Какая страна получила право автономии от временного правительства

Обновлено: 30.06.2024

Проблема регулирования межнациональных отношений в многонациональной стране была одной из сложнейших проблем для революционной власти в 1917 г., поскольку оказалась непосредственно связанной с перспективой решения вопроса о территориальном устройстве государственной власти. Это решение, по общему мнению, окончательно должно было принять Учредительное Собрание и закрепить его в Конституции России. Подготовка конституционной реформы была начата Временным правительством практически с первых дней его существования.

Форма территориально-государственного устройства России к октябрю 1917 г. может быть определена как унитарная с существенной децентрализацией управления: империя имела в своем составе территории с особым правовым статусом – Царство Польское, Великое княжество Финляндское. Правда, в начале XXвека царская власть, напротив, стремилась максимально централизовать управление.

Под протекторатом России находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. С 1914 г. под покровительство России была взята Тува.

Российская империя не была первой, тем более – единственной, кому приходилось искать новые способы сохранения контроля над подвластными территориями в период глубоких кризисов. Либералы все чаще обращались к опыту Британской империи, которая переживала к тому моменту уже длительный процесс распада, но находила новое содержание и форму взаимодействия с бывшими колониями.

Левые силы российской политики - социалистические партии - понимали теоретическое положение о праве наций на самоопределение, как право на любую форму автономии и самостоятельности. Но только большевики последовательно поддерживали такие устремления национальных меньшинств России в 1917 г. на практике.

Первое заседание Юридического Совещания, или, как оно было названо в первом протоколе, Юридической консультации при Совете Министров[1], открылось 8 марта 1917 года.

Временное правительство и его Юридическое совещание столкнулись с постепенно нараставшим национализмом и стремлением к автономии или полной государственной самостоятельности со стороны представителей ряда национальностей России. Польский вопрос был одним из острейших. Известно, что еще накануне Iмировой войны в качестве части общего плана послевоенного устройства в Европе Российское правительство имело в виду создание сильного самостоятельного польского государства, как стратегического партнера России в Европе. Временное правительство в Манифесте от 16(29) марта 1917 г. объявили о признании независимости Польши[2], приняв важное решение по национальному вопросу.

Наряду с польским вопросом, как показала история 1917-1918 гг., стояли также финский, украинский, татаро-башкирский (шире – мусульманский), проблема Закавказских и Среднеазиатских территорий.

На Московском Государственном Совещании в августе делегаты от национальных групп были умеренными и стояли на позиции не предрешения национального вопроса до Учредительного Собрания. В некоторых выступлениях были высказаны призывы признать политические права национальных меньшинств, что не означало намерений отделения от России[4].

Правительство по-разному действовало в отношении различных национальных окраин. Но, в общем, оно продолжало придерживаться фундаментального принципа первичности индивидуальных прав по отношению к коллективным правам национальных сообществ. Основное внимание в развитии публичного права России этого периода уделялось не национальному вопросу как таковому, а определению основ правового статуса личности, как фундамента для разрешения всех остальных вопросов российского права.

11(24) мая 1917 г. в Петрограде на заседании ЮС в присутствии Министра Статс-секретаря Финляндии К.К. Энкеля, финляндского сенатора А.А. Туленхейма и доктора права Г.Р. Идмана рассматривался вопрос об изменении политической ситуации в Финляндии и росте там притязаний на самостоятельность от России. Финляндская часть заседания ЮС, признавая ВП правопреемником монарха, выразила мнение о необходимости пересмотреть принципы отношений России и Финляндии. В конце сентября ЮС рассмотрело полученный проект Конституции Финляндии, разработанный финляндскими политическими деятелями. Он предусматривал учреждение республиканского строя. В основу был положен принцип государственной независимости Финляндии, которая должна была строить отношения с Россией на основе международного договора как субъект международного права. Финский проект предусматривал лишь некоторое ограничение государственного суверенитета: право России в военное время вводить на территорию Финляндии свои войска.

По приглашению генерал-губернатора Финляндии Н.В. Некрасова - кадета по партийной принадлежности - члены ЮС 2-3 октября провели в Гельсингфорсе переговоры с финскими политическими деятелями и юристами о проекте конституции Финляндии. 13(26) октября в Петрограде членами ЮС были получены проекты финляндского сената: законов о взаимных правовых отношениях России и Финляндии и о новой форме правления, исправленные в соответствии с требованиями российской стороны. Однако ситуация в самой России и в Финляндии снова изменилась. В конце сентября ВП фактически утратило контроль над территорией Финляндии, поскольку вооруженные силы России на ее территории были подчинены русскому областному комитету армии, флота и рабочих Финляндии во главе с И.Т. Смилгой.

Постепенно нарастала острота украинского вопроса. Временное правительство начало с признания культурных прав украинцев: 4 марта 1917 г. оно разрешило преподавание на украинском языке в Киевском учебном округе[13]. Вскоре Украинская Центральная Рада обратилась к Временному правительству с предложением принять меры по расширению прав Украины. Любопытным в этом обращении было то, что украинские политики по существу предлагали провести подготовительные мероприятия к политическому отделению Украины усилиями и за счет средств российского правительства. Они просили допустить представителей Украины на международную конференцию по зарубежной Украине, занятой германскими войсками (как шаг к международной правосубъектности Украины – С.В.); учредить при ВП должность особого комиссара по делам Украины; учредить на Украине должность особого комиссара украинской области с областным советом; свести повсеместно в отдельные войсковые формирования всех военнослужащих – украинцев; провести украинизацию начальной, средней и высшей школы Украины в отношении языка и предметов преподавания; назначать на светские и духовные должности лиц, пользующихся доверием населения, владеющих языком и знакомых с бытом; выделить средства для обеспечения национально-культурных потребностей Украины из Государственного Казначейства в распоряжение Центральной Рады; облегчить въезд на Украину украинцам из-за рубежа и разместить в тюрьмах и лагерях Украины военнопленных галичан.

Члены Юридического Совещания предложили правительству не принимать во внимание это обращение, поскольку самопровозглашенная Центральная Рада могла не отражать интересы всего населения Украины. Вопрос о самой национально-территориальной автономии было предложено передать на рассмотрение Учредительного Собрания[14].

Были сделаны шаги к признанию культурной автономии прибалтийских национальностей. 30 марта в опубликованном постановлении о проведении границ между Эстляндской и Лифляндской губерниями и создании там земских Советов указывалось, что язык делопроизводства и общения определяется самими этими учреждениями. Государственным языком оставался русский.

В марте 1917 г., признав Мусульманский комитет, образовавшийся на территории Казанской губернии, Временное правительство разрешило употреблять в губернии национальный язык в делопроизводстве, торговых книгах, а также в частных учебных заведениях[15].

ЮС оставалось сторонником исключительно территориального подхода в реформировании системы местного самоуправления в России. 26 июня оно рекомендовало ВП отклонить просьбу калмыков Астраханской и Ставропольской губерний, а также Войска Донского о создании Особой Калмыцкой Области. Большинство членов ЮС высказалось за необходимость оставить в составе Астраханской губернии Киргизской области и Калмыцкой Степи до решения этого вопроса Учредительным Собранием[16].

В Средней Азии русское правительство потрясений в 1917 г. не ожидало. Эмир бухарский и хивинский хан присягнули Временному правительству, которое обещало сохранить обязательную силу договоров, заключенных ранее с русским царем. Вскоре ВП предприняло попытку реформировать отношения с Хивой. Изучая опыт Британской империи по разработке и дарованию конституций для своих бывших колоний, ЮС приступило к разработке подобного акта для Хивинского Ханства. В фонде Государственного Архива Российской Федерации сохранился проект Основных законов Хивинского ханства, обсуждавшийся на заседании ЮС 24 октября (6 ноября) 1917 г. В проекте предусматривалась политическая зависимость этого государства от России: хан должен был получить признание Российского правительства, Глава IКонституции Хивы не могла быть изменена без согласия правительства России. На территории Хивы учреждалась должность комиссара правительства России, который давал согласие на проведение выборов меджлиса, назначаемых по инициативе хана. Он также мог письменно потребовать проведения чрезвычайной сессии меджлиса.

Знакомясь с материалами заседаний ВП, приходится делать вывод, что в целом национальный вопрос не имел для правительства самостоятельного значения. В значительной степени этот подход представляется оправданным со стратегической точки зрения, хотя его значение для тактических мер правительством в определенной степени было недооценено. Были изменены многие принципы российского права, что нашло отражение в законодательстве и правоприменительной деятельности. Уникальность подхода Временного правительства 1917 г. состояла в стремлении к системному решению проблем России, в расчете на долговременную перспективу. Очевидным было осознание того, что обострение межнациональных противоречий было не причиной, а следствием других, более существенных внешне- и внутриполитических проблем.

В настоящее время в условиях некоторой стабильности в развитии российского общества идея развития федерации в направлении сбалансированного, комплексного и системного развития крупных экономических регионов, заслуживает изучения по ряду причин. Эта идея неоднократно прозвучала в 2012 году и была закреплена в Стратегии национальной политики России на период до 2025 года.

[1] ГАРФ, ф.1792, оп.1, д.2, л.1.

Временное правительство

ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: АПРЕЛЬСКИЙ КРИЗИС

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Распространено не позднее 14 марта 1917 г.

Граждане помещики, землевладельцы, крестьяне, казаки, арендаторы и все, кто трудится над землей. Нельзя позволить немцам побить нас, надо довести войну до конца. Для войны нужны люди, снаряды и хлеб… Без хлеба ничего не будет. Сейте все, сейте каждый на своем поле, сейте как можно больше…Весь хлеб и все зерно будут куплены новым Правительством по справедливой, необидной цене…

Председатель Государственной Думы М. Родзянко

НОТА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВАМ СОЮЗНЫХ ДЕРЖАВ

18 апреля 1917 г.

ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: ИЮНЬСКИЙ КРИЗИС

Советы в короткий срок охватили всю страну, но по­ка от их имени говорил Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Он взял на себя дело созыва 1-го Всероссийского съезда Советов. Большевики решили ознаменовать его открытие массовой демонстрацией, но меньшевистско-эсеровское большинство прези­диума съезда запретило демонстрации во время его заседаний. Большевики подчинились и удержали рабочих и солдат от выступления, показав рост своего влияния.

ИЗ ПРИКАЗА КЕРЕНСКОГО ПО АРМИИ И ФЛОТУ

30 мая 1917 г.

Военный и морской министр КЕРЕНСКИЙ

ТРИ КРИЗИСА ВЛАСТИ: ИЮЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ

2 июля кадеты вышли из правительства под предлогом несогла­сия с решением большинства признать украинскую Центральную Раду. В столицу были подтянуты верные правительству добровольческие формирования ­ударные батальоны. Одновременно 6 полков, в том числе запасные пулеметные полки, получи­ли приказ выступить на фронт. Это было нарушением мартовского согла­шения Совета с правительством о не выводе Петроградского гарнизона из столицы. Пулеметчики разослали агитаторов по полкам и заводам с при­зывом к выступлению. Это застало руководство большевиков врасплох. Ленин в это время уе­хал в Финляндию в отпуск, но узнав о событиях в Петрограде, срочно вер­нулся. На заседании ЦК партии он, преодолев сопротивление руководителей Во­енной организации, добился решения о мирной демонстрации. Однако события вышли из-под контроля. 4 июля тысячи вооруженных солдат, матросов, прибывших из Кронштадта, и рабочих заполнили центр города. Основным лозунгом вооруженной демонстрации было оказание давления на ВЦИК Советов с целью создания советского правительства. Однако ВЦИК отклонил это требование. Командование заранее разместило на чердаках пулеметы. Анархически настроенные демонстранты начали стрелять по чердакам, откуда также ответили огнем. По данным врачей, было 16 убитых, 40 умерло от ран и около 650 было ранено.

7 июля был отдан приказ об аресте Ленина. Сам он сначала склонялся к тому, чтобы явиться самому, но ЦК посчитал, что нет никакой гарантии его безопасности: его просто убьют по дороге. Поэтому Ленин с Зиновье­вым скрывались сначала в Петрограде, потом возле Сестрорецка, в шала­ше за озером Разлив, а осенью перебрались в Финляндию. Обвинение против них так никогда и не рассматривалось.

Мятежные полки были разоружены и расформированы. Правительство восстановило смертную казнь за неповиновение приказу на фронте (12 июля). Премьер Львов ушел в отставку. Его место занял Керенский, со­хранивший пост военного и морского министра. Формирование 2-го коа­лиционного правительства заняло почти месяц. В конце июля его состави­ли 8 представителей буржуазии, 7 социалистов и 2 беспартийных.

Решение Временного правительства о переходе в наступление на фронте, а также его компромиссное соглашение с Центральной Радой, требовавшей широкой автономии для Украины спровоцировали новый политический кризис, последствия которого оказались весьма далеко идущими. Июльские события коренным образом изменили ситуацию. Подтянув к столице верные ему части, Временное правительство получило, наконец, вооруженную опору. Советы, согласившись на разоружение и вывод из Петрограда революционных полков, эту опору отвергли. Двоевластие, а с ним и мирный период революции кончились.

ТЕЛЕГРАММА КОМИССАРОВ

ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ИЗ 11-Й АРМИИ О ПОЛОЖЕНИИ НА ФРОНТЕ В НАЧАЛЕ ИЮЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ

КОРНИЛОВЩИНА

27 августа большевики призвали рабочих и солдат к отпору мятежникам. Началось легальное вооружение ранее воз­никших и создание новых отрядов Красной гвардии. Корниловские эше­лоны задерживались в пути железнодорожниками. На пути движения 3-го конного корпуса строились заграждения, разбирались рельсы. На вооружение петроградских рабочих из арсенала было передано более 20 тыс. винтовок, что позднее сыграло одну из решающих ролей в Октябрьском восстании. В авангарде 3-го корпуса поставили Туземную (или Ди­кую) дивизию из чеченцев, ингушей, осетин и др. горцев Северного Кав­каза: не знавшие русского языка, они казались надежной силой в борьбе против Советов. Однако по совету С.М. Кирова навстречу горцам напра­вили находившуюся в Петрограде делегацию старейшин кавказских наро­дов. Они на родном языке объяснили, куда и зачем их везут, и те отказа­лись двигаться дальше.

Отдав приказ выгружаться из вагонов и двигаться конным порядком, генерал Крымов на автомобиле прибыл один в Петроград и явился к Керенскому. Содержание их громкого разговора до сих пор остается загадкой, потому что после него Крымов по официальной версии застрелился. 29 августа-2 сентября Корнилов и гене­ралы - его сторонники - были арестованы и в уездном городке Быхове взяты под стражу в помещении женской гимназии. Их охраняли верные Корнилову добровольцы-туркмены конного Текинского полка.

КОРНИЛОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕЩАНИИ

Август 1917 г.

Цит. по: Лехович Д.В. Белые против красных. М., 1992

КТО И КАК ПОДДЕРЖИВАЛ КОРНИЛОВА В АВГУСТЕ 1917 Г.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991

ОБ АРЕСТЕ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

ИЗ ДОНЕСЕНИЯ В ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

25 октября 1917 года

Офицеры и юнкера обезоружены и отпущены, взяты три папки и портфель министра народного просвещения. Комендантом Зимнего дворца назначен делегат на второй Всероссийский съезд советов солдат Преображенского полка тов. Чудновский. Все министры отправлены в Петропавловскую крепость. Сопровождавший министра Терещенко подпор[учик,] Чистяков скрылся.

ИЗ ПИСЬМА ЛИДЕРА КАДЕТСКОЙ ПАРТИИ, БЫВШЕГО МИНИСТРА ПЕРВОГО ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА П.Н. МИЛЮКОВА БЫВШЕМУ ЧЛЕНУ СОВЕТА МОНАРХИЧЕСКИХ СЪЕЗДОВ И.В. РЕВЕНКО

Конец декабря 1917 - начало января 1918 года

В ответ на поставленный Вами вопрос, как я смотрю теперь на совершенный нами переворот, чего я жду от будущего и как оцениваю роль и влияние существующих партий и организаций, пишу Вам это письмо, признаюсь, с тяжелым сердцем. Того, что случилось, мы не хотели. Вы знаете, что цель наша ограничивалась достижением республики или же монархии с императором, имеющим лишь номинальную власть; преобладающего в стране влияния интеллигенции и равные права евреев.

Полной разрухи мы не хотели, хотя и знали, что на войне переворот во всяком случае отразится неблагоприятно. Мы полагали, что власть сосредоточится и останется в руках первого кабинета министров, что временную разруху в армии и стране мы остановим быстро и если не своими руками, то руками союзников добьемся победы над Германией, заплатив за свержение царя некоторой отсрочкой этой победы.

Надо признаться, что некоторые даже из нашей партии указывали нам на возможность того, что и произошло потом. Да мы и сами не без некоторой тревоги следили за ходом организации рабочих масс и пропаганды в армии.

Что же делать: ошиблись в 1905 году в одну сторону – теперь ошиблись опять, но в другую. Тогда недооценили сил крайне правых, теперь не предусмотрели ловкости и бессовестности социалистов. Результаты Вы видите сами.

Само собою разумеется, что вожаки Совета рабочих депутатов ведут нас к поражению и финансовому экономическому краху вполне сознательно. Возмутительная постановка вопроса о мире без аннексий и контрибуций помимо полной своей бессмысленности уже теперь в корне испортила отношения наши с союзниками и подорвала наш кредит. Конечно, это не было сюрпризом для изобретателей.

Не буду излагать Вам, зачем все это было им нужно, кратко скажу, что здесь играла роль частью сознательная измена, частью желание половить рыбу в мутной воде, частью страсть к популярности. Но, конечно, мы должны признать, что нравственная ответственность за совершившееся лежит на нас, то есть на блоке партий Государственной Думы.

Вы знаете, что твердое решение воспользоваться войною для производства переворота было принято нами вскоре после начала этой войны. Заметьте также, что ждать больше мы не могли, ибо знали, что в конце апреля или начале мая наша армия должна была перейти в наступление, результаты коего сразу в корне прекратили бы всякие намеки на недовольство и вызвали бы в стране взрыв патриотизма и ликования.

Вы понимаете теперь, почему я в последнюю минуту колебался дать согласие на производство переворота, понимаете также, каково должно быть в настоящее время мое внутреннее состояние. История проклянет вождей наших, так называемых пролетариев, но проклянет и нас, вызвавших бурю. Что же делать теперь, спрашиваете Вы… Не знаю. То есть внутри мы оба знаем, что спасение России в возвращении к монархии, знаем что все события последних двух месяцев ясно доказали, что народ не способен был воспринять свободу, что масса населения, не участвующая в митингах и съездах, настроена монархически, что многие и многие агитирующие за республику делают это из страха. Все это ясно, но признать этого мы просто не можем. Признание есть крах всего дела нашей жизни, крах всего мировоззрения, которого мы являемся представителями. Признать не можем, противодействовать не можем, не можем и соединиться с теми правыми, подчиниться тем правым, с которыми так долго и с таким успехом боролись. Вот все, что могу сейчас казать.

Конечно, письмо это строго конфиденциально. Можете показать его лишь членам известного Вам кружка.

Проблема регулирования межнациональных отношений в многонациональной стране была одной из сложнейших проблем для революционной власти в 1917 г., поскольку оказалась непосредственно связанной с перспективой решения вопроса о территориальном устройстве государственной власти. Это решение, по общему мнению, окончательно должно было принять Учредительное Собрание и закрепить его в Конституции России. Подготовка конституционной реформы была начата Временным правительством практически с первых дней его существования.

Форма территориально-государственного устройства России к октябрю 1917 г. может быть определена как унитарная с существенной децентрализацией управления: империя имела в своем составе территории с особым правовым статусом – Царство Польское, Великое княжество Финляндское. Правда, в начале XXвека царская власть, напротив, стремилась максимально централизовать управление.

Под протекторатом России находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. С 1914 г. под покровительство России была взята Тува.

Российская империя не была первой, тем более – единственной, кому приходилось искать новые способы сохранения контроля над подвластными территориями в период глубоких кризисов. Либералы все чаще обращались к опыту Британской империи, которая переживала к тому моменту уже длительный процесс распада, но находила новое содержание и форму взаимодействия с бывшими колониями.

Левые силы российской политики - социалистические партии - понимали теоретическое положение о праве наций на самоопределение, как право на любую форму автономии и самостоятельности. Но только большевики последовательно поддерживали такие устремления национальных меньшинств России в 1917 г. на практике.

Первое заседание Юридического Совещания, или, как оно было названо в первом протоколе, Юридической консультации при Совете Министров[1], открылось 8 марта 1917 года.

Временное правительство и его Юридическое совещание столкнулись с постепенно нараставшим национализмом и стремлением к автономии или полной государственной самостоятельности со стороны представителей ряда национальностей России. Польский вопрос был одним из острейших. Известно, что еще накануне Iмировой войны в качестве части общего плана послевоенного устройства в Европе Российское правительство имело в виду создание сильного самостоятельного польского государства, как стратегического партнера России в Европе. Временное правительство в Манифесте от 16(29) марта 1917 г. объявили о признании независимости Польши[2], приняв важное решение по национальному вопросу.

Наряду с польским вопросом, как показала история 1917-1918 гг., стояли также финский, украинский, татаро-башкирский (шире – мусульманский), проблема Закавказских и Среднеазиатских территорий.

На Московском Государственном Совещании в августе делегаты от национальных групп были умеренными и стояли на позиции не предрешения национального вопроса до Учредительного Собрания. В некоторых выступлениях были высказаны призывы признать политические права национальных меньшинств, что не означало намерений отделения от России[4].

Правительство по-разному действовало в отношении различных национальных окраин. Но, в общем, оно продолжало придерживаться фундаментального принципа первичности индивидуальных прав по отношению к коллективным правам национальных сообществ. Основное внимание в развитии публичного права России этого периода уделялось не национальному вопросу как таковому, а определению основ правового статуса личности, как фундамента для разрешения всех остальных вопросов российского права.

11(24) мая 1917 г. в Петрограде на заседании ЮС в присутствии Министра Статс-секретаря Финляндии К.К. Энкеля, финляндского сенатора А.А. Туленхейма и доктора права Г.Р. Идмана рассматривался вопрос об изменении политической ситуации в Финляндии и росте там притязаний на самостоятельность от России. Финляндская часть заседания ЮС, признавая ВП правопреемником монарха, выразила мнение о необходимости пересмотреть принципы отношений России и Финляндии. В конце сентября ЮС рассмотрело полученный проект Конституции Финляндии, разработанный финляндскими политическими деятелями. Он предусматривал учреждение республиканского строя. В основу был положен принцип государственной независимости Финляндии, которая должна была строить отношения с Россией на основе международного договора как субъект международного права. Финский проект предусматривал лишь некоторое ограничение государственного суверенитета: право России в военное время вводить на территорию Финляндии свои войска.

По приглашению генерал-губернатора Финляндии Н.В. Некрасова - кадета по партийной принадлежности - члены ЮС 2-3 октября провели в Гельсингфорсе переговоры с финскими политическими деятелями и юристами о проекте конституции Финляндии. 13(26) октября в Петрограде членами ЮС были получены проекты финляндского сената: законов о взаимных правовых отношениях России и Финляндии и о новой форме правления, исправленные в соответствии с требованиями российской стороны. Однако ситуация в самой России и в Финляндии снова изменилась. В конце сентября ВП фактически утратило контроль над территорией Финляндии, поскольку вооруженные силы России на ее территории были подчинены русскому областному комитету армии, флота и рабочих Финляндии во главе с И.Т. Смилгой.

Постепенно нарастала острота украинского вопроса. Временное правительство начало с признания культурных прав украинцев: 4 марта 1917 г. оно разрешило преподавание на украинском языке в Киевском учебном округе[13]. Вскоре Украинская Центральная Рада обратилась к Временному правительству с предложением принять меры по расширению прав Украины. Любопытным в этом обращении было то, что украинские политики по существу предлагали провести подготовительные мероприятия к политическому отделению Украины усилиями и за счет средств российского правительства. Они просили допустить представителей Украины на международную конференцию по зарубежной Украине, занятой германскими войсками (как шаг к международной правосубъектности Украины – С.В.); учредить при ВП должность особого комиссара по делам Украины; учредить на Украине должность особого комиссара украинской области с областным советом; свести повсеместно в отдельные войсковые формирования всех военнослужащих – украинцев; провести украинизацию начальной, средней и высшей школы Украины в отношении языка и предметов преподавания; назначать на светские и духовные должности лиц, пользующихся доверием населения, владеющих языком и знакомых с бытом; выделить средства для обеспечения национально-культурных потребностей Украины из Государственного Казначейства в распоряжение Центральной Рады; облегчить въезд на Украину украинцам из-за рубежа и разместить в тюрьмах и лагерях Украины военнопленных галичан.

Члены Юридического Совещания предложили правительству не принимать во внимание это обращение, поскольку самопровозглашенная Центральная Рада могла не отражать интересы всего населения Украины. Вопрос о самой национально-территориальной автономии было предложено передать на рассмотрение Учредительного Собрания[14].

Были сделаны шаги к признанию культурной автономии прибалтийских национальностей. 30 марта в опубликованном постановлении о проведении границ между Эстляндской и Лифляндской губерниями и создании там земских Советов указывалось, что язык делопроизводства и общения определяется самими этими учреждениями. Государственным языком оставался русский.

В марте 1917 г., признав Мусульманский комитет, образовавшийся на территории Казанской губернии, Временное правительство разрешило употреблять в губернии национальный язык в делопроизводстве, торговых книгах, а также в частных учебных заведениях[15].

ЮС оставалось сторонником исключительно территориального подхода в реформировании системы местного самоуправления в России. 26 июня оно рекомендовало ВП отклонить просьбу калмыков Астраханской и Ставропольской губерний, а также Войска Донского о создании Особой Калмыцкой Области. Большинство членов ЮС высказалось за необходимость оставить в составе Астраханской губернии Киргизской области и Калмыцкой Степи до решения этого вопроса Учредительным Собранием[16].

В Средней Азии русское правительство потрясений в 1917 г. не ожидало. Эмир бухарский и хивинский хан присягнули Временному правительству, которое обещало сохранить обязательную силу договоров, заключенных ранее с русским царем. Вскоре ВП предприняло попытку реформировать отношения с Хивой. Изучая опыт Британской империи по разработке и дарованию конституций для своих бывших колоний, ЮС приступило к разработке подобного акта для Хивинского Ханства. В фонде Государственного Архива Российской Федерации сохранился проект Основных законов Хивинского ханства, обсуждавшийся на заседании ЮС 24 октября (6 ноября) 1917 г. В проекте предусматривалась политическая зависимость этого государства от России: хан должен был получить признание Российского правительства, Глава IКонституции Хивы не могла быть изменена без согласия правительства России. На территории Хивы учреждалась должность комиссара правительства России, который давал согласие на проведение выборов меджлиса, назначаемых по инициативе хана. Он также мог письменно потребовать проведения чрезвычайной сессии меджлиса.

Знакомясь с материалами заседаний ВП, приходится делать вывод, что в целом национальный вопрос не имел для правительства самостоятельного значения. В значительной степени этот подход представляется оправданным со стратегической точки зрения, хотя его значение для тактических мер правительством в определенной степени было недооценено. Были изменены многие принципы российского права, что нашло отражение в законодательстве и правоприменительной деятельности. Уникальность подхода Временного правительства 1917 г. состояла в стремлении к системному решению проблем России, в расчете на долговременную перспективу. Очевидным было осознание того, что обострение межнациональных противоречий было не причиной, а следствием других, более существенных внешне- и внутриполитических проблем.

В настоящее время в условиях некоторой стабильности в развитии российского общества идея развития федерации в направлении сбалансированного, комплексного и системного развития крупных экономических регионов, заслуживает изучения по ряду причин. Эта идея неоднократно прозвучала в 2012 году и была закреплена в Стратегии национальной политики России на период до 2025 года.

[1] ГАРФ, ф.1792, оп.1, д.2, л.1.

4. Приказ № 1 по армии, изданный Временным правительством, предписывал:
а) обязательное одобрение солдатскими комитетами всех приказов офицеров +
б) периодическую замену воинских частей на фронте войсками тыловых гарнизонов
в) запрещение политической агитации в воинских частях

14. Приказ № 1 по армии, изданный Временным правительством, предписывал
а) запрещение политической агитации в воинских частях
б) увеличение финансирования армии
в) периодическую замену воинских частей на фронте войсками тыловых гарнизонов
г) обязательное одобрение солдатскими комитетами всех приказов офицеров+

Первый состав Временного правительства возглавил общественный деятель буржуазно-либерального толка князь Львов Г.Е. В состав вошли: от партии кадетов: Милюков П.Н., Некрасов Н.В., Мануйлов А.А., Шингарев А.И., Шаховский А.И., от партии октябристов: Гучков А.И., Годнев И.В., от партии прогрессистов: Коновалов А.И., от центристов: Львов В.Н., от Петроградского совета: Керенский А.Ф., беспартийный Терещенко М.И. Ключевые посты заняли: военного министра – Гучков, министра иностранных дел – Милюков, юстиции – Керенский.

В этот момент Советы могли провозгласить переход власти в их руки, а у Временного комитета Государственной думы или только сформированного Временного правительства не было бы возможностей и сил им в этом воспрепятствовать.
Второй кризис произошел в июне, на фоне разгрома русского Юго-Западного фронта. Состоявшиеся в Петрограде массовые демонстрации показали, что власть правительства держится только на согласии его поддерживать эсеровско-меньшевистским большинством Петроградского Совета.

Отказ Временного правительства от каких-либо шагов по изменению законодательства исходил из идеи непрерывности правопорядка, согласно которой в государстве должна сохраняться преемственность старых законов впреть до созыва Учредительного собрания. Только оно правомочно внести существенные изменения в законодательство. Оставались в силе основные источники права, которые действовали при царизме.

От автономии к независимости: Временное правительство и Финляндия в 1917 году Текст научной статьи по специальности; История и археология

Временное правительство амнистировало всех финляндских деятелей, оппозиционных по отношению к росийскому самодержавию, включая участников егерского движения2. Причем наивность Временного правительства была потрясающей: оно не только разрешило большевикам вернуться в Россию [6, с. 375], но и амни-

17. Startsev V. I. Vremennoe pravitel’stvo i Finliandiia v 1917 godu [The Provisional Government and Finland in 1917]. Rossiia i Finliandiia v XX veke [Russia and Finland in 20th century]. St. Petersburg, Liechtenstein, Evropeiskii dom Publ., Topos Verlag, 1997, pp. 6-34. (In Russian)

Временное Правительство И Автономии

Мусульманские народы в количественном отношении составляли немалую часть населения российской империи, поэтому их идеалы и убеждения относительно дальнейшей формы государственного устройства представляли существенный интерес. Но мусульманское движение отличалось значительной разрозненностью и отсутствием единой политики.

Об­ра­зо­ва­но в от­сут­ст­вие имп. Ни­ко­лая II в Пет­ро­гра­де 1(14) мар­та Вре­мен­ным к-том Гос. ду­мы для во­дво­ре­ния по­ряд­ка в Пет­ро­гра­де и для сно­ше­ния с уч­ре­ж­де­ния­ми и ли­ца­ми [со­з­дан 27 февр. (12 мар­та) Со­ве­том ста­рей­шин по по­ру­че­нию Ча­ст­но­го со­ве­ща­ния чле­нов Гос. ду­мы].

Сенатор Вреде откровенно пояснил мотивы, почему все вопросы, за исключением внешних и военных, должны, по его мнению, разрешаться правительственными органами Финляндии. Он высказал опасение, что в России вполне возможно усиление националистических настроений. В истории не раз бывали случаи, когда самодержавные монархи давали отпор националистическим стремлениям в России. Но демократическая республика не имела реальной власти и силы, чтобы эф-

Читайте также: