Какие биологические признаки наследует человек

Обновлено: 02.07.2024

- человек изменяет и преобразует природу (строит дом, облагораживает для себя территорию), а животные приспосабливаются к природе, используют ее.

- изменяет мир как в рамках физических, так и в рамках духовных потребностей, а животные действуют только в рамках физических потребностей.

- человек может действовать и производить что-то как многие из видов, а животные не могут выйти за рамки своего вида.

- человек является одновременно биологическим и социальным существом, живет в обществе и не может выжить без общества, в том время, как животные действуют по зову инстинктов.

- у действий человека есть цель, предметность, и хотя у некоторых животных также есть сознание, но их многие действия не имеют духовной, созидательной цели.

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Нет, это не верное утверждение. Рождаясь малышу нужна материнская и отцовская любовь, уверенность и поддержка родных.

Конечно он так же нуждается и в разных нуждах, ведь он как и все живое должен жить.

Подрастая ребёнку, родители отдают все свои качества и характер.

Самое главное это " любовь" и не важно как она будет показана, без неё человек если его можно будет так назвать станет грубым и без чувственным.

Рассмотрите схему и сделайте выводы: чем люди отличаются от высших животных.

Во-первых, животные действуют за счёт инстинктов , а люди думают, размышляют, продумывают ходы, фантазируют.

Во-вторых, люди передвигаются на двух ногах, способны развиваться как физически, так и умственно.

Хотя люди тоже являлись процессом многомиллионной эволюции, и только тот тип обезьяны (австралопитек, от которого произошел человек разумный — гомосапиенс ) отличия от животных колоссальны , человек и животное находятся на разных этапах развития.

Какие качества помогли О. И. Скороходовой проявить свои способности? Какую роль в её жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясни.

Трудолюбие, упорность, стремление к цели

1. Чем человек отличается от животных?

1. Мозговой отдел преобладает над лицевым.

2. Человек использует членораздельную речь для общения, взаимодействия, обмена информацией - и мускулатура языка также лучше развита.

3. У человека лучше развита кисть.

4. Человек ходит прямо (прямохождение), что зависит от других мышц, от S скелета, от более гибких костей (наверху) и более широких (таз).

5. Объем мозга больше и мыслительная деятельность развита лучше у человека.

6. Человеку свойственно преобразовывать, а не подстраиваться при взаимодействии с окружающей средой. Животные обычно приспосабливаются, не строят отапливаемые дома зимой.

7. У человека есть целый ряд потребностей, помимо физических, социальные, духовные и прочие, и эти потребности растут, так что человек удовлетворяет нынешние потребности и заочно хочет удовлетворить будущие.

8. Человек является частью не только природы, но также общества.

9. Человек не только изготавливает орудия труда, но также сохраняет их и использует в дальнейшем, передает другим, из поколения в поколение. Тоже самое со знаниями, он воспринимает и передает их.

10. Человеку свойственна творческая деятельность, он может творить, мыслить абстрактно, представлять что-то, фантазировать.

2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Наследственность это основные признаки которые передаются при рождении от родителей.

В число подобных качеств входят: внешние признаки, характер, интересы, функции и прочее.

Благодаря наследственности каждое следующее потомство сохраняет какие-нибудь признаки предыдущего поколения.

Среди биологических признаков человек наследует свою физиологию и анатомию строения тела.

Так, к примеру, если родители человека имели темный цвет кожи, значит он также будет темным.

То же самое касается и наследственных болезней.

3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное (общественное) существо.

Человек не может жить без общества, как и общество без него. Человек, а иначе индивид - биологическое сущ-во. Но также человек это личность, а основной особенностью формирования личности является нахождение в обществе себе подобных. Всем известен пример детей-маугли, у которых отсутвовала связь с обществом. себе подобными.

4. Можно ли влиять на наследственность?

Современная наука считает, что ребенок получает от родителей "в подарок" не только физиологические, но и психологические особенности. И, если мы не можем изменить цвет кожи, структуру волос, телосложение, то некоторые психологические черты все же поддаются корректировке.

Из истории и литературы мы знаем много примеров, когда идентичные (однояйцевые) близнецы, воспитанные в разных условиях, имели абсолютно разный характер и различные взгляды на одни и те же проблемы. Это объясняется тем, что каждый человек является продуктом как наследственности, так и окружающей среды.

Текст для обсуждения

Выскажи своё мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.

Правда в том, что Маугли окруженный животными перенят их повадки

и, следовательно, вел себя как они. Вымысел: Маугли принимает

осознанные решения, но на это способна только личность, формировав шаяся в человеческом обществе.

Генетические заболевания – это большая группа болезней человека, вызванных патологическими изменениями в генетическом аппарате. В настоящее время известно более 6 тысяч синдромов с наследственным механизмом передачи.

Виды генетических заболеваний человека

цепочка ДНК

Основу наследственных заболеваний составляют генные, хромосомные и митохондриальные мутации.

Аутосомно-рецессивный. В этом случае происходит полная замена здоровых генов на мутантные. Ребёнок должен получить по одной копии рецессивного мутантного гена от каждого из родителей. У отца и матери может не наблюдаться данного заболевания, но это не исключает их как носителей гетерозиготной мутации. Вероятность, что у пары появится ребёнок с аутосомным рецессивным заболеванием равна 25%. Примеры: альбинизм, муковисцидоз.

Кодоминантный. Этот тип наследования подразумевает проявление и доминантного, и рецессивного гена, поэтому заболевание наследуется частично. Яркий пример: серповидно-клеточная анемия.

Наследование, сцепленное с полом. Означает, что наследование признаков передаётся только определенному полу. Например, гемофилией болеют исключительно мужчины.

Хромосомные болезни

Патологические изменения могут возникать как при потере генетического материала (например, при выпадении целой хромосомы или её части), так и при добавлении новых хромосом. Клинически характеризуется множественными врождёнными пороками развития. В настоящее время известно более 1000 хромосомных аномалий.

Точные причины возникновения до конца не изучены. Учёные предполагают, что провоцирующими факторами можно назвать ионизирующее излучение, химические вещества, вирусы, приём некоторых лекарств во время беременности, курение, алкоголь, возраст матери.

Хромосомные болезни могут быть связаны с нарушением:

1) числа хромосом;

3) структуры хромосом.

Общей чертой для хромосомных заболеваний является многофакторность поражения. А именно: пороки внутренних и наружных органов, черепно-лицевые дизморфии, замедленный рост и развитие, психическое и умственное отставание от сверстников, нарушение работы многих систем организма.

Перечислим некоторые из заболеваний:

Синдром кошачьего крика (делеция в 5-ой хромосоме);

Синдром Дауна (трисомия по 21-ой хромосоме);

Синдром Патау (трисомия в 13-ой хромосоме);

Генные мутации

изменение ДНК

Генные (точечные) мутации – это те, что возникают в результате изменения химической структуры гена и представляют собой замену, удаление или вставку нуклеотида. Возникают чаще, чем хромосомные и геномные, однако в меньшей степени меняют структуру ДНК. Также к генным мутациям относятся транслокации (перенос), дупликации (повторение), инверсии (переворот на 180°) участков гена, но не хромосомы.

рассмотрим мутацию ГТТ ЦЦЦ ГГТ → ГТЦ ЦЦЦ ГГТ.

В первом триплете произошла тимина заменился на цитозин. Триплеты ГТТ и ГТЦ кодируют глутаминовую кислоту, поэтому данная мутация не вызвала изменений в структуре белка: глу-гли-про → глу-гли-про.

В других же случаях замена нуклеотида может изменить порядок аминокислот в молекуле белка и привести к фенотипическим последствиям.

ГТТ ЦЦЦ ГГТ → ГТГ ЦЦЦ ГГТ.

В первом триплете тимин заменился на гуанин. ГТТ кодирует глутаминовую кислоту, а ГТГ — гистидин. Соответственно, первичная структура белка изменяется: глу-гли-про → гис-гли-про. Существует большая вероятность появления фенотипических изменений.

Мультифакториальные генетические болезни

Мультифакториальными генетическими заболеваниями называют патологии, возникающие при сочетании генетической предрасположенности и влиянии окружающей среды. Простой пример: пациент предрасположен к раку лёгких + в течении нескольких лет злоупотребляет курением. Соответственно, риск возникновения заболевания увеличивается в 2 и более раз.

К наиболее часто встречающимся мультифакториальным болезням относятся псориаз, цирроз печени, ревматоидный артрит, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма.

Диагностика наследственных болезней

лаборатория

Жизнь человека начинается с момента зачатия. Чтобы уточнить состояние плода, важно провести пренатальную диагностику во втором триместре беременности. Тест поможет рассчитать риски различных синдромов (Дауна, Эдвардса, Корнели де Ланге) и дефектов.

Для определения метаболитов, специфических для наследственных болезней нарушения обмена веществ (энзимопатий), проводятся специальные пробы:

- проба на гипераминоацидурию;

- микробиологический тест Гатри.

Чтобы диагностировать наследственные нарушения обмена аминокислот, олигосахаридов и гликозамимногликанов (мукополисахаридов), используются более сложные методы аналитической биохимии;

- газовая и жидкостная хроматография;

- магнитная резонансная спектроскопия.

Помимо этого, медицина предрасполагает и другими методами определения генетических заболеваний:



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Что такое наследственность"

В отличие от Локка, другие учёные считали, что человек способен передавать некоторые свои свойства по наследству.

На эти вопросы можно найти ответ только в том случае, если вы будете знать, что любое живое существо наследует от своих родителей определённые биологические признаки.

То есть, наследственность – это способность живых существ передавать свои признаки потомству.

Благодаря этой способности, все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты.

Например, если у ваших родителей голубые глаза, то и вы будете голубоглазым.

Сегодня учёным хорошо известно, как нам можно унаследовать характерные признаки родителей. Впервые такую закономерность заметил австрийский биолог Грегор Мендель. В монастырском саду учёный посадил две грядки с горохом. На первой грядке горох рос из семян зелёного цвета; его горошины тоже были зелёными, а на второй – из семян жёлтого цвета; горошины были жёлтые.


Это натолкнуло учёного на мысль, что всё неспроста, и он начал экспериментировать. Он высаживал горох, ориентируясь на длину стручков, размер и цвет семян, высоту растений и так далее. Учёный так увлёкся подсчётом переходящих и не переходящих из поколения в поколение гороховых признаков, что его эксперименты затянулись на десять лет и послужили началом рождения целой науки, которая изучает наследственность – генетики. А элементы, которые несут непосредственную ответственность за передачу такой наследственной информации учёные называют генами.


Вы – это вы, благодаря генам. Гены – это своеобразный сборник инструкций, которые передали вам родители, а они, в свою очередь, получили их от своих родителей, а те – от своих. Эти же гены вы передадите своим детям и так до бесконечности.

Именно эти три буквы определяют, являетесь вы ананасом, слоном или человеком. От них также зависит, будут ли у вас черные волосы, голубые глаза или белая кожа, но более подробно об этом вы узнаете на уроках биологии.

Итак, что же передаётся по наследству? Например, у животных наследственность проявляется в их инстинктах.

Инстинкт – это наследственная склонность к определённому поведению или образу действий.

У животного есть инстинкты на все случаи жизни. Они проявляются везде: в процессе добывания пищи, в брачный период при образовании супружеских пар, в условиях, когда нужно защищать себя и потомство от врагов. Они постоянно служат животным для удовлетворения их основных потребностей. Например, мышь-малютка от рождения умеет вить изящные гнезда-шарики, размещая их на толстых травинках или тонких веточках. Учиться этому ей не приходится: гнездо сразу получается таким, как нужно, потому что мышка уже рождается с этим навыком.

Первые наблюдения, которые позволили сделать вывод о существовании врождённых, полученных как бы по наследству от родителей форм поведения, сделал французский натуралист девятнадцатого века Жорж Кювье. К нему как-то попали бобрята, оставшиеся без родителей, и он их вырастил. Поскольку родителей, которые могли бы передать им свой опыт, у этих молодых животных не было, Жорж очень удивился, когда обнаружил, что его бобрята стали строить хатки. Их постройки были точно такими же, как и те, которые строят взрослые бобры, выросшие на воле. Бобрята при этом совершали характерные для своих сородичей действия, хотя их этому никто не учил. Основываясь на наблюдении за своими подопечными, учёный смог сделать вывод о врождённости инстинктов.

Передача наследственных признаков у человека, как и у животных, также обуславливает более или менее выраженное сходство между родителями, их детьми и близкими родственниками. Человек может наследовать от своих родителей группу крови, телосложение, рост, цвет глаз и волос, форму лица.

Ребёнком наследуется биологическая основа характера – темперамент, особенности работы нервной системы.

Но, в отличие от родителей Дяди Фёдора, вы-то уже точно знаете, что ни лапы, ни хвост по наследству вам достаться не могли.

Также, по наследству нельзя передать такие качества человека, как вежливость, уважение к старшим, законопослушность, патриотизм. Всему этому человек должен научиться.

По наследству нельзя передать и характер ребёнка, он похож на характер родителей не благодаря наследуемым признакам, а благодаря тому, что родители – это первое социальное окружение ребёнка, которое оказывает на него огромное влияние.

В современном мире у большого количества людей можно встретить и признаки плохой наследственности. Самый негативный из них – неизлечимая болезнь.

Типичные заболевания, которые передаются по наследству:

Гемофилия – нарушение свёртываемости крови.

Дальтонизм – нарушение восприятия красного и зелёного цветов.

Альбинизм – врождённое отсутствие пигмента меланина, который придаёт окраску коже, волосам и глазам.

Синдром Дауна – нарушение умственного и физического развития.

Это далеко не весь список болезней, которые передаются от родителей к детям.


Одна из особенностей плохой наследственности – что она может передаваться через несколько поколений. То есть, если ваша бабушка не могла различать цвета, то вероятность того, что у вас родится ребенок с похожим заболеванием достаточно высока.

Причины этого до конца не исследованы. В настоящее время учёные прикладывают немало усилий, чтобы разработать лекарства, способные окончательно излечить человечество от наследственных недугов.

А можно ли влиять на наследственность?

Учёные провели довольно интересный эксперимент. Обычно запах фруктов не отпугивает мышей, а наоборот, притягивает их, но, когда учёные объединили сладкий запах с болезненным электрическим ударом, лабораторные мыши очень быстро научились его бояться. В ходе эксперимента у мышей сформировались новые нервные окончания в носу и в обрабатывающих запахи участках мозга, что сделало их чувствительными к определённому запаху.


Данный результат далеко не удивителен, но интереснее всего то, что их потомки также стали бояться запаха фруктов, причём в нескольких поколениях, хотя подобных экспериментов над ними никто не ставил. То есть, последующие поколения мышей унаследовали страх перед запахом фруктов от своих предков, который им, в свою очередь, привили учёные.
В отличие от мышей, с человеком все не так просто, потому как мы с вами не живём в идеальных лабораторных условиях.

Ещё в начале девятнадцатого века итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо предположил, что люди, которые обладают определёнными внешними признаками (строением черепа, формой ушной раковины и другими), имеют склонность к совершению преступлений и могут передавать их по наследству, правда, как не пытался Чезаре Ломброзо доказать свою теорию, у него ничего не получилось.

А вот шведские учёные, изучая вопрос о том, хорошо или плохо питались жители небольшого городка Эверкаликс на северо-востоке Швеции в начале двадцатого века, пришли к выводу о том, что, если отцы и дедушки мужского населения питались особенно хорошо, их дети и внуки жили меньше и страдали различными хроническими заболеваниями намного чаще, чем обычные жители городка.


Если же, напротив, отцам и дедушкам приходилось довольствоваться скудной едой из-за бедного урожая, их потомки мужского пола достигали преклонного возраста, прожив, в среднем, на тридцать два года больше, а также реже или позже подвергались старческим недугам.

Конечно, это совершенно не значит, что мы должны морить своих детей голодом во благо хорошей наследственности в следующих поколениях.

Споры о том, что важнее для развития человека – его наследственность или среда, в которой он вырос, идут не одну сотню лет.

Но насколько ребёнок будет талантлив и неординарен, зависит не только от наследственности. Согласитесь, что ребёнок олимпийского чемпиона не обязательно должен родиться чемпионом.

Влияние наследственности, конечно же, велико, но в какую личность разовьётся ребёнок, во многом зависит от его окружения. Например, чтобы развить в себе зачатки таланта, который уже есть, мало одной наследственности, нужно ещё и правильное воспитание.

Вспомнить хотя бы историю австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, был придворным музыкантом. Он играл на скрипке, органе, руководил церковным хором, был неплохим композитором, а его учебник по скрипичной игре долгое время считался одним из лучших в Европе.

И вполне вероятно, что по наследству от талантливого отца Вольфгангу и его сестре Марии Анне могли передаться музыкальные способности отца. Моцарт стал всемирно известным композитором, а его сестра нет. Всё потому, что над развитием таланта маленького Вольфганга отец работал целенаправленно. Это, в итоге, привело Моцарта в будущем к мировой известности.

А теперь проведите небольшое исследование и попробуйте ответить на вопрос, какие наследственные признаки достались вам от ваших родителей?

Обществознание в России начинают преподавать в школах в 5 классе. Какие биологические признаки наследует человек? Этот вопрос является одним из первых для изучения и размышления, и это логично. Стоит ли изучать человеческое общество, не поняв до конца, кто есть люди и не остались ли они просто высокоразвитыми животными?

какие биологические признаки наследует человек 5 класс

Около 50 тыс. лет назад люди обрели разум и стали строить свою жизнь так, как они хотели, а не как диктовали природные условия. И ради свободы жить так и там, где пожелает, человечество переменило, а некоторые считают, что разрушило, всю экосистему целой планеты. Но перестал ли человек быть животным?

Какие биологические признаки наследует человек

Обществознание и антропология разделяют их на условные две части:

  1. Физиологические признаки: строение стопы или позвоночника, развитые кисти, большой объем мозга, анатомическое строение (например, расположение органов), клеточная организация, атавизмы и редуценты.
  2. Базовые инстинкты размножения и самосохранения (например, поэтому люди спят, едят, лечатся). Все остальные инстинкты разнятся в зависимости от той теории, к которой относятся, или взгляда ученого, их выдвигающего. Один из первых исследователей этой области - знаменитый профессор Фрейд.

Наследственность

Но самое главное, не то, какие биологические признаки наследует человек, а сама эта возможность передавать их потомкам. Как и животные, люди могут передавать по наследству признаки своего рода (популяции, если использовать биологический термин). Это свойство каждого биологического вида для сохранения многообразия органического мира.

какие биологические признаки наследует человек

Какие биологические признаки наследует человек от родителей? Основные семейные черты (и одновременно черты расы и национальности): цвет кожи или волос, разрез глаз, строение фигуры или овал лица, вообще фенотипичные признаки, и, к сожалению, в том числе даже наследственные болезни.

Общество

Это ключевое слово, характеризующее переломный момент в антропогенезе - той части эволюции, которая относится к становлению человека. Люди перестали жить стадом, стали социумом, и все дальнейшее развитие пошло по другим законам: политическим, общественным, религиозным, которые, так или иначе, были исторически и до сих пор подчинены экономическим интересам отдельной группы.

Согласно обществознанию, одним из признаков прогресса в обществе является социальная защищенность отдельных индивидуумов. И самыми незащищенными остаются сироты. Именно на их печальном примере остро проявляется значимость человеческого общения в начале жизни. Не просто удовлетворение базовых потребностей (еда, сон, тепло), а человеческая речь, сопровождающие ее мимика, интонации и жесты, телесный контакт и, главное, пример, которому можно следовать и становиться человеком, как папа и мама. Не так важно, какие биологические признаки наследует человек, а есть ли возможность данное от природы развивать в обществе себе подобных.

какие биологические признаки наследует человек обществознание

Интересный вопрос (есть разные исторические примеры), может ли ребенок быть воспитан животным и вернуться потом к людям, как Маугли? Какие биологические признаки наследует человек от мамы и папы, а какие ему внушат приемные родители-звери, и можно ли это изменить, если ребенок вернется в человеческое общество?

Удивительно, но мозг способен самообучаться. Младенец рождается с развитыми почками или, например, сердцем, которые примерно так же будут работать всю жизнь, как начали еще в утробе матери. Мозг у новорожденного не развит и готов к огромному рывку при условии, что рядом окажется значимый взрослый. Все больше ученых и психологов приходят к согласию в том, что подтверждает и огромное количество исследований: мозг и его удивительные возможности дает природа, но без общества он не станет человеческим! Он будет подчинен ключевым животным инстинктам, без развития яркой человеческой личности, живой и созидающей души.

Читайте также: