Как заработать на регистрации иностранных граждан

Обновлено: 02.07.2024


Постановка на миграционный учет иностранных граждан претерпела определенные корректировки в 2021 году. В чем заключается новый регламент? Какой нормативный акт его устанавливает? Рассмотрим алгоритм учета иностранцев в нашем обзоре.

Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ

Правовое регулирование учета граждан зарубежных стран основывается на нескольких нормативных актах. В них же установлены правила осуществления миграционного учета иностранных граждан.



ВАЖНО! Временно пребывающий — прибыл по визе и получил миграционную карту. Временно проживающий — иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ. Постоянно проживающий — иностранец, получивший вид на жительство в РФ.

О пенсионных взносах временно пребывающих в России мы писали здесь. А о ДМС временно пребывающих в России читайте в статье.

Как видим, различают два вида миграционного учета иностранных граждан в РФ в 2021 году:


Причины для постановки на миграционный учет:

  • въезд жителя иного государства в РФ;
  • оформление рождения в России иностранца, если гражданство не предоставлено автоматически;
  • утрата гражданства РФ человеком, находящимся в Российской Федерации.

Далее рассмотрим оба вида постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2021 году подробнее.

Оформление по месту проживания

Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:

На схеме ниже представлено, какие документы нужны для миграционного учета по месту жительства:


За подачу заявления необходимо уплатить пошлину (до его подачи либо после, если заявление подано в электронном виде).


Сроки постановки на миграционный учет по месту жительства — 7 рабочих дней.


Как оформиться по месту пребывания

Временно пребывающие иностранцы или временно проживающие иностранцы, которые находятся в месте пребывания, отличном от места жительства, должны оформиться по месту пребывания.


Для регистрации необходимо подать уведомление в территориальный орган МВД в течение 7 дней с момента приезда (или истечения допустимого срока пребывания без регистрации).

Уведомление заполняют на определенном бланке по форме, которую можно скачать в начале статьи.

Обязанность по подаче уведомления лежит на принимающей стороне. В исключительных случаях подать его может сам иностранный гражданин.

Принимающая сторона — это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец, юридическое лицо, государственный орган либо международная организация, предоставившие иностранцу для фактического проживания жилое или иное помещение.

Как оформить иностранца на работу? Ответ — здесь.

Когда сам иностранец может подать уведомление:


Посмотрите, какие бумаги следует предоставить для регистрации по месту пребывания помимо уведомления:


Регистрационные сведения вносят в базу миграционного учета в течение трех дней.

Итоги

Граждане иных стран, приехавшие в Россию, подлежат миграционному учету. Есть два вида учета: по месту пребывания или по месту жительства. Закон дает на регистрацию 7 дней. Заявление подает или сам иностранец (при оформлении по месту жительства), или тот, кто принимает иностранца на своей территории (при оформлении по месту пребывания).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Консалтинг. Консалтинг… Слово популярное, но вот что под ним скрывается понятно далеко не всегда. Когда мы видим фирму, называющую себя консалтинговым агентством, то с одной стороны понимаем, что её специалисты кого-то в чём-то консультируют. Но с другой – вообще не представляем кого и в чём (утверждение не относится к людям, которые в этом бизнесе заняты, хотя иногда и к ним – тоже).

Свой консалтинговый бизнес. Как зарабатывать на консалтинге

Вообще консалтинг – деятельность по консультированию фирмы, а точнее её руководителей, или управляющих разных звеньев по финансовым, техническим, технологическим, управленческим и другим вопросам. То есть по факту, это такая всеобъемлющая сфера, что глаза могут разбежаться. И именно потому сразу непонятно, чем фирма занимается.

Зато понятно, что работающие в ней специалисты, должны быть действительно специалистами с большой буквы. Так как обязаны разбираться в сфере, по которой будут консультировать лучше чем кто бы то ни было, включая и руководителей фирм, так как именно они – наниматели консультантов.

Соответственно и деньги там крутятся немалые. Обычно услуги профессиональных консультантов стоят ой как не дёшево. Ведь от их услуг зависит прибыль всей фирмы и её успех.

Что такое миграционный консалтинг и как на этом зарабатывать

Почему открыть консалтинговое агентство непросто?

Потому что открыть просто консалтинговое агентство – это значит открыть фирму, которая будет предоставлять высокопрофессиональных консультантов в большинстве сфер. И просто физически не получится найти столько специалистов. И даже если вы их найдёте, то как сможете нанять. Придётся тратить огромные средства, которые проще вложить в иной бизнес.

Рассчитывать на то, что вы найдёте специалистов, а платить им будете только процент со сделок – так себе вариант. Это невыгодно в первую очередь специалистам, которые будут просиживать без дела, пока вы пытаетесь найти клиентов. А с нуля их искать – дело долгое и неблагодарное.

Есть ещё вариант – аутсорс. Это когда вы сами нанимаете специалистов на заказ. То есть сначала вы находите заказ на консалтинговые услуги. Потом под этот заказ находите и нанимаете специалиста. Но опять же, прокатит далеко не всегда. В первую очередь возникнет вопрос у вашего потенциального клиента – а собственно, для чего ему вы? Когда он сам может обратиться к этому специалисту и заплатить меньшую цену, ведь она будет без вашей комиссии.

Если же не говорить клиенту, что специалиста вы ищите на стороне, то чем будете козырять? Отсутствием специалистов? Вопрос.

Что такое миграционный консалтинг и как на этом зарабатывать

Попадаются и франшизы, которые пытаются объединить в себе несколько направлений консалтинга. Вот только нет ни одной, которая бы сосредоточила в себе консультации бизнеса по всем возможным сферам его деятельности. И если фирма занимается одновременно и юридическим консалтингом и маркетинговым, то вероятность, что она ещё занимается и управленческим – стремится к нулю.

Отсюда вывод, к которому мы собственно и шли. Не нужно стремится открывать консалтинговое агентство широкого профиля. Выгоднее и надёжнее сосредоточить поиск на конкретной нише. Осталось понять – на какой.

Что такое миграционный консалтинг и как на этом зарабатывать

Какой консалтинг лучше для бизнеса

Но что, если рассмотреть нишу, которая ещё практически не занята? Это, во-первых. И, во-вторых, ориентироваться не только на сектор бизнес-бизнесу, а охватить аудиторию, которая будет состоять ещё и из простых потребителей?

Можно скептически к этому относиться, но такие ниши есть. Вероятнее всего, потому что работа в них достаточно сложная, а ещё – потому что с первого взгляда непонятно, сколько потенциальных клиентов есть в этой нише, чтобы с превеликим удовольствием вливаться в неё со своим стартапом.

Что такое миграционный консалтинг и как на этом зарабатывать

Миграционный консалтинг

К таким нишам относится как раз миграционный консалтинг. На самом деле – сфера может вместить в себя ещё множество предпринимателей. А размер потенциальной аудитории – велик.

Суть миграционного консалтинга в том, чтобы обеспечивать грамотную консультацию граждан по вопросам пребывания и занятости на территории РФ. Естественно, иностранных граждан.

Здесь может возникнуть вопрос – а что, работать придётся с иностранцами? Зачем так усложнять бизнес? Ответ прост. Миграционные центры могут заниматься не только вопросами для иностранцев. Наши граждане также нуждаются в ответах на вопросы, если, например, у них возникла идея переезда на ПМЖ в другую страну.

Что хорошо в первую очередь – клиентов действительно может быть много. Вопросы связанные с миграцией в РФ на самом деле частые. И как показывает практика, их количество только увеличивается.

Что хорошо во вторую очередь – пока что тех, кто профессионально занимается консультацией граждан по таким вопросам – мало.

Что такое миграционный консалтинг и как на этом зарабатывать

Почему в миграционном консалтинге выгоднее покупать франшизу, чем начинать с нуля

Основная причина покупки франшизы – у вас не будет болеть голова, когда вы задумаетесь над вопросом – как систематизировать все необходимые данные, чтобы можно было грамотно проконсультировать людей по вопросам миграции. Ну и, конечно, резко встанет вопрос правильного поиска клиентов.

Франшиза может помочь с:

* Именем. Если вы откроетесь с нуля, о вас знать никто не будет. А если по франшизе, которая уже имеет опыт работы в сфере консалтинга – можно рассчитывать на узнаваемость. Хотя, конечно, говоря о сфере миграционного консалтинга – узнаваемость – слишком громкое слово. Однако, всё равно, люди, находящиеся в поиске хорошей консультации, будут в первую очередь обращаться к крупным фирмам, а не тем, которые открыты только в одном небольшом городке и совсем недавно.

* Готовой схемой старта и работы. Обычно покупка франшизы подразумевает, что работать вы будете по схеме головного офиса, соответствуя регламенту и общему стилю всей сети. Плохого в этом ничего нет, учитывая, что зачастую франчайзер уже успел ко времени вашего старта изучить все стандартные ситуации и вопросы от клиентов и имеет на них ответы. Согласитесь, гораздо выгоднее сразу делать ставки на качественный сервис для своих потребителей.

Что такое миграционный консалтинг и как на этом зарабатывать

Минусы франшизы

Стандартные минусы покупки франшизы (неважно в какой сфере):

* Бизнес всё-таки не становится полностью вашим. Вы действуете под патронажем головного офиса.

* Приходится платить паушальные взносы и роялти.

* Гарантий, что будет удачный запуск, быстрый старт, и беспроблемный выход на чистую прибыль вам всё равно никто дать не сможет. Единственное, что может гарантировать по-настоящему франчайзер – свою вовлечённость в процесс становления вашего бизнеса.

Впрочем, все эти минусы легко перевешиваются плюсами, которые можно получить работая по договору франчайзинга. Но только в том случае, если и вы, и франчайзер понимаете всю ответственность вашей совместной работы. Здесь мы плавно подошли к тому, что неустанно повторяем в каждой статье (иначе – никак).

Всегда проверяйте всю информацию. Не ограничивайтесь коммерческим предложением от франчайзера. В нём описывается лишь то, что выгодно описывать. После ознакомления с КП, не поленитесь составить список вопросов, на которые хотели бы получить ответы для полного представления о том, как будет строиться работа по франшизе. А после этого связывайтесь с представителями заинтересовавшей вас фирмы и узнавайте всё напрямую, благо сделать это просто. Например, на странице любой проверенной франшизы в нашем каталоге есть форма, с помощью которой можно это сделать. Убедитесь сами.

Что такое миграционный консалтинг и как на этом зарабатывать

Вернёмся к теме миграционного консалтинга. Мы уже упомянули, что эта ниша ещё не до конца занята. Однако даже там уже можно найти франчайзинговые предложения.

Как заявляет сам франчайзер – они единственная фирма (возможно пока), которая предлагает услуги иммиграции для всех слоёв населения независимо от сферы деятельности и уровня доходов.

Если это действительно так (сами мы это не проверяли, каемся), то предложение действительно интересное и стоящее. Найти незанятую нишу в наше время – задача сложная.

Для будущих франайзи будет интересно

Франшиза не подразумевает взимание роялти. Есть только паушальный взнос. Он немаленький – 438 тысяч. Но сумма по меркам бизнеса всё же не баснословная.

Обязательное обучение в 2-3 недели. На самом деле – очень важная информация. Франчайзер, который сам обучает своих франчайзи и заботится о том, что бы под его брендом работал профессионал, а не ограничивается передачей методичек – заслуживает внимания как никто другой.

Эксклюзивность на территорию. Об этом мы уже говорили выше.

Что такое миграционный консалтинг и как на этом зарабатывать

Миграционный консалтинг с нуля

Должны признать, что открыть с нуля бизнес в такой сфере, как миграционный консалтинг очень сложно без посторонней помощи. Слишком много нюансов. И слишком специализированная тематика. Хотя если вы до этого работали непосредственно в этой сфере, то вам будет значительно проще. По крайне мере не придётся узнавать всё с нуля.

Как открыть ИП или ООО иностранцу

Как открыть ИП иностранцу

Индивидуальных предпринимателей в России регистрируют по месту жительства (закон № 129-ФЗ от 08.08.01 года). И если жители страны открывают ИП по прописке, то иностранцу нужно законное обоснование того, что он может долгое время находиться в РФ.

Такими документами становятся вид на жительство и разрешение на временное пребывание.

Для регистрации ИП иностранцу нужно сначала получить:

  • вид на жительство или ВНЖ. На основании этого документа нерезидент вправе выбрать любой регион для регистрации и осуществления предпринимательской деятельности;
  • разрешение на временное пребывание или РВП. Иностранец с РВП может заниматься предпринимательской деятельностью только в том регионе России, где он оформил РВП.

Наличие визы не может служить основанием для регистрации ИП на территории РФ и не заменяет ни один из этих документов.

Для регистрации ИП иностранному гражданину нужно подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца — паспорт или другой документ;
  • копия свидетельства о рождении или иной документ, который подтвердит место и дату рождения заявителя — если в паспорте нет этих данных;
  • ксерокопия ВНЖ или штамп РВП. Обычно достаточно копии, но лучше уточнить в инспекции, нужно ли копию нотариально заверять;
  • документ о прописке в России;
  • нотариальный перевод паспорта и свидетельства о рождении;
  • заявление о регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001. Поля, в которых вносятся ФИО иностранца, место рождения и адрес проживания нужно заполнить на русском и иностранном языках. Если подаёт документы доверенное лицо, то заявление нужно заверить у нотариуса;
  • квитанцию об оплате госпошлины. В 2020 году она равна 800 рублям. Если регистрироваться на сайте налоговой инспекции, Госуслуги или через МФЦ, то на госпошлине можно сэкономить. Для сайта ФНС и Госуслуги понадобится электронная цифровая подпись. Для МФЦ ЭЦП не нужна только если там налажен электронный документооборот с налоговой инспекцией.

При подаче документов в инспекцию помимо копий нужно предоставить оригиналы документов. Инспектор сверит всю информацию и вернёт их представителю.

Как подать документы на регистрацию ИП иностранцу

Для предоставления сведений в налоговую инспекцию иностранец может:

Если все документы заполнены правильно и прошли проверку, через 3 рабочих дня налоговая инспекция примет решение — зарегистрировать ИП или отказать. При положительном решении инспекция выдаст на руки лист записи в ЕГРИП.

Кроме того, если у иностранца раньше не было ИНН, при оформлении документов его автоматически присвоят. Тогда срок может увеличиться да 5-ти рабочих дней. После регистрации инспекция сама направит сведения в ПФР и страховые фонды — специально регистрироваться там не нужно.

Получить документы о регистрации можно тем же способом, которым заявитель послал документы. Если документы были сданы в бумажном виде, за их получение нужно обратиться в ФНС или МФЦ. При подаче онлайн документы пришлют на на электронную почту, указанную в заявлении.

В некоторых случаях инспекция отказывает в регистрации ИП. Кроме общих причин, налоговики могут не открыть ИП, если до окончания сроков РВП и ВНЖ осталось меньше шести месяцев.

Налогообложение ИП-иностранца

Иностранец в статусе ИП может использовать все режимы налогообложения, действующие в России. Единственная разница — в ставке налога на доходы физлиц, если ИП применяет общую систему налогообложения.

Ставка зависит от того, как долго находится иностранец на территории России. Если он пребывает в стране суммарно меньше 183 дней в течение последних 12 месяцев, он считается нерезидентом РФ и обязан платить НДФЛ по ставке 30%. Если 183 дня и больше, он получает статус налогового резидента и с этого момента вправе платить НДФЛ 13%, как российские граждане.

Если предприниматель выберет УСН, то в течение 30 дней после регистрации ему нужно подать заявление на упрощёнку. Без этого ИП автоматически переведут на общую систему налогообложения.

Как открыть ООО иностранцу

Согласно российскому законодательству ООО могут открыть как иностранные юридические лица, так и обычные граждане. Если иностранец или иностранная компания самостоятельно регистрируют организацию в России и являются единственными учредителями, такая форма бизнеса считается обществом с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями.

Если в состав учредителей входят не только иностранцы, но и российские граждане или компании, такое ООО называется обществом с долевым участием или совместное предприятие.

Процедура открытия ООО иностранным гражданином полностью совпадает с процессом регистрации компании жителем России. Отличие только в том, что у иностранца должен быть нотариально заверенный перевод паспорта на русском языке.

Чтобы зарегистрировать общество, иностранец-учредитель обязан внести уставный капитал. Обязательная минимальная сумма — 10 000 рублей. В уставный капитал можно вложить деньги и имущество свыше этой суммы, но минимальный взнос нужно сделать деньгами. Для этого учредителю придётся открыть в России валютный и рублёвый банковские счёта. Валютный счёт нужен, если уставный капитал будет перечислен в валюте. При взносе в рублях достаточно рублёвого счёта. Срок взноса в уставной капитал — 4 месяца с момента государственной регистрации общества.

Учредителю компании при регистрации бизнеса не обязательно проживать или находиться на территории России. Открыть и вести бизнес можно и за границей. Поэтому, учредителю не нужно получать вид нa житeльcтвo или paзpeшeниe нa пpoживaниe.

Для компаний с иностранным капиталом нормативными актами могут быть установлены запреты или ограничения по видам деятельности (банковская, страхование, деятельность гражданской авиации) или на определенные сделки. Также есть запреты на создание организаций с иностранным капиталом на закрытых территориях.

Документы для регистрации

Если ООО учреждает физическое лицо, при подаче документов нужно будет предъявить нотариально заверенный перевод паспорта, т.к. делопроизводство в России ведут на русском языке. Проще заказать перевод в России, чтобы не было ошибок и не пришлось дополнительно переводить и легализовать документ, удостоверенный иностранным нотариусом.

Остальной пакет документов такой же как при регистрации ООО резидентом.

  1. Заявление по форме Р11001. Если иностранец обращается лично, то нотариально заверять не потребуется. Если подаёт через представителя — необходимо обратиться к нотариусу. Если учредителей несколько, каждый будет являться заявителем. На каждого заполняется соответствующий лист не только как на участника (лист В), но и как на заявителя (лист Н). И каждый обязан либо явиться непосредственно в ИФНС или МФЦ, либо обратиться к нотариусу для удостоверения подписи.
  2. Заявление и прочие документы можно подать через российского нотариуса без явки в ИФНС или в МФЦ.
  3. Решение о создании ООО. Решение можно делать либо сразу на русском, либо двуязычное, чтобы обойтись без нотариального перевода. Если компанию учреждают несколько иностранных граждан, нужно приложить протокол собрания и указать размеры долей учредителей ООО. Нотариально удостоверять ни решение, ни протокол не нужно.
  4. Устав ООО на русском языке или двуязычный. Лучше сразу предоставить Устав в двух экземплярах, чтобы потом не пришлось подавать заявление на получение заверенной копии. В некоторых регионах принимают только один экземпляр.
  5. Квитанция об уплате госпошлины — 4 000 рублей. Если подаёте документы через нотариуса, пошлину платить не нужно. При этом важно иметь в виду, что при подаче через ИФНС и через МФЦ будут применяться разные КБК.
  6. Гарантийное письмо на юридический адрес или cвидeтeльcтвo o пpaвe coбcтвeннocти нa пoмeщeниe, гдe расположится OOO.

Документы можно передать в налоговую лично, через представителя с нотариально заверенной доверенностью или выслать почтой России с описью вложения и почтовым уведомлением о вручении. Через три рабочих дня регистрирующий орган даст ответ.

При успешном открытии представитель ООО получит в электронном виде такие документы:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — ИНН;
  • лист записи из ЕГРЮЛ;
  • устав с отметкой налоговой.

В бумажном виде эти документы в налоговой инспекции теперь выдают только по запросу.

Вывод

Иностранцы могут вести бизнес в России. В общем, для иностранных граждан процедура регистрации такая же, как для жителей России. Размер налогов зависит не от гражданства, а от места постоянного проживания иностранца. Для получения статуса ИП иностранцу нужно оформить ВНЖ или РВП. ООО, основанные иностранцами, облагаются налогом на общих основаниях. Разница только в налогообложении дивидендов.


Бизнес-идея: посреднические услуги по регистрации иностранцев

Россия остается магнитом для иностранных граждан, желающих переехать на постоянное место жительства или получить здесь временную работу. Преимущественно в РФ приезжают граждане постсоветских стран: Украины, Белоруссии, среднеазиатских и закавказских стран. Иностранцы сталкиваются с необходимостью легализации пребывания на территории России. Это позволяет предприимчивым жителям крупных городов организовать посреднический бизнес, построенный на оказании консультативных и практических услуг по оформлению документов в органах власти.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Бизнес-идея: посреднические услуги по регистрации иностранцев


Иностранцам обычно нужна помощь и они готовы за нее платить

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Посредники могут оказывать иностранцам следующие услуги:

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

• Консультации по вопросам легализации пребывания в РФ.
• Помощь в оформлении необходимых документов.
• Услуги по временной регистрации граждан на территории России.
• Содействие в поиске съемного жилья.
• Содействие в трудоустройстве.
• Помощь в оформлении документов для участия в программе возвращения соотечественников.

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

Главным источником доходов бизнеса должны стать услуги по временной регистрации граждан на территории РФ. Предпринимателям необходимо найти достаточное количество граждан России, имеющих свободную жилплощадь и готовых на платной основе зарегистрировать иностранцев без фактического заселения. В этом случае клиент-иностранец оплачивает услуги по временной регистрации, а посредник передает большую часть платы владельцу жилья, оставляя себе комиссионное вознаграждение.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Бизнес-идея: посреднические услуги по регистрации иностранцев


На бюрократии можно зарабатывать

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Содействие в поиске съемного жилья может осуществляться при партнерской помощи риелторских контор. В этом случае предприниматель выступает агентом специалиста по недвижимости или даже сам оказывает риелторские услуги. Иностранный гражданин может оплачивать услуги по факту заселения, а посредник и риелтор в этот момент должны получать комиссионное вознаграждение.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Необходимые ресурсы

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Рассматриваемый бизнес предполагает постоянное общение с клиентами. Поэтому предпринимателям понадобятся следующие ресурсы:

p, blockquote 9,1,0,0,0 -->

• Офис. Это может быть небольшой кабинет в деловом центре. Главное, чтобы посредник имел возможность встретиться с клиентом в собственном помещении. Это необходимо для формирования доверия.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

• Служебный автомобиль. Он понадобится для передвижения по городу между государственными органами, которые оформляют разные виды документов.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

• Стационарный и сотовые телефоны для общения с клиентами.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

• Сайт проекта с возможностью оформить заказ и обратиться к оператору в режиме онлайн.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

• Партнерские отношения с риелторами.

p, blockquote 14,0,0,1,0 -->

• Партнерство с владельцами жилой площади, которые хотят зарабатывать на временной регистрации иностранцев. База домовладельцев станет основным активом предпринимателей, поэтому к ее формированию необходимо подходить с ответственностью.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

• Средства на оплату труда офис-менеджера. Этот специалист должен отвечать на звонки клиентов, а также общаться с посетителями сайта.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

• Средства на маркетинг проекта. Бизнесменам придется рекламировать сайт в интернете, а также печатать и раздавать потенциальным клиентам полиграфическую продукцию: визитки и листовки.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Бизнес-идея: посреднические услуги по регистрации иностранцев


Предпринимателям нужно научиться работать с органами власти

p, blockquote 18,0,0,0,0 --> p, blockquote 19,0,0,0,1 -->

Для реализации этой идеи бизнесменам не нужно вкладывать большие средства. На первом этапе работы достаточно создать сайт, напечатать визитки и заплатить за рекламу в интернете и в прессе. Этот бизнес подойдет людям, которые умеют общаться, имеют связи в органах власти и способны разобраться в тонкостях административных процедур, которые должны пройти иностранные граждане для легализации пребывания в России.

Екатерина Соловьева

Если в штат сотрудников компании входят иностранцы, бухгалтеру по расчету заработной платы следует уделять особое внимание этой категории граждан. Расчет зарплаты, НДФЛ и страховых взносов имеет для них свои особенности. О начислениях, выплатах и удержаниях из заработка иностранных работников пойдет речь в этой статье.

Резидент — нерезидент?

В первую очередь при расчете зарплаты иностранцам нужно определить является он резидентом или нерезидентом РФ: от этого зависит ставка взимания НДФЛ, а также разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ), и применение налоговых вычетов по НДФЛ (так, в соответствии с п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ нерезиденту вычеты не предоставляются).

Важно!

В первую очередь необходимо установить, какое время иностранец находится в России. Подойдут любые документы, подтверждающие пребывание работника в стране, с отметкой погранслужбы:

  • заграничный паспорт;
  • дипломатический документ;
  • служебное свидетельство;
  • паспорт моряка;
  • миграционная карта;
  • проездной документ беженца и т.п.

Если иностранец не подтвердил период нахождения на территории страны, взимать налог с его заработка нужно по ставкам, применяющимся при расчете зарплаты нерезидентам.

Чтобы узнать статус получателя дохода, необходимо вычислить количество дней (календарных), в течение которых гражданин фактически находился на территории нашей страны за двенадцать месяцев, следующих подряд.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Данный порядок изложен в п. 2 ст. 207 НК РФ. Но есть и исключения:

  • военнослужащие РФ, осуществляющие выполнение поставленных задач за пределами нашей страны (либо служащие за границей),
  • работники органов госвласти и ОМСУ, находящиеся в зарубежной командировке.

Указанные категории являются резидентами Российской Федерации. Количество дней, которые они находятся в нашей стране, значения не имеет (п. 3 ст. 207 НК РФ).

Как удерживать НДФЛ с иностранцев

Применяются следующие ставки:

  • 13 % НДФЛ начисляется резиденту.
  • 30 % взимается с нерезидентов, если нет исключений (п. 3 ст. 224 НК РФ).
  • граждан государств-членов ЕАЭС;
  • высококвалифицированных специалистов (только доходы от трудовой деятельности);
  • беженцев и лиц, получивших временное убежище;
  • временно пребывающих в РФ иностранцев, работающих на основании патента;
  • участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей;
  • членов экипажей судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации.

Если статус сотрудника-иностранца в течение года изменится, НДФЛ нужно пересчитать исходя из нового статуса работника (п. 3 ст. 226 НК РФ).

Важно!

Свои тонкости есть при расчете НДФЛ иностранцев на патенте. На период его действия применяется ставка 13%. Если срок действия патента истек, налог на доходы будет исчисляться исходя из статуса иностранного работника. Резидент продолжит уплачивать 13%, нерезидент — 30%.

Взносы во внебюджетные фонды с зарплаты иностранного сотрудника

Законы 125-ФЗ от 24.07.1998 г. и 255-ФЗ от 27.07.2010 г. предусматривают страхование каждого гражданина с первого дня его пребывания в России путем добровольного медицинского страхования. При устройстве иностранца на работу вступает в силу ТК РФ, который запрещает найм без оформления договора о ДМС.

Отчисления в Пенсионный фонд также обязательны почти для всех иностранцев. Исключением являются временно работающие на территории РФ высококвалифицированные эксперты.

Удержания в ФСС от несчастных случаев также являются обязательными.

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов представлены в таблице:

Отличия взимания НДФЛ и страховых взносов

Особенности и пример расчета отчислений с заработка иностранного работника

Основная сложность для бухгалтера-расчетчика заключается в правильном отслеживании смены статуса иностранного работника с нерезидента на резидента, с временного пребывания — на проживание.

Если сменилось положение временного пребывания на статус временного проживания, тариф взносов в ПФ не меняется. А вот взносы в соцстрах и ОМС поменяются на 2,9 и 5,1% соответственно. При этом нужно разделить доходы работника до изменения статуса и после.

Пример

Временно пребывающий в России работник-иностранец работает по патенту. Его заработок составляет 40 000 рублей. 25 марта 2019 года сотрудник получил разрешение на временное проживание.

Для расчета страховых взносов за март 2019 года распределим доходы на 2 периода: с 1 по 24 марта (15 раб. дн.), с 25 по 31 марта (5 раб. дн.).

Количество рабочих дней в марте — 20.

Рассчитаем заработок сотрудника до смены статуса:
40 000/ 20 дн. * 15 дн. = 30 000 руб.

Найдем доходы иностранного работника в период после получения разрешение на временное проживание:
40 000/20 дн. * 5 дн. = 10 000 руб.

Размер страховых взносов до получения разрешения:
В ПФР: 30 000 * 22% = 6 600 руб.
В ФСС: 30 000* 1,8% = 540 руб.

На ОМС взносы не взимаются.

Размер взносов после смены статуса:
В ПФР: 10 000 *22% = 2 200 руб.
В ФСС: 10 000 * 2,9% = 290 руб.
В ФОМС: 10 000* 5,1% = 510 руб.

Общая сумма страховых взносов иностранца за март 2019 года составит:
В ПФР: 6 600 + 2 200 = 8 800 руб.
В ФСС: 540 + 290 = 830 руб.
ФОМС: 510 руб.

Выплатить заработную плату иностранному работнику, временно пребывающему или временно проживающему в РФ, можно только в безналичной форме.

Постоянно проживающему в РФ иностранному работнику зарплату можно выплатить как в наличной форме, так и в безналичной.

Главное при расчете зарплаты иностранным гражданам — определить, какие налоги и взносы нужно удержать в зависимости от правового статуса и времени пребывания в РФ.

Знать все тонкости вопроса важно для соблюдения норм трудового, миграционного, валютного и налогового законодательства.

Просчеты бухгалтеров ведут к недостаточным или излишним выплатам, ошибкам в начислении налогов, что грозит штрафами и доначислениями.

Эксперты 1C-WiseAdvice досконально разбираются в вопросах расчета зарплаты и налогообложения иностранных работников, кроме того:

  • всегда в курсе последних изменений в законодательстве,
  • используют систему контроля качества расчетов, что исключает вероятность ошибок,
  • несут ответственность за качество учета.

Если по нашей вине возникнут ошибки, мы компенсируем штрафы и доначисления в полном объеме, что подтверждает полис страхования профессиональной ответственности с покрытием до 70 млн рублей.

Читайте также: