Какие черты автор выделил в дедушке

Обновлено: 25.06.2024

Цели занятия:

- учить связывать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников; сравнивать художественный текст и портрет художника;

-развивать навык обобщения полученных данных и фиксировать результат работы в виде суждения.

Введение

Вопрос: Что вы знаете о русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове?

Вопрос: Какое произведение называется поэмой? Где искать определение?

Ответ: Поэма – один из видов лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

- В чем заключался подвиг декабристов?

- Почему Некрасов обратился к истории декабриста Волконского?

- Что нового я узнал о прошлом родной страны?

Что мы узнали о декабристах?

Среди этих дворян, открыто выразивших протест царю, был Сергей Григорьевич Волконский, чья личность привлекла внимание поэта Некрасова. Чем же интересен этот человек?

В 1813 году за храбрость под Калишем удостоен ордена Св. Георгия 4-го кл., а за отличия в сражениях при Гросс-Беерене и Денневице пожалован в генерал-майоры. Отличился под Лейпцигом и был награждён орденом Св. Анны 1-й ст. Сражался во Франции в 1814 году и за отличие при Лаоне удостоен ордена Красного орла 2-й ст. В 1816 году назначен командиром бригады 2-й уланской дивизии, в 1821 году переведён бригадным командиром 19-й пехотной дивизии.


Портрет С.Волконского художника Джоржа Доу

Портрет Волконского, исполненный с натуры в1823 году, по приказанию Николая I был исключён из числа предназначенных к помещению в галерее и только много лет спустя, уже в начале XX века, занял в ней подобающее место.

Каторгу отбывал на Благодатском руднике, в Читинском остроге, на Петровском Заводе. В 1837 году на поселении в селе Урик под Иркутском. С 1845 года проживал с семьёй в Иркутске.

По амнистии 26 августа 1856 года ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию, было возвращено дворянство, но не княжеский титул. Из наград по особой просьбе ему были возвращены воинский орден Георгия за Прейсиш-Эйлау и памятная медаль 1812 года (этими наградами он дорожил особенно). Женат был на Марии Николаевне Раевской — дочери героя 1812 г. Н. Н. Раевского, которая последовала за ним в Сибирь, дети - Михаил и Елена.

В поэме говорится о возвращении деда Саши из ссылки в 1856 году. Некрасов показывает своего героя таким, каким он был в момент возвращения из ссылки.

Каждое произведение искусства –будь то портрет художника или словесное описание человека в литературе -своими средствами создает образ. Лучше, когда есть и то, и то.

…. внешность Сергея Григорьевича производила очень сильное впечатление: высокий рост, широки плечи, большая окладистая белая борода и длинные до плеч седые волосы; он вызывал в памяти образ патриарха. На улице люди, не знавшие его, оборачивались. Он внушал ту тишину, которая есть всегдашний спутник уважения. Один мой хороший приятель (…), рассказывал мне, что однажды, проходя мимо постоялого двора, на соборной площади, он увидел сидящего на лавочке старца с белой бородой. В крылатке и широкополой шляпе сидит он, сложив руки на крючковатой палке. Мой знакомый, в то время совсем молодой человек, до такой степени был поражен зрелищем его, что, проходя мимо, невольно замедлил шаг и низко поклонился. Уже после ему сказали, что это декабрист Волконский. (…)

Палка эта была у меня; это та палка, с которой он изображен на известной литографии Кирхнера. А широкополую шляпу и крылатку знал весь Иркутск. Карманы крылатки всегда были набиты леденцами и пряниками, и встречавшие его дети издали уже кричали: "Дедушка идет!" С хохотом и плясом бежали они за ним, предвкушая обычную раздачу. Но дедушка имел свои привычки и соблюдал их в мелочах так же неотступно, как в важных случаях жизни соблюдал принципы. Он шел на мост через речку Ушаковку и только здесь, на мосту, начиналась раздача с разнообразной игрой. И долго раздавались звонкий смех и звонкие голоса над рокотом говорливой реки и вырисовывался на мосту в лучах закатного солнца высокий образ в крылатке и широкополой шляпе.

Общие черты, присущие главному герою поэмы Некрасова:

Это старый, мудрый, всеми уважаемый человек, жизнь его была тяжела, наполнена страданиями и испытаниями; он образован; любовь к труду, созидающее начало; любовь к детям; интересный человек, щедрый, добрый. Способный сострадать, сопереживать; любил разговаривать с простыми людьми, с крестьянами; любил петь.

Прокомментируем исторические реалии, о которых пишет Некрасов:

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО

Крепостное право на Руси, т.е. прикрепление крестьян к земле, началось в ХV веке. До этого землей владели главным образом сами князья, а также монастыри и бояре. Отношения между ними и людьми, работавшими на их земле, не были ясно определены. Некоторые земледельцы-крестьяне работали добровольно, но другие - принудительно, находясь иногда почти в рабской зависимости от землевладельцев. Были и свободные крестьяне, работавшие на своей земле. Большинство крестьян могло свободно переходить с одного места на другое. Такая неопределенность земельных отношений не могла продолжаться после того, как московские князья начали "собирать русскую землю".

Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Московским князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В вознаграждение за службу в войсках и при княжеском дворе вместо денег служилым людям давались земли, так называемые "поместья", доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться "помещиками", должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.

Для обеспечения поместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы "прикрепить" крестьян к той земле, на которой они сидели. Развитие такой системы привело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам. Таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев.

Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие у них, им не принадлежали. Если помещик плохо служил государству, его сменяли и на его место назначали другого. Помещики, хорошо исполнявшие свои обязанности, оставались в своих поместьях обычно всю жизнь. Когда умирал отец, помещиком назначался его сын и так далее. Земля постепенно становилась их собственностью, а крепостные крестьяне, работавшие на ней, оказывались прикрепленными уже не только к земле, но и к помещику.

Ни помещику, ни государству уже не было выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещика к другому был запрещен. Такой переход разрешался только один раз в год в определенный день. Однако на практике крепостные нередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не могли уплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатые помещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья, уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.

С этого бремени помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили и административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги.

Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели от произвола помещика. Постепенно крепостное право становилось все более и более похожим на рабство. Помещики могли уже продавать своих крепостных с землей и без земли, иногда даже разделяя мужа с женой.

До второй половины ХVIII века за право владеть крепостными и землей помещики продолжали работать для государства. В 1761 году Петр III своим "указом о вольности дворянства" освободил дворян (помещиков) от обязанности служить государству; крепостные же остались собственностью помещика. После этого крепостное право уже фактически превратилось в рабство.

Начиная с Павла I, каждый русский император немного облегчал положение крепостных. Наконец, в 1861 году Александр II своим историческим манифестом отменил крепостное право.


В 1824 году в Тарбагатае побывал инженер и писатель А.И. Мартос, вот как он описывает эти земли: «…Скоро показалось и селение, раскинутое в пространной долине, с двумя церквами. Несмотря на чувствительную стужу, люди стояли кружком у ворот; женщины, одетые в настоящем русском национальном платье, в повойниках унизанных жемчугом, с покрытыми фатами; мужчины в нарядных зимних кафтанах, в шапках набекрень (…) Я спешил войти в дом; чистые сени привели меня в опрятную комнату. Мне это с первого взгляда очень понравилось. "Чей это дом?" - спрашиваю женщину, которая пришла поздравить меня с приездом. - Крестьянина, сударь! Отвечает мне. Мебель красного дерева, со вкусом выработанная, полы покрытые коврами, большие зеркала в нарядных рамах, в третьей комнате часы с музыкою, заставили меня забыть ответ и снова повторить прежний спрос. - Хозяин наш крестьянин Верхнеудинского округа, - отвечает женщина, - и теперь его нет дома: он уехал в город, но сего дни ждем его. - Во время моих начальных расспросов выходит и хозяйка, приветствует меня с Новым годом, говорит, что она рада в день сей иметь гостя, и повторяет, что ее муж непременно скоро возвратится. Во время наших разговоров девушка, прекрасная собою, приносит мне чай: он был очень хорош; скоро приглашают обедать. - Четыре блюда, хорошо приготовленные, чистый прибор, чистая скатерть и салфетки, очень хорошо вычищенные серебряные ложки придали мне и лучший аппетит.(…)

Заключение

- О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушка)

- Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

- Что говорится о дедушке в начале поэмы?

- Кто такие декабристы?

( Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.)

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

- Зачем нам нужно знать о декабристаз, о декабрьскои восстании в произведении? ( эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

- Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? ( отчасти является прототипом героя поэмы)

С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская ( Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски. "Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого" - приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

- Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

- Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

- Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени.

5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста.

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

6) «Дедушка хвалит природу,

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

- Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной

земли собирают урожай и т.д.

- С какой целью автор вводит в поэму образ пахаря?

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека. )

- О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

- Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью,)

- О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

Главные герои и сюжет басни

Основные персонажи произведения Толстого:

  1. Старик — пожилой дедушка, потерявший слух и лишившийся зубов. Ослаблен возрастом, беспомощен.
  2. Сын — жестокий, эгоистичный.
  3. Супруга сына — злобная, равнодушная.
  4. Внук — добрый, вежливый, смышлёный, любящий мальчишка.

Краткое содержание басни может поместиться в несколько предложений. Пожилой старик совершенно состарился: ухудшилось зрение и слух, повыпали все зубы, ноги перестали ходить. Описание дедушки Толстым вызывает у читателя сочувствие и грусть. Во время еды пища вываливалась изо рта на стол. Старичок совсем ослабел, превратился в беспомощного и уязвимого.

Сын со своей супругой прекратили садиться вместе с ним обедать, отправили деда в дальнее укромное место за печью. Как-то раз седовласый старик случайно уронил чашу с пищей, это весьма разозлило невестку. Молодая женщина начала кричать и возмущаться, она ругала деда, потому что тот испортил вещи в их домашнем хозяйстве. Она сообщила, что с этого дня старику придётся есть не из блюда, а из деревянной посудины. Дедушка перевёл дух, в ответ ничего не сказал.

Однажды дома находилась вся семья. Сын и его супруга в тот день обратили внимание, что их единственный сын Миша старательно сооружал что-то из дощечек. Папа спросил у мальчишки, что он там так с интересом увлечённо строит. Он ответил, что делает лоханку, из которой будет подавать еду родителям, когда те станут старыми.

Отец и мать мальчишки молча и с неким страхом посмотрели друг на друга, из их глаз покатились слёзы. В них проснулся стыд за своё плохое поведение в адрес немощного и усталого деда. С тех пор старика опять посадили на главном и почётном месте во главе стола. Более его никто и никогда не обижал.

План для пересказа произведения:

  1. Старость дедушки.
  2. Место за печью.
  3. Разбившаяся посуда.
  4. Внук и лоханка.
  5. Раскаяние.
  6. Почитание стариков.

Основная идея произведения

Главная мысль басни заключается в том, что необходимо относиться с уважением к старости, надо почитать родителей и заботиться о них. Следует всегда оказывать внимание и помощь больным и ослабевшим. Нельзя быть эгоистом, нельзя оставаться равнодушными к страданиям других. Разумеется, священный долг — никогда не забывать об отце и матери. Их надо благодарить и быть с ними рядом.

Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке

Мальчишка Миша научил своих родителей правильно относится к дедушке. Они поняли, что подавали своему сыну очень плохой пример, и через некоторое время сами вполне могут быть на месте состарившегося и болезненного деда. Все когда-нибудь постареют, преклонные года никого не обходят стороной.

Конечно же, то, каким образом в семье относятся к престарелым и ослабленным родственникам, воспринимают и подрастающие дети, а потом подражают этому. Чтобы не быть бессердечными, они должны наблюдать, как родители оказывают помощь и заботу пожилым.

Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни:

  1. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
  2. Как относишься к другим, так и они к тебе.
  3. Как откликнется, так и аукнется.
  4. Откапали кошке мышкины слёзы.
  5. Жалей отца с матерью, иных не будет.

Юный внучок пристыдил своих родителей, он дал осознать, что за картинка в будущем их ожидает. Отцу и матери стало ясно, как они неправы по отношению к дедушке, который вовсе не виноват, что пришла старость и беспомощность.

Краткий анализ текста

Тема старости

Образ дедушки

Литературное произведение — иллюстрация уважения к старшим, описывает важность заботы о родителях. При чтении это произведение Льва Толстого нашло живой отклик в сердцах каждого. Оно повествует о противостоянии старости и полноценного существования, где слабость нуждается в терпении и снисхождении окружающих.

Образ дедушки — краткий пересказ пожилых лет любого человека, потому что каждого ждут немощь и старческое время. Старостью принято называть период жизни с момента потери человеческим организмом возможности продолжать свой род до смерти. В старческие годы обычно плохое здоровье, умственные способности снижаются, замедляется и увядает функционирование организма.

В годы родительской старости и слабости, когда силы оставляют их, необходимо особенно любить и ценить их, наподобие того, каким образом относятся матери и отцы к своим детям во время их становления и взросления.

Образ семьи у Толстого

В басне Толстого мальчик всего-то называет вещи своими именами с точки зрения чистого сердца. Безусловно, родители угнетены своими проблемами и озлоблены. Их глаза закрыты на всё происходящее в их семье. Наблюдая, как пренебрежительно они относятся к дедушке, сын решает, что так и надо себя вести. Он начинает заблаговременно готовиться к такой же позиции перед собственными родителями. Мать и отец проецируют обстоятельства на себя и осознают свою неправоту.

Этим поучительным рассказом автор хотел показать действительность, которая есть во многих семействах — старость приходит, к сожалению, рука об руку с раздражительностью и озлобленностью домочадцев.

Это достаточно жестокий рисунок правды жизни. Однако несправедливость можно побороть каждому в своей собственной семье. Это своеобразный тест в судьбе каждого человека.

Генетик рассказал, по какому принципу дети наследуют внешние черты родителей

О правилах наследования, доминантных и рецессивных генах нам рассказывали на уроках биологии в школе. Но многие наверняка их подзабыли. Давайте вспомним их вместе с доцентом кафедры нервных болезней, нейрохирургии и медицинской генетики УГМУ, кандидатом медицинских наук Ольгой Овсовой. Сразу оговоримся, что мы упростили объяснения для того, чтобы сделать их понятными неспециалистам.

Наследование — процесс передачи наследственной информации от одного поколения к другому. Варианты и типы наследования базируются на законах, которые были сформулированы Грегором Менделем, это называется классической генетикой.

Как наследуются внешность и болезни?

Человек получает по 23 хромосомы от каждого из родителей, передача признаков зависит от количества наследуемых генов, их природы и локализации в хромосомах, говорит Ольга Овсова. Гены, которые находятся в одинаковых локусах гомологичных (одинаковых) хромосом и кодируют один и тот же признак, называются аллельными.

Существует аутосомное наследование (наследование признаков, гены которых расположены в неполовых хромосомах — аутосомах) и наследование, сцепленное с полом.

При аутосомном наследовании человек получает от каждого из родителей по одной копии гена конкретного признака. Какой ген окажется доминантным, такой признак и проявится — предположим, карий цвет глаз. При этом человек останется носителем непроявившегося, рецессивного гена, и может дальше передать его своему ребенку.

— Такие хорошо известные признаки, как карий цвет глаз, вьющиеся волосы, переносица с горбинкой, прямой нос, ямочка на подбородке, раннее облысение у мужчин и даже способность сворачивать язык в трубочку — это аутосомно-доминантные признаки, — говорит Ольга Овсова.

По такому же принципу из поколения в поколение наследуются многие заболевания, например, близорукость, синдром Марфана.

В случае аутосомно-рецессивного наследования признак проявится у человека, если он получит два одинаковых рецессивных гена от родителей. Так наследуются мягкие прямые волосы, курносый нос, светлые глаза, тонкая кожа. Предположим, у одного родителя кудрявые волосы, а у другого прямые. Но ребенку от обоих достались рецессивные гены (родитель с кудрявыми волосами являлся носителем этого гена), и его волосы будут прямыми.

— Носительство может передаваться из поколения в поколение до тех пор, пока один потомок не получит данный ген от обоих родителей. Таким образом передается большое количество заболеваний. И поскольку люди обычно не очень хорошо знают свою родословную, нередко заболевание у ребенка двух внешне здоровых родителей оказывается неожиданностью. К таким заболеванием относится, например, спинальная мышечная атрофия (СМА), многие наследственные болезни обмена, в том числе фенилкетонурия, лейциноз, галактоземия, — рассказывает генетик.

Наследование, сцепленное с полом

X-сцепленное наследование (когда заболевания или признаки содержатся в X-хромосоме) может быть рецессивным или доминантным.

При рецессивном, если женщина является носительницей какого-либо заболевания, вероятность того, что ее сын будет болен — 50 на 50. Ведь он получает от матери одну X-хромосому — или здоровую, или больную. При этом Y-хромосома от отца не может подавить рецессивную больную X-хромосому.

Дочери тоже могут получить больной мамин ген, но вот здесь, если полученная от отца X-хромосома будет доминантной и здоровой, девочки не заболеют, а лишь окажутся носительницами заболевания и смогут передать его своим детям. Таким образом передаются например гемофилия и миопатия Дюшенна.

При доминантном X-сцепленном наследовании чаще, наоборот, болеют девочки, потому что они могут получить доминантный поврежденный ген и от матери, и от отца. Так передаются синдром Ретта, фосфат-диабет и много заболеваний, связанных с умственной отсталостью.

При Y-сцепленном наследовании (когда заболевания или признаки содержатся в Y-хромосоме) признаки и заболевания могут передаваться только от отца к сыновьям — наличие волос по краю ушных раковин, кожные перепонки между пальцами, развитие семенников, сперматогенез, интенсивность роста тела, рук и ног, зубов.

Родственники до какого поколения могут участвовать в наследовании?

— Любой человек обладает уникальным генотипом, но надо понимать, что уникальность все равно базируется на принципе общности генов между родственниками, — отвечает Ольга Овсова.

В генетике выделяют несколько степеней родства. Первая степень — 50% общих генов у категорий родственников: братьев и сестер (в том числе разнояйцевых близнецов), детей и родителей.

Вторая степень — это двоюродные братья и сестры, дяди, тети и племянники, дедушки, бабушки и внуки, у них 25% общих генов.

Третья степень — троюродные братья и сестры, прадедушки, прабабушки и правнуки, у которых 12,5% общих генов. Ну и четвертая — четвероюродные братья и сестры, прапрабабушки, прапрадедушки и прапраправнуки, 6,25% общих генов.

— Человек может получить, например, от бабушки как рецессивный ген, так и доминантный. Соответственно, рецессивный ген может себя никак не проявить, но в генотипе он будет, и если у супруга окажется такой же ген, то у их ребенка он уже проявится внешне, — говорит генетик. — А если от бабушки получен доминантный ген, то он проявится, и у внука будет, например, такой же цвет глаз, как у бабушки, форма губ, форма ушной раковины.

Почему двойняшки не похожи, а близнецы похожи?

Монозиготные близнецы имеют 100% общих генов и всегда будут однополыми. Дизиготные близнецы будут иметь 50% общих генов, как и другие родные братья и сестры. Считается, что рождаемость близнецов в среднем составляет 1 случай к 84, треть из них — монозиготные близнецы.

— Считается также, что есть склонность к передаче предрасположенности к рождению близнецов по материнской линии, — объясняет генетик.

Как могут наследоваться черты характера?

Считается, что на интеллект и характер влияют несколько факторов, в том числе генетические (ген предрасположенности), но запускающий фактор — это все-таки среда воспитания: образование, культура в семье, условиях жизни.

Например, американские ученые, изучающие генетику поведения, сравнили личностные черты монозиготных близнецов: эмоциональность, уровень активности и коммуникабельность. Выяснилось, что эмоциональность у близнецов более выражена и не меняется с возрастом, а вот активность и коммуникабельность в более позднем возрасте может отличаться.

— Это напрямую связано с тем, что у людей могут быть разные жизненные события, условия жизни. Или та же депрессия — человек может унаследовать предрасположенность к ней, но будет ли он ею страдать, зависит от множества перекликающих факторов, которые друг на друга влияют: в каких условиях он жил, с какими позитивными и негативными событиями в жизни столкнулся и так далее, — говорит Ольга Овсова.

Также ученые изучили уровень IQ у детей, выросших в приемных семьях и в родных. У приемных он оказался выше — за счет того, что родители вкладывали в усыновленных детей много сил.

Как передается цвет кожи, волос, радужки глаз?

Интенсивность окраски кожного покрова зависит от уровня отложения в клетках пигмента меланина. В геноме человека имеется четыре гена, отвечающих за этот признак, в генотипе они представлены в двойной дозе, их обозначают Р1, Р2, Р3, Р4. Это пример взаимодействия не аллельных генов по типу полимерии.

Если у человека восемь доминантных генов, у него максимальная пигментация — такое наблюдается у африканцев. Если все восемь генов рецессивные, пигментация минимальна — это вариант европеоидов.

— Большее или меньшее количество доминантных генов (оно колеблется от 0 до 8) обеспечивает разную интенсивность окраски кожи, также меланин определяет цвет волос человека и радужной оболочки глаз, — говорит Ольга Овсова.

То есть, если в родословной был, например, афроамериканец, то у светлых родителей может родиться немного смуглый ребенок.

Почитайте репортаж из лаборатории, где врачи выращивают эмбрионы. Также мы писали про екатеринбуржца, больного гемофилией — генетическим заболеванием, которое передается от матери к сыну.


В эпиграфе к стихотворению на вопрос Вани о том, кто сделал железную дорогу, генерал отвечает, что выстроил граф Пётр Андреевич Клейнмихель (царский министр, начальник строительства железной дороги между Петербургом и Москвой). Здесь мы видим четкую позицию генерала. А в самом произведении Ивану открывается правда о том, кто же на самом деле строил эту дорогу.

2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

Человек, который так увидел картину природы, умеет видеть красоту природы в мелочах, он радуется этой красоте, гармонии в природе, “Всё хорошо под сиянием лунным”

Прекрасная картина природы противопоставлена последующему рассказу о страшных испытаниях людей, которые строили железную дорогу. Некрасов использует приём антитезы, чтоб сыграть на этом контрасте.

Голод имеет очень большую власть, перед ним никто не может устоять, он беспощаден ко всем. Голод заставляет людей заниматься тяжелой работой:

“В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей.”

4. Как вы понимаете строки:

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Какая мысль выражена антитезой?

В этих строках заключена мысль о том, что люди отдали свои жизни (“гроб обрели”) за то, чтобы человек освоил “эти дебри бесплодные”, вдохнул жизнь в это место.

Из песни мы узнаем о всех ужасных тяготах, которые легли на плечи строителей этой железной дороги:

“Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники.

Секло начальство, давила нужда…

Всё претерпели мы, Божии ратники,

Мирные дети труда!”

6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?

Поэт пишет о “привычке к труду” русских мужиков, которую нужно перенять будущему поколению, про то, что русский народ очень выносливый и терпеливый, и потому сможет все вынести:

“Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придётся — ни мне, ни тебе.”

О будущем поэт говорит с чувством грусти и надежды.

7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?

Отношение генерала к народу прослеживается на протяжении всего текста, начиная с эпиграфа, когда он говорит сыну, что дорогу построил граф Клейнмихель, царский министр. Когда Ваня говорит, что дорогу строили мужики, генерал просто захохотал:

“Видел, папаша, я сон удивительный, —

Ваня сказал. — Тысяч пять мужиков,

Русских племён и пород представители

Вдруг появились — и он мне сказал:

„Вот они — нашей дороги строители. “

Захохотал генерал!”

Позиция генерала ясна, он считает простой люд “Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! Дикое скопище пьяниц!”, они не способны создавать что-то великое.

Авторское отношение противоположное, потому что на протяжении всего произведения автор говорит об обратном, о том, что именно “Тысяч пять мужиков,

Русских племен и пород представители” выстроили эту грандиозную дорогу.

8. Почему стихотворение обращено к детям?

Стихотворение обращено к детям потому, что именно им автор хочет показать значимость простого человека, его труда, а также донести мысль о “привычке к труду”, которую необходимо воспитывать в будущем поколении.

Творческое задание

В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

Несмотря на то, что в стихотворении нарисована картина далекого прошлого, она нас многому учит. Во-первых, уважать труд других людей. Труд каждого человека важен. Мужики, которые трудились на строительстве железной дороги совершили великий подвиг, мы должны помнить это и гордиться ими. Во-вторых, автор говорит о важности труда, привычки трудиться. В-третьих, автор показывает несправедливость, которая присутствует в обществе до сих пор, обесценивание труда простых людей. В-четвертых, автор гордиться русским мужиком, его терпеливостью и выносливостью.

Литература и изобразительное искусство

Читайте также: