Какая лицензия дает право коммерческому банку привлекать во вклады валюту иностранных государств

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время в России действует примерно 1200 банков, из них примерно 300 банков имеют генеральную банковскую лицензию. То есть каждый четвертый банк в России имеет генеральную банковскую лицензию.

В чем же преимущества генеральной банковской лицензии по сравнению с иными лицензиями на ведение банковской деятельности? Какие дополнительные требования предъявляются к банкам, получающим генеральную банковскую лицензию?

Понятие генеральной банковской лицензии

В соответствии со ст. 11.2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (Закон о банках) генеральная лицензия - это лицензия на осуществление банковских операций, предоставляющая кредитной организации право осуществлять банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте, привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте.

Более подробно Перечень банковских операций, право на осуществление которых предоставляет генеральная лицензия, указан в Приложении 18 Инструкции ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (Инструкция 109-И) и включает в себя следующее:

  • привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
  • размещение привлеченных во вклады (до востребования и на определенный срок) денежных средств физических и юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе уполномоченных банков-корреспондентов и иностранных банков, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • выдача банковских гарантий;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Преимущества генеральной лицензии

Чем генеральная лицензия лучше обыкновенных банковских лицензий?

Необходимо отметить, что генеральная лицензия имеет ряд преимуществ по сравнению с обладанием простыми лицензиями, а именно:

  • кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения Банка России создавать на территории иностранного государства филиалы и после уведомления Банка России - представительства ;
  • кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может с разрешения и в соответствии с требованиями Банка России иметь на территории иностранного государства дочерние организации ;
  • кредитная организация может размещать средства федерального бюджета на банковские депозиты ;
  • кредитная организация может быть допущена к размещению временно свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах ;
  • государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым стратегическими организациями оборонно-промышленного комплекса на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, предоставляются по кредитам банков, имеющих генеральную лицензию ;
  • государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, предоставляются по кредитам банков, имеющих генеральную лицензию ;
  • инвестировать средства пенсионных накоплений и накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в депозиты в рублях могут кредитные организации, имеющие генеральную лицензию ;
  • статус "уполномоченный банк Правительства Москвы" возможен для банков, имеющих генеральную лицензию ;
  • право обслуживания персонифицированных социальных счетов граждан в городе Москве имеют банки, имеющие генеральную лицензию ;
  • право выполнения функций уполномоченного органа Департамента финансов города Москвы по проверке финансового состояния получателей бюджетных кредитов, обеспечения их целевого использования могут иметь кредитные организации, имеющие генеральную лицензию ;
  • банки, имеющие генеральную лицензию, могут участвовать в размещении именных блокированных целевых счетов граждан ;
  • временно свободные средства государственной корпорации "Российская корпорация нанотехнологий" могут инвестироваться в депозиты и депозитные сертификаты кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию ;
  • временно свободные средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства могут инвестироваться в депозиты и депозитные сертификаты кредитных организаций, имеющих генеральную лицензию ;
  • кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может участвовать в конкурсе в части исполнения функций агента по размещению государственных сберегательных облигаций, их погашению, выкупу и выплате купонного дохода ;
  • кредитная организация, имеющая генеральную лицензию, может участвовать в конкурсе по определению платежного агента по облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации ;
  • Центральный банк Российской Федерации предоставляет кредиты кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации, если такой банк-санатор имеет генеральную лицензию ;
  • экспорт слитков разрешается кредитным организациям, имеющим генеральную лицензию ;
  • иное.

Таким образом, генеральная лицензия на осуществление банковских операций предоставляет возможности для банков иметь следующие операции:

  • открывать за границей филиалы, представительства и дочерние организации;
  • размещать средства федерального и регионального бюджета;
  • инвестировать средства пенсионных накоплений;
  • размещать средства государственных корпораций и т.д.

Как следует из вышеизложенного, генеральная банковская лицензия предоставляет дополнительные возможности для развития бизнеса банка и поэтому представляет интерес для банков.

Какие же требования предъявляются к банкам, получающим генеральную лицензию, и какова процедура получения генеральной банковской лицензии? Исполнимы ли эти требования для банков и не является ли процедура получения генеральной банковской лицензии слишком сложной?

Требования к банкам, получающим генеральную лицензию

Генеральная лицензия может быть выдана кредитной организации, отвечающей следующим требованиям:

  • имеет собственные средства (капитал) не менее 900 млн. рублей по состоянию на 1-е число месяца, в котором было подано в Банк России ходатайство о получении генеральной лицензии ;
  • имеет лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте ;
  • в течение последних шести месяцев, предшествующих подаче соответствующего ходатайства в территориальное учреждение Банка России, а также до принятия Банком России решения о расширении деятельности кредитной организации кредитная организация должна :
  • выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России требования о предоставлении информации об участниках и их группах (аффилированных лицах), позволяющей однозначно идентифицировать лиц (в том числе не являющихся участниками кредитной организации), имеющих возможность прямо или косвенно (через третьих лиц) определять решения, принимаемые органами управления кредитной организации;
  • не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • иметь организационную структуру (включающую службу внутреннего контроля), адекватную масштабам проводимых кредитной организацией операций и принимаемым рискам;
  • выполнять установленные федеральными законами и нормативными актами Банка России квалификационные требования к членам совета директоров (наблюдательного совета) и руководителям кредитной организации;
  • выполнять обязательные резервные требования Банка России и не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России;
  • относиться к классификационной группе I или классификационной группе II в соответствии с Указанием Банка России N 2005-У;
  • соответствовать требованиям, установленным Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" .

Таким образом, как следует из вышеизложенного, российское законодательство не предъявляет каких-либо невыполнимых требований к кредитным организациям, которые хотят получить генеральную банковскую лицензию.

Процедура получения генеральной лицензии

Генеральная лицензия на осуществление банковских операций может быть выдана банку, с даты государственной регистрации которого прошло не менее двух лет .

См.: статья 14.4 Инструкции 109-И.

Для получения лицензии, расширяющей деятельность, кредитная организация должна представить в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за ее деятельностью, следующие документы:

  • ходатайство за подписью уполномоченного лица;
  • опубликованный годовой отчет, заверенный аудиторской организацией, и надлежащим образом заверенную копию аудиторского заключения за год, предшествующий обращению кредитной организации за получением лицензии, расширяющей деятельность (если эти документы ранее не представлялись в территориальное учреждение Банка России);
  • бизнес-план кредитной организации или в предусмотренных нормативными актами Банка России случаях изменения и дополнения к бизнес-плану;
  • подтверждения уполномоченных органов об отсутствии задолженности кредитной организации перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами .

При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной лицензии в нем проводится комплексная проверка в порядке, установленном нормативными актами Банка России, или принимаются во внимание результаты комплексной проверки, если она была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче данной лицензии в территориальное учреждение Банка России .

См.: статья 14.3 Инструкции 109-И.

Территориальное учреждение Банка России в течение девяноста календарных дней с момента получения документов рассматривает их и направляет в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России) заключение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, расширяющей деятельность .

См.: статья 14.7 Инструкции 109-И.

На основании полученных документов Банк России принимает решение о возможности выдачи кредитной организации лицензии, указанной в ее ходатайстве . В Банке России этот вопрос отнесен к компетенции Комитета банковского надзора .

См.: статья 14.9 Инструкции 109-И.
См.: Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБ РФ от 10 августа 2004 г., Протокол N 21).

Как видно из вышеизложенного, генеральная банковская лицензия предоставляет ряд существенных преимуществ банкам, которые имеют такую лицензию. При этом процедура получения такой лицензии и список требований, предъявляемым к банкам, являются выполнимыми для банков, которые посредством генеральной банковской лицензии могут расширить круг своих операций.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Валютный контроль - 2021 для юридических лиц традиционно вызывает много вопросов и является горячей темой для бухгалтеров. Каково определение валютных операций, все ли они подвергаются контролю? Какие действия обязана произвести бухгалтерия, если в организации проходят валютные операции? Какие документы для работы с валютными операциями необходимо иметь? Расскажем о порядке работы с валютой в 2021 году в нашем обзоре.

Что относится к операциям с валютой

Валютные операции регулируются федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. По этому закону к валютным операциям относятся следующие сделки:


Далее поясним, кто относится к резидентам в контексте рассматриваемого закона, а кто — к нерезидентам.

Резидентами могут быть как физлица, так и организации-юрлица:


Нерезидентами также выступают и юрлица, и физлица:


Из вышесказанного можно сделать вывод, что валютному контролю в 2021 году подвержены не только организации, но и обычные граждане.

Если стороны валютной операции резидент и нерезидент, то она производится без ограничений.

В общей формулировке валютные операции между резидентами — вне закона (п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ). Однако предусмотрено достаточно большое количество исключений, то есть перечень валютных операций, которые могут производить между собой резиденты. Полный список исключений указан в п. 1 ст. 9 закона 173-ФЗ. Приведем самые распространенные случаи допустимых валютных операций:


Подробности о валютных операциях между резидентами и нерезидентами — в статье.

Ниже рассмотрим, как происходит валютный контроль для юридических лиц и валютный контроль для физических лиц.

Кто принимает участие в контроле операций с валютой

Валютный контроль — это процесс слежения за соблюдением валютного законодательства.


Органы валютного контроля — это Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. Агенты налогового контроля — уполномоченные банки.

Валютный контроль за валютными договорами кредитных и некредитных финансовых предприятий осуществляет Центральный банк РФ.

Резидентов и нерезидентов, не относящихся к финансовым организациям, контролируют органы и агенты валютного контроля в РФ: ФТС, ФНС и уполномоченные банки. Уполномоченные банки участвуют в этом процессе, так как только через них организации могут совершать валютные операции.

Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензии Центробанка совершать банковские операции в иностранной валюте.

Центральный банк координирует действия уполномоченных банков в валютном контроле. Правительство, в свою очередь, координирует работу органов валютного контроля и Центрального банка.

Права тех, кто осуществляет валютный контроль:


Также те, кто проводит валютный контроль, обязаны:


За несоблюдение правил валютного законодательства, выявленное валютным контролем в 2021 году, штрафы назначаются по КоАП РФ.

Суть валютного контроля

В чем же заключается процедура валютного контроля? В запросе документов валютного контроля.


Посмотрите, что относится к подтверждающим документам для валютного контроля:


Порядок представления подтверждающих документов регулирует Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Согласно этой Инструкции полному валютному контролю подвержены не все контракты. Важна договорная сумма для валютного контроля. По контрактам с суммой ниже 200 тыс. руб. в банк достаточно сообщить лишь код операции. Коды всех операций приведены в приложении № 1 к Инструкции, их перечень достаточно обширен.

Если сумма контракта превышает 200 тыс. руб., то пакет необходимых документов валютного контроля для банков значительно расширяется. Резиденты при совершении операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет в уполномоченном банке или при списании иностранной валюты должны представить в банк документы, связанные с проведением этих операций. Таковыми документами могут быть инвойсы, акты, накладные, счета-фактуры.

При импорте валютный контроль так же, как и валютный контроль экспортных операций, имеет особенности. Какие должны быть лимиты сумм контракта для учета в валютном контроле экспорта и импорта:

  • кредитный договор или импортный контракт - валютный контроль начинается с 3 млн руб.;
  • экспортный контракт — 6 млн руб.

В этих случаях предусмотрен учет контрактов валютного контроля.

Порядок документооборота при валютном контроле

Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:

  • операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
  • операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
  • операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.

ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.

Сроки представления документов в 2021 году для валютного контроля

Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:

  • при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
  • при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.

Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).

Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.

Также необходимо представить подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах для валютного контроля в 2021 году в следующих случаях:


ВАЖНО! Если речь идет о периодических платежах, например по договорам аренды, лизинга и прочее, то в этом случае на периодические платежи справку и документы представлять не надо.

Подведем итоги в таблице:


Итоги

При осуществлении валютных операций резиденты могут использовать только уполномоченные банки. Также они обязаны отчитываться по совершаемым валютным операциям путем представления подтверждающих документов. Перечень документов и порядок валютного контроля зависят от суммы контракта и от его содержания.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Инструкция № 109-И от 14 января 2004 года. Уполномоченному банку могут быть выданы лицензии на совершение операций в иностранной валюте следующих видов: 1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков. 2. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. 3. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте может быть выдана банку при наличии лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) или одновременно с ней. 4. Генеральная лицензия. Данная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, а также выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств (капитала). Наличие лицензии на осуществление банковских операций с драгоценными металлами не является обязательным условием для получения Генеральной лицензии. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы на территориях иностранных государств и (или) приобретать акции (доли) в уставном капитале иностранных банков.

О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций ( по материалам инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004г. № 117-И).

Резы (юр.и физ.лица, в т.ч. ИП) при осуществлении валютных операций в иностранной валюте предоставляют в уполномоченный банк след.документы:

- справку об идентификации по видам валютных операций (… мне кажется, что-то пропущено) средств в ин.валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета реза, открытого в уполномоченном банке ,являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции;

- иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции.

Эти документы резом предоставляются при списании ин.валюты с его счета в УБ, либо не позднее 7 раб.дней со дня поступления валюты на его счет в УБ. УБ проверяет соответствие информации, которую рез указал в справке о валютных операциях, тем сведениям, которые содержатся в подтверждающих документах, а также правильность оформления данной справки. Такая проверка – не позднее следующего раб.дня за днем предоставления справки в УБ.

УБ принимает справку о валютных операциях, либо отказывает в ее принятии с указанием причин. Принятая справка о валютных операциях подписывается ответственным лицом УБ и заверяется печатью банка, используемой для целей валютного контроля и помещается в материалы валютного контроля.

Если все указанные документы рез предоставляет в УБ в электронном виде, то работник банка, принявший документы, распечатывает их на бумажном носителе и заверяет своей подписью с датой распечатки. Дальнейшее оформление аналогично вышеуказанному.

При осуществлении валютных операций в валюте РФ рез, за исключением кредитной организации, предоставляет в банк след.документы:

- расчетный документ, который кроме обязательных реквизитов содержит код вида валют.операции и номер паспорта сделки, если его оформление по заданной операции необходимо;

- документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции.

При осуществлении вал.операций в валюте РФ нерез предоставляет в УБ также расчетный документ, оформленный по установленным требованиям. УБ ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней след.информации:

- номер счета реза или нереза;

- дата совершения валют.операции;




- направление платежа (зачисление или списание);

- код вида вал.операции (№ 117-И);

- сумма ден.средств ,списанных со счета или зачисленных на счет при осуществлении вал.операции в единицах валюты счета;

- наименование банка-получателя платежа (при списании) или банка-плательщика (при зачислении на счет), указанные в расчетном документе.

- Банковский идентификационный код;

- Номер паспорта сделки, если требуется его оформление;

- Код валюты цены контракта;

- Сумма валютной операции в единицах валюты цены контракта.

По усмотрение УБ в эту базу данных может быть включена иная информация, необходима для выполнения УБ функций агента валютного контроля. Все документы, предоставленные резами и нерезами в УБ хранятся в нем не менее трех лет с даты помещения документа в материалы валютного контроля.

Деятельность организаций, совершающих банковские операции , нуждается в строгом государственном регулировании и контроле со стороны Банка России, поэтому такие организации должны получить лицензию на совершение банковских операций.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий.

  1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях без права привлечения во вклады средств физических лиц, дающая право на осуществление следующих банковских операций:
    • привлечение денежных средств юридических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;
    • размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
    • открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
    • осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
    • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
    • выдача банковских гарантий;
    • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, за исключением почтовых переводов.

Основанием для выдачи кредитной организации лицензии является подтверждение своевременной и полной оплаты уставного капитала - в течение месяца с момента регистрации. Для подтверждения оплаты уставного капитала вновь созданный банк направляет территориальному учреждению Банка России пакет документов, на основании которых можно удостовериться в правомерности оплаты уставного капитала: балансы, подтверждающие наличие средств для внесения в уставный капитал ; платежные поручения; акты приема-передачи на баланс имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал ; свидетельство о праве собственности банка на здание, переданное в уставный капитал .

Для регистрации коммерческого банка Центральный банк РФ устанавливает важный показатель в соответствии с требованиями международных стандартов - минимальный размер уставного капитала учреждаемого банка. В настоящее время он на уровне 180 млн руб.

Территориальное учреждение после проверки полученных документов готовит заключение о правомерности оплаты уставного капитала и направляет это заключение в Банк России.

Банки, создаваемые в форме акционерных обществ, регистрируют в соответствующем подразделении территориального учреждения или в Департаменте лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России отчет о первом выпуске акций. В этом Департаменте регистрируются выпуски акций с уставным капиталом 1 млрд руб. и более (в расчет включаются и предполагаемые итоги выпуска) или с долей иностранного участия, в том числе физических и юридических лиц из стран СНГ, свыше 50%. Остальные выпуски ценных бумаг регистрируются в территориальных учреждениях Банка России.

После получения от территориального учреждения заключения о правомерности оплаты уставного капитала Банк России принимает решение о выдаче лицензии.

Длительность стартового периода банка во многом определяется степенью продуманности избранной стратегии. В условиях жесткой конкуренции обостряется борьба банков за привлечение клиентов, а также привлечение свободных денежных средств. В этих условиях выигрывают те банки, которые имеют широкую сеть региональных структур, а также увеличивают спектр услуг, оказываемых клиентам. Поэтому с самого начала работы банка в числе основных направлений следует выделить развитие сети филиалов, представительств, дочерних структур, операционных касс и внутренних подразделений (дополнительных офисов). Порядок организации этих структур регламентируется Банком России. Расширение круга выполняемых операций осуществляется путем получения лицензий:

  • на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях. При этом проводится проверка возможности участия в системе обязательного страхования вкладов населения;
  • на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и в иностранной валюте при наличии лицензии на операции со средствами в рублях и в иностранной валюте (без права привлечения средств физических лиц);
  • генеральной, которая выдается банку, имеющему лицензии на выполнение всех видов банковских операций со средствами в рублях и в иностранной валюте.

Генеральная лицензия не расширяет круга выполняемых банком операций. Банк, имеющий генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом, приобретать акции (доли) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов.

Кредитные организации, ходатайствующие о расширении сферы деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, соответствующую предполагаемому направлению деятельности (включая службу внутреннего контроля), и минимальный размер уставного капитала, определяемый Банком России.

Устойчивое финансовое положение характеризуется выполнением обязательных резервов, депонированных в Банке России, соблюдением обязательных экономических нормативов, установленных Банком России, отсутствием убытков, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также соблюдением технических и квалификационных требований Банка России.

При выдаче генеральной лицензии территориальное учреждение Банка России проводит комплексную проверку организации.

Вышеназванные лицензии, дающие право привлекать денежные средства от физических лиц в рублях и в иностранной валюте, коммерческий банк может получить и на начальном этапе, при регистрации. Для этого он должен соответствовать требованиям Центрального банка РФ по капиталу, а также техническим и квалификационным требованиям. Кроме того, важным требованием к банку, ходатайствующему о получении лицензий, позволяющих привлекать вклады от физических лиц, является вступление коммерческого банка в систему страхования вкладов физических лиц (рис. 6.1).

Читайте также: