Как живут дети в колонии для несовершеннолетних

Обновлено: 04.07.2024

У одной моей знакомой сын находится в исправительной колонии. Ему был назначен срок отбывания наказания 3 года, а получил он его в 15 лет. Но они надеются, что, когда ребенку исполнится 18 лет, его отпустят досрочно, чтобы не переводить в колонию для взрослых.

Моя знакомая часто общается с сыном, ездит к нему на свидания, поэтому она достаточно хорошо изучила уклад данного учреждения. Назвать его детским действительно сложно, потому что требования там предъявляются как ко взрослым людям. Поэтому детство таких подростков заканчивается при попадании в подобные исправительные места. И сейчас я расскажу вам о них более подробно.

Что представляет собой

Эти учреждения действуют с целью исправления людей, совершивших преступные действия, как и другие колонии. Единственным их отличием является то, что предназначены они для детей. А так как ответственность наступает с 14 лет, соответственно, в них содержатся осужденные в диапазоне 14-18 лет.

Такие колонии должны быть направлены на исправление мировоззрения подрастающего поколения в правильное русло. Но на практике далеко не многие из заключенных в дальнейшем встают на правильный путь и больше не совершают преступных действий.

детская колония

Виды колоний

Исполнительным законодательством установлено, что детские колонии могут быть нескольких видов:

  • обычные, где отбывает наказание большинство малолетних преступников;
  • строгие, где содержатся наиболее злостные и опасные подростки;
  • облегченные, их получают дети, которые добросовестно участвовали в исправительном труде и достигли неплохих результатов в учебе;
  • льготные, в них переводятся подростки из облегченных условий за некоторое время до их полного освобождения, а также такой перевод осуществляется из строгих в общие условия, а из общих в облегченные.

Больше всего ужасает количество действующих колоний для таких преступников, так как эти учреждения не пустуют, и в них ежедневно попадают дети. Сейчас действует 62 учреждения для таких детей. Они находятся в самых различных частях страны (в 54 субъектах). Большинство из них предусмотрены для мальчишек, но также есть и 2 женские.

Решение о назначении любого перевода принимает только начальник учреждения. Для этого он должен получить специальное представление от сотрудников, занимающихся воспитанием осужденных. Переводы осуществляются каждые полгода.

Статистика

Анализируя статистику, можно увидеть, что основные преступления, за которые дети попадают в подобные учреждения, следующие:

  • 25 % кражи;
  • 20 % грабежи;
  • 15 % причинение вреда здоровью другим людям;
  • 10 % убийства;
  • 10 % изнасилования;
  • 20 % другие статьи.

Важно знать, что далеко не все статьи УК распространяются на детей с 14 лет. Общая ответственность начинается с 16 лет. Но некоторые серьезные преступления наказываются с более раннего возраста, чтобы оградить окружающих от таких опасных подростков. Поэтому получить реальный срок можно в 14 лет за:

  • похищение человека либо организацию захвата заложников;
  • кражи играбежи, они являются наиболее распространенным преступлением в таком возрасте;
  • разбойные нападения, особенно это относится к преступлениям, совершаемым целыми бандами;
  • угоны транспортных средств, что тоже является не редкостью для любителей покататься;
  • изнасилования, к этой статье также могут быть отнесены и любые другие действия сексуальной направленности;
  • терроризм, нередко такие дети вовлекаются в опасные банды, и через них продолжается пропаганда среди подростков;
  • причинение вредаздоровью другому человеку, совершенное умышленно.

Это далеко не полный перечень преступлений, которые в реальной жизни совершают такие подростки. Они могут заниматься вымогательством, вандализмом и многими другими опасными для общества занятиями. Поэтому такую деятельность необходимо останавливать сразу, а не ждать, пока ребенок повзрослеет до определенного возраста.

До того как подростки попадают в такие учреждения, они обычно сталкиваются с комиссией, которая занимается делами несовершеннолетних. Данные сотрудники начинают свою работу, как только к ним поступает заявление на подростка о его ненормальном поведении в обществе, учебных заведениях. Обычно такие дети сразу становятся заметными среди остальной массы школьников.

Сотрудники комиссии обязаны провести воспитательную работу с самим подростком, а также его родителями. Также они разъясняют и законодательные нормы, ответственность за преступления и возраст, с которого она наступает.

Но если данные меры не помогают, и подросток оказывается задержанным и подозреваемым, то после вынесения наказания его воспитанием уже занимается колония. Длительность пребывания в ней зависит от тяжести совершенного преступления и степени вины подростка. Нередко бывает так, что назначенный срок продолжают отбывать во взрослых колониях. Единственным ограничением для детей является то, что им не может быть назначено пожизненное наказание.

Условия содержания

Они напрямую зависят от того режима, который установлен для подростка в зависимости от его дисциплинарного поведения. Обычные условия характеризуются следующими правилами:

  1. Все дети содержатся в общежитиях. Для них установлен лимит по расходованию личных средств со счета. Эта сумма составляет в месяц 10800 рублей. Использовать ее можно только на продукты или средства, необходимые им для проживания. Но в строгом соответствии с разрешенным списком.
  2. На один год им выделяется 8 коротких и 4 длительных свидания, которые проводятся на территории исправительного учреждения.

Все осужденные обязаны закончить 9 средних классов, а также получить определенную техническую специальность, пока они находятся в данном учреждении.

Более подробнее вы можете узнать об этом в следующем видео.

Отличительные особенности других режимов заключаются в следующем:

  1. Облегченные условия также проходят для подростков в общежитиях. Но потратить в месяц они имеют право 11400 рублей, а общее количество коротких свиданий у них увеличено до 12 в год. С разрешения начальника учреждения длительные встречи могут быть организованы не на территории учреждения.
  2. Льготные условия подразумевают проживание подростков в общежитиях с возможностью расходования своих денежных средств без установления лимитов. Количество длительных встреч с родными увеличено до 6, и они могут проводиться не в самой колонии. Короткие свидания не ограничены по количеству. Такие подростки могут проживать не в самой колонии. Однако за ними будет осуществляться строгий контроль администрации учреждения. При этом они получат право носить обычную одежду.
  3. Строгие условия не дают права проживания со всеми вместе, поэтому такие подростки живут в изолированных помещениях, которые запираются. Сами подростки могут тратить только 9600 рублей в месяц. Им предоставляется возможность проведения 6 коротких свиданий с родными и 3 длительных встречи за год.

Кроме основных режимов, существуют дополнительные меры поощрения подростков. Поэтому они могут заслужить своим поведением:

  • возможность посещать культурные мероприятия вне колонии;
  • получать выход за пределы на свободу в присутствии родных;
  • претендовать на право досрочногоперевода из более строгих условий в более льготные.

Самое трудное для подростков в колонии — сформировать правильное мировоззрение на окружающий мир. С одной стороны, они должны понять, что их ждет, если они не изменят свой образ жизни. А с другой стороны, они должны соответствовать ожиданиям окружающих их сверстников, которые также отбывают здесь наказание. Потому что в противном случае их время нахождения в колонии может превратиться в настоящий ад, так как другие подростки будут подвергать их постоянным оскорблениям и унижениям.

Чтобы этого избежать, подросток должен понимать все возможные последствия своих действий и выбирать друзей, которые не имеют криминальных интересов.

Если посчитать дни, которые Олег отработал в колониях, получится года четыре. Бо́льшую часть этого времени он провел в исправительном заведении для несовершеннолетних, потому знает о поведении подростков если не все, то многое. Чтобы понять психологию малолетнего преступника, Onliner.by поговорил с Олегом и психологом Арсеном Джанашиа про мысли 15-летнего убийцы, авторитет в колонии и жизнь после нее.


— В этом есть и гуманность, и безнаказанность, — говорит Арсен. — Если преступление не тяжкое, необязательно ограничивать свободу. Но с условием: нужно провести как минимум восстановительную медиацию. Это технология, которая позволяет восстанавливать отношения, если в результате конфликта есть ущерб. Нужно не изолировать детей, а решать конфликт и устранять его причину. Очень часто подростки совершают следующие преступления, потому что остаются непонятыми.




— Осознает ли подросток, что ему сидеть столько же, сколько он прожил?

Арсен уверен в обратном:

— Меня до сих пор не отпускает история с пенсионером, у которого подростки украли сумку с продуктами. Один из них — тихий мальчик из хорошей семьи — попался. Так называемые обидчик и обиженная сторона договорились, что попытаются уладить конфликт с помощью медиации. Но мама подростка была чересчур решительной. Она пришла на медиацию с ребенком и сказала, что будет представлять интересы и права сына. То есть мальчик просто молчал.



— Ничего особо страшного в колонии нет, — говорит Олег. — Если внешне она производит угнетающее впечатление, то внутри все очень цивильно. В комнатах порядок, в них регулярно делают ремонт. Все красиво. Чего мальчишка будет пугаться? Уже впоследствии, когда осознаешь упущенные возможности, которые прошли стороной, действительно становится немного жутко. Что ты мог приобрести на свободе и с чем вышел после колонии? На свободе дни проходят мгновенно. В местах, где ее лишают, есть когда подумать, элементарно почитать книжку. Есть возможности, чтобы потратить время на самообразование, саморазвитие, чтобы в 21 год выйти из колонии не 15-летним подростком, который туда попал. Многие сознательно идут в ПТУ, выбирают специальности. Они понимают, что еще предстоит выйти на свободу. Задача колонии — перевоспитать не кнутом, нет. Хотя и пряником я бы это, конечно, не назвал. Но необходимо дать возможность вернуться к нормальной жизни.

В Советском Союзе стиль поведения с заключенными был доминирующим, притесняющим, унижающим человека. Он, набравшись этой обозленности, ненависти, выходил на свободу. Разве получалось что-то путное из него? Сомневаюсь.



Многое зависит от окружения. Условный пример. Есть деревенька. Почти все в ней пьют и воруют друг у друга. За что люди будут раскаиваться? Ну, выставил магазин. Попал. До этого ведь пять раз везло. Все зависит от окружения и того, что оно принимает за норму.


— А можно ли вырвать их из этого окружения?


— Есть ведь дети, которые попадают в колонию по глупости.


— Человек способен на все сам, но если у него есть желание вырваться из прошлого, то лучше ему помочь, чем ждать, когда произойдет самоисцеление, — уверен Арсен Джанашиа. — Психологам в колонии стоит обратить внимание на медиацию, на обогащение ребенка знаниями, как понимать самого себя, совладать со своим поведением в тяжелых жизненных ситуациях. Это должна быть более глубокая психологическая работа, которая позволит увидеть личность ребенка. Увидеть не то, что он правонарушитель, или неудачный ребенок в своей семье, или тяжелый подросток из неблагополучного окружения, а человек, пускай с недостаточными знаниями или неумением контролировать свои эмоции. Он может осознать, что поступил плохо. И может встретиться с тем, кого ограбил или избил, принести извинения, если организовать такой диалог.


— Работа в колонии сильно деформирует человека?

Все приходит с опытом. Опыт — лучший учитель. Берет, правда, дорого.


Подростки в СИЗО живут в таких же условиях, как и взрослые. В камере изолятора на одного человека приходится около 4 кв. м площади, санузел - здесь же, за стенкой из поликарбоната. Все камеры вентилируются, оборудованы столами и лавками, радиоточками, розетками и светильниками. Моются ребята как минимум раз в неделю в душевых на этаже, грязное бельё сдают в прачечную. В камерах взрослых подследственных возле санузла может быть оборудовано специальное место для курения, но подростки до 18 лет не курят по определению, и у них нет таких привилегий. Зато у них есть настольные игры, трижды в день они могут смотреть телевизор, а в прогулочном дворике - заниматься на турнике и брусьях.




В следственных изоляторах Тверской области находятся 20 несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В СИЗО-1 - 17 из них, в том числе – единственная девушка. В Тверской области нет исправительных учреждений для несовершеннолетних, а в следственных изоляторах региона подростки содержатся только в качестве обвиняемых и подозреваемых. Не факт, что все они будут осуждены: вопрос виновности или невиновности, в конце концов, решит суд. Не факт, что все получат реальный срок. Статьи разные – от наркотиков до убийств. Важно понимать, что за мелкие нарушения несовершеннолетних не изолируют от общества.


- Здесь подростки могут получать образование. С ними проводится индивидуальная работа, их привлекают к массовым мероприятиям и позволяют заниматься спортом. В каждой камере есть телевизор, так что от внешнего мира они не оторваны, - поясняет Александр Дитковский, начальник отдела воспитательной работы с осуждёнными УФСИН по Тверской области. – Жизнь для ребят продолжается, хоть они и лишены свободы. Мы надеемся, что это послужит им уроком и не позволит вернуться в места лишения свободы. В конечном итоге наша главная цель – вернуть в общество нормальных людей.

Александр Дитковский рассказывает, что в СИЗО не обязаны заниматься образованием детей - эта работа проводится в воспитательной колонии. Но во время заключения в СИЗО подростки формально остаются учащимися своих школ, а в изоляторе есть классы вечерней школы, и учителя проводят уроки.





Для кого-то из подростков это первое попадание в СИЗО, но семеро из 20 – рецидивисты. По словам Александра Дитковского, это неудивительно: преступления совершают в основном дети из неблагополучных семей – это самый важный фактор. Однако, отмечает он, общество тоже не готово принимать тех, кто отбывал наказание, – как подростков, так и взрослых. Это пятно остаётся на человеке на всю жизнь, и может толкнуть его на новое преступление. Тем не менее, те ребята, которые участвуют в мероприятиях в колонии и развивают свои творческие способности, реже попадают за решётку повторно.

Если суд всё же вынес обвинительный приговор и назначает наказание в виде реального срока, то юноши из Тверского региона отбывают наказание в Можайской воспитательной колонии УФСИН в Московской области, девушки - в Новооскольской воспитательной колонии УФСИН в Белгородской области.



16-летний М. окончил пять классов, потом родители разошлись, и он остался с отцом. Жил с ним в Москве, затем перехал в Тверь к матери. По словам юноши, новый мамин муж систематически её избивал. Однажды во время ссоры матери с отчимом юноша не выдержал и схватился за кухонный нож. Когда скорая приехала, мужчина уже умер. Следствие идёт с прошлого года, всё это время мама поддерживает М. и приходит к нему в СИЗО.

17-летняя А. приехала из одной из бывших союзных республик. Жила у родственников, училась заочно в московском колледже, собиралась получать российское гражданство. Девушка попалась на краже фотоаппарата из магазина. А. говорит, что её подговорила приятельница, которой удалось убежать. Фотоаппарат сразу вернули, но девушка, гражданка другого государства, оказалась в СИЗО. В её камере ещё три совершеннолетних подследственных: А. - единственная девушка-подросток здесь, а в одиночестве можно и с ума сойти.





- У нас сейчас 11 тверских мальчишек: двое в карантинном отделения, другие распределены по отрядам, - рассказывает Александр Савкин – В карантине с ними проводится подготовительная работа: их знакомят с распорядком колонии, организацией досуга, порядком свиданий и переписки. С подростками работают психологи и медперсонал. Затем, уже в отряде, воспитатель или начальник отряда строит индивидуальный план работы с осуждённым, привлекает его к различным массовым мероприятиям в зависимости от его способностей.

Родители подростков, отбывающих наказание, могут вступить в родительский комитет и помогать в проведении массовых мероприятий и праздников. В колонии отмечают новый год, масленицу, 23 февраля, 8 марта поздравляют учителей и матерей, вручают подарки, сделанные своими руками.




Как рассказала Римма Беликова, заведующая отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних центра, раз в квартал министерство получает из колоний информацию о подростках, которые должны выйти на свободу, и передают её в отдел соцзащиты тех муниципальных образований, где осуждённые проживали ранее. Когда они возвращаются домой, за дело берётся комплексный центр соцзащиты, который оказывает освобождённым подросткам и их семьям психолого-педагогическую и материальную помощь. Также возможно заключение договора на социальное сопровождение. Римма Беликова отмечает, что в 2015 году все заключённые, которые были осуждены подростками, вышли на свободу уже совершеннолетними.

Преступления совершаются не только взрослыми. Среди детей также есть правонарушители, в том числе и те, кто совершил серьёзное преступление. Их содержат в специальных исправительных колониях со строгим распорядком дня и установленными условиями содержания.

Общие сведения

В исправительную колонию, как правило, попадают те несовершеннолетние преступники, которые будучи осуждены, совершили ещё одно намеренное преступление. Также эта мера исправительного наказания применяется и к переведённым с лёгкого или, наоборот, строго режима.

Важно понимать, что дети часто не до конца понимают последствия своих действий, идя по пути проб и ошибок. В случае отсутствия родительского контроля, это часто приводит к плачевным последствиям – несовершеннолетние становятся преступниками и попадают в колонию.

Колония для несовершеннолетних

В этом случае необходимо не только наказание, но работа по исправлению поведения ребёнка. Это и есть главная цель воспитательных колоний.

Что такое воспитательная колония для несовершеннолетних?

По сути, детская воспитательная колония является вариантом исправительной колонии, с режимом, схожим с таковым в учреждениях для взрослых преступников. Но учитывается возраст заключённых и необходимость применения к ним особого подхода, связанного с процессом формирования личности ребёнка. Конкретно, такой подход должен преследовать следующие цели:

  • привить привычку сосуществовать с другими людьми мирно;
  • научить оценивать себя в сравнении с другими заключёнными;
  • дать образование в рамках базовых стандартов и дополнительных занятий по интересам;
  • обучить навыкам, с помощью которых можно зарабатывать на жизнь, не нарушая закон;
  • приобщить к общественной жизни с помощью творчества и самодеятельности.

Виды таких учреждений

Детские воспитательные колонии различаются по виду режима, как и взрослые. Они бывают:

  • с общим режимом;
  • с усиленным режимом.

За примерное поведение ребёнок может быть переведён на более лёгкий режим.

Для кого предназначены

В воспитательных колониях для несовершеннолетних раздельно содержатся девочки и мальчики. Женских колоний в России только две, а мужских – 21.

Отбывание наказания

Детская исправительная колония предназначена для заключённых младше 18 лет. То есть по достижении данного возраста они должны быть переведены в места отбытия наказания для взрослых. Но возможно нахождение в колонии для несовершеннолетних и дольше, но не позже, чем осуждённый достигнет 19-летнего возраста.

Режимы

Режим в колониях для несовершеннолетних отличается от взрослых тюрем. Есть два основных вида:

  • Общий. Он применяется ко всем девочкам, вне зависимости от рецидивов в их преступном поведении, а также к мальчикам, совершившим преступление в первый раз;
  • Усиленный. Применяется к мальчикам, которые повторно попали в колонию.

колония для несовершеннолетних

В зависимости от вида режима определяются и условия содержания в воспитательной колонии для детей.

Условия

Общие

Когда подросток попадает в колонию, он помещается в общие условия. В таком случае, подросток:

  • Живёт в бараке с другими заключёнными;
  • Участвует в построениях и перемещениях по территории колонии вместе с другими заключёнными в установленном распорядке;
  • Находится под надзором работников колонии.

Если в течение определённого периода подросток не имеет нарушений режима, а также хорошо учится и работает, то он может быть переведён на облегчённые условия. Конкретно для этого нужно:

  • Впервые осуждённые должны отбыть три месяца заключения;
  • Рецидивистам не менее полугода;
  • Девушкам достаточно трёх месяцев даже в случае рецидива.

Льготные

Ещё одна ступень послабления режима содержания – льготные условия. Если подросток, после перевода на облегчённые условия, продолжает соблюдать требования и не допускает их нарушений.

Льготные условия – своего рода степень доверия администрации колонии к заключённому. В таком случае он может находиться вне стен колонии, и постепенно приобщаться к жизни на свободе.

При этом срок соблюдения режима, после которого могут перевести на льготные условия содержания, конкретно не определён. Обычно он соответствует таковому в случае перевода с общих на облегчённые условия.

Проблемы таких заведений

Конечно, объявленные цели перевоспитания несовершеннолетних преступников, не всегда достигаются. Существует немало проблем, связанных с работой детских воспитательных колоний. Среди них:

  • Устойчивое антисоциальное поведение некоторых подростков, из-за которого их не удаётся приобщить к учёбе, а их поведение в среде других заключённых связано с постоянными конфликтами. Часто такие преступники негативно влияют на других заключённых, а в будущем пополняют ряды рецидивистов во взрослых колониях;
  • После того, как максимальный возраст, до которого можно находиться в колонии для несовершеннолетних сократили с 21 до 19 лет, возникла проблема низкой мотивации заключённых в соблюдении режима. Поскольку они понимают неизбежность попадания в тюрьму для взрослых и не видят смысла стремиться к исправлению;
  • Также из-за изменения максимального возраста содержания в детской колонии, были ограничены возможности получить профессию. Это негативно сказалось на воспитании заключённых.

Режимы и условия содержания

В большинстве колоний сегодня улучшились условия содержания. На смену большим баракам пришли раздельные комнаты, в каждой из которых содержится 4-5 человек. В комнатах есть телевизор, холодильник и стол. В коридоре несколько душевых. Также важно, что подростков не привлекают к дежурству, они только учатся или работают.

По прибытии в колонию, каждый заключённый проходит двухнедельный карантин. В это время его обследуют врачи, он разговаривает с психологом и привыкает к новому месту.

Распорядок дня

День в колонии длится с 7 утра до 10 вечера. Это время подъёма и отбоя, соответственно.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

На зарядку, заправку постелей и осмотр отводится 45 минут. Потом час на завтрак. Далее осуществляется развод на работу. При этом график работы индивидуальный, поскольку есть ограничения на количество рабочих часов для подростков разного возраста.

Также в разных колониях отличается график учёбы, но обычно все занятия проходят в первой половине дня.

С 13 до 14 обед, после которого дневная проверка. До 17:30 часов воспитательные мероприятия.

Ужин заканчивается в 19 часов, после чего у заключённых есть полтора часа личного времени. В 20:30-21:00 вечерняя проверка. Далее один час на подготовку ко сну и отбой в 22:00.

Это примерное расписание, которое может существенно меняться в разных колониях.

Питание

Колония для несовершеннолетних

Согласно закону питание в колонии для несовершеннолетних бесплатное, трёхразовое. По составу продуктов похоже на питание во взрослых тюрьмах, но с повышенными нормами.

Примерное меню

  • Каша или яичница;
  • Творог или яйцо;
  • Бутерброд (с маслом и сыром);
  • Кофе, чай или какао;
  • Сахар;
  • Фрукты.
  • Какой-либо вид супа или борща;
  • Гарнир с мясом, рыбой или консервами;
  • Компот или сок;
  • Хлеб;
  • Салат из овощей;
  • Фрукты.
  • Пельмени или гарнир с мясом или рыбой;
  • Творог;
  • Бутерброд;
  • Сдобная булочка;
  • Чай, какао или компот;
  • Фрукты;
  • Сладости.

Работа

Количество часов, которые могут отработать люди разного возраста, определены в 92 статье ТК РФ. Заключённые малолетней колонии также работают согласно этому закону. На территории колоний есть теплицы и мастерские, в которых, как правило, они и работают. Некоторые трудятся на кухне.

Учёба

В каждой детской колонии есть своя школа. Учёба организована в течение пяти дней в неделю, каждый урок длится 40 минут.

Учитывается статистика, согласно которой только третья часть несовершеннолетних заключённых училась в школе до посадки. Образование в колонии делится на три стадии (ступени):

  • Начальное (ускоренный курс за 4 года);
  • Общее в течение пяти лет. Оно является базой для получения полного среднего образования;
  • Среднее полное получают на протяжении двух лет. Это завершающий этап, который закрепляет весь пройденный курс.

Дополнительно можно участвовать в творческих кружках и различных видах самодеятельности.

Развлечения и отдых

В каждой колонии есть свой клуб, где дети, участвующие в самодеятельности, выступают с концертами. Также есть библиотека и игровые комнаты. В последних можно поиграть в развивающие игры. Также в установленное время разрешается слушать радио и смотреть телевизор.

Покидать колонию можно по согласованию администрации с сотрудником колонии ил родственников для посещения культурных мероприятий.

В случае проблем со здоровьем, заключённые могут посещать медпункт.

Религиозные вопросы

Колония для несовершеннолетних

В каждой российской колонии есть православный храм. В некоторых постоянно служит священник, в некоторые он приезжает. Священник проводит не только службы, но и беседует с малолетними заключёнными на нравственные темы. Молельную комнату в храме подростки могут посещать по выходным. В бараке можно иметь религиозную атрибутику. Некоторые крестятся в тюремном храме, но другие заключённые верят в то, что крестившись в тюрьме, обязательно в неё вернёшься, из-за чего не хотят принимать религию в стенах колонии.

Свидания и посещения

При содержании в обычных условиях, заключённым полагается:

  • 8 кратких и 4 длительных свидания за год;
  • Тратить на личные нужды в тюремном магазине 10800 рублей с личного счёта, а также пособий, если таковые имеются.

Передача продуктов и вещей

Количество передач и бандеролей для несовершеннолетних заключённых неограниченно, в отличие от взрослых осужденных.

Но каждую бандероль учитывают в специальном документе. Этим занимается старший инспектор колонии. Также при передаче посылки, родственник расписывается в двух заявлениях. Одно остаётся с ним, а второе – в колонии.

Передачи регламентируются Приказом Министерства юстиции №311 от 2006 года.

Есть ряд запрещённых вещей, которые нельзя как передавать, так и покупать самим заключённым:

  • Оружие;
  • Воспламеняющиеся и взрывоопасные вещества;
  • Ценные вещи, в том числе ценные бумаги;
  • Любые колюще-режущие предметы, в том числе бытового назначения (бритвы и т.п.);
  • Алкоголь;
  • Игральные карты;
  • Оптические приборы;
  • Электрические бытовые приборы;
  • Средства связи и фото- видеосъёмки.

Отличия условий содержания мужских от женских детских тюрем

Колония для несовершеннолетних

В целом, условия в колониях для несовершеннолетних мало отличаются в зависимости от пола заключённых. Есть определённая специфика работы. Например, девочки чаще работают в швейных мастерских, а для мальчиков существуют мастерские других профилей.

Также могут отличаться некоторые предметы в системе образования.

Со сколько лет туда можно попасть по законодательству?

Никогда заключение в колонию не применяется к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления небольшой или средней тяжести.

За преступления небольшой и средней тяжести, совершённые подростком в возрасте до 16 лет, наказание не может быть больше 6 лет лишения свободы, а за тяжкие преступления – больше 10.

Из каких частей состоит воспитательный процесс подростков?

Воспитание происходит на протяжении всего срока заключения подростков. В этом процесс важная роль отведена системе образования и профессиональной подготовке, беседам с психологом, который должен постараться вникнуть в ситуацию ребёнка, его жизненную историю. Также немаловажны беседы о поведении людей на примерах литературы.

Варианты путей исправления: УДО

Как и во взрослой колонии, в детской можно освободиться досрочно или получить замену наказания на более мягкое, при условии примерно поведения, а также по медицинским показаниям.

93 статья УК определяет, что для освобождения несовершеннолетних по УДО, они должны отбыть треть срока за преступления небольшой, средней тяжести или тяжкое преступление, и две трети за особо тяжкое преступление.

Кружки, церковь и родительский день: фотограф Татьяна Бондарева отправилась в колонию для несовершеннолетних, чтобы снять историю о том, как живут осужденные подростки.


— Меня интересует тема ограничения свободы человека, его изоляции — насильственной или добровольной. Мой самый первый проект был о девушках из Нигерии, которых обманным путем привезли в Россию и заставили заниматься проституцией. Потом я снимала историю о заключенных и их детях. Через фотографии я знакомила их с жизнью друг друга.

В первый раз я оказалась в тюрьме больше пятнадцати лет назад как волонтер от церкви. Мне было 18. Я побывала в тюрьмах для взрослых — и женских и мужских, в колониях для малолетних преступников — как для девочек, так и для мальчиков, в закрытых спецшколах для подростков. Мы пели песни, организовывали мероприятия и просто общались. Колонию в Колпино, в которой я сняла серию Boys, я тоже пару раз посещала как волонтер около десяти лет назад.

Я и осужденные были тогда почти ровесниками, и я невольно сравнивала их и свою жизнь. Руководство колонии попросило меня организовать команду из моих друзей для игры в ориентирование. В России заключенных, которые хорошо себя ведут, иногда вывозят за пределы колонии на воспитательные мероприятия. Целый день мои друзья — воры, убийцы и насильники — бегали по лесу, готовили на костре обед и душевно разговаривали. Мы шутили про то, все ли вернутся из леса, но никто не сбежал. Один из заключенных, который выглядел очень добродушно, под вечер признался мне, что убил человека, и спросил, что я об этом думаю.







Годы спустя, когда я вернулась в эту же колонию, у меня было ощущение дежавю, только на этот раз я была чужаком вдвое их старше. Там был новый директор, другие порядки и новые мальчики. Они откровенно игнорировали меня, закрывали лицо, отворачивались. У них была одинаковая форма и одинаково безэмоциональные лица. Многое заключенные делают вместе, всем отрядом — строем идут обедать, в школу или в прачечную. Это было похоже на отряд клонированных роботов.

Кроме ежедневных построений и перекличек осужденные обязаны посещать школу. На территории есть свое производство, подростки работают комплектовщиками. Когда я их снимала, они собирали бумажные подставки для кофе. В колонии нет поваров, осужденные готовят сами. Директор объясняет это тем, что за такую маленькую зарплату невозможно найти нормального повара. Я люблю есть у них блинчики.

Целый день мои друзья — воры, убийцы и насильники — бегали по лесу, готовили на костре обед и душевно разговаривали.

В свободное время заключенные могут посещать кружки по интересам: театр теней, студию мультипликации, художественную студию. Этой колонией руководил очень неравнодушный человек — Владимир Ивлев, он постоянно придумывал новые виды активности. Например, осужденные построили на территории колонии мемориал в память о Второй мировой войне, у них есть ютьюб-канал, куда они выкладывают свои клипы, каждый год заключенные участвуют в фестивале театральных тюремных коллективов. По мнению директора колонии, подростки не должны иметь ни одной свободной минуты и должны быть все время заняты, чтобы не думать о глупостях.

Раз в три месяца в тюрьме проходит родительский день: заключенные готовят концерт, обедают с родными, проводят вместе около четырех часов. Приезжают не ко всем. Когда родителей запускают на территорию, дети собираются у окна и ждут, высматривают своих.




Некоторых вещей раньше не было в их жизни: регулярного посещения школы, занятия в самодеятельных кружках, посещений церкви. Мне было удивительно наблюдать, как подростки с волнением учили стихи перед родительским днем, показывали свои поделки, хвалились выращенным урожаем. Мне казалось, что они компенсируют свое детство. Почти все, с кем мне удалось пообщаться, не окончили даже среднюю школу — в свои 16-17 лет они имеют только 7-8 классов образования.

Некоторые мальчики хотели оказаться в тюрьме, поскольку в их кругах на воле это считается престижным. Они были искренне удивлены, что все оказалось не так.

Некоторые мальчики хотели оказаться в тюрьме, поскольку в их кругах на воле это считается престижным.





У многих родители пьют и не занимаются воспитанием детей. В родительский день приезжает только около 10% родителей.

У многих заключенных очень большие сроки, поэтому в 18 лет их переведут во взрослую тюрьму.

Есть еще один ритуал, который они взяли из взрослой зоны. Мальчик, который стоит у окна на лестнице, — осведомитель. Как только кто-то входит в их корпус, он начинает нараспев выкрикивать информацию о входящем.

Очень страшно, что эти подростки вернутся в эти же семьи и к тем же друзьям. В России нет адаптационных центров для таких детей, поэтому очень часто они совершают рецидив.

Я хочу уменьшить стигму в отношении заключенных в России. Хочу, чтобы правительство разработало программу по адаптации заключенных после их освобождения. Все эти юноши когда-нибудь выйдут на свободу, и лучше для всех, чтобы они не становились опять угрозой безопасности страны. Также я хочу, чтобы люди подумали о своих детях и не теряли с ними контакт, который так необходим именно подросткам.

Я хочу уменьшить стигму в отношении заключенных в России.

Читайте также: