Какая страна считается родиной административного права

Обновлено: 05.05.2024

Особенность административно-правовых отношений состоит в том, что одной из сторон такого правоотношения всегда является орган (должностное лицо) публичной администрации, обладающий определёнными государственно-властными полномочиями.

Система административно-правовых норм, сложившаяся до 1917 года, в ходе революционных событий была подвергнута основательной ревизии. В годы советской власти административное право развивалось нестабильно, его нормы не были систематизированы.

В современных условиях административное право - одна из ведущих отраслей правовой системы Российской Федерации, обеспечивает правовую защиту прав граждан и организаций в сфере государственного управления, регламентирует государственную службу и её реформирование, определяет правовые взаимоотношения государства с институтами гражданского общества, в том числе устанавливает такие административно-правовые режимы (государственная регистрация, сертификация продукции, лицензирование отдельных видов деятельности, контроль и надзор), которые должны способствовать развитию предпринимательства и трудовой активности в сфере хозяйства, развитию культуры, образования, науки и тому подобное. Особая задача административно-правового регулирования - создать правовые барьеры бюрократическим проявлениям и коррупции в государственном аппарате, повысить ответственность чиновников за выполнение возложенных на них функций.

Нормы административного права России, как и других стран, не подверглись общей кодификации. В основном кодифицированы нормы об административной ответственности и процедуре её применения (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях). Частично кодифицированы нормы административного права в Земельном, Водном, Лесном, Воздушном, Градостроительном кодексах Российской Федерации и в отраслевых федеральных законах в сфере охраны здоровья граждан, культуры, образования, социального обеспечения, в сфере обороны и безопасности.

Одна из особенностей административного права Российской Федерации состоит в том, что эта отрасль права совмещает функции регулирования, управления, организации, контроля с юрисдикционными функциями (смотри Административная юрисдикция).

В систему административного права входят правовые институты, нормы которых регулируют общественные отношения, характерные для всех сфер и отраслей деятельности публичной администрации (административно-правовой статус граждан, система, структура и полномочия органов исполнительной власти, государственная служба, административно-правовой статус коммерческих и некоммерческих организаций, административная ответственность, административные процедуры, административная юстиция). Эти институты составляют общую часть административного права. Правовые институты, нормы которых регулируют управленческие отношения в сферах экономики, социально-культурной жизни, охраны общественной и государственной безопасности, обороны, внешних сношений, юстиции, составляют особенную часть административного права.

Административное право опирается на нормы и принципы конституционного права, определяющие правовую базу деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, реализации и защиты прав граждан в сфере деятельности публичной администрации. Нормы административного и гражданского права зачастую взаимодействуют в процессе регулирования имущественных отношений, отношений собственности и других гражданских правовых отношений, когда действуют совместно предписания административно-правового характера (порядок государственной регистрации юридических лиц, выдачи лицензий на отдельные виды предпринимательской деятельности, правила антимонопольного законодательства и другие) и нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения, права и обязанности участников гражданского оборота и тому подобное. Отношения, регулируемые нормами земельного, трудового, финансового, экологического, информационного права, нередко защищаются при помощи административно-правовых форм и методов, путём применения мер административного принуждения, в том числе мер административной ответственности.

Нормы административного права, в особенности регулирующие административную ответственность, тесно соприкасаются с уголовным правом, поскольку в составах административного правонарушения и преступления нередко обнаруживаются сходные элементы (например, мелкое хулиганство и хулиганство). Декриминализация уголовной ответственности, как правило, осуществляется путём установления административной ответственности за соответствующие правонарушения.

Источники административного права: Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, федеральные конституционные, федеральные законы и законодательные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих государственно-властные полномочия; административные договоры и соглашения. Особый источник административного права - нормы международных правовых договоров Российской Федерации, общие принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.

Административное право в зарубежных странах. Во Франции административное право формировалось в связи с созданием в начале 19 века административных судов и административной юстиции как института судебного контроля за государственной администрацией. Французская система административного права была воспринята рядом европейских стран, и к концу 19 века сформировалась континентальная система административного права. Её целью явилось законодательное регулирование управленческих структур и административных процедур. Задача административного права состоит как в защите индивидуума от неправомерных действий публичной администрации, так и в обеспечении эффективной деятельности органов государственного управления (исполнительной власти). В качестве предмета регулирования здесь выступают общественные отношения в сфере определения структуры, функций и организации деятельности органов публичной администрации и публичных учреждений, административные акты, административные процедуры, публичная служба, административная юрисдикция и административная юстиция. Административное право стран континентальной системы регламентирует, прежде всего, организацию системы органов государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, нормы административного права регулируют отношения между административными учреждениями и отдельными гражданами.

В англосаксонских странах (Великобритания, США) административное право стало самостоятельной отраслью позднее. Долгое время в Великобритании в отношении органов управления применялись нормы общего права (common law). С расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы общественной жизни развивалась административная деятельность, и укреплялся аппарат административной власти. Этот процесс сопровождался появлением специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления. Административно-правовое нормотворчество сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий прав частных лиц против произвольных действий государственных органов. Основной целью административного права была провозглашена защита интересов частных лиц от произвола со стороны администрации. Административное право определяет жёсткие рамки деятельности публичной администрации в целях ограничения форм и методов властного воздействия государства на общество и отдельных лиц и с этой целью детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и административных органов. Поэтому вопросы процедуры в англосаксонском административном праве являются доминирующими. Организацию и структуру государственного аппарата административное право регламентирует лишь в той мере, в какой это необходимо для оказания юридической помощи частным лицам.

Лит.: Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. М., 2001; Административное право зарубежных стран/ Под редактор А. Н. Козырина, М. А. Штатиной. М., 2003; Бахрах Д.Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. М., 2004.

80-х годов, придало особую актуальность заимствования зарубежного опыта.

Очевидно, речь не идет о необходимости чисто механического использования

иностранных моделей государственного управления. В вопросе заимствования

позитивных наработок зарубежного административного права должны

соблюдаться взвешенност ь, а также учитыв аться совместимость реципируемых

Изучение административного п рава зарубежных стран, помимо прочего,

позволяет уяснить механизм принятия управленческих решений в государствах,

поддерживающих и расширяющих торгово-экономические отношения с

Административное право – сравнительно молодая отрасль права. Оно

появляется в западноевропейских странах в эпоху пром ыш ленных революций.

Для его возникновения в кач естве самостоятельной отрасли права было

необходимо, чтобы управленческая деятельность подверглась действию

специфических административно-правовых норм. До появления

административного права управление регулировалось общеправовыми

нормами, действовавшими и в отношении всех остальных субъектов права.

Административно-правовые системы зарубежных стран воплотили в

себе общие тенденции развития современной государственности, а также

Родиной административного права считается Франция. Более раннему

формированию административного законодательства в этой стране

способствовала доктрина, в соответ ствии с которой органы управления должны

быть безоговорочно отделены от судов , к которым французская буржуазия не

Административное право стран континентальной системы представляет

собой совокупность правовых норм, которые регламентируют, прежде всего,

организацию системы государственного управления, их взаимоотношения,

внутреннюю структуру и правовой статус. Кроме того, административно-

правовые нормы регулируют отношения между административными

В англосаксонских странах административное право развилось в

самостоятельную отрасль позднее. Долгое время в Великобритании в

отношении органов управления применялись нормы общего права. С

расширением государственного вмешательства в экономику и другие сферы

общественной жизни развивается административная деятельность и укрепляет

аппарат административной власти. Этот процесс сопровождается появлением

специфических норм, относящихся только к деятельности органов управления.

В англосаксонской систем е административно-правовое нормотворчество

сосредоточилось на выработке процессуальных гарантий частных лиц против

произвольных действий государственных органов. Административистика

Великобритании и США исходит из того, что административное право не


регламентирует организацию и структуру государственного аппарата, зато

детально регулирует практически все аспекты отношений частных лиц и

Для государственного строя США в целом и для административного

права в частности характерно верховенство федеральной конституции. В

конечном счете, в ней находят ответ на вопросы о своих правах американские

граждане и государственные органы. Конституция закрепляет разделение

полномочий между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и

судебной. Суды, наделенные конституционной властью решать окончательно

все спорные правовые вопросы, контролирую т две другие власти во всем том,

что касается права. Это обусловило их исключительно сильные позиции в

Особенности административного права и его источников

Понятие административного права. С точки зрения американских

юристов административное право США регулирует полномочия и порядок

деятельности административных учреждений, а также контроль судов над

Американцы сосредотачивают свое внимание на «внешнем

Американцы склонны рассм атривать свое административное право как

совокупность юридических норм, призванных з ащитить частное лицо от

произвола бюрократии. Как писал в 1928 году американский ученый Э.Фройнд,

«административное право – это право, контролирующее администрацию, а не

Американскую юриспруденцию интересует в адм и нистративном

процессе не учреждения, а главным образом частное лицо, прежде всего его

права на участие в этом процессе и те возможности, которые предоставляются

этому лицу и его адвокату для защиты его интересов. Поэтому вопросы

процедуры в административном праве США являются доминирующими. Такое

административное право следует, скорее, именовать «административно-

Английские и американские юристы, участвовавшие в процессе

становления и развития права, руководствовались почти исключительно

интересам юридической практики. Отсюда большое уважение к обычаям

(общему праву), которым эта практика закреплялась. Подходя к делу

практически, они видели перед собой, прежде всего клиента, частное лицо,

пострадавшее в результате того или иного действия администрации.

По слова одного из ведущих американских административистов К.Дэйвиса, оно регулирует «полномочия и

структуру административных учреждений и в особенности включает н ормы, регулирующие надзор судов за

Общеизвестно, что ни одно государство не может успешно функционировать без специальной системы управления социальными делами. Это требует организации и регулирования поведения людей, деятельности государственных и социальных институтов, поддержания общественного порядка.

Управление в государстве всегда было актуальной задачей. В прошлом управление государством и административные преобразования нередко связывались с обликом великой личности. Верховный правитель единолично принимал решения по наиболее важным вопросам административного управления. На долю исполнительно-бюрократического аппарата приходилось лишь беспрекословное выполнение его велений, хотя, как правило, реально управляли государственными делами те, которые находились на вершине исполнительной власти.

Становление административного права как науки и области практической деятельности имело свою специфику в каждой стране при наличии некоторых общих черт. Более раннее развитие идей правовой науки имело место в странах Западной Европы.

Существенной характеристикой исполнительной власти является оценка ее отношений с гражданским обществом, то есть того, что сегодня называется степенью демократичности государственного управления и органов, должностных лиц, которые его исполняют.

Таким образом, в период с середины XIX до начала XX в. были сформированы основы административного права, хотя официально оно продолжало оставаться структурным элементом других отраслей права и рассматривалось с позиций государственного, конституционного права и общей теории права.

Теперь обратимся к российской истории и рассмотрим коротко основные этапы становления административного права как самостоятельной отрасли правовой науки. Эволюция шла постепенно, и трудно однозначно определить какой-либо конкретный момент возникновения административного права. Можно отметить эпоху Петра I, которая ознаменовалась ярко выраженным обращением к проблемам административного управления. В допетровские времена, в XV–XVI вв., управление в России строилось по иным образцам. Приказы были медлительны в своих действиях. Масштабная преобразовательная деятельность Петра I во многих сферах государственной, хозяйственной, военной и культурной жизни ярко проявилась и в сфере административного управления. Отсутствие парламента давало царю неограниченные права по управлению государством. Воспользовавшись этим, Петр I провел ряд крупных реформ.

Реформаторский курс Петра I был продолжен императрицей Екатериной II, которая искусно прикрывала жесткость правления идеями просвещения и справедливости. Ей, в частности, принадлежат Правила управления, в которых отмечалась пагубность ошибок государственных людей для народа. Отсюда правило первое – просвещать нацию, которой должно управлять. Правило второе – ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. Правило третье – учредить в государстве хорошую полицию. Правило четвертое – способствовать расцвету государства. Правило пятое – сделать государство грозным для народа и внушающим уважение соседям.

В начале XIX в. административное право постепенно становится самостоятельной, официально признанной отраслью правовой науки. Так, крупнейший российский административист А. И. Елистратов в 1911 г. издал курс лекций по административному праву. В нем отмечено, что административное право имеет своей целью упорядочить отношения между правящей властью и обывателями в делах государственного управления. Такому упорядочению служат общие юридические нормы, административные акты и др. В начале XX в. на политической арене России явно выделялись два течения: монархизм и либеральное направление. Эти два направления обнаруживали себя во всех сферах жизни, в частности в области правовых идей. Наиболее яркой ареной столкновения этих двух течений была такая область отношений, как взаимоотношения Государственной думы с царскими властями.

Развитию правовых идей в России на каждом этапе вполне соответствовали существующие административные структуры и правовые отношения. В целом развитие административных структур в России протекало очень медленно. В начале XVII в. центральное управление подвергалось реорганизации в основном по западным образцам. При этом местная власть почти не менялась десятилетиями. От приказов времен Ивана Грозного постепенно совершался переход к коллегиям и иным центральным учреждениям. В 1720 г. для этих органов власти был утвержден генеральный регламент. Лишь в январе 1864 г. появился первый законодательный акт, регламентирующий административную деятельность на местах. Этим документом было Положение о губернских и уездных земских учреждениях. В 1890 г. было подписано новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях.

Следует отметить, что во второй половине XIX и особенно в начале XX в. в России шел процесс постепенного усиления регламентации разных сторон административной деятельности. Одним из завершающих и наиболее значимых среди правовых актов об административной деятельности был изданный в 1905–1906 гг. Манифест об усовершенствовании государственного порядка. В этот же период были приняты именные Высочайшие указы Правительствующему сенату о временных правилах, об обществах и союзах, об изданиях, о собраниях. В апреле 1906 г. были приняты Высочайше утвержденные основные государственные законы. В последнем документе содержались главы о верховной самодержавной власти, о правах и обязанностях российских подданных, о законах, о Государственном совете и Государственной думе.

Совершенно новый период в развитии правовой науки в России ознаменовался свержением прежнего государственного строя и установлением советской власти. Для понимания этого периода необходимо кратко напомнить трактовку вопросов управления в марксистско-ленинской теории. Роль государственного управления в социалистическом и коммунистическом обществе оценивалась высоко. Ленин исходил из признания задачи управления государством как важнейшей для советской власти. Был создан новый госаппарат, организовано управление различными отраслями производства, центральная роль отводилась плановому началу в управлении и строгому всеобщему учету и контролю.

В советский период административное право как отрасль правовой науки продолжало развиваться, но при этом возникла своеобразная тенденция. На фоне расширения задач государственного управления шел процесс дифференциации наук, изучающих управление. При этом понятие административного права было сужено до административного управления как совокупности мероприятий по охране революционного порядка и безопасности. Таким образом, административное право превращалось в милицейское право. В 20–30 гг. в нашей стране право трактовалось лишь как система правил поведения, установленных государством. В предвоенные годы развитие отечественной науки административного права характеризуется более строгим вычленением ее предмета и составных правовых институтов. Во многом такой подход объяснялся новой системой и классификацией государственных органов в соответствии с Конституцией СССР 1936 г. и конституциями союзных и автономных республик.

В период Великой Отечественной войны жесткая централизация управления позволила быстро и маневренно перестроить экономику с учетом военных условий. Послевоенные годы потребовали перестройки и стабилизации государственных органов. Научные работы того времени, к сожалению, страдали недостатком объективного и критического анализа реальной практики управления, что объяснимо условиями партийно-бюрократического стиля руководства в стране.

В рамках развития правовой науки постепенно формировалось общепризнанное представление об общей части административного права. В 70–80 гг. вышла в свет серия книг по административному праву. Подводя общий итог характеристики процесса становления административного права в России, можно выделить следующие основные этапы:

• продолжительный период, в течение которого вопросы административного права являлись составной частью полицейского права;

• период, в который вопросы административного права являлись составной частью теории права и государственного права;

• период выделения административного права как самостоятельной отрасли правовой науки с общей и особенной частями;

• развитие административного права в советский период;

• последнее десятилетие XX в. – усиление функционально-регулирующей роли административного права (эта тенденция продолжается и в начале XXI в.).


Оглавление

  • Система административного права, понятие и предмет
  • Административно-правовые нормы
  • История развития административного права в России
  • Административное право в системе права Российской Федерации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Административное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

История развития административного права в России

Примерно с 1935 г. в России произошло разделение административного права на три крупные ветви: 1) административное право как наука — исследует закономерности развития административного права (работы теоретиков Козлова, Алехина); 2) административное право как учебная дисциплина — важнейшая составляющая юридического образования; 3) как отрасль права.

Исторические предпосылки возникновения административного права

1. Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение в ней роли государства.

3. Развитие общей теории управления (специализация, кооперация, конспирация, взаимодействие и др.).

4. Необходимость охраны общественного порядка.

5. Необходимость защиты прав граждан в условиях концентрации властных полномочий у государства и его органов.

В литературе можно встретить указания на различные этапы становления в России административной юстиции после революции 1917 года. Например, А.В. Абсалямов выделяет следующие четыре этапа в истории развития законодательства в области рассмотрения споров, возникающих из публично-правовых отношений:

1) 1917–1959 гг.: создание специальных юрисдикционных органов для рассмотрения административных споров и установление их компетенции;

2) 1959–1987 гг.: конституционное закрепление права на обжалование в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан; расширение подведомственности судов по рассмотрению административно-правовых споров;

3) 1987–1991 гг.: законодательное установление порядка обжалования в суд неправомерных действий и решений государственных органов и должностных лиц;

4) с 1991 г.: начало проведения судебной реформы, нормативное закрепление права гражданина на судебную защиту; установление права на судебную защиту в Конституции РФ 1993 г.; создание конституционных (уставных) и арбитражных судов, расширение подведомственности административных дел судами и совершенствование процессуальных форм защиты нарушенных субъективных прав.

Краткая история развития административного права России

Развитие административного права России было долгим, зависело от политических, социальных, экономических и культурных факторов в каждый конкретный период времени.

Зародилось административное право еще в племенах восточных славян: вождь регулировал все правоотношения. Позже стали играть свою роль советы старейшин, вечевые собрания, служители культа. С появлением великого государства — Киевской Руси — главной задачей стало объединение законов и унификация их на всей ее территории. Государственное управление усложнялось, расширялись сферы управления, и для решения новых задач требовалось построение новой законодательной базы.

При абсолютной монархии началось распространение полицейского права. Накопилось множество законодательных актов, требующих систематизации и кодификации (зачатки правовых институтов). В XIX–XX вв. полицейское право закрепилось законодательно. После революции 1917 г. возникло Советское административное право; впоследствии зародилась и укрепилась командно-административная система управления.

Советский период можно назвать разноплановым. Административная система менялась кардинально: от сталинских противоправных репрессий до принятия в 1980 г. Основ законодательства СССР, в 1984 г. — Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

После смены формы государства главным принципом управления стало разделение властей, а административное право снова оказалось самостоятельной отраслью права.

Административное право в России развивалось в контексте исторических событий и изменения государственного устройства. Законодательная база формировалась очень медленно; часто нормы права противоречивы, часто недоработаны.

Однако происходит совершенствование норм административного права; эффективными и нужными окажутся лишь правовые нормы, удовлетворяющие потребности общества и государства.

Читайте также: