Какая организация выдает разрешение на проведение освидетельствования баллонов

Обновлено: 02.07.2024

Что такое техническое освидетельствование и в какие сроки проходит?

Техническое освидетельствование (кроме ацетиленовых баллонов) — это осмотр, гидравлические испытания, измерение ёмкости баллона и его массы.

Бесшовные баллоны объёмом до 12 и более 55 литров, а также баллоны сварные независимо от объёма не подлежат обследованию на вместимость и массу.

Для ёмкостей, оборудованных предохранительными клапанами, запорно-предохранительными механизмами и мембранными предохранительными устройствами организуется внеочередное освидетельствование и замена предохранительных механизмов по окончании срока их использования.

Баллоны подлежащие и не подлежащие учёту в органах Ростехнадзора имеют разные периоды переаттестации. Для баллонов не поднадзорных Ростехнадзору установлены следующие сроки:

  1. Для наполненных газами, разрушающими материал:
    • менее 0,1 мм в год — 5 лет;
    • свыше 0,1 мм в год — 2 года.
  2. Ёмкости для двигательного топлива:
    • легированная сталь — 5 лет;
    • углеродистая сталь — 3 года;
    • металлокомпозитные материалы — 3 года;
    • композитные материалы — 3 года;
    • сжиженные газы — 2 года.
  3. Устройства с давлением выше 0,07 МПа, создающимся для их опустошения и наполнением, разрушающим баллон менее, чем на 0,1 мм в год — 10 лет.
  4. Баллоны, наполненные сжатым воздухом, кислородом, аргоном, гелием и азотом, расположенные на передвижных средствах и стационарные, имеющие давление 15 МПа и баллоны с углекислотой обезвоженной — 10 лет.
  5. Металлокомпозитные и композитные — 5 лет.

Устройства, поднадзорные Ростехнадзору имеют следующие сроки:

  1. Установленные на передвижных устройствах и стационарно, имеющие давление от 15 МПа, наполненные сжатым воздухом, кислородом, аргоном, азотом, гелием и ёмкости с углекислотой обезвоженной:
    • металлические — 10 лет;
    • металлокомпозитные и композитные —5 лет.
  2. Установленные на передвижных устройствах и стационарно, наполненные сжатым природным газом:

  • металлические —5 лет;
  • металлокомпозитные — 5 лет;
  • композитные —3 года.
  • с наполнением, разрушающим баллон менее, чем на 0,1 мм в год осмотры обязательны 1 раз в 2 года;
  • с наполнением, разрушающим баллон свыше 0,1 мм в год осмотры обязательны 1 раз в 12 месяцев;
  • наружные и внутренние обследования проводятся 1 раз в 4 года;
  • гидравлические испытания 1 раз в 8 лет для обоих типов баллонов.

Аттестация на заводе-производителе

Аттестация баллонов производителем требуется для определения его пригодности к эксплуатации и соответствия нормам и ГОСТ, по которым изготовлено устройство.

При внутреннем и наружном осмотре ёмкость исследуется на наличие дефектов. К опрессовке допускаются баллоны без повреждений поверхности и деформаций стенок. Затем делается зачистка, грунтовка, окраска и маркировка устройства. Проверяется рабочее состояние вентиля, соответствие цвета баллона и маркировки, затем баллон испытывается давлением и информация заносится в паспорт.

Маркировка на кислородных и иных: как расшифровывается?

Маркировка баллона зависит от вида наполнителя. На баллоны с азотом, ацетиленом, аргоном, кислородом и углекислотой вокруг горловины наносятся следующие данные:

На баллоны с пропаном на металлический шильдик вокруг вентиля наносится следующая информация:

Периодическая проверка согласно нормативу

Оценку состояния ёмкостей проводят организации, уполномоченные на проведение освидетельствования и организации-изготовители, имеющие испытательные и наполнительные пункты (станции) при наличии у них:

  • технологических цехов, созданных в соответствии с проектом, технических приспособлений для освидетельствования согласно утверждённым методикам для определённого типа баллонов;
  • лиц, ответственных за проведение аттестации из числа квалифицированных и аттестованных рабочих, назначенных приказом;
  • клейма с индивидуальным шифром;
  • технологической карты или инструкции по освидетельствованию устройств, определяющей объём работ и порядок, разработанной на основании методик разработчика конструкции баллона.

Осмотр проводится для выявления коррозии, вмятин, трещин и иных дефектов на стенках баллона, которые могут повлиять на безопасность при использовании. На баллонах из металлокомпозитных материалов и композитных материалов должны отсутствовать отслоения композитной намотки или иные повреждения.

Гидравлические испытания проводят на площадках, где обеспечена безопасность работников при проведении испытаний. Срок выдержки под пробным давлением и его величина указываются производителем в руководстве по эксплуатации или в методике освидетельствования. Пробное давление должно быть не меньше полуторного рабочего.

Освидетельствование проводится в помещениях с определёнными условиями:

  • температура не ниже 12 °C;
  • переносной источник света напряжением не более 12В;
  • приспособления для осмотра баллонов, которые наполняют взрывоопасными газами, должны быть во взрывобезопасном исполнении.

При допуске к эксплуатации после освидетельствования на баллоне ставится клеймо организации, проводившей работы, дата проведённой и последующей переаттестации.

Маркировка после переаттестации: как расшифровывается?

После переаттестации на маркировочный шильдик завода-изготовителя добавляется информация об организации, проводившей работу, дата настоящего и следующего освидетельствования. Клеймо чеканится арабскими цифрами не менее 8 мм в высоту в одну строку. На баллоне появляется следующая информация:

Период допустимой эксплуатации

В соответствии с ФНП ОРПД срок эксплуатации установлен изготовителем. Согласно 485 пункту правил если в технической документации производителя не указаны данные о сроках эксплуатации баллона, то устанавливается срок службы 20 лет.

Наибольшим спросом пользуются ёмкости, производимые по ГОСТ 949-73 «Баллоны стальные малого и среднего объёма для газов на Р (р)


Сроки эксплуатации и поверки ГБО баллонов

На каждую емкость заводом изготовителем предоставляется паспорт, в котором кроме параметров, указывается срок эксплуатации, периодичность, дата очередной проверки газовых сосудов.

Периодичность переаттестации сосудов следующая (регулируется приложением №4 к Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности утверждёнными приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014 г.):

  1. Сосуды стальные для СНГ (сжиженный нефтяной газ пропан-бутан) необходимо проверять один раз в 2 года. Не зависимо от вида емкости (тороидальная или цилиндрическая).
  2. Метановые баллоны КПГ (компримированный природный газ) проверяются с периодичностью:
  • из углеродистой стали — 3 года;
  • из легированных сталей — 5 лет;
  • изготовленные из металлокомпозитных материалов, в том числе с алюминиевым лейнером — 3 года;
  • состоящие из неметаллического материала (углепластик) — 2 года.

Срок службы баллонов определяет изготовитель, как правило, он составляет:

  1. Пропановые – 10 лет;
  2. Метановые – от 15 до 20 лет, в зависимости от материала изготовления.

Кто и где проводит переаттестацию баллонов ГБО и проверку газобаллонного оборудования

В соответствии с пунктами 486-508 всё тех же правил, переосвидетельствование и испытание газовых ёмкостей, производят уполномоченные организации, имеющие в наличии:

  1. Оборудованное помещение (испытательный пункт);
  2. Аттестованный персонал;
  3. Индивидуальное клеймо с шифром, которое присваивается вместе с выдачей разрешения Ростехнадзора на 5 лет;
  4. Оборудование для поверки газовых емкостей (стенды).

Проверка ГБО на авто осуществляется сертифицированными предприятиями установщиками (СТО).

Другими словами, организации которые проводят освидетельствование автомобильных газовых баллонов, также проверку ГБО в целом, не всегда являются одними и теми же фирмами.

Если в вашем населённом пункте отсутствуют сервисные центры, законно уполномоченные проводить поверку ёмкостей автомобильного газового оборудования, за помощью можно обратиться в газонаполнительные станции.

Сколько стоит переосвидетельствование баллонов и проверка газового оборудования на автомобиле

Цена поверки зависит от объёма и вида сосуда, но в среднем по рынку начинается с 1200 рублей. На конечную стоимость могут повлиять дополнительные операции:

  • Демонтаж/установка;
  • дегазация;
  • чистка/мойка;
  • грунтовка, покраска;
  • мелкий ремонт или реставрация баллона.

Таким образом, стоимость может доходить до 7000 рублей за один баллон. Что зачастую будет превышать цену покупки новой ёмкости.

Плановая проверка газового оборудования стоит около 500 руб., здесь также всё зависит от модели оборудования, марки машины, устранения выявленных проблем.

Стоить отметить, что на все процедуры уходит от 1-3 дней, если делать по законным требованиям.

Многие легальные мастерские по техобслуживанию, взяв с клиента плату, проводят формальную проверку оборудования. Тут каждый выбирает сам.

Техническое освидетельствование газовых баллонов

Порядок проведения работ:

  1. Анализ документов, сверка их с маркировкой емкости;
  2. демонтаж (по необходимости дегазация) и разборка путём снятия мультиклапана или вентиля (владелец может сам снять баллон);
  3. мойка, очистка, наружный осмотр;
  4. внутренний осмотр (за исключением сосудов СУГ вместимостью до 55 литров);
  5. проверка массы и вместимости, способом наполнения водой, взвешивания пустой и наполненной емкости, затем сравнивание вычисленного объёма воды с первоначальными данными указанными в паспорте (стальные бесшовные до 12 и свыше 55 литров, а также шовные всех объемов не проверяются);
  6. проведение испытаний при помощи давления на стенде для проверки.

Деформация газового сосуда

При осмотре выявляют трещины, коррозия, вмятины, прочие повреждения с которыми запрещается эксплуатация.

Сосуды выбраковываются если:

  • Истёк срок годности;
  • глубина раковины, риски, трещины составляет более 10% от толщины стенки;
    изношена резьба;
  • масса бесшовных баллонов объёмом от 12-55 лит. уменьшена на 7,5% и выше, также вместимость повышена от 1%;
  • коррозия занимает более 10% площади.

Мобильный стенд опрессовки газовых ёмкостей

Сосуды проверяются на специальном оборудовании для опрессовки газовых баллонов пневматическим или гидравлическим способом. Корпуса должны выдерживать давление, которое превышает рабочую нагрузку в 2 раза. Для пропан-бутановых ёмкостей рабочее давление составляет 1,6 МПа, а для метана – 20-25 МПа.

Документы на баллоны

По завершению успешных испытаний, организация наносит (выбивает) клеймо на металлической табличке баллона, даты следующего, настоящего освидетельствования. В паспорте сосуда дублируются те же данные.

Если емкость объёмом 100 л. и более клейменее не требуется, соответствующие отметки отражаются в паспорте.

Процесс проверки ГБО на автомобиле

После установки и подключения баллона на авто, выполняется проверка газобаллонного оборудования, которая включает:

  • проверку герметичности системы под давлением; ;
  • содержание СО, СН выхлопа (в дизелях дымность).

По результатам теста, выдаётся свидетельство о проведении периодических испытаний ГБО (форма 2б), установленного на транспортном средстве.

Перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель ТС, оборудованного ГБО

Водитель обязан предъявить документы на установленное оборудование во время проверки инспектора ГИБДД, по требованию сотрудника газовой заправки, при прохождении государственного техосмотра:

  • свидетельство о регистрации ТС, в котором имеется отметка о законной установке газового оборудования;
  • свидетельство формы 2б;
  • шильдик баллона с отметками о проверках;
  • паспорт с данными соответствующими табличке емкости.

Переаттестация баллона и проверка ГБО проводятся в целях обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля с газобаллонным оборудованием. Отсутствие её документального подтверждения может стать причиной не только штрафных санкций в размере 500 руб., но и других неприятностей.

Читайте также: