Какая конституция впервые закрепила всеобщее равное прямое избирательное право на тайном голосовании

Обновлено: 02.07.2024

Всеобщее избирательное право (также называемое универсальным избирательным правом , всеобщим избирательным правом и общим избирательным правом обычного человека ) дает право голоса всем взрослым гражданам , независимо от богатства, дохода, пола, социального статуса, расы , этнической принадлежности, политической позиции или любого другого ограничение, за исключением относительно незначительных исключений. [1] [2] В своем первоначальном использовании 19-го века по реформаторам в Великобритании , всеобщее избирательное право понималось только всеобщее избирательное право для взрослых мужчин ; голосование было передано женщинам позже, во время избирательного права женщиндвижение. [3] [4]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Расширение избирательного права
  • 2 Даты по странам
  • 3 избирательное право женщин
  • 4 Избирательное право молодежи, избирательное право детей и избирательное право в школе
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Европейский парламент является единственным наднациональный орган избирается всеобщим голосованием (с 1979 года).

Франция, согласно якобинской конституции 1793 года , была первой крупной страной, которая ввела избирательное право для всех взрослых мужчин, хотя формально оно никогда не использовалось на практике (действие конституции было немедленно приостановлено до того, как вступить в силу, а последующие выборы состоялись в 1795 году после падения Германии. правительство якобинцев в 1794 году дискредитировало большинство связанных с ними идей, включая эту конституцию). В другом месте в франкоязычном мире, Республика Гаити в законодательном порядке для всеобщего мужского избирательного права в 1816 году [15] Вторая Французская Республика ввела взрослые мужчина избирательного права после революции 1848 года . [7]

После французских революций движение в западном мире к всеобщему избирательному праву произошло в начале 19 века и было сосредоточено на отмене требований к собственности для голосования. В 1867 году Германия ( Северо-Германская Конфедерация ) ввела избирательное право для всех взрослых мужчин. В Соединенных Штатах после Гражданской войны в США рабы были освобождены и получили права граждан , включая избирательное право для взрослых мужчин (хотя несколько штатов установили ограничения, в значительной степени, хотя и не полностью, умаляющие эти права). В конце 19-го и начале 20-го веков в центре внимания движения за всеобщее избирательное право стало распространение права голоса на женщин., как это произошло в период после Гражданской войны в нескольких западных государствах и в 1890-х годах в ряде британских колоний.

19 сентября 1893 года британский губернатор Новой Зеландии лорд Глазго одобрил новый закон о выборах, что означало, что Новая Зеландия стала первой контролируемой Великобританией колонией, в которой женщины имели право голоса на парламентских выборах. [16] Вскоре за этим последовала колония Южная Австралия в 1894 году, которая была второй, позволившей женщинам голосовать, но первой колонией, позволившей женщинам баллотироваться на выборах. [17] Двенадцать лет спустя автономная российская территория, известная как Великое княжество Финляндское.(которая стала Финляндской Республикой в ​​1917 году) стала первой территорией в мире, внедрившей неограниченное всеобщее избирательное право, поскольку женщины могли баллотироваться в качестве кандидатов, в отличие от Новой Зеландии, и без исключения из числа коренных народов, как в Австралии. Это также привело к избранию первых в мире женщин-членов парламента в следующем году . [18] [19] Федеральные земли и колониальные или автономные территории до Первой мировой войныесть множество примеров раннего введения всеобщего избирательного права. Однако эти правовые изменения были произведены с разрешения британских, российских или других государственных органов, которые в то время считались суверенной нацией. По этой причине Австралия (1901 г.), Новая Зеландия (1908 г.) и Финляндия (1917 г.) имеют разные даты достижения независимой государственности.

Первая французская республика приняла всеобщее избирательное право для мужчин кратко в 1792 году; это была одна из первых национальных систем, которая отменила все требования к собственности в качестве предварительного условия, позволяющего мужчинам регистрироваться и голосовать. Греция признала полное избирательное право мужчин в 1844 году. [20] Испания признала его в Конституции 1869 года, а Франция и Швейцария постоянно делали это после революции 1848 года (для постоянно проживающих в стране граждан мужского пола). После обретения независимости в 19 веке несколько латиноамериканских стран и Либерия в Африке первоначально предоставили избирательное право всем взрослым мужчинам, но впоследствии ограничили его на основании имущественных требований. В 1871 году Германская империя ввела полное мужское избирательное право [21].

В Соединенных Штатах Пятнадцатая поправка к Конституции Соединенных Штатов , ратифицированная в 1870 году в эпоху Реконструкции , предусматривала, что «Право граждан Соединенных Штатов голосовать не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по учет расы, цвета кожи или предыдущего состояния рабства ". Эта поправка была направлена ​​на то, чтобы гарантировать право голоса афроамериканцам , многие из которых были порабощены на Юге до окончания (1865 г.) Гражданской войны в США и отмены рабства 1864-1865 гг . Однако, несмотря на поправку, чернокожие были лишены избирательных прав в бывших штатах Конфедерации.после 1877 г . ; Южные официальные лица проигнорировали поправку и заблокировали голосование чернокожих граждан с помощью различных средств, включая избирательные налоги , тесты на грамотность и дедушкиные оговорки ; [22] насилие и терроризм использовались для запугивания некоторых потенциальных избирателей. [23] Чернокожие с юга фактически не получали право голоса до принятия Закона об избирательных правах 1965 года . [22]

В 1902 году Австралийское Содружество стало первой страной, которая предоставила женщинам полное избирательное право, то есть право как голосовать, так и баллотироваться на выборах. [25]

Однако в то время в Австралии не было всеобщего избирательного права - австралийские аборигены не получали права голоса до 1962 года.

В нескольких европейских странах, в которых было введено всеобщее избирательное право, нормальный правовой процесс или их статус независимых наций были прерваны во время и после Первой мировой войны 1914–1918 годов.

Государства в разное время предоставляли и отменяли всеобщее избирательное право. Этот список можно организовать тремя способами:

  • Универсальный. В любой части территории нет различий между избирателями старше определенного возраста по признаку пола, грамотности, богатства, социального статуса, религии, расы или этнической принадлежности.
  • Мужчина предназначен для всех мужчин старше определенного возраста в этнической или религиозной группе большинства, независимо от грамотности, достатка или социального статуса.
  • Женский - это когда все женщины старше определенного возраста могут голосовать на тех же условиях, что и мужчины.
  • Этническая принадлежность - это когда все имеющие право голоса избиратели старше определенного возраста могут голосовать на тех же условиях, что и группа большинства, независимо от религии, расы или этнической принадлежности.

Примечание. Таблицу можно отсортировать в алфавитном порядке или в хронологическом порядке с помощью значков.

Всеобщее избирательное право по стране или территории
УниверсальныйМужскойженскийЭтническая принадлежностьСтрана или территорияПримечания
1977 г.1977 г.1977 г.1977 г.АфганистанКонституция Афганистана 1964 года превратила Афганистан в современную демократию. [26]
1952 г.1853 г.1952 г.1853 г.АргентинаВсеобщее избирательное право мужчин было введено в 1853 году. Всеобщее, тайное и обязательное избирательное право для граждан мужского пола старше 18 лет было предоставлено Законом Саенс Пенья (Всеобщий закон о выборах) 1912 года. В 1947 году в него были внесены поправки, включающие граждан женщин, но он вступил в силу в 1952 г.
1921 г.1919 г.1921 г.1920 г.АрменияПрисоединился к нарождающемуся Советскому Союзу [nb 1] в 1920 году.
19671901 г.1902 г.1967АвстралияВ 1855 году парламент самоуправляющейся колонии Южная Австралия принял закон, предусматривающий всеобщее избирательное право для мужчин. Парламенты Колонии Виктория и Колония Нового Южного Уэльса последовали их примеру, приняв закон, обеспечивающий всеобщее избирательное право для мужчин в 1857 и 1858 годах, соответственно.

В 1894 году парламент Колонии Южной Австралии принял закон, предоставляющий взрослым женщинам привилегии; предоставление всем взрослым, достигшим совершеннолетия, права голоса на выборах, а также предоставление любому избирателю права баллотироваться на высокие посты. В 1901 году самоуправляющиеся колонии Австралии объединились в федеративную структуру штатов. В 1902 году новый федеральный парламент законодательно закрепил за белым взрослым избирательное право и право избирателя баллотироваться и занимать любую должность, за которую они могли напрямую голосовать. Коренные народы были явно исключены. Истинное всеобщее избирательное право не было достигнуто до 1967 года, когда Закон о выборах Содружества предоставил право голоса всем австралийцам независимо от расы. Однако Австралия впервые была объединена в федерацию в 1901 году [27] [ циркулярная ссылка ] Следовательно, право голоса белых женщин не было предоставлено до тех пор, пока нация не была объединена. Право голоса для всех белых мужчин и женщин было установлено в 1902 году [28].

Несколько изменилось в 1925 году: возрастной ценз женщин для голосования повышен до 30, требования к образованию и богатству были повышены. В сельских округах возобновлено открытое голосование. Доля правомочных граждан упала до 29%. [46]

Распространено на всех мужчин с 1869 по 1878 год (Первая Испанская республика и три первых года реставрации Бурбона) и с 1890 года до конца Второй Испанской республики (1931–36). [61] 19 ноября 1933 года женщинам было предоставлено право голоса. Отменено в эпоху Франко (1939–75) и восстановлено с 1977 года в соответствии с новой Конституцией Испании.

В Швеции и Финляндии избирательное право женщинам было предоставлено в эпоху свободы с 1718 по 1772 год [90].

На Корсике избирательное право женщин было предоставлено в 1755 году и продолжалось до 1769 года [91].

Острова Питкэрн предоставили ограниченное избирательное право женщинам в 1838 году. Различные другие страны и штаты предоставили ограниченное избирательное право женщинам во второй половине девятнадцатого века, начиная с Южной Австралии в 1861 году.

Первое неограниченное избирательное право женщинам в крупной стране было предоставлено в Новой Зеландии в 1893 году. [24] Законопроект об избирательном праве для женщин был принят всего за несколько недель до всеобщих выборов 1893 года. Мужчины маори получили избирательное право в 1867 году, белые мужчины - в 1879 году. Индекс свободы в мире перечисляет Новую Зеландию как единственную свободную страну в мире в 1893 году. [91]

Южная Австралия впервые предоставила женщинам избирательное право и позволила им баллотироваться в парламент в 1894 году.

Автономное Великое княжество Финляндия за десять лет до того, как стало Финляндской республикой, было первой страной в мире, которая ввела полное всеобщее избирательное право, предоставив женщинам полные политические права, то есть право голосовать и баллотироваться на посты, и была второй в мире и первый в Европе, дающий женщинам право голоса. [18] [19] Первые в мире женщины-члены парламента были избраны в Финляндии в следующем, 1907 году.

В 1931 году Вторая Испанская республика предоставила женщинам право пассивного избирательного права, при этом были избраны три женщины.

Во время дискуссии о расширении права женщин на активное избирательное право радикальная социалистка Виктория Кент выступила против радикальной Клары Кампоамор . Кент утверждала, что испанские женщины еще не готовы голосовать и, поскольку на них слишком повлияла католическая церковь , они будут голосовать за кандидатов правого толка. Кампоамор, однако, выступал за права женщин независимо от политической ориентации. В конце концов ее точка зрения возобладала, и на выборах 1933 года политическое право победило с голосами граждан любого пола старше 23. И Кампоамор, и Кент потеряли свои места.

Движение за снижение возраста для голосования - один из аспектов движения за права молодежи . Такие организации, как Национальная ассоциация по правам молодежи , активны в Соединенных Штатах, чтобы отстаивать более низкий возраст для голосования, с некоторым успехом [92], среди других вопросов, связанных с правами молодежи.

Демократические школы практикуют и поддерживают всеобщее избирательное право в школе, которое позволяет голосовать каждому члену школы, включая учащихся и сотрудников. Такие школы считают, что эта особенность важна для учащихся, чтобы они были готовы жить в обществе в целом. [93] [94]

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

1) возрастной ценз означает необходимость наступления определенного возраста для возможности регистрации кандидатом на выборах. Так, депутатом ГД может стать гражданин, достигший 21 года. Президентом РФ - 35 лет. Законы некоторых субъектов РФ содержат и ограничения максимального возраста - пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста (обычно 60-65 лет);

2) ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока. Так, Президентом РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание);

4) языковый ценз заключается в требовании знания государственных языков субъекта РФ, где наряду с русским государственным является и язык титульной национальности республики в составе РФ. Такие цензы установлены в Адыгее, Башкортостане, Марий Эл и других республиках;

5) образовательный ценз предусматривает наличие у кандидата на выборную должность высшего образования (установлен в Хабаровском крае, Самарской области);

6) ценз судимости установлен в законодательстве Республики Саха (Якутия) - народными депутатами Государственного Собрания не могут быть избраны граждане, имеющие судимость, если она не снята или не погашена в установленном порядке;

7) ценз предыдущего издания означает, что не может быть избрано лицо, которое непосредственно перед выборами занимало выборную должность в течение нескольких сроков полномочий. Так, п. 3 ст. 81 Конституции РФ закрепляет, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Конституцией 1918 года всеобщее избирательное право было закреплено юридически. Основной закон закрепил принцип всеобщего для трудящихся избирательного права. Статья 64 подчеркивает отсутствие для трудящихся таких цензов как вероисповедание, национальность, оседлость и социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Устанавливается для них лишь один, естественный ценз — возрастной, притом очень низкий, 18 лет. Больше того, закон разрешает понижать и эту возрастную норму. Очень широко трактуется и отсутствие национального ценза. В развитие ст. 20 специально подчеркивается, что избирательными правами пользуются не только граждане РСФСР, но и трудящиеся иностранцы.

Принцип равного избирательного права означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях и каждый избиратель имеет при голосовании один голос. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права – участие в выборах на равных основаниях – обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом. Это достигается образованием равных по численности избирателей избирательных округов при выборах депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Второй элемент равного избирательного права – наличие у каждого избирателя только одного голоса – обеспечивается только тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Законодательством предусмотрены специальные гарантии, обеспечивающие равенство граждан при проведении выборов и референдума. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании, проводимым по соответствующим выборам или референдуме, только один раз. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих в них избирателей и по количеству распределяемых в них мандатов. Каждому избирателю, участнику референдума выдается равное количество бюллетеней, установленных для соответствующих видов голосования. Законодательно установлены гарантии участия в выборах и референдуме граждан, по каким-либо причинам не имеющим возможности участвовать в голосовании в день проведения выборов и референдума на своем избирательном участке.

Конституция 1918г. Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

\u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u044f \u0420\u0421\u0424\u0421\u0420 \u043e\u0442 1918 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043d\u0430\u0434\u0435\u043b\u044f\u043b\u0430 \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d \u0448\u0438\u0440\u043e\u043a\u0438\u043c\u0438 \u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u043c\u0438. \u0422\u0435\u043c \u043d\u0435 \u043c\u0435\u043d\u0435\u0435 \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0435\u0433\u043e \u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043d\u0435 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u043b\u0430. \u0412 \u0447\u0430\u0441\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u043c\u0438 \u043d\u0435 \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0430\u043b\u0438\u0441\u044c \u0433\u0440\u0430\u0436\u0434\u0430\u043d\u0435 \u0436\u0438\u0432\u0443\u0449\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u043d\u0435\u0442\u0440\u0443\u0434\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0445\u043e\u0434\u044b, \u043d\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u043d\u0442\u044b \u0441 \u043a\u0430\u043f\u0438\u0442\u0430\u043b\u0430. \u041c\u043e\u043b\u043e\u0434\u0430\u044f \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0440\u0435\u0441\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u0430 \u043d\u0435 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u044f\u043b\u0430 \u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0436\u043d\u0438\u043c \u0445\u043e\u0437\u044f\u0435\u0432\u0430\u043c \u0436\u0438\u0437\u043d\u0438.

\u041a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u044f \u0420\u0421\u0424\u0421\u0420 \u043e\u0442 1937 \u0433\u043e\u0434\u0430 , \u0443\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0430\u043b\u0430 \u0438\u0437\u043c\u0435\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u0438 \u0420\u0421\u0424\u0421\u0420, \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u043f\u0440\u0438\u043d\u044f\u0442\u0438\u044f \u0421\u0442\u0430\u043b\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0441\u0442\u0438\u0442\u0443\u0446\u0438\u0438 \u0421\u0421\u0421\u0420 \u043e\u0442 5 \u0434\u0435\u043a\u0430\u0431\u0440\u044f 1936 \u0433\u043e\u0434\u0430, \u043e\u0431\u0435\u0441\u043f\u0435\u0447\u0438\u0432\u0448\u0435\u0439 \u0432\u0441\u0435\u043e\u0431\u0449\u0435\u0435 \u0438\u0437\u0431\u0438\u0440\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u043c \u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c \u0421\u0421\u0421\u0420. ">]" data-test="answer-box-list">

au456

Конституция РСФСР от 1918 года наделяла граждан широкими избирательными правами. Тем не менее всеобщего избирательного права не обеспечивала. В частности избирательными правами не обеспечивались граждане живущие на нетрудовые доходы, на проценты с капитала. Молодая Советская республика не предоставляла избирательного права прежним хозяевам жизни.

Конституция РСФСР от 1937 года , утверждала изменения в конституции РСФСР, после принятия Сталинской конституции СССР от 5 декабря 1936 года, обеспечившей всеобщее избирательное право всем жителям СССР.

Новые вопросы в История

1)Осветите основные положения Закона о политических партиях, принятого в 2001 г. 2)Опишите основные вехи развития взаимоотношений между Россией и США … в первые десятилетия XXI в. 3)Каковы основные тенденции развития отношений России и стран СНГ на современном этапе? Помогите ответить на вопросы

Используя знания исторических фактов, объясните, почему, выбранное вами событие имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных … стран.ТЕМА - Третий крестовый поход.

Используя знания исторических фактов, объясните, почему, выбранное вами событие имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных … стран.ТЕМА - Третий крестовый поход.

Используя знания исторических фактов, объясните, почему, выбранное вами событие имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных … стран.ТЕМА - Третий крестовый поход.


Отныне советы становятся главным институтом местного и центрального управления, основой нового государственного строя. Революция стимулировала процесс образования советов на низовом уровне: фабричных, сельских, волостных, городских, уездных и других.

Формально советы являлись высшими органами власти, но на практике их деятельность контролировалась большевистским руководством. Такие советы не оставляли места институтам выборного представительства, учрежденным в период деятельности Временного правительства. Беспрепятственная ликвидация Учредительного собрания, земского и городского самоуправления показала отсутствие в России прочной базы или какой-либо широкой народной поддержки институтов и принципов буржуазной демократии. Важную роль в процессе формирования советского избирательного права сыграло принятие Конституции РСФСР, утвержденной 10 июля 1918 года V Всероссийским съездом советов.


В период с 1918 по 1936 год выборы в РСФСР и в СССР, как и в дореволюционный период, не были последовательно демократичными.

Выборы не были всеобщими. Активное и пассивное избирательное право имели граждане РСФСР, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. Избирательное право получили все граждане, добывавшие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом. Это были рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли.
В советский электорат входили все занятые домашним хозяйством, обеспечивающие для первых категорий возможность заниматься производительным трудом. Избирательным правом обладали военнослужащие, в том числе не достигшие 18 лет. Граждане, входящие в категории, перечисленные выше, но потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность, также являлись полноправными избирателями.

Выборы в первые два советских десятилетия были открытыми. Голосование осуществлялось поднятием рук. За тем, кто и как голосовал, внимательно наблюдали члены партийных, комсомольских и других организаций.


Важным преимуществом советской избирательной системы считалась возможность досрочного прекращения полномочий любого депутата и его отзыва. Менее известно то, что результаты некоторых выборов, которые не нравились руководящим советским органам, не утверждались, как тогда говорили, кассировались.

Конституция РСФСР определила лишь самые важные черты избирательного права и процесса. Многие пробелы законодательства восполнялись республиканскими и местными инструкциями, положениями, другими документами. ¹

Первая Конституция РСФСР 1918 года юридически закрепила диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в форме Республики Советов. Конституция объявила Россию Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах.

Большевистское руководство придавало важное значение составу Советов, стремилось полностью контролировать процесс выборов.
«Деревенские Советы – сельские и волостные – были избраны в те времена, когда социалистическая революция еще не докатилась до деревни. Они были поэтому до последнего времени либо в руках кулаков, либо под сильным их влиянием…перевыборы должны быть произведены в кратчайший срок…переизбраны должны быть все Советы (волостные и сельские). Перевыборы должны состояться даже там, где деревенские Советы удовлетворительны по своему составу, или наоборот, где Комитеты Бедноты окончательно вытеснили Советы. Нужно путем общих перевыборов сделать Советскую организацию совершенно единообразной и в корне уничтожить раздвоение.

В границах своего ведения высшей в пределах данной территории властью были Советы депутатов, а в тех сельских местностях, где это было признано осуществимым, общее собрание избирателей.


Областной, губернский, уездный, волостной съезд Советов, в границах своего ведения, объявлялся высшей в пределах данной территории властью, в период между съездами такой властью являлся избираемый съездом Исполнительный комитет.

Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежало право контроля над деятельностью местных Советов. Областным — право контроля над всеми Советами данной области, губернским — над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д. Областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, принадлежало право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти.

Верховная власть в РСФСР принадлежала Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.

Такое положение советских предстательных органов означало, что они могут принять к своему рассмотрению любой вопрос жизни страны либо определенной территории. Устранялась стена между законодательной и исполнительной властями, общегосударственной властью и местным самоуправлением, депутатами и избирателями.


Правом избирать и быть избранными, с учетом трудового ценза, пользовались граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет. Местным Советам предоставлялось право с утверждения центральной власти понижать установленный Конституцией возрастной ценз.

Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользовались активным и пассивным избирательным правом иностранцы, проживавшие на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежавшие к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству.

Избирательное право предоставлялось независимо от пола, вероисповедания, национальности, оседлости и т.п.

Конституция установила неравенство избирательного права для городского и сельского населения, закрепила принцип многостепенности выборов. Выборы на Всероссийский съезд Советов были четырёхстепенными для сельского населения и двухстепенными для городского.

Прямые выборы проводились только в городские и сельские Советы. Принцип тайного голосования не нашёл закрепления в Конституции. На практике голосование, как правило, проходило открыто.

  • в городах — по расчету 1 депутат на каждую 1000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1000 членов;
  • в селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10000 человек, аулах, хуторах и пр.) — по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.

В тех сельских местностях, где это могло быть признано осуществимым, вопросы управления разрешались общим собранием избирателей данного селения непосредственно.

Избиратели, пославшие в Совет депутата, получили право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.

Подробный порядок производства выборов, а равно участия в них профессиональных и иных рабочих организаций определялся местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов.
Волостные съезды Советов составлялись из представителей всех сельских Советов волости по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Сельские Советы, насчитывавшие менее 10 членов, посылали на волостной съезд Советов по 1 представителю.

Уездные (районные) съезды — из представителей сельских Советов по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район). В уездных съездах Советов участвовали представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный съезд Советов объединялись.

Губернские (окружные) съезды — из представителей городских Советов и волостных съездов Советов по расчету 1 депутат на 10000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем, в случае созыва уездного съезда Советов непосредственно перед губернским, выборы проводятся по той же норме не волостными, а уездным съездом Советов.

Областные съезды Советов составлялись из представителей городских Советов и уездных съездов Советов по расчету 1 депутат на 25000 жителей, а от городов — по 1 депутату на 5000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, либо из представителей губернских съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот съезд собирается непосредственно перед областным съездом Советов.

Всероссийский съезд Советов составлялся из представителей городских Советов по расчету 1 депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов по расчету 1 депутат на 125000 жителей.

30 декабря 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик. 31 января 1924 года была принята первая союзная Конституция. Первую Конституцию СССР составили Декларация и Договор об образовании СССР.

Созданные после принятия Конституции органы власти Союза в полной мере восприняли опыт, накопленный Советами в республиках. Съезд Советов СССР, образуемый им двухпалатный ЦИК СССР и его президиум, основывались на принципе непрерывности осуществления государственной власти на общесоюзном уровне, соединяя законотворчество, управление и высший контроль, а также вели активную работу по направлению деятельности всех советских органов на территории страны.

Высшим органом государственной власти стал Всесоюзный съезд советов, а в период между съездами – двухпалатный Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК СССР). Обе его палаты – Совет Союза и Совет Национальностей были равноправными, но их состав формировался разными способами. Совет Союза (414 депутатов) избирался на Всесоюзном съезде советов из представителей республик, пропорционально численности их населения. Депутаты Совета Национальностей (131 человек) избирались исполнительными комитетами союзных и автономных республик, а также автономных областей – по 5 депутатов от каждой союзной или автономной республики и по одному от автономной области.

Несмотря на увеличение территории государства, норма представительства на съезде Советов СССР не изменилась. В основу порядка его формирования была положена процедура избрания делегатов съезда Советов РСФСР.

В 1924 году выявился определенный спад в работе Советов. Тревожным фактом стали выборы в Советы осенью 1924 года. В выборах принимало участие только 31% избирателей, а в некоторых губерниях (Саратовская, Нижегородская) в выборах участвовало не больше 20% избирателей. Правящая Коммунистическая партия выдвинула лозунг перестройки Советов и оживления их деятельности (с конца 1924 года).

В местностях, где были нарушения Конституции и избирательных инструкций и где в выборах принимало участие не больше 35% избирателей, результаты выборов были, как тогда говорили, кассированы, то есть отменены. Были проведены повторные выборы Советов.

Постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 января 1925 года вводился обязательный минимум числа избирателей, принимающих участие в выборах. Собрание считалось законным и выборы признавались действительными, если в них приняло участие не менее 35% избирателей. В противном случае выборы отменялись. Этим постановлением вводилась повесточная система оповещения избирателей о предоставлении им избирательного права, а также о месте и времени избирательного собрания.

После принятия Конституции СССР свои Конституции обрели союзные республики. Конституция РСФСР 1925 года оставила без изменения общую схему формирования Советов депутатов.

Так, районные и волостные съезды Советов стали составляться из представителей всех советов, находящихся на территории района или волости, по расчету:

  • один делегат на 300 человек населения, но не свыше 150 делегатов на район или волость.

Уездные съезды - из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных на территории уезда, и сельских советов, по расчету:

  • от советов городов - один делегат на 200 избирателей;
  • от волостных съездов советов - один делегат на 1000 человек населения, но не свыше 300 делегатов на уезд.

Окружные съезды составлялись из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и сельских советов, по расчету:

  • от советов городов - один делегат на 1000 избирателей;
  • от районных съездов советов - один делегат на 5000 человек населения.

Губернские съезды включали в себя из представителей советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и уездных съездов советов, по расчету:

  • от советов городов - один делегат на 2000 избирателей;
  • от уездных съездов - один делегат на 10000 человек населения.

В составе краевых и областных съездов заседали представители советов городов и городских поселений, фабрик и заводов, расположенных вне городских поселений, и окружных советов, по расчету:

  • от советов городов - один делегат на 5000 избирателей;
  • от окружных съездов - один делегат на 25000 человек населения.

В краевых, областных, губернских, окружных, уездных, районных и волостных съездах Советов должны были принимать участие представители всех Советов, находящихся на территории данной административной единицы.
В исключительных случаях Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету было предоставлено право изменять нормы представительства на съездах Советов для отдельных местностей в зависимости от местных условий.
Была установлена обязанность членов советов депутатов регулярно отчитываться перед своим избирателям. Отменялась возможность непосредственного решения вопросов управления общим собранием избирателей селения.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет получил право изменять нормы представительства в Советах депутатов своими постановлениями. Нормы представительства на Всероссийском съезде Советов остались прежними.
Не претерпел существенных изменений состав избирательного корпуса, за исключением изъятия из Конституции нормы, позволяющей снижать возрастной ценз ниже 18 лет.

Избирательный процесс в стране постоянно совершенствовался. В Инструкции ЦИК СССР о выборах в Советы от 16 января 1925 года подчеркивалась необходимость проведения более решительно классовой политики, более подробно, чем в конституциях союзных республик, определялся круг лиц, лишенных избирательного права. Эта Инструкция требовала от избирательных комиссий строго следить за соблюдением установленных законом правил и норм выборов, за недопущением нарушения их со стороны местных органов власти, а также за тем, чтобы не было давления на избирателей при выборах в Советы. Устанавливался строгий и четкий порядок рассмотрения жалоб граждан на лишение их избирательных прав. Инструкция от 16 января 1925 года передавала вопрос о способе голосования на рассмотрение губернским (областным) избирательным комиссиям. Дело в том, что Конституция РСФСР 1918 года этот вопрос отнесла к ведению ВЦИКа. Избирательная инструкция ВЦИК РСФСР от 13 октября 1925 года установила открытый порядок голосования. В Инструкции ЦИК СССР от 28 сентября 1926 года также устанавливался открытый порядок голосования.

В 1925 году число избирателей, принимавших участие в выборах в Советы, возросло почти вдвое, по сравнению с 1924 годом.


8 февраля 1926 года ВЦИК РСФСР утвердил Положение о Всероссийской центральной избирательной комиссии, определил её задачи, полномочия, порядок работы 7. ЦИК являлась постоянно действующим органом, определяла сроки образования других избирательных комиссий, могла отменять постановления нижестоящих избирательных комиссий, принятые в нарушение законодательства СССР и РСФСР, наделялась полномочиями по изданию своих постановлений и инструкций по вопросам организации и проведения выборов, могла давать разъяснения и толкование по применению избирательного законодательства РСФСР.

Инструкция о выборах в Советы, утвержденная Президиумом ЦИК Союза ССР 28 сентября 1926 года была более конкретной и разработанной. На союзном уровне были определены основные избирательные процедуры, устанавливались сроки организации и проведения выборов. Центральным исполнительным комитетам союзных республик предлагалось разработать для местностей, в которых установлено введение списков избирателей, правила по составлению указанных списков и порядке обжалования невключения в таковые избирателей. При этом предлагалось учесть интересы трудового населения, уходящего на сезонные заработки. 9 В РСФСР постановлением Президиума ВЦИК от 4 ноября 1926 года была утверждена Инструкция о выборах городских и сельских Советов и о созыве Советов 10, которая сыграла важную роль в совершенствовании организации выборов. Эта инструкция включала в себя норму о лишении избирательных права (ст. 22).

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ

районного этапа Областного конкурса знатоков Конституции РФ и избирательного права,

посвященного 20-летию Конституции РФ

Автор: О.Г. Субботина - зам. директора по ИР,

педагог дополнительного

образования высшей квалификационной категории

(Дата проведения мероприятия: 11 декабря 2013г.)

г. Красный Сулин

Цели и задачи:

- становление гражданской идентичности подрастающего поколения;

- укрепление у учащихся знаний основных законов РФ, умений применять их на практике, а также навыков публичного выступления;

- формирование правовой культуры и развитие правового самосознания подростков и молодежи.

Реквизит к конкурсу: на сцене - название конкурса, плакаты. Компьютер, проектор, экран, презентация к 20 – летию Конституции РФ. Стол для конкурсной комиссии, вопросы игры, дипломы, призы.

Ход конкурса

Ведущий 1: Добрый день! Сегодня - значимый для всех нас праздник. Действующему основному закону нашей страны исполняется 20 лет. Предлагаю начать нашу встречу с гимна Российской Федерации.

На экране – текст гимна РФ

(Рук. Скрипка И.Н.) – остаются на сцене

Сегодня день ответственный и важный,
Сегодня отмечает вся страна
День Конституции Российской Федерации,
День документа, защитившего права.

В Конституции нашей прописано все –
Основы строя, права и свободы,
О власти судебной, о президентстве,
О том, что народы равны.

На экране – статьи из Конституции РФ

(Рук. Скрипка И.Н.)

В зале собрались эрудиты, знатоки избирательного права и процесса – учащиеся школ города и района. Это… (зачитывается список участников).

Сегодня наше состязание будет судить компетентное жюри.

Фирсов Анатолий Николаевич – председатель территориальной избирательной комиссии Красносулинского района;

Бодров Сергей Гаврилович – председатель Собрания депутатов Красносулинского района;

Горбачева Татьяна Георгиевна – ведущий специалист Управления образования.

Наша встреча сегодня посвящена приобретению новых знаний об избирательном праве и навыков применения законодательства к решению конкретных избирательных ситуаций.

По результатам 3-х туров жюри определит 4-5 финалистов, набравших наибольшее количество баллов.

Итог будет подведен жюри по общей сумме набранных баллов.

Итак, друзья, начинаем наш конкурс. 1-й тур….

Ведущий 2. ( После 3 тура) А пока наше уважаемое жюри работает, подводит итоги и определяет финалистов, мы с вами, друзья продолжаем изучать нашу Конституцию и слушать хорошие песни о любимой стране.

На экране – статьи из Конституции РФ

В большой стране, России нашей,
Который год, хозяин — Он.
Бескомпромиссный, строгий, властный,
Народный основной Закон.

Пускай не будет больше воин,
И крепнет год от года нация.
Свободу, равенство, покой
Нам обеспечит Конституция!

Солиста Нагапетяна Нагапета

Ведущий 2. Слово жюри для подведения предварительных итогов конкурса.

Жюри называют финалистов.

(Отправляю список для печати грамот участникам (Ключниковой Ю.С.)

Ведущий 2. Наступило время финала! Финалисты выступают со своими эссе…

Ведущий 2. Перед нашим жюри стоит непростая задача – определить победителя сегодняшнего конкурса. Дадим им немного времени.

День Конституции — значимый праздник,
Великий в России день.
Это ведь прочный фундамент развития,
Главных законов кремень!
Будь патриотом могучей державы
И соблюдай, почитай, уважай
Нормы ее, полномочия, главы,
Строй государства, основу управы.

Ведущий 2. Слово – жюри для подведения итогов.

Выступают члены жюри, Фирсов А.Н. вручает награды.

А напоследок хочется сказать,

Что Родина – это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Приложения

1. Источником избирательного права в РФ является (являются):

А) Конституция РФ;

Б) Акты федеральных министерств;

В) Правовой обычай;

Г) Отдельные законы субъектов РФ.

2. Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в России осуществляет (осуществляют):

А) Президент Российской Федерации;

Б) Правительство РФ;

В) Федеральное Собрание РФ;

Г) Органы местного самоуправления;

Д) Суды Российской Федерации.

3. Какая из советских Конституций впервые закрепила всеобщее равное прямое избирательное право при тайном голосовании?

А) Конституция РСФСР 1918 года Б) Конституция СССР 1977 года В) Конституция СССР 1936 года Г) Конституция РФ 1993 года

4. Разновидность избирательной системы, при которой победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т.д., называется:

А) Мажоритарной системой;

Б) Мажоритарной системой квалифицированного большинства;

В) Мажоритарной системой абсолютного большинства;

Г) Пропорциональной избирательной системой относительного большинства.

5. Первый федеральный закон современной России, закрепивший основные гарантии избирательных прав, был принят в:

А) 1993 г. Б) 1994 г. В) 1997 г. Г) 2002 г.

6. Высшее должностное лицо субъекта РФ:

А) Избирается специальной квалификационной комиссией

Б) Совместно Советом Федерации и региональным парламентом

В) Избирается гражданами РФ, проживающими на территории этого субъекта РФ или депутатами соответствующего законодательного органа субъекта РФ

Г) Избирается всеми жителями субъекта РФ из лиц, выдвинутых политическими партиями.

7. Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, достигший возраста:

Г) возрастной ценз определяется каждым субъектом РФ на своё усмотрение или может отсутствовать.

8. Укажите избирательные комиссии в прядке убывания их компетенции (от вышестоящей к нижестоящей)

А) Окружная избирательная комиссия

Б) Территориальная избирательная комиссия

В) Центральная избирательная комиссия РФ

Г) Участковая комиссия

Д) Избирательная комиссия субъекта РФ

9. В РФ все избирательные комиссии:

А) входят в исполнительную ветвь власти

Б) Не являются государственными органами

В) Являются органами государственной власти или местного самоуправления

Г) Независимы от органов государственной власти

10. На постоянной основе не действуют:

А) Окружные избирательные комиссии

Б) Муниципальные избирательные комиссии

В) Центральная избирательная комиссия

Г) Территориальные избирательные комиссии

Д) Участковые комиссии

11. Укажите, какой тип избирательных комиссий не может участвовать в подготовке и проведении выборов Президента РФ:

А) Окружная избирательная комиссия

Б) Территориальная избирательная комиссия

В) Центральная избирательная комиссия РФ

Г) Участковая комиссия

Д) Избирательная комиссия субъекта РФ

Е) Избирательная комиссия муниципального образования

12. Срок полномочий ЦИК РФ составляет

Г) 9 лет (ротация 1/3 членов каждые 3 года)

Д) Не действует на постоянной основе

13. В соответствии с действующим законодательством РФ, политическая партия должна иметь в своем составе:

А) не менее 100 членов

Б) Не менее 500 членов

В) Не менее 1000 членов

14. В соответствии с законодательством РФ, политическая партия не может (не должна):

А) Декларировать идеи социальной справедливости;

В) Состоять из лиц одной профессии;

Г) Осуществлять деятельность в представительных органах местного самоуправления в рамках

15. Решение о государственной регистрации политической партии принимает:

Б) Центральная избирательная комиссия

В) Министерство юстиции РФ

Г) Прокуратура РФ

16. Сколько раз подряд одно и то же лицо может избираться депутатом Государственной Думы РФ?

Г) Без ограничений.

17. Активным избирательным правом на выборах Президента Российской Федерации не обладают:

А) Граждане РФ, не достигшие возраста 35 лет;

Б) Граждане РФ, достигшие возраста 75 лет;

В) Граждане РФ, признанные судом недееспособными;

Г) Граждане РФ, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

А) В порядке выдвижения кандидатов;

Б) В порядке регистрации кандидатов;

В) В алфавитном порядке;

Г) В порядке, определяемом жеребьевкой, проводимой избирательной комиссией с участием

19. Предвыборная агитация на телевидении, радио и в газетах начинается:

А) В день выдвижения кандидата (избирательного списка);

Б) В день регистрации кандидата (избирательного списка);

В) За 30 дней до дня голосования;

Г) За 28 дней до дня голосования.

20. Недостоверная подпись это:

А) Подпись, собранная с нарушением оформления подписного листа;

Б) Подпись, выполненная одним лицом от имени другого;

В) Подпись, взятая у обвиняемого, находящегося под следствием

Г) Подпись, взятая у лица без гражданства или гражданина другого государства.

21. Избиратели, по общему правилу, вправе участвовать в:

2) Выдвижении кандидатов;

3) Подсчете голосов;

4) Выдаче бюллетеней избирателям;

5) Предвыборной агитации.

А)1,2,5 Б)1,3,4 В)2,5,3 Г)1,4,5

22. Выборы, проводящиеся, когда предыдущие выборы признаны недействительными по решению суда или избирательной комиссии, называются:

А) Повторные; Б) Очередные; В) Ротационные; Г) Дополнительные.

23. Выборы депутатов Государственной Думы РФ назначаются:

А) Советом Федерации за 90-110 дней до дня голосования;

Б) Президентом РФ за 90-110 дней до дня голосования;

В) Центральной избирательной Комиссией за 120-100 дней до дня голосования;

Г) Президентом РФ за 120-100 дней до дня голосования.

24. Наблюдатели на выборах могут быть назначены

2) Органом государственной власти;

4) Избирательной комиссией.

А)1,2 Б) 1,3,4 В) 1, 3 Г) 1,2,3,4

25. Лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности:

А) Вправе проводить агитацию по вопросам референдума, но не вправе использовать

преимущества своего должностного или служебного положения;

Б) Не вправе проводить агитацию по вопросам референдума в любом случае;

В) Вправе проводить агитацию по вопросам референдума в любом случае;

Г) Вправе проводить агитацию по вопросам референдума, но только в случае приостановления

своих полномочий до дня, следующего за днем проведения референдума.

26. Президент РФ – гарант Конституции. Обязан ли он выйти из политической партии на срок осуществления своих полномочий?

А) Да Б) Нет В) Нет, Президент должен только приостановить членство в партии Г) Да, но только в течение первого срока.

27. Какими причинами было вызвано принятие Конституции РСФСР 1925 года?

А) Военными событиями;

Б) Коренными изменениями в экономике страны;

В) Образованием СССР.

28. Почему Конституция называется Основным Законом?

А) она регулирует главные вопросы для жизнедеятельности общества, государства и каждого человека и обладает высшей юридической силой;

В) она выражает мнение высших органов государства.

29. Когда вступила в силу Конституция Российской Федерации 1993 года?

А) с момента одобрения ее субъектами Федерации;

Б) со дня одобрения ее Президентом;

В) со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

30. Как можно изменить нормы глав 1, 2 и 9 Конституции 1993 года?

А) Путем принятия новой Конституции;

Б) Через Государственную Думу;

В) Через обе палаты Федерального Собрания.

1. Термин, произошедший от латинского слова, обозначающий проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней.

2. Сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

3. Латинский термин, обозначающий введение в состав выборного органа новых членов собственным решением данного органа без проведения дополнительных выборов. ______________________

4. Право граждан Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

5. Англоязычный термин, обозначающий тип голосования, при котором выбирается один кандидат от политической партии для участия в общенациональных выборах.

6. Политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах (в конкретной избирательной кампании) –

8. Безвозмездное внесение гражданином собственных денежных средств на специальный избирательный счет кандидата.

9. Деятельность, имеющая главной целью обеспечить гласность выборов, создать положительное отношение к ним и способствовать осознанному волеизъявлению избирателей, путем предоставления объективной, достоверной информации, не являющейся агитацией.______________________

10. Англоязычный термин, обозначающий произвольное изменение границ избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них.

Каждая пара участников получает по 1 предложению, содержащему неправильную трактовку. Ваша задача - ответить быстро и правильно (1 правильный ответ – 2 балла. Дополнение к неполному ответу – 1 балл). Время для подготовки – 2 минуты.

1. Российская Федерация – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления

Правильно: ___________________________________________________________________________

2. Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством.
Правильно: _______________________________________________________________________________

3. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. Правильно: ______________________________________________________________________________ .

4. Граждане Российской Федерации не имеют права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Правильно: _________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

5. Право частной собственности охраняется гражданином.

Правильно: ____________________________________________________________________________

6. Гражданин Российской Федерации может быть выслан за пределы Российской Федерации и может быть выдан другому государству.

Правильно: __________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

7. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу.

Правильно: ___________________________________________________________________________________

8. Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность.

Правильно: ___________________________________________________________________________
9. В Российской Федерации признается идеологическое единство.

Правильно: _____________________________________________________________________________

10. Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно.

Правильно: ____________________________________________________________________________

11. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее Президент.

12. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав, но не имеют своего законодательства.

Правильно: _________________________________________________________________________

13. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Правильно: ___________________________________________________________________________

14. Законы не подлежат официальному опубликованию.

15. Граждане Российской Федерации не имеют права участвовать в управлении делами государства непосредственно, а только через своих представителей.

16. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является только русский язык, а республики не могут устанавливать свои государственные языки.

Правильно: __________________________________________________________________________

17. Депутаты Государственной Думы работают на добровольной основе. Депутаты Государственной Думы могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Правильно: __________________________________________________________________________

Тема эссе: Какие положения действующей Конституции РФ я хотел бы изменить и почему.

Читайте также: