Какие функции осуществляет педагог в процессе обучения детей

Обновлено: 02.07.2024

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательная функция учителя в целостном педагогическом процессе реализуется с помощью содержания образования, форм и методов обучения, всей организации учебно-воспитательной работы. В процессе обучения знания, перерастающие в убеждения, составляют центральное звено в структуре личности, во многом определяют ее мировоззрение, направленность и поведение. Переход знаний в убеждения осуществляется в том случае, если учитель глубоко раскрывает научную сущность знаний, убедительно показывает их соответствие действительности, правде жизни. Это требует от педагога тщательного отбора объективных фактов, их всестороннего анализа и глубоких обобщений. Научное знание приобретает глубокий воспитательный смысл, когда рассматривается в духовно-ценностном, мировоззренческом контексте. Процесс усвоения научных знаний детьми эффективен, когда организуется учителем как познание истины путем плюралистического сопоставления различных точек зрения.

Воспитательные функции учителя в современных условиях образования

Воспитательная функция учителя в целостном педагогическом процессе реализуется с помощью содержания образования, форм и методов обучения, всей организации учебно-воспитательной работы. В процессе обучения знания, перерастающие в убеждения, составляют центральное звено в структуре личности, во многом определяют ее мировоззрение, направленность и поведение. Переход знаний в убеждения осуществляется в том случае, если учитель глубоко раскрывает научную сущность знаний, убедительно показывает их соответствие действительности, правде жизни. Это требует от педагога тщательного отбора объективных фактов, их всестороннего анализа и глубоких обобщений. Научное знание приобретает глубокий воспитательный смысл, когда рассматривается в духовно-ценностном, мировоззренческом контексте. Процесс усвоения научных знаний детьми эффективен, когда организуется учителем как познание истины путем плюралистического сопоставления различных точек зрения.

Эффективное воспитание в процессе обучения достигается осмыслением нравственного значения знаний, их места в системе человеческих ценностей. Познание истины требует от людей мобилизации всех физических и духовных сил; научные поиски, открытия немыслимы без совершения нравственного подвига. Именно эмоциональные переживания и являются выражением внутреннего духовно-нравственного напряжения. Это требует от учителя не бесстрастного изложения тех или иных фактов, законов, а заинтересованного рассказа о том, чего стоило людям добытое знание. Дети постигают нравственный смысл учения как ответственность перед обществом, требующую большого напряжения физических и душевных сил. Нравственное значение знаниям придает также отношение людей к тому, в какой сфере общественной жизни они намерены его использовать.

Наконец, воспитательное значение процесса усвоения знаний состоит в развитии мышления, всех психических процессов. Знания являются материалом для мыслительной деятельности. Обучаясь, ребенок сравнивает, анализирует, обобщает, сопоставляет, создает новые для себя понятия и образные представления. В процессе этой мыслительной деятельности, под ее воздействием у детей формируются нервофизиологические структуры головного мозга, а также формально-логический, диалектический, художественно-образный типы мышления. Таким образом, в процессе обучения учащиеся не просто осваивают определенную сумму знаний, но и воспитываются, формируют духовное ядро своей личности, развивают психические свойства и качества. Трудно переоценить воспитательное значение умений и навыков, приобретаемых учащимися в учебном процессе. Они являются важнейшим средством и условием жизненного проявления, самоутверждения, творчества. Одна часть усвоенных детьми знаний сохраняется в их сознании в виде представлений, понятий, образов, убеждений, другая перерабатывается и материализуется в умения и навыки. Именно они, доведенные до автоматизма, особенно при управлении сложными современными устройствами, машинами и аппаратами, обеспечивают утверждение человека в предметном мире и его безопасность. Их формирование, постепенное умножение делает нервную систему человека все более жизнеспособной, восприимчивой и гибкой. Образовавшиеся умения и навыки по закону переноса применимы в различных областях жизни, способствуют качественному формированию новых навыков в смежных видах деятельности.

Большое воспитательное значение имеет сам процесс выработки и обработки умений и навыков. В целях отработки умений и навыков дети пишут сочинения и стихи; придумывают собственные задачи по математике, физике, химии; делают посильные открытия и новые технические конструкции; предлагают дизайнерские решения; целесообразные формы и приемы трудовых действии; проявляют организаторское творчество. В результате в активное состояние приводятся все духовные и физические силы личности: ее интеллект, чувства, воля, нервная система, мышцы. Воспитательный эффект формирования навыков и умений возрастает, если учитель учитывает настроения, склонности и интересы школьников, если ребенок с помощью приобретенного умения реализует в жизни свою способность, талант, добивается практического успеха в техническом творчестве, в художественной самодеятельности, в производительном труде.

Учителя нашей школы успешно реализуют воспитательные возможности организации учебного процесса, в первую очередь форм и методов обучения. Разнообразие форм (урок, экскурсия, лекция, семинар, лабораторные и индивидуальные занятия) помогает созданию наиболее благоприятных условий для усвоения материала и развития познавательных интересов. Учебная форма представляет собой такую организационную систему отношений, которая наряду с решением главной задачи — усвоения детьми знаний и навыков — позволяет параллельно осуществлять их умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Коллективные и индивидуальные формы учебного процесса способствуют созданию атмосферы продуктивного творческого взаимодействия детей и взрослых. Учащиеся приучаются к коллективным и индивидуальным способам познания и нравственному поведению. У них развивается чувство коллективизма, такие нравственные черты и качества, как ответственность, организованность, целеустремленность. Взаимопомощь ставит перед необходимостью проявления заботы, понимания проблем и трудностей другого человека, внимания к окружающим.

Использование учителем многообразия методов дает возможность формировать у школьников тот или иной тип мышления, развивать механизмы мыслительной активности. Сочетание разнообразных методов в учебной практике, привлечение учащихся в процессе познания к анализу и синтезу, сравнению и сопоставлению, дедуктивным заключениям, к поискам путей преодоления противоречий, к обобщениям с учетом конкретно-исторических условий, к восхождению от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, к созданию оригинальных способов решения различных задач ведут к развитию мыслительной способности детей. Таким путем воспитывается творческое мышление, без которого невозможно участие в научно-техническом прогрессе, в развитии культуры и искусства.

Методы обучения активно способствуют формированию личностных качеств каждого школьника, развитию его способностей. Умственный труд требует прилежания, внимания, фантазии, волевого и эмоционального напряжения, активности, проявления самостоятельности, ответственности и чувства долга. Наряду с общими способностями и личностными качествами формируются специфические, индивидуальные интересы, потребности, способности.

Наконец, воспитательная функция учителя требует от него умелого использования собственно воспитательных методов в учебном процессе. Они в органической связи с методами обучения позволяют осуществлять дополнительное стимулирование ребенка к активной учебной работе, обеспечивать внешний порядок, налаживать рабочую исполнительскую дисциплину. Стимулирующее влияние на учащихся оказывает пример трудолюбия и организованности самого учителя. Воспитанию целеустремленности и оптимизма у детей способствует его умение ставить перед детьми увлекательные перспективы в процессе овладения знаниями, умениями и навыками. Используемая в учебном процессе игра непосредственно увлекает детей, помогает преодолению трудностей и препятствий, создает благоприятные психологические условия для усвоения знаний. В целях организации порядка в учебе и стимулирования активности школьников учителя используют педагогическое требование, реализуемое в форме делового, доброжелательного, настойчивого совета, распоряжения, указания. Оценка знаний учащихся содержит в себе элементы таких методов воспитательного воздействия, как поощрение и наказание. Для детей оценка-отметка не только и не столько объективный показатель уровня их знаний, сколько поощрение или наказание.

Начиная с подросткового возраста, значительную роль в организации отношений ребенка к учебному процессу играют методы самовоспитания. В этот период важно переводить методы педагогического воздействия, внешние стимулы во внутренний мир личности, помогать самоорганизации школьников. Самовоспитание в процессе обучения, постановка личных целей, составление планов их достижения, определение путей практического действия формируют характер и волю, развивают самообладание, умение управлять своими чувствами и побуждениями. Таковы воспитательные функции учителя в учебном процессе.

Как известно, составляющими образования детей являются обучение, воспитание и развитие. Поэтому и в содержание профстандарта педагога входит описание соответствующих трудовых функций.

  • участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации;
  • разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • формирование универсальных учебных действий, навыков, связанных с ИКТ, мотивации к обучению;
  • систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;
  • организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;
  • объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Для реализации этих трудовых функций педагог должен:

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

— предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ- компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.

Историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету.

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в РФ, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства. Конвенцию о правах ребенка.

Общепользовательская, общепедагогическая, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность являются компонентами профессиональной ИКТ-компетентности.

Профессиональная ИКТ-компетентность – это квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, тогда и когда нужно.

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Например, в составе общепользовательского ИКТ- компонента вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе, соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ, видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе, клавиатурный ввод, аудиовидиотекстовая коммуникация, навыки поиска в Интернете и базах данных и др.

Общепедагогический ИКТ- компонент включает планирование, анализ и организацию образовательного процесса, составление портфолио учащихся и учителя, дистанционное консультирование учащихся, организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде, визуальную коммуникацию, организацию мониторинга учащимися своего состояния здоровья и др.

Предметно-педагогический ИКТ- компонент включает постановку и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета, получение массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных, обработку числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации, поддержку учителем реализации всех элементов предметно-педагогического компонента предмета в работе учащихся и др.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Читайте также: