Какие функции осуществляет педагог в процессе обучения

Обновлено: 02.07.2024

Педагогическая деятельность – это один из особых видов профессиональной (социальной) деятельности, направленный на реализацию образовательных целей.

Педагогическая деятельность является профессиональной активностью педагога, в рамках которой с помощью разнообразных средств педагогического воздействия на учащихся, реализуются ведущие задачи воспитания и обучения.

Сущность педагогической деятельность заключается в том, что она представляет собой особый, многоплановый и многогранный вид деятельности, находящийся в тесной взаимосвязи с воспитанием и обучением.

Структура педагогической деятельности (автор Н.В. Кузьмина) включает в себя ряд функциональных компонентов, таких как:

  • проектировочный;
  • гностический;
  • коммуникативный;
  • организаторский;
  • конструктивный.

Представленная структура педагогической деятельности имеет ряд уточнений, которые способствуют выделению относительно самостоятельных и функциональных видов деятельности:

  1. Познавательная деятельность – представляет собой общую эрудированность, разнообразные предметные, психологические и методические знания.
  2. Проектировочная деятельность – характеризуется выстраиванием перспектив воспитания и обучения на отдаленное и ближайшее будущее. Данные перспективы представлены в виде конкретных проектов, например: поурочное планирование, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование и т.д.
  3. Организационная деятельность – представляет собой вовлечение педагогом коллектива учащихся в познавательную и иные виды деятельности, которые организуются в соответствие с поставленными воспитательными и образовательными целями.
  4. Коммуникативная деятельность – подразумевает создание и постоянное поддержание атмосферы позитивного и психологического комфортного климата, способствующего плодотворному и эффективному общению, взаимоотношению, взаимопониманию и информативному взаимообмену между педагогом и учащимися, а также между самим учениками.
  5. Исследовательская деятельность – предполагает планомерное и целенаправленное изучение и последующее совершенствование педагогического процесса, с целью повышения его результативности.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды педагогической деятельности

По традиции основными видами педагогической деятельности, реализуемой в рамках целостного педагогического процесса, являются воспитание и обучение.

Под воспитанием понимают целенаправленную воспитательную работы, под обучением подразумевают организованное преподавание.

Воспитательная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, подразумевающая организацию воспитания и управление различными видами деятельности детей (учащихся, воспитанников), направленных на решение задач по своевременному и гармоничному развитию личности.

Преподавание – это один из видов педагогической деятельности, направленный на организацию качественного управления познавательной деятельности детей.

Ряд авторов, считают, что воспитательная и педагогическая деятельность являются тождественными понятиями. Это связано с тем, что данное соотношение преподавания и воспитательной работы раскрывать смысл утверждения о единстве воспитания и обучения.

Преподавание, которое осуществляется в рамках любой из организационных форм, не только на учебном занятии, чаще всего имеет строго очерченные временные рамки, четкую цель, способы, методы, средства и приёмы её достижения. Одним из важнейших критериев эффективности реализованного преподавания является результативность по достижению поставленной учебной цели.

В воспитательной работе возможно только лишь предусмотреть и проследить за последовательным решением конкретных воспитательных задач, каждая из которых ориентирована на достижение воспитательной цели. Одним из важнейших критериев эффективности решения воспитательных задач являются положительные изменения в сознании воспитанников, которые проявляются во внешних эмоциональных реакциях, деятельности и поведении.

Основными видами профессиональной педагогической деятельности учителя являются:

  1. Преподавательская деятельность – представлена организацией обучающего процесса и управлением познавательной деятельностью учащихся.
  2. Воспитательная деятельность – направлена на организацию эффективной воспитательной среды и управление всеми видами внеурочной и внеклассной деятельности учащихся.
  3. Социально-педагогическая деятельность – направлена на организацию успешной социализации ребенка в современном мире и осуществление его социальной защиты в рамках собственных полномочий.
  4. Культурно-просветительская деятельность – предполагает приобщение учащихся к общечеловеческой и мировой культуре.
  5. Научно-методическая деятельность – направлена на своевременное освоение педагогом инновационных технологий, современных научных и просветительских теорий в области обучения и воспитания, осуществление на их основе разработки собственных авторских подходов и способов организации воспитательно-образовательного процесса, написание научно-методических работ.
  6. Управленческая деятельность – представляет собой организацию разнообразных видов деятельности учащихся.
  7. Коррекционно-развивающая деятельность – направлена на выявление и своевременное устранение недостатков в личностном развитии учащихся.

Функции педагогической деятельности

Реализация педагогической деятельности осуществляется посредством организованной системы действий, которые подчинены конкретным целям и задачами, поставленным педагогом перед началом деятельности. В зависимости от поставленных целей воспитательно-образовательной работы выделяют следующие функции педагогической деятельности:

  1. Диагностическая функция – направлена на всестороннее исследование каждого ученика, определение уровня его психического развития, а также исследование всего ученического коллектива (коллективы класса, параллели, школы).
  2. Ориентационно-прогностическая функция – характеризуется умением определять правильность поставленных целей и задач воспитательно-образовательной деятельности, осуществлять предварительное прогнозирование результатов ее реализации.
  3. Конструктивно-проектировочная деятельность – предусматривает организацию адекватного конструирования и проектирования содержания воспитательно-образовательной деятельности на основании осуществленного предварительно прогноза.
  4. Организаторская функция – предполагает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, посредством организации эмоционально-нравственного стимулирования.
  5. Информационно-объяснительная функция – предусматривает осуществление своевременного информирования учащихся в разных научных областях знаний, с учетом последних открытий и достижений науки и техники.
  6. Коммуникативно-стимулирующая функция – основана на создании эффективной атмосферы учебного взаимодействия и сотрудничества, гуманных отношений между учащимися и педагогом.
  7. Аналитико-оценочная функция – состоит в осуществлении качественного и полного анализа воспитательно-образовательного процесса, умении выявлять недостатки и своевременно вносить необходимые коррективы.
  8. Исследовательско-творческая функция – направлена на осмысление и творческое развитие теоретических положений педагогической деятельности, использование полученных результатов собственных исследований и исследований коллег в практической работе.

Комплекс всех указанных функций педагогической деятельности представляет собой систему органически связанных и логически реализуемых педагогических действий и операций, направленных на решение конкретных задач воспитания, обучения и развития детей.

Основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа.

Преподавание — это такой вид специальной деятельности учителя, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников. Преподавание — один из основных смыслообразующих компонентов процесса обучения. В структуре обучения преподаванием называют процесс деятельности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемым как в непосредственной, так и в опосредованной форме. Но в какой бы форме это взаимодействие не выступало, процесс преподавания обязательно предполагает наличие активного процесса учения.

Таковым же он выступает при условии, когда деятельность учащихся обеспечивается, организуется и контролируется учителем, когда целостность процесса обучения обеспечивается общностью целей преподавания и учения. В ходе подготовки и реализации процесса обучения учитель выполняет следующие виды деятельности: с одной стороны, осуществляет отбор, систематизацию структурирования учебной информации, предъявление ее учащимся, с другой — организует рациональную, эффективную, адекватную задачам обучения системы знаний и методов оперирования ими в учебной и практической работе.

Предметом деятельности преподавания выступает руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности (в том числе и познавательной) воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Преподавание и воспитательная работа — две стороны одного процесса: невозможно преподавать, не оказывая воспитательного влияния, степень эффективности которого как раз и зависит от того, насколько оно будет продумано. Аналогично, процесс воспитания невозможен без элементов обучения. Обучение, раскрытию сущности и содержания которого посвящено много исследований, лишь условно, для удобства и более глубокого его познания рассматривается изолированно от воспитания.

Виды и функции педагогической деятельности - Научная и практическая педагогическая деятельность

Научная и практическая педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность — это деятельность, обеспечивающая взаимоотношения между людьми в процессе передачи интеллектуального и практического опыта. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Взрослое поколение граждан всегда стремится передать накопленный интеллектуальный и практический опыт человечества — культуру — молодому поколению, чтобы общество сохранялось и развивалось. Поэтому одной из главных целей общества является овладение человеком культурой. Для достижения этой цели общество организует специальную деятельность — образовательную.

Но невозможно обеспечить всю культуру через педагогическую деятельность. Для этой деятельности отбирается необходимая и обязательная часть культуры, которая представляет собой определенную совокупность умственного и практического опыта в виде знаний и умений ими пользоваться, в виде высших нравственных качеств. Личность, способная использовать эту часть культуры, является целью педагогической деятельности. Результатом педагогической деятельности должен стать человек, овладевший этой частью культуры.

Педагогическая деятельность может осуществляться социально образованным человеком, имеющим педагогическую (профессиональную) подготовку. Предметом педагогической деятельности является то целое, которое было отобрано и должно быть передано молодому поколению, особое отношение к которому позволит достичь поставленной цели.

Педагогическая деятельность основывается в основном на следующих природных свойствах и качествах, присущих человеку: Органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность понимать, воспринимать, применять знания и навыки); орудия труда: инструменты различных видов, включая книги, письменные принадлежности и т.д.

Педагогическая деятельность осуществляется через ряд действий, которые приводят к результату, соответствующему поставленной цели. Этот набор представляет два вида педагогической деятельности: научную и практическую.

Научная педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная педагогическая деятельность состоит из двух видов: теоретической и экспериментальной.

Научная деятельность изучает совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и разрабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность — это вид педагогической деятельности, направленный на передачу значительной части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) молодому поколению.

Основные виды педагогической деятельности

1.Инструкторский (учителя-предметники, тренеры, EAP и т.д.)

2.Педагогический (учителя, классные руководители, воспитатели и т.д.),

3.Административные (руководители школ, центров ECE и т.д.),

4.Организационные (организаторы детского движения, все учителя),

5.Методические (методисты школ, центров ECE и т.д.),

6. Исследования (учителя-экспериментаторы),

7.Внеклассные (кружки, центры ECE, комнаты детской милиции).

Независимо от того, какой вид деятельности выполняет учитель, ведущими направлениями в его работе будут:

1) Диагностическая и планирующая деятельность, т.е. изучение состояния и эффективности организуемого процесса и на этой основе планирование дальнейшего развития учащихся и группы детей, определение стратегии своей педагогической деятельности и ожидаемых результатов.

2) Ценностно-ориентированная деятельность, т.е. создание условий для формирования ценностного восприятия мира, ценностных ориентаций учащихся, владение соответствующими методами и формами воспитательной работы.

3) Коммуникативная деятельность — т.е. организация взаимодействия учащихся в различных видах совместной деятельности, выбор оптимального стиля общения, управление взаимодействием.

4) Организаторская деятельность — т.е. умение организовать интересную и разнообразную индивидуальную и коллективную деятельность учащихся, владение различными формами работы и т.д.

5) Рефлексивно-аналитическая деятельность — т.е. способность анализировать не только деятельность учащихся, но и собственную педагогическую деятельность, делать выводы и т.д.

Уровни педагогической деятельности

При рассмотрении педагогической деятельности есть два аспекта: внешний и внутренний.

Внешние компоненты педагогической деятельности: -цель и задачи ПД, -средства достижения цели (содержание, методы, формы,), -субъект ПД (как учителя, так и ученики), -объект педагогического воздействия (ученики, родители,), другие объекты (образовательный процесс, его содержание и т.д.), -результат педагогической деятельности.

Внутренние компоненты педагогической деятельности: -мотивационный компонент (то, что движет работой учителя: Мотивы долга, творческого самовыражения, вынужденности, желания подготовить достойную замену, заботы о будущем и т.д.), -содержательный компонент (те знания, которые необходимы учителю для педагогической деятельности: профессиональные, педагогические, психологические, методические, общегуманитарные), -операциональный компонент (те умения, которые необходимы ПД для выполнения его функций: гностические, творческие, конструктивные, коммуникативные.

Уровни педагогической деятельности :

1 уровень — репродуктивный — подразумевает способность учителя действовать по образцу, шаблону, стандарту. Для такого учителя трудно делать что-то новое.

2 этап — адаптивный — подразумевает способность учителя приспосабливаться к новым требованиям жизни, школы, изменять известные методы.

3 этап — творческий — подразумевает нестандартные, необычные действия учителя, которых нет в известном опыте.

Признаки профессиональной ПД :

Гуманистический характер педагогической профессии и деятельности. Это проявляется в особенностях педагогической деятельности и образа мышления. Если вспомнить, что основным содержанием педагогической профессии являются отношения между людьми (с одной стороны) и специальные знания по предмету (с другой), то мы приходим к выводу, что педагогическая профессия требует двойной подготовки: Знание людей и специальная подготовка.

Функции педагогической деятельности

В педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции (виды деятельности) педагога: диагностическая, прогностическая, конструктивно-формативная, организаторская, информативная, коммуникативная, творческая, рефлексивная.

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением учащихся и определением уровня их обучения, развития и воспитания. Для этого учитель должен знать соответствующие методы диагностики.

Прогностическая функция педагогической деятельности выражается в способности педагога определять направление педагогической деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе педагогической работы, прогнозировать ее результаты, характеристики изменений в развитии личности. При этом результаты педагогической деятельности часто отдалены во времени от непосредственного воздействия на личность ребенка. Поэтому учитель должен уметь прогнозировать свою деятельность на несколько шагов вперед, видеть варианты решения одной и той же задачи с учетом конкретной ситуации, видеть возможные последствия своих профессиональных действий.

Конструктивно-созидательная функция деятельности учителя органически связана с прогностической функцией. Эта функция предусматривает отбор и организацию содержания учебного материала, подлежащего усвоению учащимися; проектирование деятельности учащихся, в которой эта информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения в процессе общения с детьми. Функция проектирования также включает в себя постановку долгосрочных, перспективных целей обучения и воспитания и планирование стратегий и путей их достижения.

Организующая функция деятельности педагога связана с вовлечением учащихся в образовательный процесс и стимулированием их активности. Эта функция реализуется путем отбора и структурирования информации в процессе ее донесения до студентов; организации собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия со студентами.

Информационная функция педагогической деятельности связана с передачей научной, философской, нравственной и эстетической информации. Большое значение имеет глубокое знание своего предмета, профессиональная и общая эрудиция преподавателя, владение предметом, умение доступно объяснить и изложить ту или иную информацию.

Коммуникативная функция подразумевает установление доброжелательных отношений со всеми участниками педагогического процесса — учениками, учителями, родителями, администрацией и другими работниками школы. Эта функция характеризует специфику взаимодействия учителя с учениками.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам.

Первая функция педагога – целеполагание. Цель это ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по лини совпадения цель – результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участников педагогической системы. Управление процессом обучения основывается на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития учащихся, уровня их умственной и нравственной воспитанности нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства её достижения.

В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении педагога предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формирования для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности. Учитель-профессионал не позволит себе войти в класс без продуманного во всех деталях, чёткого, конкретного, обеспеченного ресурсами плана. Учителя-мастера составляют не один, а несколько вариантов плана, опасаясь, что не все существенные факторы ими были учтены при диагностировании, прогнозировании и проектировании процесса, сто развитие последнего может внезапно пойти и по-другому, непросчитанному пути.

Диагностика, прогнозирование и планирование – педагогические функции, выполняемые преподавателями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Сущность информационной функции такова: учитель – главный источник информации для обучаемых. Он знает всё обо всём, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нём будут происходить намеченные изменения. При контроле, оценке качества протекания процесса не только выпукло проявляются достижения учащихся, но и становятся понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

На завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершённого дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и так далее.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актёра, режиссёра и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 29131
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности. Учитель-профессионал не позволит себе войти в класс без продуманного во всех деталях, чёткого, конкретного, обеспеченного ресурсами плана. Диагностика, прогнозирование и планирование – педагогические функции, выполняемые преподавателями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Организационная деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сущность информационной функции такова: учитель – главный источник информации для обучаемых. Он знает всё обо всём, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нём будут происходить намеченные изменения. При контроле, оценке качества протекания процесса не только выпукло проявляются достижения учащихся, но и становятся понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

Эссе на тему:

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и воспитание учащихся. Главная функция преподавателя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам.

Первая функция педагога – целеполагание. Цель - это ключевой фактор педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Управление процессом обучения основывается на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития учащихся, уровня их умственной и нравственной воспитанности нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства её достижения.

В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирование. Оно выражается в умении педагога предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формирования для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.

Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности. Учитель-профессионал не позволит себе войти в класс без продуманного во всех деталях, чёткого, конкретного, обеспеченного ресурсами плана. Диагностика, прогнозирование и планирование – педагогические функции, выполняемые преподавателями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

На следующем этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Организационная деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Сущность информационной функции такова: учитель – главный источник информации для обучаемых. Он знает всё обо всём, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нём будут происходить намеченные изменения. При контроле, оценке качества протекания процесса не только выпукло проявляются достижения учащихся, но и становятся понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

На завершающем этапе любого педагогического проекта учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершённого дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной, где и почему возникли, как избежать этого в дальнейшем и так далее. Кроме своих непосредственных профессиональных функций педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Читайте также: