Какая живопись украшала стены усадьбы которую евгений получил по наследству

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня можно сказать, что Дугино все же ушло не бесследно. Часть его художественных собраний рассеяна по музеям, эти произведения хорошо известны и часто публикуются. Сохранились старые фотографии, запечатлевшие усадьбу до разрушений. Наконец, кое-что уцелело и от ее архитектурного комплекса. Несмотря на это, Дугино остается сегодня одной из самых загадочных, совсем еще неизученных усадеб. Лишь в самых общих чертах известно, что там определенно было много всего интересного и в архитектурном, и в художественном отношении (2). Несомненно, это было одно из выдающихся дворянских гнезд XVIII-XIX столетий. Уже то обстоятельство, что усадьбу отстроили и владели ею почти до самого конца Панины заставляет отнестись к Дугину с особым вниманием. Эта семья сыграла в русской истории значительную роль, дала несколько ярких фигур, активно проявивших себя в политической и культурной жизни России.

В усадебном наследии Паниным принадлежит создание таких шедевров русской архитектуры, как Марфино и Михалково. Дугино было их главной родовой усадьбой, любовно обустраиваемой несколькими поколениями этой семьи. За два века Дугино не раз меняло свой облик в соответствии со вкусами времени. Перестраивались старые сооружения и возводились новые. Сегодня легче представить себе позднее Дугино — второй половины XIX в. — по уцелевшим руинам, по описаниям, по изображениям. О нем еще будет сказано. Но и заманчиво, и сложно, и вместе с тем необходимо попытаться воссоздать облик Дугина XVIII в. — екатерининских времен, когда Панины пережили пик своего политического могущества, когда усадьба впервые с размахом была отстроена, обогатилась значительными художественными собраниями, наконец, обрела известность. В то время ею последовательно владели три самых выдающихся представителя Паниных — Никита Иванович, брат его Петр Иванович и сын последнего Никита Петрович.

Реконструировать облик Дугина второй половины XVIII в. пока крайне затруднительно, ибо из-за отсутствия детальных описаний и изобразительных материалов многое в нем остается неясным. Но кое-какая картина формирования архитектурного комплекса, устройства имения и эпизодов его повседневной жизни благодаря архивным документам все же вырисовывается.

В период почти двадцатилетнего своего могущества Н.И. Панин был всегда в центре политической интриги, оставаясь в непосредственной близости ко двору и императрице. Все другое его мало интересовало, в том числе и дела его многочисленных вотчин. В свою главную, Дугинскую, он выбирался нечасто, и в силу ее удаленности от обеих столиц, и по причине крайней своей занятости. Никакого большого строительства он до середины 1770-х гг. не затевал, а в хозяйственных делах полагался на деловые качества управителей. Сибарит по натуре, медлительный, любящий радости жизни, из которых более всего чревоугодие, он так и не создал семью. Его попытка жениться на дочери графа П.Б. Шереметева Анне, богатейшей красавице, имела трагический финал — Анна в 1768 г. накануне свадьбы умерла от оспы. Наследников у Н.И. Панина не было, поэтому, когда в 1783 г. он скончался, все его имущество перешло к младшему брату, в числе прочего и Дугино.

Церковь Св. Троицы. Фото И.Н. Александрова. 1900-е гг. Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева.

Фотографии донесли до нас облик дугинской церкви, и можно только пожалеть, что этот примечательный во всех отношениях памятник совершенно выпал из поля зрения исследователей. Это была купольная ротонда с примыкающей с запада двухколоколенной папертью — храм той особой типологии, что сложилась в церковном строительстве екатерининского окружения в 1770-1790-е гг. Варианты этой композиции появились тогда в усадьбах Троицкое-Кайнарджи, Вишенки, Великая Тополь П.А. Румянцева-Задунайского, в Пехре - Яковлевской А.М. Голицына, в Чечерске З.Г. Чернышева, в Красном А.П. Ермолова и других владениях представителей дворянской элиты. Самым ранним примером постройки усадебной двухбашенной церкви принято считать Троицкий храм в Троицком-Кайнарджи (1777-1784), возведенный Румянцевым, вероятно, под влиянием проекта Троицкого собора Александро-Невского монастыря в Петербурге (1776 г., арх. И.Е.Старов) (16). Судя по всему, церковь в Дугине, начатая строительством летом 1777 г. и тоже освященная в честь св. Троицы также представляла один из ранних примеров использования этой композиции в усадебной архитектуре.

Сложно предположить, кто мог являться автором проекта дугинской церкви. Ее заказчик имел все возможности привлечь к своим замыслам самых знаменитых столичных зодчих (17). Очевидно проект был прислан из Петербурга. Архитектура храма выразительна и решена в ясных и благородных формах классицизма. Лаконизм наружного убранства при полном отсутствии характерных для 1770-х гг. декоративных украшений на фасадах позволяет видеть здесь скорое приближение строгого классицизма — следующего этапа в развитии стиля. Пластическими аккордами фасадов являются красиво прорисованные двухколонные тосканские портики. Возможно первоначальный замысел был искажен в процессе строительства, поскольку непропорционально вытянутые завершения колоколен и заметная упрощенность их трактовки явно диссонируют с объемом самой ротонды.

Интерьер церкви, судя по фотографиям, производил более сильное и целостное впечатление. На фоне белого круга стен четко читался темный пояс профилированного карниза. Венчающую полусферу купола покрывала кессонированная роспись. Настоящим же украшением храма, его оригинальной задумкой, еще раз подтверждающей мысль об участии большого мастера, было решение алтаря — арочной ниши, замыкавшейся в глубине напряженно, по-барочному изогнутой стеной. Четыре коринфских колоны, раскрепованный антаблемент и динамичная живопись в конхе с Новозаветной Троицей в окружении облаков и летящих ангелов довершали оформление этой поистине барочной капеллы, искусно включенной в классически строгое ротондальное пространство. Необычен был и низкий иконостас в виде двух цилиндрических тумб с неписаными на них образами по сторонам Царских врат и скульптурными ангелами и распятием наверху.

Уже обладая огромным богатством, он присоединяет к нему и наследство умершего брата. При этом, правда, пришлось заплатить и огромный долг в 450000 рублей, оставшийся после любящего жить на широкую ногу Никиты Ивановича. Петр Иванович в этом отношении представлял полную противоположность брату, он умел считать деньги и, как хозяин, был экономен и даже скуп. От управителей он требовал полной отчетности по производимым тратам.

В 1783 г. граф велит составить именной список всем находящимся в усадьбе служителям и дворовым людям. Согласно ему в Дугине были 18 конюхов, 17 скотников при скотном дворе, садовник Иван Вещеев с тремя учениками, 2 кузнеца, 25 работников суконной и полотняной фабрик и 6 почему-то уже бывших музыкантов. (28) В других документах упоминаются и иные обитатели усадьбы: управитель майор Либердовский с жалованием 1700 рублей в год, некий г-н Мерет, получавший 1166 рублей, мадам Жирад (гувернантка? — А.Ч.) с 500 рублями, доктор с 300, шталмейстер, приказчик и еще калмык Александр. (29) Весьма обычная и по-своему показательная картина усадебной публики в те времена.

Усадебный дом в Дугине. Фото И.Н. Александрова. 1900-е гг. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Почти половину годового дохода панинской экономии давала дугинская вотчина. По своим количественным параметрам она принадлежала к характерному для той эпохи типу территориально крупного имения с несколькими поселениями, с развитым хозяйственным комплексом и наличием нескольких усадеб, из которых главная архитектурно оформлялась в качестве парадной фамильной резиденции. Среди известных примеров подобной типологии можно назвать Кусково П.Б. Шереметева, Андреевское А.Р. Воронцова, Надеждино А.Б. Куракина, Ярополец З.Г. Чернышева, Архангельское Н.Б. Юсупова и ряд других значительных имений.

Дело закончилось тем, что учителю дали десять ударов палками и пригрозили сослать его отца в дальнюю деревню.

Судьба его сложилась весьма грустно. Некоторые почти мистического толка обстоятельства не позволили ему реализовать свои многочисленные таланты. Он слишком рано достиг вершины, за которой оказалась пропасть. Почти юный, двадцатисемилетний, вице-канцлер при Павле I, в первые месяцы правления Александра он фактически руководит политикой нового правительства, как вдруг карьера внезапно прерывается. Участие в заговоре против Павла (пусть и резкое неприятие его убийства), нелицеприятный отзыв о способностях нового императора, тут же Александру донесенный, наконец, ненависть Марии Федоровны, обвинившей его в предательстве — все это создало непреодолимую пропасть между Н.П. Паниным и императорской фамилией.

 Вид на конторский флигель в Дугине. Фото И.Н. Александрова. 1900-е гг. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева.

Последовали отставка и запрещение появляться в обеих столицах. Никита Петрович уезжает в Дугино, ставшее местом его изгнания. Большую часть времени он живет в усадьбе один, без семьи, вынужденной оставаться в Москве, чтобы дать сыновьям, Александру и Виктору, хорошее образование. В 1825 г. его тесть В.Г. Орлов, последний живший тогда из знаменитых братьев, ходатайствовал о помиловании Панина перед Николаем I, но царь отказал, сославшись на обещание, данное им матери, Марии Федоровне. Современники считали, что именно она сыграла в судьбе несчастного графа роль злой колдуньи. Никита Петрович умер в апреле 1837 г., так и не прощенный императором.

Поселившись в Дугине в самом начале 1800-х гг., Панин начинает вести жизнь частного человека, занимается хозяйством и будучи склонен ко всему мистическому и сверхъестественному, проводит разные научные опыты. Еще в 1790-е гг. он продает отцовский дом в Москве (43) и подмосковное Михалково. Усадьба Дугино на долгие годы стала ему постоянным домом. Вполне логично, что он многое переделывает здесь по своему вкусу.

Новый этап перестроек, как свидетельствуют архивные документы, усадьба пережила уже при наследнике опального канцлера Александре Никитьиче Панине и позже — при его дочери Марии Александровне. М.А. Панина была замужем за князем Николаем Петровичем Мещерским, внуком историка Н.М. Карамзина. В 1845 г. развернулись большие работы по реконструкции всех основных зданий усадьбы, как жилых, так и хозяйственных. Сохранившиеся от той стройки сметы свидетельствуют о масштабе переделок — на один только большой дом, где велись каменные, плотничьи, штукатурные, столярные, кровельные, мраморные, печные и живописные работы, было израсходовано 21483 рубля (49).

Что касается стилистики отделки фасадов, то она несколько неоднородна, но в целом соответствует позднему классицизму и предельно лаконична. Особенно это касается главного объема дома. Нижний этаж трактован как цоколь. Поверхность его стен прочерчена ленточным рустом. Высокие окна второго этажа обрамляют простые строгие наличники. Несколько более разнообразна и одновременно более мелочна архитектура флигелей. Здесь присутствуют пилястры, арочные обрамления окон, сандрики на кронштейнах и львиные маски в замках. Второй, деревянный, этаж флигелей к тому же не был оштукатурен. Тесовая обшивка стен выделялась в общем оформлении дворцового здания. В архитектурном облике дугинского дома, видимо, не раз менявшемся, зримо видны результаты разновременных перестроек, связанных с деятельностью разных по своим подходам и профессиональному уровню архитекторов. Мы не знаем кто построил дом в XVIII в., не знаем точно кто и как перестраивал его при Н.П. Панине (Скотти, Голев или Григорьев?), зато известен архитектор, руководивший последней крупной перестройкой в 1845 г. — это некий Иосиф Бианки, чья подпись стоит на всех сметах по этим работам. Однако, чем именно в своем облике дом обязан этому мастеру, сказать невозможно.

Запечатленные на фотографиях немногие интерьеры демонстрируют высокий уровень их замысла и исполнения. Вероятно все они относятся уже к XIX в. — ко времени Н.П.Панина, либо к реконструкции 1845 г. Множество деталей: колонны и пилястры определенных пропорций, характерные лепные рельефы и гризайлевые росписи потолков — принадлежат стилистике ампира. Великолепен был центральный овальный зал-салон с пятью окнами в парк и соответствующими им на противоположной стороне нишами для мраморных бюстов фамильной галереи. Отделка стен пилястрами искусственного мрамора, рельефные орлы над дверями, пышная лепнина и живопись потолка, а также пол наборного паркета создавали торжественный синтез искусств в этом главном парадном помещении дворца. Более строгое оформление имела прямоугольная гостиная с двумя выразительными арочными проемами по сторонам мраморного камина. В украшении нескольких комнат разнообразно использовалась настенная живопись, в частности, тонко исполненные изображения нимф и путти с корзинами фруктов в окружении птиц и цветов.

В конце XIX в. в доме была богатая библиотека, где хранилась часть архива Н.И. Панина, содержащая дипломатическую переписку и многие документы по истории внешней политики России и Западной Европы. Значительная часть бумаг была в 1914 г. вывезена из усадьбы в Петроград и передана в архив министерства иностранных дел. Дугино имело также собрание неопубликованных рукописей и прочих бумаг Н.М. Карамзина, привезенное сюда его наследниками, как уже говорилось, породнившимися в середине XIX в. с Паниными. Имелись издания с автографами А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, Н.В. Гоголя. В одной из описей вещей, бывших в усадьбе, значатся фотографии с видами Дугина, исполненные еще в 1873 г., а также 45 планов и видов многочисленных усадебных построек. (52)

Местоположение многих других утраченных построек и тем более их архитектурный облик сегодня определить довольно трудно. Не сохранились и совершенно нам неизвестны парковые сооружения, лишь частично упомянутые в приведенной описи. Ясно, что они были — и гроты, и беседки, и мостики. В юго-западной части парка существовали каскадные пруды, обсаженные по периметру лиственницами.

Дугинской парк по многообразию произраставших там растений можно причислить к разряду уникальных ботанических музеев. В конце XIX в. в нем насчитывалось более 80 видов деревьев и кустарников. Кроме обычных в усадебных парках лип и дубов здесь росли тополя, клены, кедры, пихты, лиственницы, туи, Веймутовы сосны, дальневосточные березы Шмидта и др. Одних только лип насчитывалось пять видов. Несмотря на значительные утраты в парке и его запущенность, некоторые экзотические деревья можно встретить и сейчас.

В конце XIX в. владельцы Дугина князь и княгиня Мещерские немало содействовали строительству железнодорожной линии Вязьма-Ржев, прошедшей по территории вотчины. Для сооружения вокзала станции Дугино в имении был основан кирпичный завод. Сам вокзал выстроен на средства Мещерских, так что в какой-то степени его тоже можно считать частью обширного архитектурного ансамбля Дугина.

Автор выражает огромную благодарность директору Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Д.А. Саркисяну и заведующей фототекой музея М.Г. Рогозиной за безвозмездно предоставленные для публикации уникальные фотографии И.Н. Александрова из коллекции музея.

Как разворовали наследство гениального художника Рериха Н.К. Международный центр Рерихов, Картина, Искусство, Длиннопост, Николай Рерих

Как картины оказались у Бориса Немцова? Как, числясь в розыске, они попали в руки к олигархам-нефтяникам? Почему среди украденных работ были. фальшивки? Какую рериховскую тайну скрывает сбежавший Булочник? Зачем коллекция понадобилась заместителю министра культуры Аристархову?

Повествование этой истории — загадочной, трагической и криминальной одновременно — нужно начинать с событий середины 30 х годов, иначе просто не понять взаимоотношения Рерихов и государства (сначала советского, потом российского).

Государство отвергло и его, и его творчество.

Второй раз Николай Рерих написал письмо сразу после окончания Великой Отечественной войны. Рерихи тогда очень надеялись, что им разрешат вернуться. Так свято верили, что упаковали все свои вещи, книги, научные труды. Но не дождались.

Николай Рерих умер. Вскоре скончалась и жена. Елена Рерих перед уходом из жизни разделила наследие между двумя сыновьями: старшим — ученым, востоковедом, лингвистом (он потом в России восстановил разрушенную Сталиным школу востоковедения) Юрием, и младшим — художником, ученым, общественным деятелем Святославом. Всего месяц она не дожила до встречи старшего сына с Никитой Хрущевым во время визита советского лидера в Индию в 1955 году. Юрий Рерих пообщался с ним, высказал желание вернуться на родину и организовать выставку работ отца. Хрущев поддержал.

Первую часть коллекции Юрий Николаевич отправил из Бомбея в СССР в 1957 году.

Забегая вперед, скажу, что эту часть коллекции постигла печальная и во многом позорная участь. Другая половина наследия осталась у Святослава. Он ждал подходящего момента передать это людям, но не повторить при этом ошибки брата.

Итак, наследие, которое досталась Юрию Рериху, попало в СССР. Здесь он его разделил на две составляющие. Небольшую, самую любимую и значимую для себя, оставил в квартире на Ленинском, которая должна была получить статус мемориальной. Предполагалось, что сюда будут приходить исследователи творчества Рерихов.

Вторую часть — 432 картины — Юрий передал в Государственный музейный фонд СССР.

Сохранилась переписка между братьями, — рассказывает зав. кафедрой журфака МГУ, член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Иван Засурский. — Из нее следует, что Минкульт обещал Юрию создать музей имени Рериха, и именно с этой целью тот передал коллекцию. Но музей не был создан. А коллекцию просто раздали по другим учреждениям. Самое трагичное, что картины в основном лежат в запасниках. Например, большая коллекция работ Рериха находится в Русском музее — там более 300 полотен, но в постоянной экспозиции всего два-три. Расскажу историю: как-то Борис Немцов, будучи губернатором Нижегородской области, подарил Ростроповичу картину из запасников Нижегородского музея. При всей любви к Немцову возникает вопрос: если он подарил одну картину из запасников, то сколько картин раздарили другие губернаторы, музейщики и чиновники? Страшно представить. Лежат в запасниках? Уверен, что не все. Возможно, это объясняет весь тот кошмар, что творится вокруг наследия в последние три года.

Но вернемся к ходу повествования.

В московской квартире Юрия Рериха было 187 живописных произведений, личная библиотека, куда входили книги Е.П.Блаватской, Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, редкие научные справочные издания по востоковедению, а также литература, связанная с рериховским движением, философией и религией Востока. Но и это не все.

Перечень вещей из справки исследователя Дмитрия Ревякина:

«Реликвии семьи Рерихов. Статуя Будды Майтрейи из Сиама, плат преподобного Сергия Радонежского работы Т.Н.Родзянко (1931г.), часть праха Н.К.Рериха, привезенного и хранимого Ю.Н.Рерихом.

Архивные документы Центральноазиатской и Манчжурской экспедиций. О первоначальном составе архива практически ничего не известно.

Коллекция тибетской живописи. 44 танки.

Коллекция предметов религиозного культа (статуэтки буддийских и индуистских божеств, дарохранительницы, ритуальные предметы богослужений и др.).

Коллекция декоративно-прикладного искусства Востока (блюда, чаши, вазы, резьба по дереву и кости и др.)

Коллекция археологических находок Н.К.Рериха и Ю.Н.Рериха из раскопок, проводимых в Центральной Азии (Внутренняя Монголия, Тибет, Западные Гималаи). Сотни экспонатов.

Кресло Н.К.Рериха с бараньими головами и два стула.

Личные вещи Рерихов. Одежда Е.И.Рерих, Н.К.Рериха и Ю.Н.Рериха, предметы обихода (настольная лампа Е.И.Рерих, походный бинокль Ю.Н.Рериха, экспедиционные фляги для воды, спальные мешки и другие экспонаты).

Сам Юрий Николаевич (к тому времени он был зав. сектором философии и религии Института востоковедения РАН) скончался при довольно странных обстоятельствах. Его смерть даже связывали со спецслужбами. Вроде как те всегда питали огромный интерес с тем мистическим находкам, что сделали Рерихи во время экспедиций, и не хотели, чтобы сведения об этом попали за рубеж.

— Две сестры Богдановы были признаны нетрудоспособными иждивенцами, — рассказывает экс-следователь Главного следственного комитета МВД, который занимался антикварными делами (свою фамилию он просил не называть). — Постановлением Совета министров СССР за ними закрепляется не только квартира, машина, но и авторское право. Возникло противоречие — наследником ведь был брат Святослав как единственный родственник. Он написал письмо в Минкульт, в котором возражал, чтобы работы Рериха оставались в руках Богдановых. Насколько мне известно, это письмо министр культуры Фурцева лично спрятала в архив, где оно и пролежало позабытым-позаброшенным.

Неожиданно в 1970 году в доме Богдановых появляется человек, который называет себя воплощением Николая Рериха на земле, некто Виктор Васильчик. Я разыскала людей, которые его знали. Одни говорят — сумасшедший, другие — проходимец, третьи — агент КГБ.

Святослав Рерих был возмущен, потрясен! Он написал в 1974 году из Индии письмо министру культуры СССР Демичеву. В нем он полностью разоблачает Ираиду, отплатившую семье, которая дала приют ей и ее сестре, черной неблагодарностью.

Рерих-младший просил министра культуры спасти наследие от разграбления, предлагал срочно взять на учет все, что осталось в квартире, сделать из нее мемориальный музей. Он настаивал, чтобы общественной группе русских рериховцев поручили контроль над частью наследства, которая была у брата Юрия.

Сделали ли что-то советские власти? Нет. Никто пальцем не пошевелил, чтобы спасти коллекцию.

А Васильчик женился на Ираиде в 1980 году, хотя она была старше его почти на 30 лет (ей было 66, ему 38). Вместе они потихоньку распродавали коллекцию.

— Эксперты обращались к начальнику Управления по сохранению культурных ценностей Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Виктору Петракову, — рассказывает директор Реестра культурных ценностей Владимир Рощин. — Тот написал в прокуратуру. Но как только Васильчика и Богданову хотели отстранить от наследства, вмешивались люди из Минкульта. Преподносили это так: коллекция на Ленинском частная, и ее владелец волен с нею поступать, как сочтет нужным. Оно, может, и так, но кто должен быть законным владельцем? Это Святослав Рерих.

— В 2004 году было возбуждено уголовное дело по факту смерти Ираиды Богдановой, — говорит бывший следователь МВД. — Была версия, что Васильчик уморил ее голодом, не вызывал врачей. Но следствие не нашло подтверждения этому. А в 2008 году было совершено разбойное нападение на самого Васильчика в квартире на Ленинском проспекте. Занималось этим делом то же следственное подразделение, которое расследовало смерть Богдановой. Я общался с сотрудниками, которые выезжали на место происшествия. Они отмечали, что вряд ли это была инсценировка — его сильно избили, пристегнули к батарее. Их вообще удивило то, что так сильно его побили, как будто была у преступников еще и личная неприязнь.

Чем все закончилось? Прошло немного времени, и сам Васильчик был найден в квартире мертвым. Когда пришли в квартиру, то обнаружили, что оттуда все исчезло. Занавес.

Вторая часть коллекции: муки Святослава

В 70-е годы Минкульт СССР обратился к Святославу Рериху с вопросом, не будет ли он против, если его часть коллекции (в тот момент она с бешеным успехом выставлялась в Болгарии) объедет музеи городов Советского Союза. Святослав согласился.

19 марта 1990 г. Святослав Рерих подписывает в Бангалоре документ, который в последующем будет признан его завещанием. В нем Рерих обязал Государственный музей Востока передать Советскому фонду Рерихов принадлежащие ему 288 полотен. Фонд Рерихов, разумеется, стал их требовать. Одно письмо в Минкульт, другое, третье, пятое. — нет ответа. И тут распался Советский Союз. Советский фонд Рериха был преобразован в Международный центр, и за это зацепился Минкульт. Он решил не признавать МЦР правопреемником Советского фонда Рерихов.

Но собственником был и оставался Святослав. Он сам обращался во все инстанции.

После этого письма никаких сомнений по поводу воли Святослава Рериха быть не могло. Был еще документ, заверенный у индийского нотариуса, на основании которого Святослав Рерих как единственный собственник переданного России наследия окончательно признал права МЦР на коллекцию. Было и письмо к Борису Ельцину (хранится в архиве Президента РФ), где Рерих просил официально передать коллекцию из Музея Востока в общественный музей. По этому поводу готовится проект постановления, но. Святослав умирает. Коллекцию в итоге не передали.

— Думаю, что передавать особо было нечего: она разграблена, — говорит Александр Стеценко. — Но по крайней мере нам в ту пору не мешали работать. Мы вели обширную культурную программу. Передвижные выставки, международные конференции — короче говоря, МЦР в течение более чем 25 лет ведет обширную и насыщенную культурную деятельность.

Заместитель министра культуры Аристархов в 2015 году пытался заставить Генпрокуратуру отобрать у нас наследие. Но надзорный орган не нашел причин. Тогда чиновник начал отправлять телеграммы и письма во все надзорные и контрольные органы.

Читал ли Аристархов завещания и официальные письма Святослава Рериха?! Если да, то как он смог подобным образом трактовать волю наследника? Аристархов отправил телеграмму в МВД, где сообщал, что якобы в МЦР незаконно живут и работают мигранты-нелегалы с Украины. Потом появилось множество обращений от неких граждан с жалобами на МЦР.

— В одном из писем в МВД Международный центр Рериха представлен экстремистской организацией, — рассказывает Стеценко. — Наш адвокат поехал по адресу отправителя письма, а там совсем другой человек живет. Все жалобщики оказались подставными лицами. Всего в 2016 году было проведено аж 17 проверок нашего центра Минюстом, МВД, ФСБ, Ростехнадзором и т.д. Ничего не нашли. Тогда Мединский решил отобрать наше здание. Он обратился к московским властям с просьбой, чтобы усадьба перешла с баланса города на баланс Российской Федерации.

Булочник действительно был одним из меценатов центра на протяжении… 20 лет. И это не вызывало вопросов ни у Примакова, ни у прочих попечителей центра, потому что у него не было тогда проблем с законом.

Еще в 90-е в Индию к сыну великого художника-мыслителя Святославу Рериху приезжали люди из Минкульта СССР и КГБ, уговаривали передать коллекцию. Что не удалось тогда, в годы тоталитарного СССР, сделали сегодня, в эпоху демократической России. Главным защитником полотен великого художника, по идее, должно быть именно государство. Но оно не смогло уберечь наследие Рериха. А те люди, которые действуют от его имени, увы, мне напоминают Ираиду Богданову и Васильчика. Допустил бы известный на весь мир культурный просветитель, чтобы его картинами распоряжались они? Напрасны ли были его надежды сделать наследие общедоступным, частью национального достояния России?

Старинное здание скрывается в тени могучих трехсотлетних дубов, коих осталось уже и не так много. Добраться до особняка не так просто: парк сильно зарос травой. Вера Степановна говорит, что в прошлом году районный ЖКХ несколько раз косил территорию, а в этом почему-то забыл. Но, может, еще вспомнит.


— У нас самих нет сил и возможностей ухаживать за таким большим участком. Я как-то предложила коммунальщикам: платите нам 300 рублей в месяц, выделите бензопилу, газонокосилку, и будем наводить порядок. Мне ответили, что денег нет.


Но когда-то деньги точно здесь водились — как минимум у владельцев родового имения, семейства Плятеров. Особняк в 1920 году построил для своей жены Стефан Марьян Вандалин Бройль Плятер (вот это раньше имена были!): она гостила здесь летом вместе со своими детьми и внуками. По архитектуре это традиционный тип усадебной постройки 2-й половины XVIII века переходного стиля необарокко и неоклассицизма. Фундамент каменный, стены деревянные, изнутри обшиты слоем камыша и оштукатурены, потому хорошо держат тепло. Снаружи дом во время войны обили вагонкой немцы — здесь находилась их комендатура.


Поместье до сих пор хранит остатки былого величия — чего стоят одни колонны на центральном входе. А саму усадьбу, судя по характерной табличке, охраняет государство — все-таки памятник архитектуры. В список историко-культурных ценностей здание внесли в 2007 году. Стало ли ему от этого лучше? Ответ напрашивается сам собой, стоит только присмотреться.


Правое крыло, где сейчас никто не живет, находится в аварийном состоянии. Левое, где все еще обитают люди, выглядит куда симпатичнее. Окна выкрашены вызывающе-красным цветом, сам участок покошен, на нем аккуратно высажены цветы, стоит парничок, гуляют курочки. В общем, вся прелесть деревенской жизни в одной картинке. Все это дело рук графини Веры и ее семьи. Она бы, наверное, и рада была, если бы единственный оставшийся сосед хоть как-то помогал в благоустройстве, но он ведет не самый праведный образ жизни (недавно чуть не сжег весь дом), а потому почти не выходит из своей квартиры, расположенной в том же крыле.




Что было

Вера Степановна Жук прозябает здесь уже 45 лет. В далекие 1970-е этот дом принадлежал Пинскому сельхозтехникуму (сейчас — Пинский аграрный технологический колледж. — Прим. Onliner), и изначально сюда заселяли его работников. Графиня Вера тогда как раз обучала студентов аппаратному доению, а потому получила две комнаты для себя и своих детей.


— Соседи менялись часто. Жили тут и инженеры, и милиционеры, и энергетики, и зубные врачи… И каждая семья (всего их было восемь) пыталась перестроить усадьбу под себя. Кто-то провел себе паровое отопление, кто-то — канализацию. Конечно, все это отражалось и на состоянии дома, и не всегда благоприятно. Были люди, которые вывели шланг от стиральной машины прямо под фундамент, из-за чего там появились сырость и грибок. Многие делали в крыше отверстия для своих антенн, и она была вся дырявая. Так что далеко не все относились к этому историческому зданию бережно и с уважением.


И все-таки пока внутри этих стен неспешно текла пусть даже самая неприглядная людская бытовуха, имение продолжало дышать. Но охотников поддерживать огонь в его сердце-печи с каждым годом становилось все меньше: жильцы потихоньку достраивали свои дома и квартиры и уезжали прочь.


Вера Степановна, увы, в их число не попала. Получить льготные метры ей так и не удалось, а купить что-то за свои кровно заработанные не было никакой возможности: она и так в одиночку тащила на себе четверых, перебиваясь на должности то кондуктора, то закройщицы на фабрике спортивной трикотажной одежды.

— Я дважды вдова. Первый муж был военным связистом, погиб из-за несчастного случая — упал со столба. Второй работал спасателем. Ухаживал за больной матерью, а когда она умерла, с горя повесился. Так что поднимать сыновей и дочку пришлось самой, лишних денег не имела.


Пару раз женщине предлагали переехать в другое арендное жилье, но варианты ее не очень-то устроили: от комнаты в общежитии сельхозтехникума она, например, отказалась. Последний такой разговор был примерно три-четыре года назад, когда владеть усадьбой начало Пинское районное ЖКХ.


Что есть








— В ЖКХ сказали: если бы это не был архитектурный памятник, они бы уже давно его отремонтировали. А сейчас им нужно какие-то разрешения получать. Хорошо хоть крышу залатали, а то квартиру во время дождей постоянно заливало. Но и то только потому, что я в райисполком пожаловалась. А так мы все своими силами: и фундамент укрепили, и крыльцо сделали, и красим тут все периодически. И нам это никто не компенсирует, хотя это, вообще-то, не наша собственность! Мы за аренду, коммунальные, капитальный и технический ремонт каждый месяц 35 рублей платим. А еще и налог на землю раз в год — 40 рублей!









Постоянно здесь живут трое — хозяйка и сын с невесткой, еще один сын бывает наездами. Места вроде всем хватает. А вот с удобствами есть проблемка, и не одна. Отапливается квартира дровами. Воду провели еще лет 30 назад, а вот с канализацией как-то не сложилось. Поэтому туалет тут, по всем законам деревенского жанра, на улице. Там же летний душ. Зимой мыться приходится в городской бане. Но графиня говорит, что они уже к этому привыкли.


— А может, все-таки отреставрируют, откроют музей…


Что будет

Чтобы узнать, что ждет некогда величественный усадебно-парковый комплекс в будущем — реставрация или дальнейшее разрушение, мы обратились за комментариями в местные органы власти.

Письменный ответ прислали в редакцию из отдела культуры Пинского райисполкома. Если коротко — проблема есть, о ней знают и давно пытаются решить. Но все упирается в финансирование. Чиновники надеялись, что с передачей права собственности районному ЖКХ появится больше возможностей, в том числе в сфере ремонта, но, увы, пока с этим сложно.


Вот цитата из полученного нами ответа: «Вопрос сохранности и восстановления объекта „Бывшей усадьбы“ в деревне Заполье находится на контроле в Пинском райисполкоме. За последнее время он неоднократно рассматривался на заседаниях местного совета по вопросам историко-культурного наследия, был принят ряд решений. С целью изготовления научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ, в апреле-мае текущего года специализированная организация провела техническое обследование строительных конструкций здания.






Заместитель директора по жилфонду Пинского районного ЖКХ Владимир Кохнович чуть подробнее рассказал о возможной реставрации поместья:

— Все ремонтные работы в зданиях, являющихся историко-культурной ценностью, нужно согласовывать с Министерством культуры. Для этого необходимо сделать проект. Я уже обращался в Брестреставрацию, показывал снимки. Они готовы за это взяться. Но сначала им требуется заключение о степени износа конструктивных элементов здания — кровли, стен, фундамента. Обследование мы уже заказали у специализированной организации, к концу месяца получим документы. И тогда уже можно определяться с дальнейшей судьбой усадьбы — откроют ли в ней музей или, к примеру, дворец бракосочетания. Если проект одобрят, попробуем найти источники финансирования: реставрация стоит дорого, мы такими деньгами не обладаем.


Суждено ли этим планам облечься в какую-то видимую материальную форму (и мы сейчас не только о буквах на бумаге), говорить рано. Особенно когда вспоминаешь, сколько еще таких заброшенных исторических памятников тихо умирает по всей стране. И лишь десятки обретают вторую жизнь. Надеемся, что в деревне Заполье все пойдет по более оптимистичному сценарию.

Чем косят зелень белорусы? Топ газонокосилок и триммеров по заказам в Каталоге


Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Шедевры крестьянской архитектуры

Первый рассказ о доме Сазонова, который расположился в заброшенной деревушке Осташево Петровского сельского поселения Чухломского района Костромской области.

Отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. К примеру, в старинных городах России создавали замечательные шедевры каменного и деревянного зодчества.

Родился Мартьян Сазонтович в 1842 году, в семье государственных крестьян Созонта Маркова и его жены — Екатерины Андреевны.

Государственные крестьяне – особое сословие крестьянства. В отличие от помещичьих крестьян они считались лично свободными, хотя и были прикреплёнными к земле. Крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну государства.

семья сазонова и соседи

Семья сазонова и соседи


В 1870-1890 годы Россия испытала настоящий строительный бум. Сазонов получая выгодные строительные контракты неплохо зарабатывал. При этом охотно жертвовал свои капиталы на общественные нужды (к примеру, строительство деревянной школы в селе Ильинском). На средства Сазонова так же построены два дома в городе Чухломе. В одном из них жил его сын, Иван Мартьянович.

В феврале 1894 году в возрасте 52 лет умирает первая жена Марьяна, от сыпного тифа. В ноябре того же года его супругой стала 21 летняя Елизавета Алексеевна, в девичестве Добровольская. Елизавета была дочерью дьячка церкви Ильи Пророка из села Ильинское. Кстати теремок строился, как подарок для второй жены. Последние годы жизни Сазонов болел и жил в Чухломе, в доме сына. В 1914 году, возрасте 72-х лет Мартьян Созонтович скончался, будучи полностью слепым.

О судьбе Елизаветы Алексеевны, последней хозяйки осташевского дома, сведений почти нет. Общих детей у супругов не было, а дети Сазонова от первого брака жили своими семьями и были далеко не молоды. Скорей всего вдова Мартьяна Созонтовича покинула дом ещё до 1917 года.

История терема в Осташево

Известно, что по законам Российской империи любое строительство проходило ряд стадий. Одной из первых было утверждение проекта на уровне уездного или губернского архитектора.

Мотивы русской архитектуры

мотивы русской архитектуры

каким был дом сазонова

дом Сазонова по окончании строительства


Дом сазонова до реставрации

Дом сазонова до реставрации

Дом сазонова

0169

дом сазонова после реставрации

Второй рассказ о сказочном тереме крестьянина-отходника Поляшова.
Костромская область с заболоченными местами и густыми лесами – край сохранившихся до наших дней уникальных памятников истории и культуры.

Терем крестьянина-отходника И.И. Поляшова

Терем крестьянина-отходника И.И. Поляшова

Небольшое село Погорелово в Костромской области в начале прошлого века было труднодоступно из-за отсутствия дорог. Многие крестьяне, жившие в нем, ездили на заработки в Питер. Таким был и крестьянин-отходник Иван Поляшов, имевший прозвище Поляш.
Занимаясь строительством, выполняя сложные подряды, он имел возможность хорошо зарабатывать и расти как специалист.

Поляшов брал на выполнение сложные ремонтно-строительные работы, имел артели плотников и резчиков, свой лесопильный завод, строил загородные дома для обеспеченных граждан.
Одной из важных для него работ был ремонт в Зимнем Дворце.

Терем Поляшова


Красивейшее 12-комнатное двухэтажное бревенчатое здание с резными наличниками, удобством внутреннего обустройства строения получила название терем. Мезонин, орнаментальные ажурные подзоры свесов крыши, кирпичный цоколь создают впечатление добротности и основательности. Первоначально кровля была бирюзового цвета, как требовала тогдашняя мода.

По первоначальному проекту была к дому пристроена хозяйственная часть, высотой в два этажа.

terem-krestyanina-otxodnika-polyashova-glavnyj-vxod


Крыльцо терема поражает великолепием. Широкая парадная лестница ведет на верхний этаж. Традиционно там было определено место для гостиных и хозяйских спален. На первом этаже располагалось просторная столовая.

Богатый декор парадного холла поражает красотой резьбы и великолепием росписи в пастельных цветах. Даже до настоящего времени дошли отголоски былого великолепия старинного терема.
Здесь даже есть витражные двери и эркер-светелка, где потолки расписаны флористическими мотивами и украшены лепниной.

Путешествие в заброшенную красоту: терем Поляшова

Среди историков есть сомнения – сам ли Поляшов спроектировал свой дом? Скорее всего, да. Имея огромный опыт проектирования и построек загородных построек под Петербургом, Иван Иванович вполне имел достаточные знания и умения для этой работы.

Удивительной красоты / Репортажи / Моя Планета | Старые дома, Дом, Заброшенные места

По углам комнат второго этажа были размещены печи, чтобы защищать обитателей терема от российских морозов. А каждая из комнат была раскрашена в свой цвет – розовый, зеленый и т.д. Сохранившиеся до настоящего времени потолочные панно несут на себе эхо былой красоты. Декор истрепался за годы забвения, утратили яркость краски в отделке. Сохранилась до современности и церковь, построенная когда-то Поляшовым.

Удивительной красоты: deni_spiri — LiveJournal

Революция внесла свои коррективы в историю дома Поляшова. Национализированный в 1918 году, терем обрел совершенно новую жизнь. Теперь здесь проживало уже несколько семей, и размещался сельсовет. Выселенная в одну из комнат семья бывшего хозяина дома после его смерти в 1935 году перебралась на Север (сама ли перебралась или помог кто?)

А терем тем временем менял и меня свою направленность. Здесь были и детский сад, и школа, и лесная контора. Но с ходом лет село умирало, на смену бурлящей жизни пришел упадок.
В начале 70-х в дом уже пустовал. Запустение и разрушение уже коснулось когда-то добротной постройки, когда, сплавляясь байдаркой по реке Виге, семья художников обратила внимание на бревенчатый терем.

Север России. Куда поехать?: ollazarev — LiveJournal

Настолько поразило их строение, что А.Жигалов и Н.Абалакова купили его. Но поддерживать такое большое старинное здание непросто. На данный момент терем Поляшова – это единственное сохранившееся в деревне здание с ведущей к нему аллеей старинных лип.
Дикая природа обступает особняк со всех сторон, ревниво пряча от посторонних глаз сказочный терем со столетней историей.

Отмена крепостного права царем и реформа Столыпина взорвали нищую деревню Руси. Крестьяне богатели трудом и вскоре появился огромный пласт уверенных в будущем людей.

После 1861 года крестьянство богатело медленно. Но в 1906 году Столыпин порвал порочный круг крестьянской общины. Уплата помещикам за выделяемую землю отменена. Землю крестьянам теперь отдавали бесплатно и сразу в собственность. Крестьянам разрешено уходить из деревни. И богатеть самим, ни с кем не делиться. На хутора и выруба - индивидуальные фермерские хозяйства в сторонке.

Крестьянская семья отселилась на сибирский хутор (фото Проскудина -Горского)

Купля/продажа земли. Понижены ставки кредитов Крестьянского банка, организованы программы господдержки. Все для роста и предприимчивые сельчане быстро достигли богатств, а растерявшиеся остались бедными. Так и возникло зажиточное крестьянство России. Тогда-то возник и обидный термин "кулак" на селе. Аналог мерзавца и вора.

Фермерский отруб (отд. хозяйство) в Сибири начало 20 века (Проскудин-Горский)

Кулак царской России - это делец и торгаш, ростовщик. Богач наживший добро нечестно и держащий деревню в кулаке (долгах). Царский толковый словарь В. Даля так определяет кулака в 1908 году:

"Скупец, скряга, жидомор, перекупщик, переторговщик. Живёт обманом, обчётом, обмером. Ездит по деревням, скупая холст, пряжу, лён, пеньку, мерлушку, щетину, масло и пр".

Костромская губерния 1910 год. Дом зажиточного крестьянина (Проскудин-Горский)

Мы видим, что кулак никакого отношения к крестьянам не имеет. Эдакий редкий преступник, аналог "мерзавца" и "вора". Встречался видимо нечасто и назывался за спиной. Поэтому кулаков на селе не было. Были успешные русские крестьяне. И были успешные спекулянты. Которых обзывали кулаками по делу и нет.

Весь успех крестьян основан на тяжелом труде больших крестьянских семей (1910 год)

Но потом появились революционеры. Бездельники, городские, нерусские. Придумали себе титул освободителей крестьян, создали "Народную Волю". Террористы-народовольцы принялись убивать лидеров России. Царей, Столыпина, министров, губернаторов. Придумали миф - об анархическом государстве без власти, о свободе крестьян которая и так у них есть.

Тяга к труду, забота о близких, приумножение заработанного. Эти традиции передавались от поколения к поколению.

Крестьяне революционеров не понимали, верили в царя-батюшку и вертели пальцем у виска. Народовольцы расширили понятие "кулак", записав туда всех успешных фермеров:

Волостной совет крестьянских старшин деревень (1905 год)

Народовольцы пытались выставить злом конкуренцию и успех лучших среди равных. Не получалось и сами путались:

"Каждый мужик при случае кулак, эксплуататор, но, пока он земельный мужик, пока он трудится, работает, занимается сам землей, - это еще не настоящий кулак. Хотя он всегда воспользуется нуждой другого, заставит его поработать на себя, но не зиждет свое благосостояние на нужде других, а зиждет его на труде".

отделение Крестьянского поземельного банка кредитовало русских крестьян повсюду

А потом появились меньшевики и большевики. С диктатурой пролетариата и роли русского крестьянства как кормящего скота рабочих, фабрик и заводов. Этих большевиков городских, крестьяне не знали вообще до 1917 года.

разве могли поддержать коммунистов и отдаться в колхозы такие крестьяне? (1908)

А большевики знали что русские крестьяне их не поймут. Никогда хозяйственный мужик не поддержит анархию и смерть. Никогда не отдаст своё , доставшееся пОтом и кровью даром.

двухэтажные крестьянские дворцы были не роскошью, а следствием тяжелого труда

Потому Ленин и Сталин не долго думали с определением кулаков. На словах придумали середняков, но по факту отнимали добро всех. И землю по декрету не раздали. Продразверстками и коллективизацией большевики репрессировали миллионы крестьян. Всех, у кого была хотя бы лошадь .

а помещичьи усадьбы в начале 20 века выглядели зачастую скромней крестьянских

Сталин сам признается что кулак это фермер, что не отдает бесплатно:

"Раньше кулак был слаб, не имел возможности устроить свое хозяйство. Теперь после урожайных годов он получил возможность маневрировать на рынке, возможность отложить хлеб в резерв для себя. Смешно было бы теперь надеяться, что можно взять хлеб добровольно. Вот корень сопротивления кулака Советской власти."

Обычные действия которые мы с вами совершаем каждый день. Ради себя, ради будущего семей, ради детей своих. Большевики признали это преступлением.

И с 1930-х годов никаких кулаков и середняков нет. На костях. На отнятом труде крестьянских поколений. Поднялись советские колхозы.

Читайте также: