Какая программа должна обеспечить формирование уклада школьной жизни

Обновлено: 18.05.2024

3 Одна из серьезных проблем современного Российского общества – снижение воспитательной функции семьи. Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому научному анализу, располагая только фактами, можно говорить о нарастании разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе: непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем разводов; конфликтность отношений между членами семьи; малодетность (1-2 ребенка); падение авторитета родителей; расширение безнадзорности как социального явления; подростковая преступность; детская и подростковая наркомания.

4 Школьный мониторинг по изучению семей: Социальный состав семей нашей школы выглядит следую щим образом: Всего семей- 731 (100%) Многодетные- 45 (6 %) Неполные-168 (23%) Социально-неблагополучные-30 ( 4 %) Воспитывающие опекаемых детей- 14 (2 %)

5 Школьный мониторинг по изучению семей:

8 Результаты диагностических исследований учащихся.

9 Данные социологического опроса родителей учащихся свидетельствуют, что:

10 ЦЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ И СЕМЬИ: создание особого уклада школьной жизни для развития творческого взаимодействия школы и семьи, способствующего самоопределению и самореализации школьника.

11 Задачи: –Консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. –Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с постепенным, системным, поэтапным формированием у учащихся традиционных для российской семьи ценностей. –Формирование уклада школьной жизни, основанного на принципах соборности*, со=бытийности**. –Повышение педагогической, психологической, юридической, медицинской компетентности родителей. –Разработка методики работы с различными категориями и типами семей. –Разработка и внедрение методик работы с социально-неблагополучными семьями и семьями, воспитывающими одаренного ребенка, ребенка инвалида. –Организация непрерывного педагогического воздействия по формированию мировосприятия, миропонимания, мировоззрения ребенка с раннего детства до завершения образования и вступления в самостоятельную жизнь. –Анализ эффективности создаваемой воспитательной модели.

14 Гипотеза программы Гипотеза программы заключается в предположении, что школа может стать духовно- нравственным и культурным центром, направленным на возрождение традиций российской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении всех ее членов и обеспечит гармоничное воспитательное воздействие педагогов и родителей на личность ребенка.

15 Основополагающая концептуальная идея воспитательной деятельности: Школьный уклад должен составлять живое полноценное внутреннее органическое единство школы, чтобы воспитать полноценного, цельного, творческого, не ущербного человека, который был бы здоров и телесно, и душевно, и духовно. Усилия школы устремлены к реализации этой идеи.

16 Концепция желаемого будущего состояния школы Школа ­­– духовно-нравственный центр микрорайона, в котором: созданы условия для обучения, воспитания и развития каждого ученика в соответствии с его природными задатками, способностями, состоянием здоровья; организовано разноуровневое, дифференцированное обучение, позволяющее достичь уровня информационности и функциональной грамотности, отвечающей современным требованиям; обеспечивается духовно-нравственное становление и социальное взросление ребенка в совместной детско-взрослой общности, основанной на заботе, любви, доверии и уважении; создана благоприятная психологическая среда, позволяющая предупреждать социальное одиночество и предоставлять возможность для реализации ребенка в различных социально-полезных сферах деятельности; оказывается адресная психолого –педагогическая помощь семьям, направленная - на укрепление ее воспитательных функций.

17 Основные функции взаимодействия школы и семьи Информационная; Воспитательно-развивающая; Формирующая; Охранно-оздоровительная; Контролирующая; Бытовая.

18 Методы работы: информирование; обмен опытом; совместная деятельность; индивидуальная деятельность родителей; исследования; стимулирование родителей за индивидуальное воспитание и совместную работу со школой.

19 Методы изучения семьи: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; деловая игра; анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества.

22 Ожидаемый результат Базисными чувствами практических отношений должны стать: взаимопонимание, взаимопомощь, взаимозабота, взаимоотдача, отношение доверия и любви. Указанные отношения создают органическое свободное единство между людьми, именуемое созвучием, соцветием, основанное на сочувствии, совести, солидарности.

23 Надеемся, что осуществим важные шаги для преобразования школьного уклада, чтобы ученики шли в школу не на учёбу, а учителя – не на работу, а и те, и другие – на жизнь.

25 КЛАССНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ Сотрудничество наше – Не просто лишь слова. Помочь решить проблему Готовы мы всегда. Мы не навяжем мнение, И не дадим рецепт, Но тот, кто хочет слышать, Всегда найдёт ответ. Мы в формах самых разных – И в шутку, и всерьёз – Доступно разъясним вам Волнующий вопрос.

26 УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ ПЕДСОВЕТОВ И ОТКРЫТЫХ УРОКАХ Непременно знать родители должны, Что каждый ребёнок личность особая, И чем больше способны в неё мы вложить - Тем отдача будет весомее. И чтобы цель нашу общую реализовать, Родителям в уроке участие предложили принять. Ведь здесь мы едины: родители – первейшие и лучшие соратники учителя.

27 Родители – активные участники педсовета

28 ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ К Вашим услугам в любую погоду Помощь психолога и соцпедагога. Помогут, подскажут, направят, поймут И выход всегда непременно найдут. Психологические тренинги для родителей и детей. Решение трудных жизненных проблем за круглым столом с социальным педагогом.

29 ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Для наших милых пап и мам Открыты двери в школе. Почаще пусть приходят к нам Вот так, по доброй воле. Вы убедитесь сами в том, Что Вам здесь очень рады, И будьте с нами заодно, И просто будьте рядом!

30 ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ День пожилого человекаДень матери День семьи День матери, День пожилого человека Мы эти праздники вниманием не обходим никогда. Традиционно каждый год Концерт готовят дети, Чтоб подарить любимым мамам Минуты счастья и добра.

32 ЯРМАРКА -РАСПРОДАЖА "ЧУДЕСА СВОИМИ РУКАМИ"

34 Родители - такой народ, На занятость спешат сослаться! Всем надо спортом заниматься! А вот, чтоб ставить все рекорды, И о больницах забывать, Над взрослыми в вопросах спорта Решили дети шефство взять.

35 СОВМЕСТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КЛАССАХ

37 Всегда приятно праздник вместе встретить: Попить чайку, повеселиться, поиграть. И время проведённое здесь вместе Мы с тёплым чувством будем вспоминать. ПРАЗДНИЧНЫЕ ЧАЕПИТИЯ

38 ПРИГЛАШЕНИЕ К СОТРУДНИЧЕСТВУ Нам хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ваш ребёнок – это ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным. Мы – школа, учителя – тоже искренне заинтересованы в том, чтобы Ваш ребёнок стал полноценным Человеком, культурной, самостоятельной, творчески активной и социально зрелой личностью.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 сентября 2001 года N 22-06-1222

Рекомендации
по совершенствованию "уклада школьной жизни"
в условиях обновления структуры и содержания
общего образования

В качестве важнейших целей современной российской системы образования определены "развитие у обучающихся способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры, здорового образа жизни; развитие способности к созидательной деятельности; умение находить содержательный компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникации".

Исходя из этого, основной целью модернизации содержания образовательных программ становится практическая отработка механизмов формирования у будущего выпускника средней школы набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, культурно-досуговой и прочих сферах. Необходимо развивать у выпускника средней общеобразовательной школы способности к социальной адаптации и мобильности.

Формирование и развитие компетенций у обучающихся возможно только в условиях специально организованной среды для обучения и воспитания школьников в общеобразовательном учреждении в рамках "уклада школьной жизни".

Под "укладом школьной жизни" понимаются совокупность норм, правил и иных регламентов, в том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций, состав функций школы, порядок их осуществления, действующие в школе отношения производственного, социального характера, этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающихся.

Однако анализ практики функционирования школ показывает, что в общеобразовательных учреждениях недостаточно решены вопросы по формированию "уклада школьной жизни", т.е. не урегулированы основы официальных этических отношений в школе между участниками образовательного процесса.

К сожалению, в организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений преобладает формальный подход, при этом проводимые праздники, занятия клубов, кружков никак не связаны с заявленными образовательными и воспитательными целями школы. Внеурочная деятельность обучающихся в значительной мере носит развлекательный характер.

В общеобразовательных учреждениях торжественно проводятся государственные и традиционные школьные праздники. Практика показывает, что в ходе этих торжеств часто официальные государственные символы используются без надлежащего обращения с ними. Отсутствуют минимальные правила использования региональной, местной и школьной символики.

В условиях развития государственности в Российской Федерации назрела необходимость педагогическим коллективам сформировать основополагающие принципы школьного уклада, опирающиеся на законодательные нормы, общегражданскую и профессиональную педагогическую этику, что должно стать составляющей содержания образования и особенно воспитания.

Важным элементом функционирования общеобразовательных учреждений является самоуправление, в том числе и ученическое, которое на сегодняшний день во многих случаях остается формальным.

Актуальным для педагогических работников общеобразовательных учреждений становится организация совместно с обучающимися социально значимых образовательных проектов как форм, соединяющих учебную и внеурочную сферы деятельности школы. Желательно, чтобы эти проекты были значимы не только для школы, но и для более широкого социума.

Создание в школе организационных условий для свободного участия старшеклассников в общественных школьных и внешкольных объединениях способствует развитию подростковых и юношеских объединений как форм социально-образовательной среды в школе, в которых формируются социальные компетенции. Социальные компетенции могут развиваться и в ходе разработки совместно с педагогами норм, правил поведения учащихся и учителей на учебных занятиях, "кодекса чести обучающегося (лицеиста, гимназиста)", "кодекса чести учителя", законов школьной жизни, школьной символики и атрибутики.

Важная роль в совершенствовании "уклада школьной жизни" принадлежит родителям обучающихся. Одна из главных задач работы с родителями - это разъяснение им сегодняшней сущности российского образования, в том числе законодательства и других нормативных правовых актов в области образования. Родителям необходимо объяснить, что новое содержание общего образования значимо и полезно именно для обучающихся, для их гармоничного развития.

Одной из задач деятельности общеобразовательных учреждений является доведение до родителей необходимой информации о ходе и результатах образовательного процесса, чтобы обеспечить реальное участие родителей в нем. Это особенно важно в тех случаях, когда школа работает в рамках нетрадиционных образовательных систем. Родителей также можно привлекать к разработке и реализации образовательной программы общеобразовательного учреждения.

Еще одна задача школы - способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей, а также оказывать помощь семьям, находящимся в социально опасном положении.

Для родительской общественности важно создать условия для участия в школьной жизни, поэтому реально действующие попечительский, школьный советы, родительский совет (комитет) имеют большое значение. В каждом конкретном случае администрация сможет принять оптимальное решение по любому вопросу школьной жизни, но участие родителей в этой деятельности является фактором успешности реализации такого решения. Родители могут существенно влиять на создание условий для улучшения качества образования, принимать участие в формировании ключевых поведенческих моделей, защищать интересы школы, используя влияние общественности.

Решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23.01.2001 N 3/1 "О мероприятиях по подготовке и проведению эксперимента по структуре и содержанию общего образования" определена необходимость совершенствования уклада школьной жизни как компонента образования, который создаст основы для обеспечения необходимого качества обучения и воспитания, повышения статуса учителя и общеобразовательного учреждения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России.

Реализуя принцип автономности общеобразовательных учреждений в условиях обновления содержания общего образования и с целью приведения к некоторому "организационному стандарту функционирования общеобразовательных учреждений", основным направлением в этой деятельности является формирование системы:

- взаимоотношений всех участников образовательного процесса (педагогических работников данного общеобразовательного учреждения, обучающихся, их родителей (законных представителей), так называемый школьный этикет;

- отношений участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в успешной деятельности школы (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч;

- нормативных правовых документов и локальных актов, регулирующих все направления деятельности школы;

- символов и атрибутов (флаги, знамена, гимны, вымпелы, гербы, награды и др.), используемых в воспитательном процессе школы, так называемый фирменный стиль. Использование официальных государственных символов Российской Федерации;

- традиционных мероприятий и торжеств, включая государственные праздники, общепринятые школьные, праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности региона;

- организационных мер и технологий деятельности руководящих и педагогических работников, а также учебно-вспомогательного персонала;

- требований к материально-технической базе школы, эстетике оформления;

- комфортных и безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса.

Определение путей развития содержания общего образования, в том числе и "уклада школьной жизни", будет способствовать успешному проведению широкомасштабного эксперимента по обновлению структуры и содержания образования. Возрастные особенности растущей личности, длительность периода обучения в школе, содержание общеобразовательных программ и многое другое делают школьные годы мощнейшим фактором, влияющим как на дальнейшую жизнь конкретного человека, так и всего общества. Общеобразовательная школа должна не только готовить молодое поколение к жизни, но и давать возможность активно проживать школьную жизнь, в юном возрасте быть социально активной личностью, чтобы в будущем легко адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать свой потенциал в личных интересах и в соответствии с запросами общества, стать достойным гражданином России.

В настоящее время разработан ряд документов по совершенствованию содержания образования и, в частности, "уклада школьной жизни": письмо Минобразования России от 10.05.2001 N 22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации", Методические рекомендации "Примерное положение о проведении выпускных торжеств в образовательных учреждениях". В течение 2001/2002 учебного года Управление общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования России планирует подготовить методические рекомендации по организации праздников и торжеств, в том числе всенародного праздника Дня знаний, о символах и атрибутах в системе образования, примерную инструкцию по делопроизводству в общеобразовательных учреждениях, инструктивные материалы по ведению школьной документации.

Во многих общеобразовательных учреждениях уже есть определенный опыт работы по совершенствованию уклада школьной жизни: разработана и успешно используются школьная символика и атрибутика, кодексы чести обучающихся и учителей, правила для обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты, способствующие созданию более эффективной образовательной среды.

Приглашаем к сотрудничеству, обмену мнениями и имеющимся опытом работы по обозначенным проблемам региональные и муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей.

Начальник Управления
общеобразовательных учреждений
и инспектирования
В.Ф.Сауткин

Читайте также: