Какие должности есть в военной прокуратуре

Обновлено: 10.05.2024

Прокурорским работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы присваиваются следующие классные чины, соответствующие воинским званиям:

- младший юрист – младший лейтенант;

- юрист 3 класса – лейтенант;

- юрист 2 класса – старший лейтенант;

- юрист 1 класса – капитан;

- младший советник юстиции – майор;

- советник юстиции – подполковник;

- старший советник юстиции – полковник;

- государственный советник юстиции 3 класса – генерал-майор;

- государственный советник юстиции 2 класса – генерал-лейтенант;

- государственный советник юстиции 1 класса – генерал-полковник.

Классные чины присваиваются:

1) Президентом Республики Беларусь классный чин государственного советника юстиции 1 класса – Генеральному прокурору;

2) Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора – классные чины государственных советников юстиции 1, 2, 3 классов;

3) Генеральным прокурором по представлению, вносимому прокурорами областей, г. Минска и приравненными к ним прокурорами, заместителями Генерального прокурора – иные классные чины.

Присвоение классных чинов осуществляется в порядке очередности и по истечении установленного срока пребывания в предыдущем чине и при наличии положительной аттестации. Лица, имеющие дисциплинарные взыскания, к присвоению классного чина не представляются до снятия взыскания.

Прокурорские работники в присвоенных классных чинах состоят пожизненно. Лишение классного чина возможно только при увольнении работника из органов прокуратуры за порочащие проступки. Занарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, прокурорский работник может быть понижен классном чине. Восстановление в прежнем классном чине производится только в порядке аттестации по истечении не менее двух лет.

Воинские звания военным прокурорам и следователям военных прокуратур присваиваются в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186. Воинским званиям офицеров военных прокуратур соответствуют классные чины прокурорских работников.

Присвоение воинских званий до подполковника юстиции включительно военным прокурорам и следователям военных прокуратур производится соответственно Министром обороны Республики Беларусь, Председателем Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, руководителем другого государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, по представлению соответствующего военного прокурора, согласованному с Генеральным прокурором Республики Беларусь. Воинские звания полковника юстиции и высших офицеров присваиваются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению соответственно Министра обороны Республики Беларусь, Председателя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, руководителя другого государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, и Генерального прокурора Республики Беларусь.

За добросовестное исполнение прокурорскими работниками служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности к прокурорским работникам применяются меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и законодательством о труде.




За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

Правом применять меры поощрения (в том числе нескольких мер одновременно) и налагать дисциплинарные взыскания наделяются руководители всех звеньев прокурорской системы в пределах их компетенции. Понижение в классном чине на срок до шести месяцев прокурорских работников, которым классные чины присвоены Президентом Республики Беларусь, осуществляется Президентом Республики Беларусь по ходатайству Генерального прокурора Республики Беларусь. Понижение в должности на срок до шести месяцев или освобождение от должности заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров осуществляются Генеральным прокурором Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Прокурорский работник, совершивший дисциплинарный проступок, может быть по распоряжению прокурора, назначившего его на должность, или по распоряжению Генерального прокурора Республики Беларусь отстранен от должности на период проведения служебного расследования и до решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности, но не более чем на два месяца. Отстранение от должности заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров производится с согласия Президента Республики Беларусь.

В целях обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки прокурорские работники проходят повышение квалификации в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции и в иных учебных и научных учреждениях. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокурорского работника, а ее результаты – одним из оснований для продвижения его по службе.

Вопросы для самоконтроля

1 Назовите задачи прокуратуры.

2 Как соотносятся задачи прокуратуры с задачами органов правосудия и правоохранительных органов?

3 Охарактеризуйте направления деятельности прокуратуры.

4 Что понимается под прокурорским надзором?

5 Какими полномочиями обладает прокурор при осуществлении надзора за исполнением законодательства?

6 Какие акты прокурорского надзора вам известны?

7 Назовите меры прокурорского реагирования вотраслях надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

8 Какими полномочиями обладает прокурор при рассмотрении дел в судах?

9 Охарактеризуйте систему органов прокуратуры.

11 Назовите условия приема на службу в органы прокуратуры.

Основными обязанностями и правами военной прокуратуры является представление стороны обвинения в суде, а также следить за соблюдением закона во всех сферах жизни человека. Что касается военного прокурора, то он обязан заниматься представлением вопросов, имеющих отношение к вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, они должны осуществлять проверки призывников и производить военные сборы запасников в России.

Основные обязанности и полномочия

Поскольку должность имеет название “Военный прокурор”, тогда соответственно соблюдение прав и выполнение обязанностей осуществляется в области вооруженных и силовых структурах российского государства. Среди главных полномочий военных прокуроров выделяют:

  • надзор за соблюдением утвержденных законов;
  • представление стороны обвинения в судебном органе от имени государства.


  1. Принимают участие в заседаниях коллегий, служебных совещаниях, а также в военных советах, что имеют отношение к военному управлению;
  2. Исполнять вневедомственные ревизии и требуемые проверки воинских частей и учреждений, которые находятся в их юрисдикции;
  3. Осуществлять надзор по обеспечению государственной безопасности на основании обозначенного закона и по представлению Генерального прокурора или его заместителя;
  4. Имея соответствующее удостоверение проходить на территорию и проверять документацию во всех учреждениях, организациях и штабах военных структур;
  5. Производить проверку законности содержания осужденных или арестованных военнослужащих, что находятся на гауптвахтах или в дисциплинарных частях. Если будут выявлены нарушения, тогда задержанные немедленно освобождаются;
  6. Также в обязанности входит рассмотрение жалоб и предложений от военнослужащих;
  7. Кроме этого, дает либо письменные, либо устные указания органам дознания для предварительного следствия;
  8. Если имеет факт нарушения, тогда обязуется его устранить;
  9. Требовать от руководителей, что осуществляют оперативно-розыскную деятельность, отстранить оперативного сотрудника, находящегося в подчинении, если им было совершено правонарушение;
  10. Вправе подвергнуть наказанию, когда будет выявлено нарушение (уголовному, административному, дисциплинарному, а также материальной ответственности);
  11. Осуществляют координацию работы правоохранительных органов, деятельность которых связана с борьбой с преступностью;
  12. Могут опротестовывать вынесенные приговоры, постановления и определения суда. Также способны подать исковое заявление о возбуждении уголовного дела или же касательно производства об административного правонарушения;
  13. Военные следователи рассматривают уголовные дела касательно преступлений, что были совершены военнослужащими независимо от их должности и гражданами, что только проходят военные сборы;
  14. Назначать ответственных лиц для проведения действий относительно выяснения данных по возникшим вопросам;
  15. Вправе затребовать документацию и соответствующие материалы от воинского учреждения или организации.

Помимо отмеченного, в обязанности и права военного прокурора входит также принятие профилактических мер относительно снижения преступности в вооруженных силах страны и силовых структурах. Кроме этого, на военную прокуратуру возлагаются обязанности по проведению предварительного следствия относительно уголовных дел, которые находятся в их юрисдикции.

Основания для назначения

В статье 48 настоящего закона о прокуратуре обозначено, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы он был назначен военным прокурором, а также, как осуществляется назначение на отмеченную должность.

Относительно назначения, то по решению Генерального прокурора РФ на должность военного прокурора могут назначаться гражданские лица.

Заместитель Генерального прокурора, а также главный военный прокурор может быть назначен и освобожден с должности на основании утвержденного пункта 2 ст. 14 представленного закона.


Кто может стать военным прокурором

Изначально нужно отметить, что стать военным прокурором и выполнять правозащитную функцию могут граждане как мужского, так и женского пола, однако женщины на этом посту редки. Это обусловлено тем, что по специфике работы требуются постоянные и частые переезды, которые для них не всегда возможны. Если принимать во внимание характеристики, то выполнять полномочия военного прокурора могут те граждане, что соответствуют следующим требованиям:

Помимо этого, человек, претендующий на должность военного прокурора, должен быть готов к частым поездкам, так как его обязанности выполняются в соответствии условий, которые действуют в Вооруженных силах страны.

Кроме этого, нужно учитывать такой факт, что потребуется выполнение своих непосредственных обязанностей в экстремальных условиях. К примеру, в регионах с тяжелыми климатическими условиями или в “горячих точках”.


Но также имеется и ряд ограничений, которые относятся к работникам военной прокуратуры, а именно:

  • нельзя вступать в любые политические партии;
  • заниматься предпринимательской деятельностью;
  • избираться в государственные или муниципальные структуры.

При этом они обладают правом совмещения своей должности, то есть могут параллельно заниматься творчеством, образовательной или научной деятельностью.

В завершении стоит отметить, что предопределяет собой обозначенная должность прокурорский надзор за соблюдением утвержденных законов по военному управлению воинскими частями, учреждениями и организациями. Также в обязанности и права военной прокуратуры входит проверка учебных заведений, имеющих воинское направление. Что касается судебного представления, то такое право основывается на соблюдении подведомственности.

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовой статус прокуроров, порядок и условия прохождения ими службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Прокуроры

1. Прокурорами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются должностные лица прокуратуры, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами полномочиями осуществлять прокурорский надзор, иные установленные федеральными законами виды деятельности, и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. К прокурорам относятся Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров (военных прокуроров), старшие прокуроры и прокуроры (старшие военные прокуроры и военные прокуроры) управлений и отделов.

(вариант: часть 2 исключить как избыточную)

3. Порядок назначения и условия прохождения службы в прокуратуре регулируются настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 2. Служба в прокуратуре

2. Службой в прокуратуре является также профессиональная деятельность на должностях в научных и образовательных учреждениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации по научному и учебно-методическому обеспечению деятельности прокуратуры, подготовке и профессиональной переподготовке кадров, повышению квалификации прокуроров.

Статья 3. Принципы службы в прокуратуре

Принципами службы в прокуратуре являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;

2) законность и объективность действий и решений;

3) профессионализм и компетентность прокуроров;

4) централизм, состоящий в подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору Российской Федерации;

5) недопустимость вмешательства в деятельность прокуроров;

Статья 4. Правовое регулирование службы в прокуратуре

2. Правовое положение и условия службы лиц, замещающих в органах и учреждениях прокуратуры должности федеральной государственной гражданской службы, определяются законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации.

3. Трудовая деятельность работников органов и учреждений прокуратуры, замещающих должности, не являющиеся должностями прокурорской и государственной гражданской службы, регулируется законодательством Российской Федерации о труде.

Глава 2. ДОЛЖНОСТИ В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 5. Должность в прокуратуре

1. Должность в прокуратуре – учреждаемая для реализации цели, задач и функций прокуратуры должность федеральной государственной службы в органах и учреждениях прокуратуры, замещаемая прокурорами, старшими прокурорами, научными и педагогическими работниками.

2. Перечни должностей прокурорской службы утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации с учетом законодательства о федеральной государственной службе.

Статья 6. Классификация должностей в прокуратуре

Должности в органах и учреждениях прокуратуры подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности (Генеральный прокурор Российской Федерации, первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации, его советники, старшие помощники и помощники, старшие помощники по особым поручениям и помощники по особым поручениям, помощники заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации – (старшие помощники Генерального прокурора Российской Федерации), первые заместители, заместители начальников главных управлений, заместители Главного военного прокурора, начальники управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации – (помощники Генерального прокурора Российской Федерации), начальники управлений и самостоятельных отделов Главной военной прокуратуры, их заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора по особым поручениям, прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные (далее – приравненные к ним) прокуроры, их первые заместители, ректоры, проректоры, директора, заместители директоров научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации);

2) главные должности (начальники отделов в составе управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации – (помощники Генерального прокурора Российской Федерации), начальники отделов в составе управлений, канцелярии, приемной Главной военной прокуратуры, их заместители, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшие военные прокуроры и военные прокуроры Главной военной прокуратуры, первые заместители прокуроров автономных округов, заместители прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, проректоры и заместители директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, начальники управлений и отделов прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратур – (старшие помощники прокуроров субъектов Российской Федерации), приравненных к ним прокуроров, начальники отделов в составе управлений прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратур – (помощники прокуроров субъектов Российской Федерации), приравненных к ним прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры (военные прокуроры) управлений и отделов прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры, их заместители, главные, ведущие и старшие научные сотрудники, заведующие отделами, секторами и кафедрами, профессоры, доценты и старшие преподаватели научных и образовательных учреждений прокуратуры);

3) ведущие должности (старшие помощники и помощники прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры отделов прокуратур городов и районов, научные сотрудники, младшие научные сотрудники и преподаватели научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации).

Статья 7. Квалификационные и иные требования

По должностям в прокуратуре

1. На должности в прокуратуре могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, соответствующие квалификационным требованиям, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и годные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

2. Квалификационные требования по должностям в органах прокуратуры устанавливаются применительно к уровню образования, стажу службы или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения служебных обязанностей.

3. Порядок прохождения медицинского освидетельствования (обследования) во врачебно-экспертных комиссиях, диспансеризации и профессионального психологического отбора кандидатов на должности в органах прокуратуры, а также перечень заболеваний, препятствующих поступлению на прокурорскую службу или её прохождению, устанавливаются Правительством Российской Федерации.




Прокуроры способны представлять сторону обвинения в суде и следить за исполнением закона почти во всех сферах жизни человека. Прокурор военной прокуратуры обладает похожими полномочиями, но действует исключительно в войсках РФ и иных силовых подразделениях.

Обязанности

военный прокурор

Прокуратора, будь она военной или гражданской, выполняет две важные функции - это представление в суде стороны обвинения и надзор за выполняемостью всех законов.

Если какого-либо человека обвиняют в уголовном преступлении, то военный прокурор отвечает за предоставление на суде всех доказательств того, что он виновен. После завершения следствия, по делу составляется заключение, в котором сторона обвинения описывает всю структуру преступления, перечисляет задействованных в нем лиц и доказательства вины преступника. Далее все материалы дела передаются заместителю военного прокурора либо самому прокурору, и он их внимательно изучает.

Если же по каким-либо причинам материалы по обвинению были признаны прокуратурой неубедительными, то уголовное дело возвращается обратно на повторное расследование. В том случае, когда прокурор принял дело и отправил его в суд для дальнейшего рассмотрения, он должен будет представлять сторону обвинения.

Другой главной задачей названного специалиста является надзор за исполнением всех законов в войсках Российской Федерации и иных силовых структурах. Так, военный прокурор гарнизона должен принимать и рассматривать жалобы солдат, которые относятся к его юрисдикции, а более высокопоставленные прокуроры могут назначать проверки и ревизии в войсках, давать прямые письменные или устные указания следствию при рассмотрении какого-либо правонарушения с целью устранения правонарушений в ходе расследования.

Также у них существует обязанность привлекать правонарушителей к административной, дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

Кроме того, военный прокурор обязан проводить работу, направленную на предупреждение и снижение уровня преступности во всех силовых структурах РФ.

Как стать прокурором?

военный прокурор гарнизона

Стоит знать, что обучение основам юриспруденции должно проводиться в военном вузе, так как дипломы гражданских могут не подойти для дальнейшего трудоустройства в прокуратуру.

В наше время все тяжкие преступления расследуются только следственным комитетом. И если вы в прошлом работали следователем и решили трудоустроиться в военную прокуратуру, то прошлый опыт может быть полезным на новой должности.

Вы должны знать о некоторых ограничениях, которые ждут будущего прокурора. Особенно это касается работников прокуратуры в военной сфере, так как для военных требования к правилам всегда были более высокими. К примеру, работник военной прокуратуры не имеет прав на вступление в политическую партию, заниматься бизнесом и быть избранным в какую-либо государственную или муниципальную структуру. Свою работу на должности прокурора он может совмещать только с образовательной, научной либо творческой деятельностью.

Все вышеперечисленные ограничения могут быть вполне объяснимы, так как вступление в политическую партию или приобретение бизнеса могут воспрепятствовать беспристрастной работе прокурора.

Денежное довольствие

прокурор военной прокуратуры

Должность прокурора является довольно высокооплачиваемой в сравнении с иными специальностями. Особенно это касается военной прокуратуры, так как зарплата сотрудников в ней на несколько десятков процентов выше, чем у гражданских прокуроров.

Денежное довольствие у них колеблется от 60 до 80 тысяч рублей, в зависимости от региона и силовых структур, которые находятся под контролем. В то время как максимальная зарплата гражданского прокурора составляет 50 тысяч рублей.

Какими навыками должен обладать военный прокурор?

Опасность работы

заместитель военного прокурора

У работников МВД и любых силовых структур всегда присутствует прямая угроза жизни. Особенно это актуально тогда, когда прокурор представляет обвинение против влиятельных преступников.

Кроме того, подвергаются испытанию и моральные критерии людей этой сферы деятельности - их часто пытаются подкупить, и если это все-таки происходит, то они и сам превращаются в преступников.

Читайте также: