Какая из указанных ниже целей является целью международного сотрудничества по борьбе с коррупцией

Обновлено: 07.07.2024

Цели международного сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией: правовое обеспечение развития социально-экономических отношений между странами; противодействие международной преступности; обмен опытом в борьбе с различными видами коррупционных преступлений. Международные организации по противодействию коррупции: Организация Объединенных Наций (ООН), Группа стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Международные конвенции в области противодействия коррупции. Международно-правовое регулирование борьбы с коррупционными правонарушениями. Антикоррупционная политика и реализация антикоррупционных программ. Зарубежный опыт противодействия коррупции.

Ключевые определения по теме:

Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) (англ. Group of States Against Corruption, GRECO) – международная организация, созданная Советом Европы в 1999 году. Основной целью организации является помощь странам-участницам в борьбе с коррупцией. ГРЕКО устанавливает антикоррупционные стандарты (требования) к деятельности государства и контролирует соответствие практики этим стандартам. Группа помогает обнаружить недостатки в национальной антикоррупционной политике и предлагает необходимые законодательные, институциональные или оперативные меры.

Организация экономического сотрудничества и развития (сокр. ОЭСР, англ. Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципыпредставительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 году под названием (англ. Organisation for European Economic Co-operation, OEEC) для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Force on Money Laundering – FATF) – межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценки соответствия национальных систем ПОД/ФТ этим стандартам.

ПЛАН

1. Международные правовые акты, посвященные предупреждению коррупции.

2. Международные организации по противодействию коррупции: Организация Объединенных Наций (ООН), Группа стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

3. Стратегии противодействия коррупции в различных государствах мира.

1. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции: Закон Респ. Беларусь, 25 нояб. 2004 г., № 344-// ЭТАЛОН: информационно-поисковая система [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2016.

2. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., 305-3 // ЭТАЛОН: информационно-поисковая система [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2016.

3. О ратификации Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию: Закон Респ. Беларусь, 26 дек. 2005 г., № 75-3 // ЭТАЛОН: информационно-поисковая система [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2016.

4. О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию : Закон Респ. Беларусь, 26 мая 2003 г., № 199-3: ЭТАЛОН: информационно-поисковая система [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2016.

5. О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: Закон Респ. Беларусь, 3 мая 2003 г., № 195-3 : ЭТАЛОН: информационно-поисковая система [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2016.

6. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 24.01.2014 г. // ЭТАЛОН: информационно-поисковая система [Электронный ресурс] / НЦПИ Республики Беларусь. – Минск, 2016.

7. Сащеко, П. Некоторые аспекты имплементации положений международных договоров о криминализации коррупции / П. Сащеко // Законность и правопорядок. – 2016. – № 3. – С.62 – 66.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Сухаренко Александр Николаевич, директор АНО "Центр изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности РФ" (г. Владивосток).

В статье содержится краткий анализ состояния и тенденций развития международного правоохранительного сотрудничества России в сфере противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, арест, конфискация, сотрудничество.

International cooperation of Russia in the sphere of corruption control

Sukharenko Aleksandr Nikolaevich, director, Autonomous Noncommercial Organization "Center for Studies in the Sphere of New Challenges and Threats to the National Security of the RF" (Vladivostok).

The article provides a brief analysis of the state and trends of Russia's international law enforcement cooperation in combating corruption.

Key words: corruption, arrest, confiscation, cooperation.

Мировое сообщество давно пришло к выводу, что коррупции как общераспространенному негативному социальному явлению можно эффективно противостоять только объединенными усилиями государств, а также международных организаций. Не случайно в преамбуле Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) говорится, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней .

См.: Савенков А. Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями // Рос. следователь. 2012. N 21; О развитии современного антикоррупционного законодательства и принимаемых мерах по противодействию коррупции в свете исполнения Россией международных обязательств // Прокурор. 2012. N 1.

Раскрытие коррупционных преступлений , затрагивающих интересы нескольких государств, требует постоянного повышения уровня взаимодействия правоохранительных служб, что невозможно без совершенствования нормативно-правовой базы, форм и методов совместных действий, не ограничиваясь только информационным обменом или экстрадицией. В этой связи совершенствование международного сотрудничества в рассматриваемой сфере является одним из наиболее приоритетных направлений внешнеполитического курса России .

См., например: Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Рос. следователь. 2012. N 1. С. 22 - 24; Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 30 - 36; и др.
См.: Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации".

В соответствии с международными договорами и на основе принципа взаимности Российская Федерация активно сотрудничает в сфере противодействия коррупции с иностранными государствами и международными организациями в целях:

  • установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
  • выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, или служащего средством их совершения;
  • предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
  • обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
  • координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией (ст. 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") .

В целях реализации требований антикоррупционных конвенций Указами Президента РФ от 18.12.2008 N 1799 и N 1800 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи" и "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества" были определены госорганы, ответственные за международное сотрудничество в данной сфере. По гражданско-правовым вопросам таким органом является Минюст, а по уголовно-правовым - Генеральная прокуратура РФ.

Решением Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура РФ определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), созданной в рамках Совета Европы.

Сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры РФ. Для его обеспечения в июне 2006 г. вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого вошли управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

В целях активизации международного сотрудничества с иностранными компетентными органами по делам, находящимся в производстве центральных аппаратов следственных органов и получившим большой общественный резонанс, в сентябре 2010 г. в составе Главного управления международно-правового сотрудничества был создан отдел международного сотрудничества по особо важным делам, а в марте 2011 г. - отдел правовой помощи и приграничного сотрудничества со странами Восточной Азии (в г. Хабаровске).

В настоящее время Генеральная прокуратура РФ взаимодействует с зарубежными коллегами почти 80 стран. Такое взаимодействие осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности, закрепленного в ст. 453, 457, 460, 462 УПК РФ. Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.

Сегодня Генеральная прокуратура РФ имеет 62 двусторонних и 7 многосторонних соглашений с партнерами из 53 стран. Из них 20 заключено в 2011 - 2013 гг. В стадии проработки находится еще более 20 проектов соглашений.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 г. иностранным компетентным органам было направлено 79 запросов о правовой помощи по уголовным делам о коррупционных преступлениях (2012 г. - 61, 2011 г. - 74). По результатам их рассмотрения было исполнено 54 запроса (с учетом ранее направленных). Наряду с этим за рубеж было направлено 22 запроса о выдаче лиц для привлечения к уголовной ответственности за коррупционные преступления (2012 г. - 31, 2011 г. - 74). В результате было удовлетворено 9 запросов, 24 находятся на рассмотрении .

См.: Доклад "Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации за 2013 год" / Ген. прокуратура Рос. Федерации. М., 2014.

В свою очередь, из-за рубежа в Россию поступил 21 запрос об оказании правовой помощи по рассматриваемой категории дел, из них 17 исполнены. Кроме того, рассмотрено 9 запросов об экстрадиции обвиняемых в коррупционных преступлениях, из них 6 удовлетворены .

Международное сотрудничество в целях конфискации и возврата имущества, полученного в результате коррупционных преступлений, осуществляется российскими правоохранительными органами путем направления и исполнения запросов о правовой помощи. Так, в 2013 г. Генеральная прокуратура РФ направила запрос об аресте расположенных в Куршевеле отелей "Кристал" и "Пралонг" стоимостью 45 млн евро, принадлежащих бывшему министру финансов Правительства Московской области А. Кузнецову. Кроме того, в Швейцарии в отношении его сообщников было возбуждено дело об отмывании денег, в рамках которого наложен арест на недвижимость и банковские счета на общую сумму более 10 млн швейцарских франков . В январе 2014 г. суд французского города Экс-ан-Прованса принял решение об экстрадиции А. Кузнецова в Россию. В июне 2010 г. экс-министра заочно арестовали по обвинению в многомиллиардном мошенничестве, растрате и отмывании денег, в октябре объявили в федеральный, а затем и международный розыск. Для обеспечения приговора в части гражданского иска и возможной конфискации Басманный суд г. Москвы наложил арест на восемь земельных участков в Московской области, две московские квартиры и два автомобиля .

См.: Егоров И. Законный вопрос // Рос. газета. 10 января 2014 г.
См.: Сергеев Н. Франция решила экстрадировать в Россию экс-министра финансов Подмосковья // Коммерсант. 16 января 2014 г.

В 2009 г. на базе Генеральной прокуратуры РФ был создан Национальный контактный пункт (НКП) по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности. При его создании были учтены рекомендации Межправительственной рабочей группы открытого состава по возвращению активов, учрежденной Конференцией государств - участников Конвенции ООН, об использовании НКП для образования единой сети таких пунктов.

Практическая целесообразность деятельности НКП состоит в обеспечении оперативного взаимодействия с компетентными органами иностранных государств в вопросах розыска, конфискации и возврата активов. Такие контактные пункты позволяют решать текущие вопросы сотрудничества, в том числе связанные с составлением и исполнением запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам.

Обеспечением деятельности НКП занимаются сотрудники Главного управления международно-правового сотрудничества и управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции .

См.: Доклад начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Семина Ю.Ю. на IV семинаре Международной ассоциации антикоррупционных органов (г. Далянь, КНР, 27.06.2012) / Ген. прокуратура РФ.

В результате за последние три года российским собственникам возвращены денежные средства и иное имущество на сумму около 15,3 млрд рублей. Для обеспечения возмещения причиненного ущерба и возможной конфискации арестовано ценностей на общую сумму более 22,3 млрд рублей. Причем речь идет лишь о денежных средствах и недвижимости без учета стоимости ценных бумаг. В иностранные суды поданы иски о взыскании с лиц, виновных в причинении имущественного ущерба российским предприятиям, на общую сумму более 28,6 млрд рублей .

Егоров И. 500 прокуроров // Российская газета. 21 августа 2013 г.

Для получения информации о финансовых транзакциях Генеральная прокуратура РФ заключила соглашения о сотрудничестве с компетентными органами "офшорных зон" (государств, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не обеспечивающих предоставление информации о финансовых операциях) - Белиз, Британские Виргинские острова, Гибралтар, Кипр, Каймановы острова, Люксембург, ОАЭ, Сейшелы, Черногория и Швейцария. Готовы к подписанию соглашения с Мальдивской Республикой, Новой Зеландией, Панамой.

Важным для достижения целей международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции является взаимодействие правоохранительных и иных органов РФ по линии Интерпола. Совместным Приказом МВД, Минюста, ФСБ, ФСО, ФСКН и ФТС России от 06.10.2006 N 786/310/470/454/333/971 была утверждена Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. Информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами 190 государств - членов Интерпола осуществляют Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ) при МВД России, а также его территориальные подразделения по субъектам РФ.

Возможности НЦБ Интерпола могут быть использованы взаимодействующими органами в процессе: розыска и идентификации (местонахождения) лиц; выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета; выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных преступлений.

В соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента России от 12 февраля 2013 г., одним из внешнеполитических приоритетов страны является целенаправленное противодействие коррупции путем сотрудничества с другими государствами в многостороннем формате прежде всего в рамках специализированных международных органов и на двусторонней основе .

Независимая газета. 3 апреля 2013 г.

Литература

  1. Егоров И. 500 прокуроров // Российская газета. 21 августа 2013 г.
  2. Егоров И. Законный вопрос // Российская газета. 10 января 2014 г.
  3. Савенков А. Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2012. N 21. С. 42 - 48.
  4. Сергеев Н. Франция решила экстрадировать в Россию экс-министра финансов Подмосковья // Коммерсант. 16 января 2014 г.
  5. Трунцевский Ю.В. О четырех методах искоренения коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 12. С. 30 - 36.
  6. Трунцевский Ю.В. О мерах по уничтожению коррупции в России // Российский следователь. 2012. N 1. С. 22 - 24.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: