Какая система органов осуществляет

Обновлено: 02.07.2024

Основные понятия и термины по теме: эпителий, органы системы.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Ткани. Виды тканей.

3. Системы органов.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1.Ткань — система клеток и межклеточного вещества, объединенных общим происхождением, строением и выполняемыми функциями. Строение тканей живых организмов изучает наук гистология. Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы.

В организмах человека выделяют следующие виды тканей:

  • эпителиальная покрывает организм снаружи, выстилает поверхность внутренних органов и полости, входит в состав желез внутренней и внешней секреции.
  • соединительная;
  • нервная;
  • мышечная.

Соединительная ткань — это ткань живого организма, не отвечающая непосредственно за работу какого-либо органа или системы органов, но играющая вспомогательную роль во всех органах, составляя 60—90 % от их массы. Выполняет опорную, защитную и трофическую функции. Соединительная ткань образует опорный каркас (строму) и наружные покровы (дерму) всех органов. Общими свойствами всех соединительных тканей является происхождение из мезенхимы, а также выполнение опорных функций и структурное сходство.

Нервная ткань — ткань эктодермального происхождения, представляет собой систему специализированных структур, образующих основу нервной системы и создающих условия для реализации её функций. Нервная ткань осуществляет связь организма с окружающей средой, восприятие и преобразование раздражителей в нервный импульс и передачу его к эффектору. Нервная ткань обеспечивает взаимодействие тканей, органов и систем организма и их регуляцию.

Мышечными тканями называют ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Они обеспечивают перемещения в пространстве организма в целом, его частей и движение органов внутри организма (сердце, язык, кишечник и др.) и состоят из мышечных волокон. Свойством изменения формы обладают клетки многих тканей, но в мышечных тканях эта способность становится главной функцией.

2. Орган — часть тела определённой формы и конструкции, имеющая определённую локализацию в организме и выполняющая определённую функцию (функции). Каждый орган образован определёнными тканями, имеющими характерный клеточный состав.

3.Органы, которые объединены функционально, составляют систему органов.

Различают несколько видов систем:

Опорно-двигательная система.Опорно-двигательный аппарат включает костный скелет, укреплённый вспомогательными элементами (связками, суставными дисками, менисками и др.), а также мышцы.


Скелет — это пассивная часть опорно-двигательного аппарата. Скелет у взрослого человека состоит в основном из костей. В местах, где требуются упругость и гибкость, сохраняются хрящи: хрящи участвуют в формировании хрящевых соединений костей (синхондрозов), полусуставов (симфизов) и суставов. Особняком стоит относящийся к дыхательной системе скелет гортани и трахеобронхиального дерева, который полностью сформирован хрящами.

В состав опорно-двигательной системы входят поперечно-полосатые мышцы (скелетные мышцы). Мышцы — это активная часть опорно-двигательного аппарата. Большинство мышц крепятся к костям скелета двумя концами с помощью сухожилий.

Сердечно-сосудистая система.Сердечно-сосудистая система обеспечивает постоянную циркуляцию крови по замкнутой системе сосудов — двум кругам кровообращения, начинающимся и оканчивающимся в сердце. Кровь переносит к клеткам организма субстраты, которые требуются для их нормального функционирования, и эвакуирует продукты их жизнедеятельности. Эти вещества выходят через капилляры в интерстициальную (межклеточную) жидкость.

Нервная система.Нервная система человека отвечает за регуляцию деятельности органов и систем, обеспечивая их функциональное единство, осуществляет высшую нервную деятельность, а также участвует во взаимосвязи организма с внешней средой. Нервная система состоит из центральной части — головного и спинного мозга (центральная нервная система), а также периферической, образованной нервами, нервными корешками, нервными сплетениями, ганглиями и нервными окончаниями (периферическая нервная система). Головной мозг располагается в полости черепа, от него отходят черепные нервы. Ствол головного мозга продолжается спинным мозгом, расположенным в позвоночном канале, из которого через межпозвоночные отверстия выходят спинномозговые нервы.

Также нервная система разделяется: на соматическую (обеспечивающую иннервацию органов опорно-двигательного аппарата и кожи) и вегетативную (обеспечивающую иннервацию внутренних органов)

Пищеварительная система человека. Пищеварительная система обеспечивает механическую и химическую обработку пищи, всасывание её компонентов, и удаление непереваренных остатков.

Дыхательная система.Основная функция дыхательной системы — обеспечение газообмена: доставка из окружающей среды кислорода и удаление образующегося в процессе окисления углекислого газа. Дыхательная система также принимает непосредственное участие в образовании звуков речи.

Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и дыхательных органов — лёгких.

Дыхательные пути делятся на верхний и нижний отделы. К верхним дыхательным путям относят полость носа, носовую и ротовую части глотки. К нижним дыхательным путям относят гортань, трахею и бронхи.

Репродуктивная система. Органы репродуктивной системы выполняют функцию размножения человека. Половые железы — семенники и яичники — также являются эндокринными органами и вырабатывают гормоны, регулирующие работу как самой репродуктивной системы, так и других систем органов.

У человека и других позвоночных в развитии, а отчасти и в ходе функционирования половая система тесно связана с мочевыделительной, поэтому иногда эти две системы описывают совместно под названием мочеполового аппарата.

Мочевыделительная система. Мочевыделительная система обеспечивает вывод из организма конечных продуктов азотистого обмена, чужеродных и токсических соединений, избытка органических и неорганических веществ. Мочевыделительная система участвует в обмене углеводов и белков, в образовании биологически активных веществ, регулирующих уровень артериального давления, скорость секреции альдостерона надпочечниками и скорость образования эритроцитов. Мочевыделительная система участвует в поддержании гомеостаза, регулируя водно-солевой обмен.

Эндокринная система. Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

Помимо регуляции деятельности внутренних органов, эндокринная система участвует в обеспечении гомеостаза организма, регуляции роста, развития и половой дифференцировки, психической деятельности и эмоциональных реакций.

Покровная система.Покровная система — наружный слой человеческого тела, образованный кожей и её производными (волосами, потовыми, молочными и сальными железами, ногтями). Кожа образована двумя слоями — эпидермисом и дермой. Эпидермис представлен многослойным плоским ороговевающим эпителием. Дерма — соединительнотканная часть кожи, залегающая под эпидермисом и содержащая гладкие мышцы, кровеносные сосуды и нервные окончания.

Кожа выполняет защитную функцию, участвует в восприятии раздражений из окружающей среды, в терморегуляции и выделении продуктов обмена веществ.

Практическое занятие –не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

Форма контроля самостоятельной работы:

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Назвать основные виды эпителиальной ткани.

2. Перечислть функции соединительной ткани.

3. Дать определение органу и системе.

4. Перечислить, какие органы и системы вы знаете.

Тема 9.2. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи

Основные понятия и термины по теме: Пищеварение; заболевания желудочно-кишечного тракта.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Значение пищеварения и основные функции пищеварительного аппарата.

2. Предупреждение пищевых отравлений.

3. Кишечные инфекции и их профилактика.

4. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1.Значение пищеварения и основные функции пищеварительного аппарата. Организм постоянно расходует энергию и входящие в него, в его состав, вещества. Для поддержания жизни необходимо их возмещение. Белки, жиры, и углеводы - источники энергии, поступающей пищей, высокомолекулярные соединения. Пища, для их усвоения, должна быть соответствующим образом переработана.

Пищеварение - сложный физиологический процесс, во время которого поступившая в пищеварительный тракт пища подвергается механической и химической переработке.

Механическая переработка пищи - это размельчение, увлажнение, перемещение, растворение. Белки, жиры, углеводы расщепляются на более простые химические соединения, и всасываются в кровь и лимфу. Это происходи при обязательном участии специфических веществ - ферментов.

Ферменты- это сложные органические вещества, белковой породы, вырабатывающие пищеварительными желёзами и входящие в состав выделяемых ими соков.

Ферменты делятся на 3 группы:

1) расщепляющие белки - протеазы;

2) расщепляющие жиры - липазы;

3) расщепляющие углеводы - карбогидразы.

Пищеварительный аппарат выполняет функции:

· секреторную - выработка и отделение пищеварительных соков: слюны, желудочного, поджелудочного и кишечного соков, желчи. Эти соки вырабатываются пищеварительными желёзами;

· двигательную - состоит в жевании, глотании, продвижении пищевых масс и в выделении из организма пищевых остатков. Она существует при помощи мускулатуры пищевого тракта;

· всасывательная - обеспечивает переход продуктов расщепления пищевых веществ в кровь и лимфу. Осуществляется слизистой оболочкой желудка, тонких и толстых кишок.

Пищеварение в ротовой полости.Во рту определяются вкусовые качества, пригодность пищи. В ротовой полости происходит начальное переваривание углеводов.

У человека 3 пары крупных слюнных желёз:


- подъязычные;

Они выделяют ≈1000-1200 мл. слюны, количество выделяемой слюны зависит от количества пищи, реакция её - нейтральна. Слюна состоит на 98,5-99,5% из воды и на 0,5-1,5% из плотного остатка - солей, белков и т.д.

Пищеварение в желуде.В желудке пища находится 4-10ч.

Механическая обработка происходит за счёт сокращения гладких мышц (в стенках желудка).

Химическая обработка пищи происходит за счёт желудочного сока, выделяющегося желёзами внутренней секреции (железам).

Сок (1,5-2 л. в день) содержит: соляную кислоту, ферменты и слизь.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Оборудование: таблицы по зоологии с изображением различных систем органов отдельных групп животных: пищеварительная система дождевого червя; нервная система гидры; нервная система плоских червей; нервная система позвоночных; скелет рыбы или лягушки; внутреннее строение речного окуня; эндокринная, выделительная, кровеносная системы человека.

Основные понятия и термины урока: орган, система органов, газообмен, гормоны, сердце, сосуды, почки, яичники, семенники, лёгкие, скелет, мышцы, трахеи, жабры.

Методические рекомендации

1. Закрепление знаний об органах и системах органов животных.

(Беседа с использованием вопросов на странице 51 учебника.)

Учащиеся отвечают устно на вопросы учебника, при ответах используются таблицы с изображением систем органов, при необходимости учитель акцентирует внимание ребят на отдельных вопросах и терминах. На данную форму работы отводится максимум 15 минут, так как данные вопросы являлись домашним заданием к уроку.

Вопрос 1 . Что такое орган? Какие органы называются внутренними? Какие органы человека вы знаете?

Орган – часть тела с присущими ей определенными формой, строением и функциями. Состоит из нескольких тканей, но преобладает, как правило, один или два типа тканей. Внутренниминазываются органы, расположенные в полостях тела. У человека это, например, сердце, легкие, печень, желудок, почки и др.

Вопрос 2. Что называется системой органов?

Системой органовназывают взаимосвязанные между собой органы, выполняющие общие функции. Например, кровеносная система включает сердце и сосуды; выделительная система – почки, мочеточники и мочевой пузырь.

Вопрос 3 . Какая система обеспечивает согласованную деятельность всех органов?

Все части нашего организма – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое. Такая согласованность достигается, прежде всего, благодаря деятельности нервной системы. Впервые она появляется у гидры. У нее нервная система состоит из разбросанных по телу нервных клеток. У плоских червей планарий – из скоплений нервных клеток, которые образуют парные головные узлы, отходящие от них нервные стволы и многочисленные нервные ответвления. Самая сложная нервная система у позвоночных; она образована головным и спинным мозгом, а также многочисленными нервами.

Вопрос 4. В чем состоит функция системы органов размножения?

Система органов размножения обеспечивает воспроизведение организмом себе подобных.

Вопрос 5. Какая система обеспечивает газообмен в нашем организме?

Система органов дыхания осуществляет обмен газов в организме, т. е. поступление кислорода и выделение углекислого газа. Строение дыхательной системы у разных животных различно. Так, например, у насекомых это система тонких трубочек – трахей, у рыб – жабры, а у млекопитающих – легкие.

Вопрос 6. Назовите органы, составляющие кровеносную систему.

Органы кровеносной системы – это сердце и сосуды.

Вопрос 7. Каковы функции опорно-двигательной системы?

Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Скелет придает телу форму, служит ему опорой, защищает внутренние органы от повреждений. Благодаря сокращениям мышц животное может активно передвигаться.

Вопрос 8. Как устроена пищеварительная система дождевого червя?

У дождевого червя пищеварительная система включает в себя рот, глотку, пищевод, зоб, мускулистый желудок, кишечник, анальное отверстие. Последовательно проходя по отделам пищеварительной системы, пища претерпевает поэтапные изменения.

Вопрос 9. В чем заключается функция пищеварительной системы?

В пищеварительной системе происходит переваривание пищи и всасывание в кровь питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Например, у дождевого червя захваченный кусочек листа через глотку и пищевод поступает в зоб, где увлажняется. Затем в мускулистом желудке он основательно перетирается, превращаясь в кашицеобразную массу. Переваривание и всасывание пищи происходит в кишечнике. Здесь сложные вещества пищи превращаются в более простые, растворимые вещества, которые всасываются стенками кишечника и поступают в кровь. Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

Вопрос 10. Какую роль в организме выполняет выделительная система?

Главной функцией выделительной системы является выведение из организма вредных и ненужных веществ – продуктов его жизнедеятельности.

Вопрос 11 . Что такое гормоны?

Гормоны – это особые химические вещества, которые выделяются в кровь специальными железами, составляющими эндокринную систему. Гормоны принимают участие в регуляции деятельности организма. Гормоны разносятся по организму кровью, а их выделение контролируется нервной системой.

Вопрос 12 . Какова роль эндокринной системы?

Железы эндокринной системы вырабатывают гормоны, которые регулируют функции отдельных органов или всего организма в целом.

Данная форма работы представляет индивидуальную работу ребёнка в течение 5-10 минут времени с целью акцентирования внимания на основные понятия темы. Каждый учащийся просматривает каждый пункт карты, где изучаемая тема представлена в сжатом виде.

Инструктивная карта: (что должен знать учащийся)

  1. Знать, что органы животных объединяются в системы органов.
  2. Знать, что в пищеварительной системе животных происходит переваривание питательных веществ и всасывание продуктов переваривания в кровь.
  3. Знать, что кровеносная система животного снабжает все органы животного питательными веществами и кислородом и выносит из них ненужные вещества.
  4. Знать, что система органов дыхания животного осуществляет газообмен, т. е. поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа.
  5. Знать, что выделительная система животного обеспечивает выведение из организма вредных веществ, образующихся в результате жизнедеятельности.
  6. Знать, что опорно-двигательная система состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц.
  7. Знать, что нервная система координирует процессы, происходящие в организме, и управляет поведением животного.
  8. Знать, что эндокринная система животных участвует в управлении процессами, происходящими в организме, путем выделения сигнальных веществ – гормонов.
  9. Знать, какую функцию в организме животных выполняет система органов размножения.
  10. Знать, что в яичниках образуются женские половые клетки, а в семенниках – мужские.

3. Контроль знаний учащихся: тестовые задания представлены в трёх вариантах.

Выберите один верный ответ

В пищеварительной системе происходит:
а) только всасывание питательных веществ
б) только переваривание питательных веществ
в) переваривание и всасывание питательных веществ
г) поступление, переваривание и всасывание питательных веществ

К органам пищеварительной системы рыбы относится(ятся):
а) хвостовой плавник
б) жабры
в) ротовая полость
г) почки

Толстая кишка входит в состав:
а) выделительной системы
б) дыхательной системы
в) эндокринной системы
г) пищеварительной системы

Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает:
а) опорно-двигательная система
б) пищеварительная система
в) эндокринная система
г) кровеносная система

Дыхательная система насекомого представлена:
а) легкими
б) жабрами
в) трахеями
г) кишечником

В организм речного окуня кислород поступает:
а) из легких в кровь
б) из крови в мышцы
в) из крови в жабры
г) из кишечника в кровь

Расщепление углеводов, в результате которого выделяется энергия, в организме птицы происходит:
а) в легких
б) в кишечнике
в) в межклеточном веществе костей
г) во всех клетках организма

С помощью кровеносной системы в организме ежа осуществляется перенос:
а) хлорофилла
б) нервных клеток
в) непереваренной пищи
г) углекислого газа

К опорно-двигательной системе кита относятся:
а) мышцы, двигающие хвостом
б) сердечная мышца
в) легкие
г) головной мозг

Гормоны доставляет к органам:
а) нервная система
б) кровь
в) дыхательная система
г) пищеварительная система

Все части организма человека – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое, благодаря:
а) только эндокринной системе
б) только нервной системе
в) только органам чувств и головному мозгу
г) нервной и эндокринной системе

Пищеварительная система состоит:
а) только из пищеварительного канала
б) из пищеварительного канала и пищеварительных желез
в) из органов пищеварения и выделения
г) только из пищеварительных желез

К пищеварительной системе птицы относится:
а) спинной мозг
б) тонкая кишка
в) перо
г) легкое

К пищеварительной системе не относится:
а) толстая кишка
б) тонкая кишка
в) почка
г) желудок

Из кишечника питательные вещества поступают:
а) в легкие
б) в почки
в) в кровь
г) в сердечную мышцу

В дыхательную систему птицы входят(ит):
а) жабры
б) легкие
в) сердце
г) почки

Углекислый газ в организм животного поступает:
а) из кровеносной системы в дыхательную
б) из нервной системы в дыхательную
в) из дыхательной системы в выделительную
г) из кровеносной системы в выделительную

В организме животного дышат:
а) только клетки стенок легких
б) только клетки печени
в) все клетки организма
г) только клетки крови

В организме животного углекислый газ выделяется:
а) всеми клетками
б) только клетками жаберных стенок
в) только сердечной мышцей
г) только мозгом

Кровеносная система лисицы состоит из:
а) сердца и сосудов
б) легких
в) только сердца
г) только сосудов

Нервная система позвоночного животного образована:
а) головным и спинным мозгом
б) только головным мозгом
в) только нервами
г) спинным и головным мозгом, а также нервами

У гидры нервная система состоит из:
а) разбросанных по телу нервных клеток
б) парных головных нервных узлов
в) головного, спинного мозга и нервов
г) брюшной нервной цепочки

Значительная часть питательных веществ, образующихся в процессе пищеварения, обычно:
а) растворима в воде и не может усваиваться организмом
б) нерастворима в воде и не может усваиваться организмом
в) растворима в воде и может усваиваться организмом
г) нерастворима в воде и может усваиваться организмом

В состав пищеварительной системы позвоночного животного входит(ят):
а) семенники
б) легкие
в) сердце
г) глотка

В пищеварительную систему позвоночного животного не входт:
а) подкожный жир
б) ротовая полость
в) двенадцатиперстная кишка
г) толстая кишка

В органы опорно-двигательной системы собаки питательные вещества поступают из:
а) пищеварительной системы
б) крови
в) выделительной системы
г) эндокринной системы

Органы дыхательной системы щуки представлены:
а) жабрами
б) трахеями
в) легкими
г) сердцем

У рыбы кровеносная система состоит из:
а) трехкамерного сердца
б) двухкамерного сердца и сосудов
в) только из сосудов
г) из легких

С помощью кровеносной системы в организме животного осуществляется перенос:
а) кислорода
б) веществ, которые нужно удалить из организма
в) питательных веществ
г) всего вышеперечисленного

Кровеносная система не:
а) переносит питательные вещества и газы
б) переносит гормоны
в) защищает от инфекций
г) передает нервные импульсы

В состав опорно-двигательной системы птицы входят:
а) желудок
б) мышцы, двигающие крылья
в) печень
г) почки

Гормоны поступают:
а) из эндокринной системы в дыхательную
б) из пищеварительной системы в дыхательную
в) из эндокринной системы в кровь
г) из дыхательной системы в пищеварительную

У позвоночных животных работой различных органов управляет(ют):
а) нервная и эндокринная системы
б) только нервная система
в) пищеварительная система
г) выделительная система


Человеческое тело, которое представляет вашу физическую структуру, должно выполнять множество задач, чтобы поддерживать жизнь и работоспособность своего владельца. В каждый момент времени ваше сердце и легкие работают, и множество других процессов происходит внутри вас, даже когда вы спите. Некоторые из них вы можете чувствовать, но не контролировать, например, пищеварение; другие навсегда ускользнут от вашего сознательного обнаружения.

Многие части тела принято разделять на системы, сгруппированные в основном на их функциях. В некоторых случаях это разделение позволяет хорошо локализовать системы организма; в других они анатомически рассредоточены по всему телу.

Системы органов человека и их функции


Сегодня большинство источников выделяют 11 систем органов человека, которые выполняют различную работу в нашем организме.

Сердечно-сосудистая система

Сердце и кровеносные сосуды обеспечивают непрерывную циркуляцию крови по организму, осуществляя доставку кислорода и питательных веществ к остальным частям тела, а также собирая продукты жизнедеятельности для их выведения из организма другими системами. Читать подробнее: Сердечно-сосудистая система человека.

Дыхательная система

Скелетная система

Кости, хрящи и связки выполняют структурную поддержку для всех органов и тканей тела. Эта система обеспечивает функцию защиты жизненно важных органов и позволяет организму передвигаться. Костный мозг внутри длинных костей вырабатывает иммунные клетки. Скелетная система вместе с мышечной системой формирует опорно-двигательную систему (опорно-двигательный аппарат).

Мышечная система

Мышцы бывают трех основных типов:

  • Скелетные мышцы двигают вас и выполняют другие функции, когда вы добровольно сокращаете их.
  • Гладкая мускулатура действует непроизвольно. Она находится в стенках сосудов и внутренних органов, таких как кишечник, мочевой пузырь, дыхательные пути, выделительные и половые органы.
  • Сердечная мышца – это особый вид мышц, который формирует наше сердце. Она непрерывно сокращается на протяжении всей жизни, осуществляя циркуляцию крови по сосудам и транспортировку жизненно важных веществ к тканям. Сокращение сердечной мышцы происходит самопроизвольно, а вегетативная нервная система лишь регулирует её работу.

Покровная система

Включает кожу, волосы и ногти. Этот физический барьер защищает от патогенов, регулирует уровень влажности в организме и поддерживает постоянную температуру тела. Кожа и другие части покровной системы работают рука об руку с иммунной системой организма, защищая нас от вирусов и бактерий. Иногда иммунная система указывается отдельно от покровной системы.

Пищеварительная система

Помогает расщеплять съеденную нами пищу на простые молекулы, из которых клетки организма могут получать энергию. Читать подробнее: Пищеварительная система человека.

Нервная система

Ваш головной мозг, спинной мозг и множество периферических нервов составляют нервную систему, которая отвечает за сбор, обработку и передачу информации, а также вместе с эндокринной системой выполняет координированную регуляцию работы всех систем организма и реагирует на изменение условий внутренней и внешней среды. Читать подробнее: Нервная система человека.

Эндокринная система

Эта система регулирует внутреннюю среду организма за счет распределения химических веществ (гормонов), которые действуют на определенные рецепторы по всему телу. Поджелудочная железа, гипофиз и щитовидная железа являются частью эндокринной системы.

Экскреторная / выделительная система

Ваши почки помогают устранять отходы, фильтруя кровь, поддерживают стабильный кислотно-щелочной баланс крови и регулируют количество жидкости в организме с помощью электролитов и других растворенных веществ. Читать подробнее: Мочевыделительная система человека.

Лимфатическая система

Лимфатическая система – это часть иммунной системы. Она также поддерживает баланс жидкости и играет роль в усвоении жиров и жирорастворимых питательных веществ. Лимфатическая система включает обширную сеть сосудов, которая проходит почти через все наши ткани, обеспечивая движение жидкости, называемой лимфой. Лимфа циркулирует по телу подобно крови. В теле человека около 600 лимфатических узлов, которые набухают в ответ на инфекцию из-за скопления лимфатической жидкости, бактерий или других патогенов и клеток иммунной системы.

Репродуктивная система

Отвечает за выработку гамет или половых клеток (семенники (яички) у мужчин, яичники у женщин), которые участвуют в оплодотворении и передаче генов следующему поколению. Мужская репродуктивная система включает в себя пенис и яички, которые производят сперму. Женская репродуктивная система включает влагалище, матку и яичники, производящие яйцеклетки. Во время зачатия сперматозоид сливается с яйцеклеткой, создавая оплодотворенную яйцеклетку, которая имплантируется и растет в матке женщины. Читать подробнее: Репродуктивная (половая) система человека.

Оборудование: таблицы по зоологии с изображением различных систем органов отдельных групп животных: пищеварительная система дождевого червя; нервная система гидры; нервная система плоских червей; нервная система позвоночных; скелет рыбы или лягушки; внутреннее строение речного окуня; эндокринная, выделительная, кровеносная системы человека.

Основные понятия и термины урока: орган, система органов, газообмен, гормоны, сердце, сосуды, почки, яичники, семенники, лёгкие, скелет, мышцы, трахеи, жабры.

Методические рекомендации

1. Закрепление знаний об органах и системах органов животных.

(Беседа с использованием вопросов на странице 51 учебника.)

Учащиеся отвечают устно на вопросы учебника, при ответах используются таблицы с изображением систем органов, при необходимости учитель акцентирует внимание ребят на отдельных вопросах и терминах. На данную форму работы отводится максимум 15 минут, так как данные вопросы являлись домашним заданием к уроку.

Вопрос 1 . Что такое орган? Какие органы называются внутренними? Какие органы человека вы знаете?

Орган – часть тела с присущими ей определенными формой, строением и функциями. Состоит из нескольких тканей, но преобладает, как правило, один или два типа тканей. Внутренниминазываются органы, расположенные в полостях тела. У человека это, например, сердце, легкие, печень, желудок, почки и др.

Вопрос 2. Что называется системой органов?

Системой органовназывают взаимосвязанные между собой органы, выполняющие общие функции. Например, кровеносная система включает сердце и сосуды; выделительная система – почки, мочеточники и мочевой пузырь.

Вопрос 3 . Какая система обеспечивает согласованную деятельность всех органов?

Все части нашего организма – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое. Такая согласованность достигается, прежде всего, благодаря деятельности нервной системы. Впервые она появляется у гидры. У нее нервная система состоит из разбросанных по телу нервных клеток. У плоских червей планарий – из скоплений нервных клеток, которые образуют парные головные узлы, отходящие от них нервные стволы и многочисленные нервные ответвления. Самая сложная нервная система у позвоночных; она образована головным и спинным мозгом, а также многочисленными нервами.

Вопрос 4. В чем состоит функция системы органов размножения?

Система органов размножения обеспечивает воспроизведение организмом себе подобных.

Вопрос 5. Какая система обеспечивает газообмен в нашем организме?

Система органов дыхания осуществляет обмен газов в организме, т. е. поступление кислорода и выделение углекислого газа. Строение дыхательной системы у разных животных различно. Так, например, у насекомых это система тонких трубочек – трахей, у рыб – жабры, а у млекопитающих – легкие.

Вопрос 6. Назовите органы, составляющие кровеносную систему.

Органы кровеносной системы – это сердце и сосуды.

Вопрос 7. Каковы функции опорно-двигательной системы?

Опорно-двигательная система у позвоночных животных состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц. Скелет придает телу форму, служит ему опорой, защищает внутренние органы от повреждений. Благодаря сокращениям мышц животное может активно передвигаться.

Вопрос 8. Как устроена пищеварительная система дождевого червя?

У дождевого червя пищеварительная система включает в себя рот, глотку, пищевод, зоб, мускулистый желудок, кишечник, анальное отверстие. Последовательно проходя по отделам пищеварительной системы, пища претерпевает поэтапные изменения.

Вопрос 9. В чем заключается функция пищеварительной системы?

В пищеварительной системе происходит переваривание пищи и всасывание в кровь питательных веществ, необходимых для жизнедеятельности организма.

Например, у дождевого червя захваченный кусочек листа через глотку и пищевод поступает в зоб, где увлажняется. Затем в мускулистом желудке он основательно перетирается, превращаясь в кашицеобразную массу. Переваривание и всасывание пищи происходит в кишечнике. Здесь сложные вещества пищи превращаются в более простые, растворимые вещества, которые всасываются стенками кишечника и поступают в кровь. Непереваренные остатки пищи выводятся наружу через анальное отверстие.

Вопрос 10. Какую роль в организме выполняет выделительная система?

Главной функцией выделительной системы является выведение из организма вредных и ненужных веществ – продуктов его жизнедеятельности.

Вопрос 11 . Что такое гормоны?

Гормоны – это особые химические вещества, которые выделяются в кровь специальными железами, составляющими эндокринную систему. Гормоны принимают участие в регуляции деятельности организма. Гормоны разносятся по организму кровью, а их выделение контролируется нервной системой.

Вопрос 12 . Какова роль эндокринной системы?

Железы эндокринной системы вырабатывают гормоны, которые регулируют функции отдельных органов или всего организма в целом.

Данная форма работы представляет индивидуальную работу ребёнка в течение 5-10 минут времени с целью акцентирования внимания на основные понятия темы. Каждый учащийся просматривает каждый пункт карты, где изучаемая тема представлена в сжатом виде.

Инструктивная карта: (что должен знать учащийся)

  1. Знать, что органы животных объединяются в системы органов.
  2. Знать, что в пищеварительной системе животных происходит переваривание питательных веществ и всасывание продуктов переваривания в кровь.
  3. Знать, что кровеносная система животного снабжает все органы животного питательными веществами и кислородом и выносит из них ненужные вещества.
  4. Знать, что система органов дыхания животного осуществляет газообмен, т. е. поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа.
  5. Знать, что выделительная система животного обеспечивает выведение из организма вредных веществ, образующихся в результате жизнедеятельности.
  6. Знать, что опорно-двигательная система состоит из скелета и прикрепленных к нему мышц.
  7. Знать, что нервная система координирует процессы, происходящие в организме, и управляет поведением животного.
  8. Знать, что эндокринная система животных участвует в управлении процессами, происходящими в организме, путем выделения сигнальных веществ – гормонов.
  9. Знать, какую функцию в организме животных выполняет система органов размножения.
  10. Знать, что в яичниках образуются женские половые клетки, а в семенниках – мужские.

3. Контроль знаний учащихся: тестовые задания представлены в трёх вариантах.

Выберите один верный ответ

В пищеварительной системе происходит:
а) только всасывание питательных веществ
б) только переваривание питательных веществ
в) переваривание и всасывание питательных веществ
г) поступление, переваривание и всасывание питательных веществ

К органам пищеварительной системы рыбы относится(ятся):
а) хвостовой плавник
б) жабры
в) ротовая полость
г) почки

Толстая кишка входит в состав:
а) выделительной системы
б) дыхательной системы
в) эндокринной системы
г) пищеварительной системы

Поступление во все органы животного питательных веществ обеспечивает:
а) опорно-двигательная система
б) пищеварительная система
в) эндокринная система
г) кровеносная система

Дыхательная система насекомого представлена:
а) легкими
б) жабрами
в) трахеями
г) кишечником

В организм речного окуня кислород поступает:
а) из легких в кровь
б) из крови в мышцы
в) из крови в жабры
г) из кишечника в кровь

Расщепление углеводов, в результате которого выделяется энергия, в организме птицы происходит:
а) в легких
б) в кишечнике
в) в межклеточном веществе костей
г) во всех клетках организма

С помощью кровеносной системы в организме ежа осуществляется перенос:
а) хлорофилла
б) нервных клеток
в) непереваренной пищи
г) углекислого газа

К опорно-двигательной системе кита относятся:
а) мышцы, двигающие хвостом
б) сердечная мышца
в) легкие
г) головной мозг

Гормоны доставляет к органам:
а) нервная система
б) кровь
в) дыхательная система
г) пищеварительная система

Все части организма человека – клетки, ткани, органы, системы органов – работают согласованно, как единое целое, благодаря:
а) только эндокринной системе
б) только нервной системе
в) только органам чувств и головному мозгу
г) нервной и эндокринной системе

Пищеварительная система состоит:
а) только из пищеварительного канала
б) из пищеварительного канала и пищеварительных желез
в) из органов пищеварения и выделения
г) только из пищеварительных желез

К пищеварительной системе птицы относится:
а) спинной мозг
б) тонкая кишка
в) перо
г) легкое

К пищеварительной системе не относится:
а) толстая кишка
б) тонкая кишка
в) почка
г) желудок

Из кишечника питательные вещества поступают:
а) в легкие
б) в почки
в) в кровь
г) в сердечную мышцу

В дыхательную систему птицы входят(ит):
а) жабры
б) легкие
в) сердце
г) почки

Углекислый газ в организм животного поступает:
а) из кровеносной системы в дыхательную
б) из нервной системы в дыхательную
в) из дыхательной системы в выделительную
г) из кровеносной системы в выделительную

В организме животного дышат:
а) только клетки стенок легких
б) только клетки печени
в) все клетки организма
г) только клетки крови

В организме животного углекислый газ выделяется:
а) всеми клетками
б) только клетками жаберных стенок
в) только сердечной мышцей
г) только мозгом

Кровеносная система лисицы состоит из:
а) сердца и сосудов
б) легких
в) только сердца
г) только сосудов

Нервная система позвоночного животного образована:
а) головным и спинным мозгом
б) только головным мозгом
в) только нервами
г) спинным и головным мозгом, а также нервами

У гидры нервная система состоит из:
а) разбросанных по телу нервных клеток
б) парных головных нервных узлов
в) головного, спинного мозга и нервов
г) брюшной нервной цепочки

Значительная часть питательных веществ, образующихся в процессе пищеварения, обычно:
а) растворима в воде и не может усваиваться организмом
б) нерастворима в воде и не может усваиваться организмом
в) растворима в воде и может усваиваться организмом
г) нерастворима в воде и может усваиваться организмом

В состав пищеварительной системы позвоночного животного входит(ят):
а) семенники
б) легкие
в) сердце
г) глотка

В пищеварительную систему позвоночного животного не входт:
а) подкожный жир
б) ротовая полость
в) двенадцатиперстная кишка
г) толстая кишка

В органы опорно-двигательной системы собаки питательные вещества поступают из:
а) пищеварительной системы
б) крови
в) выделительной системы
г) эндокринной системы

Органы дыхательной системы щуки представлены:
а) жабрами
б) трахеями
в) легкими
г) сердцем

У рыбы кровеносная система состоит из:
а) трехкамерного сердца
б) двухкамерного сердца и сосудов
в) только из сосудов
г) из легких

С помощью кровеносной системы в организме животного осуществляется перенос:
а) кислорода
б) веществ, которые нужно удалить из организма
в) питательных веществ
г) всего вышеперечисленного

Кровеносная система не:
а) переносит питательные вещества и газы
б) переносит гормоны
в) защищает от инфекций
г) передает нервные импульсы

В состав опорно-двигательной системы птицы входят:
а) желудок
б) мышцы, двигающие крылья
в) печень
г) почки

Гормоны поступают:
а) из эндокринной системы в дыхательную
б) из пищеварительной системы в дыхательную
в) из эндокринной системы в кровь
г) из дыхательной системы в пищеварительную

У позвоночных животных работой различных органов управляет(ют):
а) нервная и эндокринная системы
б) только нервная система
в) пищеварительная система
г) выделительная система

Читайте также: