Какая группа электробезопасности должна быть у водителя при управлении электропогрузчиком

Обновлено: 26.05.2024

Группа допуска по электробезопасности необходима всем сотрудникам предприятий, чья деятельность напрямую или косвенно связана с электроустройствами. Она определяет уровень компетентности и круг полномочий при эксплуатации электроустановок.

Прежде чем поговорить о видах допуска, нужно разобраться с категориями сотрудников. Весь персонал организаций можно разделить на две группы – электротехнический и неэлектротехнический.

К электротехническому типу специалистов относятся:

  • Административно-технический персонал, занятый планированием, подготовкой и организацией работ с электрическим оборудованием;
  • Оперативно-ремонтный персонал – сотрудники, которые осуществляют смену режима эксплуатации, выдачу допуска к определенному виду работ и контроль деятельности. Некоторые работники проходят обучение по специальным программам, чтобы получить право заниматься ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций или содействовать ремонтникам при выходе из строя электроустановок.
  • Работники определенных профессий (сварщики, электрики, электромонтажники, лифтеры и пр.).

Неэлектротехнический персонал – все остальные сотрудники, которым приходится постоянно или периодически пребывать в зоне поражения током. Данным работникам выдается только 1 группа по электробезопасности. Удостоверение не предусмотрено, результаты обучения фиксируются в журнале учета инструктажей.

Какие бывают группы электробезопасности?

I группа

Кому необходимо: всем людям, которые даже теоретически могут быть поражены электротоком – уборщикам, грузчикам, офисным сотрудникам и др.

Присваивается по результатам вводного инструктажа и устного опроса с возможной проверкой практических навыков. До сотрудников доводят общие сведения о ТБ и обучают правилам оказания первой медицинской помощи при токовом ударе. Инструктором выступает штатный работник с группой по ЭБ не ниже третьей.

ПЕРЕЧЕНЬ должностей (профессий) неэлектротехнического персонала, требующих присвоения I группы по электробезопасности

№ п\п Должность Структурное подразделение
1 Бухгалтер Бухгалтерия
2 Секретарь Администрация
3 Уборщица АХО
4 Водитель АХО

II группа

Категории слушателей: минимальный квалификационный уровень для электротехнического персонала, связанного с обслуживанием электрооборудования без права подключения:

  • Электросварщиков;
  • Лифтеров;
  • Операторов грузоподъемной техники;
  • Машинистов мобильной техники и механизмов с электроагрегатами;
  • Термистов и др.

Автоматически предоставляется лицам, которые имеют более высокий квалификационный уровень, но не успели его подтвердить в регламентированные сроки (обычно переаттестация проводится раз в год).

2 группа допуска по электробезопасности является предельной для несовершеннолетних лиц (например, учащихся).

Полномочия: владельцы удостоверения могут обслуживать электроустановки (без права самостоятельного подключение) под контролем руководителя работ или совместно с другими членами бригады.

Требования к образованию: Лица получают вторую группу на основании документа о среднем образовании по электротехнической направленности. Претенденты без образования или с образованием неэлектротехнического профиля, должны пройти обучение по 72-часовой программе и последующую аттестацию на предприятии.

Требования к знаниям: Как работают электроустройства, закрепленные за сотрудником, владение знаниями и навыками оказания медпомощи пострадавших до прибытия медперсонала.

III группа

Полномочия: Электротехническим работникам разрешается самостоятельно обслуживать, устанавливать, подключать (отключать) оборудование под напряжением менее 1000 В.

Требования к стажу и образованию: наличие средне-специального образования либо солидного опыта работы в должности. Проходить аттестацию на третью группу можно спустя месяц после получения предыдущей, для практикантов ПТУ интервал составляет полгода.

Требования к знаниям:

Лица с 3 группой по ЭБ обязаны обладать знаниями в объеме 2 группы, а также:

  • Знать устройство и приемы обслуживания электроустановок;
  • Уметь освободить пострадавшего при поражении током;
  • Иметь навыки организации работ, выполняемых другими сотрудниками.

Допуск присваивается по результатам экзамена в комиссии предприятия или Ростехнадзора.

IV группа

Категории работников: электротехнический персонал с 3 группой, проработавший в своей должности не менее трех месяцев, при отсутствии среднего образования – 6 месяцев.

Цели и полномочия:

4 группа допуска электробезопасности позволяет:

  • Получить должность ответственного за электрохозяйство в организации (для ИТР);
  • Выполнять специальные виды работ;
  • Заниматься ремонтом и обслуживанием электрооборудования напряжением выше 1000 В;
  • Обучать менее квалифицированный персонал работе с электроустановками (на территории предприятия);
  • Проводить инструктажи и выдавать допуски к работам на электрических устройствах;
  • Контролировать работу подчиненных, т.е. менее квалифицированных лиц.

Требования к знаниям: для получения четвертой группы допуска необходимо знать курс третьей группы, а также программу ПТУ или колледжа по электротехнике. Претендент обязан уметь читать схемы, полностью знать требования пожарной безопасности и положения ПУЭ.

V группа

Категории работников: ответственные за электрохозяйство и иные инженерно-технические работники, связанные с работой в электроустройствах под напряжением от 1000 В.

Цели: 5 группа по электробезопасности позволяет выполнять любые виды работ на энергоустановках независимо от уровня напряжения, выдавать наряды и распоряжения для работ на электроустройствах до или свыше 1000 В.

Требования к стажу и образованию: Лицам с высшим образованием выдается допуск к экзамену в комиссии Ростехнадзора не ранее чем через 3 месяца практической деятельности по 4 группе, работникам без среднего образования необходимо ждать 24 месяца.

Требования к знаниям: объем знаний аналогичный четвертой группе. Плюс необходимо знать сроки проведения испытаний и устройство всех электроаппаратов, которые эксплуатируются под контролем данного специалиста.

ПЕРЕЧЕНЬ должностей (профессий) электротехнического и электротехнологического персонала,требующих присвоения группы II-V по электробезопасности

№ п\п Группа по электробезопасности не ниже Должность Структурное подразделени е
1 III до 1000 В Инженер Технический отдел
2 IV до 1000 В Начальник отделаПроизводственный отдел
3 IV до 1000 В Электромонтер Производственный отдел
4 V до и выше 1000 В Начальник электролаборатории Электролаборатория
5 V до и выше 1000 В Инженер электролаборатории Электролаборатория

Внимание! Руководители, в непосредственном подчинении которых находится персонал с II-V группой по электробезопасности, должны иметь группу по электробезопасности не ниже, чем у подчинённого персонала (п.1.4. 3. Пр. от 13.01 2003 г. N 6 ПТЭЭП).

Как повысить группу по электробезопасности?

Проверка знаний работников подразделяется на первичную и периодическую (очередную и внеочередную).

Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет; очередная - в порядке, установленном в п. 1.4.20. Пр. от 13.01 2003 г. N 6 ПТЭЭП); а внеочередная - в порядке, установленном в п. 1.4.23. Пр. от 13.01 2003 г. N 6 ПТЭЭП).

п. 1.4.20. Очередная проверка должна производиться в следующие сроки:

  • для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, - 1 раз в год;
  • для административно-технического персонала, не относящегося к предыдущей группе, а также для специалистов по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок, - 1 раз в 3 года.

Время следующей проверки устанавливается в соответствии с датой последней проверки знаний.

п. 1.4.23. Внеочередная проверка знаний проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки:

  • при введении в действие у Потребителя новых или переработанных норм и правил;
  • при установке нового оборудования, реконструкции или изменении главных электрических и технологических схем (необходимость внеочередной проверки в этом случае определяет технический руководитель);
  • при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил;
  • при нарушении работниками требований нормативных актов по охране труда;
  • по требованию органов государственного надзора;
  • по заключению комиссий, расследовавших несчастные случаи с людьми или нарушения в работе энергетического объекта;
  • при повышении знаний на более высокую группу;
  • при проверке знаний после получения неудовлетворительной оценки;
  • при перерыве в работе в данной должности более 6 месяцев.

п. 1.4.38. По результатам проверки знаний правил устройства электроустановок, настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов электротехническому, электротехнологическому персоналу устанавливается группа по электробезопасности.

Частные лица, не имеющие статуса ИП или не состоящие в трудовых отношениях, получить допуск к работе в электроустановках не могут. Удостоверение о проверке знаний — не диплом о квалификации, а доказательство соответствия занимаемой должности / профессии до очередной аттестации на группу по электробезопасности.

Присвоение при первичной аттестации

Примеры должностей, работ

Где пройти аттестацию

Работники не обслуживают электроустановки, но могут получить травму от действия электрического тока при пользовании офисной техникой, бытовыми электроприборами на рабочем месте.

Директор (без права осмотра ЭУ), бухгалтер, менеджер по продажам, юрисконсульт.

Присваивается по месту работы специалистом с III группой по ЭЛБ после инструктажа

Электротехнический и приравненный к нему электротехнологический.

Работники взаимодействуют с электроустановками, без права отключения/переключения/включения, или используют ручной электроинструмент, электроаппаратуру, механизмы с электроприводом.

Уборщик производственных помещений, повар, токарь, рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений, лифтер, электрогазосварщик.

Комиссия на предприятии

Электротехнический и приравненный к нему электротехнологический.

Самая распространенная группа среди рабочих профессий. Работник имеет право производить отключения/переключения/выключения энергооборудования, выполнять работы в порядке текущей эксплуатации, наблюдать за безопасностью других членов бригады. Электротехнический специалист с III группой присваивает I группу неэлектротехническому персоналу.

Электромонтер, автослесарь, инженер-электрик, контролер энергосбытовой организации, электромонтажник, оператор котельной, оператор электродуговой печи, инженер ССДТУ.

Комиссия на предприятии

Электротехнический персонал, в том числе, административно-технический.

Квалификация позволяет выполнять работы по обслуживанию электроустановок, в том числе, с повышенной опасностью; руководить действиями бригады; выдавать наряды-допуски и распоряжения.

Ответственный за электрохозяйство в организации с ЭУ до 1000 В, мастер участка, главный инженер организации — потребителя электроэнергии, главный энергетик.

Комиссия на предприятии

IV с правом инспектирования

Должностные лица осуществляют контроль и технический надзор на электроустановках. Обслуживанием не занимаются и допускаются на энергообъекты (кроме организаций электроэнергетики) в сопровождении оперативного персонала.

Специалисты по охране труда, инспекторы ГИТ, РТН.

Электротехнический персонал, в том числе, административно-технический.

Специалисты компетентны в выполнении работ любой сложности на вверенных электроустановках. Они могут объяснить другим работникам правила безопасности на целевых инструктажах, организовать плановые и неотложные работы. В функции входит контроль и технический надзор на электроустановках до и выше 1000 В и на предприятиях электроэнергетики.

Главный инженер, другие руководящие работники, специалисты по охране труда организаций электроэнергетики; инспекторы РТН и ГИТ с правом инспектирования ЭУ; ответственные за электрохозяйство выше 1000 В.

Перечень должностей и профессий электротехнического персонала

Нормативные документы, которые регулируют присвоение группы по электробезопасности:

Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭЭ), утвержденные приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 903н,

Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП), утвержденные приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6.

Каждая организация, согласно Правилам, должна иметь два перечня, утвержденных руководителем:

Перечень должностей, рабочих мест неэлектротехнического персонала, которому присваивается I группа по электробезопасности. Требование закреплено в п. 2.3 ПОТЭЭ, п. 1.4.4 ПТЭЭП.

Перечень должностей и профессий электротехнического и электротехнологического персонала, с указанием требуемой группы по электробезопасности — п. 1.4.3 ПТЭЭП.

Минимальные требования к квалификации работника для допуска к определенному виду работ приведены в ПОТЭЭ, ПТЭЭП, отраслевых правилах по охране труда, профстандартах, инструкциях производителей оборудования.

Утвержденные Перечни используют при планировании работы с персоналом: инструктажей, обучения, стажировки, дублирования, проверки знаний. Специалисты со II группой по электробезопасности и выше подтверждают свою квалификацию регулярно:

электротехнический персонал — ежегодно;

Что еще нужно знать о группах по электробезопасности?

Получить II группу по электробезопасности могут работники старше 16 лет. ТК РФ допускает только легкий труд подростков. Некоторые профессии, из-за опасных и вредных факторов, доступны лишь с 18 лет — например, уборщик производственных помещений в металлургических цехах. Минимальный возраст для получения III группы — 18 лет.

Требования к квалификации и опыту работы соискателей на группу приведены в Приложении 1 к ПОТЭЭ. Электротехническому работнику при первичной аттестации присваивают II уровень допуска, даже при наличии высшего образования по профилю деятельности. Специалист по охране труда с производственным стажем от трех лет получает IV группу с правом инспектирования.

Уровень допуска понижается:

до III — работник, занятый на обслуживании электроустановок до 1000 В, переходит на должность, связанную с эксплуатацией объектов выше 1000 В;

Удостоверение о проверке знаний с указанием группы по электробезопасности действует на всей территории России. При переходе на новое место работы или новую должность допуск подтверждают заново в течение месяца, и выдают работнику новое удостоверение.

Правила не требуют, чтобы директор предприятия или его заместители имели группу по электробезопасности, если они не участвуют в обслуживании или осмотрах электроустановок. Руководители, в прямом подчинении которых есть электротехнический или электротехнологический персонал, должны иметь уровень допуска не ниже, чем у подчиненных.

Соискатели на II группу, образование которых закончилось на уровне средней или начальной школы, проходят обязательное обучение основам электробезопасности в объеме не менее 72 часов в учебных центрах. Требование закреплено в Приложении 1 к ПОТЭЭ.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.


Управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Рассмотрим основные вопросы обеспечения охраны труда водителей

К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.

В этой статье мы расскажем подробно, как обучить водителя транспортного средства охране труда, как проводить обязательные медицинские осмотры, указанные в 213 статье Трудового кодекса Российской Федерации, как осуществлять ежегодную проверку знаний требований охраны труда, как организовать стажировку на рабочем месте, сколько часов уделить стажировки и какие документы необходимо оформить.

Также в данной статье будет уделено пристальное внимание вопросам обеспечения водителя транспортного средства средствами индивидуальной защиты.

Итак, к выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.

Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.

Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Требования к обучению водителей по охране труда

Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.

ПРИМЕР
Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.

Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.

Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.

Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте. А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.

Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе не ондопускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.

Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат.
Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.

Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.

При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.

Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.

Предрейсовые медосмотры

Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.

Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
  • неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
  • вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).

Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.

Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.

Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

Действия водителя в нештатных ситуациях

В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.

Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации

При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:

  1. Сообщить непосредственному руководителю. В соответствии со статьей 21 ТК РФ, работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
  2. Эвакуация пострадавшего с места происшествия или немедленное освобождение от воздействующего опасного фактора. Выполнение неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
  3. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи или спасателей по телефону 112.
  4. Запросить у пострадавшего (при наличии сознания) разрешение на оказание первой помощи. По возможности, оказать первую помощь пострадавшему, которая включает в себя оценку состояния пострадавшего, осмотр и оказание помощи в зависимости от состояния и характера повреждения.
  5. Обеспечить транспортировку в лечебное учреждение (в случае, если нет возможности вызвать бригаду спасателей или скорой помощи, или их подъезд к месту происшествия невозможен).
  6. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
  7. При проведении расследования несчастных случаев, во время процедуры опроса очевидцев, давать полную и правдивую информацию для надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

Водитель транспортного средства должен уметь оказывать первую помощь. Оказывая первую помощь при ранении, нельзя промывать рану водой, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.

Аптечка должна находиться как в салоне автомобиля, так и в фургоне. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 был изменен состав дорожной аптечки: теперь он сокращен до минимума, из него исчезли многие препараты, которые ранее считались необходимыми, но по новым правилам оказались ненужными. Так, из перечня были вычеркнуты аспирин, нитроглицерин, валидол, нашатырь, анальгин, активированный уголь и зеленка — они были заменены универсальными перевязочными медицинскими средствами.

Средства, входящие в состав аптечки первой помощи (автомобильной), предусмотренные приложением № 1 при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, рекомендуется применять следующим образом:

а) при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, все манипуляции выполнять в медицинских перчатках (п.3.2 Состава аптечки);

б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий (п.1.1 Состава аптечки) выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку (п.1.2-1.9 Состава аптечки);

в) при отсутствии у пострадавшего самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание при помощи устройства для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" (п.2.1 Состава аптечки);

г) при наличии раны наложить давящую (тугую) повязку, используя стерильные салфетки (п.1.9 Состава аптечки) и бинты (п.1.2-1.7 Состава аптечки) или применяя пакет перевязочный стерильный (п.1.8 Состава аптечки). При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку (п.1.9 Состава аптечки) и закрепить ее лейкопластырем (п.1.12 Состава аптечки). При микротравмах использовать лейкопластырь бактерицидный (п.1.10-1.11 Состава аптечки).

Срок годности аптечки всегда указывается на ее упаковке. Что касается срока годности повязок и бинтов, то они могут служить на протяжении долгих лет, а вот пластыри и жгуты разрешено использовать лишь в течение 5–6 лет. Дополнять аптечку лекарствами нельзя. Состав аптечек изменять запрещено.

Приложение 1. Состав аптечки первой помощи (автомобильной)

Бинт марлевый медицинский стерильный

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:

Инструктажи по охране труда
Первичный инструктаж по охране труда
Внеплановый инструктаж по охране труда
Целевой инструктаж по охране труда

Про изменения 2021 года в области охраны труда:

Список новых правил по охране труда 2021 года: открыть таблицу с изменениями на 05.03.2021г

Дополнительно смотрите статью: Нововведения по охране труда в 2021 году.

Программы обучения по направлению Охрана труда.

График обучения на 2021 год по охране труда, работам на высоте и ПТМ. Очные занятия (вебинары)

Приходите к нам обучаться, останетесь довольны!


Управление транспортным средством связано с большим риском, как для самого водителя, так и для окружающих. Эта работа относится к видам профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Рассмотрим основные вопросы обеспечения охраны труда водителей

К водителю транспортного средства, выполняющему эту работу, предъявляются дополнительные требования охраны труда, включающие в себя специальные требования по обучению, и допуску к самостоятельной работе, инструктажу по охране труда и периодической проверке знаний по охране труда.

В этой статье мы расскажем подробно, как обучить водителя транспортного средства охране труда, как проводить обязательные медицинские осмотры, указанные в 213 статье Трудового кодекса Российской Федерации, как осуществлять ежегодную проверку знаний требований охраны труда, как организовать стажировку на рабочем месте, сколько часов уделить стажировки и какие документы необходимо оформить.

Также в данной статье будет уделено пристальное внимание вопросам обеспечения водителя транспортного средства средствами индивидуальной защиты.

Итак, к выполнению работы по управлению транспортным средством допускается водитель транспортного средства не моложе 18 лет, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по специальной программе, проверку знаний требований охраны труда квалификационной комиссией, и получивший допуск к самостоятельной работе. Водитель транспортного средства должен быть допущен к самостоятельной работе приказом руководителя организации. За водителем транспортного средства должно быть закреплено конкретное транспортное средство и инвентарные грузоподъемные приспособления. Не допускается передача транспортного средства другому водителю без письменного распоряжения руководителя транспортного подразделения или приказа руководителя организации.

Только после медицинского освидетельствования и обязательного психиатрического обследования работник допускается к проведению вводного инструктажа.

Работник подлежит обязательному предварительному медицинскому обследованию согласно Порядку проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденному Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12 апреля 2011 г. приказом № 302н.).
Обязательное психиатрическое обследование проводится в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.93 № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Требования к обучению водителей по охране труда

Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда; в случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж. Повторный и внеплановый инструктажи проводятся по программе первичного инструктажа на рабочем месте, утвержденной руководителем организации. Программу первичного инструктажа на рабочем месте разрабатывает начальник транспортного цеха (участка), а согласовывает служба охраны труда. Неправильным является формальный подход к организации инструктажей. В журнале регистрации инструктажа на рабочем месте должна быть указана программа первичного инструктажа, номер и полное наименование инструкции по охране труда.

ПРИМЕР
Водитель транспортного средства во время, предшествующее его допуску к самостоятельной работе, должен быть ознакомлен со своей должностной инструкцией, инструкциями по охране труда для водителей, с технической документацией на автомобиль, с правилами по охране труда.

Продолжительность стажировки водителя зависит, прежде всего, от опыта работы на данном виде транспортных средств.

Если вы принимаете на работу водителя с большим стажем работы на грузовом автомобиле, и на новой работе он также будет ездить примерно на таком же типе транспортного средства, можно ограничиться 2-3 днями стажировки. В это время новый водитель транспортного средства освоит особенности движения, торможения, маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ, ознакомиться с логистической схемой, принятой в данной организации.

Например, водитель транспортного средства может за три дня освоить GPS-навигацию, правила общения с диспетчером, какие-то специфические приемы, принятые на новом рабочем месте. А вот водитель, имеющий необходимую категорию управления транспортным средством, но минимальный опыт работы на погрузочно-разгрузочных работах, должен пройти усиленную стажировку, и если работодатель решит, стажировка может длиться и 14 смен. Ведь в конечном итоге руководитель организации несет ответственность за охрану труда в организации.

Если за эти 14 смен стажёр покажет неудовлетворительные знания и навыки безопасного управления транспортным средством, к самостоятельной работе не ондопускается. Издается приказ, в котором должно быть указано, что водитель транспортного средства не может быть допущен к самостоятельной работе, и такого водителя нужно будет уволить.

Многие возразят – ведь и предварительный медосмотр, и психиатрическое освидетельствование уже пройдены, деньги уплачены работодателем, как быть? Удерживать деньги с увольняемого запрещено. Потому что медосмотр и обучение оплачиваются работодателем согласно 212 статьей Трудового Кодекса РФ. Поскольку стажировка является важнейшим элементом обучения, весь период стажировки должен быть оплачен в полном объеме, несмотря на ее неудовлетворительный результат.
Обратите внимание – при обращении уволенного в прокуратуру, или в инспекцию по труду, Вашу организацию ждет внеплановая проверка. Во время этой проверки вы должны будете доказать, что водитель транспортного средства действительно необучаем. Слова к делу не пришиваются, поэтому стажировка, как и инструктажи, должна быть оформлена должным образом.

Программа первичного инструктажа водителей транспортных средств должна быть утверждена работодателем, на каждую стажировку должен быть издан приказ с указанием как наставника, так и количества дней или смен, так и приложен план проведения стажировки. План разрабатывает начальник транспортного цеха совместно с главным механиком, исходя из данных профессиональной подготовки и стажа водителя.

При этом руководство транспортного цеха должно сделать вывод, почему стажировка была неудовлетворительной. Возможно, вскроются недочеты при организации стажировки, такие как: отсутствие плана, выдача заведомо трудно выполнимых и редко встречающихся в практике операций, неумение донести до слушателя теоретические и практические знания и умения. В этом случае целесообразно доверять проведение стажировки на рабочем месте наиболее компетентным как с профессиональной, так и с этической точки зрения специалистам.

Водитель транспортного средства, успешно прошедший стажировку и допущенный к самостоятельной работе приказом по организации, должен знать: устройство и назначение эксплуатируемых автомобилей, требования безопасности при техническом обслуживании автомобилей, их деталей, узлов, агрегатов и приборов, безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки колес, назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива, меры безопасности при работе слесарным инструментом, с электрооборудованием. Для этого у водителя должна быть группа по электробезопасности не ниже второй. Кто-то возразит, зачем вторая группа, если в штате есть свои автоэлектрослесари и т.д. Все дело в том, что на выезде возможны и часты ситуации, когда водитель вынужден проводить незапланированный ремонт ТС, в том числе и с использованием электроинструмента, или с подсоединением к сети электрического тока.

Предрейсовые медосмотры

Порядок проведения предрейсовых медосмотров указан в приказе Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н. Для проведения медосмотра внутри организации необходимо получение медицинской лицензии, или заключение договора с медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию.

Вредные и опасные производственные факторы в работе водителя

Водитель транспортного средства, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. К несвойственным его профессии работам относится работа в зоне влияния линии электропередачи и т.д. В этом случае работы проводятся по наряду-допуску, и водитель является членом бригады со второй группой по электробезопасности.
Водителю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

ПРИМЕР
Недавно произошел несчастный случай с водителем грузового автомобиля, который во время замены колеса получил тяжелую травму, так как использовал в работе домкрат, пользованию которому он не был научен. Комиссия установила, что при обучении по охране труда в программе инструктажа, обучения, стажировки и в экзаменационных билетах шла речь о пневматическом и гидравлическом домкратах, а машина была обеспечена только реечным и винтовым домкратами. Водитель транспортного средства, не умея пользоваться ни тем, ни другим домкратом, стал устанавливать винтовой домкрат и получил травму руки и предплечья.

Во время работы на водителя могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха; повышенная концентрация паров топлива в воздухе;
  • неблагоприятные микроклиматические условия (температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны);
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др.;
  • вывешенная масса автомобиля (например, с помощью домкрата или подъемника) при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека; физические перегрузки (например, при перемещении вручную тяжелых агрегатов, колес, аккумуляторов и т.п.);
  • неудобная рабочая поза (например, при выполнении работ под автомобилем).

Для снижения воздействия вредных производственных факторов на водитель транспортного средства, водитель транспортных средств должен 1 раз в два года проходить периодический медицинский осмотр согласно пункту 27 приложения 2 к приказу № 302н.

Необходимо обеспечить проведение психиатрического освидетельствования водителей транспортных средств. Такое освидетельствование проводится также за счет средств работодателя.

Водитель во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Водителю необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе, перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом.

Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель транспортного средства должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка; следует помнить, что употребление спиртных напитков, как правило, приводит к несчастным случаям.

Действия водителя в нештатных ситуациях

В случае заболевания, плохого самочувствия водитель транспортного средства должен сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

Водитель транспортного средства должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой первой помощи.

Водитель транспортного средства, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель трудовой дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий - и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

В случае обнаружения нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу здоровью или личной безопасности, водитель транспортного средства должен обратиться к руководителю работ и сообщить ему об этом; до устранения угрозы следует прекратить работу и покинуть опасную зону.

Алгоритм действий водителя при аварийной ситуации

При несчастных случаях, указанных в статье 227 ТК РФ, работник обязан:

  1. Сообщить непосредственному руководителю. В соответствии со статьей 21 ТК РФ, работники организации обязаны незамедлительно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом происшедшем несчастном случае при осуществлении действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
  2. Эвакуация пострадавшего с места происшествия или немедленное освобождение от воздействующего опасного фактора. Выполнение неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
  3. Вызвать бригаду скорой медицинской помощи или спасателей по телефону 112.
  4. Запросить у пострадавшего (при наличии сознания) разрешение на оказание первой помощи. По возможности, оказать первую помощь пострадавшему, которая включает в себя оценку состояния пострадавшего, осмотр и оказание помощи в зависимости от состояния и характера повреждения.
  5. Обеспечить транспортировку в лечебное учреждение (в случае, если нет возможности вызвать бригаду спасателей или скорой помощи, или их подъезд к месту происшествия невозможен).
  6. Сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия).
  7. При проведении расследования несчастных случаев, во время процедуры опроса очевидцев, давать полную и правдивую информацию для надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

Водитель транспортного средства должен уметь оказывать первую помощь. Оказывая первую помощь при ранении, нельзя промывать рану водой, так как это препятствует заживлению раны, вызывает нагноение и способствует занесению в нее грязи с поверхности кожи. Первая помощь пострадавшему должна быть оказана немедленно и непосредственно на месте происшествия, сразу же после устранения причины, вызвавшей травму.

Аптечка должна находиться как в салоне автомобиля, так и в фургоне. Приказом Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 был изменен состав дорожной аптечки: теперь он сокращен до минимума, из него исчезли многие препараты, которые ранее считались необходимыми, но по новым правилам оказались ненужными. Так, из перечня были вычеркнуты аспирин, нитроглицерин, валидол, нашатырь, анальгин, активированный уголь и зеленка — они были заменены универсальными перевязочными медицинскими средствами.

Средства, входящие в состав аптечки первой помощи (автомобильной), предусмотренные приложением № 1 при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, рекомендуется применять следующим образом:

а) при оказании первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, все манипуляции выполнять в медицинских перчатках (п.3.2 Состава аптечки);

б) при артериальном кровотечении из крупной (магистральной) артерии прижать сосуд пальцами в точках прижатия, наложить жгут кровоостанавливающий (п.1.1 Состава аптечки) выше места повреждения, с указанием в записке времени наложения жгута, наложить на рану давящую (тугую) повязку (п.1.2-1.9 Состава аптечки);

в) при отсутствии у пострадавшего самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание при помощи устройства для проведения искусственного дыхания "Рот-Устройство-Рот" (п.2.1 Состава аптечки);

г) при наличии раны наложить давящую (тугую) повязку, используя стерильные салфетки (п.1.9 Состава аптечки) и бинты (п.1.2-1.7 Состава аптечки) или применяя пакет перевязочный стерильный (п.1.8 Состава аптечки). При отсутствии кровотечения из раны и отсутствии возможности наложения давящей повязки наложить на рану стерильную салфетку (п.1.9 Состава аптечки) и закрепить ее лейкопластырем (п.1.12 Состава аптечки). При микротравмах использовать лейкопластырь бактерицидный (п.1.10-1.11 Состава аптечки).

Срок годности аптечки всегда указывается на ее упаковке. Что касается срока годности повязок и бинтов, то они могут служить на протяжении долгих лет, а вот пластыри и жгуты разрешено использовать лишь в течение 5–6 лет. Дополнять аптечку лекарствами нельзя. Состав аптечек изменять запрещено.

Приложение 1. Состав аптечки первой помощи (автомобильной)

Бинт марлевый медицинский стерильный

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:

Инструктажи по охране труда
Первичный инструктаж по охране труда
Внеплановый инструктаж по охране труда
Целевой инструктаж по охране труда

Про изменения 2021 года в области охраны труда:

Список новых правил по охране труда 2021 года: открыть таблицу с изменениями на 05.03.2021г

Дополнительно смотрите статью: Нововведения по охране труда в 2021 году.

Программы обучения по направлению Охрана труда.

График обучения на 2021 год по охране труда, работам на высоте и ПТМ. Очные занятия (вебинары)

Приходите к нам обучаться, останетесь довольны!

Читайте также: