Какие дошкольные организации осуществляют инклюзивное образование

Обновлено: 28.06.2024

На протяжении всей истории человечества у людей рождались дети, которые отличались от остальных. Если говорить более понятно, то эти дети обладали инвалидностью. Инвалидность могла быть как физической, так и ментальной, но, так или иначе, она препятствовала нормальной интеграции детей в общество.

Соответственно, они оказывались отгороженными от нормального развития, что отдаляло их от человеческого общества еще сильнее. В большинстве случаев такие дети вырастали одиночками и проживали всю свою жизнь с родителями, которые продолжали за ними ухаживать как за младенцами.

Подобная ситуация наблюдалась очень долго, и только совсем недавно она начала исправляться. И происходит это благодаря тому, что появилось особое инклюзивное образование в ДОУ.

Однако что же представляет собой инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС?

Инклюзивное образование в России Естественно, это очень сложный и трудоемкий процесс, инклюзивное образование в ДОУ, будет внедряться в России еще очень долго, однако радует уже тот факт, что внедрение началось, и постепенно открываются соответствующие заведения, где каждый ребенок обучается взаимодействию и взаимопомощи, где дети с инвалидностью с ранних лет интегрируются в реальный мир и учатся преодолевать свои недостатки и жить с ними как полноценная часть общества.

Теперь вы знаете основные понятия, касающиеся инклюзивного образования в ДОУ по ФГОС: что это такое, как это реализуется.

Но тема далека от исчерпанности, поэтому стоит более внимательно взглянуть на некоторые аспекты. Например, на то, чем может быть полезно такое инклюзивное образование. Как отмечают абсолютно все эксперты, существует большое количество разнообразных подходов к детям с теми или иными особенностями, но все они сходятся в том, что самое важное для таких детей – это контакт с окружающими людьми. Соответственно, инклюзивное образование – это именно тот метод, который максимально концентрируется на соответствии этому важнейшему требованию. По данным многочисленных исследований, контакты между детьми с отклонениями и без отклонений идут на пользу и тем, и другим. Уровень эмпатии у тех детей, которые учатся в соответствии с этой программой, значительно выше, причем речь идет, как о детях-инвалидах, так и о совершенно обычных детях. Опыт работы в инклюзивном образовании в ДОУ по ФГОС демонстрирует, что это действительно так, и в Российской Федерации также наблюдается положительное воздействие на психику и развитие детей следование правилам инклюзивности.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Одним из ведущих направлений, используемых в педагогической практике, считается арт-терапия для дошкольников.

Данный метод психологической коррекции заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские знания.

Любое творческое занятие благотворно влияет внутренний мир ребенка. Ведь развитие происходит в деятельности, а именно это лежит в основе арт терапевтического воздействия, состоящего из:

  • Изотерапии (рисование, лепка, конструирование);
  • Игротерапии;
  • Цветотерапии;
  • Фототерапии;
  • Песочной терапии;
  • Сказкотерапии (театрализованные постановки);
  • Релаксация
  • Музыкальных занятий;
  • Вокалотерапии;
  • Танцевальных занятий.

Арт-терапия не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы, стресс).

На занятиях ребенок свободно проявляет свою фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны, камни и песок) развивает мелкую моторику.

Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).

В ходе учебного процесса дошкольник учится общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об окружающем мире.

Занятия проводятся профессиональными педагогами (психолог, логопед) в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются скрытые умения, вызывающие у малышей положительные эмоции и чувство удовлетворения от результатов своего творчества.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Общие, групповые родительские собрания проводятся специалистами и воспитателями.

Индивидуальные формы работы. Беседы и консультации специалистов.

Оформляются информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Готовимся к школе”, Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”,

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

В последнее время в нашей стране все больше внимания стало уделяться детям с особыми возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей, с психическими, физическими, интеллектуальными недостатками, во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.

С увеличением количества детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях педагогам приходится переосмысливать сложившиеся практики обучения и воспитания дошкольников и определять наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

В нашей дошкольной образовательной организации функционирует 23 группы, всего 546 воспитанников, из них 50 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) (9%). Среди воспитанников с ОВЗ присутствуют дети с нарушениями речи - 35/6% и когнитивными нарушениями (задержка психического развития) – 15/3%.

Для развития творческих способностей детей с ОВЗ разработана дополнительная образовательная программа для детей.

На каждого ребенка - инвалида, посещающего Службу ранней помощи, разработана индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида, включающая обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком – инвалидом. Индивидуальные программы построены на диагностике функционального состояния ребенка – инвалида и предполагают выработку индивидуальной стратегии его развития.

Доступная среда МАДОУ обеспечивает:

- создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации;

- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами. Общая численность педагогических работников в учреждении – 51 человек (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога). Из них 46/90% воспитателей и 5/10% узких специалистов (3 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физической культуре). В группах комбинированной и компенсирующей направленности работает 8 воспитателей, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют высшее педагогическое образование 12 педагогов (100%), аттестованы на высшую квалификационную категорию – 3 педагога (25%), на первую квалификационную категорию – 9 (75%).

Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении осуществляют: 2 педагога-психолога на 50 воспитанников с ОВЗ, 1 учитель – дефектолог на 15 воспитанников с ОВЗ, 3 учителя – логопеда на 50 воспитанников с ОВЗ.

Система психологического сопровождения включает в себя:

1. Психологическое сопровождение детей:

1.1 Организация и проведение психодиагностической работы:

* диагностика детей младших групп в период адаптации;

* диагностика детей подготовительных групп: исследования уровня готовности к школе;

* диагностика детей в соответствии с задачами мониторинга;

* диагностика детей, оказавшихя в сложных жизненных ситуациях по запросам родителей (законных представителей);

* диагностика эмоционально – волевой сферы детей по запросам родителей (законных представителей).

1.2 Организация и проведение развивающей и психокоррекционной работы с воспитанниками:

* развивающие занятия в сенсорной комнате;

* групповые развивающие занятия с детьми старших и подготовительных групп по подготовке к школе;

* индивидуальные коррекционные занятия с детьми по запросам родителей (законных представителей).

2. Психологическое сопровождение педагогов.

2.1 Организация и проведение психологической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;

2.2 Организация и проведение диагностики педагогического коллектива;

2.3 Организация и проведение профилактической работы.

3. Методическая работа.

4. Работа с родителями:

4.1 Организация и проведение консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей;

4.2 Организация и проведение диагностики детско- родительских отношений;

4.3 Организация и проведение профилактической работы.

В МАДОУ функционирует логопедический пункт.

Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации

Цель: Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, как основы их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников.

1.Расширение вариативных форм дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям - инвалидам.

2.Создание социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.

3.Обеспечение психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, включение их в систему социальных отношений.

4. Формирование системы мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

5. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам дошкольного образования детей в условиях инклюзивного образования, активное включение их в образовательную деятельность

Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации основывается на трех компонентах: организационном, содержательном и ценностном. Организационный компонент включает в себя нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, кадровое обеспечение, взаимодействие с социальными партнерами. В учреждении введены: командные формы работы; проектные формы организации коррекционной образовательной деятельности; формы согласования интересов всех участников образовательного процесса. Определена структура управления инклюзивным образованием:

Содержательный компонент включает программно-методическое обеспечение коррекционного образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей – инвалидов и их семей. Система коррекционного обучения и воспитания строится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, используются современные образовательные технологии деятельностного типа, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ценностный компонент предполагает развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса, изменение отношений между ними.

Инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации предусматривает:

- диагностику индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;

- междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута;

- планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка;

- организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами;

- активные действия в специально организованной предметно-пространственной среде;

- совместная деятельность в микро - группах с другими детьми;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

Результаты реализации инклюзивной практики:

- расширены и апробированы вариативные формы дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям – инвалидам;

- разработана модель организации дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей - инвалидов, в условиях инклюзивного образования;

- внедрены эффективные командные формы работы с учетом интересов всех участников образовательного процесса;

- сформирована система мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Дети, достигшие возраста 3 лет и завершившие пребывание в Службе ранней помощи, направлены на ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута. Дети, не достигшие положительных результатов, продолжают посещать СРП до 4 летнего возраста и так же направляются ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута.

По результатам обследования детей с ОВЗ - 100% детей с ЗПР и ТНР допущены к обучению в общеобразовательных классах.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?


Инклюзия — это процесс разви­тия предельно доступного образо­вания для каждого в образователь­ных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных ба­рьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимально­го раскрытия его потенциала. Поэ­тому и выстраивать работу необхо­димо таким образом, чтобы инклю­зией были охвачены дети с пробле­мами в развитии, начиная с самого раннего возраста.

Учреждения инклюзивного обра­зования (по возрастной градации):

Инклюзивное образовательное пространство основано на предо­ставлении вариативных форм обу­чения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка проблемы инклюзив­ного дошкольного образования по­казывает, что главным направле­нием в деятельности детского сада становится

По уровню включения ребён­ка в образовательный процесс ус­ловно обозначают следующие виды инклюзии: точечную, частичную, полную.

Точечная инклюзия — это вклю­чение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратко­временно в играх или на прогулке.

Частичная инклюзия — предпо­лагает включение ребёнка в режи­ме половины дня или неполной не­дели, например, когда ребёнок на­ходится в группе сверстников ос­ваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограни­ченными возможностями здоро­вья возрастной группы в режи­ме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребё­нок занимается на всех заняти­ях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания раз­личного уровня сложности, допол­нительные игры и упражнения.

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к

этому времени сложился в специализированных учреждениях, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями,

поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. Должны быть продуманы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия между общеобразовательными и специализированными учреждениями.

В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С 2002 года Министерством образования РФ было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного

Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют

следующие стартовые условия:

Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и

дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия

специалистов в штатном расписании.

Для реализации инклюзивной практики в ДОУ компенсирующего вида существуют разные формы инклюзии. Для категорий детей со сложной структурой дефекта разработана форма социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организованы мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города(посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.).

В ДОУ комбинированного вида созданы комбинированные группы, являющиеся аналогом инклюзивной группы, для которой законодательно определены штат, финансирование, образовательные программы. Все остальные действия по реализации инклюзии можно проводить по аналогии с ДОУ компенсирующего вида.

В ДОУ, в которых созданы службы, реализовывается модель на основе организации вариативных условий для разных детей. В зависимости от образовательных потребностей такой детский сад предлагает семьям

различные условия: индивидуальные формы работы с детьми, детско-родительские группы, консультации родителей, группы для родителей,

детские группы, как кратковременного пребывания, так и 10, 12, часового пребывания. Такая модель изначально предполагает учет индивидуальных потребностей детей и создание разнообразных условий в соответствии с ними. В таком саду за счет привлеченных в службы специалистов обеспечено медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей.

Детские сады, в которых открываются инклюзивные группы, могут взять в штат специалистов, которые будут обеспечивать образовательные потребности детей с ОВЗ. Сама инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей.

Детские сады, где есть по 2–3 ребенка с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, которые могут обеспечить консультирование этих ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

- наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады;

- психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

- наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров;

- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе без барьерной среды;

- возможность повышения квалификации педагогов.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи инклюзивного сада:

– создание уютного, комфортного пространства для всех

– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности

– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения

– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе людям, принимающим ответственность за этот шаг, необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это

потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или школу подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды.

Если приходит ребенок с нарушениями физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия); планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоционально-

волевой сферы – планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению этого ребенка в группу детей. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то возможно тогда проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительного тренинга, формирующего необходимое поведение. Если приходит ребенок с нарушениями умственной сферы – необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.

Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, освоены воспитателями. Практика воспитания детей от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна быть перестроена с учетом индивидуальности детей, составляющих группу. Это требует новых компетенций от воспитателя. При сложившейся педагогической практике фронтального обучения и воспитания нельзя от педагогов требовать того,

чего они делать не умеют. Чтобы сформировать новые профессиональные компетенции педагоги обучаются на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Успешн6ость инклюзивной практики ОУ зависит от решения ряда задач:

- разработке образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса;

- создание методического обеспечения образовательного процесса:

- создание вариативной формы для реализации инклюзивного образования;

- повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;

- создание междисциплинарной команды педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов;

- создание предметно-развивающей среды;

- разработке новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением;

- выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса.

Таким образом, инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

1. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в раннем возрасте /

Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – №3-2003. - С. 47-52.

Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О.П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. – 1998. – №2 – С. 67-71.

Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / авт.-сост. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2001. – 128с. – Библиогр.: с. 125-127.

Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее.

Забрамная, С. Д. Изучаем обучая: рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью : из опыта работы [Текст]. / Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. - 47,[1] с., [32] л. цв. ил.: ил; 23 см. - Библиогр.: с. 47-48.

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

Инклюзия означает, что все люди имеют равные права, и что они также должны иметь и равные возможности. При этом не играет никакой роли, имеют ли они ограниченность по здоровью или нет. Потому что инклюзия означает: то, что все люди разные – это нормально. В отличие от понятия интеграция, которое гласит, что людей с ограниченными возможностями нужно вовлекать в общество, инклюзия означает, что все они автоматически к нему принадлежат.

Конвенция ООН о правах людей с ограниченными возможностями

Уже сегодня многие дошкольные учреждения в Германии работают инклюзивно. Многие, но не все, поэтому нередко родители детей, имеющих ограничения, сталкиваются с трудностями в поисках такого детского сада для сына или дочери.

Сложные задачи инклюзии

До прихода в ДОУ ребенок обычно знаком только с одной группой людей – своей семьей. Детский сад – другая группа, входя в нее, малыш должен ощущать, что эти люди приняли его, он входит в их группу на равных правах. Именно это играет решающую роль для возникновения его идентичности. И особенно это относится к детям с ограниченными возможностями. Тот факт, что ребенок принят в группу со всеми своими особенностями, часто оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

Дети с ограниченными возможностями имеют право на обслуживание по месту жительства – такое требование внесено в Социальное законодательство ФРГ, благодаря чему все больше детей-инвалидов посещают общеобразовательные учебные заведения. Это ставит перед педагогическими коллективами школ новые сложные задачи.

внедрение инклюзии в ДОУ

К работникам детских садов повышенные требования предъявляют в части присмотра и ухода за малышами. Для этого необходимо большее число персонала. А если детский сад посещают дети с ограниченными возможностями, учреждению требуется и особое оснащение в части доступности. Пример организации доступной среды: ребенок в инвалидном кресле не может пользоваться лестницей, значит, нужны пандусы и даже лифты. Определенную ширину должны иметь двери, туалеты обязательно необходимо приспособить для потребностей таких малышей. Плюс ко всему, желательно, чтобы детские сады с инклюзией имели возможность проводить физиотерапию.

Организация инклюзивного обучения а ДОУ

Когда ребенок с ограниченными возможностями идет в детское учреждение, это становится серьезным испытанием и для его родителей. Вначале им придется привыкнуть к тому, что их малыша, который все это время был сильно зависим от них, теперь будут обслуживать чужие люди. Поэтому родителям так важно буквально с первого дня наладить тесный контакт с педагогами. Нужно вместе обсуждать и строить планы по адаптации и дальнейшему развитию ребенка. На это потребуется немало времени. И, конечно, родителям и педагогами необходимо проявлять взаимное терпение и внимание.

Для всех малышей первое время в детском саду является волнующим, ведь приходится привыкать к новой обстановке и окружающим людям. Дети с ограниченными возможностями имеют особую, очень тесную связь с родителями, так как прежде они проводили с ними все свое время и зависели от их помощи. Поэтому таких малышей приучать к незнакомой ситуации нужно медленно и очень осторожно.

Инклюзия предоставляет шансы

Несмотря на то, что совместное пребывание детей с ограниченными возможностями и без них в детском саду связано с немалыми сложностями, в конечном итоге оно приносит и много плюсов всем сторонам. Ведь малыши с самых ранних лет оказываются в среде, в которой является нормой, что каждый человек имеет свои особые способности и таланты, что каждый человек отличается от других. Инклюзия не означает, что дети с ограниченными возможностями должны приспосабливаться к образу жизни здоровых ребят. Инклюзия означает, что все дети естественным образом посещают одну группу, вместе играют и познают мир. Пребывание в инклюзивном детском саду или другом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) во многих случаях приносит большую пользу детям с ограниченными возможностями. Малыши находятся в коллективе и чувствуют себя принятыми в нем.

Все для инклюзивного образования в ДОУ

Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.

Читайте также: