Как заставить ребенка выполнять свои обязанности

Обновлено: 31.05.2024

конфликт воспитателя и родителей

Воспитатели и родители занимаются общим делом - воспитанием ребенка. Но в процессе их работы часто могут возникать конфликты. Непонимание между семьей и детским садом в первую очередь отражается на ребенке. Воспитатель в силу своего опыта должен выступить инициатором разрешения конфликтов, чтобы создать условия для гармоничного воспитания ребенка. В статье обсудим как воспитателю наладить отношения с родителями.

Почему появляются конфликты

Чаще всего инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии. Критика может быть объективной в случае, если воспитатель действительно недобросовестно выполняет свою работу. И субъективной, если родитель требует особенного отношения к своему ребенку, игнорируя общие правила детского сада. Обсудим самые популярные причины конфликтов и способы их предотвращения.

Родители требуют особого отношения к их ребенку, игнорируя общие правила детского сада

  • Почему вы уделяете мало времени моему ребенку?
  • Почему вы заставляете его кушать или не следите, чтобы он все съел?
  • Почему вы так мало или так много гуляете с детьми?”

Претензии родителей часто противоречивы. Родители не знают четких правил детского сада, прав воспитателей и своих прав в воспитательном процессе. Поэтому они хотят, чтобы воспитатель относился к их детям также, как относятся родители. В одной семье ребенок полдня проводит на свежем воздухе. А в другой семье он чаще сидит дома, чтобы с ним ничего не приключилось. Конечно, воспитателю не нужно разрываться и пытаться угодить каждому.

Нужно просто донести и обосновать родителям единые правила, которые используются в детском саду. Для этого в начале знакомства проводят родительское собрание. Основная задача собрания - убрать искажения между ожиданиями родителей и реальной работой воспитателей. Воспитатель рассказывает, какую роль играет детский сад в воспитании ребенка, какие методы он использует, и какая роль отводится родителям. И если родителю не подходят правила детского сада, они просто ведут своего ребенка в другое место.

К примеру, некоторые родители хотят, чтобы ребенок развивался без вмешательства взрослых и сам выбирал для себя занятия и их продолжительность. Тогда есть смысл вести ребенка в детский сад, который работает по методике Монтессори.

Несмотря на общие правила, воспитателю следует учитывать личные особенности детей, принципы его воспитания в семье и семейные ценности. Общайтесь об этом с родителями. Задавайте открытые вопросы, прислушивайтесь к просьбам и жалобам родителей. В основе этого взаимодействия должно лежать уважение к родителям и их семейным принципам. Если в семье принят жестко авторитарный режим, то мягкие просьбы не будут иметь никакого влияния на такого ребенка. Если в семье ребенок может выйти из-за стола, не притронувшись к еде, не нужно его заставлять все съедать в садике.

Но бывают ситуации, когда воспитатели не могут учитывать некоторые особенности. К примеру в семье ребенку уделают много внимания и постоянно его развлекают. В садике он в любом случае будет получать меньше внимания, потому что есть еще и другие дети. Любой индивидуальный подход должен быть не в ущерб остальным детям в группе. А любые вопросы касаемо семьи не должны пересекать грань педагогического процесса и вмешиваться в дела семьи.

Ребенок получил травму или царапину

Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком. Однако ребенка отдают в садик, чтобы он учился социализации в группе. Учился общаться, выстраивать отношения с другими детьми и решать с ними спорные вопросы. Воспитателю не следует принимать слова родителей на личный счет, потому что невозможно уследить за микро-конфликтами или неосторожными движениями каждого ребенка. Нужно спокойно объяснить родителям, в какой ситуации ребенок получил повреждение и дать рекомендации, какую беседу провести родителю с ребенком.

Воспитатель не умеет давать обратную связь родителям

  • Ваш ребенок совершенно невоспитанный
  • Вы неправильно воспитываете ребенка, делайте вот так
  • Сколько можно опаздывать на завтрак?!
  • На вашем месте я бы. ”

В паре “воспитатель-родитель” работник детского сада должен выступать лидером в силу своего опыта. Лидерство не подразумевает наставничество и поучения. Оно подразумевает спокойную реакцию на претензии, и умение преподнести проблемы без негатива. У воспитателя тоже достаточно причин высказать свое недовольство по отношению к родителям за то, что они:

  • неуважительно разговаривают,
  • не кладут детям запасную одежду,
  • не воспитывают детей дома,
  • нарушают режим, когда с опозданием приводят и забирают детей из садика.

Не стоит игнорировать эти проблемы, но и не выражайте их с негативом. Некоторые родители агрессивно воспринимают обратную связь о своих действиях или о поведении детей. Особенно, если воспитатель откровенно жалуется на ребенка и ставит ему диагнозы типа “Он совершенно невоспитанный”. Чтобы уменьшить негативный эффект, можно использовать технику “Я-высказывания”, о ней мы поговорим ниже.

Как построить диалог с родителями

Чем больше открытого общения происходит между воспитателем и родителями, тем меньше конфликтов будет в процессе работы. Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы. Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить. Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей. Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.

Т ехника “Я-высказывания”

Эта техника помогает донести проблему без обвинений и негатива. Первым делом установите контакт с родителем, отметив положительные моменты в поведении ребенка. Только после этого приступайте к обсуждению проблемы.

  1. Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
  2. Часто воспитатели используют эмоциональные фразы с использованием обобщений: “Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный”. Говорите: “Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне “Сами убирайте”.”
  3. Точно выразите свои чувства, которые возникли в этой ситуации. Не обвиняйте ребенка или родителей, а скажите “Меня это сильно задело” или “Мне было неприятно”.
  4. Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
  5. Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими. Через неделю созвонимся с вами, и я расскажу, насколько изменилось поведение Васи. Тогда мы обсудим дальнейшие совместные действия”.

Имеет значение не только что вы произносите, но и как вы это делаете. Говорите без эмоций, раскрепощённо и уверенно. Следите, чтобы в тоне не было высокомерия, задавайте открытые вопросы и внимательно слушайте ответы на них.

Будьте готовы, что даже такая формулировка может быть неприятна родителям. Но она увеличит шансы на формирование конструктивного диалога и совместное решение проблемы. Родитель увидит вашу заинтересованность в решении проблемы, положительное отношение к ребенку и желание совместного взаимодействия.

Алгоритм взаимодейс твия с семьей

Взаимодействие родителей и воспитателей происходит поэтапно.

Во время знакомства воспитатель устанавливает контакт с родителями. Общение должно начинаться со сдержанного деликатного общения. Воспитатель проявляет свое уважение к родителям, задает уместные вопросы и старается расположить к себе.

Воспитатель выясняет особенности ребенка. Совместно с родителем он определяет, на чем стоит делать акцент в воспитании ребенка. Можно осторожно поделиться наблюдениями о поведении ребенка - в каких ситуациях он ведет себя нежелательным образом.

Важно установить общие принципы воспитания ребенка. Воспитатель терпеливо выслушивает взгляд родителей на этот вопрос, даже если считает его ошибочным. Воспитатель не оспаривает их, а предлагает свои способы воспитания, призывая остановиться на едином мнении.

Если родитель согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка, обе стороны приступают к реализации тех форм воспитания, которые обсудили на ранних этапах. Воспитатель не старается доминировать. Он делится с родителями своими сомнениями, спрашивает совета и прислушивается к ним.

Проведя определенную работу, воспитатель предлагает способы совершенствования форм воспитания.

На каждом этапе общения желательно применять технику “Я-высказываний”, чтобы сформировать конструктивное обсуждение без эмоциональных споров.

Если воспитателю удалось наладить доверительное открытое общение с родителями, конфликты прекращаются. И когда возникнет непростая ситуация, воспитатели не борются с родителями. Они объединят усилия и решат возникшую проблему. Это возможно только в диалоге, который наполнен взаимным уважением.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по "звездной" шкале ниже, где 5 звезд - очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Какие ошибки совершают родители во время приучения ребёнка к домашним обязанностям? Какими методами легко и просто приучить малыша убирать за собой и выполнять несложные дела по дому? Разбираем в этой статье.


К огда же мой ребёнок будет помогать мне с домашними делами или хотя бы выполнять свои обязанности? Этим вопросом задаются многие родители. Но дети совершенно не любят убираться. Вы можете попросить ребёнка убрать за собой вещи, сложить игрушки на место, но в ответ услышите отказ или даже истерику. Разберëм некоторые ошибки, которые совершают родители в процессе приучения ребёнка к домашним обязанностям.

3 главные ошибки родителей

1. Крик

Большинство психологов придерживается мнения, что кричать на детей вообще нельзя, так как малыш может уйти в себя. Дети должны чувствовать себя дома максимально комфортно, а с повышением голоса доброжелательной обстановки, увы, не будет. Но бывают такие ситуации, когда родителям очень тяжело оставаться уравновешенным. Усталость на работе и другие проблемы дают о себе знать. В этом случае следует сдерживать себя и не выплескивать негативные эмоции на ребёнка.


2. Применение физической силы

Да, к сожалению, такие семьи не редкость. Физическое насилие наносит огромный вред детской психики. Ребёнок должен чувствовать себя в безопасности дома, родители должны быть его защитой и опорой и всегда поддерживать в сложной ситуации. Такой метод категорически не подходит для приучения ребёнка к домашним делам.

3. Обвинение ребёнка

Не следуют обвинять ребёнка, называть его ленивым и безответственным. Лучше уделить ему больше внимания, любви и тепла, и тогда ребёнку самому захочется сделать что-то полезное.


Как же привлечь ребёнка к выполнению домашних обязанностей? Поделимся простыми и действенными методами:

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

1. Интерес

2. Добровольный выбор

Следует составить с ребёнком список домашних дел и распределить обязанности между всеми членами семьи. Но нужно быть уверенным, что малыш справится с тем или иным заданием. Если ребёнок захотел поливать цветы, но делать этого не умеет, то нужно всё досконально рассказать и показать на примере.


3. Поощрение

В первую очередь, поощрять ребёнка нужно вниманием и объятиями. Но иногда будет приятно вручить небольшой подарок, сделать сюрприз. Это благотворно скажется на ребёнке и его отношении к домашним обязанностям. Но не стоит нагружать дочку или сына слишком сильно, так как ребёнок тоже устаёт в детском саду или школе. Важно давать задания по возрасту и обязательно хватить после их выполнения.

5 плюсов приучения ребёнка к домашним обязанностям

  1. Он с маленького возраста будет приучаться к трудолюбию и аккуратности. Со временем это перерастёт в хорошую привычку и не будет как-то напрягать ребёнка.
  2. Выполняя те или иные задания, малыш будет планировать свой день и в будущем поймёт, что это существенно экономит время.
  3. Одном из плюсов выполнения обязанностей является самодисциплина.
  4. Появление у ребёнка своих обязанностей даёт ему ощущение значимости в семье. Он вносит вклад в жизнь и будет считать себя её неотъемлемой частью.
  5. Обязанности учат ребёнка рассчитывать на свои силы. Не стоит давать ему сложных поручений. Если предстоит глобальная уборка в комнате, то лучше разбить её на несколько частей и выполнять обязанности поочерёдно. Например, сначала сложить игрушки, потом протереть пыль в комнате.


Приучение ребёнка к домашним обязанностям – это дело непростое, но необходимое и полезное для всех.

Ребенок не хочет делать то, что от него требуется. Как быть? - слайд

Но что делать, если последствия плохого поведения не так очевидны, как шишка на лбу или сломанная игрушка? Например, в случае с чисткой зубов, когда чистить их надо каждый день, а последствия могут наступить далеко не сразу? Вот, что говорит на эту тему детский психолог Лора Маркхэм.

  • Вы отказываетесь от вечернего ритуала, который вас сближает (чтение книги перед сном). Результат: у ребенка ослабевает желание с вами сотрудничать (и сейчас, и в будущем).
  • Вы теряете возможность почитать своему ребенку, что является одной из самых интеллектуально и эмоционально значимых ситуаций в детско-родительских отношениях.
  • Используя угрозы для убеждения, вы инициируете борьбу за власть, вместо того, чтобы выстраивать отношения, в которых ваш ребенок захочет с вами сотрудничать. Что вы будете делать, когда поймете что конкретная угроза уже не действует? Вам придется увеличивать ставки, делая угрозу страшнее и весомее. Рано или поздно у вас закончатся рычаги воздействия, если вы не готовы применять насилие.
  • Угрожая, мы учим ребенка тому, что разногласия можно урегулировать при помощи запугивания и силы, вместо того, чтобы посмотреть на ситуацию с двух точек зрения и найти компромисс.

Вряд ли это тот результат, который вы ожидаете. Но, тем не менее, периодически нам приходится на чем-то настаивать. Например, на чистке зубов. Так как же это сделать?

Сохраняйте спокойствие

Признайте позицию ребенка — искренне и с состраданием

Установите границу

Дайте ребенку желаемое, поддержав его на словах

Исследования мозга показывают, что когда мы представляем себе желаемое, наш мозг реагирует так же, как когда мы реально это получаем, так что такие разговоры помогут вашему ребенку почувствовать себя лучше. А использование воображения, чтобы подумать о решении проблемы, помогает ребенку активировать рациональное мышление. Ну и плюс ко всему, вы показываете ребенку, что заботитесь о его счастье, даже когда не можете дать ему то, чего он хочет.

Поиграйте

Как только вы превратите ваше взаимодействие в игру, соперничество между вами прекратится. Если ребенок не совсем устал и не очень сильно расстроен, он не сможет отказаться от приглашения к игре.

Найдите решение, которое устроит вас обоих

Если вы мыслите нестандартно, и у вас есть на это время, то вы всегда можете найти хорошее решение. Предложите ребенку подключиться к совместному поиску решения и обсудите варианты, которые у вас есть.

  • Давай ты почистишь зубы медвежонку, а я почищу тебе?
  • Хочешь почистить мне зубы, пока я чищу твои зубы?
  • Давай я спою тебе твою любимую песню, пока чищу тебе зубы.
  • Может быть, мне держать тебя повыше, чтобы ты могла видеть в зеркале, как я чищу тебе зубы?
  • Хочешь, я почитаю тебе книгу, пока ты чистишь зубы?

Если вы спокойны, вы всегда можете найти оптимальное решение вашей проблемы. Конечно, то, что сработало сейчас, может перестать работать через неделю, так что поиск новых решений потребует от вас недюжинной креативности. Но чем раньше ваш ребенок поймет, что чистка зубов неизбежна, тем меньше сопротивления вы будете встречать.

Звучит непросто? Так и есть! Нам всем хотелось бы, чтобы наши дети делали все, что мы попросим, и нам для этого не надо было бы проявлять терпение и фантазию. Особенно в конце тяжелого дня, когда у нас уже нет сил.

Но мы имеем дело с маленькими людьми, чей мозг еще не до конца развился. Они не понимают, почему чистка зубов так важна, и они еще очень далеки от того, чтобы идеально контролировать себя.

Проводка в их голове, отвечающая за самоконтроль, становится немного прочнее каждый раз, когда они отказываются от того, что они хотят (не чистить зубы, не спать, не играть), в пользу того, чего они хотят сильнее (теплые отношения с нами). Когда мы заставляем их, им не приходится делать выбор, и они не учатся самоконтролю. На самом деле, они учатся противостоять нашему влиянию.

Так что да, это требует больших усилий. Но это не только приятнее, чем удерживать ребенка силой или наказывать его, но и полезнее для его развития. Это не потеря времени! Это время укрепления связи между вами, укрепления ваших отношений и развития самоконтроля у ребенка. И вместо того, чтобы учить своего ребенка тому, что кто сильнее — тот и прав, вы учите его другим прекрасным вещам:

Как воспитать в ребёнке 8 лет самостоятельность и ответственность

— Можно ли перевоспитать ребёнка восьми лет или уже поздно? Он избалован, с нежеланием выполняет просьбы родителей, всегда нужно заставлять делать элементарное: не забудь почистить зубы, принять ванну, выучить уроки и т. д. Мальчик 8 лет. Второго ребёнка, дочку, воспитываем по статьям Монтессори — в 2 года уже самостоятельная. Заранее спасибо!

Воспитание — непрерывный процесс, который длится всю жизнь. Даже взрослые меняются с течением жизни. На нас влияют окружающие люди, обстоятельства, жизненные вызовы. Поэтому никогда не поздно оказывать положительное влияние на ребёнка.

Как воспитывать ребёнка 8 лет

Чтобы влиять, необходимо стать значимым для сына. Прежде, чем начать предъявлять требования, наладьте с ним позитивное и значимое для него общение — установите контакт. Сделайте так, чтобы ребёнок к вам тянулся, чтобы ему хотелось с вами поговорить, поделиться, просто находиться рядом.

Высокая самооценка — главное условие развития в ребёнке чувства ответственности и самостоятельности.
Как поднять самооценку ребёнку восьми лет? Дети чувствуют себя значимыми, если взрослые находят время поговорить с ними. Частое общение и обсуждение разных тем помогает в развитии уверенности в себе.

Спрашивайте о его друзьях и тех занятиях, которые ему нравятся. Поделитесь лучшими и неудачными эпизодами своей жизни. Спрашивайте, что ему больше всего понравилось в сегодняшнем дне? Какие были трудные моменты? Дайте ребёнку почувствовать, что можно и нужно делиться отрицательными чувствами и моментами жизни. Это даёт понимание, что в жизни есть позитивные и негативные ситуации. Открытое, доброжелательное и честное общение с ребёнком создают тесные длительные узы между родителями и детьми.

Как воспитать в ребёнке ответственность

Ответственность — это умение делать правильный выбор и осознавать последствия своих действий. Ответственный человек заботится о благополучии окружающих и понимает, что каждый играет значимую роль в обустройстве окружающего мира.

Ответственное поведение для восьмилетнего ребёнка выражается в следующем:
— самостоятельно готовиться к школе;
— держать в порядке свои вещи;
— помогать взрослым по дому;
— быть помощником в школьных делах;
— соблюдать порядок в своём доме и во дворе;
— заботиться о растениях и животных;
— помогать младшим детям и пожилым людям;
— сообщать в соответствующие инстанции об аварийных или опасных ситуациях на улице.

Чтобы воспитать ответственность в ребёнке 8 лет, обязанности должны соответствовать его возрасту. Привычки самообслуживания развиваются постепенно и под руководством родителей. Если ребёнок неорганизован, упрёки и категоричные инструкции не приведут к успеху.

Режим дня и обязанности, которыми наделён ребёнок в семье, дают ему ясность, что ожидать в тот или иной момент времени суток. Утром он принимает душ, чистит зубы, одевается и завтракает. Вечером собирает школьный рюкзак на завтра, готовит форму для тренировки или других кружков после школы, принимает душ, чистит зубы, читает перед сном.

В семье должно быть выделено определённое время для просмотра телевизионных передач или использования компьютера. Общее время, проведённое за телевизором или компьютером не должно превышать двух часов в день.

Ответственность и самостоятельность означают, что ребёнок знает границы дозволенного. Если ребёнок нарушает правила, объясните просто и немногословно, что ребёнок сделал неправильно и какие могут быть последствия, если эти правила не выполнять.

Расскажите о том, что происходит в его организме, если он не чистит зубы, покажите картинки поражённых кариесом зубов. Расскажите, как болезнетворные бактерии попадают из полости непочищенного рта в организм, разносятся по крови, влияют на работу сердца, печени, почек. Информированность о гигиене полости рта и тела мотивирует школьника соблюдать гигиену.

Поговорите с ребёнком о гормоне мелатонин, который выделяется во время сна. Почему важно ложиться спать вовремя, поскольку активность гормона мелатонин начинается с 9 часов вечера. Почему важно не пересидеть, не упустить этот момент, чтобы сон был качественным. Нужно культивировать здоровый образ жизни, объяснять детям значение гигиены сна, труда и собственного тела.

Поручите сыну определённые обязанности по дому:

— накрывать на стол для семейного ужина;

— прибирать на своём рабочем столе и держать в порядке свои принадлежности;

— кормить домашних питомцев;

— бросать грязную одежду в корзину для стирки.

Хвалите ребёнка. Хвалите за усилия, а не за результат. Вы увидите, как растёт его самооценка по мере того, как эти обязанности станут для него привычкой.

Научимся запрещать неприемлемое поведение так, чтобы ребёнок слушался. Без криков и наказаний

Ответственность школьника в учёбе

Наиболее распространённые жалобы родителей — это жалобы, что ребёнок не может заставить себя сесть за выполнение домашнего задания. Чтобы помочь ребёнку 8 лет в выполнении учебных обязанностей, установите правила.

Начните с организации учебного места школьника. Оно должно быть подальше от телевизора и других отвлекающих приборов. Когда ребёнку нужно начать выполнять домашнее задание, выключите телевизор. Восемь лет — ещё не возраст, когда от школьника можно ожидать самостоятельной сосредоточенной домашней работы. Велика роль родителей в исключении отвлекающих предметов. Поэтому допустимо, чтобы ребёнок выполнял домашнее задание за кухонным столом, в присутствии взрослого, который готовит еду.

Установите правило относительно смартфонов: когда школьник занимается, сигналы телефонов переключаются в беззвучный режим. Моделирование такого поведения чрезвычайно важно для ребёнка — он ощущает поддержку окружающих и их уважение к учебной деятельности.

Вместе со школьником подготовьте его письменный стол к работе: на нем не должно быть лишних предметов, стол должен быть хорошо освещён, и все нужные предметы должны быть под рукой, чтобы ребёнку не нужно было отвлекаться и вставать из-за стола.

Составьте с сыном расписание домашних занятий. Установите через каждые 30 минут пятнадцатиминутные переменки. Следите, чтобы помещение было хорошо проветрено. Повесьте на стену комнаты сына большой календарь, а также лист со списком его домашних обязанностей. Дети получают удовлетворение, когда можно поставить галочку или наклеить стикер напротив выполненного дела.

Пока ребёнок выполняет домашнее задание, лучше сесть рядом и заняться своими делами: семейным бюджетом, оплатить счета онлайн и т. д. Так ребёнок почувствует, что он не одинок со своими обязанностями. Кроме того, вы моделируете сосредоточенное и внимательное отношение к выполняемым задачам.

Мини-курсы для родителей

Рекомендации экспертов и разборы реальных ситуаций

Что делать, если ребёнок не слушается родителей

Сначала нужно понять причины такого поведения. Скорее всего это происходит потому, что взрослые повторяют требования несколько раз и ребёнок просто привык не реагировать на слова.

Установите правило — просить что-то сделать нужно один раз.

Помните, что развитие самостоятельности и ответственности ребёнка в восемь лет — не изолированный процесс, а лишь часть комплексного подхода в воспитании личности, системы ценностей и привычек.

Мини-курсы для родителей от 199 руб.

Рекомендации, разборы ситуаций и проверенные практики от экспертов

Читайте также: