Какая организация осуществляет общее наблюдение за состоянием окружающей среды

Обновлено: 30.06.2024

Территориальные системы наблюдения за состоянием окружающей среды повысят свою эффективность благодаря целевой программе

Одной из задач российской системы охраны окружающей среды является повышение эффективности экологического мониторинга. Экологический мониторинг это комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды и происходящими в ней процессами, включая оценку и прогноз изменений.

Для определения пути решения экологических проблем Министерством природных ресурсов и экологии РФ была разработана новая экологическая стратегия России, которая была утверждена 30 апреля Президентом Российской Федерации. В рамках ее реализации разработано 7 законопроектов в сфере экологического регулирования, три из них уже приняты, четыре находятся в стадии обсуждения. Одним из наиболее важных документов, принятых Правительством РФ, является закон о повышении эффективности государственного экологического мониторинга. Совершенствование законодательства России должно сопровождаться использованием самых современных методов контроля, а современная система экологического мониторинга должна позволять любому гражданину получать информацию о состоянии среды обитания в системе он-лайн.

Представляемый проект целевой Программы, разработанной Комитетом по природопользованию, переработан в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 января 2012 года нового законодательства об экологическом мониторинге. Программа будет реализована в период с января 2013 года по декабрь 2017 года. Границы реализации программы – все районы Санкт‑Петербурга.

Цель представляемой Программы - формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды в Санкт‑Петербурге, способных в полной мере обеспечить потребности Санкт‑Петербурга в информации о состоянии окружающей среды.

В соответствии с российским законодательством для принятия и поддержки управленческих решений на уровне субъекта РФ должны использоваться только данные экологического мониторинга, а не данные научных учреждений или общественных организаций. Ведение экологического мониторинга, равно как и проведение экологического контроля, является государственной функцией Комитета по природопользованию, закрепленной законодательно. В плане осуществления этой государственной функции Комитетом разработано и выпущено 43 нормативно-технических и инструктивно-методических документа по организации и проведения комплексных наблюдений за состоянием окружающей среды на территории города.

Из истории вопроса. Территориальная система экологического мониторинга начала создаваться в Санкт‑Петербурге с середины 90-х годов. К 2007 году основные работы были завершены. Сейчас Комитет проводит мониторинг радиационной обстановки, атмосферного воздуха, водных объектов, зеленых насаждений. Однако оборудование системы мониторинга, в первую очередь для мониторинга качества атмосферного воздуха, устарело. Первые 5 станций контроля качества атмосферного воздуха были приобретены в 1998 году, сейчас им 14 лет. За тот же период времени автомобилисты поменяли кто две, а кто уже и три машины. В этой связи необходимо не только обеспечить функционирование уже созданных систем наблюдения за состоянием окружающей среды, но и их модернизацию.

Оценка качества окружающей среды Санкт‑Петербурга в настоящее время проводится по нормативам и показателям, принятым как в России, так и в Европейском союзе (это особенно важно в связи с требованиями ФИФА к экологической обстановке в городах, где пройдут матчи ЧЕ и ЧМ по футболу). Программа позволит осуществить разработку среднесрочных и долгосрочных прогнозов изменения состояния окружающей среды, а также разработку прогнозов изменения экологических рисков в целях решения задач, направленных на обеспечение экологической безопасности населения.

В рамках реализации Программы запланировано:

- обеспечение функционирования автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха (АСМ) и ее информационных ресурсов (замена метеостанций, передвижных и стационарных станций по мере износа оснащение этих станций измерительным оборудованием). Количество станций АСМ, требующих переоснащения – 19. Общее количество автоматических станций АСМ в Санкт‑Петербурге – 22.

- создание наблюдательной сети мониторинга водных объектов, включая установку 5 автоматических станций контроля качества вод и приобретение специализированного катера, предназначенного для проведения наблюдений за состоянием дна и берегов водных объектов, а также контроля состояния водной среды и донных отложений.

- обеспечение функционирования наблюдательной сети мониторинга объектов животного мира (мониторинг распространения чужеродных видов в Невской губе),

- организация контроля радиационной обстановки на территории Санкт‑Петербурга, (замена оборудования на 16 постах, создание 7 новых постов).

- обеспечено развитие системы сбора, хранения, обработки и предоставления данных о состоянии окружающей среды (информирование населения, информационное обеспечение органов государственной власти, юридических и физических лиц, в том числе при чрезвычайных ситуациях).

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах компетенции организован и реализуется в рамках социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора контроль качества атмосферного воздуха на территории населенных мест в части контроля за соблюдением установленных гигиенических нормативов - предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ.

За последние 20 лет по результатам социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора отмечается снижение в 12,57 раз доли неудовлетворительных проб атмосферного воздуха с 8,8 % в 1996 году до 0,7 % в 2017 году. При этом количество исследуемых проб атмосферного воздуха в 2017 году по сравнению с 1996 годом увеличилось в 1,6 раза и составило 1 009 575 проб. Вместе с тем, организация круглосуточных постов мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, а также надзор за источниками выбросов загрязняющих веществ в рамках реализуемой деятельности по контролю качества атмосферного воздуха в полномочия Роспотребнадзора не входит.

Обращает на себя внимание резко увеличившееся в последнее время количество обращений в Роспотребнадзор, носящих признаки массовой рассылки, по вопросам реализации порядка информирования заинтересованных организаций и населения о результатах, полученных при проведении социально-гигиенического мониторинга, а также о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Роспотребнадзор сообщает, что заявления о недостаточной открытости данных о результатах реализуемого социально-гигиенического мониторинга не основаны на фактических обстоятельствах и не учитывают законодательство Российской Федерации. Нечистоплотность и небрежное отношение к российскому законодательству со стороны инициаторов подобных запросов носит откровенно провокационный характер.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания человека.

Результаты социально-гигиенического мониторинга и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке ежегодно публикуются Роспотребнадзором в государственных докладах о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе размещаемых на официальных сайтах Роспотребнадзора и территориальных органов Роспотребнадзора. Указанные сведения являются открытыми и общедоступными.

Структура аналитических материалов о результатах социально-гигиенического мониторинга предусматривает оценку факторов среды обитания; оценку динамики, структуры показателей заболеваемости населения; оценку влияния факторов среды обитания на здоровье населения; оценку эффективности профилактических мероприятий; оценку риска для здоровья населения от воздействия факторов среды обитания; формирование соответствующего прогноза.

Таким образом, в Российской Федерации законодательно определен и осуществляется комплексный мониторинг за качеством атмосферного воздуха и его воздействия на здоровье населения, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Информирование заинтересованных организаций и населения о результатах реализуемого государственного мониторинга атмосферного воздуха обеспечивается на территории Российской Федерации посредством общедоступных данных, в том числе, через официальный сайт Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, на площадке которого, в частности, размещены информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга загрязнения окружающей среды, обзор состояния и загрязнения окружающей среды в Российской Федерации, радиационная обстановка на территории Российской Федерации на примере ежемесячной и оперативной информации.

Навязывание Роспотребнадзору дублирующих функций по организации непрерывного мониторинга качества атмосферного воздуха и контроля за источниками выбросов загрязняющих веществ отражает неосведомленность о существующей в Российской Федерации системе распределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти.

Игнорирование существующей системы нормативного правового регулирования социально-гигиенического мониторинга и информирования о его результатах свидетельствует о пренебрежительном отношении к нормам права и вводит в заблуждение граждан Российской Федерации.

Вместе с тем, Роспотребнадзор выражает готовность к конструктивному обсуждению инициатив, разработанных в рамках правового поля Российской Федерации, о чем неоднократно сообщал в адрес заинтересованных лиц в своих ответах на их обращения.

Читайте также: