деятельности человека.

Правильность, выразительность и точность речи - необхо­ димые атрибуты общей гуманитарной культуры. В прошлом в России они вырабатывались в процессе обучения и высоко це­нились. Так, А.П. Чехов в своей заметке о красноречии "Хоро шая новость" писал: "В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считать таким же непри­ личием, как не уметь читать и писать. Все лучшие государст­ венные люди в эпоху процветания государств, лучшие филосо фы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ора­ торами. "Цветами красноречия" был усыпан путь ко всякой карьере".[6, с.3]

К сожалению, в течение долгих десятилетий необходимые качества культурной речи в нашем обществе формировались в основном за счет индивидуальных усилий и самообразования. Ни школьная программа (в центре которой достаточно долгое время находились лишь орфография и пунктуация), ни тем более программа высшего нефилологического, в том числе и гуманитарного образования, даже номинально не включали модулей, направленных на овладение богатством родного языка.

Результатом явилось языковое оскудение. Планка языковой культуры с годами опускалась все ниже.

Поток жаргонизмов прорвался на страницы периодических изданий, хлынул на трибуны, проник даже на радио и телевидение. Проблемы языка вышли за рамки филологии и стали в ряд с общедуховными проблемами общества.

Вот почему сегодня их решение становится одним из условий духовного и нравственного возрождения России.

Стиль напрямую связан с внеязыковой действительно­ стью, так как формирование нормы стиля связано с тем, в ка­кой сфере человеческой деятельности он употребляется. Осо­ бенности стиля обусловлены особенностями общения в данной сфере.

Стиль — разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями (прежде всего лексикой и грамма­ тикой) и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. [7 , с. 381]

Поскольку стиль связан с состоянием общества, он исто­рически изменчив. Во времена Ломоносова можно было гово­ рить только о стилях книжной речи; при этом выделялись три стиля: высокий, средний и низкий. Литературный язык меня­ется, и теперь в языке выделяются четыре стиля: три книжных (научный, официально-деловой, публицистический) и разго­ ворный стиль.

Можно говорить лишь об относительной замкнутости функциональных стилей литературного языка. Большинство языковых средств в каждом стиле – нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления.

Стилистические средства употребляются говорящим или пишущим осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между говоря­щим (пишущим) и слушающим (читающим).

Следовательно, стиль — исторически сложившаяся в оп­ ределенное время в конкретном обществе разновидность ли­ тературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни. [7, с.382]

Каждый функциональный стиль обладает своими особен­ностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каж­ дый стиль включает в себя произведения разных жанров, ко­ торые имеют собственные особенности.

Чаще всего стили сопоставляются на основе присущего им словоупотребления, так как именно в словоупотреблении наи­ более ярко проявляется различие между ними. Однако и грамматические характеристики здесь немаловажны, напри­ мер, стиль многих текстов бульварной прессы должен опреде­ ляться как публицистический во многом на основе синтаксического строя; в области же словоупотребления мы можем увидеть как разговорные, так и вообще внелитературные (про­ сторечные, жаргонные) единицы. [7, с.382] Поэтому при создании про­ изведения, относящегося к определенному стилю, следует соблюдать не только лексические нормы стиля, но и морфологические и синтаксические нормы.

Обычно различают следующие стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.

Разговорный стиль связан со сферой непосредственного бытового общения. Для этой сферы характерна преимущест­ венно устная форма выражения (кроме частной переписки бы­ тового характера), а значит, большая роль интонации и мими­ ки. В бытовом общении отсутствуют официальные отношения между говорящими, контакт между ними — непосредственный, а речь — неподготовленная. В разговорном стиле, как и во всех остальных, широко употребляются слова нейтральные (лежать, синий, дом, земля, налево), но не употребляются слова книжные. Нормативно использование слов с разговорной стилистической окраской (балагурить, тараторить, раз­ девалка, шумиха, вконец, недосуг, этакий). Возможно упот­ ребление эмоционально-оценочных слов: ласкательных, фа­мильярных, сниженных (котик, бахвалиться, безголовый, втесаться), а также слов со специфическими оценочными суффиксами (бабуля, папочка, солнышко, домище). В разго ворном стиле активно употребляются фразеологизмы (уда­ рить по карману, валять дурака, от горшка два вершка). Час­ то употребляются слова, образованные с помощью стяжения словосочетания в одно слово или длинного сложного слова в слово укороченное (неуд, нал, коммуналка, неотложка, сгу щенка, электричка). [7 , с.3 83]

Морфологическая норма разговорного стиля, с одной сто­ роны, в общем соответствует общелитературной норме, с дру­ гой — обладает собственными особенностями. Например, в устной форме преобладает именительный падеж — даже там, где в письменной он невозможен (Пушкинская, выходите? Ребенок, посмотри), часто употребляются усеченные формы служебных слов (хоть, чтоб, что ль, уж). Норма употребле­ния глагола позволяет образовывать не существующие в нор­мативной книжной речи формы со значением многократности (сиживал, говаривал) или, наоборот, однократности (толка нул, долбанул). В разговорном стиле неуместно употребление причастий и деепричастий, которые считаются признаком книжной речи. Чаще образуется предложный падеж с оконча­ нием -у (в отпуску), множественное число с окончанием (выговора). Для синтаксиса разговорного стиля нормой явля ется употребление таких предложений, в которых пропущен, но легко восстанавливается какой-нибудь компонент (Онназад. Мненеполную). Такие предложения называются эл­ липтичными. Преобладают простые предложения, часто ис­пользуются слова-предложения (Ясно. Нет. Можно. Почему же?), а также междометия и междометные фразы (Вот еще! Мамочки! Ой! Эх ты!). [7 , с.3 83]

Для официально-делового стиля характерно частое упот­ребление глаголов в форме повелительного наклонения и в неопределенной форме в значении повелительного наклоне­ ния (освободить от арендной платы, установить ежемесяч­ную доплату). Если глаголы употребляются в форме настоя­щего времени, они также имеют характер предписания (закон устанавливает, льгота не распространяется). Нормой счи­ тается использование так называемого логического, книжного синтаксиса: употребление повествовательных, двусоставных, полных предложений с прямым порядком слов; предложений, осложненных однородными членами, причастными и деепри­частными оборотами; сложных предложений. Важную роль играют реквизиты — постоянные элементы содержания доку­мента. [7 , с.3 84]

Статья 3. Адресные программы размещения (реконструкции) комплексов (зон) мелкорозничной торговли утверждаются исполни­ тельным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Статья 4. Не подлежат выделению для целей, предусмот­ ренных настоящим Законом, земельные участки на территории па­ мятников истории и культуры федерального (общероссийского) зна­ чения.

Статья 5. Земельные участки для организации комплексов (зон) мелкорозничной торговли предоставляются на основании дого­ воров аренды с инвестиционными условиями, заключаемых в ре­ зультате торгов. [7 , с.3 85]

Синтаксические нормы публицистики связаны с необхо­димостью сочетания экспрессивности и информационной на­ сыщенности: используются восклицательные предложения, вопросительные (в том числе риторические вопросы), повто­ ры, изменение порядка слов в предложении для выделения ка кого-либо слова (Это политика близорукая).

Изменения в системе стилей современного русского языка более всего коснулись именно публицистического стиля; что касается таких книжных стилей, как официально-деловой и научный, изменения здесь невелики.

Тексты научного стиля обслуживают сферу науки, научного общения. Цель научного текста – представить, классифицировать и обобщить факты, выдвинуть идею, привести логические доказательства, сформулировать закономерности и законы.

Форма речи, преимущественно реализуемая в научном тексте, письменная (диссертация, монография, учебник, статья, реферат, тезисы, отчет), реже – устная (доклад, выступление на конференции, обсуждение диссертации). Вне зависимости от формы речи созданию научного текста всегда предшествует обдумывание.

Свойства стиля научных текстов – обобщенность, объективность, аргументированность, подчеркнутая логичность, ясность изложения, сжатость при насыщенности содержания.

Для научных текстов характерно использование схем, графиков, таблиц, диаграмм, различных знаков.

В зависимости от целей, назначения и адресата научные тексты делятся на научно-популярные, научно-деловые, научно-технические, научно-публицистические, научно-учебные.

Тексты, посвященные научным проблемам точных наук (математике, физике, информатике), значительно отличаются от текстов из области гуманитарных наук (философии, филологии, эстетики, психологии, социологии).

Лексика научных текстов имеет свои яркие особенности. Для нее характерны строгий отбор, точность языковых средств, однозначность словоупотребления, использование терминов, слов с абстрактным значением. Повтор в научном тексте ключевых слов, терминов не считается недостатком.

Не менее важны и морфологические средства создания стиля научных текстов:

- преобладание имен существительных над глаголами, так как чаще встречаются названия понятий, а не действий;

- употребление единственного числа существительных в значении множественного ( Изучение психологии потребителя – одна из задач маркетинга);

- использование глаголов преимущественно несовершенного вида 3-го лица настоящего времени (изучает, решают);

- страдательный залог (явление объясняется…, проблема исследуется) ;

- большое количество причастий и деепричастий (приступая, обобщая, заключающий, регенерирующий) ;

- употребление кратких прилагательных (вероятность невелика) ;

- наречия, подчеркивающие логичность изложения (сначала, прежде всего, далее, затем) ;

- широкое использование сложных предлогов и союзов (в продолжение, в заключение; несмотря на то что, ввиду того что, благодаря тому что). [1 , с. 263]

Научный текст отражает сложные мыслительные процессы автора, которые реализуются в виде суждений и умозаключений. Это обусловливает следующие особенности синтаксиса научных текстов:

- прямой порядок слов;

- преимущественное использование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (а не бессоюзных);

- преобладание сложных предложений, даже сложных синтаксических конструкций над простыми предложениями;

- преобладание безличных и неопределенно-личных предложений (Ср.: Я наливаю воду в стакан – Для приготовления раствора наливают…);

- употребление предложений с рядом однородных членов и обобщающим словом (Некоторые ученые синонимами считают только так называемые лексические дублеты: языкознание – языковедение, бегемот – гиппопотам) ;

- использование вводных слов, подчеркивающих логичность изложения

(во-первых, во-вторых, с одной стороны, следовательно, итак, наконец). [1 , с. 264]

Кроме языковых, важны и так называемые текстовые характеристики стиля. В текстах научного стиля употребляются такие типы речи, как описание и рассуждение. Научный текст имеет, как правило, стереотипную композицию; в нем преобладает фактическая и абстрактная информация; тематические, логические и грамматические средства связи; логические средства воздействия на адресата. Научные тексты – это, как правило, монологи. Размер текста значительно варьируется (Ср.: тезисы и монография).

Слово бакс — жаргонное. И его употребление в публици­ стике неуместно.

Слово бабки – просторечное, а в данном случае его употребление неуместно вдвойне, так как оно находится в одном контексте с книжным словом альтернатива .

Слово причиндалы – разговорное, шутливое, и в публицистике оно неуместно.

Глагол вкалывать – просторечный, слово проф (усеченная форма слова профессионал) – также просторечное, как и форма прилагательного здешний , поэтому их употребление в публицистическом стиле неуместно. [7 , с.3 88]

Стилистические ошибки портят речь, ухудшают впечатление о говорящем или пишущем, нередко производят комическое впечатление. Поэтому следует отбирать слова и конструкции в соответствии с избранным стилем, особенно в письменной речи.

пибки портят речь, ухудшают впечатление о говорящем или пишущем, нередко производят комическое впечатление.вом из области гумни

Считается, что существуют две ступени владения языком: первая это знание грамматики, определенного количества слов, умение построить предложение, высказывание, общаться на язы­ ке с другими его носителями; вторая ступень владения языком подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить текст, подбирая языковые средства с учетом цели высказывания, ситуации, собеседника, сферы деятельности, формы общения (устной, письменной). [1 , с. 262]

Овладение первой сту­ пенью родного языка происходит более или менее естествен­ ным путем, иностранного — после изучения грамматики, за­ поминания определенного количества слов (по разным оценкам, от 2 до 5 тыс.) и приобретения навыков и умений построения текстов из этих слов в соответствии с правилами грамматики.

Овладение второй ступенью является сложной, а иногда и не­ доступной задачей не только для людей, изучающих иностран­ ный язык, но и для тех, кто считает тот или иной язык род­ ным для себя. Истинное овладение стилевыми средствами даже родного языка может происходить только осознанно; при этом изучаются, анализируются языковые стилистические средства и принадлежащие разным стилям тексты с их особенностями. Стилистика учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и употреблению языковых средств в речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. – Ростов-на-Дону, Март, 2001.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи: Учебное пособие для 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2000.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. – М: Высшая школа, 1988.

4. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. 2-е изд. – М., 1986.

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.

6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. – М.: Флинта, 2002.

7. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. Под ред.В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2004.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд. – М., 1987.

9. Розенталь Д.Э. Русский язык. Классы 10-11. – М.: Дрофа, 1999.

10. Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. – СПб.: Паритет, 2003.

Роль функциональных стилей языка в использовании языковых ресурсов. Понятие стилистики и стилистические группы языковых средств. Классификация функциональных стилей. Сфера применения языка, тематика и цели высказывания как существенные признаки стиля.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 14.11.2015
Размер файла 40,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Управление государственной службы при Президенте Республики Таджикистан

Институт повышения квалификации государственных служащих Республики Таджикистан

Кафедра языков

Курсовая работа по русскому языку

Выполнил: Магистрант Шоев Навруз

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Касымова Санавбар Джамаловна

Содержание

    Введение
  • 1. Основы классификации функциональных стилей
  • 2. Характеристика и особенности функциональных стилей
    • 2.1 Официально-деловой стиль речи
    • 2.2 Научный стиль речи
    • 2.3 Публицистический стиль речи
    • 2.4 Стиль художественной литературы
    • 2.5 Разговорный стиль речи

    Введение

    Русский язык - понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресность.

    Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности.

    Языковые средства, используемые при создании того или иного стиля, делятся на две стилистические группы: на средства, употребляемые в узких сферах применения языка, и на средства, отражающие отношение к самим словам.

    К стилистическим средствам, которые употребляются в узких сферах применения языка, относятся: историзмы, диалектизмы, просторечия, жаргонизмы, профессионализмы, т. е. территориально ограниченные и социально ограниченные языковые средства. Их стилистическая роль заключается в придании речи местного (диалектного) или профессионально-производственного колорита.

    Слова, фразеологические единицы по употреблению бывают нейтральными, торжественными и сниженными. Нейтральные языковые средства используются во всех стилях.

    Стиль создаётся сочетанием нейтральных языковых средств и средств, употребляемых преимущественно в данном стиле. Практика употребления языка в разных сферах общения людей выработала определённый набор языковых средств в соответствии с задачами каждого стиля.

    Стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку; словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка, или стиль литературного языка.

    В данной работе мы рассмотрим существующие стили языка, приведем примеры и попробуем разобраться почему стили русского языка называют функциональными.

    1. Основы классификации функциональных стилей

    Функциональный стиль - это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией Определение стиля дается в работах: Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. С. 261; Сиротинина О.Б. Стилистика как наука о функционировании языка //Основные понятий и категории лингвостилистики. Пермь, 1982. С. 12; Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. С. 49; и др. .

    В основе классификации стилей лежат экстралингвистические факторы: сфера применения языка, обусловленная ею тематика и цели общения. Сферы применения языка соотносятся с видами деятельности человека, соответствующими формам общественного сознания (наука, право, политика, искусство).

    Традиционными и социально значимыми сферами деятельности считаются: научная, деловая (административно-правовая), общественно-политическая, художественная. Соответственно им выделяются стили официальной речи (книжные):

    1. Научный;

    2. Официально-деловой;

    3. Публицистический;

    Им противопоставлен стиль неофициальной речи разговорно-бытовой (разговорный), экстралингвистической основой которого является сфера бытовых отношений и общения (понимается как область отношений людей вне их непосредственной производственной и общественно-политической деятельности).

    Сферы применения языка в значительной мере влияют на тематику и содержание высказывания. Каждая сфера имеет свои актуальные темы. Так, в научной сфере обсуждаются, прежде всего, проблемы научного познания мира, а в сфере бытовых отношений - бытовые вопросы. Вместе с тем, в разных сферах может обсуждаться одна и та же тема, но цели при этом преследуются разные, вследствие чего высказывания различаются по содержанию. Еще В.Г. Белинский отмечал, что философ говорит силлогизмами, поэт - образами, картинами; а говорят оба одно и то же. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один - логическими доводами, другой - картинами Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 3. С. 798. .

    Сфера применения языка, тематика и цели высказывания определяют существенные признаки стиля, его основные стилеобразующие черты. Для научного стиля - это обобщенно-отвлеченный характер изложения и подчеркнутая логичность, для официально-делового - предписующе-долженствующий характер речи и точность, не допускающая разночтения, для разговорного - непринужденность, непосредственность и неподготовленность общения и т.д.

    Стилеобразующие факторы обусловливают особенности функционирования языковых средств в том или ином стиле, их специфическую организацию.

    2. Характеристика и особенности функциональных стилей

    Слово стиль многозначно. Постараемся определить, в каких значениях оно употреблено в следующих словосочетаниях.

    2. Торжественный стиль. Иронический стиль. Здесь стиль - разновидность языка, которая характеризуется определёнными выразительными средствами.

    Функциональные стили включают в себя, прежде всего, разговорный и книжные. В свою очередь книжные стили подразделяются на научный, официально-деловой, публицистический, и особо стоит стиль художественной литературы.

    Для каждого функционального стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, фразеологизмы, словосочетания, типы и виды предложений. Причём принадлежность этих средств к тому или другому стилю осознаётся при сопоставлении их с нейтральными средствами (от лат. neutralis-не принадлежащий ни тому, ни другому роду, средний), т. е. общеупотребительными. Именно эти межстилевые средства создают единство литературного языка.

    С развитием науки о языке представления ученых о том, что такое стиль, менялись. Противоречивые мнения по данному вопросу высказываются современными учеными. На сегодня общим является признание функциональной природы стилей, их связи с определенной сферой речевого общения и видами человеческой деятельности, понимание стиля как исторически сложившейся и общественно осознанной совокупности приемов употребления, отбора и сочетания единиц языка.

    2.1 Официально-деловой стиль речи

    В ряду книжных стилей официально-деловой стиль очерчен наиболее четко. Он обслуживает правовую и административную деятельность при общении в государственных учреждениях, в суде, при деловых и дипломатических переговорах: деловая речь обеспечивает сферу официально-деловых отношений и функционирует в области права и политики. Официально-деловой стиль реализуется в текстах законов, указов, приказов, инструкций, договоров, соглашений, распоряжений, актов, в деловой переписке учреждений, а также в справках юридического характера и т.п. Несмотря на то, что этот стиль подвергается серьезным изменениям под влиянием социально-исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью.

    1. Официально-деловой (канцелярский);

    2. Юридический (язык законов и указов);

    Стандартизация деловой речи, прежде всего языка массовой типовой документации - одна из наиболее приметных черт официально-делового стиля. Процесс стандартизации развивается в основном в двух направлениях:

    2. В частой повторяемости одних и тех же слов, форм, оборотов, конструкций, в стремлении к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях, в отказе от использования выразительных средств языка.

    Другими особенностями официально-делового стиля являются точность, императивность, объективность и документальность, конкретность, официальность, лаконичность.

    Этот стиль употребляется в официально-деловой сфере - в переписке граждан с учреждениями, учреждений с гражданами, учреждений друг с другом. Цель официально-делового стиля - информация. Обычная форма реализации этого стиля - монолог.

    В официально-деловом стиле имеет место предварительный отбор языковых средств.

    Официально-деловой стиль требует предельной точности выражения, которая должна исключить разное толкование.

    В официально-деловом стиле используются специальные слова: дипломатические, общественно-политические, юридические. Например:

    Неудачный пример «Я являюсь владельцем квартиры, по адресу: г. Душанбе, ул. Сомони, д. 7 корп. 1, кв. 55. По вине ответчика, проживающего этажом выше, неоднократно заливалась моя квартира, что подтверждено актами домоуправления № 66 от 04.02.03г., от 05.02.03г. и от 06.02.03г.


    Раздел науки о языке, который называется стилистика, изучает функциональные стили речи. Что это такое и чем они различаются, расскажем в этой статье.


    Какие бывают стили?

    В зависимости от коммуникативной задачи, мы, создавая тексты, используем тот или иной стиль. Именно он определяет, какие лексические и синтаксические средства нам потребуются.

    Поскольку выбор стиля зависит от функции, которую призван выполнить текст, стили называют функциональными. Обычно в современном русском языке выделяют следующие виды функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, публицистический и стиль художественной литературы (художественный).

    Не все ученые полагают, что правомерно выделять художественный стиль, ведь в нем собраны черты всех стилей.

    Научный стиль

    Научный стиль иногда называют “стилем энциклопедии”. Типичными жанрами для него являются:

    • научная статья;
    • монография;
    • диссертация;
    • научно-популярная статья;
    • лекция и т.д.

    Этому стилю свойственно использование терминов, точность, следование определенной структуре рассуждения. Тексты в этом стиле содержат конкретные факты, цифры, цитаты, ссылки на другие научные труды.

    Как и другие стили, научный имеет ряд подстилей, которым свойственны разные основные особенности. Так, научно-популярному тексту свойственна бОльшая свобода и занимательность, меньшее количество терминов. Адресаты текстов в научном стиле – ученые, студенты, школьники, люди, интересующиеся наукой. Цель – передача точных научных фактов, обучение.

    Официально-деловой стиль

    Это “стиль документа”. Ему свойственна крайняя унифицированность языковых средств, большое количество языковых клише (стандартных формул), особая лексика – канцеляризмы.

    В официально-деловом стиле канцеляризмы уместны как специфическая лексика (своего рода термины); но ни в одном другом стиле они не используются.

    Адресат текста в этом стиле – официальное лицо, делопроизводитель. Цель – передача официальной фактической информации в сжатой форме. Жанры: заявление, докладная записка, рапорт и т.п.

    Разговорный стиль

    В отличие от остальных стилей, тексты в разговорном стиле создаются в основном в устной форме, хотя возможны и в письменной (например, личные письма). Этот стиль предполагает свободу в выборе средств выражения (но это не значит, что разговорный стиль – это мат; речь идет о стиле литературного языка, а мат лежит за его пределами), упрощенный синтаксис, использование невербальных средств выразительности (жесты, интонация).

    Адресат – собеседник. Важнейшая форма – диалог. Цель – эмоциональная передача информации обычно личного, а не всеобщего значения.

    Публицистический стиль

    Художественный стиль

    Это стиль художественной литературы. Скорее, это контаминация (соединение) стилей, так как для создания образа может потребоваться самый разный языковой материал. В художественном произведении могут быть и элементы, лежащие за пределами литературного языка: диалектизмы, жаргонизмы, ругательства и т.д.

    Адресат – читатель. Жанры: роман, повесть, рассказ, драма, баллада и т.д. Цель – создание художественного образа. С этой целью обычно использованы тропы – изобразительные средства языка. Это метафоры, сравнения, эпитеты и т.д.

    Что мы узнали?

    Тексты могут создаваться в разных стилях. Основанием для выбора служит цель, которую преследует говорящий или пишущий. Если это передача научных данных, требуется научный стиль. Передача официальной информации – официально-деловой. Личную информацию друзьям сообщают в разговорном стиле. Если надо кого-то убедить, уместен публицистический стиль. А для создания художественного образа используется художественный.

    Читайте также: