Как защитить ребенка от кражи

Обновлено: 15.04.2024

В любой ситуации, когда незнакомый человек подходит к ребенку и пытается с ним заговорить или потрогать, его реакция должна быть быстрой и громкой. Даже в моменты, когда вы отвернулись, чтобы что-нибудь купить, вы не контролируете ситуацию.

Ваш ребенок должен быть невоспитанным и плохим в ситуациях, если незнакомец его схватил или пытается увести. Кусаться, пинаться, драться, кричать и убегать в людное место.

Но что может мешать ребенку вырваться и убежать?

Правило второе. Преступник – не обязательно мужчина в маске и с ножом

Предлагаю вам спросить у своих детей, как выглядит преступник, похититель, вор?

80% детей дошкольного и младшего школьного возраста ответят примерно так:

  1. Это мужчина
  2. У него страшное/злое лицо
  3. Он одет в черную или полосатую одежду
  4. У него в руках пистолет или нож
  5. Он говорит страшным голосом
  6. У него на лице маска

Поэтому наша миссия, как наставников, и ваша, как родителей, объяснить детям, что преступником может оказаться любой, абсолютно любой человек. И что разговаривать с любым незнакомым человеком запрещено. Пусть это будет закон, непреклонный и непреступный.

Правило третье. Взрослый никогда не обратится за помощью к ребенку

Все мои ученики знают это правило. Ребенок не сможет помочь взрослому лучше, чем другой взрослый. И, если человек обращается с какой-либо просьбой к ребенку, уже нужно насторожиться.

Правило четвертое. Безопасность важнее вежливости

Очень часто в работе я сталкиваюсь со страхом родителей, что после всех рассказов и тренингов про похитителей, злоумышленников, преступников, ребенок перестанет быть отзывчивым, не будет никому доверять, помогать и вообще будет бояться чужих людей.

Первое, что хочется отметить, - на своих тренингах я ни в коем случаем не запугиваю детей и не внушаю им, что все вокруг злые и хотят сделать что-нибудь плохое. Наоборот, я всегда говорю деткам, что в мире добрых людей намного больше, чем плохих. Но в то же время преступники тоже есть. И дети должны это знать и распознать при случае.

Почему домашние разговоры о безопасности зачастую не работают?

Родитель сможет научить ребенка как правильно вести себя в кризисных ситуациях, если он сам – пожарный, полицейский или спасатель. Можно научить музыке, если мама-музыкант, физике, если папа - физик. Но если мама - музыкант, папа-физик, а научить нужно поведению в опасных ситуациях, для этого нужен специалист.
Зачастую ведь родители и сами не знают всех аспектов безопасного поведения. Или не умеют правильно преподнести эту информацию, заинтересовать ребенка, а не превратить беседу в очередное нравоучение и занудство.
Поэтому на помощь родителям приходят специально обученные люди, которые могут заинтересовать темой безопасности, поиграть в игру, помочь ребенку самому докопаться до правильного ответа, отработать все элементы безопасного поведения.
А еще лучше, когда родители и специалисты работают сообща. Когда родители тоже учатся вместе с детьми, а потом обсуждают полученные знания. Когда между родителями и детьми налажен конструктивный диалог и доверительные отношения.

Родителям, которые заботятся о безопасности своих детей, наша школа @stopugroza_sochi помогает научить детей:

  1. Правильно реагировать на любого постороннего человека, а значит, дети смогут сразу распознают злоумышленника.
  2. Понять, что делать, если с ними заговорит посторонний или попытается их увести, и смогут использовать все методы при возникновении опасной ситуации.
  3. Избавиться от стереотипного образа преступника, а значит понять, что в реальной жизни похититель будет совсем не подозрительным.
  4. Узнать, куда бежать в случае опасности и к кому обращаться, а значит найти безопасное место до приезда помощи.

И главное правило: все вышеперечисленное нужно ОТРАБАТЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ в смоделированных ситуациях.

Чтобы уберечь своего ребенка от попадания в такую статистику, потренируйтесь с ним заранее, как вести себя в экстренных ситуациях. В этой статье мы собрали простые работающие правила безопасности, которые сможет использовать ребенок любого возраста.

Обо всем рассказывать родителям

Почему это важно. Преступники не всегда выглядят подозрительно, более того: половину преступлений против детей совершают их близкие. Ребенку может быть сложно распознать угрозу самостоятельно, но с этим справятся родители, если вовремя узнают о каких-то изменениях в жизни детей.

Чтобы не упустить ничего важного, попросите ребенка рассказывать обо всех ситуациях, которые показались ему необычными. При этом не стоит фокусировать внимание на незнакомцах: попросите делиться и теми историями, в которых фигурируют одноклассники, соседи, учителя и даже родственники.

Что делать родителям. Кажется, что здесь все просто: родителям нужно только внимательно слушать ребенка и делать выводы. На самом деле этого может быть мало: из-за недостатка жизненного опыта дети могут не обратить внимание на ситуации, которые покажутся родителям важными, или, наоборот, испугаться рассказов об опасных прохожих и принять за преступника безобидного дворника.

Чтобы не полагаться на детскую оценку ситуации, я рекомендую родителям задавать больше уточняющих вопросов. Сформулировать такие вопросы просто: надо спрашивать не о людях, а об их действиях.

Что спросить у ребенка

Вопрос Какую информацию узнают родители
С кем играл, как их зовут? С кем ребенок общается. Если в рассказах появятся новые имена, это повод выяснить, кто присоединился к играм
Что делали взрослые? Не совершали ли взрослые подозрительных действий, которые могут нанести ребенку вред
Чем занимались окружающие? Где именно гулял ребенок: в людных местах или нет
О чем тебя спрашивали? С кем общался ребенок и не уточнял ли у него кто-то слишком подробные сведения о семье, доме и о нем самом
Что предлагали сделать? Не предлагали ли участвовать в чем-то незаконном — в роли как соучастника, так и жертвы
Почему ты отказался или, наоборот, сделал то, что они предлагали? Как ребенок относится к происходящему

С кем ребенок общается. Если в рассказах появятся новые имена, это повод выяснить, кто присоединился к играм

С кем общался ребенок и не уточнял ли у него кто-то слишком подробные сведения о семье, доме и о нем самом

Звонить и писать в течение дня

Почему это важно. Чем чаще ребенок выходит на связь с родителями, тем больше они знают о том, что вокруг него происходит. Видеовызовы более информативны, чем обычные телефонные звонки: так родители видят, что происходит вокруг.

Выбирая смартфон для ребенка, обратите внимание на емкость аккумулятора: его должно хватать минимум на сутки, чтобы телефон не выключился в самый неподходящий момент. Еще пригодится кнопка экстренного вызова, на которую запрограммированы номера родителей, — в экстренной ситуации ребенок сможет нажать ее незаметно для окружающих.

Вот пример смартфона с экстренной кнопкой вызова — ее можно нажать даже не доставая телефон из кармана

Как победить выгорание

Игнорировать указания и просьбы посторонних

Почему это важно. Родители часто учат детей слушаться старших и помогать окружающим. Злоумышленники об этом знают и используют в своих интересах, например просят помочь с тяжелыми сумками и заманивают детей в квартиру. Чтобы обезопасить ребенка от таких происшествий, заведите дополнительное правило: выполнять любую просьбу взрослого можно только после консультации с родителями.

Что делать родителям. Чтобы ребенок смог дать отпор внезапной просьбе взрослого, отработайте сценарий поведения заранее: проговорите, что он будет делать, если незнакомый дядя позовет посмотреть на котенка или тетя попросит посветить ей фонариком в темном подъезде. Чем больше вероятных сценариев, тем лучше.

На случай если телефоны родителей окажутся недоступны, составьте для ребенка список взрослых, которые смогут его проконсультировать. Лучше всего закрепить их номера на кнопках быстрого вызова. Главное, чтобы человек смог трезво и без эмоций оценить ситуацию: если бабушка в сложных ситуациях может впасть в панику, первым в списке должен стоять номер уравновешенного деда.

Кричать и убегать

Почему это важно. Если ребенок столкнулся с преступниками лицом к лицу, лучшая стратегия — громко кричать, чтобы привлечь внимание окружающих, и быстро убегать, пока злоумышленник не успел его схватить. У детей и взрослых слишком сильно различаются весовые категории: вырваться из рук даже плохо подготовленного взрослого будет сложно.

Бежать нужно всегда в сторону скопления людей. Быстро сориентироваться в экстренной ситуации бывает сложно, поэтому заранее вместе с ребенком найдите места, где он наверняка сможет найти помощь.

Потренируйтесь с ребенком кричать и убегать прямо на улице: начать можно с безлюдных мест, а потом повторить в присутствии прохожих. Если у окружающих возникнут вопросы, можно объяснить, что это просто тренировка: правда, лучше делать это вместе с ребенком, чтобы прохожие не приняли за бандитов самих родителей.

Так может выглядеть заранее разработанный маршрут ребенка от школы до мест, где постоянно есть люди. Главное — чтобы ребенок этот маршрут знал

Бросать все лишнее

Почему это важно. Тяжелые вещи могут помешать оторваться от злоумышленников. Чтобы этого не произошло, ребенок должен знать, что родители не будут ругать его за потерянное добро, а жизнь и здоровье гораздо ценнее ноутбука в рюкзаке или карманных денег в куртке.

Что делать родителям. Потренируйтесь с ребенком быстро избавляться от тяжелых вещей — желательно прямо на бегу. Главное, чтобы ребенок не возвращался за потерянными вещами и знал, что ему за это ничего не будет: новый портфель и куртку родители купят, а вот нового ребенка — не смогут.

Обычный школьный рюкзак выглядит небольшим, но может весить 3—5 кг: убежать без него будет значительно проще

Не оставаться в одиночестве или наедине с незнакомцем

Почему это важно. Злоумышленникам проще навредить ребенку, когда рядом нет свидетелей. Чтобы не давать бандитам такой шанс, попросите его менять локацию каждый раз, когда он оказывается где-то один или наедине с любым незнакомым взрослым. Например, если детская площадка опустела, это повод идти домой, а если в подъезде стоит незнакомый человек, не нужно туда заходить без звонка родителям.

Если такой возможности нет — например, ребенок ждет автобуса на безлюдной остановке или едет в лифте, куда неожиданно заходит сосед, нужно отойти от незнакомца на максимально возможное расстояние. Это даст ребенку фору, если взрослый проявит агрессию: ребенок может успеть закричать, убежать или позвонить родителям.

Что делать родителям. Отработайте такие ситуации на практике. Ребенок должен не просто рассказать родителям, что он будет делать, если при входе в подъезд встретит незнакомца, а сделать это: так, как будто рядом нет никого из взрослых.

Однако в жизни, к сожалению, могут сложиться ситуации, когда ребенок может (и даже должен!) нарушать эти правила. Это ситуации, угрожающие его безопасности. Ведь угроза может исходить не только от острых предметов, дорог с оживленным движением и бездомных собак, но и от посторонних взрослых людей.

Портрет жертвы

Теоретически, жертвой может стать ребенок любого возраста и пола, независимо от его умственного и физического развития.

  • беспризорные дети, которым некому пожаловаться и которых некому защитить,
  • дети, не соблюдающие простые правила безопасности, легко идущие на контакт с чужими людьми,
  • дети доминантных родителей, которые не умеют отказывать взрослым и боятся их ослушаться.

Чтобы максимально обезопасить ребенка – дайте ему как можно больше внимания и любви. Ведь когда родители – это верные друзья, которым можно доверить любые свои мысли, переживания и проблемы, у ребенка не возникнет желания говорить о них с чужими людьми, и не будет потребности искать любовь вне семьи (это касается, в первую очередь, сексуального насилия).

Кроме того, необходимо объяснить ребенку – что бы ни случилось, родители не станут его ругать, а будут на его стороне. Он не должен бояться рассказывать родителям обо всем подозрительном или неприятном, что с ним случается.

Основа основ

А вот и те самые правила, которые ребенок должен твердо знать и соблюдать:

В зависимости от возраста ребенка и вашей жизненной ситуации вы можете добавить и свои правила.

Адреса, пароли, явки…

А как быть, если человек за дверью утверждает, что его прислали родители и он (она) – старый друг (подруга) одного из родителей? В наше время, конечно, несложно позвонить маме или папе и уточнить, присылали ли они кого-нибудь. Но если телефон не доступен? Лучше предусмотреть такие ситуации заранее. Договоритесь, что если вам когда-нибудь и придется посылать кого-то из знакомых или друзей к ребенку, они скажут заранее оговоренную фразу (это и будет своеобразным паролем) или будут знать ответы на три личных вопроса, которые им должен задать ребенок.

Отказ и даже обман

Кошелек или жизнь?

Как и взрослые, дети порой становятся жертвами ограблений, выставляя напоказ навороченные телефоны, золотые сережки или другие ценные вещи. Чтобы этого не случилось, лучше, конечно, покупать ребенку телефон попроще и надевать поменьше украшений. Но если уж случилось, и к ребенку пристали с требованием отдать телефон, кошелек или другие ценные вещи, пусть отдает без сопротивления. Любая вещь – не такая большая потеря в сравнении с тем, что могут сделать с ребенком в таком случае.

Напоследок

Научить ребенка безопасному поведению и умению действовать в сложной ситуации очень важно. Однако еще важнее сделать так, чтобы ребенок не боялся – взрослых, непредвиденных ситуаций и уж тем более того, что родители станут ругать его, если что-то плохое все же случится.

Помните – хороших людей гораздо больше, чем плохих. Пусть с вашим ребенком все будет в порядке!

Тест: Знает ли ваш ребенок, как себя защитить?

Приведенные вопросы рассчитаны на детей от четырех лет и описывают ситуации, с которыми ребенок может столкнуться. В зависимости от возраста сына или дочери и особенностей ваших взаимоотношений вы можете изменять некоторые формулировки. Главное – понять, готов ли ребенок противостоять взрослым в случае их неоднозначного или явно недопустимого поведения.

1. Какая-то женщина обращается к тебе по имени и говорит, что ее прислала твоя мама, что мама попала в аварию и зовет тебя приехать к ней в больницу.

А. Ты подходишь к машине и разговариваешь с женщиной.

Б. Ты садишься в машину, чтобы поскорее оказаться рядом с мамой.

2. Мужчина, которого ты очень любишь, попросил тебя потрогать его половой член, и это тебя напугало. Ты рассказал об этом взрослым, но они тебе не поверили.

А. Ты больше не будешь говорить об этом, потому что считаешь, что никто тебе не поверит.

Б. Тебе грустно, и ты решаешь подождать, пока кто-нибудь отгадает твой секрет.

В. Ты говоришь об этом с другим взрослым, и еще с одним, и еще – до тех пор, пока кто-то из них тебе не поверит.

3. У нас симпатичный новый сосед. Однажды при встрече он говорит, что его кошка родила котят, и приглашает тебя посмотреть на них.

А. Ты колеблешься, потому что плохо его знаешь.

Б. Ты идешь к нему без колебания, потому что обожаешь котят.

4. Ты один в переулке, где у тебя только что сломался велосипед. Мужчина, которого ты иногда встречаешь по дороге в магазин, предлагает тебе занести велосипед к нему в квартиру, где он сможет его починить.

А. Ты идешь за ним, потому что хочешь как можно скорее присоединиться к друзьям.

Б. Ты убеждаешь себя, что у него есть нужные инструменты, и он знает, что делать.

А. Ты отправляешься с ним пешком на поиски нужного дома.

Б. Ты выясняешь, знаком ли ты с этой бабушкой.

6. Кто-то из близких трогает тебя (половые органы, ягодицы: подберите свои слова)

А. Ты терпишь, потому что боишься и потому что вообще-то этот человек тебя любит.

Б. Тебе очень неприятно, но ты не осмеливаешься возражать, потому что взрослый сказал тебе, что это нормально.

7. В парке ты видишь лежащего человека, он говорит, что поранил ногу, и просит помочь ему подняться.

А. Ты помогаешь ему, потому что тебя учили помогать людям.

Б. Ты не знаешь, как быть: и тебе кажется, что человеку очень плохо.

8. Подросток говорит тебе, что примет тебя в свою компанию, если ты пройдешь испытание и разденешься догола. Он говорит, что другие тоже проходили это испытание и хранят это в тайне.

А. Ты подчиняешься: младшие должны слушаться старших, и к тому же ты не хочешь, чтобы тебя считали маленьким.

Б. Ты отказываешься, но никому ничего не говоришь, потому что он пригрозил тебя побить, если ты кому-нибудь расскажешь.

9. Приличный мужчина, прогуливающийся по детской площадке, говорит с тобой и твоими друзьями о сексе.

Б. Тебе неловко, но ты храбришься, потому что с тобой твои друзья.

В. Ты уходишь и зовешь с собой друзей, потому что, даже если он ни о чем не просит, все равно его поведение подозрительно.

10. Кто-то, кого ты любишь, приласкал тебя, и тебе очень хорошо от этого.

А. Тебе приятно, и ты чувствуешь, что должен приласкать его в ответ.

Б. Тебе приятно, но ты этого не показываешь.

В. Тебе приятно, ты обнимаешь и целуешь этого человека, если, конечно, тебе хочется. Ты высказываешь и показываешь, как ты рад(а), что тебя любят.

В любой ситуации, когда незнакомый человек подходит к ребенку и пытается с ним заговорить или потрогать, его реакция должна быть быстрой и громкой. Даже в моменты, когда вы отвернулись, чтобы что-нибудь купить, вы не контролируете ситуацию.

Ваш ребенок должен быть невоспитанным и плохим в ситуациях, если незнакомец его схватил или пытается увести. Кусаться, пинаться, драться, кричать и убегать в людное место.

Но что может мешать ребенку вырваться и убежать?

Правило второе. Преступник – не обязательно мужчина в маске и с ножом

Предлагаю вам спросить у своих детей, как выглядит преступник, похититель, вор?

80% детей дошкольного и младшего школьного возраста ответят примерно так:

  1. Это мужчина
  2. У него страшное/злое лицо
  3. Он одет в черную или полосатую одежду
  4. У него в руках пистолет или нож
  5. Он говорит страшным голосом
  6. У него на лице маска

Поэтому наша миссия, как наставников, и ваша, как родителей, объяснить детям, что преступником может оказаться любой, абсолютно любой человек. И что разговаривать с любым незнакомым человеком запрещено. Пусть это будет закон, непреклонный и непреступный.

Правило третье. Взрослый никогда не обратится за помощью к ребенку

Все мои ученики знают это правило. Ребенок не сможет помочь взрослому лучше, чем другой взрослый. И, если человек обращается с какой-либо просьбой к ребенку, уже нужно насторожиться.

Правило четвертое. Безопасность важнее вежливости

Очень часто в работе я сталкиваюсь со страхом родителей, что после всех рассказов и тренингов про похитителей, злоумышленников, преступников, ребенок перестанет быть отзывчивым, не будет никому доверять, помогать и вообще будет бояться чужих людей.

Первое, что хочется отметить, - на своих тренингах я ни в коем случаем не запугиваю детей и не внушаю им, что все вокруг злые и хотят сделать что-нибудь плохое. Наоборот, я всегда говорю деткам, что в мире добрых людей намного больше, чем плохих. Но в то же время преступники тоже есть. И дети должны это знать и распознать при случае.

Почему домашние разговоры о безопасности зачастую не работают?

Родитель сможет научить ребенка как правильно вести себя в кризисных ситуациях, если он сам – пожарный, полицейский или спасатель. Можно научить музыке, если мама-музыкант, физике, если папа - физик. Но если мама - музыкант, папа-физик, а научить нужно поведению в опасных ситуациях, для этого нужен специалист.
Зачастую ведь родители и сами не знают всех аспектов безопасного поведения. Или не умеют правильно преподнести эту информацию, заинтересовать ребенка, а не превратить беседу в очередное нравоучение и занудство.
Поэтому на помощь родителям приходят специально обученные люди, которые могут заинтересовать темой безопасности, поиграть в игру, помочь ребенку самому докопаться до правильного ответа, отработать все элементы безопасного поведения.
А еще лучше, когда родители и специалисты работают сообща. Когда родители тоже учатся вместе с детьми, а потом обсуждают полученные знания. Когда между родителями и детьми налажен конструктивный диалог и доверительные отношения.

Родителям, которые заботятся о безопасности своих детей, наша школа @stopugroza_sochi помогает научить детей:

  1. Правильно реагировать на любого постороннего человека, а значит, дети смогут сразу распознают злоумышленника.
  2. Понять, что делать, если с ними заговорит посторонний или попытается их увести, и смогут использовать все методы при возникновении опасной ситуации.
  3. Избавиться от стереотипного образа преступника, а значит понять, что в реальной жизни похититель будет совсем не подозрительным.
  4. Узнать, куда бежать в случае опасности и к кому обращаться, а значит найти безопасное место до приезда помощи.

И главное правило: все вышеперечисленное нужно ОТРАБАТЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ в смоделированных ситуациях.

Читайте также: