Какие цели должно выполнять электронное пространство госуслуги

Обновлено: 25.06.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, презентация, видеоролик.

Обеспечение: доступ к глобальной сети, наличие кода активации и предварительной регистрации преподавателя на сайте госуслуг.

Методы: репродуктивный, информационно-познавательный, практический, проблемно-исследовательский.

Целевая аудитория: 5- 11 классы

Внеклассное мероприятие на тему

«Место государства в современном интернет – пространстве.

Формирование представлений о получении государственных услуг в электронном виде и основ юридической грамотности.

Развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Повысить уровень социальной адаптации, уровень правовой и информационной культуры.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, презентация, видеоролик.

Обеспечение: доступ к глобальной сети, наличие кода активации и предварительной регистрации преподавателя на сайте госуслуг.

Методы: репродуктивный, информационно-познавательный, практический, проблемно-исследовательский.

Целевая аудитория: 5- 11 классы

Компетенции, на формирование которых нацелено мероприятие:

1. Учебно-познавательные компетенции
2. Общекультурные компетенции
3. Коммуникативные компетенции
4. Ценностно-смысловая компетенция

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:

3. Понятие государства, конституции и права.
4. Госуслуги. Способы их получения.

6. Перечень госуслуг в электронном виде.

7. Заключительная часть.

8. Обязанности граждан РФ. Понятие гражданского общества, социальной ответственности.

9. Рефлексии, обсуждения результатов мероприятия.

2. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (Статья 33 Конституции РФ)
3. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. (Статья 5 Конституции РФ)


Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности. 1989 г. (20 ноября) Конвенция о правах ребёнка принимается Генеральной Ассамблеей ООН. В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребёнок полноправный член общества, а не собственность своих родителей или лиц, их заменяющих.

Все мы должны знать наши права и уметь ими пользоваться, знать, какие государственные органы власти отвечают за предоставление нам этих прав (например, вопросы здравоохранения регулирует Министерство Здравоохранения Российской Федерации, а права в сфере труда – Министерство Труда и Социальной Защиты Российской Федерации).

А кто мне скажет, какое ведомство курирует, например, образование? (Министерство образования и науки Российской Федерации)

А занимается чрезвычайными ситуациями в стране? (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)

Все вы умеете работать в интернете. Кто ответит, есть ли такое министерство, которое отвечает за интернет? Может кто-нибудь знает, как оно называется? (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации)

Органы власти России разделены по следующему принципу:

федеральные органы власти – это органы власти, осуществляющие властные полномочия на государственном уровне;

региональные органы власти – органы власти, осуществляющие властные полномочия на уровне региона (республики, области, края);

муниципальные органы власти – органы власти, осуществляющие свои полномочия на уровне местного самоуправления (муниципалитета) – города, поселка, деревни.

Структура федеральных органов власти РФ:



Каждое из этих ведомств предоставляет своим гражданам различные виды государственных услуг. Давайте же поговорим о том, что такое государственные услуги, как и где их можно получить.

Госуслуги. Способы их получения.

Для того чтобы иметь возможность пользоваться госуслугами посредством сайта, необходимо на нем зарегистрироваться. Уже сегодня это может сделать каждый из вас.

Госуслуги могут быть как платными (с оплатой госпошлины), так и бесплатными.

А теперь давайте рассмотрим, какие госуслуги уже сейчас доступны на едином государственном портале совершеннолетним и несовершеннолетним гражданам России. Вам известно, с какого возраста гражданин Российской Федерации считается совершеннолетним? (обращается к учащимся) Конституцией РФ установлено, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако и до наступления совершеннолетия, начиная с 14-ти лет, вы имеете право ограниченно пользоваться государственными услугами.
Давайте перечислим эти услуги:

-Информирование об адресах и телефонах государственных организаций;

- Получение сведений о зачислении в образовательное учреждение (школа, колледж и др.);

- Получение информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и журнала успеваемости;

- Замена паспорта (в случае утери/кражи, порчи);

- Предоставление информации из реестра и плана нумерации (узнать какому оператору связи принадлежит номер телефона).

Это и получение загранпаспорта, регистрация по месту жительства, регистрация автомобиля, подача налоговой декларации, информация о пенсионных накоплениях; подача заявлений на регистрацию актов гражданского состояния (ЗАГС), записаться на прием к врачу и многие другие услуги.

Самые популярные среди населения услуги в электронном виде:


Обязанности граждан РФ. Понятие гражданского общества, социальной ответственности. Путь во взрослую жизнь.

С каждым днем этот сайт пополняется новой информацией и в скором времени гражданам РФ будут доступны все новые и новые государственные услуги.

Задача нашего правительства – рассказать как можно большему числу граждан о возможности получения госуслуг через интернет, а ваша, как учащихся и граждан России, живущих в 21 веке – рассказать своим родителям о портале госуслуг, его возможностях, помочь им зарегистрироваться на сайте.

Вы узнали много интересного о структуре наших органов власти, о своих правах, о том, что права каждого гражданина России, даже самого маленького гарантированы Конституцией РФ.

Однако не стоит забывать, что помимо прав, перед лицом государства все вы имеете еще и обязанности. Важнейшая из них – соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Конституция также обязывает нас охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), беречь памятники истории и культуры. Конституция устанавливает обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38), получении ими основного общего образования (ч. 4 ст. 43) и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). И, пожалуй, главное, что вы должны всегда помнить: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)..

Только зная свои обязанности, только будучи порядочным человеком можно стать полноправным членом общества. Вы несете ответственность за свое поведение и поступки. Вы – будущее нашей страны, ее лицо. Каким будет это лицо – зависит исключительно от вас. Вам вверено воплощать лучшие идеи в жизнь, строить демократическое государство. Учитесь, стремитесь к знаниям, идите в ногу со временем, спешите осваивать новые технологии. Пусть сегодняшний урок станет для вас первым шагом во взрослую жизнь.

Домашнее задание: Познакомить родителей с возможностями сайта госуслуг и электронного правительства.

Электронные госуслуги в России: история развития, текущие проблемы и планы на будущее

Проверить штрафы, записаться к врачу, оплатить госпошлину со скидкой в 30% – это, наверное, самые популярные сценарии использования Единого портала государственных услуг (ЕПГУ), или просто Госуслуг. За 10 лет это слово стало синонимом того, что хотя бы в некоторых сферах деятельности развитие технологий может уничтожить бюрократию и очереди.

В августе 2009 года проект забрали у НИИ и отдали его Ростелекому. К октябрю правительством был утвержден план по переходу государственных услуг в электронный формат, а уже 25 ноября 2009 года состоялся тестовый запуск портала. Министр связи объявил проект запущенным 15 декабря.

Услуги добавлялись на портал постепенно. Например, услугу по оформлению загранпаспорта туда добавили уже в апреле 2010 года, а информацию о штрафах за нарушения ПДД – только к августу, проверку налоговой задолженности – к маю следующего года.

Многие путают портал Госуслуги и Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). На самом деле, формально это разные вещи, и через ЕСИА можно авторизоваться, в том числе, на других сайтах. Например, через систему можно зайти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, или авторизоваться на региональном портале госуслуг.

Кроме того, важно понимать, что власти регионов создают свои отдельные порталы, где предоставляют услуги регионального уровня. Сейчас их пытаются перевести на единую платформу.

Из года в год увеличивалось количество доступных для граждан госуслуг: уже в 2011 году их было 945 федеральных, из которых 511 оказывали в электронной форме. Региональных услуг было 11 739, а муниципальных 21 608 (в реальности их гораздо меньше – каждая услуга учитывается по разным регионам и разным муниципальным образованиям).

В 2014 году начался переход на новый вариант портала, до 2016 года он существовал в режиме бета-версии. С 2016 года всех пользователей перевели на новый интерфейс.

По состоянию на 2018 год пользователям портала было доступно уже 968 федеральных госуслуг, а всего за год было оказано 60 миллионов услуг.

Еще интересный вопрос – во сколько обошлось запустить и поддерживать порта госуслуг. Официальные цифры есть только от 2009 года: тогда официально объявили, что на запуск проекта потратили 100 миллионов рублей. Учитывая, что в 2009 году это был информационный сайт с перечислением видов государственных услуг, сумма была явно завышенной.

Следующие данные относятся к 2013 году, когда портал начали модернизировать. Тендер на это объявил Ростелеком, а выиграла его компания AT Consulting. Сумма по конкурсу – 70,5 миллионов рублей.

Недавно был объявлен конкурс на продвижение электронных госуслуг, и на эти цели Минкомсвязи готово выложить целых 526 миллионов рублей.

То есть, каждый год на функционирование Госуслуг выделяются суммы, измеряемые миллиардами рублей.

Самые популярные услуги

Более того, 11% опрошенных вообще используют портал госуслуг каждый день. Учитывая, что по официальным оценкам в среднем каждый день на него заходит 1,6 миллиона человек, цифры вполне правдивы.

Конечно, не все из почти 1000 видов федеральных услуг и десятков тысяч региональных используют все. Но чаще всего пользователи заходят на Госуслуги, чтобы воспользоваться такими функциями:

  • оплата налогов и штрафов – 84,2%;
  • запись на прием к врачу – 68,9%;
  • отправка жалобы на качество каких-либо проводимых работ – 44,9%;
  • заполнение налоговой декларации (вероятно, оценивалась частота авторизации через ЕСИА на сайте ФНС) – 43,8%;
  • запись ребенка в школу или детский сад – 43,6%;
  • постановка на учет автомобиля – 43,6%.

Практически все опрошенные уверены, что электронные госуслуги за последние годы стали намного лучше.

Однако стоит заметить, что примерно 2 из 3 опрошенных сообщили, что при обращении за получением услуг у них возникали какие-либо проблемы, а многие до сих пор не уверены в безопасности собственных данных.

Эти данные, конечно, не стоит считать абсолютно точными, как и любую другую статистику. Однако проникновение электронных государственных услуг действительно увеличивается каждый год.

Сейчас человек, которому нужно что-то получить от государства, обычно выбирает между обращением напрямую в профильный орган власти, обращением в МФЦ или посещением портала Госуслуги. Но есть все больше ведомств, которые фактически отказываются принимать заявителей напрямую. Это становится проблемой для социально незащищенных слоев населения.

Для получения большинства услуг нужна подтвержденная учетная запись в ЕСИА. Для подтверждения нужно обратиться в банк (многие из них оказывают такую услугу), Пенсионный фонд, МФЦ и т.д. Это бесплатно.

Сколько россиян пользуются порталом

Портал госуслуг сейчас функционирует в виде сайта и мобильного приложения. Приложение было запущено в 2012 году, и сейчас им пользуются более 10 миллионов россиян.

Число пользователей ЕСИА выросло с 336 тысяч на старте проекта до 86 миллионов человек по состоянию на начало 2019 года:

blank

Параллельно росло количество оказанных услуг. Если за весь 2010 год через портал было оказано 581 тысячу услуг, то через 2 года это было уже 7 миллионов. В 2014 году пользователи получили 16,8 миллионов услуг, а в 2018 – 60 миллионов. Учитываются услуги, которые можно получить именно в электронной форме.

Можно сказать, что план в целом выполняется, процент россиян, использующих портал госуслуг, постоянно растет:

blank

Однако можно с уверенностью утверждать: все, кто хоть как-то нуждается в электронных госуслугах и имеет доступ к интернету, скорее всего, уже зарегистрировались на портале.

Жалобы пользователей и проблемы

Использование единого портала госуслуг обычно не вызывает больших вопросов. Зарегистрироваться там легко, нужны будут СНИЛС, паспортные данные, номер телефона.

После первичной регистрации можно внести дополнительные данные – водительские права, документы на автомобиль, медицинский страховой полис, и т.д. Но полноценно пользоваться учетной записью можно только после ее подтверждения. Такую услугу оказывают банки, ПФР, МФЦ, и другие ведомства.

Проблемы в процессе получения электронных госуслуг, хоть и не очень часто, но бывают, и связаны они могут быть с работой самой платформы или с проблемами на стороне конкретного ведомства.

Куда сложнее решить проблему, если она на стороне ведомства, которое отвечает на конкретную услугу.

Согласно статистике, которую собрал в 2017 году РОЦИТ, перечень наиболее частых претензий к сервису такой:

  • нужной услуги просто нет в электронном виде – 52% опрошенных
  • невозможно получить услугу по вине сервиса – 46%;
  • нет подробной информации о том, как получить услугу – 45%;

Есть проблемы технического характера. Например, сбои, из-за которых пропадают заполненные заявления или теряется оплата (списывается с карты, но не приходит на бюджетный счет).

Наконец, смущает людей и сложная система регистрации – наличие 3 уровней доступа (в зависимости от предоставления паспортных данных и прохождения идентификации) путает многих.

Правда, как сообщают пользователи портала, дозвониться с первого или второго раза сложно, каждый раз нужно ждать, пока освободится оператор. И сами операторы не всегда достаточно компетентны для решения сложных проблем.

Среди жалоб на сами услуги часто встречаются такие:

  • медицина : нет данных о прикреплении пациента к поликлинике, нет свободных дат для записи (а запись возможна только через Госуслуги), сложный процесс записи;
  • социальные выплаты и услуги : подать заявление исключительно в электронной форме, скорее всего, не получится. Обычно нужно принести их в МФЦ или в сам орган власти;
  • оформление или замена паспорта : форма не всегда принимает данные документов. Частые жалобы на то, что орган выдачи паспорта не находится в базе портала;
  • услуги, где нужно платить госпошлину : часто по каким-то причинам не выходит получить услугу и приходится подавать документы лично. Тогда требуют заново оплатить госпошлину (так как через Госуслуги она оплачивается со скидкой).

Наиболее часто встречающиеся проблемы с самими услугами, как правило, решаются при обращении в МФЦ или в соответствующий орган власти.

Планы на будущее

Под этим словом понимают комплекс услуг, которые подобраны под определенную жизненную ситуацию. Всего таких суперсервисов будет 25, на данный момент озвучены планы по 10 из них:

  1. рождение ребенка (тестовый запуск в 2020 году, полноценный запуск в 2022) – оформление всех документов, больничного, выплат и льгот для молодой матери и ребенка;
  2. подача заявлений в правоохранительные органы (тест в 2020 году, запуск с 2022). Сейчас подать заявление можно только обратившись лично в правоохранительные органы;
  3. пенсия онлайн (запуск в 2021 году) – контроль стажа, накоплений, подача заявлений на назначение и перерасчет;
  4. правосудие онлайн (тест в 2020 году, запуск с 2024 года) – дистанционная подача судебного иска, дистанционное участие в заседаниях, контроль за всеми этапами процесса;
  5. утрата близкого человека (тест в этом году, запуск в 2022) – оформление документов о смерти, полагающихся выплат и наследства;
  6. поступление в ВУЗ (тест в 2020 году, запуск с 2023) – время сбора документов и подачи заявления сокращается с 4 дней до минимума;
  7. оформление ДТП по европротоколу (тест в этом году, запуск в 2022) – вместо часа можно будет оформить документ за несколько минут;
  8. обжалование штрафов (тест в этом году, запуск в 2022) – не придется идти в ГИБДД лично, чтобы обжаловать штраф с камеры или от инспектора;
  9. переезд в другой регион (тест в 2020 году, запуск с 2023);
  10. цифровое исполнительное производство (тест в этом году, запуск с 2021).

Ожидается, что все эти достаточно сложные услуги человек будет получать быстро и комфортно. Остаются вопросы, как подавать бумажные документы (например, справки о работе при начислении пенсии), но к дате запуска все должно быть проработано.

Некоторые суперсервисы уже доступны на портале госуслуг, но пока это даже не тестовая версия, а сбор информации от потенциальных пользователей.

Хоть многие услуги до сих пор вызывают вопросы, запуск суперсервисов в будущем сделает эту сферу в России практически мировым лидером – сейчас и в развитых странах остается бюрократия даже в самых простых вещах. Главное – чтобы ответственные лица не сорвали обозначенные сроки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, презентация, видеоролик.

Обеспечение: доступ к глобальной сети, наличие кода активации и предварительной регистрации преподавателя на сайте госуслуг.

Методы: репродуктивный, информационно-познавательный, практический, проблемно-исследовательский.

Целевая аудитория: 5- 11 классы

Внеклассное мероприятие на тему

«Место государства в современном интернет – пространстве.

Формирование представлений о получении государственных услуг в электронном виде и основ юридической грамотности.

Развитие навыков самообразования с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Повысить уровень социальной адаптации, уровень правовой и информационной культуры.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация, презентация, видеоролик.

Обеспечение: доступ к глобальной сети, наличие кода активации и предварительной регистрации преподавателя на сайте госуслуг.

Методы: репродуктивный, информационно-познавательный, практический, проблемно-исследовательский.

Целевая аудитория: 5- 11 классы

Компетенции, на формирование которых нацелено мероприятие:

1. Учебно-познавательные компетенции
2. Общекультурные компетенции
3. Коммуникативные компетенции
4. Ценностно-смысловая компетенция

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:

3. Понятие государства, конституции и права.
4. Госуслуги. Способы их получения.

6. Перечень госуслуг в электронном виде.

7. Заключительная часть.

8. Обязанности граждан РФ. Понятие гражданского общества, социальной ответственности.

9. Рефлексии, обсуждения результатов мероприятия.

2. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (Статья 33 Конституции РФ)
3. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. (Статья 5 Конституции РФ)


Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности. 1989 г. (20 ноября) Конвенция о правах ребёнка принимается Генеральной Ассамблеей ООН. В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребёнок полноправный член общества, а не собственность своих родителей или лиц, их заменяющих.

Все мы должны знать наши права и уметь ими пользоваться, знать, какие государственные органы власти отвечают за предоставление нам этих прав (например, вопросы здравоохранения регулирует Министерство Здравоохранения Российской Федерации, а права в сфере труда – Министерство Труда и Социальной Защиты Российской Федерации).

А кто мне скажет, какое ведомство курирует, например, образование? (Министерство образования и науки Российской Федерации)

А занимается чрезвычайными ситуациями в стране? (Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий)

Все вы умеете работать в интернете. Кто ответит, есть ли такое министерство, которое отвечает за интернет? Может кто-нибудь знает, как оно называется? (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации)

Органы власти России разделены по следующему принципу:

федеральные органы власти – это органы власти, осуществляющие властные полномочия на государственном уровне;

региональные органы власти – органы власти, осуществляющие властные полномочия на уровне региона (республики, области, края);

муниципальные органы власти – органы власти, осуществляющие свои полномочия на уровне местного самоуправления (муниципалитета) – города, поселка, деревни.

Структура федеральных органов власти РФ:



Каждое из этих ведомств предоставляет своим гражданам различные виды государственных услуг. Давайте же поговорим о том, что такое государственные услуги, как и где их можно получить.

Госуслуги. Способы их получения.

Для того чтобы иметь возможность пользоваться госуслугами посредством сайта, необходимо на нем зарегистрироваться. Уже сегодня это может сделать каждый из вас.

Госуслуги могут быть как платными (с оплатой госпошлины), так и бесплатными.

А теперь давайте рассмотрим, какие госуслуги уже сейчас доступны на едином государственном портале совершеннолетним и несовершеннолетним гражданам России. Вам известно, с какого возраста гражданин Российской Федерации считается совершеннолетним? (обращается к учащимся) Конституцией РФ установлено, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако и до наступления совершеннолетия, начиная с 14-ти лет, вы имеете право ограниченно пользоваться государственными услугами.
Давайте перечислим эти услуги:

-Информирование об адресах и телефонах государственных организаций;

- Получение сведений о зачислении в образовательное учреждение (школа, колледж и др.);

- Получение информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и журнала успеваемости;

- Замена паспорта (в случае утери/кражи, порчи);

- Предоставление информации из реестра и плана нумерации (узнать какому оператору связи принадлежит номер телефона).

Это и получение загранпаспорта, регистрация по месту жительства, регистрация автомобиля, подача налоговой декларации, информация о пенсионных накоплениях; подача заявлений на регистрацию актов гражданского состояния (ЗАГС), записаться на прием к врачу и многие другие услуги.

Самые популярные среди населения услуги в электронном виде:


Обязанности граждан РФ. Понятие гражданского общества, социальной ответственности. Путь во взрослую жизнь.

С каждым днем этот сайт пополняется новой информацией и в скором времени гражданам РФ будут доступны все новые и новые государственные услуги.

Задача нашего правительства – рассказать как можно большему числу граждан о возможности получения госуслуг через интернет, а ваша, как учащихся и граждан России, живущих в 21 веке – рассказать своим родителям о портале госуслуг, его возможностях, помочь им зарегистрироваться на сайте.

Вы узнали много интересного о структуре наших органов власти, о своих правах, о том, что права каждого гражданина России, даже самого маленького гарантированы Конституцией РФ.

Однако не стоит забывать, что помимо прав, перед лицом государства все вы имеете еще и обязанности. Важнейшая из них – соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Конституция также обязывает нас охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), беречь памятники истории и культуры. Конституция устанавливает обязанность родителей заботиться о детях, их воспитании (ч. 2 ст. 38), получении ими основного общего образования (ч. 4 ст. 43) и обязанность трудоспособных совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). И, пожалуй, главное, что вы должны всегда помнить: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)..

Только зная свои обязанности, только будучи порядочным человеком можно стать полноправным членом общества. Вы несете ответственность за свое поведение и поступки. Вы – будущее нашей страны, ее лицо. Каким будет это лицо – зависит исключительно от вас. Вам вверено воплощать лучшие идеи в жизнь, строить демократическое государство. Учитесь, стремитесь к знаниям, идите в ногу со временем, спешите осваивать новые технологии. Пусть сегодняшний урок станет для вас первым шагом во взрослую жизнь.

Домашнее задание: Познакомить родителей с возможностями сайта госуслуг и электронного правительства.

Электронные госуслуги в России: история развития, текущие проблемы и планы на будущее

Проверить штрафы, записаться к врачу, оплатить госпошлину со скидкой в 30% – это, наверное, самые популярные сценарии использования Единого портала государственных услуг (ЕПГУ), или просто Госуслуг. За 10 лет это слово стало синонимом того, что хотя бы в некоторых сферах деятельности развитие технологий может уничтожить бюрократию и очереди.

В августе 2009 года проект забрали у НИИ и отдали его Ростелекому. К октябрю правительством был утвержден план по переходу государственных услуг в электронный формат, а уже 25 ноября 2009 года состоялся тестовый запуск портала. Министр связи объявил проект запущенным 15 декабря.

Услуги добавлялись на портал постепенно. Например, услугу по оформлению загранпаспорта туда добавили уже в апреле 2010 года, а информацию о штрафах за нарушения ПДД – только к августу, проверку налоговой задолженности – к маю следующего года.

Многие путают портал Госуслуги и Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). На самом деле, формально это разные вещи, и через ЕСИА можно авторизоваться, в том числе, на других сайтах. Например, через систему можно зайти в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, или авторизоваться на региональном портале госуслуг.

Кроме того, важно понимать, что власти регионов создают свои отдельные порталы, где предоставляют услуги регионального уровня. Сейчас их пытаются перевести на единую платформу.

Из года в год увеличивалось количество доступных для граждан госуслуг: уже в 2011 году их было 945 федеральных, из которых 511 оказывали в электронной форме. Региональных услуг было 11 739, а муниципальных 21 608 (в реальности их гораздо меньше – каждая услуга учитывается по разным регионам и разным муниципальным образованиям).

В 2014 году начался переход на новый вариант портала, до 2016 года он существовал в режиме бета-версии. С 2016 года всех пользователей перевели на новый интерфейс.

По состоянию на 2018 год пользователям портала было доступно уже 968 федеральных госуслуг, а всего за год было оказано 60 миллионов услуг.

Еще интересный вопрос – во сколько обошлось запустить и поддерживать порта госуслуг. Официальные цифры есть только от 2009 года: тогда официально объявили, что на запуск проекта потратили 100 миллионов рублей. Учитывая, что в 2009 году это был информационный сайт с перечислением видов государственных услуг, сумма была явно завышенной.

Следующие данные относятся к 2013 году, когда портал начали модернизировать. Тендер на это объявил Ростелеком, а выиграла его компания AT Consulting. Сумма по конкурсу – 70,5 миллионов рублей.

Недавно был объявлен конкурс на продвижение электронных госуслуг, и на эти цели Минкомсвязи готово выложить целых 526 миллионов рублей.

То есть, каждый год на функционирование Госуслуг выделяются суммы, измеряемые миллиардами рублей.

Самые популярные услуги

Более того, 11% опрошенных вообще используют портал госуслуг каждый день. Учитывая, что по официальным оценкам в среднем каждый день на него заходит 1,6 миллиона человек, цифры вполне правдивы.

Конечно, не все из почти 1000 видов федеральных услуг и десятков тысяч региональных используют все. Но чаще всего пользователи заходят на Госуслуги, чтобы воспользоваться такими функциями:

  • оплата налогов и штрафов – 84,2%;
  • запись на прием к врачу – 68,9%;
  • отправка жалобы на качество каких-либо проводимых работ – 44,9%;
  • заполнение налоговой декларации (вероятно, оценивалась частота авторизации через ЕСИА на сайте ФНС) – 43,8%;
  • запись ребенка в школу или детский сад – 43,6%;
  • постановка на учет автомобиля – 43,6%.

Практически все опрошенные уверены, что электронные госуслуги за последние годы стали намного лучше.

Однако стоит заметить, что примерно 2 из 3 опрошенных сообщили, что при обращении за получением услуг у них возникали какие-либо проблемы, а многие до сих пор не уверены в безопасности собственных данных.

Эти данные, конечно, не стоит считать абсолютно точными, как и любую другую статистику. Однако проникновение электронных государственных услуг действительно увеличивается каждый год.

Сейчас человек, которому нужно что-то получить от государства, обычно выбирает между обращением напрямую в профильный орган власти, обращением в МФЦ или посещением портала Госуслуги. Но есть все больше ведомств, которые фактически отказываются принимать заявителей напрямую. Это становится проблемой для социально незащищенных слоев населения.

Для получения большинства услуг нужна подтвержденная учетная запись в ЕСИА. Для подтверждения нужно обратиться в банк (многие из них оказывают такую услугу), Пенсионный фонд, МФЦ и т.д. Это бесплатно.

Сколько россиян пользуются порталом

Портал госуслуг сейчас функционирует в виде сайта и мобильного приложения. Приложение было запущено в 2012 году, и сейчас им пользуются более 10 миллионов россиян.

Число пользователей ЕСИА выросло с 336 тысяч на старте проекта до 86 миллионов человек по состоянию на начало 2019 года:

blank

Параллельно росло количество оказанных услуг. Если за весь 2010 год через портал было оказано 581 тысячу услуг, то через 2 года это было уже 7 миллионов. В 2014 году пользователи получили 16,8 миллионов услуг, а в 2018 – 60 миллионов. Учитываются услуги, которые можно получить именно в электронной форме.

Можно сказать, что план в целом выполняется, процент россиян, использующих портал госуслуг, постоянно растет:

blank

Однако можно с уверенностью утверждать: все, кто хоть как-то нуждается в электронных госуслугах и имеет доступ к интернету, скорее всего, уже зарегистрировались на портале.

Жалобы пользователей и проблемы

Использование единого портала госуслуг обычно не вызывает больших вопросов. Зарегистрироваться там легко, нужны будут СНИЛС, паспортные данные, номер телефона.

После первичной регистрации можно внести дополнительные данные – водительские права, документы на автомобиль, медицинский страховой полис, и т.д. Но полноценно пользоваться учетной записью можно только после ее подтверждения. Такую услугу оказывают банки, ПФР, МФЦ, и другие ведомства.

Проблемы в процессе получения электронных госуслуг, хоть и не очень часто, но бывают, и связаны они могут быть с работой самой платформы или с проблемами на стороне конкретного ведомства.

Куда сложнее решить проблему, если она на стороне ведомства, которое отвечает на конкретную услугу.

Согласно статистике, которую собрал в 2017 году РОЦИТ, перечень наиболее частых претензий к сервису такой:

  • нужной услуги просто нет в электронном виде – 52% опрошенных
  • невозможно получить услугу по вине сервиса – 46%;
  • нет подробной информации о том, как получить услугу – 45%;

Есть проблемы технического характера. Например, сбои, из-за которых пропадают заполненные заявления или теряется оплата (списывается с карты, но не приходит на бюджетный счет).

Наконец, смущает людей и сложная система регистрации – наличие 3 уровней доступа (в зависимости от предоставления паспортных данных и прохождения идентификации) путает многих.

Правда, как сообщают пользователи портала, дозвониться с первого или второго раза сложно, каждый раз нужно ждать, пока освободится оператор. И сами операторы не всегда достаточно компетентны для решения сложных проблем.

Среди жалоб на сами услуги часто встречаются такие:

  • медицина : нет данных о прикреплении пациента к поликлинике, нет свободных дат для записи (а запись возможна только через Госуслуги), сложный процесс записи;
  • социальные выплаты и услуги : подать заявление исключительно в электронной форме, скорее всего, не получится. Обычно нужно принести их в МФЦ или в сам орган власти;
  • оформление или замена паспорта : форма не всегда принимает данные документов. Частые жалобы на то, что орган выдачи паспорта не находится в базе портала;
  • услуги, где нужно платить госпошлину : часто по каким-то причинам не выходит получить услугу и приходится подавать документы лично. Тогда требуют заново оплатить госпошлину (так как через Госуслуги она оплачивается со скидкой).

Наиболее часто встречающиеся проблемы с самими услугами, как правило, решаются при обращении в МФЦ или в соответствующий орган власти.

Планы на будущее

Под этим словом понимают комплекс услуг, которые подобраны под определенную жизненную ситуацию. Всего таких суперсервисов будет 25, на данный момент озвучены планы по 10 из них:

  1. рождение ребенка (тестовый запуск в 2020 году, полноценный запуск в 2022) – оформление всех документов, больничного, выплат и льгот для молодой матери и ребенка;
  2. подача заявлений в правоохранительные органы (тест в 2020 году, запуск с 2022). Сейчас подать заявление можно только обратившись лично в правоохранительные органы;
  3. пенсия онлайн (запуск в 2021 году) – контроль стажа, накоплений, подача заявлений на назначение и перерасчет;
  4. правосудие онлайн (тест в 2020 году, запуск с 2024 года) – дистанционная подача судебного иска, дистанционное участие в заседаниях, контроль за всеми этапами процесса;
  5. утрата близкого человека (тест в этом году, запуск в 2022) – оформление документов о смерти, полагающихся выплат и наследства;
  6. поступление в ВУЗ (тест в 2020 году, запуск с 2023) – время сбора документов и подачи заявления сокращается с 4 дней до минимума;
  7. оформление ДТП по европротоколу (тест в этом году, запуск в 2022) – вместо часа можно будет оформить документ за несколько минут;
  8. обжалование штрафов (тест в этом году, запуск в 2022) – не придется идти в ГИБДД лично, чтобы обжаловать штраф с камеры или от инспектора;
  9. переезд в другой регион (тест в 2020 году, запуск с 2023);
  10. цифровое исполнительное производство (тест в этом году, запуск с 2021).

Ожидается, что все эти достаточно сложные услуги человек будет получать быстро и комфортно. Остаются вопросы, как подавать бумажные документы (например, справки о работе при начислении пенсии), но к дате запуска все должно быть проработано.

Некоторые суперсервисы уже доступны на портале госуслуг, но пока это даже не тестовая версия, а сбор информации от потенциальных пользователей.

Хоть многие услуги до сих пор вызывают вопросы, запуск суперсервисов в будущем сделает эту сферу в России практически мировым лидером – сейчас и в развитых странах остается бюрократия даже в самых простых вещах. Главное – чтобы ответственные лица не сорвали обозначенные сроки.

Читайте также: