Какая из перечисленных теорий школ происхождения права не признается теорией государства и права

Обновлено: 17.05.2024

1. К признакам права не относится:

+ независимость от государственной власти и отсутствие системности;

– общеобязательный характер и нормативность;

– формальная определенность и волевой характер.

2. Обычай становится правовым в результате его:

+ признания государством, отражения в праве и наделения его юридической силой;

– регулярного соблюдения той или иной группой населения;

– соответствия нормам общепринятого поведения.

3. Монархия отличается от республики:

+ способом передачи власти, сроком правления главы государства, характером волеизъявления населения;

– наименованием главы государств, наличием или отсутствием парламента, набором прав и обязанностей граждан;

– способами получения гражданства, территориальным устройством, политическим режимом.

4. Государство – это:

+ организация суверенной политической власти, ведающая делами всего общества;

– определенная территория, на которой проживает конкретная национальность;

– деятельность правительства, парламента и судей.

5. Какой теории происхождения государства принадлежит утверждение о том, что государство – это аппарат принуждения, созданный в целях управления завоеванными племенами и их территориями?

6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач – это:

7. В каких правовых формах происходит реализация функций государства?

+ Правотворческой, правоприменительной, правоохранительной.

– Регламентирующей, идеологической, хозяйственной;

– Убеждения, принуждения, рекомендации, поощрения.

8. Система методов, средств и способов реализации государственной власти называется:

– формой государственного устройства;

9. Согласно нормативистской теории:

+ право – это своеобразная пирамида, на вершине которой находится основная норма, и каждая низшая норма берет свою законность у норм большей юридической силы;

– право – продукт истории, постепенное и стихийное преобразование обычаев в более формально выраженные правила поведения;

– право – оформленная в виде закона воля господствующей верхушки общества.

10. В какой правовой системе основным источником права является судебный прецедент?

11. Предусмотренная в законе мера должного, общественно необходимого поведения – это:

– мера государственного принуждения.

12. Какое утверждение неверно?

+ У права и морали одна и та же сфера действия.

– Общественные отношение – объект регулирования как права, так и морали;

– Право и мораль формируют у человека необходимый уровень правосознания и культуры.

13. Что представляет собой версия?

+ Это одно из нескольких имеющихся предположений по поводу фактов или обстоятельств определенного дела;

– Это самоочевидная истина, которой не требуются доказательства;

– Это содержащееся в правовой норме предположение о наличии или отсутствии конкретного юридического факта.

14. Правосознание следователя – это форма:

15. Правовое обучение относится к формам:

16. Норма права – это:

+ общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений;

– распространяющееся на определенную группу людей правило, закрепленное в законе как общеобязательное и действующее на конкретной территории;

– общепринятый акт поведения, который выразился в законе и попадает под его охрану.

17. Как называется элемент структуры правовой нормы, который определяет алгоритм поведения субъекта?

18. Премия за хорошо выполненную работу – это пример:

– абсолютно определенной гипотезы.

19. В чем заключается бланкетный способ изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта?

+ Статья отсылает к определенной группе других нормативно-правовых актов;

– Статья отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

– Вся норма права содержится в данной статье нормативного акта.

20. Норма права, которая содержит властное предписание, называется:

21. Общезначимый результат профессиональной научной деятельности, способ выражения позиции ученых по правовым вопросам – это:

22. Какой из указанных принципов права является межотраслевым?

– принцип охраны труда;

– равенство перед законом.

23. Принятие подзаконных нормативно-правовых актов более характерно для:

+ органов исполнительной власти;

24. Какие общественные отношения входят в объект регулирования межотраслевых институтов?

+ которые регулируются несколькими отраслями права одновременно;

– которые регулируются одной отраслью права;

– которые регулируются сразу несколькими институтами.

25. Право социального обеспечения является:

+ специальной отраслью права;

– базовой отраслью права;

– комплексной отраслью права.

26. Совокупность нормативно-правовых актов, которые объективно выражают содержательные и структурные характеристики права – это:

27. Ориентация на удовлетворение общественных интересов, императивность норм и одностороннее волеизъявление субъектов более характерны для:

28. Рецепция – это:

+ заимствование одним государством в одностороннем порядке крупных законодательных массивов у другого государства;

– целенаправленное сближение правовых систем или отдельных отраслей, устранение между ними противоречий;

– введение в правовые системы государств единообразных норм.

29. Что не является признаком правотворческой деятельности?

+ упрощенный порядок принятия нормативно-правовых актов;

– монопольный характер со стороны государства;

31. Системность права означает:

+ его внутреннюю упорядоченность, слаженность и организованность;

- что нормы права применяются регулярно, то есть систематически;

- то, что право – часть системы общественных норм.

32. Марксистская теория связывает происхождение права с:

+ социально-экономическими причинами: право становится инструментом в руках господствующего класса для регулирования отношений с эксплуатируемым сословием;

- стихийным стечением обстоятельств: право появляется как воплощение духа народа и развивается постепенно;

- божьей волей, выраженной в Библии, от которой производны все остальные законы.

33. Принципы государственного управления представляют собой:

+ основные начала, научно-обоснованные и закрепленные в законе положения, которые предопределяют строение и характер государственного управления;

- способы и методы, которые использует государственная власть в своей управленческой деятельности;

- характерные черты, присущие государственному управлению как специфическому общественному явлению.

34. Структура государственного управления – это:

+ организованная совокупность органов власти, которые действуют от имени и в интересах государства в пределах своей компетенции и полномочий;

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- внутренняя организация исполнительных органов власти в государстве.

35.Тест. Структура системы государственного управления – это:

+ совокупность тех связей, которые существуют внутри системы государственного управления и делают ее единым целым;

- направления деятельности, в которых функционирует государственное управление как единая система связей;

- совокупность норм и правил, которые регламентируют государственное управление.

36. Методы государственного управления характеризуются тем, что:

+ выражают воздействие субъекта государственного управления на его объект;

- не нуждаются в правовой регламентации;

- адресованы абстрактному объекту управления.

Тест - 37. Силой государства обеспечиваются нормы:

38. Предметом теории государства и права являются:

+ закономерности появления, укрепления, функционирования и развития права и государства, а также связанных с ними явлений;

- смена типов и форм государства и права в их историческом и сравнительном аспекте;

- общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственными органами своих полномочий с использованием правовых методов.

39. Право возникает одновременно с появлением:

40.Тест. Что из перечисленного не является элементом структуры государственной власти?

+ Последствия воздействия государственной власти на объект управления;

- Содержание властной деятельности;

41. Если внутри государства нет каких-либо относительно обособленных государственных образований, оно является:

42. Демократия – это разновидность:

- форм государственного устройства;

- форм государственного правления.

43. Способность права воздействовать на сознание и волю человека – это:

+ воспитательная функция права;

- охранительная функция права;

- культурно-историческая функция права.

44. Религиозные нормы представляют собой:

+ вид социальных норм и правил, которые установлены определенными религиозными конфессиями и имеют обязательный характер для приверженцев данной религии;

- правила поведения, которые в виду своего регулярного и длительного применения прочно вошли в привычку;

- совокупность поведенческих актов, основанных на представлении о добре, зле, справедливости и долге.

Вопрос о том, почему и как появились государство и право, возник в глубокой древности. Среди исследователей никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения этих важнейших социальных институтов. Существует множество объяснений этого феномена. Причем никто, как правило, не подвергает сомнению многие общеизвестные исторические факты. Но, когда речь заходит о причинах, условиях, природе, характере происхождения государства и права, над общностью мнений преобладает разнобой. В теоретической мысли обособилось несколько десятков направлений, пытавшихся с тех или иных позиций обосновать причины происхождения государства и права. И, несмотря на то, что учения о возникновении права тесно связаны с концепциями происхождения государства, они содержат немало специфического. Потому мы вначале рассмотрим теории происхождения государства, а затем права.

Традиционно выделяют несколько теорий происхождения государства.

Эта теория возникла еще в древней Иудее и отражала определенные реалии, а именно теократические формы первичных государств (власть жрецов, роль храма). Основательную разработку она получила в трудах возведенного в ранг святого католической церковью богослова и схоласта XII века Фомы Аквинского. Правитель (глава государства) рассматривался теологией не как один из существенных элементов государства, а именно как власть, стоящая над государством, от него независимая. Не случайно, эта теория была весьма распространена в средние века. В XVI-XVII веках ее использовали для обоснования неограниченной власти монарха.

Современные теологи утверждают, что переход от присваивающей к производящей экономике, начавшийся 10-12 тыс. лет назад, также имеет божественное начало. При этом отмечается, что точных естественных причин этого качественного перелома в истории человечества наука до сих пор не установила, а вот религиозное обоснование содержится еще в Библии.

Вопрос о научности данной теории связан с вопросом веры. Для атеиста она нелепа, а для верующего универсальна и неопровержима.

Патриархальная теориярассматривает возникновение государства непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха приравнивает власти отца над членами его семьи.

Таким образом, эта теория отражала какие-то реальные, сущностные стороны перехода человечества от жизни в первобытном обществе к государственным формам в раннеклассовом обществе, но чрезмерно преувеличивая их, придавала этим сторонам универсальное и определяющее значение. А это уже было теоретически и исторически неверным.

Общественный договор, создавший государство, имел устанавливающий характер, создавая одновременно из отдельных индивидов гражданское общество и его политическую организацию - государство. Надо при этом отметить, что общественный договор понимался не как конкретный документ, который лег в основу появления государства, а как состояние общества, как принцип, обосновывающий правомерность государственной власти.

Эта теория имела глубокое демократическое содержание, обосновывая право народа на свержение власти негодного монарха, вплоть до революционного восстания. В ее рамках была разработана естественно-правовая концепция прав и свобод человека и гражданина, лежащая в основе современного понимания правового статуса личности.

Не свободна теория от недостатков, главным из которых является тезис, что основная фигура - это абстрактный, от всего изолированный человек, который вступает в соглашение и образует государство. Но такого абсолютно автономного человека как субъекта исторического процесса создания государства, никогда не существовало. Человек всегда был частью общины, клана, класса и других групп в обществе, которые и были реальными субъектами этого процесса.

Однако позитивное содержание договорной теории столь значительно, что оно и сейчас используется во многих демократических движениях, хотя и в новых формах.

Казалось бы такое представление о государстве слишком наивно, чтобы сегодня с ним считаться. Однако в нем есть рациональное зерно, поскольку утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если воспримет методологию и понятия естественных наук, имеет в начале ХХI века глубокий объективный смысл. Сегодня совершенно ясно, что без гармонии естественных и социальных законов человечеству не выжить. А постулат о том, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов не требует доказательств.

Профессор С.-Петербургского университета (с 1918 года - Варшавского университета) Лев Иосифович Петражицкий, а затем его многочисленные последователи возникновение государства объясняли специфическими правовыми переживаниями людей, их стремлением подчинить свои поступки некоему авторитету.

Данная теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользнули от внимания иных теорий. Понятно, что все общественные явления разрешаются только на основе психических актов людей. Однако можно согласиться с выдающимся русским правоведом Г.Ф. Шершеневичем, что объяснять жизнь общества и государства общими законами психологии - такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и государстве.

Теория насилия (завоевания) основой происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Государство и венчает закрепление власти победителя над завоеванным народом. Именно так думали многие мыслители, сторонники этой теории в древнем мире.

Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Е. Дюринг, австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович, немецкий социалист К. Каутский, немецкий социолог Ф. Оппенгеймер. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Гумплович же является сторонником теории внешнего насилия, согласно которой государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого, то есть государственная власть возникает из физической силы. Каутский также видел источник государства во внешнем насилии, в войнах. Согласно Оппенгеймеру государство есть правовой институт, насильственно навязанный одной группой людей - завоевателями, другой группе - завоеванными, в целях их эксплуатации.

Непреложный вывод материалистической теории: государство представляет собой исторически преходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

Основные положения теории представляют совокупность верных и неверных, ошибочных и утопических положений. К достоверным относится материалистический и диалектический подход к развитию первобытного общества, утверждение о взаимосвязи становления классового общества и государства, положения о политической, структурной (аппаратной), территориальной характеристике государства и ряд других. В наиболее чистом виде по данной схеме возникло Афинское государство. Ошибочным является преувеличение роли классов в создании государства, о принудительных, насильственных формах первичных государств, придание рабовладельческому государству, универсального, типичного характера. Неверными являются многие утверждения о первобытном обществе, о происхождении и развитии семьи. И вовсе утопичен фундаментальный марксистский постулат о грядущем бесклассовом обществе.

Реалистическая школа права. В отличие от исторического представления, согласно которому право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин создатели реалистической теории считают, что право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Этими факторами являются интересы, двигающие человеком и заставляющие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

Достойно уважения и признательности утверждение сторонников реалистической теории о том, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть. Борьба за право – это обязанность лица, правомочного перед самим собой, а защита права, то есть противодействие правонарушению, - обязанность не только по отношению к самому себе, но и по отношению к целому обществу, государству: каждый, защищая свое право, отстаивает тем самым нормы объективного права, на которых зиждется его субъективное право.

Во-первых, реалистическая теория признает единство и изменчивость права. С одной стороны, для нее не существует разделения права на право позитивное и естественное – право существует только в виде позитивного (положительного) права. С другой стороны, в праве нет ничего неизменного, вечного: это постоянно меняющееся явление, отражающее новые условия общественной жизни.

Во-вторых, представители реалистической школы видят непосредственную связь права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существования права. В отличие от теории естественного права признается необходимость правотворческой деятельности государства как сознательного творца права. Видный русский юрист и политический деятель С.М. Муромцев писал, что право не бессознательный продукт народного духа, а продукт сознательной деятельности людей.

В-третьих, реалистическая школа обосновывает воспринятое многими учениями о праве единство юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений, без которого невозможно существование гражданского общества, нормальное взаимодействие его членов.

В-четвертых, в воззрениях реалистов содержится важнейший элемент законности: отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может применять принуждение по отношению к человеку.

Нередко проблемы образования государства рассматриваются в единстве с проблемами природы и назначения права.

Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Право, таким образом, данное Богом искусство добра и справедливости. Как и подобная теория происхождения государства, данная теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

Теория естественного права(С. Пуффендорф, Х. Томазий, Х. Вольф) основывается на том, что параллельно с созданным государством путем законодательствования позитивным правом существует естественное право, вытекающее из неизменной природы человека, исходя из присущей людям вечной справедливости. Иначе говоря, право порождено неизменной природой человека, оно вечно и неизменно, пока существует человек. Исходя из сегодняшнего состояния нравственности в обществе (причем это касается не только России) такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Нормативистская теория права получила свое распространение в трудах австрийского юриста Г. Кельзена. Право согласно этой теории не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе, оно ценно только как приказ, как норма. В таком смысле право характеризуется как форма долженствования.

Марксистская теориядоказывает, что корни права лежат в экономике, потому право становится иллюзорным без экономических гарантий. Вместе с тем эта теория жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса, что неверно. Право имеет более глубокие корни, его возникновение предопределено не только появлением классов, но и другими общесоциальными причинами.

К наиболее известным теориям происхождения права относятся: теологическая теория, теория естественного права, классовая, нормативистская, психологическая, историческая школа права, социологическая школа права, реалистическая или прагматическая школа права, теория солидаризма, регулятивная, примирительная и др.

1. Теологическую теорию права разработал Фома Аквинский в XIII веке. Основная идея его – право создано Богом для управления жизнью людей. Она даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Систему законов Фома Аквинский разделил на четыре вида:

- вечный закон – божественный разум;

- естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом;

- человеческий закон - это действующее (позитивное) право;

- Божественный закон – Библия.

2. Теория естественного права. Ученые предполагают, что концепции естественного права возникали до нашей эры. Однако в научном смысле разработка этой теории принадлежит Томасу Гоббсу, Джону Локку (XVII – XVIII вв.), Гуго Гроцию и множеству их последователей вплоть до XX века. Теория естественного права в сочетании с договорной теорией послужила научной основой концепции правового государства. Естественное право полагается как право справедливого разума. Естественное право присуще человеку от рождения, люди по договору передали государству обязанность защищать их естественные права. Естественные права закрепляются в действующем (позитивном) праве.

3. Историческая школа права сформировалась в Германии в первой половине XIX века в трудах Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухты. Историческая школа создавалась в противовес теории естественного права. Авторы утверждали, что действующее право не является совокупностью законов, оно возникает самопроизвольно из национального духа, народного сознания, поэтому право не может быть случайным явлением или волей законодателя. Право формируется подобно языку само по себе, независимо от субъективной воли законодателя, порой стихийно.

Право не может быть универсальным, так как является проявлением особенностей национального характера и исторической эпохи. Официальные писанные законы являются только формой юридического оформления уже сложившегося права и обычаев.

4. Психологическая теория разработана Л.И. Петражицким на рубеже XIX и XX веков. Суть ее заключается в том, что право есть результат закономерностей психологического развития человека. Право непосредственно связано с внутренними правовыми эмоциями и переживаниями человека по поводу предписанных правовых норм. Соответственно право делится на право интуитивное (исходящее из внутренних переживаний людей) и официальное или позитивное (установленное государством).

5. Марксистская теория определяет право как возведенную в закон волю господствующего класса, орудие подавления эксплуатируемого класса. Оно обусловлено экономическими условиями жизни общества и всегда производно от государства, в полной мере сливается с его волей. Право по форме может выступать только в виде позитивных, формально закрепленных правовых норм.

8. Примирительная теория права (Г.Д. Берман, Э. Аннерс) связывает происхождение права с возникновением потребностей в урегулировании отношений между родами. Именно конфликты породили необходимость установления конкретных правил поведения или норм, т.к. кровная месть могла применяться бесконечно. Народные собрания и советы старейшин подписывали договоры о примирении, которые далее приобретали характер примирительных норм. Первоначально они носили характер устных правовых обычаев, затем постепенно приобретая письменный, нормативно-формальный характер, подкрепляясь государственным принуждением.

Теория государства и права продолжает поиск других концепций происхождения права.

Понятие государства

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует единый, признаваемый всеми, подход к пониманию государства. Во многом это обусловлено объективными причинами – сложностью и исторической изменчивостью самого государства. Кроме того, различные исследователи неодинаково воспринимают одни и те же государственно-правовые явления, анализируют самые разнообразные характеристики государства.

В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение государства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Французский государствовед Леон Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данное определение обобщает наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества: государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, обеспечивающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок, а также в целях осуществления своих функций сотрудничающая с другими государствами и всемирными организациями. В нем подчеркивается, что государство, как ведущая часть политической системы страны выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами, гарантирует права и свободы гражданам, обеспечивая правопорядок в обществе, с стремясь соответствовать мировому правопорядку на основе общепринятых межународно-правовых норм и традиций.

Признаки государства

Понятие государства, обеспечивается рядом признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. К основным признакам государства относятся:

1. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения). Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, но выступает от его имени, делегированная народными выборами. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная, самоуправленческая власть, которая исходила от всего рода. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управляющих, из которых образуются органы управления и принуждения. В современном обществе власть без государственной службы невозможна.

2. Система налогов, займов, казна (выступая основной доходной и стабилизирующей частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, а также работников, не производящих материальных ценностей (управленцев, педагогов, медработников).

3. Территориальная организация, т.е. государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию. В процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство.

4. Неразрывная связь государства с правом, общеобязательный характер актов государства. Признаком государства является не право как таковое, а их взаимосвязь и взаимообусловленность. Государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства, прав и свобод граждан. Государство обладает монополией на издание нормативно правовых актов различного уровня.

Кроме названных основных признаков, выделяют также дополнительные признаки государства: наличие армии, специальный аппарат управления и принуждения, государственные символы (герб, флаг, гимн), памятные даты, атрибуты, единый язык общения, гражданство (подданство), международное признание и т.д.

С учетом изложенного, можно сформулировать следующее определение государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая государственным суверенитетом, осуществляющая с помощью специального аппарата в пределах своей территории управление обществом.

2. Какой из перечисленных методов применяется для анализа сходства, различия и классификации правовых систем?

  • 1. статистический
  • 2. метод сравнительного правоведения
  • 3. формально-юридический
  • 1. криминалистика
  • 2. конституционное право
  • 3. история политических и правовых учений
  • 4. административное право
  • 5. судебная медицина
  • 6. философия права
  • 7. уголовное право
  • 8. криминология
  • 1. гуманитарными
  • 2. юридическими
  • 3. естественными
  • 1. эвристическую, онтологическую
  • 2. гносеологическую, методологическую
  • 3. идеологическую

6. Каковы основные признаки государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества?

  • 1. транспорт, единый государственный язык, единая энергетическая сиситема
  • 2. территориальная организация населения, публичная влать, государственный суверенитет
  • 3. правоохранительные органы, армия, налоги, право
  • 1. в рабовладельческом
  • 2. в буржуазном
  • 3. в первобытном
  • 1. Ф. Аквинский
  • 2. Гроций
  • 3. Дюринг
  • 4. Руссо
  • 5. Ж. Маритен
  • 6. Гумплович
  • 7. Каутский
  • 8. Монтескье.
  • 1. Ф. Аквинский
  • 2. Гроций
  • 3. Дюринг
  • 4. Руссо
  • 5. Ж. Маритен
  • 6. Гумплович
  • 7. Каутский
  • 8. Монтескье.

10. Какие из перечисленных авторов являются сторонниками "психологической теории" происхождения государства и права?

  • 1. Аристотель
  • 2. Гроций
  • 3. Фильмер
  • 4. Руссо
  • 5. Петражицкий
  • 6. Радищев
  • 7. Фрезэр
  • 8. Михайловский;
  • 9. Тард.
  • 1. Форма правления
  • 2. Форма правления и политический (государственный) режим
  • 3. Форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим и политическая динамика
  • 1. форма правления
  • 2. форма государственного устройства
  • 3. политическая динамика

13. Какое понятие отражает данное определение: "основные направления деятельности государства внутри страны и на международной арене"?

  • 1. задачи государства
  • 2. форма государственного устройства
  • 3. функции государства
  • 1. основные и неосновные
  • 2. внутренние и внешние
  • 3. постоянные и временные

15. К каому понятию относится следующее определение: "самостоятельная, обособленная часть государственного аппарата, созданная для осуществления определенной функции и наделенная соответствующей компетенцией?"

  • 1. механизм государства
  • 2. государственный орган
  • 3. государственное предприятие
  • 1. регулятивная
  • 2. воспитательная
  • 3. охранительная
  • 1. правоприменение
  • 2. запрет
  • 3. правопорядок
  • 4. дозволение
  • 5. позитивное обязывание

18. К какому понятию относится следующее определение: "общеобязательные правила поведения людей в их взаимоотношениях между собой, сложившиеся в процессе исторического развития общества?"

  • 1. социально-технические нормы
  • 2. технические нормы
  • 3. социальные нормы

19. Для какого социального регулятора характерны следующие признаки: общеобязательность, формальная определенность, предоставительно-обязывающий характер, охраняемое государством правило поведения?

  • 1. для корпоративных норм
  • 2. для норм права
  • 3. для всех социальных норм
  • 1. диспозиция;
  • 2. предположение
  • 3. гипотеза

21. Какие из способов изложения норм в статьях нормативно-правовых актов отмечаются в юридической литературе?

  • 1. диспозитивный
  • 2. бланкетный
  • 3. ссылочный
  • 4. прямой
  • 1. общая норма
  • 2. специальная норма
  • 3. та, которая издана позже
  • 1. Указ Президента
  • 2. закон
  • 3. постановление правительства
  • 1. Указ Президента о награждении Петрова И.И.
  • 2. Приговор суда
  • 3. Постановление Главы администрации Краснодарского края
  • 1. объективное право
  • 2. субъективное прво
  • 3. моральное право
  • 1. способность нести юридическую ответственность
  • 2. способность иметь права и обязанности
  • 3. способность своими действиями осуществлять принадлежащие права и нести юридические обязанности
  • 1. у физических лиц
  • 2. у юридических лиц
  • 3. у государства
  • 1. правомерные и неправомерные
  • 2. события и действия
  • 3. преступления и проступки
  • 1. установление фактических обстоятельств дела
  • 2. правотворческая инициатива
  • 3. обсуждение
  • 4. принятие
  • 5. опубликование нормативно-правового акта
  • 1. правоприменение
  • 2. соблюдение, исполнение
  • 3. использование
  • 1. буквальное, ограничительное, распространительное
  • 2. нормативное и индивидуальное
  • 3. доктринальное и обыденное
  • 1. объект, субъект
  • 2. причина, мотив, цель
  • 3. объективная и субъективная сторона
  • 1. конформистское
  • 2. маргинальное
  • 3. добровольное

Gee Test

Система подготовки к тестам и средство для проверки своих знаний. Инструмент для тестирования студентов и школьников.

Теории происхождения государства и права — это научные концепции, объясняющие условия и причины возникновения государства.

Государственно-правовая действительность окружает людей на протяжении многих тысячелетий. Люди являются подданными, или гражданами определенного государства, сообразуют свои действия с правовыми требованиями и предписаниями, подчиняются государственной власти.

Еще в глубокой древности люди начали задумываться о том, как появились государство и право, причины и пути их возникновения. Различные теории по- разному отвечают на эти вопросы. Множественность теорий обусловлена различиями социальных и исторических условий, в которых жили исследователи, разнообразием философских и идеологических позиций, которые они занимали.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая теория;
  • патриархальная теория;
  • органическая теория;
  • теория насилия;
  • психологическая теория;
  • теория общественного договора (естественного права);
  • историко-материалистическая теория.

Теологическая, патриархальная, органическая теории

Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).

Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.

Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.

Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.

Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:

  1. Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
  2. В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
  3. Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).

Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.

Теория насилия, психологическая теория, теория общественного права, историко-материалистическая теория

Теория насилия появилась в XIX веке. Основные представители: К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг и др. Теория насилия объясняет происхождение государства и права определенными аспектами военно-политического характера — союзом племен. Государственный аппарат создавался для подавления порабощенного племени, принимались нужные законы. Возникновение государства — реализация закономерности принципа подчинения слабого сильному. Сторонники теории опирались на факт происхождения таких государств, как: венгерское раннегерманские и др.

Психологическая теория появилась XIX веке. Ее представители: Л.И. Петражицкий, Г. Тард и др. Появление государства и права объяснялось развитием и проявлениям свойств человеческой психики: подражанием, потребностью подчиняться, осознанием справедливости определенных вариантов отношений и действия, зависимости от элиты первобытного общества и др. Социальные закономерности могут реализоваться только через человеческую деятельность и поведение. Свойства психики оказывают некоторое влияние на реализацию этих закономерностей, но при этом не являются решающими. Сама психика формируется под воздействием соответствующих социальных, экономических и других внешних условий.

Историко-материалистическая теория связана с именами Л. Моргана, К. Маркса и Ф. Энгельса. Суть теории в том, что государство появляется, как естественный результат развития религии, первобытного общества, экономического развития, которое обеспечивает материальные условия появления государства и права, определяет социальные трансформации общества, представляющие важные условия и причины возникновения государства и права.

Читайте также: