Какая из перечисленных стран победила коррупцию жесткими методами диктатурой репрессиями

Обновлено: 30.06.2024

"У меня было 2 пути. 1 - воровать, и вывести друзей и родственников в списки Форбс, при этом оставив свой народ на голой земле. 2 - служить своему народу и вывести страну в десятку лучших государств мира! Я выбрал второй. " - Ли Куан Ю. Это слова человека, который за несколько десятилетий поднял мини государство Сингапур из страны третьего мира, и преобразовал его в один из крупнейших международных финансовых центров! Многие и сегодня называют его диктатором, но проведенная работа принесла свои плоды. Давайте посмотрим, что это за человек, и как он добился таких результатов для своего государства!

Ли Куан Ю родился в 1923 году в Сингапуре, который на тот момент был Британской колонией. Родители Ли происходили из разных китайских народностей и не понимали родной язык друг друга. Поэтому английский был общим языком в доме, и первым на котором заговорил будущий правитель.

Семья Ли не считалась бедной, но и богатой назвать ее тоже нельзя. Отец семейства был пристрастен к азартным играм, и периодически уносил из дома дорогие вещи. Однажды мать Ли спрятала дорогое ожерелье которое отец хотел заложить ради игр. Позже именно это ожерелье оплатит обучение будущего диктатора.

Диктатор победивший коррупцию и поднявший страну в топ мировых экономик! Модель не для России?

После школы Ли пошел учиться в колледж. В то время Сингапур переживал японскую оккупацию. Однажды японские солдаты избили и поставили на колени будущего правителя за то, что он с ними не поздоровался. В тот момент Ли начинает думать, что ни британцы ни японцы не должны пинать его народ. Что его народ может сам собой управлять!

В 1945 году он уплывает в Великобританию. В Кембриджском Университете Ли получил 2 красных диплома по праву и экономике. За годы проведенные в Англии Ли убеждается, что эта страна не заинтересована в процветании Сингапура.

По возвращению домой Ли приступил к адвокатской практике. Очень много времени посвящал работе с профсоюзами.

В 1954 году создал Партию Народного Единства, возглавил ее и привел к власти в 1959. В тот же год Ли Куан Ю становится премьер-министром, и сохраняет этот пост более 30 лет!

В первый же год правления Ли запретил музыкальные автоматы и автоматы для игры в пейнтбол. Начались рейды по пабам и порнографическим издательствам. Были приняты жесткие меры против проституции, тайных обществ и любой другой не законной деятельности. За первые 3 года правления в Сингапуре построили больше квартир, чем за предыдущие 30 лет!

Диктатор победивший коррупцию и поднявший страну в топ мировых экономик! Модель не для России?

В 1960 году был введен закон "О предотвращении коррупции". В то же время было создано бюро по борьбе с коррупционерами. Была введена новая система законов:

-удалена неоднозначность и двусмысленность законодательных актов;

-разработаны новые законы;

-введено понятие "презумпция виновности" (уровень жизни должен соответствовать доходам. Если чиновник живет богаче, чем могут позволить его официальные доходы, то его могут обвинить во взятке);

-расширены полномочия правоохранительных органов и прокуроров;

-проведена реформа судебной системы.

Дабы у чиновников не возникало желание заработать незаконно, были повышены зарплаты. Одновременно ужесточился контроль. Антикоррупционное бюро подчинялось только Ли Куану. Сотрудники бюро наделены практически не ограниченными возможностями. Они могут войти в любое помещение, изучать любую финансовую документацию, проверять счета, проводить допросы чиновников и их родственников.

Помимо всего прочего Ли настоял на том, что дела о коррупционерах должны освещаться в СМИ, и вызывать у народа порицание.

Диктатор победивший коррупцию и поднявший страну в топ мировых экономик! Модель не для России?

Наказание за коррупцию: штраф от 100.000 сингапурских долларов + конфискация имущества + тюремный срок. Кстати смертную казнь в Сингапуре тоже никто не отменял. За дачу ложных показаний в деле о коррупции можно получить штраф от 10.000 сингапурских долларов или тюремный срок.

В тему о наказаниях! За отдельные виды правонарушений в Сингапуре могут приговорить к розгам. В начале века такое наказание получил американский тинейджер за граффити.

Конечно не только борьба с коррупцией привела Сингапур к его сегодняшнему процветанию. Ли активно привлекал иностранные инвестиции реформированием банковской системы. Со временем это дало ожидаемые плоды, сегодня инвесторы уже не сомневаются в устойчивости сингапурской экономики.

А как Вы думаете, можно ли победить коррупцию плавно и постепенно, или для этого требуется система Ли? Возможно ли такое в России? Пишите в комментариях! Ставьте лайк и делитесь с друзьями, если статья понравилась!

Другие статьи канала:

Азиатский Эскобар 21 века! Доход 17 миллиардов долларов в год!

Интимные запреты в Азии! Тотальный контроль женщин оправдан религией?!

Бросил колледж ради продажи алмазов! Обогнал Илона Маска и Безоса по приросту

Страна победившей коррупции

Понятно, что всё, что не подлежит выплатам, поступит в доход бюджета. Арифметику этих операций можно привести более подробно, но едва ли этим стоит перегружать повествование, так как это отдельная тема.

Однако, впоследствии стараниями всё той же российской власти дело о хищениях в Минобороны было развалено. Сердюков попал под амнистию, стрелки перевели на Васильеву. Но и она, что называется отделалась лёгким испугом. Зачем Кремлю нужно было принародно разыгрывать эту пьесу, как и нынешнюю, предвыборную, до сих пор остаётся загадкой для многих. Возможно, это была публичная семейная драма министра и дочери бывшего премьера Виктора Зубкова. Но по количеству вовлечённых в процесс правоохранительных органов, квалифицировать эту историю, как чисто семейные разборки в высшем руководстве страны сложновато. Хотя они уже давно все там (в правительстве) живут одной большой коррупционной семьёй. По принципу круговой поруки.

На этом фоне очень контрастным выглядит аналогичное разбирательство в военном ведомстве США, которое началось в то же самое время…

В ходе судебного разбирательства было выявлено, что полковник Вергез трижды в своих докладах обманывал правительство США и один раз письменно совершил подтасовку фактов в письме на имя генерального инспектора армии США, пытаясь таким образом воспрепятствовать проведению должного аудита контракта по ремонту вертолетов Ми-17, который находился в административном ведении NSRWA. Аудит должен был пролить свет на то, какую роль в проведении работ по ремонту вертолётов играли субподрядчики, в том числе компания AVB, принадлежащая Юрию Борисову. Осознав всю бесперспективность своего положения Вергез начал сотрудничать со следствием и в своем признании сообщил, что он дважды предоставлял неправдивую информацию командованию армии США и ее генеральному инспектору. В частности, 01.02.2012 года Вергез дал указание своему подчиненному подписать дополнительное соглашение на сумму 3,67 млн. дол. США, которые компания AVB затребовала для завершения ремонтных работ, при этом на документе была поставлена дата – 05.12.2011. В результате чего, деньги в сумме 3,67 млн. дол. США ушли субподрядчику ранее, чем об этом был извещен сам генподрядчик.

Однако чистосердечное раскаяние полковнику не помогло и 16 апреля 2016 года, уже бывший полковник армии США Норберт Вергез, был приговорен судом к восьми месяцам домашнего ареста и пяти годам лишения свободы условно, а также лишен воинского знания. Суд обязал рядового Вергеза уплатить штраф в размере 10 тысяч долларов США и уплатить налог в размере 300 долларов США. Полученные им от Борисова 30 тыс. долларов были также изъяты в доход бюджета США. Приговор был вынесен после рассмотрения явки с повинной по двум случаям обмана правительства США и признания конфликта интересов, допущенного должностным лицом.

Что можно сказать точно так это то, что на этом карьера бывшего полковника, а ныне рядового Норберта Вергеза закончилась.

Тоже самое можно сказать и о другом фигуранте не менее громкого скандала – главе таможенного ведомства Андрее Бельянинове. Зачем Кремлю понадобилось показывать на всю страну коробки, в которых вместо обуви Бельянинов хранил иностранную валюту и советские рубли в больших количествах (почти 10 млн руб., $400 000 и 300 000 евро) – непонятно. Особняк государственного служащего поистине впечатлял – дорогие интерьеры, старинные картины, коллекция часов, дорогие украшения и даже слиток золота (вспоминается золотой батон Януковича, который он забыл прихватить с собой, спешно покидая свой загородный дом под Киевом) – всё это всплыло при обыске в доме главы таможенной службы России. Но результатом всего этого стало увольнение по собственному желанию без каких-либо последствий. В России никого не интересует факт, что даже то имущество, которое было предано огласке явно не соответствует декларациям о доходах поданным чиновником.

Напомним, для сравнения: 30 тыс. долл. США, полученные новоиспечённым рядовым Вергезом от компании Борисова и не задекларированные им были изъяты в бюджет США.

Поэтому полковнику Захарченко не стоит особо волноваться. Своими действиями он никоем образом не перешел грань принятых в чиновничьей Росси норм и, при прочих равных, со всей ответственностью может надеяться на амнистию…

Предвыборный спектакль закончится и всё встанет на свои места, тем более, что высочайше решено упразднить борющееся с коррупцией подразделение в МВД России, а это значит, что коррупция в России одержала убедительную и безоговорочную победу. И это признано на самом верху российской вертикали.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как победили коррупцию в Сингапуре? Эффективные методы борьбы

Коррупция, это раковая опухоль на теле любого государства. Коррупция, это самое страшное что может произойти с обществом. Коррупция рождает не эффективную экономику, рост цен, преступность, бунты и даже революцию.

Для того чтобы чиновник смог произвести действия коррупционного характера, ему нужны подельники, заместители, бизнесмены, прокуратура, прикрытие от вышестоящих госслужащих. И вот мы уже наблюдаем мафиозную группу, которая повязана друг с другом преступлением, которая обладает административным ресурсом и чувствует себя абсолютно безнаказанно. Они могут совершать и другие преступления ибо знают, что в случае чего, поддельники их прикроют.

Коррупционер является потенциальным предателем и изменником родины, любая спецслужба проведя небольшие оперативные работы, может запросто выяснить о коррупционных связях чиновника и шантажировать его. Если коррупционер не будет выполнять приказы иностранных спецслужб, то в западной прессе появятся обличительные статьи о махинациях чиновника, чиновник попадёт в черный список стран америки и европы, все его счета в западных банках будут заморожены.

Можно сколько угодно рассуждать о пути развития государства, о борьбе с бедностью и преступностью, о прорыве экономики и т.д., но пока не будет уничтожена коррупция, любые начинания о развитии будут безрезультатны.

Сегодня я хочу вам рассказать как победили коррупцию в одном государстве под названием Сингапур. На самом деле как бы страшна не была коррупция на первый взгляд, она очень уязвима, самое главное чтобы был чист и честен всего один человек - руководитель государства.

Как победили коррупцию в Сингапуре

Борьба с коррупцией как приоритет

Сингапур - страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и даже обойтись без особо жестких репрессий.

Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю, стало уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения.

Антикоррупционная кампания состояла из четырех элементов, первым из которых стало создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией. От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции - БРК, но его полномочия были крайне путаны, и занимались его сотрудники очень
мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.

Лишить чиновников неприкосновенности

Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами
боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции.

В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю, и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

Без компромиссов

Вот один из эпизодов, как власти Сингапура призывали к ответу высокопоставленных чиновников. Ви Тун Бун был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял
перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500 тысяч сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300 тысяч сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения
и был уменьшен до 18 месяцев.

Жить по средствам

Второй элемент антикоррупционной программы: в Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.

Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.

Большая зарплата как залог порядочности

Третий элемент - были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия.

Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне.

Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффективной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.

Фактор СМИ

Четвертый элемент - формирование независимых, объективных СМИ, освещавших все найденные факты коррупции. Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится "героем" первых полос.

image

На волоске от смерти

Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются в странах Азии.

Китайское антикоррупционное законодательство, пожалуй, является самым жестким в мире – за взятки или хищения госимущества чиновникам грозит смертная казнь. Данная мера появилась в китайском Уголовном кодексе в начале 1980-х годов. Причем расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций. Кроме того, нередки случаи, когда китайским чиновникам, попавшимся на взятки, отрубали руки.

Ни для кого не секрет, что запретный плод сладок, поэтому китайские госслужащие нередко идут на необычные шаги, чтобы обогатиться за счет своих служебных полномочий. Власти КНР запретили чиновникам принимать в дар биржевые акции, покупать недвижимость и автомобили по подозрительно низким ценам, договариваться об устройстве на престижную работу после ухода из государственных структур.

Однако крайние меры являются не единственным методом борьбы с коррупцией – китайцы посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Госслужащие медитируют, участвуют в восточных единоборствах и занимаются силовыми упражнениями.

С семьями чиновников также проводится профилактическая работа. Так, для госслужащих, их супруг и детей устраиваются экскурсии в тюрьму, где отбывают наказание осужденные за взятки. Родственники же осужденных на казнь после расстрела получают счет за использованный патрон.

Кстати, казнь за взяточничество полагается еще в одной стране - на Кубе.

В Арабских Эмиратах коррупционерам просто отрубают руку. Как за воровство. Ведь взятка - она и есть воровство, когда чиновник хочет залезть за деньгами и в ваш карман.

Либеральные меры

Гонконг тоже может похвастаться заслугами в области борьбы с коррупцией – раньше практически весь госсектор страны был завязан на коррупции. Победить взяточничество гонконгским властям удалось благодаря нескольким эффективным мерам: во-первых, госслужащим пришлось доказывать, что вся недвижимость, роскошные автомобили и остальные дорогостоящие предметы были куплены на честно заработанные средства. Если чиновник оказывался нечистым на руку, его ждала тюрьма и конфискация имущества.

Во-вторых, в государстве создали независимую комиссию по борьбе с коррупцией, работникам которой изначально установили высокие зарплаты, чтобы у них не было соблазнов брать взятки. Комиссия занимается не только выявлением коррупционеров, но и проводит профилактические работы по предотвращению получения мзды.

В Сингапуре в рамках борьбы с коррупцией был введен ряд эффективных мер, а именно: повышена независимость судебной системы, ужесточено уголовное наказание за взяточничество, увеличена зарплата судей, а также введены санкции за дачу взятки. Всего за несколько лет Сингапур справился с масштабной коррупцией.

В Южной Корее действует культ открытости и общественный контроль. С 1999 года в Южной Корее действует программа OPEN. Эта онлайн-система позволяет в режиме реального времени контролировать рассмотрение заявлений, поданных чиновникам от граждан, делая работу чиновников максимально открытой и прозрачной. С вводом системы минимизировались риски принятия несправедливых решений по обращениям граждан, ведь их стало невозможно утаить от общественности. Затягивание с ответами и проволочки стали затруднительными, а значит, и необходимость ускорять процесс с помощью взяток отпала.

Политика открытости функционирования бюрократического аппарата привела Южную Корею на 52-е место.

По версии того же Transparency International, Голландия является страной с наиболее низким уровнем коррупции – 8 место. Для того чтобы достичь подобного успеха, нидерландским властям пришлось принять несколько антикоррупционных мер. Так, местным чиновникам, попавшимся на взятке, запрещается работать в государственных организациях, также они лишаются всех социальных льгот и гарантий.

Чтобы определенную должность не занял потенциальный коррупционер, в Голландии организована специальная система подбора персонала. Кроме того, в крупных ведомствах, сотрудники которых могли бы злоупотреблять своими полномочиями, существуют службы внутренней безопасности, которые следят за действиями чиновников и выявляют их ошибки.

Эффективной мерой в борьбе с коррупцией является разрешение СМИ обнародовать случаи взяточничества и проводить расследования. Кроме того, голландских чиновников, на которых не пала тень подозрения в коррупционных деяниях или сообщивших о злоупотреблении должностными полномочиями своих коллег, материально поощряют.

Где и сколько?

США: срок до 15 лет

Наиболее решительной борьбой с коррупцией с помощью законодательных средств отличаются США. Например, подкуп наказывается штрафом, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, либо лишением свободы до 15 лет. Причем то и другое наказание суд может совместить.

Канада: срок до 14 лет

В Стране кленового листа госслужащий, занимающий должность в суде или законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительство такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет.

Франция: срок до 10 лет

Законодательство Франции предусматривает наказание за взяточничество в виде лишения свободы до 7 лет для руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий и тюремное заключение на срок до 10 лет для должностных лиц. Кроме того, законодательство Франции запрещает должностным лицам получение различного рода подарков, вне зависимости от их стоимости, под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет или крупного штрафа. Злоупотребление властью во Франции карается наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафом. Примечательно, что наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.

Германия: срок до 5 лет

Если должностное лицо требует имущественной или иной выгоды, либо принимает таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный долг, преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Великобритания: срок до 7 лет

Закон 1916 года об исправлении Закона о предупреждении коррупции и дополнениях к нему устанавливает ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом или сделкой, по поводу которых взятку дали, явился договор или предложение договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Как тут не вспомнить нынешние пресловутые российские откаты, доходящие порой до 80% от суммы договора по госконтрактам! А вот в Соединенном Королевстве о противодействии этому подумали еще в годы Первой мировой войны. Так что предусмотренное Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет.

Италия: срок до 12 лет

Согласно Уголовному кодексу Италии вымогательство взятки имеет место, когда должностное лицо, злоупотребляя своей должностью, принуждает кого-либо дать незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет.

УК Италии выделяет три состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию должностного лица, получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица, и получение взятки в суде.

Как обстоят дела в России

В России к двум главным проблемам – дуракам и дорогам – можно и нужно добавить еще одну глобальную – коррупцию, которая затрагивает все аспекты жизни россиян.

Согласно современному российскому законодательству, коррупция — это дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Сегодня согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, для человека, дающего взятку, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Если же взятка дана в особо крупном размере, то денежный штраф устанавливается от 70 до 90-кратного размера взятки или же лишением свободы от 7 до 12 лет.

Действующее уголовное законодательство предусматривает ответственность также и за злоупотребление, и за превышение должностных полномочий (статьи 285, 286 УК РФ). Следят за этим контролирующие органы – Следственный Комитет, прокуратура, ФСБ.

В случае злоупотребления речь идет о преступлениях, связанных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. Такие деяния должны быть совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, а также влечь за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Превышением должностных полномочий признается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий. Так же, как и при злоупотреблении, речь идет о нарушении прав и законных интересов граждан или организаций.

Как за злоупотребление либо превышение должностных полномочий, так и за хищение в форме мошенничества, присвоения либо растраты виновному грозит наказание от штрафа в несколько тысяч рублей до лишения свободы сроком до 10 лет с длительным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Мера наказания определяется в зависимости от различных обстоятельств.

Как показывает опыт многих стран, для искоренения коррупции необходима твердая государственная воля, эффективные законы и полностью независимый антикоррупционный орган, включающий не только следственные структуры, но и независимый антикоррупционный суд.

Очень важно, чтобы коррупционные действия чиновников и депутатов не оставались тайной за семью печатями, а были широкодоступны для общественности.

Также нужно создать условия для снижения аппетитов чиновников брать взятки. При нарушении закона о коррупции чиновник должен быть лишен права работать в госструктурах, с потерей всех социальных льгот, включая пенсионной и социальное обеспечение. Это не считая крупных денежных штрафов.

Согласно мировой практике, для искоренения коррупции меры воздействия на чиновников должны быть максимально жесткими. В некоторых странах, например, взяточничество приравнивают к нарушению Конституции и государственной измене.

Тема борьбы с коррупцией сегодня остается одной из самых острых в российском обществе. Особенно востребованы истории успеха других государств. Достижения англосаксонских стран в этой сфере широко известны: Англия и США в международных рейтингах занимают ведущие позиции, а Сингапур, унаследовавший многие английские традиции, является мировым лидером в этой области. Есть и исключения: англоязычная Индия сильно отстает, хотя и движется в сторону лидеров.

Интересно понять принципы, на которых строится антикоррупционная политика англоязычных стран. К ключевым особенностям относятся антикоррупционные бюро, этика госслужбы и активность гражданского общества.

Сильные антикоррупционные бюро

Среди специалистов распространено мнение, что в борьбе со взяточничеством эффективно создание единого органа с широкими полномочиями — антикоррупционного бюро. Хотя не во всех англоязычных странах данная идея реализована одинаково, везде наличествуют сильные антикоррупционные структуры: в Сингапуре это Corrupt Practices Investigation Bureau (CPIB), в Индии — Central Vigilance Commission (CVC), в США борьбой с коррупцией занимается на федеральном уровне ФБР, а на уровне штатов — местная полиция, например, в Нью-Йорке это Department of Investigation (DOI). В Англии система сложнее: существуют специальные департаменты в двух ведомствах, одно из которых фокусируется на бизнесе (Serious Fraud Office), а другое — на злоупотреблениях во власти (National Crime Agency).

Для эффективной работы законодатели предоставляют борцам со взятками широкие полномочия как для преследования, так и для предотвращения нарушений. В Нью-Йорке, например, DOI имеет в каждом городском ведомстве подчиненных ей сотрудников и даже зарплату штатных специалистов DOI зачастую оплачивают курируемые ими ведомства. В Индии CVC также курирует министерства и ведомства через выделенных в них сотрудников, которых нельзя ни назначить, ни уволить без согласования с антикоррупционным органом. Но где борцы с коррупцией имеют действительно неограниченное влияние, так это в Сингапуре. Сотрудники CPIB имеют право проводить обыски, требовать предоставления любых документов, арестовывать, карать за неподчинение, привлекать свидетелей к допросам. Им разрешено изучать деятельность родственников и поручителей подозреваемого, проверять их банковские счета и финансовые документы.

Важнейшим принципом функционирования антикоррупционных бюро в англоязычных странах является их независимость в принятии решений о расследованиях. При этом в назначение руководителей бюро, а также в их резонансные дела вовлечены представители парламента. Во всех рассматриваемых странах руководство антикоррупционных органов имеет прямой выход к первым лицам государства и высокую степень автономии, даже там, где антикоррупционные службы входят в состав более крупных ведомств. Например, в Сингапуре CPIB подчиняется офису премьер-министра, но и он не имеет окончательного голоса: существует пост президента CPIB. Он выбирается с участием парламента и может принимать решения о расследованиях без одобрения премьера. В США крупные коррупционные дела ведет ФБР, а к ним часто подключаются парламентские комиссии, состоящие из представителей республиканцев и демократов. В Индии руководство CVC назначается президентом страны по рекомендации специального комитета, состоящего из премьер-министра, министра внутренних дел и лидера оппозиции в парламенте.

Этика госслужбы

Вторая важнейшая составляющая антикоррупционной политики англоязычных стран — комплекс мер по формированию у чиновников добросовестного отношения к своей службе. В рассматриваемых странах вопрос мотивирования чиновников на добропорядочное поведение решается схожими способами, однако преобладающие методы для каждой страны свои.

В США ставка делается на детальную регламентацию всех случаев, когда возникают коррупционные риски. Существуют правила использования рабочих ресурсов (компьютера, телефона, электронной почты), рабочего времени чиновника, а также влияния организации. Например, бонусы авиакомпаний за перелеты в командировках разрешено использовать в личных целях, а компенсацию за отмену авиабилетов при овербукинге — запрещено. Нельзя направлять письмо на бланке организации, связанное с решением личных проблем служащего, однако если письмо подписано его начальником — можно. Все сложные ситуации расписаны до деталей.

В Англии упор делается на репутационные риски для чиновника и на систему перекрестного контроля за его деятельностью со стороны различных ведомств, а также СМИ и НКО. Например, в последние годы внимание общества обратилось в сторону расходов представительных органов власти. Были вскрыты злоупотребления депутатов, связанные с расходами на обеспечение текущей деятельности (оплата за госсчет женщинами-депутатами нянь для детей, аренда жилья рядом с работой при наличии собственной квартиры в городе и т. д.). Для усиления контроля общества и укрепления репутации парламента был создан дополнительный антикоррупционный орган — Independent Parliamentary Standards Authority. Интересным эпизодом его деятельности стало отстранение пэров от участия в заседаниях после сомнительных переговоров с лоббистами (подобная мера последний раз принималась в XVII веке).

Сингапур с его быстрыми реформами и рывком из третьего мира в первый сделал упор на жесткость и неотвратимость наказания. Виновные получают большие сроки заключения, высокие штрафы, а также требования компенсации всей суммы ущерба. Причем с течением времени наказания только ужесточаются. Например, в 1989 году штраф за взятки был увеличен в 10 раз. Расследование может вестись не только против самого подозреваемого, но и против его близких. В случае смерти обвиняемого обязательства выплачивать штрафы может быть возложено на его наследников. Также в Сингапуре для коррупционных преступлений реализован принцип презумпции виновности, то есть при наличии обоснованных подозрений бремя доказывания невиновности ложится на подозреваемого. Противовесом репрессивных мер является система поощрений. В Сингапуре установили одни из самых высоких зарплат для чиновников в мире. Госслужащие имеют 13-й оклад и бонусные выплаты. Существует система продвижения перспективных сотрудников по службе. Но работает все это только в отношении тех, у кого нет нареканий с коррупционной точки зрения.

Менее успешной оказалась политика Индии в этой сфере. Неформальные связи в госуправлении были заложены отцами индийской независимости, которые в борьбе с отсталостью стремились укрепить государство, передавая ему контроль над экономикой и социальной сферой. Сложился так называемый License Raj, при котором бизнес и общество зависят от власти, а управление ориентировано на разрешительный порядок работы. Этот тренд укреплялся патриархальными установками большинства населения. К этому надо добавить невысокие зарплаты бюрократов. В итоге коррупция среди чиновников очень высокая, а более 90% жителей страны признаются, что так или иначе участвовали в коррупционных отношениях. И хотя многие принципы английского госуправления и международных стандартов в Индии формально реализованы, недостаток политической воли и сопротивление традиционной элиты сводят большинство мер на нет. Значительная часть инициатив по борьбе со взятками в Индии сегодня рождается в обществе, особенно в образованной и активной городской среде.

Роль СМИ и гражданского общества

Огромную роль в политике стран английской традиции играет гражданское общество. В антикоррупционной тематике это особенно заметно.

В США медиа неоднократно становились инициаторами изменений в политике. Американская общественность нетерпимо относится к нарушениям и неравенству возможностей. Например, в 1980-х годах общественное мнение осудило выборную коррупцию в виде финансирования партий крупными деловыми группами. В ответ на это в Нью-Йорке был создан Совет по финансированию избирательных кампаний для борьбы с коррупцией на выборах. Помимо регулирующих и контрольных функций совет занимается финансированием кампаний тех политиков, чьими спонсорами являются рядовые граждане (а не олигархи). Для этого предусмотрены фонды совета, из которых он добавляет в несколько раз большую сумму к каждому мелкому пожертвованию в фонд кандидата.

Характерной чертой английской антикоррупционной политики является активное участие общественных организаций, которые резко критикуют правительство, но при этом получают от него серьезное финансирование. Также в стране действует множество квазиавтономных негосударственных организаций (quangos), уделяющих серьезное внимание борьбе со взяточничеством. В последние годы они стали столь многочисленны, что правительство вынуждено было объявить о планах по сокращению их финансирования.

Менее заметная роль для медиа отведена в Сингапуре. Радикальные реформы и быстрота изменений не дали времени сформироваться гражданскому обществу. Государство воспользовалось этим и наложило ряд ограничений на СМИ, особенно иностранные: иностранцы не могут владеть медиа, публикации иностранных СМИ на тему политики Сингапура должны проходить согласования, наличие нескольких экземпляров иностранного издания у человека может быть признано нарушением. Обратной стороной такой политики является невысокая вовлеченность граждан, что вынуждает правительство искать дополнительные механизмы взаимодействия с ними. Для этой цели было создано подразделение в аппарате правительства — Feedback Unit, позже преобразованное в программу REACH (reaching everyone for active citizenry @ home).

Конечно, сильное антикоррупционное бюро, высокие стандарты госслужбы и активная роль гражданского общества — далеко не все составляющие успеха антикоррупционной политики. Большое внимание уделяется регулированию лоббизма, финансированию партий, борьбе с легализацией доходов и другим аспектам. Но без этих трех составляющих не обходится ни сверхразвитая Америка, ни чопорная Англия, ни недавно расцветший Сингапур, ни развивающаяся Индия.

Читайте также: