Какая политическая элита непосредственно осуществляет процесс управления и руководства государством

Обновлено: 04.07.2024

Политическая элита – это группа людей, которая, в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.

Причины существования политической элиты.

❗️ Необходимость профессионального управления обществом;

❗️ Неравенство способностей и возможностей людей;

❗️ Высокий социальный статус представителей элиты;

❗️ Политическая пассивность большинства населения;

❗️ Невозможность осуществлять полный контроль за действиями элиты;

Характерные черты политической элиты.

✳︎ Небольшая, достаточно самостоятельная группа;

✳︎ Высокий социальный статус;

✳︎ Значительный объем государственной и информационной власти;

✳︎ Непосредственное участие в осуществлении власти;

✳︎ Организаторские способности и талант;

Функции политической элиты.

✔︎ определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе;

✔︎ осуществление на практике выработанного политического курса;

✔︎ укрепление стабильности и единства общества, обеспечение консенсуса по важнейшим вопросам, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций;

✔︎ эффективное представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные социальные группы;

Классификация политических элит.

Основания для классификации Виды элит
Отношение к власти Правящая, неправящая
Уровень компетенции Высшая (общенациональная), средняя (региональная), местная
Выражаемые интересы Профессиональные, демографические, этнические, религиозные
Результаты деятельности Элита, псевдоэлита, антиэлита

Критерии эффективности деятельности политической элиты.

📍 Достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;

📍 Политическая стабильность общества;

📍 Оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством;

Важнейшие нормы, регулирующие положение политической элиты в обществе.

✳︎ организация власти – конкуренция различных элитарных групп между собой (разделение властей, конкуренция центральной и местной власти);

✳︎ избираемость народных представителей (депутатов) и главы государства;

✳︎ профессионализация управления – компетентность и ответственность чиновничьего аппарата могут ограничивать произвол политического деятеля;

✳︎ организация альтернативных элит (оппозиционных партий, групп, движений и т.д.), борющихся за власть или за влияние на нее;

✳︎ режим гласности и информационной открытости власти (законодательство о СМИ, закрепляющее свободу массовой информации);

✳︎ развитое гражданское общество, наличие общественных организаций, контролирующих действия власти;

Политическая элита в недемократическом обществе (встречается в ЕГЭ):

✔︎ политическая элита формируется из собственной среды (то есть практически не обновляется);

✔︎ забота об общественном благе осуществляется постольку, поскольку это необходимо для удержания власти;

О политической элите (встречается в ЕГЭ):

✔︎ обладание властью является основным признаком политической элиты;

✔︎ востребованность профессионального управления обществом обусловливает необходимость существования политической элиты;

✔︎ в условиях недемократического общества система формирования политической элиты базируется на обладании богатством, военной силой, связями в политической сфере;

✔︎ представители политической элиты располагают определенными преимуществами, вытекающими из их особого политического положения, связанного с деятельностью государства;

✔︎ лидеры политических партий, имеющих общенациональное влияние, составляют политическую элиту;

✔︎ в демократическом обществе политическая элита характеризуется невысокой сплоченностью;

✔︎ политическая элита обладает значительным объемом государственной и информационной власти;

✔︎ политическая пассивность широких масс населения является одной из причин существования политической элиты;

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Отличительные признаки политической партии.

🔻 Нацеленность на завоевание и осуществление власти;

🔻 Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека;

🔻 Наличие политической программы, т.е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии;

🔻 Наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии);

🔻 Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;

Классификация политических партий.

Основания для классификации Виды политических партий
Идеологическая направленность Социал-демократические, коммунистические, консервативные, либеральные, клерикальные, националистические
Участие в осуществлении власти Правящие, оппозиционные
Характер членства Кадровые, массовые
Шкала политического спектра Левые, центристские, правые
Способ деятельности Реформистские, революционные

О политических партиях (встречается в ЕГЭ):

📍политическая партия обладает определенной программой деятельности, отражающей мировоззрение своих членов;

📍по сравнению с общественно-политическим движением политическая партия претендует на выражение общенациональных интересов людей;

Функции политической партии.

✔︎ борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;

✔︎ участие в осуществлении власти;

✔︎ участие в формировании власти;

✔︎ формировании общественного мнения;

✔︎ выражение интересов социальных групп;

✔︎ политическое воспитание;

✔︎ подготовка кадров политиков;

О функциях политической партии (встречается в ЕГЭ):

📍политическая партия участвует в выборах органов центральной, региональной и местной власти;

📍политическая партия вырабатывает социально-политическую стратегию;

📍политическая партия осуществляет подготовку и выдвижение кадров политиков;

📍политические партии осуществляют парламентскую деятельность через свои фракции;

📍политическая партия реализует политические интересы поддерживающих ее социальных групп через политическую систему;

📍политическая партия формирует общественное мнение;

Партийная система – совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

Типы партийных систем.

встречается в ЕГЭ:

✓ двухпартийная система позволяет обеспечить относительную стабильность государственной власти;

✓ в условиях двухпартийной системы упрощается процесс выявления совокупного политического интереса социальных групп;

Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение – добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Отличительные признаки политического движения.

🔻 стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направления;

🔻 имеет добровольное членство либо вообще не имеет четких, формальных процедур, связанных с членством;

🔻 не имеет строгой иерархии, т.е. четкого распределения между центром и периферией в нем не обнаруживается;

🔻 ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей;

🔻 в большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от четкости программных установок;

Классификация политических движений.

Основания для классификации Виды политических движений
Идеологическая направленность Социально-политические (за сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека; против расовой дискриминации), конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, антиядерные
Количество участников Массовые, элитарные
Шкала политического спектра Левые, центристские, правые
Способ деятельности Революционные, контрреволюционные, реформаторские, консервативные

Об общественно-политических движениях (встречается в ЕГЭ):

✓ общественно-политическое движение чаще всего придерживается только одной политической концепции и добивается решения одной крупной политической проблемы;

✓ в общественно-политическое движение включаются люди, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий либо не имеющие четко выраженных политических интересов;

✓ общественно-политическое движение ориентировано на выражение частных интересов той или иной группы людей;

✓ в отличие от политической партии общественно-политическое движение стремится не к достижению власти, а к воздействию на нее в нужном для себя направлении;

✓ центром политической активности в общественно-политическом движении является его ядро — авангард;

✓ в общественно-политическом движении отсутствует формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы;


В данной работе рассматривается зависимость эффективности государственного управления от способа формирования политической элиты, упоминаются различные крайности в осуществлении кадровой политики государства. Для более детального рассмотрения поставленного вопроса исследуются концепции таких известных политологов, как Вильфредо Парето, Гаэтано Моска и Б.Рокмэна. На основе теоретических положений и приведённых практических аргументов делается вывод о необходимости рекрутирования политической элиты на основе открытого, конкурентного характера, осуществляемое большим кругом лиц и из различных социальных групп, что будет приводить к повышению эффективности управленческого процесса.

Ключевые слова: политическая элита, государственное управление, каналы рекрутирования, кадровая политика, государственный аппарат, политическая система, государственная служба.

Значение государства для жизнедеятельности человеческого сообщества столь велико, что изучением этой категории занимается сразу несколько гуманитарных наук — от философов и правоведов до историков, социологов и политологов. Государственное управление занимает важное место в структуре политического процесса. В государственном управлении по каналам принятия официальных решений выражается коллективная воля социума, через институциональные механизмы с помощью политико-инструментальных средств эта воля осуществляется для упорядочения общественных дел. Важное значение в государственном управлении имеет государственная политика. Она связана с выработкой стратегического курса общества, основных направлений развития государства, а также способов осуществления его целей.

Субъектом государственной политики выступает элита, которой общество делегирует основные полномочия для принятия наиболее важных решений. Политическая элита — это социальная общность, которая концентрирует в своих руках значительный объем государственной власти, обеспечивает выражение и воплощение в управленческих решениях интересы различных классов и слоев общества, создает механизмы реализации политических решений.

К основоположникам теории элиты принято относить итальянца Вильфредо Парето (1848–1923), который определил элиту как класс общества, в который входят индивиды, более других преуспевающие в своей деятельности. Те члены данного класса, которые прямо или косвенно играют заметную роль в правительстве, составляют правящую элиту. Качество элиты во многом зависит от механизмов, которыми она образуется. Так, политическое рекрутирование — это вовлечение людей в активную политическую жизнь, процесс создания политической элиты общества. Гаэтано Моска, анализируя политические элиты, выделяет три способа ее обновления: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов), преобладание первой тенденции, именуемой аристократическая, приводит к тому, что правящий класс становится закрытым, что вызывает стагнацию общества. Так, различают два типа элит — открытый, свободный для притока представителей совершенно различных слоев общества, и закрытый, формирующийся из достаточно ограниченного, замкнутого круга представителей, основанный на основе узкой социальной базы. Любая элита нуждается в обновлении. Обновление элиты общества, а также изменение, происходящие в ее социальном и качественном составе, происходит на основе существующей системы рекрутирования.

Американский политолог Б. Рокмэн выделяет две тенденции отбора элит — гильдийную и антрепренерскую. Гильдийная система характеризуется закрытостью, в ней отбор кандидатов на более высокие посты осуществляется главным образом из нижестоящих слоев этой же элиты. Как правило, для этого типа характерен медленный карьерный рост либо вовсе его отсутствие. Кроме того, присутствует высокая степень институциализации процесса отбора, а также наличие многочисленных фильтров — формальных требований для занятия должностей, небольшой, относительно закрытый круг селектората. Подбор и назначение кадров при данной системе осуществляется очень узким кругом руководителей, конкуренция фактически отсутствует. В сущности, представляет собой господствующий класс, слой, сословие, которые практически монополизируют политическую власть, так как государственные позиции заняты его ставленниками.

Исторической формой формирования элиты российского общества является местничество. По этому принципу назначение на высшие должности происходит не в соответствии с квалификацией и заслугами, а в соответствии со знатностью и родовитостью. Служилые чины представляли генеалогические слои боярства: звание бояр получали преимущественно выходцы из знатнейших титулованных княжеских родов и немногих старых московских фамилий. Порядок местничества жестко регламентировал не только состав элиты, но и ход внутриэлитной ротации, что блокировало выдвижение лиц на основе личных и служебных качеств, а также способствовало консервации элиты. Местничество не только ухудшало качество элиты, но и нарушало принцип всесословности обязанностей перед государством, определявшего вхождение в состав политической элиты на основе государственной службы.

Разновидностью системы гильдий является номенклатурная система рекрутирования элиты. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все ключевые должности лишь с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху. Так, например, номенклатурная система привела к эпохе застоя. Ключевая характеристика СССР периода Брежнева — геронтократия, то есть власть стариков. Рост среднего возраста представителей власти шел огромными темпами. Если еще в 1940 году средний возраст членов Политбюро составлял 51 год, то в 1980 году он составлял уже 70 лет. Возможности карьерного продвижения были ограничены низкой сменяемостью элит, высшие государственные должности занимались фактически пожизненно.

Антрепренерская система рекрутирования элит совершенно противоположна системе гильдий. Она отличается открытостью, возможностью для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций, небольшим количеством формальных требований и институциональных фильтров. Данную систему отличает широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны, высокая конкурентность отбора, соперничество за занятие руководящих постов. В соответствии с антрепренерской системой рекрутирования происходит изменение состава элиты, первостепенная значимость для этого отводится личным качествам, индивидуальной активности, умению найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Франклин Делано Рузвельт — великий президент США и единственный, кто избирался на эту должность четыре раза подряд. В эпоху Великой Депрессии он сумел вывести страну из нее, благодаря чему пользовался безусловной поддержкой в обществе, он сумел преодолеть серьезный экономический кризис. Всё это сделал человек, прикованный к инвалидному креслу. Процесс рекрутирования элиты в каждом обществе происходит в соответствии с определенными правилами, осуществляется через определенные каналы рекрутирования. Каналы рекрутирования — это общественные институты, через которые осуществляется переход представителей масс в элиту. Институт образования, государственный аппарат, бизнес, партии, церковь, армия являются важнейшими каналами рекрутирования.

Внутриэлитные процессы кадровых перемещений называются ротацией кадров или внутриэлитной ротацией. Развитие кадровых технологий является одним из средств достижения основной цели, заключающейся в создания эффективной и компактной системы государственного управления, которая быстро и качественно осуществляет свои функции в интересах граждан, общества и государства. Применение ротации, в частности, связывают с предупреждением и пресечением коррупции чиновников.

Исследование международного опыта показывает, что во многих странах механизм ротации государственных служащих широко используется ради повышения профессионального уровня и качества работы государственного аппарата. Например, Германия — одна из стран с наиболее развитой системой государственной службы. Согласно разработанной в 2004 г. Федеральным министерством внутренних дел программе по предотвращению коррупции в органах федеральной власти основным методом решения проблемы, ее предотвращения и профилактики является анализ уровня коррупции должностей, а также ограничение срока службы на государственных должностях (до 5 лет) с последующей ротацией.

Таким образом, можно сделать вывод, что автор был абсолютно прав. Рекрутирование — это важнейшим механизм формирования политической элиты, в ходе которого происходит выявление и заполнение политически значимых позиций и от которого зависит функционирования политической системы. С позиций теории элит, рекрутирование является центральной функцией любой политической системы и, как следствие, индикатором ценностей, значимых для завоевания элитной позиции в конкретном обществе, а также основной составляющей картины распределения политического влияния. Принципы рекрутирования элиты имеют особую важность для политической системы, способствуя либо ее укреплению, либо разрушению, обеспечивая более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам либо ограничивая их.

Основные термины (генерируются автоматически): политическая элита, государственное управление, государственный аппарат, канал рекрутирования, политическая система, государственная служба, кадровая политика, общество, элита, государственная политика.

Читайте также: