Какие должны быть личностные качества для обеспечения высокого уровня коммуникативной культуры

Обновлено: 18.04.2024

Большая часть жизни человека, как социального существа, посвящена общению. Именно в общении люди оказывают друг на друга непосредственное воздействие, которое отличается по сложности. Это может быть простое воздействие в виде просьбы или предложения, либо сложное, проявляющееся в различного рода манипуляциях. От того, насколько человек владеет искусством общения, зависит успех в различных делах и деятельности в общем.

Искусство коммуникации включает в себя множество компонентов: умение слышать своего собеседника, понимать его обращения, выстраивать свою речь и формировать линию поведения, в соответствии с ситуациями.

Содержание понятия общения

В современной психологии существует три стороны в процессе общения:

  • коммуникативное общение;
  • перцептивная сторона общения;
  • интерактивная сторона общения.

Коммуникативное общение - это процесс обмена информацией между двумя или более собеседниками.

Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия собеседниками друг друга, обязательным здесь является создание атмосферы взаимопонимания.

Интерактивная сторона общения включает в себя создание определенных условий для эффективного построения взаимодействия людей друг с другом.

Процесс развития коммуникативных навыков предусматривает обучение человека тому, как именно возможно донести мысль до собеседника, чтобы она была понятной и не возникало разногласий в процессе взаимодействия. В данном процессе большое значение имеет точность и лаконичность речи.

Ошибки общения зачастую связаны с определенными психологическими сложностями, имеющимися у человека. Среди таких сложностей можно выделить:

  • замкнутость;
  • стеснительность;
  • тревожность.

Эти психологические особенности чаще всего выступают в качестве препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей и чувств.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей называют коммуникативными барьерами.

Необходимо отметить, что коммуникативные способности личности не являются врожденными, благодаря целенаправленной работе по развитию данных качеств человек имеет возможность преодолеть имеющиеся у него барьеры общения.

В настоящее время психологами разработано множество тренингов и занятий, направленных на развитие коммуникативных способностей и преодолении барьеров в общении.

Тренинги, которые направлены на развитие коммуникативных умений и навыков в своей структуре имеют несколько уровней и ступеней.

Первый уровень- это развитие умений убеждать своего собеседника в своей точке зрения, навыков невербального общения и воздействия на собеседника, способности к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

На дальнейших уровнях оттачивается мастерство общения, разрабатывается тактика и стратегия поведения в различных жизненных ситуациях.

Рекомендации по преодолению барьеров в общении

Каждый человек с детского возраста владеет определенными шаблонами общения:

  • как приветствовать друг друга,
  • как просить другого человека о чем-либо,
  • как отказать,
  • как попросить прощения и т.д.

В ситуации поверхностного общения с другими людьми данных шаблонов вполне достаточно для построения эффективного общения, и сложностей не возникает. Однако в случае возникновения нестандартной ситуации общения возможно появление волнения и в результате сложностей в построении процесса общения.

Позднее человек, проанализировав ситуацию, понимает, как именно стоило выстроить ситуацию общения, как именно нужно было себя вести, на что обратить внимание и что именно сказать. Именно для того, чтобы научится преодолевать подобные ситуации необходимо обязательно обращать внимание на процесс развития коммуникативных умений.

Для того, чтобы преодолеть ситуацию возникновения коммуникативных барьеров необходимо понимать причины их возникновения.

Наиболее частыми причинами являются:

  • застенчивость и как следствие отсутствие легкости в разговоре, ненужные паузы и желание как можно быстрее закончить разговор;
  • страх быть неправильно понятым;
  • излишнее внимание к своему внешнему виду и впечатлению, которое он производит на собеседника.

Значение развития коммуникативных навыков

Развитие коммуникативных навыков личности имеет огромное значение для ее развития в целом. Умение правильно и эффективно выстроить процесс общения способствует построению наилучшего понимания грамотного взаимодействия с другими людьми, формированию наилучшего понимания каким образом общение влияет на коммуникацию с другими людьми и жизнедеятельность человека в целом.

Коммуникативные навыки имеют большое значение для процесса формирования круга общения человека, новых знакомств, появления друзей, деловой коммуникации, общения с ближайшим окружением и социальному взаимодействию в основных сферах жизни человека.

Умение конструктивно выстраивать процесс коммуникации играет огромную роль в процессе недопущения и разрешения конфликтных ситуаций и построению достаточно сложного процесса взаимного общения и поиска понимания.

Человек, который способен к общению, открыт ему и готов к диалогу с другими людьми, способен избежать множеств трудностей и проблем, как в личной, так и в профессиональной жизни, таких как:

  • отсутствие взаимопонимания с окружающими людьми;
  • конфликты.

Коммуникативные умения и навыки составляют особый поведенческий комплекс человека и позволяют ему:

Коммуникативные качества — признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничность взаимодействия участников коммуникации.

Совершенствование коммуникативных качеств способствует формированию речевой уверенности и произвольности высказывания в диалоге и монологе перед аудиторией.

Основные коммуникативные качества речи

Правильность

Обеспечивает взаимопонимание собеседников и реализацию других коммуникативных качеств речи: логичность, точность, богатство и др. Правильность речи предполагает соблюдение правил и принципов языковых и литературных норм в речи: грамматических, лексических и орфоэпических.

Самым простым примером правильности устной речи является расстановка ударений: газопрово́д, жалюзи́ и т.п.

Правильность устной речи также реализуется в согласовании слов в устном высказывании, а также правильном написании окончаний в письменной речи.

Примеры патологического нарушения правильности речи у взрослых: Мальчик ловится в речке рыба/ Обед надо ножилка.

Логичность

Качество основано на соотношении речи и мышления, предполагающее ясное, точное, последовательное и непротиворечивое высказывание или рассуждение на определённую тему.

Слова в высказывании должны быть согласованы не только, но и логически - это называется внутрифразовая связь. Пример нарушения внутрифразовой логической связи - Волк увидел охотников и деликатно скрылся в кустах. В море плавали шлюпки, доски и матросы.

Межфразовая связь - логичность монологической речи, когда высказывания в рассуждении или выступлении не противоречат друг другу и последовательно раскрывают основную тему. Например - Мы отправили запрос на предоставление информации. Но начальник отдела сказал, что машина сломана и курьер не приедет.

Систематическое нарушение межфразовой и внутрифразовой логичности высказывания - признак серьёзного речевого расстройства.

Чистота

Отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и культуре речи:

1. Слова, которыми заполняют паузы в речи, используют их по привычке: короче, вот, значит, видите ли и т. д.

2. Просторечные слова свойственны простой, бытовой речи, которая носит непринуждённый характер.

3. Нецензурные высказывания даже сказанные без злого умысла всегда неуместны и могут оскорбить собеседника.

4. Жаргонные слова характерные для социальной или профессиональной группы людей.

Богатство речи

Обеспечивается уровнем развития языковой компетентности говорящего: количество и разнообразие языковых средств, которые активно используется в бытовом и деловом общении.

О богатстве языка свидетельствует словарный запас . Чем большим количеством слов владеет говорящий, тем полнее, свободнее и точнее он способен высказать свои мысли, чувства. Словарный запас не является постоянной величиной для любого носителя языка.

Источником речевого богатства русского языка является словообразование . В русском языке средствами словообразования служат приставки, окончания суффиксы. Например, суффикс -ёнк(а) придаёт существительному оттенок презрительного отношения: лошадёнка, кофтёнка, комнатёнка.

Вариативность грамматических форм — возможность изменять грамматические конструкции в высказывании: университетский корпус — корпус университета; умнейший — самый умный; улица узка — узкая улица и т.д.

Упражнение

Необходимо прочитать и объяснить афоризмы своими словами. Затем нужно выбрать из трёх вариантов правильное слово, которое раскрывает смысл высказывания.

Большинство людей до того ограничено условиями своего существования, что даже в мыслях не дерзают выйти за пределы очерченного круга.

ОГРАНИЧЕННОСТЬ/ ЗАШОРЕННОСТЬ/ КОНФОРМИЗМ//

Какие услуги ни оказывай людям, им всё равно не сделаешь столько добра, сколько, по их мнению, они заслуживают.

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ/ САМОНАДЕЯННОСТЬ/ ГОРДЫНЯ//

Расположения сильных мира сего скорее добьётся тот, кто помогает им пустить по ветру их добро, нежели тот, кто пытается научить, как его приумножить.

РАСТОЧИТЕЛЬСТВО/ ЛЕГКОМЫСЛИЕ/ КОВАРСТВО//

Наградить человека честолюбием, не наделив талантом — вот самое большое зло, какое может причинить ему судьба.

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ/ ФОРТУНА/ НЕСЧАСТЬЕ//

Автор рекомендаций и упражнений - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых.

Слово – это то, без чего не обходится ни один день социально адаптированного человека. Оно помогает вкратце высказать ту или иную мысль, донести ее до собеседника или аудитории.

Для того, чтобы ваше общение было максимально продуктивным, нужно знать о коммуникативных качествах речи.

Под коммуникацией следует понимать акт взаимодействия двух и более людей. Данный процесс строится на передаче и принятии определенного рода информации с целью продолжения контакта.

Коммуникативные качества — это тот набор характеристик, который способствует более эффективному взаимодействию.

Коммуникативные качества представляют собой свойства, которые находятся как в формальных, так и в содержательных частях формы слова. К ним относятся: правильность выражений, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность и уместность.

Данные качества необходимо выделять, основываясь на речевых соотношениях, а также речевых структурах предложений, к которым может относиться мышление, язык, действительность.

Доступность

Доступность необходимо отнести к публичным качествам. Смысл заключается в том, чтобы человек смог подобрать те слова, доводы, факты или аргументы, которые уместны для аудитории.

Уровень доступности, человек должен определять самостоятельно. В каждом случае и моменте выступления опираясь на аудиторию, на которую он работает в данный момент.

Делается это для того, чтобы сама его речь была максимально доступна и понятна тем или иным людям.

Поэтому, для оратора так важно учитывать уровень образованности аудитории, ее возраст, какое социальное положение в обществе она имеет, а также их психическое и физическое состояние на данный момент.

К примеру, выступление не сможет быть одинаково оценено в школе и институте, если человек будет часто употреблять в своих предложениях сложные лексические формы, а также множество терминов и сравнений.

Логичность

Под логичностью следует подразумевать качество, которое предполагает точные, а также непротиворечивые высказывания, которые должны следовать ряду правил.

После их соблюдения, в окончательном варианте предложений будут отсутствовать несвязные блоки, нелогично построенные предложения или обращения.

Действенность

Именно без понятий действенности, а также выразительности невозможно построить диалог, а также выступление любого оратора, после которого, у аудитории, его слова останутся в памяти.

Действенность речи – это главная часть ее коммуникативной способности. Человек должен обладать ей в для того, чтобы добиться должного результата. Поскольку ответ публики в его сторону должен нести в себе положительный характер.

Кому интересно или вообще, понятно, какие молитвы читает Поп в церкви, когда все его предложения идут одним, прямым, невыразительным словарным поносом?

Выразительность учителя не будет похожа на выразительность журналиста. Речь юриста будет разниться с речью политического деятеля. Не забывайте, что любая выразительная речь способствует уровню образованности человека в обществе. Впитывания информации человеком.

Поэтому не ожидайте того, когда вы говорите невыразительным, тихим, сиплым голосом того, что ваши слова каким либо образом вообще смогут воздействовать на ту или иную аудиторию.

Поэтому обладать элементарными техниками речи нужно для любого человека, который считает себя, или хочет считать не серой массой в обществе.

К составным техникам относят голос, дикцию, дыхание. Любое слово, звук или предлог, прежде всего, необходимо говорить внятно, громко, четко. Этого требует действенность речи, сама дикция.

Добиться хорошей дикции помогает изучение, усовершенствование своих возможностей говорить скороговорки. Нужно учиться делать это внятно, быстро и громко. Такие упражнения являются быстрым способом улучшить качества своей речи.

Понятность

Понятность –одна из важных частей коммуникации речи. Она отвечает за то, чтобы ваш диалог с обществом. Аудиторий был весьма понятным, простым для слушателя.

Поэтому, лучше всего в предложениях подбирать наиболее знакомые синонимы для людей, не столь образованных, или синонимы к профессиональным терминам и т.п.

В случае, если без них нельзя обойтись, то необходимо прибегнуть к небольшому раскрытию тех или иных слов. Понятия и т.п.

Однако делать это необходимо не более чем в 1-2 предложениях. В противном случае вы лишь засорите свои предложения, отведете читателя от главной их идеи в другую сторону.

Чистота

Диалекты являются основополагающими факторами, которые искажают чистоту нашей речи. К примеру, в языке народа того или иного региона могут быть уместные для людей.

Поскольку народный язык – это экспрессивная, выразительная речь, которая свойственна народу, поскольку она выражает его дух а также историческую культуру.

Богатство

Если говорить о культуре слова, то она представляет собой не только умение грамотно пользоваться всеми нормами языка литературы, а также строгих правил им следования.

Но также от умения владеть его богатством, знанием как им пользоваться в процессе диалога, построения своей речи в целом.

Русский язык занимает лидирующие места в мире по своему богатству, а также развитости. Эти понятия заключаются в большом количестве фразеологизмов, лексических оборотов, а также в насыщенности русского словаря в смысле слов.

Русская фонетика имеет возможности для общения, создания и словообразования сложных лексических форм, а также бесконечным множеством интонаций и других синтаксических конструкций.

Поэтому богатство, позволяет выразить самые тонкие эмоциональные а также смысловые оттенки того или иного слова, предмета, действия или события.

Речевое богатство отдельно взятого человека можно также определить и в том, насколько хорошо и точно он владеет четкими и резкими высказываниями, которые кратко и лаконично отражают ту или иную суть в его речи.

Богатство русского языка считается у человека тем больше, чем чаще и разнообразнее он может высказывать различные речевые обороты в своих предложениях, выступлениях и в бытовом языке.

Точность

Говоря о точности, подразумеваем коммуникативные качества, которые появляются в соотношении самой речи и ее действительности. В русском языке сейчас имеет два вида такой точности. Это предметная точность и понятийная.

К предметной точности относятся: адекватное и реальное обозначение тех или иных вещей, предметов, событий или жизненны явлений.

К понятийной же точности: правильность владения терминологичными высказываниями, как в письме, так и в разговоре конкретного человека.

К обязательным условиям, которыми должна обладать точность относят:

  • Знание речевых предметов.
  • Понимание языкового единства, а также его сознания.
  • Способность уметь делать соотношение знаний того или иного предмета к понятиям и правилам языковой речи.
  • Правильное использование этих моментов в конкретных ситуациях.

Информативность

К информативности, прежде всего, относится сжатость и краткость.

Когда мы говорим о нарушении информативности, то к ним относят многословие (словарный понос), избыточная тавтология в предложениях и плеоназмы.

Выразительность

Выразительность это качество русского языка, которое зависит от многих факторов. Представим их вашему вниманию:

  1. Интонация.
  2. Богатство речи.
  3. Акценты.
  4. Средства художественной выразительности.

Чтобы ваши предложения были наиболее выразительными, оратор должен соблюдать правила. К основным из них относят:

Чем ярче и точнее вы будете описывать свои предложения, то тем больше вероятен шанс того, что публика будет заинтересована в вашей дальнейшей речи.

Выразительность можно сравнивать с информацией, отражением логичности вашего повествования текста про какой либо предмет, ситуацию и т.п., и иметь эмоциональные их составляющие, воздействовать на эмоцию своей аудитории.

Образность

К образности относят умение использование человеком нести информацию до аудитории не только посредством логических и понятных высказываний, но и передача некоторых предложение в предметно-чувственной форме речи.

Чем чаще используется образность в предложениях, тем ярче и понятнее она становится до окружающих оратора людей. Она обеспечивает ее быстрое запоминание, а также дает возможность простого понятия сложных технических и научных терминов при необходимости.

Правильность

Правильность речи представляет собой такое качество, которое появляется на основах соотношения речи и языка.

Она должна соответствовать действующей структуре языка и его культуры, а также установленным нормам, к которым относят: правильное произношение слов, ударение, умение образовывать слова и другие синтаксические, морфологические и стилистические нормы.

Понятность

Понятность является качеством, которое ответственно за ограничение употребления слов, которые являются периферийным словарным составом того или иного языка.

Речь становится непонятной, когда в ее составе начинают присутствовать незнакомые человеку слова, сложные технические и научные термины, понятия и т.п.

Уместность

Что такое уместность речи? Это качество, которое ответственное за регулирование ситуации языкового типа и содержание в ней остальных качеств коммуникации.

Уместность зависит от условий общения в той или иной ситуации речи, какой характер общения она преследует, используемые высказывания относительно цели и другие коммуникативные качества речи.

Уместность — это строгое соблюдение и соответствие всем нормативным структурам речи, для избегания неуместности передачи информации тому или иному адресату.

Что может осложнить речевую коммуникацию

Некоторые конструкции речи могут осложнять коммуникацию между людьми. Главными примерами того являются:

Вы когда-нибудь задумывались о том, как можно научиться общаться более уверенно с другими людьми? Или преодолеть страх публичных выступлений? Вам бывает сложно редактировать тексты? Или подобрать нужные слова? Эта статья расскажет вам о том, что такое коммуникативные компетенции, на какие типы они делятся и как применяются на практике. Более того, здесь вы найдете полезные советы, которые помогут вам оценить и улучшить эти способности.

Коммуникативные компетенции

Коммуникативные компетенции: определение и предназначение

Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, и не можем отказаться от речевого общения. Следовательно, освоение этих навыков имеет основополагающее значение для нашего личностного и социального развития. Мы используем их в момент говорения, слушания, чтения и письма.

В последнее время нам стало трудно оторваться от экранов компьютеров и мобильных устройств. Способы коммуникации меняются в бешеном ритме, и мы должны к нему адаптироваться. Тем не менее, в независимости от канала передачи информации, мы должны уметь использовать наши коммуникативные компетенции в любой среде.

Коммуникативные компетенции: их применение

Мы не можем перестать общаться с другими людьми, даже если мы попытаемся. Даже всего один жест уже выдает нас. На самом деле, даже когда мы остаемся одни, мы говорим сами с собой. Находить подходящие слова и последовательно формулировать мысли важно во всех сферах жизни. Рассмотрим три наиболее важные их них.

1- Коммуникативные компетенции в рабочей среде

Не всегда получает заслуженное тот, кто работал больше или лучше. Иногда важнее умение продавать идеи и использовать силу убеждения. Коммуникативные компетенции позволяют нам развивать наши техники влияния и лучше воздействовать на публику.

На профессиональном уровне необходимо уметь адекватно взаимодействовать с коллегами, принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях и преодолевать трудности различного характера. Это одна из причин того, почему коммуникативные компетенции с каждым разом все больше ценятся в резюме.

Они имеют почти такое же значение, как знание иностранных языков или навыки использования компьютерных программ. Кандидат с развитыми коммуникативными способностями превосходит других сразу в нескольких областях и является наиболее успешным на собеседовании.

2- Коммуникативные компетенции в сфере образования

Мы можем развивать эти способности с детства. На самом деле, идеальным вариантом является естественное развитие этих навыков и оптимальная адаптация к окружающей среде. Умение общаться улучшает наши социальные отношения и качество жизни. Это помогает нам чувствовать себя более компетентными и уверенными.

Важно уделить внимание развитию этих навыков в процессе преподавания. Если мы попытаемся научить детей устанавливать контакт и общаться друг с другом без проблем, из них вырастут самостоятельные, способные решать проблемы и довольные собой взрослые. Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли.

При обучении коммуникативным компетенциям мы сами должны быть хорошими коммуникаторами. Невозможно эффективно передать эти знания, не являясь подхоящим образцом для подражания.

3- Коммуникативные компетенции в повседневной жизни

Мы используем эти навыки, чтобы в уважительной форме попросить соседа помыть за собой посуду, сообщить другу плохую новость или послать открытку родственникам. Социальные взаимодействия, от самых маленьких до самых сложных, требуют от нас умения выражать свои мысли. Успешные коммуникации экономят наше время, усилия и делают жизнь более приятной.

Коммуникативные компетенции в повседневной жизни

Коммуникативные компетенции в повседневной жизни

10 характеристик людей с хорошими коммуникативными компетенциями

1- Они наблюдательны

Согласно теории разума, мы способны делать выводы о психическом состоянии других людей. Хорошие коммуникаторы умеют предвидеть и распознавать реакцию других людей, модифицируя свою речь, чтобы добиться поставленных целей.

2- Умеют интерпретировать контекст

Люди с развитыми коммуникативными компетенциями проявляют любопытство к окружающему миру и адаптируются к индивидуальным, социальным и культурным различиям. Представьте себе, что вы приезжаете в азиатскую страну, и вдруг замечаете, что ее жители чувствуют себя неудобно, разговаривая с вами. Вероятно, это связано с тем, что в этой стране не принято смотреть собеседнику прямо в глаза.

Нет необходимости ехать так далеко для оценки ситуации. Это имеет важное значение в любой области. Необходимо принимать во внимание каноны окружающей среды для поддержания эффективной коммуникации.

3- Имеют высокую личную эффективность

Они воспринимают препятствие как вызов. Вера в собственные силы помогает нам сосредоточиться на том, что мы хотим сказать, не отвлекаясь на моменты неуверенности. Это вполне естественно, что у нас возникают некоторые сомнения (и необходимо для избежания ошибок), но наше восприятие играет важную роль в развитии коммуникативных компетенций.

4- Они уважают других

Человек с развитыми навыками общения способен разговаривать с людьми, с которыми он не согласен, и выражать свою точку зрения, не выходя за рамки приличий. Это бывает непросто, когда речь идет, например, о политике или футболе. Сколько раз мы видели, как люди теряют над собой контроль по пустякам? Хорошие коммуникаторы способны принять точку зрения другого человека и вежливо привести свои аргументы.

5- Обладают эмоциональным интеллектом

Они беспокоятся о том, что чувствует собеседник. Они умеют быть настойчивыми и понять переживания другого человека. Они знают, какие вопросы следует адресовать аудитории, как найти к ней подход, и о чем лучше промолчать.

6- Они организованы

Способны привести свои мысли в порядок прежде чем их озвучить. Они привыкли думать, прежде чем что-либо сказать, и не боятся признать, что они чего-то не знают. Как устная, так и письменная речь требует от нас четкой организации мыслей. Таким образом, мы помогаем собеседнику следовать за ходом разговора и делаем нашу речь более убедительной.

7- Они креативны

Они используют различные ресурсы, чтобы привлечь внимание своей целевой аудитории. Они рассказывают истории, чтобы создать эмоциональную связь со слушателем, создают подходящие метафоры, находят остроумные и запоминающиеся примеры и т.д. Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая.

Они концентрируют внимание, и это далеко не всегда происходит осознанно, на коммуникативных компетенциях других. Они быстро учатся и совершенствуют свои методы. Если у вас это не происходит автоматически, попробуйте применять эту технику в качестве упражнения.

9- Они не боятся делать ошибки

Невозможно всегда иметь все под контролем, в независимости от степени развития коммуникативных компетенций. Отличные коммуникаторы не являются таковыми от природы. Они становятся успешными, потому что учатся на своих ошибках, не останавливаются перед трудностями и воспринимают их с юмором. Неудачи – это неотъемлемая часть процесса коммуникации.

10- Практика, практика и еще раз практика

Это правда, что есть люди, которые, кажется, имеют сверхъестественную способность к общению. Тем не менее, этот потенциал будет потрачен впустую, если не тренировать коммуникативные навыки. Немного упражнений никогда не помешает.

А вы хороший коммуникатор?

Типы коммуникативных компетенций

1- Грамматическая или лингвистическая компетенция

Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.). Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.

2- Социолингвистическая компетенция

3- Дискурсивная компетенция

4- Стратегическая компетенция

Помогает нам выстраивать эффективные коммуникации и исправлять ошибки, не нарушая ход разговора. Включает различные тактики, позволяющие избежать долгие паузы в разговоре и неудачную интерпретацию сказанного. Также включает в себя невербальный язык (жесты, поза, мимика). Например, благодаря этому типу компетенции мы способы плавно изменить ход разговора, если мы видим, что вдруг затронули неудобную тему.

10 полезных советов для улучшения коммуникативных компетенций

1- Проанализируйте себя

Понаблюдайте за своим окружением и найдите тех, кто умеет передавать свои мысли особенным образом. Постарайтесь понять, как они это делают. И тогда вы поймете, что вы сами делаете хорошо, а что можно улучшить. Со временем вы будете замечать это автоматически. Результаты не заставят себя долго ждать. И не старайтесь быть перфекционистом, слишком строгая оценка может вызвать обратный эффект.

2- Не усложняйте

3- Будьте собой

Знакомо ли вам ощущение, что ваш собеседник будто играет некую роль, разговаривая с вами? Иногда мы пытаемся казаться теми, кем не являемся на самом деле. Это еще не значит, что мы лжем. Иногда это лишь способ адаптации.

Представьте себе человека на первом свидании. Скорее всего, он будет чувствовать себя неуверенно и искать одобрения своего спутника. Вполне вероятно, что он попытается показать все свои знания или характерные черты, которые могут помочь ему расположить к себе собеседника. Но несмотря на хорошие намерения, подчас это выглядит вынужденным и неубедительным. Крайне важно, верить в самого себя и чувствовать себя комфортно, чтобы общаться без проблем.

4- Будьте приятным собеседником

Это может показаться очевидным. Тем не менее, иногда в спешке или под влиянием стресса и плохого настроения мы забываем улыбаться. Нам также трудно говорить, излучая позитив, как продолжать хмуриться. Не все обстоятельства позволяют нам поддерживать радостный настрой, но мы всегда можем постараться быть более внимательными и отзывчивыми. Развивайте свои социальные навыки. И вы заметите, что такая модель поведения улучшает отношение к вам других людей и, следовательно, качество вашей жизни.

5- Адаптируйтесь к собеседнику

Каждый человек на протяжении многих лет по-своему строил свою реальность. Но это вовсе не означает, что каждый из нас живет на своей планете. На самом деле, мы можем отличаться на социокультурном уровне, придерживаться различных точек зрения по ряду вопросов или иметь другое мысленное представление для конкретного слова. И это может привести к недоразумениям.

Во многих случаях, эти ошибки можно избежать, если мы пытаемся наблюдать за реакцией наших слушателей и действовать соответствующим образом. Если вы видите, что вас не понимают, найдите поясняющие примеры или свяжите ваши слова с миром собеседника. С другой стороны, не оставайтесь со своими сомнениями и задавайте вопросы, чтобы убедиться, что ваше общение является эффективным.

6- Попробуйте техники релаксации

Ожидание важной оценки, требовательная публика или люди, которые заставляют нас нервничать, могут негативно повлиять на наши коммуникативные компетенции. Вполне естественно, что мы испытываем беспокойство в этих обстоятельствах. Тем не менее, есть способы, которые помогают сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. Например, вы можете начать считать про себя, пока не почувствуете себя лучше. Это может показаться нелепым, но это помогает переключить внимание и сосредоточиться на чем-то другом, чтобы дистанцироваться от существующей проблемы.

7- Ищите вдохновение

В наши дни можно найти множество статей и книг, которые рассказывают о том, как улучшить коммуникативные компетенции. Вы можете изучить такие темы, как язык тела, сторителлинг (от англ. Storytelling) или техники нейролингвистического программирования (НЛП). Найдите в интернете выступления экспертов в любой области, которая вас интересует, и посмотрите, как они ведут себя. С другой стороны, литература может быть еще одним источником вдохновения, помимо того, что чтение – само по себе приятное занятие.

Если вам нужно подготовить презентацию или позволяет ситуация, используйте визуальные ресурсы. Найдите фотографии, иллюстрации и инфографики, которые помогают вам передать идеи. Вы можете взять за основу исследования по психологии цвета, чтобы создать более близкую эмоциональную связь с аудиторией. Так вы сможете придать дополнительный эффект своим словам, и зрители вас лучше запомнят.

9- Получайте удовольствие от общения

Коммуникация является не только средством общения и достижения целей, вы также можете получать от нее удовольствие. Она всегда сопровождает нас в лучших моментах жизни. Не каждый любит писать рассказы или обсуждать деликатные темы перед сотнями людей. Тем не менее, мы используем наши коммуникативные компетенции в такие моменты, когда хотим пошутить или поддержать и обнять близкого человека. Улучшая навыки общения, вы сможете получить наибольшее удовлетворения даже от этих ситуаций.

Между прочим, этот процесс будет более приятным, если мы на время откажемся от многозадачности. Это не только может вызвать раздражение собеседника, но и отвлекает наше внимание, мешая прочувствовать всю ценность данного разговора.

10- Научитесь слушать

Практикуйте активное слушание, проявляйте заинтересованность в разговоре и продемонстрируйте собеседнику, что вы его понимаете. Уметь слушать – это так же важно, как и обладать грамматически безупречной речью или иметь большой словарный запас. Таким образом, вы не перестанете учиться новому и обогащать межличностные отношения.

Вы можете получить больше информации о коммуникативных компетенциях, посмотрев запись выступления журналиста Celeste Headlee (видео на английском языке с русскими субтитрами).

Читайте также: