Какая из ниже предложенных групп международной правовой ответственности является правильной

Обновлено: 21.05.2024

Существуют два вида международно-правовой ответственности госу­дарств политическая и материальная.

Политическая ответственность, как правило, сопровождается приме­нением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Наиболее распростра­ненной формой политической ответственности являются реторсии, ре­прессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или ис­ключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Санкции — это принудительные меры, применяемые к государст­ву-нарушителю. Они могут быть применимы международными органи­зациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены сле­дующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или час­тичная демилитаризация всей или части территории; сокращение воору­женных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены ст. 39, 41 и 42 Устава ООН, уставами некоторых регио­нальных политических организаций. Практически все виды санкций, перечисленных выше, были применены к Германии, Италии и Японии после Второй мировой войны. При этом высшей формой политической ответственности государства является лишение государственного сувере­нитета, когда высшую власть осуществляют представители госу­дарств-победителей.

В соответствии с Декларацией от 5 июня 1945 г. союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществили разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали и запретили нацистские организации, провели денацификацию Германии, т. е. удалили со всех

Гита VII Отвстственность в международном праве

государственных и общественных постов функционеров без

привлечения к уголовной ответственности рядовых ее членов и т. д.

Санкции как форма принуждения применяются только в случае со­вершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба. Например, в 90-х годах XX в. были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак обязан был отвести свои войска от территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное и химическое оружие; на территории Ирака международные инспекции наблюдали за ликвидацией ракетного ору­жия Ирака, за передвижением его войск и вооружений и т. д. Вполне по­нятно, что такие санкции могут вводиться и осуществляться по решению Совета Безопасности ООН в рамках ст. 41 и 42 Устава ООН, включая экономические и иные санкции, вплоть до полной экономической бло­кады, перерыва экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообще­ния, а также разрыв дипломатических отношений.

Реторсиями считаются принудительные действия одного государства, направленные против другого государства, нарушившего интересы пер­вого. Реторсия может быть только ответом одного государства на опреде­ленные недружественные действия другого государства с целью восста­новления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из го­сударства, совершившего недружественный акт: выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т.

В 1995 г. Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста про­тив соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, терри­тория, на которой будет производиться разведка, является спорной и на­меченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства. В августе 1987 г. Канада выслала и объявила персоной нон грата 19 советских граждан. Те же меры были приняты СССР в отноше­нии 13 канадских дипломатов.

Репрессалии (невооруженные) - это правомерные принудительные действия одного государства против другою государства. Репрессалии применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть сораз­мерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необхо­димо для получения удовлетворения.

Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве ди­пломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз то­варов и сырья с территории государства-нарушителя и др.

Так, в 1994 г. Президент США подписал билль об ужесточении санк­ций против Кубы в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов антикастровской эмигрантской организации,

§ 4. Виды и формы международно-правовой ответственности государств

в результате которой погибли четыре летчика. В числе санкций приос­тановление чартерных авиарейсов между США и Кубой, новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дела с иностранными компания­ми, занимающимися бизнесом на Кубе, запрет ввозить в США продук­ты, произведенные с использованием кубинского сахара.

Репрессалии должны быть прекращены по получении удовлетворе­ния. Современное международное право запрещает вооруженные ре­прессалии как средство разрешения споров и разногласий. Однако это никоим образом не затрагивает право государства (группы государств) на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соот­ветствии со ст. 51 Устава ООН, на обращение в Международный суд ООН или арбитраж.

Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государст­вом-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству.

Сатисфакция может быть выра­жена в виде официального принесения извинения, выражения сожале­ния или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные ак­ции не будут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпев­шего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д. Например, в октябре 1994 г. на Восточ­ном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэ­кетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальные извинения премьер-министру и министру внут­ренних дел России. По этому поводу было принято совместное коммю­нике, где польская сторона признала вину полицейских, а российская сторона сочла инцидент исчерпанным.

Сатисфакция может потребоваться только в тех случаях, когда рести­туция или компенсация не обеспечивают полного возмещения.

Сатисфакция является средством возмещения вреда, не поддающе­гося финансовой оценке, который представляет собой нанесенное госу­дарству оскорбление. Такие виды вреда, как правило, носят символиче­ский характер и возникают из самого факта нарушения обязательства независимо от его материальных последствий для соответствующего го­сударства.

Сатисфакция не должна носить карательного характера или преду­сматривать штрафные санкции. Сатисфакция не должна принимать формы, унизительные для ответственного государства.

Таким образом, сатисфакция преследует три цели: принесение изви­нений или иное признание неправомерности совершенного деяния; на­казание виновных; принятие мер к предотвращению повторения нару­шения1.

Ресторация как форма ответственности предполагает восстановление государством-нарушителем прежнего состояния какого-либо материаль-

Броунли Я. Международное право / пер. с англ. Книга вторая. М., 1977. С. 117.

Глава I'll Ответственность в международном праве

ного объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, за­грязненной по его вине).

Особой формой политической ответственности государств является приостановление прав и привилегий, вытекающих из членства в между­народной организации (лишение права права на представитель­ство в главных органах, права на получение помощи и обслуживание и др.), и как крайняя мера исключение из международной организа­ции.

Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовав­шему международному Договору между СССР и Финляндией о ненапа­дении СССР был исключен из Лиги Наций в г.

Материальная ответственность наступает в случае нарушения госу­дарством своих международных обязательств, связанных с причинением материального ущерба. Она может быть выражена в форме репарации. реституции и субституции.

По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 г. выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн долл. за сби­тый американскими военными в 1988 г. иранский пассажирский самолет

с корабля ВМС США.

Объектом реституции может быть также возвращение неправомерно захваченного или неправомерно задержанного имущества в мирное вре­мя, т.

§ 4. Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Компенсация. Государство, ответственное за международно-противо­правное деяние, обязано компенсировать ущерб, причиненный таким деянием, поскольку такой ущерб не возмещается реституцией. Компен­сация охватывает любой исчислимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, насколько она установлена.

По сравнению с сатисфакцией роль компенсации заключается в воз­мещении фактических убытков, понесенных в результате международ­но-противоправного деяния. Компенсация, как правило, представляет собой денежную выплату. Денежная выплата должна соответствовать размеру ущерба, понесенного потерпевшим государством в результате правонарушения.

1 I. С. J. Reports. 1997. Р. 7.

Глава УЛ. Ответственность в международном праве

лицами, которые занимались вопросами ареста и задержания судна и его команды, также были оставлены без удовлетворения. Что касается пер­вых претензий, то, по мнению трибунала. Con-Винсент и Гренадины не представили достаточных свидетельств в их обоснование. Относительно расходов должностных лиц по задержанию судна и его команды трибу­нал отметил, что подобные расходы не подлежат компенсации, посколь­ку они были понесены в связи с исполнением обычных функций госу­дарством флага1.

Субституция — это разновидность реституции. Она представляет со­бой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущест­ва, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т. п.

Читайте также: