Какие должности глав местных администраций были выборные

Обновлено: 18.05.2024

Население муниципального образования в современной России самостоятельно принимает решение о структуре органов местного самоуправления на местном референдуме (или сходе граждан). Решением населения устанавливаются: структура – перечень и наименования органов местного самоуправления, а также порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Какие факторы нужно учитывать в момент выбора структуры местного самоуправления? Для того, чтобы сделать научно обоснованный эффективный выбор, нужно проанализировать отечественный исторический опыт и современную зарубежную практику организации местного самоуправления.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Модель совмещения обязанностей главы местного представительного и исполнительного органов в лице главы муниципального образования

В конце прошлого века в России доминировал способ совмещения обязанностей главы местного представительного и исполнительного органов в лице главы муниципального образования. В 1995—2000-х годах установилась система организации местного самоуправления, в рамках которой глава муниципального образования являлся одновременно и главой местной администрации. Такой способ формирования органов местного самоуправления имеет и определенные преимущества, и серьезные недостатки.

Сильной стороной совмещения постов главы представительной и исполнительной власти являлась определенная политическая и организационная самостоятельность главы администрации в отношениях с государственной властью и представительным органом местного самоуправления. Политическая и организационная самостоятельность главы администрации была связана с процедурой его избрания населением как главы муниципального образования. Глава муниципального образования получает мандат доверия непосредственно от населения, в силу этого он имел большую независимость в решении вопросов муниципального образования во взаимодействии с государственными органами.

Главными из недостатков совмещения постов являются:

• непрофессионализм выборного руководителя в вопросах организации местной администрации и муниципальной службы и современного эффективного научного управления;

• слабость контроля за главой муниципального образования, который обладал чрезвычайно широкими полномочиями;

• оперативная загруженность главы муниципального образования заслоняла вопросы стратегического развития муниципального образования и снижала эффективность управления.

Федеральные законы, принятые до 2000 года в сфере местного самоуправления, предоставляли возможности населению и депутатам местного самоуправления избирать и использовать в муниципальных образованиях другие формы формирования исполнительных органов, помимо совмещения постов, искать более эффективные пути. Например, в Воронежской области в 1998 г. распространилась практика найма на должность главы районной администрации по контракту. Наемный управляющий утверждался депутатами местных представительных органов.

Но, в масштабах огромной страны, с различными историческими, этническими и прочими традициями, иные способы и организационные модели местного самоуправления, помимо совмещения постов в лице главы муниципального образования, использовались в регионах России крайне редко. Господствовало единообразие совмещения высшей представительной и исполнительной власти в муниципальных образованиях.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Модели организации взаимодействия главы муниципального образования – мэра и депутатов

Мэр:

• обладает правом вето на решения Совета,

• председательствует на заседаниях и подписывает акты Совета,

• единолично руководит администрацией, формирует ее состав. Баланс сил мэр – Совет заключается в том, что в качестве противовеса полномочиям мэра Совет наделен правом преодоления запрета мэра квалифицированным большинством голосов депутатов.

2. Сильный Совет – слабый мэр:

Совет контролирует исполнительную власть.

Мэр: – избирается из депутатов Совета,

• подконтролен и подотчетен Совету, не имеет права вето,

• обязан получить согласие Совета на назначение и увольнение высших должностных лиц администрации,

• обязан получить согласие Совета на принятие определенных нормативных правовых актов.

Данная модель применяется в малых поселениях.

• Функции представительного органа осуществляет все население.

• Староста – выборное лицо.

• Исполнительские функции может выполнять бухгалтер (казначей).

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВМЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Способы формирования исполнительных органов местного самоуправления в мировой практике разнообразны. С учетом специфики муниципальных образований, особенностей исторического развития различных стран и территорий, выделяются следующие основные способы формирования исполнительных органов местного самоуправления:

1. Избрание главы исполнительного органа непосредственно населением. Примером таких выборов является Португалия – главой исполнительного органа местного самоуправления становится лидер партии, победившей на выборах в данном муниципалитете.

2. Избрание из состава местного представительного органа руководства исполнительного органа:

• единоличное избрание – из состава местного представительного органа выбирают главу исполнительного органа. Данная практика формирования исполнительных органов существует в Австрии, Германии и т. д.

• коллегиальное избрание – из состава местного представительного органа выбирают главу исполнительного органа и его заместителей, руководителей основных подразделений муниципальной администрации. Коллегиальным способом формируется руководство исполнительных органов в Италии, Швеции, Голландии и т. д.

Достоинства избрания руководства муниципальной службы населением заключаются в высоком уровне доверия избранной власти, большой степени независимости в управленческих решениях, оперативности руководства.

Главные недостатки избрания руководителей органов исполнительной власти населением: непрофессионализм избранных в управлении, слабый внешний контроль, незнание эффективных технологий управления.

Достоинство комиссионного метода формирования органов исполнительной власти – оперативность управления, относительная дешевизна содержания аппарата.

Серьезные недостатки: слабый контроль действий комиссий со стороны представительного органа; отстаивание на заседаниях представительного органа узких интересов комиссий; непрофессионализм управления.

Управляющий:

• Нанимается на условиях контракта, который определяет его отношения с мэром / Советом.

• Единолично формирует администрацию и руководит работой муниципальных служащих.

• Способ найма профессиональных управляющих практикуется в высокоразвитых странах, в которых распространены достижения менеджмента: в муниципалитетах США (city-manager), европейских стран.

Главное достоинство такого способа управления – профессионализм принятия и реализации управленческих решений, повышение их эффективности, политическая нейтральность управляющего-профессионала. Профессионально выполняющий свои обязанности управляющий позволяет представительным органам сосредоточиться на разработке и принятии стратегических и политических решений по развитию муниципального образования.

Основными недостатками найма профессиональных управляющих являются: недостаточное знание специфики и исторических традиций управляемой территории; нестабильность кадров; слабая привязка карьеры профессионального чиновника к интересам жителей данного муниципального образования, сильная зависимость от работодателя.

5. Назначение глав исполнительных структур центральной властью. Способ формирования исполнительных органов, характерный для развивающихся стран, но такие примеры встречаются и в ряде муниципалитетов Бельгии, Голландии. Иногда данный способ организации местной исполнительной власти встречает поддержку жителей и сравнительную эффективность.

Основным фактором, обусловливающим критику данного способа организации, является его несоответствие основным принципам осуществления местного самоуправления, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления.

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИМЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В современной организационной модели местного самоуправления в субъектах Федерации глава муниципального образования:

• подконтролен и подотчетен населению и представительному органу местного самоуправления;

• глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, он возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

• либо является председателем представительного органа;

• либо возглавляет местную администрацию[6].

В современном российском законодательстве четко обозначен статус и разделены функции главы представительного органа местного самоуправления и руководителя местной администрации.

В законодательстве определены возможные способы выбора структуры органов местного самоуправления, которые должны быть закреплены уставом муниципального образования:

1-й способ избрания: глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах;

2-й способ избрания: глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава; в этом случае глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования.

В случае, если население выберет 1-ый способ избрания главы муниципального образования – на муниципальных выборах, избранный глава муниципального образования может занять одну из должностей:

• первый вариант: глава муниципального образования может войти в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и являться его председателем;

• второй вариант: глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Глава муниципального образования НЕ МОЖЕТ быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации.

Такой способ организации местного самоуправления позволяет устранить недостатки совмещения постов руководителя представительной и исполнительной власти:

• устранить непрофессионализм выборного главы муниципального образования в вопросах организации муниципальной службы и эффективного научного управления местной администрацией;

• решить проблемы оперативной загруженности и невозможности решать вопросы стратегического развития.

Исключение составляют поселения с численностью населения менее 1000 человек, в которых глава муниципального образования, независимо от способа его избрания, одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации. Это исключение объясняется тем, что, в противном случае, разделение постов было бы слишком затратным и неоправданно бы усложняло структуру местного самоуправления. Громоздкая структура местного самоуправления для небольших муниципальных образований резко снижает эффективность местной власти.

Субъектам Федерации, определяющим модели организации местного самоуправления согласно новой редакции закона о местном самоуправлении в России, необходимо выбрать, какую должность будет занимать выборный глава муниципального образования. Этот сложный выбор предопределялся анализом возможной эффективности, учетом местных условий и традиций, дискуссией с действующими главами муниципальных образований.

Механизмы формирования исполнительных органов местного самоуправления различны, они определяются спецификой муниципального образования и закрепляются в главном документе муниципального образованияУставе. Главное в процессе формирования местных исполнительных органовдобиться, чтобы выбранный способ замещения должности главы исполнительного органа и должностей муниципальной службы обеспечивал максимально эффективное для данной территории профессиональное управление.

Для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие должностных лиц, представляющих выборную муниципальную власть, и местной администрации, необходимо четко обозначить собственную компетенцию различных групп должностей: – компетенции муниципальных должностей, представляющих выборную муниципальную власть; компетенции муниципальных должностей муниципальной службы местной администрации.

На основе четкого разграничения компетенции – возможно си-нергийное, т. е. взаимодополняющее, усиливающее возможности и преимущества, взаимодействие выборной муниципальной власти и муниципальных служащих (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Модели организации местного самоуправления в муниципальных образованиях России.


О муниципальной службе в Российской Федерации

(с изменениями на 26 мая 2021 года)
(редакция, действующая с 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Принят Государственной Думой
7 февраля 2007 года

Одобрен Советом Федерации
21 февраля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.

2. Настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Статья 2. Муниципальная служба

1. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

2. Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

3. Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Статья 3. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации

1. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

2. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные принципы муниципальной службы

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Статья 5. Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - государственная гражданская служба) обеспечивается посредством:

1) единства основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

3) единства требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Глава 2. Должности муниципальной службы

Статья 6. Должности муниципальной службы

1. Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

2. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

3. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Статья 7. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации

1. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

2. В реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Статья 8. Классификация должностей муниципальной службы

1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Статья 9. Основные квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы

1. Для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 30 июня 2016 года N 224-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. В случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, внутригородского района, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения - уставом муниципального района (муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением), внутригородского муниципального образования города федерального значения и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

(Часть в редакции, введенной в действие с 6 июня 2021 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 152-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 9_1. Классные чины муниципальных служащих

1. Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

2. Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

(Статья дополнительно включена с 8 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 ноября 2008 года N 219-ФЗ)

Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего

Статья 10. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Статья 11. Основные права муниципального служащего

1. Муниципальный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Комментарии к ст. 172 ТК РФ

1. Сводный Перечень государственных должностей Российской Федерации утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 (в ред. от 1 декабря 2008 г.). Он включает следующие должности:

Председатель Правительства РФ;

Первый заместитель Председателя Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ - заместитель Председателя Правительства РФ, Руководитель Аппарата Правительства РФ - министр РФ;

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве);

Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве);

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;

Первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания;

председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;

член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания;

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания;

первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания;

председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;

председатель подкомитета комитета Государственной Думы Федерального Собрания;

член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания;

Председатель Конституционного Суда РФ;

заместитель Председателя Конституционного Суда РФ;

судья-секретарь Конституционного Суда РФ;

судья Конституционного Суда РФ;

Председатель Верховного Суда РФ;

первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда РФ;

судья Верховного Суда РФ;

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ;

первый заместитель, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;

судья Высшего Арбитражного Суда РФ;

Генеральный прокурор РФ, первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;

Секретарь Совета Безопасности РФ;

Уполномоченный по правам человека;

руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ;

Председатель Счетной палаты;

заместитель Председателя Счетной палаты;

аудитор Счетной палаты;

Председатель Центрального банка РФ;

Председатель Центральной избирательной комиссии РФ;

заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии РФ;

секретарь Центральной избирательной комиссии РФ;

член Центральной избирательной комиссии РФ (замещающий должность на постоянной основе);

председатель федерального суда;

заместитель председателя федерального суда;

судья федерального суда;

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Выборные должности в субъектах РФ определяются в законах, например в Законе Камчатского края от 7 июля 2008 г. N 91 "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Камчатском крае".

Выборные лица местного самоуправления - депутаты представительных органов местного самоуправления, члены иных выборных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований, иные выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставами муниципальных образований.

Выборное должностное лицо - глава муниципального образования, иное выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое непосредственно гражданами РФ, проживающими на территории муниципального образования.

2. Лица, избранные на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляют свои полномочия на указанных должностях не по трудовому договору, а в силу акта избрания. При этом работниками, освобожденными от работы вследствие избрания на выборную должность, следует считать тех лиц, которые исполняют свои полномочия на выборной должности в государственном органе, органе местного самоуправления на постоянной (штатной) основе. Правовое положение этих лиц, их права и обязанности определяются не ТК, а специальными законами. Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства и в данном комментарии не отражены. Однако законами о статусе указанных лиц могут предусматриваться гарантии иного рода, предоставляемые после окончания полномочий по выборной должности и связанные с последующим трудоустройством, вопросами учета периода замещения выборной должности в трудовом стаже и т.д.

Так, ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предусмотрены гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы. Члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

Реализация этого права члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, прекративших свои полномочия, не означает, что работник, принятый по трудовому договору, заключенному без ограничения срока, на должность, ранее занимаемую указанным выборным лицом, подлежит увольнению. Напротив, этот работник не может быть уволен по п. 2 ст. 83 ТК. Если должность, занимаемая членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы до избрания, окажется после прекращения их полномочий не вакантной, они имеют право претендовать лишь на равноценную должность.

Срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ч. 2 ст. 25 названного Закона).

Супругу члена Совета Федерации, супругу депутата Государственной Думы, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы (ч. 5 ст. 25 указанного Закона).

3. Аналогичные гарантии установлены законами субъектов РФ о статусе депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ для депутатов этих органов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе.

Так, ст. 22 Закона Ленинградской области от 27 декабря 1994 г. N 12-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Ленинградской области" установлены гарантии трудовых прав депутата Законодательного Собрания: по окончании срока его полномочий ему предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия - на другом предприятии, в учреждении, организации. Срок полномочий депутата собрания засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или на службу в течение 3 мес. после прекращения депутатских полномочий.

Статьей 18 Закона Республики Татарстан от 18 марта 2004 г. N 15-ЗРТ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Татарстан" предусмотрено, что срок полномочий депутата, работающего в Государственном Совете Республики Татарстан на профессиональной постоянной основе, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления депутата на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий депутата. Депутату, работающему в Государственном Совете Республики Татарстан на профессиональной постоянной основе, замещавшему до избрания депутатом государственную должность государственной гражданской службы Республики Татарстан, муниципальную должность муниципальной службы или работавшему по трудовому договору, после прекращения его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или, с его согласия, в другом государственном или муниципальном органе, другой организации.

4. Статьей 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с указанным Законом и уставом муниципального образования.

При этом данным Законом не устанавливаются гарантии трудовых прав лицам, избранным на выборные муниципальные должности, при их переходе на данные должности, а также при прекращении полномочий по указанным должностям.

См. также: Закон Ненецкого автономного округа от 1 июля 2008 г. N 35-оз "О гарантиях лицам, замещающим выборные должности местного самоуправления в Ненецком автономном округе"; решение муниципального совета Краснояружского района Белгородской области от 12 августа 2008 г. N 58 "О доплате к трудовой пенсии лицам, замещающим и замещавшим выборные должности в органах государственной власти и управления Краснояружского района"; Постановление администрации г. Североморска Мурманской области от 4 августа 2008 г. N 7 "Об утверждении Порядка назначения, выплаты и финансирования доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципального образования ЗАТО г. Североморск".

Время работы депутата на выборной должности засчитывалось в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность, поэтому указанный период работы истицы на выборной должности должен быть включен в специальный педагогический стаж, приобретенный ею в соответствии с ранее действовавшим законодательством, сказано в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 42-В04-5.

5. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 1-Г06-15 касается статуса депутата (см. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 1-Г06-15 - не приводится).

Глава муниципального образования – это человек, занимающий высшую должность в рамках искомого образования, наделенный определенным перечнем полномочий, распространяющихся на решение вопросов, возникающих на местном уровне. Как избирается глава муниципального образования, какие нюансы характеризуют эту должность, а также многое другое вы узнаете из этой статьи.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования: важные нюансы о должности

Такое должностное лицо, как глава, обязательно должно присутствовать в каждом существующем на территории нашей страны муниципальном образовании.

Нужно учитывать, что лицо, занимающее обозначенный пост, не имеет возможности в одно и то же время претендовать на должность главы образования, а также руководящего лица местной администрации. Исключением из искомого правила можно назвать лишь тот случай, когда муниципальным образованием выступает сельское поселение, в рамках коего интересующее нас должностное лицо должно совмещать работу на двух вышеупомянутых постах.

На плечах главы муниципального образования лежит большая ответственность, а потому им не может стать любой человек. Лишь самые подготовленные и ответственные могут претендовать на этот пост.

На плечах главы муниципального образования лежит большая ответственность, а потому им не может стать любой человек. Лишь самые подготовленные и ответственные могут претендовать на этот пост

Порядок, в рамках которого производится определение того, кто займет должность главы муниципального образования, определяется непосредственно законодательством о выборах муниципальной категории. Так, кандидатуры могут:

  • выдвигаться со стороны депутатов (в этом случае можно представить в качестве кандидата только одного гражданина);
  • выдвигаться самостоятельно.

Если депутат, который был выдвинут на пост другими лицами, не желает его занимать, он может самостоятельно от нее отказаться, подав соответствующее заявление, которое по закону будет принято без инициации дополнительных обсуждений, а также голосования.

Выдержка из ФЗ №131 Статьи 36. Глава муниципального образования

Выдержка из ФЗ №131 Статьи 36. Глава муниципального образования

Те же кандидаты, которых их потенциальное назначение устроило, должны будут впоследствии выступить на заседании государственной Думы, представив в его рамках программу предстоящей им работы.

При условии, что после прослушанного и просмотренного, члены заседания примут решение об избрании конкретного лица в качестве главы города, они должны отдать за него большее количестве имеющихся голосов. Существует определенный минимум оных, и если не один из представляющихся перед публикой граждан его не набрал, следовательно, будут инициированы новые выборы, в рамках которых произойдет повторное выдвижение кандидатур.

Если группа депутатов выдвигает кандидатуру, они могут представить к рассмотрению только одного гражданина

Если группа депутатов выдвигает кандидатуру, они могут представить к рассмотрению только одного гражданина

Полномочия главы муниципального образования

Не позднее, чем на 15 день после того, как дума официально оповестит общественность о принятом решении, производится присяга главы города. Так, в рамках данного мероприятия лицо, занявшее данный почетный пост, должно произнести стандартный текст, в котором сказано, что оно дает обещание осуществлять свои полномочия и обязанности:

  • справедливо;
  • честно;
  • беспристрастно и т.д.

Каждое муниципальное образование должно иметь своего главу согласно закону Федерации

Каждое муниципальное образование должно иметь своего главу согласно закону Федерации

Таблица 1. Перечень полномочий главы муниципального образования

Определяться полномочия интересующего нас должностного лица будут также и с учетом того, главой какого органа местного самоуправления он выступает.

Так, например, как глава представительного органа населенного пункта, он может:

  • проводить собрания от лица органа;
  • осуществлять контроль и обеспечение выполнения регламента образования;
  • ставить подписи на решениях, протоколах и прочих документах;
  • осуществлять организацию и координацию выполнения вынесенных решений.

В качестве же главы местной администрации то же лицо имеет право:

  • формировать и исполнять городской бюджет;
  • распоряжаться денежными ресурсами населенного пункта;
  • обеспечивать соблюдение закона, а также прав и свобод на территории образования;
  • отменять действие законов органов, находящихся у структуры в подчинении;
  • заключать различные договоренности и соглашения;
  • использовать мотивационные меры поощрения;
  • привлекать к ответственности дисциплинарного типа тех служащих, которые были им же назначены и т.д.

При вступлении в должность глава вступает в полномочия, перечень которых будет варьироваться в зависимости от ситуации

При вступлении в должность глава вступает в полномочия, перечень которых будет варьироваться в зависимости от ситуации

Ограничения и запреты

Также имеет данное должностное лицо и ряд ограничений, а также запретов и обязанностей, с которыми ему ввиду своего положения приходится считаться.

Так, контролировать деятельность главы населенного пункта могут:

  • местное население;
  • орган муниципального образования представительной категории.

Отчет придется предоставлять ежегодный, причем, как о проделанной работе, так и о ее результатах.

Если же лицо возглавляет местную администрацию, то держать ответ нужно будет перед указанным же учреждением, а также иными подведомственными ей структурами, в частности также и относительно вопросов, которые были вынесены на повестку дня представительным органом.

Не забывайте, что представители данной должности являются подотчетными должностными лицами, они должны ежегодно рассказывать на публику о проведенной ими работе и ее результатах

Не забывайте, что представители данной должности являются подотчетными должностными лицами, они должны ежегодно рассказывать на публику о проведенной ими работе и ее результатах

Возможно досрочное прекращение действия полномочий интересующего нас лица. Так, например, в случае:

  • его безвременной кончины;
  • ухода в отставку по собственному желанию;
  • удаления в отставку;
  • отрешения от должности;
  • получения лицом статуса недееспособного или ограниченно дееспособного;
  • признания лица судом в качестве отсутствующего безвестно, или умершего;
  • вступления по отношению данного лица в силу обвинительного приговора;
  • выезда на ПМЖ в другую страну;
  • утраты гражданства России и иностранного государства, являющегося союзником нашей страны;
  • отзыва избирателями;
  • достижения опасного состояния здоровья, при котором невозможно осуществлять рассматриваемую деятельность и т.д.

Существует множество оснований для того, чтобы глава муниципального образования досрочно прекратил работу на посту

Существует множество оснований для того, чтобы глава муниципального образования досрочно прекратил работу на посту

Заключение

Глава муниципального образования – важный пост, который может занимать только человек, избранный коллективно, достойный, и, безусловно, знающий законы. В своих решениях и действиях он должен руководствоваться нормативно-правовыми актами нашей страны, и действовать с честью и справедливостью в любом аспекте своей жизни.

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте в специальной статье.

Видео – Что такое муниципальное образование

Читайте также: