Какие антикрепостнические преобразования осуществляет князь в своих имениях

Обновлено: 30.06.2024

Духовные искания Андрея Болконского — сочинение. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Вариант 1

Один из героев романа “Война и мир” — Андрей Болконский. Он дворянин строгого воспитания, благодаря отцу. Князь Болконский воспитал в своих детях отсутствие лени и постоянную деятельность, тягу к знаниям, честь и достоинство.

Андрей Болконский видит в окружающем его светском обществе только фальшь. Только появление Пьера Безухова обрадовало Андрея. Он хорошо относится к внебрачному наследнику графа Безухова. Андрей считает Пьера единственным живым и искренним человеком.

Болконский Андрей постоянно ищет смысл своей жизни. В самом начале романа Андрей Болконский восхищается Наполеоном Бонапартом. Жажда славы и признания заставляет Андрея поступить на военную службу и рваться в бой. Он, на перевес со знаменем, бросается первым в бой, показав пример патриотизма и храбрости своим солдатам.

После ранения на поле битвы, глядя на бескрайнее небо над Аустерлицем Андрей понимает всю тщетность своих стремлений и мечтаний. Андрей отправляется домой, в имение. Он принимает решение жить не ради славы и признания, а ради себя. Болконский занимается имением, думает о том, как и какие реформы провести для облегчения жизни крестьян. Такой образ жизни оказывается угнетающим для высоко духовного Андрея. Он решает, что жизнь его не поменяется с течением времени.

Однако, все поменялось со встречи Андрея Болконского и Наташи Ростовой в Отрадном. В душе князя наступает оттепель, пробуждаются нежные, глубокие чувства к Наташе.

После ее измены Андрей вновь уходит на фронт. Во время военных действий Андрей чувствует единение с солдатами. Жизнь для других – вот, что важно. Андрей получает смертельную рану в бою. В последние дни перед смертью за Андреем ухаживает Наташа. Он не испытывает ни к ней, ни к Анатолю негативных эмоций. Он прощает и уходит в мир иной.

Вариант 2

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Духовные искания Пьера Безухова — путь исканий героя

Вариант 3

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа “Война и мир”. С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

И в военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: “Ты всем хорош, Аndrе, но в тебе есть какая-то гордость мысли”. Но он далеко не человеконенавистник.

Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям, “он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим…” Но его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни останавливает, указывая на тщетность усилий человека. Начинания Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине, делу сталкивается со всеобщим безразличием.

Человек с трезвым и скептическим умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в войне 1812 года: “Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли “наш князь”, им гордились и его любили”. Но постепенно он приходит к выводу, что все его старания — не более чем суета.

Жизненный путь князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в споре с Пьером отрицает возможность преобразования даже в пределах имения. Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по тем временам неслыханным новшеством.
Главное в натуре Андрея Болконского — честность и искренность поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов.

Даже со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его начинания. Всякие же разговоры о любви к “ближним” князь считает ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А уважая себя и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае, не навредит им. Ответственность за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений — безответственностью и самовлюбленностью.

Периоды разочарований сменяются у князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии любовь к Наташе. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее опустошение и разочарование.

Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле рока.

Особенно ярко эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный перед собой, Андрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых событиях: “Ежели война теперь, так война. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну”. Он достигает ценности жизни отдельного человека, от маршала до солдата.

Ранение и последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со всеми его недостатками.

Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека. Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях положительный, по мнению Л.Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.

Именно поэтому персонаж отправляется на войну. Наполеон для Андрея Болконского становится кумиром. Писатель не зря описывает увлечение князя Андрея Наполеоном. Это было характерным признаком молодого дворянства. Герой мечтает о том, чтобы стать таким же великим человеком, как Наполеон.

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о характере и судьбе Андрея Болконского.

– Посмотрим, куда дорога чести привела князя Болконского.

Князь Андрей Болконский

Его история – это история поиска своего места в жизни и своего истинного я. История, полная надежд и разочарований, угасания и возрождения, попыток изменить мир вокруг себя.

С Андреем Болконским мы знакомимся на светском вечере в салоне Анны Шерер

Люди в салоне Шерер ему чужды по духу. Именно поэтому его раздражает жена, которая наслаждается обществом этих людей.

‒ признаётся князь Андрей другу.

Андрей Болконский честолюбив. Он хочет величия и славы. Как и многие молодые дворяне своего времени, князь увлечён личностью Наполеона и романтизирует французского императора. Но вместе с тем, Болконский не зациклен только на собственном успехе. Он патриот и гражданин. Для князя Андрея важнее всего общее дело и справедливость. Болконский служит честно, с полной самоотдачей. Он не гоняется за чинами и сильно выделяется из толпы штабных карьеристов.

Болконский рвётся из штаба Кутузова в передовую часть генерала Багратиона, к сражениям от штабной рутины. Он не боится вызвать гнев начальства, заступаясь за капитана Тушина. И отказывается покрывать трусость штабного офицера. Важнее всего для Болконского справедливость, а не расположение начальства и других офицеров. Но и честолюбие князя огромно.

‒ думал Болконский перед битвой под Аустерлицем.

Война теперь ему кажется бессмысленной, а ратная слава ничтожной. Андрей Болконский разочарован и в своём кумире. Наполеон видится ему не величайшей личностью в истории, а мелким, человеком, ничтожным в своём тщеславии, из-за которого гибнут тысячи людей.

Оставшись вдовцом, разочаровавшись в военной службе и прежних идеалах, он решает посвятить себя воспитанию единственного сына и вести хозяйство. То есть жить только для себя и для близких, которых он воспринимает как часть себя.

Болконский угасает. Ушли в прошлое мечты. И даже каких-то желаний или планов теперь нет. Пьер Безухов, приехав к другу в гости, замечает, что князь Андрей побледнел и осунулся. А взгляд его потухший и мёртвый. Наивные восторженные планы Пьера, его увлечение масонством вызывают у князя только усмешку.

Князь Болконский переводит одно имение в вольные хлебопашцы, в других меняет барщину на оброк, крестьянским детям священник теперь преподаёт грамоту. Князь Андрей выписывает повитуху для крестьянок, много читает. Разрабатывает проект об изменении военных уставов и постановлений и даже разбирает ошибки последних военных кампаний против Бонапарта.

Но истинное возрождение князя Болконского началось весной, во время деловой поездки в имение Ростовых Отрадное. Погружённый в свои раздумья Болконский не поддаётся очарованию весны. Он уверен, что его жизнь уже позади. Больше нет места желаниям, радости и надеждам. Князь убеждён, что он так же мёртв, как дуб-великан, одиноко стоящий среди зелёных деревьев.

В Отрадном Андрей Болконский впервые встречает Наташу Ростову

. Её юность, искренность, непосредственность и жизнерадостность растревожили его душу и ум. Он почувствовал жажду жизни и желание радоваться

Желание жить для других, приносить пользу обществу приводит князя Болконского в Петербург. Теперь его надежды связаны с гражданской службой. Князь Андрей становится членом комиссии Сперанского по составлению новых законов. Но вскоре Болконского ждёт новое разочарование. Члены комиссии слишком далеки от народа. Не знают его нужд. Все их инициативы бесполезны, а иногда и вредны для тех, ради кого они якобы затеваются. И законодателям важнее форма, в которой записаны законы, чем их суть.

Что же теперь спасает Андрея Болконского от нового душевного кризиса?

, ‒ говорит князь Андрей сестре.

Теперь Болконский живёт мыслями о мести и пытается забыться в мелких повседневных делах. Например, в работе, близкой ему, знакомой и понятной – военной службе. И если когда-то военная служба привела Болконского к кризису, то сейчас она вывела его к новым вершинам духовного развития.

Личные беды для Болконского отступают, забываются, стираются на фоне общего горя. Андрей Болконский снова живёт не для себя, а для других. Он приходит к мысли о необходимости общего единения. В разговоре с Пьером незадолго до Бородинского сражения князь Андрей излагает свои новые убеждения. Князь свято верит в победу русских войск.

На пороге смерти Андрей Болконский поднимается к новым вершинам духовной жизни. Смертельно раненый, он видит в госпитале рыдающего Анатоля Курагина. И хотя буквально ещё вчера он думал о мести, просветлённый князь Андрей легко приходит к мысли о прощении врага. И так же легко ему теперь простить Наташу Ростову.

Смерть теперь кажется Болконскому пробуждением для истинной, небесной жизни. И Болконский умирает.

Битва под Аустерлицем

Для Андрея Болконского Наполеон становится маленьким человеком, который сеет только смерть и разрушение.

Битва под Аустерлицем становится переломным моментом как в повествовании, так и в жизни центрального персонажа. Мировоззрение князя Андрея меняется, небо Аустерлица открывает для него новую жизнь. Теперь герой не хочет славы, он стремится жить согласно чести.

Сочинение на тему “Дорога чести” князя Андрея”

В произведении присутствуют не только эпические картины мира и войны, но и всесторонне раскрывается жизнь отдельных личностей, личностей ярких, сильных, существенно выделяющихся из основной массы людей.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Хотя описанные в романе события произошли в 20-х годах XIX века и книга выпущена более ста лет назад, роман не потерял своей жизненной силы. А в изображении отдельных личностей, таких, как Болконский, горестей и радостей их жизни видно много общечеловеческой волнующей правды.

Возрождение

После разговора с Пьером князь Андрей воодушевился: он начинает заниматься делами в деревне, а затем уезжает в Петербург для деятельности в комиссии по созданию законов. Разочаровавшись и в ней, герой близок к еще одним душевным переживаниям.

Кутузов был прав. Князь Андрей с честью и достоинством борется за существование свой Родины. Для героя важна не личная слава, а счастливая жизнь каждого гражданина своего Отечества.

Духовное развитие

В рамках дистанционого обучения составила лекцию для учащихся 10-го класса по образу Андрея Болконского (использован материад из интернета). Отправляла данную лекцию через беседу в ВК, комментировала. её.

ВложениеРазмер
Андрей Болконский (лекция) 465.5 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

ПОРТРЕТ, МАНЕРЫ, ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ

- В какой сцене впервые предстает А. Болконский?

( Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П. Шерер: "В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский" )

- Как описывает его автор?

( Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило ему. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.)

- На всех ли распространяется такое отношение князя Андрея?

- Каково отношение к жене?

Вероятно, сначала он был влюблён в Лизу, но сейчас, рассмотрев её интересы, он понял, что ошибся. Именно поэтому он сухо (а порой и грубо) обращается к ней .

ОТЕЦ и СЫН Болконские

В какой момент мы видим всю семью Болконских и встречаем старого князя?

(Отъезд кн.А. на войну)

- Что мы узнаем о князе Николае Андреевиче?

(Князь Николай Андреевич — человек незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле)

( Князь Николай Андреевич Болконский — старый князь, по сюжету — видный деятель екатерининской эпохи. В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконские — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством.)

( Андрей пошёл на войну, так как хотел славы. Тщеславие - отрицательная черта характера Андрея, за которую он и поплатится.

Отец доволен сыном, так как служба - долг любого мужчины. ).

- Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

(Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

“Скверная должность!” - не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.

- Как должен служить сын по мнению отца?

(“Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.)

- Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

" Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет. -Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет. стыдно!"

Вывод: Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины. Титулы этих "новых людей" были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера.

- Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

(Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.

Перед отъездом Андрей просит отца забрать к себе сына в случае его смерти.

Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.)

- При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается.

Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля.

- Что характерно для общения детей Болконских между собой?

(Взаимоотношения. Образок, подаренный Марьей. Разговор об отце и полное понимание его позиций. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем. Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)

- По какому порядку жила семья Болконских? Т.1. ч.1, гл.22.( четко сформулированные правила, семья потомственных военных, свои представления о чести, достоинстве и порядочности. Ст. князь обучает Марью геометрии, в домашнем быту- степенность и порядок).

- Что еще характерно для этой семьи?

Ощущение гармонии человека и природы. Естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя.

Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)

Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая. Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского. Старший Болконский воспитывает своих детей. Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену. Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.

Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Андрей Болконский, участвующий в обоих сражениях, во многом переосмысливает все происходящее, меняет свое отношение к войне. Роль двух сражений в романе заключается в том, чтобы заставить прозреть князя Андрея, уничтожить его мечты о славе. Князь Андрей отличается честолюбием. Он мечтает о подвиге, который принес бы ему славу, заставил людей почитать его как героя. До некоторой степени сражение под Шенграбеном уже позволило князю Андрею проявить мужество. Он не боится пуль неприятеля, смело объезжая позиции, он один отправляется на батарею Тушина и остается там до тех пор, пока орудия стреляют. Именно в Шенграбенской битве Болконский стал свидетелем мужества и героизма, проявленного артиллеристами капитана Тушина. Он и сам проявил здесь хладнокровие и бесстрашие, и один высказался на военном совете в защиту капитана. Однако под Шенграбеном Болконский не стал героем, его Тулон, о котором он так мечтал, был еще далек. Смерть, окружающая героя, сначала не останавливала его. Целью для него была слава. Однако в ходе сражения мечты Андрея Болконского развеиваются, а в конце – и вовсе разбиваются вдребезги.

По мнению князя Андрея славной победой завершится Аустерлицкое сражение. Именно здесь он сможет проявить себя. В самом деле, Болконский совершает подвиг. Он подхватил знамя павшего на поле боя подпрапорщика и с призывом: "Ребята, вперед!" - повел батальон за собой в атаку. Князь Андрей падает, получив ранение в голову , Кутузов отправляет его отцу письмо с известием, что сын "пал героем". Но и теперь Тулон был далек от Болконского, но он был ему уже не нужен. Русская армия потерпела поражение, вместе с которым исчезла и мечта князя Андрея о славе великого героя. Изображение пейзажа, огромного бездонного неба, которое видит Болконский, лежа на поле боя, символично. В душе героя происходит душевный перелом. Мы узнаем о том, что происходит в душе князя Андрея, из его внутреннего монолога: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал. не так, как мы бежали, кричали и дрались. Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Война, в которую вступили люди, жестокая и не щадящая никого, противопоставляется природе, миролюбивой, спокойной и вечной. Вместе с этим пониманием приходит разочарование в Наполеоне, которого он до этого почитал. Особенно остро Болконский чувствует неприязнь, когда проезжавший мимо французский император со своей свитой театрально восклицает: "Вот прекрасная смерть!" Князь Андрей приходит к пониманию того, что его честолюбивые стремления неоправданны. И это понимание - важный этап в духовных исканиях Андрея Болконского. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем его герое и кумире, лежит князь Андрей на Праценской горе. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком.

Жизнь Болконского после кампании 1805 года.

Встреча Болконского и Пьера в Богучарове.

Разговор о смысле жизни.

Что изменилось в самочувствии Андрея (том II, часть II, главы XI—XII)?

Князь Андрей в Отрадном.

Каковы впечатления, изменения во взглядах князя на жизнь людей?

Роль и значение пейзажных зарисовок в раскрытии внутреннего мира героя. Смысл образа-символа дуба (том II, часть III, главы II—III).

Встреча с дубом.

2. "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их".

Две встречи с дубом помогли понять, что его жизнь продолжается, что нужно идти вперёд!

Служба у Сперанского.

В чем сказалось увлечение деятельностью Сперанского и последующее разочарование в ней и в самом Сперанском (том II, часть III, глава VI)?

Встреча с Наташей.

Как в эпизодах на балу и после него Толстой раскрывает ход мыслей и нарастающее чувство любви Андрея к Наташе (том II, часть III, главы XVI—XIX)?

Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встреҹе с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию.

Толстой считает Наташу, князя Андрея и Пьера не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает сои мысли, рассуждения, именно их он проводит через панораму быта и войны. Вы заметили, что в доме Ростовых преобладает женское начало, воплощенное в Наташе, а у Болконских – мужское. И этим противоположным началам суждено воссоединиться.

Возможно, Наташа и князь А. смогли бы еще воссоединиться, но война 1812 года распорядилась по - другому.

Отечественная война 1812 года. Бородинская битва.

Отношения Андрея с солдатами

Патриотизм. Отношение к войнам.

Князь А. получает ранение, ставшее для него смертельным. Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Желание жить. Ему кричат: "Ложитесь!" Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести.

Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где "князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся". Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского "от жизни".

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала "моментом истины" его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: "Где он теперь?" Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего.

Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея.

Новое и последнее знание князя Андрея особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью, действиями, жизнью героя, тем, как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью.

"Война и мир" завершается темой Отца и Сына, очень важной для русской литературы ("Отцы и дети"). Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).

Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву по повелению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).Тем самым Толстой отводит большую роль воспитательному мужскому началу.

Семья, по мнению Толстого, - это нравственная основа всего, что есть на земле. 2008 год объявлен президентом России Годом семьи. Ребята, это решение не является случайным. Вы все – будущие мамы и папы, вам придется не раз в жизни делать выбор. И, мне кажется, русская литература – это лучший советчик и помощник в любой жизненной ситуации.

Путь исканий Андрея Болконского - 4 сочинения

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц.

К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" — Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится.

Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой.

Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался — простая и тихая семейная жизнь, — теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой.

Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар — смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле.

Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни — любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах.

Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения.

Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его.

Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть.

Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Пример сочинения 2

Андрей Болконский – один из важнейших героев произведения, сын Н.А. Болконского. Впервые мы знакомимся с ним в самом начале романа.

Болконский показан как человек, которому чуждо светское общество, интриги, корыстные цели и пустые разговоры. Его легко узнать среди гостей в салоне А.П. Шерер. Интерес к Андрею появляется , наверное, тогда, когда начинаешь вникать в историю его жизни.

Болконский – человек, который настойчиво и целеустремленно ищет смысл жизни. Все вокруг не вызывает у него радости и поэтому Андрей стремится достичь идеалов, которые сам себе поставил : женился на Лизе, ведь она всегда казалась ему совершенством, но после некоторого времени, прожитого вместе, он перестал видеть в ней прежнее очарование, теперь Лиза казалась Андрею обычной и он, даже не замечая, стал относиться к ней по-другому, холоднее. Болконский всегда мечтал о славе, хотел совершить какой-либо подвиг, поэтому и,поступив на службу, кардинально меняет свою жизнь.

Самое романтичное в романе – это время, проведенное Болконским с Наташей Ростовой, начиная со знакомства. Наташа – тот человек, с которым Андрею суждено быть счастливым, именно она должна быть рядом с ним. К моменту знакомства с Ростовой, Андрей уже был разочарован в жизни, он перестал верить в любовь, это заметно по его мировоззрению.

Наверное, это была любовь с первого взгляда, ведь Наташе есть какая-то загадка, которую Андрей не в силах разгадать ,я думаю, это его и притягивает к ней. Болконский способен любить на расстоянии, она даже испытывает некое счастье только лишь от ожидания предстоящей свадьбы, а Наташа, хоть и сильно любит князя, в силу своего возраста живет мгновениями, поэтому и влюбилась в Анатоля. Не хотелось бы судить ее строго, ведь это просто такой ее характер, она молодая девушка, ей свойственно думать о любви, да и долгое отсутствие Андрея дало о себе знать. Случай с Курагиным разрушил отношения Ростовой и Болконского, так как Андрей не смог простить ей ошибку. На данном этапе судьба разъединяет их, оставляя в душе каждого разочарование и боль.

Проанализировав все эти эпизоды из жизни Андрея, можно сделать вывод, что Болконский быстро во многом разочаровывался : в жизни, в славе и подвигах, в любви.

Таким образом, показав читателю в образе Андрея Болконского многие замечательные черты дворян тех лет, автор заканчивает его жизнь гибелью. А продолжить поиски высоких духовных ценностей и смысла жизни, которые, к сожалению, так поздно понял Андрей, суждено его другу Пьеру Безухову.

Пример сочинения 3

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Ше-рер. Уже тогда мы видим, что это неординарная личность.

Князь Андрей хорош собой, он безупречно и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счита­лось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем влияниям моды не только в одежде, но и в по­ведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и скуку во взгляде. На его лице мы читаем превосходство и самоуверенность.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправляется на войну 1805 года. Андрей жаждет стать героем. В своих мечтах он видит, как армия попадает в опасное положение и он в одиночку ее спасает. Кумиром кня­зя, предметом его поклонения является Наполеон. Надо ска­зать, что многие молодые люди того времени увлекались лич­ностью Наполеона. Андрей хо ;ет быть на него похожим и пы­тается во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Болконский и отправляется на войну. Мы видим князя Андрея в Аустерлицком сражении. Он бежит впе­реди атакующих солдат со знаменем в руках, потом падает, по­лучив ранение.

Князь Анд­рей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращают­ся в родной дом в Лысых Горах, где остались отец, жена, сест­ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал военную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожесточенные схватки, озлобленные лица людей показали ему настоящий об­лик войны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой.

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петер­бург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразовательных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербурге он про­водит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратив­шись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болконский любит Наташу, но он слиш­ком горд и высокомерен, чтобы простить ей измену. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе неза­живающую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Бородинским сражением. Пьер чувствует, что Ан­дрею не суждено жить, кажется, понимает это и Андрей. В Бо­родинском сражении Болконский снова получает ранение. Те­перь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гор­дым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Наташей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему открывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более того, он прощает и Анатоля.

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для се­бя, что каждый человек должен жить по-своему. В жизни есть два несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастлив чело­век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Андрей осознал истинное счастье — жить для других

Пример сочинения 4

Андрей Болконский всю жизнь упорно искал истину и свое предназначение в этом мире. Но в силу своей гордости отказался от самого важного чувства в жизни. Мы понимаем, что ни доблесть, ни честь, ни слава, ни признание, ни власть не приносит счастье человеку. Единственная сила, которая оказывает влияние на судьбы людей – любовь.

Описание героя

Внешность князя Болконского

Движения князя быстрые и стремительные, что говорит о его целеустремленной натуре. Смех его можно услышать очень редко, и он звучит как-то холодно и отталкивающе. Во всем облике Болконского сквозит патриархальная строгость, которую еще больше подчеркивают его нависающие брови. Казалось, что его глаза насквозь пронзают собеседника. Но иногда во взгляде старого князя вспыхивает задорный огонек, который указывает на живость и ясность его ума.

Черты характера

Князя Болконского отличают собранность и педантичность. Не в его характере тратить время на праздность, пустое времяпрепровождение, глупые развлечения. В его семье все подчинено раз и навсегда установленному порядку, отступление от которого подобно преступлению. От Болконского почти не исходит никаких эмоций, если и присутствуют в нем какие-то чувства, – они спрятаны так глубоко, что о них можно только догадываться. Его презрение к высшему свету выражается в том, что он намеренно отказался от жизни в столице и выбрал местом своего проживания отдаленное имение.

К своим крепостным князь относится строго, но справедливо. Он старается обустроить их быт так, чтобы они ни в чем не нуждались, всегда учитывает их интересы. Поэтому после смерти отца княжна Марья сразу же старается устроить их дальнейшую судьбу перед тем, как покинуть имение.

Недостатком князя можно назвать его неожиданную резкость и вспыльчивость. Но часто под этими эмоциями скрываются чувства, которые он сознательно прячет от посторонних. К ним относится и его своеобразная любовь к Андрею и Марье. Поэтому его взрывной характер можно рассматривать как особенность его темперамента, а не истинную злобность или жестокость

Элементы биографии

Жизнь в Лысых Горах

Дни старого князя проходят строго по определенному режиму. Завтраки и обеды – в одно и то же время, и никакие визиты не способны нарушить это правило. Основное время он проводит в своем рабочем кабинете, но и во время отдыха не сидит, сложа руки. У него есть хобби – вытачивание табакерок на токарном станке. Вечерами он любит посидеть на скамейке возле своего дома, наслаждаясь ароматом роз.

Его репутация, которой он очень дорожит, – безупречна. Никто никогда не видел его нетрезвым или в компании каких-то сомнительных людей. Для него очень важно сохранить достоинство и честь своей фамилии, и это он старается передать Андрею и Марье.

Отношения с детьми

В романе нет никаких сведений о жене Николая Андреевича и о том, при каких обстоятельствах он ее потерял. Известно лишь, что воспитание детей полностью лежало на плечах одинокого мужчины. Князь всегда отличался строгостью в отношениях к сыну и дочери. Несмотря на неприятие Бога и отсутствие веры, ему удалось воспитать в них христианское качество нравственной чистоты. Они выросли очень достойными и ответственными людьми.

В сыне князь всегда старался воспитывать самостоятельность, поэтому никак не помогал ему в продвижении его карьеры. Несмотря на свои связи, он хотел, чтобы Андрей в жизни всего достиг самостоятельно, благодаря только своему уму и способностям.

Возможно, неосознанно и не нарочно, но князь стал причиной того, что у Марьи появилось чувство собственной неполноценности. У нее не было ни женской хитрости, ни девичьего кокетства, она не посещала балы и другие светские мероприятия. Счастье дочери в замужестве князь ставил под большое сомнение, так как считал, что она неспособна обрести его в союзе с мужчиной. О наследниках с ее стороны он даже не рассуждал, потому что ему хватало единственного внука Николеньки, сына Андрея и Лизы.

Прощение

Перед смертью Николай Андреевич уже плохо ориентируется в обстановке и считает, что французы еще далеко. Поэтому он до самого конца не соглашается покидать имение. Княжна Марья все время находится рядом с отцом. Вскоре у старого князя случается удар. Марья замечает у отца признаки какого-то беспокойства и, подойдя к нему, видит, что он плачет. Лишь перед смертью Толстой дарит своему герою духовное перерождение. Из-под его внешней жесткой оболочки вырывается все то светлое, настоящее, любящее, которое он годами скрывал ото всех, включая себя самого. Об этом догадывается Марья и прощает отца. После второго удара князь Болконский умирает.

Роль героя в произведении

Лев Николаевич Толстой создал необыкновенно самобытный персонаж. Именно индивидуальность и самостоятельность отличают князя Болконского от других героев ровесников. Все остальные, по сравнению с ним, это массовка, ведомая толпой, и только он, обладая оригинальным мышлением и волей, сам строит свою судьбу.

Николай Болконский с достоинством пронес по жизни звание истинного князя, ни разу не уронившего честь своей фамилии. В романе он предстает настоящим русским патриотом, горячо любящим отчизну и своих детей. Его отличают глубокая порядочность и благородство, а также незаурядный ум и проницательность. Будучи целеустремленным и мужественным, он всего добился без чьей-либо помощи и таким же воспитал своего сына Андрея.

Читайте также: