Какая наука изучает вещественные свидетельства прошлого человечества

Обновлено: 02.07.2024

История – это наука о жизни человека в прошлом.

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.

Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.

Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Каждан А. В поисках минувших столетий. – М.: МК-Периодика, 2002.
  3. Рубинштейн Р. Разгаданные письмена. – Л.: Учпедгиз, 1960.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.

Историческим источником является сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект, несущий в себе сведения о жизни в прошлом. Это могут быть предметы одежды, книги, посуда, оружие, детские игрушки, дома, музыкальные произведения и даже вырытые каналы и построенные дамбы.

Для удобства изучения источники подразделяют на вещественные, письменные и устные. Письменными источниками могут быть приказы, летописи, мемуары, письма, отчеты. К устным относятся рассказы очевидцев, песни, анекдоты, предания. Вещественные исторические источники – здания, предметы быта, оружие, сакральные (религиозные) предметы и многое другое.

Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.

Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.

Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.

Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.

Выделяют крупнейшие музеи мира, такие как Лувр во Франции, Музей мадам Тюссо в Великобритании, Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Россия также может похвастаться музеями мирового уровня, такими как Государственный Исторический музей, расположенный на Красной площади в Москве, Кунсткамера в Санкт-Петербурге, музей оружия в Туле.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Наука изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.


Именно археологи ищут остатки динозавров, древних городов и т.

Д, а все раскопки - и есть вещественные источники.


Какие науки изучают исторические источники?

Какие науки изучают исторические источники?


Какие науки изучают исторические источники?

Какие науки изучают исторические источники?


Как называется наука которая изучает историческое прошлое по вещественным источникам?

Как называется наука которая изучает историческое прошлое по вещественным источникам?


Как называется наука изучающая жизнь людей по вещественным источникам?

Как называется наука изучающая жизнь людей по вещественным источникам?


Учёные, изучающий прошлое человечества по сохранившимся вещественным памятникам?

Учёные, изучающий прошлое человечества по сохранившимся вещественным памятникам.


Как называется наука о прошлом человечества?

Как называется наука о прошлом человечества?


Наука, занимающаяся поисками и изучениями вещественных свидетельств прошлого называется?

Наука, занимающаяся поисками и изучениями вещественных свидетельств прошлого называется.


Наука, занимающаяся поисками и изучениями вещественных свидетельств прошлого называется?

Наука, занимающаяся поисками и изучениями вещественных свидетельств прошлого называется.


Опиши устно что изображено на фотографии Вспомни Какая наука изучает прошлое человечества по находкам полученным чтобы полученным в результате распорок Выпиши названия в клеточки?

Опиши устно что изображено на фотографии Вспомни Какая наука изучает прошлое человечества по находкам полученным чтобы полученным в результате распорок Выпиши названия в клеточки.


Отметьте источники по которым ученые изучают прошлое?

Отметьте источники по которым ученые изучают прошлое.

Вы открыли страницу вопроса Наука изучающая прошлое человечества по вещественным источникам?. Он относится к категории История. Уровень сложности вопроса – для учащихся 10 - 11 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории История, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


Общие особенности это войны и революции, общественности и государству можно бороться с этим искренняя раздрожителей.


Революционеры . Стремились к правде.


Междоусобная война в Московской Руси (1425—1453) — война за великое княжение между потомками Дмитрия Донского князем Московским Василием II (Тёмным) Васильевичем и его дядей, князем звенигородским и галичским Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Васили..


Во главе император от него стрелки и гос. Совет, министерства, синод, комитет министров, канцелрия и сенат.


1) Крещение киевлян. 2) Крещение Киевской Руси.


Начнем с того, что война длилась совсем не долго если сравнивать с другими войнами, но к сути. Началась она 19 - го июня 1870 года и длилась по 1871 - й год. Войну объявил - Вильгем l, опорой которому служил Отто Бисмарк (хитрый и талантливый страт..


Геродот, Лукиан, Сократ схоластик.


Это мужская одежда на Руси в 11 - 13 веках. Короче штаны длиной до щиколоток.


Где на территории нашей страны возникли первые города - государства ? Г. в Северном Причерноморье.


Середньовічні міста виникали на місцях старих античних міст, біля бродів та мостів через річки, а також біля перевалів і на перехрестяхторгових доріг. Утворювались міста і біля церков, монастирів, феодальних маєтків, замків, бо вони утворювалися сел..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

История – это наука о жизни человека в прошлом.

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторических наук.

Археология – это наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Вспомогательные исторические дисциплины – это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования.

Исторический источник – сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект (запись, предмет, здание, сказание и т. д.), несущий в себе сведения (информацию) о жизни в прошлом.

Этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Каждан А. В поисках минувших столетий. – М.: МК-Периодика, 2002.
  3. Рубинштейн Р. Разгаданные письмена. – Л.: Учпедгиз, 1960.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В наше время история – наука, изучающая прошлое. Главная задача исторической науки – попытаться воссоздать и понять ход событий. Однако реконструкции поддается только часть прошлого, отразившаяся в сохранившихся источниках. Поэтому все формы исторического знания содержат лишь большую или меньшую часть истины.

Сведения о прошлом историки получают из исторических источников. Именно они помогают нам отделить факты от выдумки.

Историческим источником является сохранившийся с прошлых времён до наших дней объект, несущий в себе сведения о жизни в прошлом. Это могут быть предметы одежды, книги, посуда, оружие, детские игрушки, дома, музыкальные произведения и даже вырытые каналы и построенные дамбы.

Для удобства изучения источники подразделяют на вещественные, письменные и устные. Письменными источниками могут быть приказы, летописи, мемуары, письма, отчеты. К устным относятся рассказы очевидцев, песни, анекдоты, предания. Вещественные исторические источники – здания, предметы быта, оружие, сакральные (религиозные) предметы и многое другое.

Когда историк работает с источником, он сначала выясняет его происхождение: при каких обстоятельствах он возник. Затем устанавливает автора, выясняет: оригинал это или чей-то пересказ? Как он попал в руки историков? После этого учёный анализирует исторический источник, извлекая из него прямую информацию и косвенную. Прямая информация – это те сведения, которые автор вложил специально, целенаправленно. В то же время вольно или невольно автор наряду с этой прямой информацией передаёт косвенную. Косвенная информация – это то, что он передал из прошлого как бы “случайно”, попутно с прямой информацией.

Например, житель древнего Новгорода написал своему брату записку на бересте, и в ней попросил его одолжить 3 гривны. Прямая информация – сам факт просьбы, а косвенная – то, что новгородцы писали на бересте, выцарапывали буквы (а не писали попросил его одолжить 3 гривны.

Работа историка очень сложная. И на помощь приходят смежные, или вспомогательные дисциплины. Это части исторической науки, которые занимаются изучением конкретных источников, создают инструменты для исторического исследования. Например, вспомогательной дисциплиной является геральдика – наука о гербах, генеалогия изучает родственные связи, метрология – наука о единицах площади, длины, объёма. Кроме вспомогательных дисциплин существуют тесно связанные с историей отдельные науки. Это в первую очередь археология – наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам, и этнография – наука, изучающая происхождение, расселение народов мира, их бытовые и культурные особенности.

Как же работает ученый-историк? Сначала он определяет актуальный вопрос. Это может быть любое неизученное событие или явление, любое незнание или непонимание. После этого надо сформулировать цель своего исследования и выдвинуть рабочую гипотезу (научное предположение). После того, как стало ясно, что и зачем предстоит сделать, историк принимается за изучение работ предыдущих исследователей. Совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме или исторической эпохе называются историографией.

Учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории и культуры, называется музеем. В современном мире насчитывается около 100 тысяч музеев, но это цифра примерная, так как сосчитать все музеи мира просто невозможно – их бесчисленное множество.

Выделяют крупнейшие музеи мира, такие как Лувр во Франции, Музей мадам Тюссо в Великобритании, Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Россия также может похвастаться музеями мирового уровня, такими как Государственный Исторический музей, расположенный на Красной площади в Москве, Кунсткамера в Санкт-Петербурге, музей оружия в Туле.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) по истории Древнего мира 5 класс Волкова Вако

История помогает понять, как изменялась жизнь людей с течением времени и почему она стала такой, как сейчас. Знать историю важно всем людям, чем бы они ни занимались. Без неё мы бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями, как и когда возникла наша Родина, и не понимали бы, что происходит в мире вокруг нас. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны.

№ 2. Как историки узнают о жизни людей в далеком прошлом?

В течение многих тысяч и даже миллионов лет следы прошлого постепенно исчезают. Погибшие и покинутые людьми города заносит землёй, они зарастают травой и кустарником. Но учёные, занимающиеся археологией (от греч. архайос — древний, логос — слово, учение), проводят раскопки и находят в земле или воде вещественные источники, по которым узнают о жизни людей в древности, — остатки строений, обломки древней посуды, оружие, монеты, украшения, кости людей и домашних животных.

Благодаря сохранившимся останкам людей мы знаем, как выглядели предки. Изучать и восстанавливать облик древних людей помогает наука антропология (от греческого антропос — человек). Ещё важнее письменные источники — надписи на камне, глине, металле, дереве и, конечно, древние книги. Правда, письменные источники рассказывают не обо всей истории человечества, потому что люди изобрели письменность не сразу, а около 5 тысяч лет назад.

Таким образом, историки узнают о прошлом человечества, исследуя письменные и вещественные источники, стараясь точно установить время и ход исторических событий, понять, почему именно так, а не иначе развивалась история разных народов и стран. Если данных источников недостаточно для определённых выводов, историки выдвигают научные предположения — гипотезы.

Стр. 7. Итоговые вопросы

№ 2. Выскажите мнение, для чего современному человеку нужно знание истории. Приведите примеры ситуаций, когда оно важно для вас.

Изучая историю, современный человек может понять, как изменялась жизнь людей и почему она стала такой, как сейчас. Без неё люди бы не знали о том, что было создано предыдущими поколениями и не понимали бы, что происходит в мире. Без интереса к истории нельзя быть настоящими гражданами своей страны. Для каждого человека особенно важна история своего Отечества. История каждого государства, в том числе и России, является частью мировой истории. Каждый образованный и культурный человек должен знать не только о своей Родине, но и о жизни других народов, чтобы лучше понимать их, жить с ними в мире и согласии.

Благодаря знанию истории я могу узнавать о происхождении праздников (9 мая, Новый год), развитии города, в котором я живу, о том, как жили бабушки и дедушки и очевидцами каких исторических событий они были.

№ 3. Какие разделы выделяются в истории Древнего мира? Покажите на карте, расположенной на форзаце учебника, территории государств, существовавших в древние времена на Востоке и в Европе.

История Древнего мира — самая ранняя часть истории человечества. Самый первый и наиболее длительный ее период — первобытная эпоха (от появления на Земле людей до возникновения первых государств).

Второй раздел истории Древнего мира называется исто­рией Древнего Востока. Около 5 тысяч лет назад в долинах крупных рек возникли древнейшие государства. Это огромный район, протянувшийся от Египта в Африке до Китая в Азии. На этой территории тысячи лет назад возникали, развивались и исчезали древние государства. Некоторые из них были обширными державами, на территории которых проживало множество разных народов.

Третий и четвёртый разделы истории Древнего мира носят названия история Древней Греции и история Древнего Рима. Это история первых государств Европы. Историческое развитие древних греков и римлян, или, как ещё говорят, народов Античности (от латинского антиквус — древний), отличалось от развития народов Древнего Востока и заложило основу современной цивилизации. Первые греческие государства возникли около трёх с половиной тысяч лет назад, а закончилась история Древнего мира падением Западной Римской империи в 476 году.


Древняя Греция, Македония (2)

Хеттское царство (3)

Древний Египет (4)

Палестина, Финикия (5)

Месопотамия: Шумер, Аккад, Вавилон (6)

Ассирия, Урарту (7)

Персидское государство (8)

Древняя Индия (9)

Древний Китай (10)

№ 4. Представьте в таблице информацию об источниках, из которых историки узнают о прошлом.

Название группы источников Что относится к этой группе О чем могут рассказать эти источники
Вещественные источники Остатки строений, обломки посуды, оружие, монеты, украшения, кости людей и животных О том, как и где жили древние люди, чем они занимались
Письменные источники Надписи на камне, глине, металле, дереве и древние книги О языке древних народов, о древних законах, традициях и обычаях, о религии

№ 5. Составьте словарик названий наук, которыми пользуются историки при изучении прошлого. Укажите, что изучает каждая наука.

Изучать прошлое историкам помогают следующие науки:

Антропология – наука, изучающая облик древних людей

Археология — наука, изучающая прошлое по вещественным источникам: остаткам строений, обломкам посуды, оружию, монетам, украшениям, костям людей и домашних животных.

Картография – наука, изучающая исторические карты, по которым можно узнать о военных походах и местах сражений, о расположении городов, о торговых маршрутах, о границах государств

Нумизматика – наука об истории монетной чеканки и денежного обращения

Хронология – наука, изучающая историю счета времени и древние календари

Этнография – наука, изучающая образ жизни, быт, хозяйство, обычаи и традиции различных народов

№ 6. На основе текста и иллюстрации на с. 6 объясните, как работают археологи. Какие знания и умения необходимы в их работе?

Как узнать о том, что было многие тысячи и даже миллионы лет назад? Следы прошлого постепенно исчезают: сгорает или истлевает дерево, ржавеет железо, разрушаются камень и кирпич. Погибшие и покинутые людьми города заносит землёй, они зарастают травой и кустарником. Но учёные, занимающиеся археологией, проводят раскопки и находят в земле или воде вещественные источники, по которым можно судить о жизни людей в древности, — остатки строений, обломки древней посуды, оружие, монеты, украшения, кости людей и домашних животных.

Археологам необходимы знания по истории, этнографии, антропологии, нумизматике и другим наукам. Археолог должен уметь рисовать, чертить, фотографировать, быть в хорошей физической форме.

Археологи изучают карты, узнают, где примерно мог находиться древний город. Они определяют его примерные границы и проводят раскопки, используя как лопаты, так и кисточки для очистки найденных вещественных источников.

Рис. 1. ГДЗ история древнего мира 5 класс Никишин, Стрелков Русское Слово 2020 Задание: § 1 Что изучает история

Читайте также: