Как защищаются права добросовестных участников базы млс

Обновлено: 04.07.2024

В статье обозначены проблемы, связанные с истолкованием судами положений ст. 222 ГК РФ о самовольной постройке и применением их к недвижимому имуществу, допущенному государством в свободный гражданский оборот посредством регистрации права собственности на него в ЕГРН (ЕГРП). Такое истолкование приводит к нарушению принципа неприкосновенности собственности, баланса конституционно защищаемых интересов. Сложившаяся практика позволяет лишать добросовестных участников гражданского оборота имущества без выплаты компенсации, перекладывать на них риск ошибок, допущенных органами власти, нести негативные последствия ненадлежащего контроля и бездействия с их стороны. Это влечет нарушение баланса частных и публичных интересов, возлагает чрезмерное индивидуальное бремя на приобретателей недвижимого имущества, в котором были несвоевременно установлены либо оставлены без внимания признаки самовольной постройки, присутствующие до поступления этого имущества в гражданский оборот.

Господство над вещью может быть ограничено лишь общими пределами разумности

В качестве примеров можно привести апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17 июля 2014 г. по делу № 33– 6951/14, решение Советского районного суда г. Волгограда от 26 мая 2015 г. по делу № 2–54/15, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 14 января 2016 г. по делу № 33–160/16, постановление суда кассационной инстанции АС СКО по делу А53–28311/2017 от 27 сентября 2019 г. и др.

Дела данной категории нередко инициированы исками публично-правовых образований об освобождении участков путем сноса, поданными не к застройщику, а спустя годы к последнему приобретателю. Это происходит, поскольку власти не предприняли – в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности при контроле за использованием земельных участков и осуществлением строительства – своевременных мер по установлению имущества, имеющего признаки самовольной постройки, по определению его подлежащим сносу и недопущению в гражданский оборот.

Проблема усугубляется тем, что исковая давность не распространяется на требования о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком (п. 6, 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 9 декабря 2010 г. № 143).

Правовой вакуум

Особому риску подвержены предприниматели в случае, если утрата имущества равноценна утрате бизнеса. Еще в более сложном положении оказываются приобретатели жилья. Положение приобретателей имущества, подлежащего сносу ввиду несвоевременного выявления у него признаков самовольной постройки, хуже, чем у недобросовестных застройщиков, поскольку последние могут соотносить свои действия с положениями ст. 222 ГК РФ: осознавать последствия правонарушений и риск утраты имущества. Что касается добросовестных застройщиков, то закон наделяет их гарантиями.

Неопределенность правового регулирования не позволяет изжить негативную судебную практику, допускающую возложение обязанностей по сносу самовольных построек на приобретателей. Такая практика продолжается вопреки многократно выраженной позиции Конституционного Суда РФ о недопустимости возложения обязанности по сносу самовольной постройки на невиновное лицо (определения от 17 января 2012 г. № 147-О-О, от 20 ноября 2014 г. № 2590-О, от 29 марта 2016 г. № 520-О, от 29 мая 2018 г. № 1174- О и № 1175-О, от 25 октября 2018 г. № 2689-О и др.).

Предусмотрено ли законом?

В связи с приведенной позицией применительно к обозначенной проблеме возникают следующие вопросы:

Распространение судами положений ст. 222 ГК РФ о сносе самовольной постройки на это имущество нарушает системную связь между нормами права и представляет собой фактическое расширение правоприменителем закрепленного п. 2 ст. 235 ГК РФ исчерпывающего перечня оснований принудительного изъятия имущества и прекращения права собственности, что приводит к неоправданному вмешательству государства в реализацию права собственности, нарушению справедливого баланса между общественной целью и правами собственника, налагает на собственника несоразмерное бремя в связи с незаконным изъятием имущества без выплаты компенсации, нарушает его конституционные права.

Позиция Конституционного Суда РФ

Вывод

Таким образом, действующее правовое регулирование в истолковании, применяющемся в судебной практике, не является в достаточной степени доступным, не отвечает требованиям закона. Распространение положений п. 1 и 2 ст. 222 ГК РФ о сносе на имущество, допущенное государством в гражданский оборот посредством регистрации права собственности в ЕГРН, приводит к нарушению принципа неприкосновенности собственности, баланса конституционно защищаемых интересов: государство, охраняя право собственности государства и муниципального образования на земельный участок, устраняется от защиты права собственности на расположенный на нем объект. Однако конституционная идея защиты права собственности такова, что имущество добросовестных участников гражданского оборота должно защищаться в любом случае. Сложившаяся практика позволяет лишать добросовестных участников гражданского оборота имущества без выплаты компенсации, перекладывать на них риск ошибок, допущенных органами власти, нести негативные последствия ненадлежащего контроля и бездействия с их стороны, что приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, возлагает чрезмерное индивидуальное бремя на приобретателей имущества, в котором были несвоевременно установлены либо оставлены без внимания признаки самовольной постройки, присутствующие до поступления этого имущества в гражданский оборот.

Верховный суд. Архивное фото

ВС закрепил позицию, согласно которой суд сам может признавать недобросовестным поведение участника спора даже в том случае, если этот довод не заявляла противоположная сторона. По словам разработчиков, добросовестное поведение - стандарт поведения, который предполагает учет интересов противоположной стороны правоотношения.

По словам разработчиков, под добросовестным поведением подразумевается такой стандарт поведения, который предполагает, в том числе, учет интересов противоположной стороны правоотношения. В частности, содействие другой стороне в получении необходимой информации.

В постановлении ВС РФ закрепил правовую позицию, согласно которой суд сам, по собственной инициативе, может признавать недобросовестным поведение участника спора даже в том случае, если этот довод не заявляла противоположная сторона.

При этом, как пояснил судья ВС РФ Иван Разумов, новшество состоит в том, что постановление разъясняет механизм реализации данной нормы. Так, если суд усматривает признаки недобросовестности одной из сторон, он должен при рассмотрении дела вынести на обсуждение обстоятельства, свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, чтобы стороны могли изложить свои доводы.

При установлении недобросовестного поведения одной из сторон суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично.

Перепост разрешается

Отдельный раздел постановления посвящен применению судами норм ГК РФ о защите нематериальных благ, в частности права на изображение.

Как пояснил ВС РФ, размещение гражданином в общем доступе в интернете своего изображения не дает права другим лицам на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица. В то же время обстоятельства размещения гражданином своего изображения в сети могут свидетельствовать о выражении таким лицом согласия на дальнейшее использование данного изображения, например, если это предусмотрено условиями пользования сайтом, на котором гражданином размещено такое изображение.

В постановлении говорится, что участник коллективного фотоснимка сможет использовать это изображение по своему усмотрению без получения согласия от других изображенных на снимке лиц, если они не запретили такое использование и если изображение не содержит информацию о частной жизни других лиц.

Как пояснили разработчики, суд может, например, признать недобросовестным поведение одного из разведенных супругов, который после развода начнет распространять изображения старых семейных фото.

Согласие на использование изображения не требуется, уточняет ВС РФ, если гражданин является публичной фигурой. Правда, только в том случае, если единственной целью обнародования его изображения не является удовлетворение обывательского интереса к частной жизни публичной персоны либо извлечение прибыли. Не требуется согласие известного лица, если снимок сделан в публичном месте, в том числе, в открытых судебных заседаниях или на мероприятиях.

Критерии злоупотербления

Наличия официального диагноза "хронический алкоголизм" или "наркомания" не требуется для ограничения судом дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками и наркотиками, следует из проекта постановления, который во вторник обсудил Пленум Верховного суда России.

Постановление Пленума ВС РФ закрепляет критерии, которыми могут руководствоваться суды при разрешении вопросов об ограничении дееспособности граждан. Так, для такого ограничения не требуется наличия официального диагноза "хронический алкоголизм" или "наркомания", суд должен оценивать весь спектр доказательств.

Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет расходы, ставящие семью в тяжелое материальное положение, поясняется в проекте.

При этом, как подчеркнула высшая судебная инстанция, наличие у других членов семьи заработка не является основанием для отказа в удовлетворении заявления об ограничении дееспособности гражданина, если будет установлено, что он обязан содержать членов своей семьи, а вместо этого либо не оказывает необходимой материальной помощи, либо сам полностью или частично находится на содержании у членов семьи.

Недействительные сделки

ВС РФ разъяснил вопросы применения норм ГК о недействительности сделок. Как пояснили разработчики, если до корректировки Гражданского кодекса сделки, противоречащие закону или другому нормативному акту, признавались ничтожными, то теперь такие сделки по общему правилу считаются оспоримыми. В связи с чем участникам гражданского оборота надо иметь в виду, что срок подачи иска об оспаривании такой сделки уменьшился с трех лет до одного года.

В постановлении перечисляются сделки, являющиеся ничтожными в силу прямого указания закона. В частности, сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Пленум разъяснил, что под публичными интересами понимаются интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Условиями сделки, противоречащими публичному порядку и, следовательно, ничтожными, судам следует расценивать, например, такие условия, которые нарушают явно выраженный законодательный запрет ограничения прав потребителей.

Госзакупки – сложный механизм, неизбежно сопровождаемый серьезными трудозатратами и финансовыми расходами. Заказчик, планирующий провести тендер, вынужден оценивать претендентов по многим количественным и неколичественным параметрам. Материально-техническая база, кадровый потенциал, наличие референтных проектов в прошлом – лишь некоторые критерии. Ещё одним решающим фактором была и остаётся репутация потенциального контрагента, от которой зависит если не все, то очень многое. Для эффективного и безопасного конкурсного отбора в госзаказах был создан беспрецедентный для России ресурс – Национальный реестр надежных поставщиков.

Резюме

На официальном портале сервиса также ведется онлайн-учет уполномоченных органов, занимающихся сертификацией и руководствующихся в работе положениями закона 184-ФЗ. Этот список уже сейчас включает около 15 аккредитованных центров из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Белгорода, Самары, Тулы. Впрочем, учитывая тот факт, что рассмотрение проходит дистанционно, подать заявку может любое юридическое лицо или ИП, независимо от географической принадлежности на территории РФ. Как ожидают создатели, Единый перечень сертифицирующих центров станет действенным инструментом борьбы с монополизмом в отечественной стандартизации.

Почему это жизненно важно для российского бизнеса?

Уже сейчас очевидно, что систематизация и учет проверенных контрагентов в нашей стране были лишь делом времени. На западе подобные регистры давно стали привычной практикой, которая заметно облегчает жизнь не только государству, но и предпринимательскому сообществу. Так, схожие модели на протяжении многих лет успешно работают в Германии, Великобритании, Франции. Сегодня организаторы госзакупок в России также получили возможность выбирать подрядчиков, сводя к минимуму потенциальные риски. В свою очередь предпринимателям гарантированы многочисленные конкурентные преимущества при участии в торгах.

- Дополнительные квалификационные баллы.

- Приоритетное взаимодействие при формировании начальной максимальной цены контракта.

- Возможность заключения прямых контрактов и участия в неконкурентных закупках.

- Максимальная информационная поддержка.

Важнейшая особенность, которая во многом обеспечивает работоспособность всей системы – проведение ежеквартальных плановых ревизий со стороны держателя. Учитывая тот факт, что состояние отечественной стандартизации далеко от идеального, такой систематизированный подход действительно выглядит как свет в конце туннеля. Можно сказать, что после многолетнего господства тотальной бюрократии и коррупции в сфере сертификации наконец появилась независимая структура, взявшая на себя реальную ответственность за репутацию участников госзакупок.

Принцип строгого контроля не менее важен для самих членов. Он позволяет своевременно выявлять, а также устранять любые возникшие проблемы и недочеты.

Многоуровневая система – объективный отбор

Новая для нашей страны сертификационная экосистема имеет продуманную трехуровневую структуру, обеспечивающую справедливый подход всем субъектам. Это позволяет свести к минимуму негативные моменты, с которыми часто сталкиваются заказчики при выборе исполнителей.

- 1-й уровень (высший). Юрлица и ИП, полностью соответствующие положениям ГОСТ Р 66, введенным в действие Росстандартом.

- 3-й уровень. Потенциальные участники, уже показавшие себя опытными деловыми партнерами. Они самостоятельно предоставляют необходимые сведения и считаются первоочередными претендентами на полноценное членство.

Регламент вступления

Подать заявку на включение в НРНП можно в одном из специализированных аккредитованных центров. Полный список АЦ доступен на портале сервиса. Стандартная процедура выглядит следующим образом:

Претендент заполняет и подаёт онлайн-заявление по установленной форме, размещенной на официальном сайте ресурса.

2. Аккредитованный орган предварительно проверяет предприятие согласно установленным регламентным требованиям. При выявлении несоответствий выдаётся заключение с развернутыми письменными рекомендациями по их устранению. После этого проводится повторная проверка.

3. В случае вынесения положительного решения кандидат предоставляет полный пакет необходимых документов. Обязательно наличие двух действующих сертификатов ИСО (9001-2015 и 14001-2016), а также ГОСТ 54934-2012.

4. Уполномоченные сотрудники проверяют документацию на предмет достоверности и легитимности. После этого проверяющий орган пересылает документы в адрес секретариата АНО.

5. Финальный этап – внесение соответствующей записи и выпуск цифрового Свидетельства. Для заверения используют усиленную квалифицированную электронную подпись.

В большинстве случаев данные вносятся на протяжении трех рабочих дней (в период карантинных ограничений возможны задержки). Свидетельство действительно в течение трех лет с момента выдачи. Важное требование – успешное прохождение ежеквартальных плановых ревизий.

Прозрачные условия для заказчиков

Частные и госзаказчики, использующие новый ресурс учета, получают бесплатный доступ к информации об исполнителях, необходимой для жизнеобеспечения конкурсных торгов. В частности, в их распоряжение предоставлены актуальные сведения о финансовом положении, включающие финпоказатели по итогам завершенного налогового периода. Это минимизирует риски и сводит к нулю вероятность заключения контрактов с недобросовестными агентами.

Полное и сокращённое наименование субъекта.

- Регистрационный номер свидетельства о включении в НРНП.

- Текущий статус (действующий, актуализирован, остановлен, исключен).

- Сведения о госрегистрации.

- Инициалы и прямые контакты руководителя и/или собственника.

- Адрес места нахождения.

- Заключение о соответствии, полученное по результатам ревизии ответственного АЦ. Дата проведения последних контрольных мероприятий.

Коммерческая сертификация

Ведение Реестра – не единственная задача, возложенная на автономную организацию. Помимо этого она имеет право на осуществление коммерческой деятельности, в рамках которой занимается добровольной оценкой предприятий разных сфер промышленности, коммунального и сельского хозяйства. Отзывы компаний, уже воспользовавшихся такой услугой, свидетельствуют о профессиональном подходе команды Нацреестра.

Оценка нематериальных критериев участников закупок – процедура, к которой подходят с особой щепетильностью. Как несколько десятилетий назад, так и сегодня её серьёзно осложняет отсутствие единой модели добровольной сертификации. На отечественном рынке представлены без преувеличения тысячи СДС (в том числе внутренние, как в случае с Газпромом). Эксперты неоднократно подчеркивали: избежать полного хаоса в этом вопросе поможет только введение унифицированного механизма, который бы отвечал запросам одновременно всех отраслей, от бытовых услуг и HoReCa до сельского хозяйства и тяжелой промышленности. Именно такие амбициозные, но вполне достижимые цели ставит перед собой Национальный реестр надежных поставщиков. Сертификат организации имеет все шансы стать единым стандартизированным решением для бизнеса, желающего активно участвовать в закупках. Ожидается, что это произойдет уже в обозримом будущем.

Как это выглядит на практике?

Первым шагом стала разработка базового нацстандарта СТО Р 66.57676-2017.03-20, определяющего ключевые принципы, на которых должна строиться закупочная деятельность в РФ. Для предприятий, претендующих на звание благонадежных контрагентов, был составлен подробный список условий. При этом разработчики ориентировались преимущественно на опыт, существовавший на тот момент в строительной отрасли. Новый СТО успешно прошел регистрацию и уже считается рекомендательным для компаний-участниц конкурентного отбора в рамках госзаказов. Срок действия – 3 года (требуется прохождение ежегодного ревизионного контроля).

Ещё один собственный стандарт организации – СТО НРНП-2019. Проверяемого заявителя анализируют на соответствие Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. Также оценивают его нематериальные критерии: опыт и бизнес-репутацию. При этом ответственные ревизоры оставляют за собой право инспектировать субъект предпринимательской деятельности во внеплановом порядке при поступлении каких-либо жалоб или претензий со стороны третьих лиц. Срок действия сертификата – 1 год.

С регламентом, а также правилами и условиями НРНП можно в любой момент ознакомиться на официальном сайте сервиса.

Добросовестность поставщика по 44-ФЗ — важнейший показатель, на который ориентируется заказчик при подписании контракта с исполнителем. Проверять добросовестность особенно полезно, когда наблюдается искусственное занижение цен поставщиком, которое также называется демпингом.

Добросовестный поставщик: кто он

Добросовестность — это статус, который имеет значение при подписании контракта. Простыми словами, добросовестность поставщика — это факт умения работать с государственными заказчиками, подтверждённый определённым документом, о котором мы поговорим позже.

В зачёт добросовестности идут исключительно сведения из реестра государственных контрактов о тех договорах, которые уже исполнены поставщиком.

Один из основополагающих принципов государственных закупок — принцип обеспечения конкуренции. Он подразумевает, что любое заинтересованное лицо может принять участие в госзакупках и стать исполнителем контракта. Конкуренция между участниками должна быть добросовестной, то есть честной.

К недобросовестной ценовой конкуренции относят, в частности, демпинг. О нём мы поговорим в следующем разделе. Но добросовестность проверяют не только по этому параметру: заказчики внимательно изучают уже закрытые поставщиком контракты и проверяют, не уплачивал ли тот неустойки, пени и штрафы.

Если подрядчик некачественно выполнил предыдущие контракты, вероятно, он некачественно выполнит и контракт текущий. Поэтому проверка подрядчика на добросовестность — обязательный этап, который проходят все.

Что в 44-ФЗ понимается под демпингом

Демпинг — это, простыми словами, искусственное занижение цены. В госзакупках демпингом считают снижение цены на 25% и больше от начальной максимальной цены контракта. Часто встречается занижение цены и на гораздо больший процент.

В некоторых случаях поставщик, в силу своей неопытности, занижает цену, сам того не осознавая. Это бывает, когда он не учитывает те или иные нюансы, которые вскроются уже при выполнении контракта.

Бывает и такое, что начальная максимальная цена контракта изначально завышена. Заказчик может завысить НМЦК специально или по ошибке, а подрядчик выставить цену адекватную. В итоге разница между ними может превышать 25%.

Антидемпинговые меры

Для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков при сильном занижении цен применяют антидемпинговые меры. Их проводят по следующим сценариям:

  1. Если цена контракта 15 млн рублей и менее, поставщик предоставляет обеспечения контракта, увеличенное в полтора раза, либо документы, которые удостоверяют его добросовестность по 44-ФЗ.
  2. Если цена контракта более 15 млн рублей, то поставщик в любом случае предоставляет обеспечение контракта, увеличенное в полтора раза.

Такие меры применяются, если цена, предложенная поставщиком, более чем на 24% меньше начальной максимальной цены контракта.

Какого участника закупки считают добросовестным

Добросовестный участник закупки по 44-ФЗ — это поставщик, который успешно выполнил все предыдущие контракты. В первую очередь он должен отсутствовать в реестре недобросовестных подрядчиков, но заказчик будет проверять его не только на это.

Подтверждение добросовестности поставщика заказчик может найти в реестре заключённых контрактов. Если в течение последних трёх лет поставщик выполнил не менее трёх заказов без штрафов и неустоек, его можно считать добросовестным. При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее 25% от НМЦК, установленной заказчиком.

Поставщик может самостоятельно предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность по 44-ФЗ. Поговорим о ней в следующем разделе.

Образец подтверждения добросовестности

В законе не установлено специальной формы подтверждения добросовестности по 44-ФЗ, поставщик может составить её в любом виде. Хотя никаких правил относительно заполнения этого документа нет, составлять его нужно, используя только ту информацию, которая потребуется заказчику.

В документ нужно включить информацию об уже заключённых контрактах. В ней должны быть отражены следующие сведения:

  • реестровый номер записи контракта;
  • сведения о заказчике — ИНН и название;
  • цена, за которую был совершён контракт;
  • предмет контракта;
  • даты заключения контракта и его исполнения;
  • указание на наложенные неустойки, пени и штрафы, если таковые имели место.

Чтобы облегчить себе задачу, можно воспользоваться образцом подтверждения добросовестности.

Образец подтверждения добросовестности

Какая информация говорит о добросовестности по 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, главный источник сведений о добросовестности поставщика по 44-ФЗ являются уже завершённые им контракты. Важно понимать, какую информацию можно из них почерпнуть, какие договоры не будут идти в счёт, кто являлся заказчиком и т.д.

На каком этапе закупок предоставляют информацию о добросовестности

Заказчик должен подтвердить свою добросовестность, но, в зависимости от вида госзакупки, он должен делать это в разное время. В таблице отражено, когда заказчик направляет информацию, а также меры, которые будут к нему применены, если он её не предоставит, либо предоставит недостоверные сведения.

Вид госзакупки Электронный аукцион Открытый конкурс в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме Все виды конкурса, в том числе закрытый
Когда предоставлять информацию При направлении заказчику подписанного контракта При отправке заявки на участие в госзакупке
Кто проверяет информацию Комиссия по осуществлению закупок
Если вы не предоставите информацию Договор с поставщиком не будет заключён, и самого поставщика признают уклонившимся от заключения контракта Контракт с участником закупки будет заключён после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, на 150% превышающем размер обеспечения исполнения контракта
Если вы предоставите недостоверную информацию Заявка поставщика будет отклонена
Как заказчик оформляет решение Решение будет оформлено протоколом и размещено в ЕИС Решение будет оформлено в протоколе определения поставщика с указанием причин отклонения такой заявки, а затем доведено до сведения поставщика

Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства, действуют немного другие правила.

Если закупка проводится среди субъектов малого и среднего бизнеса

Все закупки можно разделить на две большие категории:

  1. Закупки на общих основаниях.
  2. Закупки для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для СМП добросовестность по 44-ФЗ имеет большее значение, а для закупок на общих основаниях она требуется реже.

Субъект малого предпринимательства может не платить обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств, а также к нему не применяются антидемпинговые меры. То же относится и к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Поставщик должен предоставить заказчику сведения о трёх завершённых контрактах за последние три года, как было сказано в предыдущих разделах. Контракты должны быть исполнены без штрафов и пеней, а их общая сумма должна быть покрывать начальную стоимость текущей закупки. То есть, поставщик должен доказать свою добросовестность.

Читайте также: