Какая карточная масть изображалась на одежде осужденных в дореволюционной россии

Обновлено: 08.07.2024

В Россию азартные игры пришли еще в XVI веке. Историки связывают появление карт с эпохой Смутного времени. В период правления первого представителя династии Романовых, Михаила Федоровича, в Московское государство часто наезжали поляки, украинские казаки. Также в то время на Руси селилось немало немцев – именно при Михаиле Федоровиче в Москве была основана Немецкая слобода. Считается, что именно эти заморские гости привезли к нам традицию игры в карты. Наравне с картами росла популярность таких игр, как шахматы, зернь (игра в кости) и тавлеи (шашки).

Стоит отметить, что первоначально игральные карты изготавливались вручную, а потому стоили недешево. После введения царского запрета, выпуск карт на территории Московского государства практически прекратился, но их продолжали ввозить из-за рубежа. В течение последующих веков российские правители неоднократно пытались бороться с распространением карточных игр, но тщетно – развлечение многим пришлось по вкусу и скрашивало досуг.

Петр I, хоть и перенял ряд европейских обычаев, карт сторонился. Впрочем, особой ненависти к этой игре император не питал, а потому относился к картежникам не так сурово, как его отец. Более того, именно в петровскую эпоху в России стали появляться первые мануфактуры, выпускавшие игральные карты. Поддержка царя объяснялась просто: изнуренному Северной войной государству требовались деньги, а торговля картами приносила неплохой доход.

В годы правления Петра II азартная игра окончательно приобрела статус одной из главных придворных забав. Как писал историк Евгений Ковтун, даже во время обручения императора с княжной Екатериной Долгоруковой в царских покоях стояли карточные столы, за которыми, по его словам, в тот день шла самая крупная игра в государстве.

Разориться за ночь: уроки от фаворитов Елизаветы

Екатерина II ставила на кон бриллианты

И, конечно же, никакими санкциями не облагался императорский двор. Екатерина II была известной любительницей карт и часто играла со своими придворными или иностранными министрами. Кроме того, императрица обожала роскошные наряды и драгоценные камни. Известно немало случаев, когда вместо денег и векселей она расплачивалась за свои проигрыши бриллиантами. К примеру, 13 февраля 1778 года в Зимнем дворце было устроено большое торжество в честь рождения первого внука Екатерины, будущего императора Александра I. Известно, что в этот день на каждом столе для игры в макао стояла коробка, наполненные бриллиантами, и каждый выигравший получал бриллиант в один карат.

Екатерина любила дразнить играющих, и поэтому часто выбирала для игры Бриллиантовую комнату. Здесь хранились главные императорские регалии: корона, скипетр, держава и множество других сокровищ. Они лежали под хрустальным колпаком на столе, который стоял прямо посреди комнаты так, что драгоценности видели все играющие. Завораживающий блеск золота и камней подстегивал азарт игроков и восхищал иностранных вельмож. Кстати, существует версия, что идея играть на бриллианты принадлежит князю Потемкину, знаменитому фавориту Екатерины. Также за игрой неоднократно были замечены другие любимчики императрицы: Платон Зубов, Григорий Орлов, Семен Зорич.

Как проиграть жену и стать героем поэмы

По мнению краеведов, прототипом усадьбы казначея Бобковского, где он и его гости предавались азартным развлечениям, был дом Протасьевых, стоявший на углу Астраханской и Монастырской улиц Тамбова. Эту теорию подтверждает и тот факт, что среди знакомых Лермонтова были люди с фамилией Протасьев, чей род был внесен в родословную книгу дворян Тамбовской губернии. Тамбов, как ни странно, в XIX веке считался одним из крупнейших игральных городов Российской империи. Подтверждением этому служит такой факт: в 1822 году в город было ввезено игральных карт на 170 тысяч рублей, а книг – на 250 рублей 65 копеек.

Дом Протасьевых в то время был самым крупным игральным заведением в Тамбове. По вечерам здесь собирались все картежники города, и начиналась большая игра. Когда деньги иссякали, на кон ставили все, что было: от гончих собак до ценных бумаг. И, конечно же, дело рано или поздно доходило до поместий и крестьян.

Авдотья Николаевна, не сказав ни слова, швырнула в лицо супругу обручальное кольцо и тут же упала в обморок. А прыткий улан живо подхватил свою добычу и поспешил ретироваться. На следующий день он подал рапорт об увольнении и сбежал с молодой невестой в Италию. Казначей же, хоть и лишился жены, сохранил имение и остальное имущество, которое улан решил не трогать, поскольку появляться в Тамбове для него было небезопасно.

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ В ПРЕСТУПНОМ СООБЩЕСТВЕ (ДЕЛЕНИЕ НА МАСТИ)

Наверное ни в одном коллективе не существует столь четко выраженной иерархической структуры, как в криминальном мире. Особенно четко это проявляется, конечно, не на свободе, а в условиях изоляции — в ИТУ и СИЗО. Деление осужденных происходит по мастям. Что же такое масть? Это та или иная группа, каста, сообщество в неформальной иерархии осужденных и заключенных. Различные авторы исследований предлагают различное стратификационное деление осужденных по месту, занимаемому ими в иерархической системе: двух-, трех- и даже шестиступенчатое. На наш взгляд, наиболее правильным будет деление осужденных на четыре основные группы, внутри каждой из которых находятся свои подгруппы.

В мире осужденных и заключенных существует четыре основных касты: блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные) и опущенные (голубые).

Наиболее многочисленной группой являются мужики. Мужики занимают довольно обособленное положение по отношению к другим категориям (мастям) осужденных. Отличие мужиков от блатных состоит в том, что они могут и должны работать (правда, не на всяких должностях; назначение мужика, с его конечно, собственного желания, например, на должность завхоза, автоматически переводит его в категорию красных (козлов) со всеми вытекающими отсюда последствиями). От красных же мужики отличаются тем, что они не сотрудничают с администрацией.

Среди мужиков есть небольшая прослойка авторитетных мужиков, к мнению которых прислушиваются даже блатные. А вообще же, ни на какую власть в зоне (теневую, конечно) мужики не претендуют, в различные разборки не вмешиваются. Их кредо — жить тихо, побыстрее освободиться. Тем не менее, мужики, как правило, придерживаются правильных понятий, т. е. они не идут, как уже указывалось выше, на сотрудничество (во всяком случае, открытое) с администрацией.

Несколько отличается от мужиков положение, которое занимают пацаны. Если в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних статус пацанов приближен к статусу мужиков на взрослых видах режима, то пацан на взрослом режиме это не совсем то же, что мужик. Пацаны (а это осужденные молодежного возраста) на взрослом виде режима относятся к категории, приближенных к блатным. Они исповедуют воровской закон и являются кандидатами в бродяги, арестанты и т. д. Для пацанов, находящихся на взрослых видах режима, характерны следующие особенности поведения: стремление иметь запрещенные предметы; демонстративно — независимое поведение; грубость по отношению к администрации; одобрение и выполнение воровского (тюремного) закона; ярко выраженное презрительное отношение к осужденным-активистам; в случае ущемления их прав со стороны других осужденных обращение с жалобами не к администрации ИТУ, а к ворам в законе или к другим авторитетам; уклонение от работ по благоустройству; стремление нарушать форму одежды (ношение одежды ярких тонов или, наоборот, исключительно черного цвета.

Повышение статуса, т. е. переход из одной масти в другую чрезвычайно редок и затруднен, а для некоторых категорий (обиженные, опущенные, петухи, козлы) вообще невозможен. В то же время необходимо отметить, что понижение статуса в иерархической лестнице явление для криминального сообщества в общем-то довольно обычное. Понижение происходит в основном из-за нарушения тем или иным осужденным (заключенным, членом преступной группы) каких — то норм и правил воровского или тюремного закона. Наиболее распространенным наказанием является понижение в системе криминальной иерархии (“дать по ушам”), т. е. перевоз из категории блатных в категорию мужиков и т. д. Довольно часто понижение происходит путем совершения акта насильственного мужеложства (особенно это распространено среди несовершеннолетних).

Если переведенный из категории блатных в категорию мужиков с течением времени еще и может вновь занять более высокую ступень (что случается, хотя и редко), то из категории обиженных (опущенный) подняться уже невозможно. Статус обиженного (опущенного, петуха и т. д.) — вечен и определяет всю дальнейшую жизнь подвергнутого такому наказанию. Даже в том случае, если “опущение” произошло в результате беспредела, и во время правила признано, что “опущение” совершено в нарушение воровских (тюремных) законов, то и тогда подвергнутый этому наказанию не может возвратиться к своему предшествовавшему наказанию положению. Правда, допустившие беспредел лица могут быть сами подвергнуты такому же наказанию.

Стратификация осужденных и лиц, содержащихся под стражей

Категория У взрослых У несовершеннолетних Состав группы Основные поведенческие нормы Состав группы Основные поведенческие нормы Блатные (черные) воры в законе, авторитеты, козырные фраера, бродяги, босяки, положенцы, жулики, правильные, смотрящие, арестантыконтроль за поведением всех членов преступного сообщества, пополнение общака, разбор конфликтовшишки, босяки, отрицалы, авторитеты, чистые, пацаныконтролировать соблюдение установленных норм, определение правил прописки, разрешение конфликтов, наказывать “предателей”

Мужики (серые) авторитетные мужики, работяги работа, участие в пополнении общака мужики, работяги, черти вести себя в соответствии с установленными порядками

Козлы (красные)активисты, красные, положительные, помощники администрации сотрудничество с администрацией роги, бугры, борзые, активисты, красные сотрудничество с администрацией, поддержание порядка

Опущенные (голубые) обиженные, петухи, черти, опущенные, шкварные, дырявые Выполнять всю грязную и непрестижную работу бандерлоги, чушки, обиженные, зашкваренные, помойки, минеры, бухгалтера, жабы выполнять всю грязную работу, безропотно подчиняться во всем

Поведение для членов иерархических групп регулируется установившимися нормами, которые носят запрещающий и разрешающий характер. Так, например, по отношению к обиженным (опущенным, петухам) запрещается: подавать руку, принимать от них какие-либо предметы, пользоваться их бельем, спать рядом и т. д. В то же время можно давать им какие-то предметы, продукты питания, не вступая при этом в двусторонний контакт (т. е., пачку сигарет, например, необходимо передавать не из рук в руки, а бросить на пол, на подоконник и т. д.). Таким образом, с представителями голубых запрещен любой двусторонний телесный контакт; не рекомендуется даже просто разговаривать без дела. В то же время, гомосексуальный акт с представителями этой группы к запрещающим контактам не относится.

Наиболее ярко эти нормы проявляются среди несовершеннолетних правонарушителей. Так, представители касты обиженных в ВТК обязаны: пользоваться лишь своей посудой (это требование относится и к осужденным, содержащимся в ИТУ для взрослых); выполнять всю работу за других, стоящих более высоко на иерархической лестнице; без напоминаний выполнять всю грязную работу (уборка камеры, туалета); спать в отведенном для них месте; по указанию занимающих лидирующее положение членов группы совершать нарушения режима содержания (называется быть торпедой); беспрекословно выполнять требования других членов группы; быть объектом удовлетворения половых потребностей и др.). Им запрещается: не подчиняться, оспаривать распоряжения несовершеннолетних, стоящих более высоко на иерархической лестнице; участвовать в прописке; принимать участие в групповых играх с целью избежания телесных контактов с другими осужденными (заключенными); первыми брать продукты; пользоваться чужой одеждой, посудой и т. д.

В некоторых пенитенциарных учреждениях для несовершеннолетних вырабатывается даже своеобразный кодекс пацана, например: “Придя на зону, я должен жить честным пацаном. Пацан должен знать, что ему положено и быть преданным воровскому кругу. Пацан активистом не работает, все полученное и добытое сдает в общак. Кто нарушает законы общака — тот предатель. Пацан на хозяина не работает, с воспетами ведет себя аккуратно, старается не вызывать подозрений. Помоек и чушек пацан должен держать в строгости… Если пацан нарушит эту клятву, его должны опомоить”. Безусловно, что данный текст не соответствует произносимому на самом деле, так как обычно подобные кодексы оформляются в виде формулировок определенных табу (запретов), которые на уголовном жаргоне называются западло (в падлу). Например, так выглядит один из самых известных “кодексов”: “Сало, масло — западло; колбаса — на член похожа; сыр пи…й воняет…” и т. д. Правда, в последнее время. большинство таких запретов постепенно отмирает: уже можно есть и колбасу, и сыр, и т. д. Раньше, например, у несовершеннолетних считалось западло курить сигареты марки “Прима” по причине того, что пачка у этих сигарет красного цвета. В настоящее время этот запрет повсеместно снят. В то же время довольно широко распространены другие запреты: западло поднять упавшую вещь с пола, если до того, как кто-нибудь не сказал заминехано, лицо, у которого вещь упала, сам не успел произнести на газетку, особенно это касается упавших вещей в туалетной комнате; западло пацанам брать докуривать сигареты у чушек, помоек, обиженных и т. д.; западло чистить картошку; западло работать, быть активистом, хорошо учиться и т. д.

Как уже отмечалось выше, тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, повышение статуса — случай очень редкий, практически невозможный. Существование “табели о рангах” — мастей приходится учитывать и администрации ИТУ и СИЗО, хотя, согласно Исправительно-трудового кодекса, все осужденные равны между собой. Невозможно, например, посадить блатного в камеру, где сидят обиженные. А если администрация и пойдет на это, то можно смело предсказать, чем это закончится: либо блатного опустят, либо нанесет кому-то телесные повреждения, либо ему нанесут. Поэтому практически в ста процентах случаях камеру, где ему сидеть, определяет сам осужденный или заключенный (мы не говорим здесь о тех случаях, когда администрация делает это намеренно с целью сломить неугодное ей лицо, а также о случаях блатного беспредела, когда человека опускают просто так, развлечения ради). В некоторых колониях в свое время администрация пыталась бороться с делением осужденных на масти — т. е. всех блатных, мужиков и т. д. силой пытались усадить в столовой за один стол с обиженными. Ничего путного из этого, конечно же не вышло. Дело, в лучшем случае, кончалось массовым отказом от приема пищи, в худшем случае — начиналась серия неповиновений, других нарушений режима содержания.

Также практиковался следующий метод: всех обиженных собирали в отдельный отряд с целью оградить их от издевательств, унижений и т. д. со стороны других осужденных. Но этот эксперимент во всех случаях также оканчивался ничем. В таком отряде быстро устанавливалась своя, еще более жесткая, стратификация.

Наибольшее унижение обиженные испытывают в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних и в колониях общего режима. Это обусловлено тем, что народ там собирается, как правило, молодой, резкий, бескомпромиссный. На строгом же режиме, а тем более на особом обиженным отбывать наказание гораздо легче. Там они не подвергаются таким унижениям, как в ВТК и на общем режиме, живут в принципе своей жизнью, никуда не “лезут”. Обуславливается это безусловно возрастом: на строгом и особом режимах отбывают наказание осужденные постарше, поопытнее, поспокойнее.

За что же “переводят” в касту обиженных (опущенных, петухов и т. д.)?

Перевод в обиженные (опущенные, петухи) производится в большинстве случаев за грубейшие, с точки зрения криминального сообщества, нарушения тюремного закона. К таковым можно отнести: сотрудничество с администрацией (особенно негласное); крысятничество, т. е. воровство у своих же; беспредел по отношению к другим осужденным; неотдача карточного долга; совершение с точки зрения правильных понятий “недостойных” преступлений: изнасилование, мужеложство, изнасилование или убийство детей, развратные действия по отношению к малолетним и т. д.

Зачастую опускают работников правоохранительных органов (особенно милиции и исправительно- трудовых учреждений), если они почему-то вдруг оказались в общей камере. Такие же действия могут быть предприняты и против солдат внутренних войск, независимо от того, служил ли данный солдат в охране ИТУ или нет.

Опускание может быть и добровольным. Если осужденный (заключенный) сам чувствует, что он совершил нечто несовместимое с тюремным законом, он может, не ожидая неминуемых санкций, добровольно перейти в касту опущенных, т. е. перенести свои вещи в ту часть помещения (камеры), где располагается данная масть. В этом случае обычно никаких унижающих санкций в виде акта мужеложства или проведения по губам половым членом не производится. Достаточно того факта, что человек сам признал свое новое положение.

Кстати, такой вид наказания, как опускание, не приветствуется и в самой криминальной среде. Воры в законе, другие авторитеты в своих посланиях в зоны постоянно говорят о том, что необходимо перестать применять этот вид наказания, так как этим человек отталкивается от криминального сообщества и подталкивается к сотрудничеству с администрацией.

Реальная (теневая) власть в ИТУ принадлежит блатным. Зоны, где блатные являются хозяевами положения, называются черными зонами, где они власти не имеют (таких меньшинство) — красными. Власть блатных может быть и не ярко выражена, внешне зона может казаться благополучной, соблюдаться распорядок дня, выполняться плановые производственные задания, отсутствовать грубые нарушения режима содержания. Но это только внешне. А на самом деле власть в зоне принадлежит блатным. Зачастую это выгодно администрации, и она сама идет на это. Вообще же говоря, зоны, где администрация идет на сотрудничество с осужденными (в хорошем смысле этого слова) можно назвать наиболее благополучными зонами. Хотим мы или не хотим, но признавать воровской и тюремный законы реальной силой приходится, а в конечном счете и тот и другой призваны заботиться об осужденном (заключенном). Если же начальнику ИТУ удается поставить вопрос таким образом, что деловое сотрудничество с осужденными идет на пользу колонии, то такое сотрудничество необходимо только приветствовать. Не секрет, когда администрация пытается все решать силой, не обращая внимания на просьбы и требования осужденных (во многих случаях вполне законные), то дело обычно кончается бунтом. Кто от этого выигрывает неизвестно, а вот проигрывают обе стороны.

Кто же такие блатные? Блатной — это представитель верхней ступени иерархической лестницы криминального сообщества. Как правило, блатной является профессиональным преступником. Синонимы — авторитеты, бродяги, арестанты, жулики, правильные, босяки.

Блатные обязаны признавать тюремный закон, а претендующие на звание вора в законе — и воровской. Блатной не должен иметь в своей биографии “черных” пятен, он обязан следовать правильным понятиям. По возможности, блатной не должен в зоне работать. Из числа блатных, при отсутствии в зоне вора в законе, назначаются положенцы или смотрящие, призванные осуществлять общий контроль над зоной, разрешать возникающие конфликты, следить за тем, чтобы не притеснялись мужики. Блатные обязаны следить за тем, чтобы в зону постоянно попадал грев — чай, продукты питания, сигареты, спиртное, наркотики. Все это по идее должно справедливо распределяться между всеми осужденными, чего на практике, конечно, не бывает.

Блатных условно можно разделить на две большие группы: приближенных к ворам в законе, из которых впоследствии и рекрутируются члены воровского ордена, и относительно независимые, но имеющие много денег преступники, которые в силу этого могут себе позволить вести довольно независимый образ жизни, имея мощную охрану и прикрытие. С этой категорией вынуждены считаться даже воры в законе.

В целом, блатные, как уже было сказано выше, должны придерживаться воровского (тюремного) закона, вести себя как воры в законе, но в отличие от последних им запрещено: созывать воровские сходки; организовывать и распоряжаться общаком; участвовать в воровских сходках с правом решающего голоса; будучи положенцами (смотрящими) они не могут принимать решения, относящиеся к компетенции вора в законе (например, решение об убийстве кого-нибудь); осуществлять функции арбитра (кроме положенцев или смотрящих, которые могут и должны осуществлять эти функции в том ИТУ, регионе, где они поставлены на эту “должность”).

Воры в законе. Это лица, которые получили такой статус (высший в криминальной среде) на воровской сходке. Вор в законе должен быть неоднократно судимым, хотя, как указывалось выше, в последнее время, когда все большую и большую роль играют деньги, за счет именно денег ряд преступников получили это высшее криминальное звание, ни разу не побывав в зонах на отсидке. Вор в законе должен хорошо знать криминальную субкультуру, чтобы правильно ориентироваться в преступном мире и принимать соответствующие (правильные) решения. Основными требованиями к кандидатам при вступлении в члены воровского сообщества являются: преданность воровской идее; отсутствие “компрометирующих” сведений, таких как служба в армии, наличие наград, членство в комсомоле, сотрудничество (тем более негласное) с органами правопорядка; наличие организаторских способностей; наличие авторитета в среде преступников; письменные или устные рекомендации от ряда воров в законе (не менее двух).

Условия приема, перечисленные выше, в целом соблюдаются, хотя в последнее время имеется немало исключений. Всего на данный момент насчитывается около 300 воров в законе (на всей территории бывшего Советского Союза).

Немаловажная деталь — нынешние воры в законе стараются тщательно маскировать свой антиобщественный, преступный образ жизни. Кроме того, нынешние воры в законе сами уже стараются не совершать преступных деяний (во всяком случае таких, как убийства); для этого имеются специально обученные профессионалы (киллеры), а также исполнители для менее сложных поручений — пехота. Основная деятельность воров в законе — это решение организационных вопросов, раздел сфер влияния, судейские (арбитражные) функции. На современном этапе даже разрешается сотрудничество с органами правопорядка, если это выгодно преступному сообществу. Периодически между ворами старой и новой формации возникают довольно серьезные разногласия, нередко заканчивающиеся довольно трагически.

Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: А что означают масти игральных карт? Откуда взялись названия – валет, туз, трефи, пики, червы и др. Если – да! То это статья для вас. Особо впечатлительных просьба не читать)

Несколько слов об истории вопроса:

Существует 3 версии происхождения карт:

1. Первая – китайская, хотя многие до сих пор не хотят в нее верить. Уж слишком непривычны для нас китайские и японские карты и по внешнему виду, и по характеру игры, которая больше похожа на домино. Однако несомненно, что уже в VIII веке в Китае для игр использовались вначале палочки, а потом и полоски бумаги с обозначениями различных символов. Эти далекие предки карт использовались также вместо денег, поэтому у них было три масти: монета, две монеты и много монет. А в Индии на игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям.

2. Египетская версия происхождения карт, растиражированная новейшими оккультистами. Они утверждали, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них – "Младшие Арканы" – стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий. Эту версию впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист Эттейла, а его продолжатели французы Элифас Леви и доктор Папюс и англичане Мэзерс и Кроули создали собственные системы интерпретации карт Таро. Название это якобы происходит от египетского "та рош" ("путь царей"), а сами карты были занесены в Европу то ли арабами, то ли цыганами, которых часто считали выходцами из Египта. Правда, никаких доказательств столь раннего существования колоды Таро ученым найти не удалось.

3. Европейская версия. (На ней остановимся подробнее – она считается основной). Обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. Еще в 1367 году в городе Берне карточная игра была запрещена, а десять лет спустя шокированный папский посланник с ужасом наблюдал, как монахи увлеченно режутся в карты у стен своей обители. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Тогдашняя колода отличалась от нынешней одной деталью: в ней было всего 32 карты. Не хватало четырех дам, присутствие которых казалось тогда излишним. Только в следующем столетии итальянские художники начали изображать мадонн не только на картинах, но и на картах.

4. Оккультная. По версии писателя С.С. Наровчатова, при Иване Грозном появился в Москве некто Черчелли. Черчелли, в Италии назывался французом, во Франции – германцем, в Германии – поляком, а в Польше – сделался русским. Привёз он в Москву сундучок, завёрнутый в шаль, чёрную с красными разводами, что как бы соответствовало мастям – чёрным и красным. Карты стали пользоваться спросом. Вначале к занятиям с картами власти относились терпимо, но затем за них стали преследовать, поскольку усмотрели тут вмешательство нечистой силы. Из законодательных памятников о картах впервые упоминает Уложение 1649г., которое предписывает с игроками в карты поступать "как писано о татях" (ворах), т.е. бить немилосердно, отсекать пальцы и руки. Указом 1696г. введено было обыскивать всех заподозренных в желании играть в карты "и у кого карты вынут, бить кнутом". В 1717г. воспрещается игра в карты под угрозой денежного штрафа. В 1733г. для рецидивистов определены тюрьма, или батоги.

Так что же означают масти и значения карт?

Структура карточной колоды всем известна: туз, король, дама, валет ещё ниже по достоинству десятки, девятки, и так до шестёрок или до двоек в полной колоде – типичная иерархическая лестница от высших до низших:

Джокер – легкомысленная фигура в трико, шутовской колпак, бубенчики… А в руках – скипетр с нанизанной на него головой человека, который сейчас гуманными художниками заменен на музыкальные "тарелки". В дореволюционных сценических действах похожий персонаж назывался Фрадьяволо. "Джокер" выше всех, она не имеет масти и в игре считается самой сильной. Таким образом, на вершине пирамиды находится отнюдь не Король, а Daus…

Туз – слово польского происхождения от немецкого Daus. Немецко-русский словарь указывает значение слова: Daus – дьявол. Вполне возможно, что Daus – вариант искажения греческого "диаболос" – рассеиватель клеветы.

Король. Интересно, что у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля – это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).

В отношении дам такого единодушия не было – например, дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны – Афина, Минерва и даже Жанна д’Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Наконец, дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину – аллегорию суеты и тщеславия.

"Козырные" карты, само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения…что, как вы понимаете, связанно с каббалой.

Теперь масти:

Во французском варианте мечи превратились в "пики", кубки – в "черви", денарии – в "бубны", а "жезлы" – в "кресты", или "трефы" (последнее слово по-французски означает "лист клевера"). На разных языках эти названия и сейчас звучат по-разному; например, в Англии и Германии это "лопаты", "сердца", "бриллианты" и "дубинки", а в Италии – "копья", "сердца", "квадраты" и "цветы". На немецких картах еще можно встретить старинные имена мастей: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".

Что касается оккультных начал, то суть их следующая:
1. "Крести" (Трефа) – карта с изображением креста, на котором был распят Иисус и которому покланяется полмира. В переводе с идиш "трефа" означает "скверный" или "нечисть"

2. "Вини" (пики) – символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника, которым он пронзил живот Иисусу

3. "Черви" – подразумевает евангельскую губку на трости: "один из воинов, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить"

4. "Бубны" – графическое изображение евангельских кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Иисуса ко деревянному Кресту.

Интересный факт, что в СССР в годы нэпа были попытки изображать на картах рабочих с крестьянами и даже ввести новые масти – "серпы", "молоты" и "звезды". Правда, подобную самодеятельность быстро пресекли, а карты надолго прекратили печатать как "атрибуты буржуазного разложения".

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

У некоторых пострижена половина головы. Так метили каторжников, чтобы, в случае, побега, сразу было видно, что он сиделец, так сказать. Особую примету давали. Каторжникам выбривали либо левую либо правую половину головы, в зависимости от степени преступления. ЧИСТО выбритый — бессрочный так что смысла выбриваться всему беглому не имелось никакого — примут за БЕССРОЧНОГО каторжника.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Загляните в Устав о ссыльных – и вы узнаете, что каторжные работы в летнее время не могли превышать 11 часов, а в зимнее – 10 часов.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

В церковные праздники прихожане приносили арестантам еду. Тюрьма была посещаемым местом для общества. Люди понимали, что каждый может стать каторжником.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Фото снято ориентировочно в 1885 году.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Нужно заметить, что многие приговоренные заковывались в кандалы, которые не снимали на протяжении всего срока пребывания в заключении, а это в среднем от 10 до 20 с лишним лет. Можете себе такое представить?

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Партия каторжников, отдых на дороге возле Томска.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Рудник Кара в Восточной Сибири; тюрьма, казармы в 1885 году. Каторга как для обычных преступников, так и для политических правонарушителей.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Террористки-эсерки, убийцы лиц исполнительной власти, пьют чай в Мальцевской женской каторжной тюрьме (неподалеку от Акатуя, система Нерчинской каторги) 1909г

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Правда, колоритные типажи?

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

На прибывших каторжан надевают кандалы

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Заковывание запястья называется золотая рука.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжан конвоируют в Александровск на Сахалине.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжанин в кандалах. Эти фотографии хорошо иллюстрируют конструкцию ножных кандалов : длинная ( до метра ) цепь, соединяющая два металлических манжета, заклепанных на лодыжках. Цепи были обязательно крупнозвенными, поскольку на такой цепи, как показала практика, заключенный не мог повеситься. Чтобы цепь не волочилась по полу, ее обычно подвязывали к поясному ремню (на левом рисунке хорошо видно, что она подвязана и к коленям ). Если заключенный имел наклонности к самоубийству ремешки для подвязывания ему не выдавались ; в таком случае цепь ему приходилось носить в руках. Правда, можно было и не носить, но звук волочащейся по полу цепи кандалов, как отмечают те, кто его слышал, выводил из себя даже самых уравновешенных людей.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Каторжанин в стальных кандалах. Фотография иллюстрирует особо изощренное наказание — прикование к тачке (Вот это фетиш! — прим. редактора). Вес такой тачки достигал 5 пудов ( 80 килограммов ). В тачке ничего не возили ; такие заключенные обычно не работали ввиду своей крайней опасности для конвоя и иных заключенных. Приковывание к тачке могла присудить только каторжанская или высшая местная администрация за особо злостные преступления ; обыкновенно тачку получали приговоренные к смертной казни, но помилованные. От тачки отковывали также специальным постановлением.

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

В бане кандалы не снимались — одежда продергивалась в зазоры между телом и железом. Чтобы металл не терся по телу и не рвал одежду, под стальные манжеты вставлялись специальные кожаные прокладки. Длительное ношение кандалов приводило к истончению костей на запястьях и лодыжках, и атрофии мышц ; кроме того, вырабатывалась специфическая походка, которая делала узнаваемым бывшего каторжного заключенного даже через много лет после снятия оков. Опытные полицейские легко распознавали лиц этой категории в толпе, чему сохранилось немало исторических свидетельств .

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Клетка с каторжанами на грузовом пароходе Петербург, перевозящем их на Сахалин, 1890

Каторжане дореволюционной России (34 фото)

Наложение кандалов. Процедура эта, несмотря на кажущуюся простоту, была весьма деликатна, поскольку стальные кандалы в руках физически крепкого мужчины превращались в смертельное оружие. Каторга знает немало случаев, когда драки кандальных заключенных приводили к человеческим жертвам.

Читайте также: